Lourens Alma Tadema, англ. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Когда Lawrence Alma-Tadema исполнилось 15 лет, он заболел. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912) — британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения. Художник из Голландии Lawrence Alma-Tadema (1836 г. -1912 г. ) ценит красоту древнеримской цивилизации.
Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. В это время развился его оригинальный творческий метод: художник выполнял первоначальный набросок и, если это требовалось, писал этюды прямо на том же холсте, на котором затем создавал окончательный вариант. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие.
28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
В 1900 году при проведении очередной Всемирной выставки в Париже он помогал в организации британской секции и выставил две свои работы, которые получили большую золотую медаль. Критики видели в этом противостояние войны и мира. Эйрд— его постоянный заказчик. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Успех работы заложил основу дальнейшей популярности художника, картину одобрили не только критики и коллеги по художественному цеху, но и король Леопольд8. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль.
В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени.
Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. Во время путешествия в Лондон в 1866 году произошёл следующий инцидент: из-за утечки светильного газа в бильярдной дома Гамбара случился взрыв и в дальнейшем Альма-Тадему преследовали инциденты, связанные со взрывчатыми веществами. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). Искусство Альма-Тадема Лоуренса было популярно так сильно, что в 1882 году он получил звание полного академика Королевской Академии художеств, а в 1899 году ему было присвоено рыцарское звание.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Она несколько необычна для творчества художника, который редко обращал внимания на противоречия и негативные стороны жизни античности. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Тогда же впервые проявился его перфекционизм: художник стремился к тщательной проработке мельчайших деталей, а если его что-то не устраивало, без колебаний уничтожал результаты собственного труда.
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». Тадема изобразил реальную женщину, причём модель была написана в натуральную величину, а пропорции её тела соответствовали статуе Венеры Эсквилинской, найденной в Риме в 1874 году36. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы».
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие.
За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема.
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя.
Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. В 1856 году Лоуренс Тадема покинул академию и начал углублённые занятия историей и архитектурой древних народов под руководством профессора Людвика Яна де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма их сотрудничество длилось около трёх лет. 8.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия.
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
3). Напряженные занятия привели к такому сильному переутомлению, что врачи стали опасаться за жизнь Лоренса. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. На этом же полотне, наряду со спускающимся Агриппой, чья осанка подчёркивает его высокое положение в государстве изображены склонившиеся рабы с остриженными волосами и группа просителей на переднем плане. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59.
Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870).
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Цвет моря мягко меняется с нежно-голубого, который почти сливается с небом, к сине-зелёному. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны».
На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. В том же году он совершил путешествие в Англию и подолгу работал в Британском музее и музее Виктории и Альберта. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Его работы являются по-настоящему уникальными. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Персонажами его картин были современники-викторианцы, поставленные в классические декорации, картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Англии, о чём свидетельствует и факт присвоения художнику рыцарского звания в 1899 году и возведение его в членство ордена Заслуг в 1904 году. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера».
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Картина оказалась столь популярной, что в 1879 году сэр Уильям Армстронг заказал художнику повторение. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19.
После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Мастерская Альма-Тадемы была украшена полукуполом, а в абсиде была помещена надпись: Ars longa, vita brevis. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX».
Эйрд— его постоянный заказчик55. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд).
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В академии Лоуренс Тадема занимался и с Н. де Кейзером, который подражал французским романтикам, что сказалось и на работах его ученика однако увлечение романтизмом оказалось недолгим. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему.
В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15.
6), что вызвало ряд протестов. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). По рекомендации Гамбара, в декабре 1869 года художник прибыл в Лондон, где был принят в доме художника Форда Брауна.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года).
Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. Там любимым предметом будущего художника стала история. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом.
За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. 4 было важным источником для работы художника.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. Но зрители приняли картину хорошо им в первую очередь импонировало безупречное мастерство исполнения, было приятно смотреть на красивую, роскошную жизнь, для созерцания которой не нужно вникать в историческую подоплеку событий.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
8. Многие знакомы с работами замечательного русского художника Генриха Ипполитовича Семирадского, творчество которого было посвящено сюжетам из истории древнего Рима и античной Греции. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы».
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты.
Учениками Альма-Тадемы испытывавшими его сильное художественное влияние и перенявшими манеру и технику письма, были в первую очередь жена Лаура и дочь Анна. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37.
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу. В 1856 году он покинул Академию и под влиянием профессора археологии и эксперта по историческим костюмам Луи Тае начал серьезно изучать историю и архитектуру древних цивилизаций. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими.
Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы.
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Павла. Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке.
Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы».
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Рисунки помечались иначе «portfolio N». И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов.
Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Армстронгу, впрочем, картина не понравилась.
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны». Художники очень похожи не только тем, что творили примерно в одно время, но и уровнем высочайшего художественного мастерства и монументальным отношением к воссоздаваемым сюжетам.
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. 5. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы». По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов.
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством68.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей).
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Дочери Альма-Тадемы— Анна и Лоранс— находились дома их вместе с кроватями взрывная волна вышвырнула из окон, не причинив серьёзных повреждений.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Первый глубокий обзор его творчества сделал Карел Восмаер, редактор журнала De Nederlandsche Spectator, который и сам собирал картины художника. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание.
После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории.
В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии.
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
«Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18.
Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров. Критики видели в этом противостояние войны и мира. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16.
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Две другие леди выглядят немного старше. Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов.
В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Последнее и наиболее фундаментальное исследование было опубликовано в 1999 году Розмари Барроу, с тех пор оно несколько раз переиздавалось.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». 1. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем». Похоронен в Соборе св.
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. У супругов было трое детей, но единственный сын скончался через несколько месяцев после рождения отоспы.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
.