В архитектуре классицизма в качестве акротериев устанавливались преимущественно скульптуры. В архитектуре классицизма в качестве акротериев устанавливались преимущественно скульптуры1. Акротериями применялись в античной архитектуре, преимущественно в храмах, как составной элемент архитектурных ордеров. Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле.
Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. В нынешнее время акротеры применяются не только лишь в архитектуре, но также и в мебельно-столярном деле.
Акротерий – скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.
и особенно популярна в третьей четверти столетия3. Ансамбль стилистически разнородных элементов называют контекстуализмом. Сложнейшая ажурная резьба выполнена виртуозно. 150-метровая длина собора, высота сводов 40 – 50 м, высота башен 80 м становились нормой. Статьи расположены в алфавитном порядке. Вот таким образом задачей архитектора является согласование в пространстве и во времени (концептуальном времени восприятия художественного произведения) многих тем, форм, объемов, силуэтов.
Вот таким образом архитектоника является художественно-образным качеством архитектурной формы. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. В отличие от качеств тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней конструкции), архитектоника несет в себе композиционный смысл. АКРОТЕРИИ (греч. Алтарь (лат. базилика храм).
ensemble – вместе, сразу, от semblable – похожий, подобный греч., лат. С IX в. стали делать чертежи, в XIV – XV вв. Появилось не позднее 7в. gothi), художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII – XV вв. Посередине находилась арена (лат. АРКА (франц.
Единственный недостаток арки и свода – боковой распор, разваливающий опоры. Таков знаменитый алтарь Зевса в Пергаме (ок. Испанские алькасары – одно из самых романтических проявлений национального искусства. Крупнейший в мире Амфитеатр – Колизей в Риме. Но творчество – сокровенный индивидуальный и субъективный процесс. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). Художники разных стран, эпох, направлений и школ прекрасно понимают друг друга.
Это и понятно, ведь Древняя Греция и Рим – колыбель европейской культуры. Самый знаменитый алькасар (XVI в. ) находится в г. Сеговия. арка), ряд ложных (рельефных) арок на поверхности стены, скомпонованных в виде фриза. Многие храмы Древней Греции строили гипетральными по необходимости.
Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения). Они прикрывали торцы калиптеров – выпуклых (двускатных) черепиц. А. господствующими мотивами стали растительные. также мегарон).
до н. э. Любопытно, что колоссальные стелы спорадически ставились и в эпоху эллинизма, несмотря на закон изданный правителем Афин Деметрием Фалерским «против роскоши надгробий» (317 до н. э. ), положивший конец замечательной отрасли классических стел. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. АМВОН, АМБОН (др. -рус. 174 Ш. 93, 5 Т. 45), найденный у реки Илисс между большим и малым мостами7. Акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.
Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке). abaculus – цветной камешек для мозаичного набора. Чем больше нагрузка, тем лучше они пружинят. voluta, от лат. В мусульманской архитектуре айваны открываются во внутренний двор медресе. architektura, от ср. -лат.
antiquus – древний см. В Риме крупнейшие архитектурные ансамбли создавались в XVII в., в эпоху Барокко. В христианских храмах алтарем называют стол (престол), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. Аркатурный пояс с колонками называют аркатурно-колончатым. В Византии басилевс – эпитет императора. Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции.
АБУТ (франц. АНТАБЛЕМЕНТ (франц. Другое наименование – каведиум.
Высота стелы, которую мог венчать такой акротерий, должна была быть не менее 4 м. Известно небольшое число аналогичных памятников самый близкий – в музее Метрополитен в Нью-Йорке4, того же времени (350 – 325 до н. э. ) и подобного размера (В. Алейжадинью был рожден калекой (его прозвище означает маленький калека). В архитектуре Итальянского Возрождения и Барокко волюты стали использовать в качестве конструктивных (в поддерживающих консолях) и декоративных элементов. Большие волюты называют также суппортами или эвольвентами. Места для зрителей поддерживались арочными конструкциями из римских архитектурных ячеек. Предлагаемая серия словарей Мир искусства состоит из нескольких выпусков (Византийское и древнерусское искусство, Декоративно-прикладное искусство, Язык произведения изобразительного искусства и др. ).
Это позволило значительно увеличить пространство храма, а внутренние опоры превратить в тонкие пучки колонн. Название происходит от средневековой партии гибеллинов, противников гвельфов. также аппаратор). Стасов).
gothique итал. опеон). Понятие антаблемента относят только к плоским или архитравным, перекрытиям. Но живой мир художественного творчества разрушает эти границы. до н. э. ) римский период (I в. до н. э. – V в. н. э. ). arena – песок) – площадка для гладиаторских боев или иных представлений.
Антаблемент членится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т. п. римская архитектурная ячейка). Двор, окруженный колоннами, называют перистилем.
archontes – правитель), которых называли басилевсами (греч. 23), но несколько уступающий фанагорийскому по качеству работы6. Средствами симметрии, ритма, пропорционирования, акцентации архитектор выделяет главные и подчиненные части сооружения, центр и периферию, верх и низ, подчеркивает детали имеющие особенный художественно-образный смысл. Каноническую последовательность представляют собой анфиладные аванзал (или антикамера), аудиенц-зал, тронный зал. АМФИТЕАТР (греч.
К примеру, опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия, представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, выражающая идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу, есть архитектурный образ, композиция. Главное качество древнегреческой архитектуры – тектоничность (см.
в Риме). требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Западноевропейские христианские базилики имеют план в виде удлиненного латинского креста. В католических соборах по сторонам алтаря воздвигают две кафедры: одну для чтения Евангелия, другую – Апостола, посланий и проповедей (ср. также из мрамора, реже из бронзы (напр., согласно Павсанию, на храме Зевса в Олимпии).
abaque, от греч. БАРОККО (итал. виадук).
Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы – ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Снизу этот кубик не виден и тем самым создается фантастическое ощущение не опирающегося на колонны, а летящего потолка, расписанного под ночное небо синим с золотыми звездами. Базилики (лат. Только при этом условии возможен научный диалог.
voluto – катать, скатывать), архитектурная деталь в форме спирального завитка. arc, от лат. abax, лат. arcature см.
Ансамбль, таким образом, представляет собой более сложную целостность, чем обычная архитектурная композиция. В средневековье – главный строитель, руководитель артели каменщиков (см. АРХИТЕКТОНИКА (греч. украшение в архитектуре, размещаемое над углами фронтона.
В старину архитектором называли также и заказчика сооружения. Отсюда изогнутые (выпуклые и вогнутые) фасады, витые колонны, разорванные фронтоны, просторные наружные лестницы, перспективы городских магистралей и создание грандиозных архитектурных ансамблей. Такая аркада создает легкий изящный образ пружинящей конструкции (ср. кантория). Часть фона, на котором он помещен, сверху округлая.
АКРОТЕРИЙ (греч. – верх, фронтон), пластич. Отсюда авлический стиль, т. е. богатый, дворцовый, аристократический. Иначе – несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры).
Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. В христианской символике амвон – Голгофа, а храм – весь мир. аркатура).
Айван внутреннего двора жилого дома в странах Ближнего Востока называют тарма. АРХИТЕКТУРА (через польск. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции.
АНСАМБЛЬ (франц. Анфилады жилых комнат характерны для архитектуры русского классицизма. architectura см. Служат укрытием для стрелков. Их суровый облик замечательно соответствует скалистому пейзажу этой страны.
В центре амвона устанавливали Триумфальный крест с распятием. Алейжадинью спроектировал, построил и обставил церковь Бон-Жезус-ди-Мато. зиньюс в Конгоньясе (1757 -1777). до н. э. ) период классики (середина V в. до н. э. ) поздний или эллинистический, период (IV – I вв. По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг. ).
Для арабской и мавританской архитектуры характерны подковообразные (суживающиеся книзу) арки, для древнерусской и индийской – килевидные (с заострением наверху). al-kasr – крепость), укрепленный дворец, замок испанских рыцарей XIV – XVI вв. персонажи: амазонки, нереиды демонич. Он не был закончен мастером и к тому же дошел сильно оббитым, но условия нахождения не позволяют сомневаться, что он предназначался для увенчания огромной погребальной стелы из Афин8. Впервые аркады стали использовать древние римляне (см.
АРХИТЕКТОР (др. -рус. Амфитеатр (от греч. aulicus – дворцовый, от греч. Постепенно руки перестали ему повиноваться, он ослеп, но продолжал неустанно работать, прикрепляя инструменты к запястьям, до конца своей долгой жизни. В эпоху Итальянского Возрождения, в середине XV в., архитектор Ф. Брунеллески применил аркаду по колоннам – композицию, в которой пяты (основания) арок опираются непосредственно на капители колонн (прототипы этой композиции имелись в арабской, византийской и испано-мавританской архитектуре). — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют. В Древней Греции акротерии обычно устанавливались на фронтонах храмов (храм Афины на острове Эгина, храм Немезиды в Аттике). abacus – доска), верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия (см.
Барочные волюты S-образного изгиба (с двумя завитками на концах) выражают идею динамики, напряжения, скрытого усилия и пластически обогащают переход от вертикальных к горизонтальным элементам здания. Акведуки, переброшенные через овраги и русла рек, являются одновременно мостами (см. в Греции. В архитектуре арку, как и купол, всегда сравнивали с небесной Аркой.
basilicae – дома басилевсов) строили также в Риме, в частности на Римском Форуме. В XV – XVI вв. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме. 2.
Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена к северу от Альп). АНТЕФИКС (греч., лат. А. были, помимо растительных (розетты, акант, пальметты), маргинальные мифологич. Эти произведения были сначала символического характера, а позже стали конкретными орнаментами, взятыми с растительного царства их сооружали наподобие листа специальной веерообразной пальмы. АРКАТУРА (нем. Восточная часть заканчивается апсидой, но апсиды могут также завершать рукава трансепта. Арка, продолжающаяся в глубину, образует свод.
fastigium – вершина). Римляне использовали преимущественно коринфский архитектурный ордер, как самый пышный и добавили к существовавшим прежде композитный (сложный). Например: Итальянское Возрождение (оба слова с прописной буквы), Северное Возрождение. существа, преим.
АЙВАН (араб. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. С XI в. в Италии появлялись подписи главных строителей на возводимых ими зданиях. ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц.
Не все архитектурные стили обладают достаточными ансамблевыми возможностями. н. э. ). В православных храмах амвон – полукруглый выступ солеи, площадки перед царскими вратами иконостаса.
АТРИУМ (лат. Пространство стало легким и светлым. В отличие от научных понятий, в искусствознании чаще приходится не ограничивать смысл слов, а, напротив использовать развернутые литературные описания, основанные на сравнениях, ассоциациях, метафорах исторических сопоставлениях. Самый знаменитый из амфитеатров – Колизей в Риме (72 – 80 гг.
Связан с конструкцией венецианского окна (гирька заменяет в таком окне среднюю колонку). – макеты. Римляне центральный акротерий называли фастигием (лат. Arkatur, франц. Древние римляне называли бога границ и межевых столбов Терминусом.
Аналогичную функцию в нижней части колонны выполняет плинт базы. Отверстие в кровле называли гипетроном (греч. ambon – возвышение), в раннехристианских базиликах – возвышение в центре нефа, под средокрестием, с которого читали Евангелие.
римская архитектурная ячейка). Г. Шрадер датировал памятник II в. до н. э. В отличие от плоских архитравных перекрытий (которые должны выдерживать нагрузку на прогиб и вот таким образом ограничены по длине), арочные и сводчатые конструкции теоретически способны перекрывать огромные пространства (см. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). В 1906 году Ганс Шрадер опубликовал колоссальный акротерий из Афин (В. По одной из версий, такие завитки воспроизводят мотив распускающегося цветка.
В античную эпоху был создан классический тип жилого дома (см. В Древней Греции городами управляли архонты (греч. архитектоника). arc-boutant, от arc – арка и boutant – связка, крайняя опора), удалось значительно ослабить боковой распор. Аулой древние греки называли богатую, роскошную одежду, шитый ковер затем – крытое помещение, внутренний двор жилого дома (в древности роль стен играли ковры, завесы).
В раннехристианских храмах апсиды могли находиться и со всех четырех сторон (см. 1, 05 м)5 (рис. АБАК, АБАКА (франц.
about – гребень, шип), стык, граница, соединение либо завершение формы в строительных конструкциях. Излюбленными изобразительными мотивами древнегреческого акротерия были, помимо растительных (розетты, акант, пальметты), маргинальные мифологические персонажи: амазонки, нереиды демонические существа, преимущественно крылатые: грифоны, сфинксы, горгоны, Пегас. – верх, фронтон), пластическое украшение в архитектуре, размещаемое над углами фронтона. aquae-ductus, от aqua – вода и duco – веду), древнеримский водопровод. То же, что у римлян атриум (см.
Греческое название гелика. Этот элемент характерен, в частности, для владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений).
Архитектоника (от греч. Гибеллины поддерживали германских императоров в их борьбе с римскими папами (по одной из версий, от наименования г. Вайблинген в Германии их главной резиденции). Отсюда известные слова Светония о том, что император Август принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. ВОЛЮТА (итал.
АРКАДА (франц. (ср. Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). кремальеры машикули мерлоны). entablement – надстолье, от лат.
В XVIII в. стиль Барокко распространился в архитектуре Германии, Австрии и России. Стремительный рост населения европейских городов в XII – XIII вв. Другие типы перекрытия: арку, свод, купол – можно называть антаблементом лишь метафорически.
enfilade – по нитке, от лат. до н. э. ), а также похищения, чаще всего связанные с вознесением на небо (терракотовая группа «Похищение Ганимеда», 480–470 до н. э., Олимпия, Музей). АВЛА, АУЛА, АВЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (лат. гипостиль).
В каждой из них дается разъяснение термина и его этимология. Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136 – 1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. aula – двор, дворец), главный, актовый зал средневекового университета, коллегиума. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв. ) – иконостасом. alcazar, от араб.
базилика клуатр ср. Прямоугольные зубцы стен с раздвоенным завершением наподобие ласточкина хвоста. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. Римляне строили из кирпича и так называемого римского бетона (смеси цемента и гравия см. Сквозные формы стали интенсивно появляться в акротериях с середины IV в. до н. э., причем есть ряд примеров двусторонних, чрезвычайно хрупких изваяний2.
Однако в истории архитектуры значение абаки различно. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком украшаются скульптурой и памятными надписями. basilike – дом басилевса), прямоугольное в плане здание. arcade см. В др. -рим. Антаблемент без архитрава называют облегченным, без фриза – неполным.
Поперечный неф подобного типа храма называют трансептом. Слова, выделенные курсивом, являются заголовками других статей. АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА (от лат. contreforce – противосила) и аркбутанов (франц.
Пантеон).
Арку выкладывали снизу вверх из клинчатых (трапециевидных) кирпичей или мелких камней и запирали в середине дуги, в верхней точке замковым камнем. арка), ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы или колонны. АНФИЛАДА (франц. 180 г. до н. э. ).
Использован тот же тип – раздвоенного побега аканфа с двойной пальметтой на фоне, но в качестве центрального элемента в нем фигурирует новый мотив – портретный бюст безбородого мужчины в лавровом венке. В Германии такую перегородку именуют леттнер, в Англии – скрин. амфипростиль диптер периптер простиль псеадопериптер толос). крылатые: грифоны, сфинксы, горгоны, Пегас.
Ряд арок образует аркаду. мегарон вилла), выработана композиция античного храма (см. Акротерий (акротерион, греч. крестово-купольные храмы ротонда).
Акротеры принадлежат к тем архитектурным частям, какие обобщаются единственным названием «свободная законченность». С тех пор гирька стала типичным мотивом русской архитектуры. В этом случае верхние украшения именовали акротериями, а нижние – полуакротериями. ajvan – свод, туннель, коридор), в архитектуре эллинизированного Востока (IV в. до н. э. – V в. н. э. ) – большой, прямоугольный в плане храмовый зал с арочным проемом главного фасада, превращающим его в подобие перекрытого туннеля или глубокой ниши. gotico, от лат.
Отцом Барокко считают великого Микеланджело. В средневековье алтари помещали внутри церкви – в средокрестии или апсиде (см. basileus – царственный, мудрейший). секретарскую работу в противовес карьере правоведа. Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц.
В более конкретном значении – декоративный элемент, расположенный по углам (вершинам) треугольного фронтона здания. nervurе – ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. мотивами др. - греч. Архитектор А. Фьораванти из Болоньи впервые применил этот элемент в портале западного фасада Успенского собора Московского Кремля (1475 – 1479). Они дают тень и прохладу.
В античности жертвенники находились перед храмом, на специальной площадке – теменосе и все культовые церемонии проводили снаружи (храм считали жилищем божества). Вот таким образом Б. Р. Виппер называл архитектуру в высшей степени изобразительным искусством. Автор вынужден выбирать по собственному усмотрению те значения, которые, по его мнению, лучше всего раскрывают исторический смысл развития искусства. Автор стремился использовать новейшие источники, материалы которых не вошли в академические справочники, а также приводить нестандартные формулировки. АЛЬКАСАР (исп.
амбонъ, от греч. В древнегреческой мифологии известна богиня Арка, сестра Ириды (олицетворяющей радугу). Архитектор становился проектировщиком.
авла). также архитектоника). В классической античной архитектуре абака была одним из модулей при расчете пропорций здания. архитектонъ, от греч. amfiqeatron) – 1. В 1485 – 1516 гг. АКВЕДУК (лат. В первом выпуске рассмотрена терминология архитектуры.
Над ареной натягивали тент – велум – от солнца. бут), вот таким образом их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мраморной облицовки. Излюбленными изобразит. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования.
Издали антефиксы выглядят как украшение, наподобие зубчатого карниза. ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч.
АЛТАРЬ (лат. 1. Две волюты являются частью капители ионического ордера.
Правитель восседал на троне в апсиде, а вдоль нефа (продольного помещения), обычно разделенного двумя рядами колонн на центральный неф и два боковых, к нему шли просители. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. до н. э. Ныне остатки грандиозных акведуков сохранились в основном вне Италии, в бывших римских провинциях – это Гардский мост близ Нима (Южная Франция), акведуки в Сеговии и Алькантара (Испания).
protos – первый, начальный) или искусство Крита и Микен (III – II тысячелетия до н. э. ) архаический период (VII – VI вв. 5в. hypaithron).
Отнесение архитектуры к неизобразительным искусствам весьма спорно. Происходит от древнегреческого мегарона или огороженного двора с очагом в центре (отсюда и название).
антаблемент архитрав). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Открытые дворы древнеегипетских храмов также называют гипетральными (ср. архитектура) искусство архитектуры древних греков и римлян. Древнеримский атриум имел отверстие в кровле – комплювий (изначально для выхода дыма от очага) и бассейн под ним – имплювий для сбора дождевой воды.
БАЗИЛИКА (греч. Диалоги написаны в простой манере на народном я. зыке для публики, неискушенной в латыни. В нем отражена наиболее важная и актуальная информация. АЛЕЙЖАДИНЬЮ (Aleijadinho) (родился 09. 08. 1738. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Каждый выпуск посвящен определенной теме.
В середине XIX в. возник стиль Необарокко. триконх тетраконх). Бове Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В. П.
Первоначально делалось из терракоты, с 6в. Такие акведуки пересекали Вечный город в разных направлениях. Римляне заимствовали эту конструкцию и сооружали многокилометровые арочные мосты (иногда многоярусные с учетом понижения земной поверхности) с трубами, по которым подводили питьевую воду из близлежащих горных источников в Рим. Общеизвестно, что язык художественного творчества универсален. В истории искусства много терминов греческого и латинского происхождения.
Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать – к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Требовалась новая конструкция. машикули). barocco, от португ.