До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Зефиром. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Над богиней парит Амур. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Движение в картине устремлено справа налево. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир- Хлорида- Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Жест заботливый, опекающий.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. О том, как весной расцветает природа. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. От его полета согнулись стволы деревьев.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. А с правого края художник изобразил и себя. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Движение в картине устремлено справа – налево. И, конечно, это породило особое искусство.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Кто автор: Сандро Боттичелли Как называется картина : ВеснаДоп.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Фигуры расположены волнообразно. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
От его полета согнулись стволы деревьев. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Это – гимн и природе и человечеству. Она показана простой, тихой и скромной. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. И как поэтично показано превращение.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. А май считался не только концом весны, но и началом лета. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Сколь приятна для любования. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). На самом деле это несколько противоречит истине. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Всё изменила вечная весна. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Один из таких шедевров – «Весна» Сандро Боттичелли.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Месяц считался концом весны и началом лета. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3- 1- 3- 1. Но, это неединственноеповторение в картине.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». В 1815-м она попала в галерею Уффици. Композиционно полотно делится на три части.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Исследователи предложили несколько толкований.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Она не просто богиня любви и красоты. Но это не единственное повторение в картине.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. О некоторых.
Но давайте попробуем. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Она стала богиней в пышном одеянии. Каково же содержание картины. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).