Это аллегория весны. Это аллегория весны. Именно поэтому съёмка получила название «Аллегория весны». Скульптура «Аллегория весны» (аллегория – условное изображение абстрактных идей или понятий при помощи конкретного художественного образа изображается как живые существа) представлена в виде молодой женщины, в волосы которой вплетены цветы.
В Весне Венецианова аллегория очень естественно завуалирована в бытовой сцене. Лоренцо, ученик гуманистов и сам талантливый поэт, собрал вокруг себя целую плеяду всесторонне образованных людей – знатоков античной культуры, философов, поэтов и художников. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. На лице ее блуждает грустная улыбка.
В первую очередь это можно сказать о Рубенсе. Лето» прекрасными и глубокими и написал, что «они отличаются замечательной правдивостью, отсутствием условности в композиции, цвете, в характеристике образов изображённые в них люди живут в своём мире». Картина Боттичелли – поэзия, сложенная линией и цветом. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. На картине Алексея Венецианова «На пашне.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Фигуры расположены волнообразно. И мусор кругом и лужицы, И кроны деревьев серые. Весна» представлена аллегория Весны.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. В римской мифологии у богини Земли были дочери Флора и Фауна.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Боттичелли в течение четырех столетий находился как бы в тени своих младших современников – великих мастеров итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Однако сам вырисовывать лица не любил, хотя писал и портреты. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Ступает она очень легко, едва касаясь земли.
РАЗНАЯ ВЕСНА Весна поначалу – юная, Неряшливая девчонка. По его мнению, «по благородству мыслей, по силе чувства, по совершенству исполнения эта небольшая картина Венецианова принадлежит к классическому наследию национальной культуры». «Музыка привлекает к себе духов человеческого сердца, которые являются как бы его испарениями слыша музыку, они почти прекращают другую свою деятельность, настолько душа, когда она внимает звукам, становится нераздельной и сила всех чувств как бы сосредоточивается в духе, воспринимающем звук», – писал Данте, любимый поэт Боттичелли. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Тогда проводились обряды плодородия, связанные с поклонением сестрам и Богине-матери. А ночью метели кружатся, Вернувшись на время с севера. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Взгляд ее печален. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Художник, чья эрудиция была столь велика, что он составил комментариий к «Божественной комедии» Данте, никогда, однако, в своих картинах не пересказывал чужих мыслей. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. К слову именно Савинов назвал картины «На пашне.
И, конечно, это породило особое искусство. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Крестьянская девушка, ведущая под уздцы лошадок, -- это аллегория весны. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Амур затевает свои игры с луком.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Вот таким образом «Аллегория весны», картина, созданная для загородной виллы Медичи около 1477 – 1478 годов и предназначенная, по-видимому, для прославления радости и молодости, царивших при дворе Лоренцо, полна вместе с тем какой-то неясной грусти и даже тревоги. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Сегодня нам дорога не только изысканная живопись Боттичелли, но и его мечта о прекрасном мире высокой поэзии, которая видится нам в сложных узорах его «Аллегории весны». Прекрасная картина, вся пронизанная солнцем, ощущением счастья, радости бытия и труда. "Аллегория весны".
Люди XX века вновь открыли для себя творчество этого замечательного мастера. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Козимо Тура. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Центральным образом является статная фигура молодой крестьянки. Около 1460г.
К50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Весна» и «На жатве. Прольётся на землю ливнями, Покончив с разрухой временной, Посмотрит очами синими И станет в тот час царевною. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Она почти парит над землёй, обе руки немного расставлены, как будто в лёгком полёте.
Писал Венецианов и портреты. и так без конца. В эпоху Возрождения Весну стали изображать фигурой Флоры (от лат.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Приладив вместо стрелы факел, он готов поразить пламенем любви трех граций. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но, это неединственноеповторение в картине. От его полета согнулись стволы деревьев. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Как видения дантовского Рая, скользят танцующие грации.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Но они безучастны, как безучастны Венера, Весна и отвернувшийся от всех Меркурий.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Месяц считался концом весны и началом лета. Лес дарит золотые плоды. Она выше коней.
Темнеют сугробы снулые, Да ветер бредёт сторонкой. Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Писал Венецианов ипортреты. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Другие, как, к примеру искусствовед Алексей Савинов посчитали, что Венецианов смог «передать подлинную поэзию материнства, показать очарование юной матери». Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Движение в картине устремлено справа – налево. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Сколько радости могло бы быть в этом мире.