В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Для оформления заказа и покупки репродукции картины Альфонса Мухи нужно выбрать понравившуюся картину и нажать на кнопку Заказать под изображением. Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн. Картина чешского художника Альфонса Мухи «Танец» является жемчужиной мирового наследия.
В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Он с удовольствием писал то, что любил сам. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Сказочно обильный и политически активный Муха посвятил остаток своей жизни академичной живописи. Муха остался без средств к существованию. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Важным элементом произведений Мухи становится полусфера, по-разному декорированная и всюду удачно вписанная в общий сюжет. Название пришло из Франции. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Слева автопортрет художника.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». От его картин невозможно отвести взгляд, настолько они гармоничны. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. От заказов не было отбоя. Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Топаз, 1900 год. Весна, 1894 год.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Техника создания – масло и яичная темпера.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Альфонс Муха (чеш. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Название пришло из Франции. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Холст, масло. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
У неё две дочери. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
Хитилова была соотечественницей Мухи.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Недаром Альфонс славился своим талантом рисовать и оформлять плакаты. Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Музей Альфонса Мухи, Прага. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Родился Альфонс Муха в 1860 году. С 1904 по 1913 гг. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Частная коллекция.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
На фото слева: Цветок, 1897 год. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Интересна история внучки Мухи. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. 1893 год.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Великая актриса была очарована работой. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Когда в 1918 году провозглашается республика, Альфонс Муха получает заказ на изготовление чехословацких почтовых марок, государственного герба и денежных знаков.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. В настоящее время она живет в Чехии. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Mucha Museum, Прага. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. В 1906 году мастер женится на Марии. Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Центральный персонаж полотна – девушка. Принцесса Гиацинт, 1911 год.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Слева автопортрет художника.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Позже у них рождаются две дочери и сын. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах.
Холст, масло. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. После первой мировой войны художник возвращается на родину. В своем творчестве он часто прибегал к трафаретам и специальным краскам.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Передний план насыщен множеством деталей, контрастирующих друг с другом. Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. В настоящее время она живет в Чехии. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Изумруд, 1900 год. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. У неё две дочери.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Он согласился. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. От того, что здесь его называют Мюша. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Но судьба благосклонна к гению.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Но это не так. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Холст, масло.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Мадонна лилий, 1905 год. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. Но это не так. Вот таким образом свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Художник моментально становится знаменитым. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Интересна история внучки Мухи. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Приведем краткое описание картины. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Например, аметист – это ирисы. Близится Рождество.
Художественное образование получает в Брно. В ту пору он заинтересовался историей славян. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Но на этом сказка закончилась. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Аметист, 1900 год.
Это было довольно прибыльным делом. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Дама с камелиями, 1896 год. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Можно сказать, что этот шедевр относиться к литографии. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Афиша стала революционной. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Является единственным официальным музеем художника. В представлении принимала участие Сара Бернар. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Картины отличались насыщенностью красок и деталей. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Холст, масло. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Вот и я не исключение и поддалась соблазну сделать серию шелковых платков с копиями известных картин, таких как «Времена года», «Драгоценные камни», «Цветы» и пр., которыми спешу поделиться с вами, дорогие читатели. Славянский Эпос, 1928 год.
Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Вклад Мухи в развитие рекламы можно сравнить, наверное, только с вкладом Энди Уорхолла полвека спустя. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Рубин, 1900 год. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Именно вот таким образом его работы выходили столь яркими и оригинальными. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
«Танец» напоминает иллюстрацию к чудесной сказке или прекрасному стихотворению. Да и самого художника в Европе порой считают французом.