Париж стоил обедни. От заказов не было отбоя. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Полностью экспонируется цикл «Цветы». Просто они красивы неземной красотой. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Имеют грандиозный успех его театральные афиши. Была младше художника на 22 года.
По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Критики пишут хвалебные статьи о его «поющей линии», о его изысканном колорите, теплом, как само женское тело.
Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Он стал любимцем повсюду. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Ибо к моменту их брака его долги были гораздо больше его состояния. В 1879году Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин.
За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. И прекрасная златокудрая Эмма осталась только в мечтах. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. И с 1880 года он работает то в Брно, то в Вене: театральным декоратором, маляром, автором уличных портретов, эскизов стенных инкрустаций.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Замок назывался поэтично – «Эмманофф», в честь хозяйки, графини Эммы. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Но его неудержимо тянуло в искусство. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Общителен и деликатно галантен с дамами. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Юноша купил элегантный костюм и шляпу. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Причина, разумеется, не в размере. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т. к.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Но него не было никогда чувства, что он разменивает свой талант. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Хотя первое время Муха чувствовал себя чужаком среди монмартровской богемы. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
От заказов не было отбоя. Был красив и статен, с загорелой золотистой кожей и белоснежными здоровыми зубами. В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. Даже в Японии, где открыли его музей. Муха остался без средств к существованию.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Да и самого художника в Европе порой считают французом. Это была афиша на премьеру спектакля Жисмонда с актрисой Сарой Бернар. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был счастлив любовью к единственной. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
Вспоминали, что он был улыбчив и почти беспечен. В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.
Из-за частой работы на пленэре простывал и то и дело болел гриппом. Ничего подобного до Мухи никто не делал. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Там Альфонс работает в качестве художника-декоратора театра. Не гнушался коммерческой рекламой.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. У неё две дочери. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». Во Франции художника называли Мюша.
Своему сводному брату он даже послал в Моравию модное пальто, а сестрам кружева. Конечно, ему так хотелось выглядеть преуспевающим. Ему заказывает афишу сама великая Сара Бернар. Уже в самом первом, наиболее известном плакате, который художник сделал для спектакля «Жисмонда», видны его стилистические приемы, которые потом художник будет переносить в другие работы. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В 1892 он по заказу иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. От заказов не было отбоя. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Это было не только неожиданно, но почти убийственно. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Книга стала учебным пособием для многих поколений художников. Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898).
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В эти годы Муха приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д. ). В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов – иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Снял приличную комнатку-мастерскую. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. И главное, полно заказов.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Он успел съездить на заработки в Америку. Хитилова была соотечественницей Мухи. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Его личная, семейная жизнь. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. Комплексы стали отступать. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России».
Хитилова была соотечественницей Мухи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
В настоящее время она живет в Чехии. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Он стал мелким служащим в местном суде. Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии – Академия Коларосси.
В 1891 году у Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. Однако неожиданно «грянул гром». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра Ренессанс в 1894 году. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году. В тот период основной заработок Мухе приносили иллюстрации, которые он выполнял для популярных журналов. В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ).
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. Во Франции Муха был известен в транскрипции его фамилии на французском языке – Муша.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации.
Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Все костюмы, украшения и декорации также выходят из-под пера Альфонса.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Но и она, родив мужу еще двух дочерей, вскоре умерла. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Тем не менее денег эти заказы приносили немного. Это вытянутость плаката и женская фигура в центре композиции.
От крупных промышленников, делателей автомашин, шоколада и шляпок до бедных контор. От заказов не было отбоя. Там его уже встречали афишами с его изображением в полный рост и аршинными буквами: «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен. ». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Жестоким к слабым и неудачливым. Многое из того, что там изображено, позже было выполнено и в металле и в дереве. На выставке в Музее модерна представлены также принесшие известность художнику декоративные панно с женскими образами из серии «Сезоны» – «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900).
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее.
«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Название пришло из Франции.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. А между тем оно стало буквально символом в изобразительном искусстве конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество. Однако в 1889 граф из-за финансовых трудностей прекратил спонсировать обучение Мухи и Муха остается без средств к существованию. Однако они оба знали: «деньги – вещь наживная» – и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили двух дочерей – рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на ослепительную мать.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Интересна история внучки Мухи. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Эта самая знаменитая в то время дама даже подписывает с ним контракт на шесть лет. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. А затем и в парижскую академию Жульена.
На выставке представлены самые известные афиши художника: «Жисмонда», «Лорензаччо», «Самаритянка», где главную роль исполняла Сара Бернар. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Альфонса он отправил в лицей в Брно. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. После того как молодой художник закончил гимназию, перед ним стал выбор – куда пойти учиться дальше. По тем временам это было неслыханной роскошью.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Интересна история внучки Мухи. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Потом в дневниках, вспоминая этот период своего становления, Альфонс напишет, что это было для него – неопытного, чистого душой оптимиста – «страшное время трудностей и лишений». С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Осенняя погода приносила простуду. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа. Но каким страшным напряжением сил. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера.
И обожала его. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
Боже.
Муха придет. », а далее дата – уже неразборчиво. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде.
Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
В настоящее время она живет в Чехии. В те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в большой моде. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Искренне и бескорыстно.
Фортуна теперь улыбнулась ему. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. И вот он, спустя десятилетия, действительно к нам пришел. И в борьбе с Парижем этот славянин стал побеждать.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Париж любит сильных. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Работой, прославившей Альфонса Муху, стал театральный плакат.
Граф сообщал, что в связи с финансовыми затруднениями прекращает высылку денег. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы. Ибо к этому времени он открыл свой стиль – неповторимый и единственный. Художественное образование получает в Брно.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Но, конечно именно парижский период возродил его славу. И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты (достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты). Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
В Мюнхене Муха увлекся декоративно – прикладным искусством. Туда его устроил отец. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Его рисунки расходились по всему миру. Ах, как она была хороша.
У неё две дочери. В 1902 году он выпустил альбом «Декоративные документы», в котором были представлены различные шрифты и декоративные элементы. Среди первых работ Мухи в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы».
И закрутилась карусель неплохих заказов. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Но постепенно он понял, что работает лучше интереснее многих. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Матерью Альфонса была вторая жена Ондрея (первая умерла), 37-летняя Амалия, дочь богатого мельника.
Ненавидел холод и осень. Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. После первой мировой войны художник возвращается на родину. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Появились деньги. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Бруноф впоследствии купил это кафе и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью. В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и эскизов. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Ар-нуво или модерн, охватило Европу с начала 1880-х и только Первая мировая война вернула к прозе жизни любителей прекрасного. Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Но вопреки своей воле в историю изобразительного искусства он вошёл именно благодаря женским образам, созданным на рубеже XIX – XX веков. Потом он рисовал и их, дочерей – молодых, свежих.
В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Но это не так. По углам и над окнами «престижных квартир» под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, танцевали и водили хороводы грациозно-нежные амазонки.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. «Бедность тоже имеет право на красоту», – часто повторял Муха. Свои орнаменты Муха щедро дарил другим художникам. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Муха остался без средств к существованию.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).