И в 1980-м году ее убили грабители. С самого начала уже одно слово Композиция звучало для меня как молитва».
В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». И уже через год женился. Похожий прием мы встретим еще в двух листах: в Вечере и, не так заметно, в Гомоне.
В конечном итоге он решил уехать из Европы в Москву. Наконец, через много лет в Композиции 2 мне удалось выразить самое существенное этого бредового видения. Ларионовым ходил по рынкам в поисках лубков, которыми заинтересовался еще в Мюнхене и составил собрание этих произведений. Георг Муха метко назвал его «создателем целой художественной империи». может не состояться» 7. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.
И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты. Черный цвет страниц словно окутывает собой небольшие по размеру гравюры. Малевич, а Кандинский, в свою очередь, принял участие в экспозиции «Бубнового валета» того же года. Почему картины Кандинского – шедевры, которые вам не удастся повторить, рассказывает Снежана Петрова.
Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Возможно, она была приобретена с выставки в Осло. В Мюнхене работал и Август Эндель и Адольф Хёльцель — мастера-новаторы. Это 17 произведений Кандинского: семь импровизаций периода 1909-1913 годов и одна из лучших его композиций – «Композиция VI» (1913), картины и пейзажи мур-науского периода, когда в его творчестве только еще намечались абстрактные элементы: «Дамы в кринолинах» (1909), «Зима I» (1909), «Арабы» (1911).
Последний раз подобное происходило в 1989 году. Участниками первой выставки редакции «Синего всадника», открывшейся в мюнхенской галерее Таннхаузера, были: А. Макке, Г. Мюнтер, Г. Кампендонк, Р. Делоне, В. и Д. Бурлюки, композитор А. Шёнберг. Этим стилевым поискам не противоречат и русские истоки, которые также поддерживают постоянный «импульс модерна» в раннем творчестве художника. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом.
Сам Кандинский неоднозначно оценивал результаты пребывания в Швеции. – А я – за пять. В Осло она состоялась в начале 1914 года, здесь экспонировалось пять программных произведений Кандинского: «Композиция V», «Пастораль» (оба – 1911) и три импровизации. Период с 1909 по 1914 год был самым интенсивным, художник написал около двухсот картин, некоторые из них большого формата. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы – вот это все), постепенно обретало структуру.
После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой. Однако не только эти композиционные и сюжетные повторы придают единство всему альбому. Поэт с молитвенно сложенными руками и кот ученый.
Кандинский вспоминал, что когда он вернулся в Россию, один из его коллег спросил: «Ну что, теперь мы будем писать картины на национальные темы. » И далее Кандинский как бы продолжил этот вопрос для самого себя: «А после окончания войны. Художники в последний раз увиделись зимой 1915-1916 годов на нейтральной территории в Стокгольме, куда эмигрировала Мюнтер, чтобы встретиться с Кандинским. Так им были отмечены следующие работы: «Дамы в кринолинах» (1909, ГТГ), «Желтый утес» (1909, не сохранилась), «Зима I» (1909, ГЭ), «Импровизация 4» (1909, Нижегородский Государственный художественный музей), «Импровизация 5» (вариант I, 1910, не сохранилась), «Импровизация 7» (1910, ГТГ), «Импровизация 11» (1910, ГРМ), «Озеро» (1910, ГТГ), «Георгий II» (1911, ГРМ), «Арабы III» (1911, Национальная галерея Армении), «Импровизация 20» (1911, ГМИИ), «Импровизация 25» («Сад любви», 1911, не сохранилась), «Черное пятно» (1912, ГРМ). Москва оставила наиболее сильные визуальные впечатления, полученные Кандинским. Он развил принципы этого искусства и на первый план в цветовой композиции выдвину пятно.
Стоит обратить внимание и еще на один источник. В журнале «Konst» была напечатана его другая статья «Искусство беспредметного». Художник воспринял опыт французских фовистов, проведя незадолго до мурнауских открытий некоторое время в Париже и немецких художников-экспрессионистов первого призыва — группы «Мост».
ЛарионовиК. С. Но не на ГабриэлеНина Кандинская. Здесь он познакомился со своей будущей женой Н. Н. В первом альманахе «Синего всадника» (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана – готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).
С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. Чаще всего это пейзажи. Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу. Но главные художественные ориентации Кандинского были русские и немецкие.
В старости она перебралась в шале в горах Швейцарии. Выставка «Синего всадника», организованная в 1913 году галереей «Штурм» («Der Sturm») в Берлине, в несколько измененном составе путешествовала по городам Европы. Тем самым подготавливался тот перелом, который произошел в конце десятилетия во время работы в Мурнау. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. Тем не менее в некоторых своих разновидностях, пусть уже мало напоминающих об опыте 1910 года, абстрактное искусство существует и по сегодняшний день. В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»). Через 10 лет он встретил новую любовь – художницу Габриэле Мюнтер.
и не была на поводу у кого-то. Основным направлением деятельности «Синего всадника», во главе которого стояли Василий Кандинский и Франц Марк, стала организация выставок в Мюнхене и издание в 1912 году одноименного альманаха, получившего огромную известность. Модерн Кандинского органически перерастал в экспрессионизм. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет.
Тут уже Кандинский был старшим в паре. Эта важнейшая работа парижского периода художника не выставлялась на торги с 1964 года. Самая дорогая картина Кандинского продана в ноябре 2016 года на аукционе «Кристис» за 23, 3 млн долларовКандинский был уверен в своем таланте, но думал, что потомки его оценят только через 100 лет после его смерти. В самом Мюнхене его творчество объясняли как раз византийскими влияниями. Он верил в единство всех искусств.
«О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил – не тужил. Немецкий югендстиль (национальный вариант того общеевропейского стиля, который в России получил наименование модерна) был, как и следовало ожидать, важной составной частью тех общих стилевых исканий, которые происходили в живописи Кандинского.
Нина провела с Кандинским долгие 28 лет. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан.
Принято считать Кандинского русским художником. В начале Первой мировой войны Кандинский покидает Германию и в декабре 1914 года появляется в Москве. Это было время его активных творческих поисков, когда самые разнообразные тенденции находили отклик в его творчестве. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз».
Кандинский со своими сторонниками продолжил работу в Российской Академии художественных наук. Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. Позднее начало было восполнено длиной пути. «Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним.
Он увлекался оккультными науками, теософией. В 1900-е годы он в декоративной манере писал фольклорные сюжеты, почерпнутые из истории и быта русского народа. С Кандинским Добычина вела переговоры еще летом 1913 года, надеясь организовать ее осенью. На его Первом немецком Осеннем салоне в 1913 году было представлено 366 работ 90 художников-авангардистов из 13 стран, в том числе и художники «Синего всадника», включая Пауля Клее и Альфреда Кубина.
И, конечно, уносить с собой в потоке. Так, желтый цвет у него ассоциировался с безумием, голубой -с небесным спокойствием («Синяя гора», 1908-1909 гг. ), зеленый – с коровой на лугу, красный -с энергией. Все они отличаются декоративностью, звучностью цветовых гармоний. В 1911 году из-за эстетических разногласий он вышел из этого общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник», в которое вошли французские, немецкие и русские мастера. Франц Флаум.
Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. Это была одна из самых значительных экспозиций международного авангарда. собр. ), Зрители (Париж) и Приезд купцов (частн. Художественное бюро Добычиной организовало выставки «Современной русской живописи», в которых участвовали К. Малевич, Л. Попова, М. Шагал, А. Грищенко, а также персональные выставки художников.
Великим оно Кандинского не сделало. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать. Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира.
Этого и хотел добиться великий художник. Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Сумерки надвигались. Еще лишь начинался трудный путь обретения собственного лица.
Он ошибся, все случилось гораздо раньше. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма. В Россию он уже не вернулся. гуашь Vers le soir в музее префектуры Мияги, Сендай (Япония) и темперы Розы (частн.
В последнем, кстати, опять возникает фигура лирического героя альбома — поэта. Особым вниманием, как духовидец, пользовался Рембрандт. Художник отдал дань югендстилю («СИНИЙ ВСАДНИК», 1903). Тем временем шло формирование Кандинского как художника.
Картину «Без названия» мы уже вспоминали, но укажем ещё несколько полотен, без которых немыслимо ни творчество Кандинского, ни абстракционизм в целом. С этого момента, с часа Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название абстрактное потом оно приобретало разные другие наименования (чистое, конкретное и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Заинтересованный в изображении «вообще» русского, национального, он воспринимает опыт Билибина или Рериха, воссоздавая сцены русской истории.
«Стихи без слов» можно интерпретировать не как намек на поэтичность графики и ее первичность в структуре альбома, а как звучание, саму музыку, которая таится под пеленой видимых образов. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну и вы увидите (гарантировано. ) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря. Однако значение ее все-таки не следует абсолютизировать. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Напомним, что художник с детских лет говорил и читал по-немецки.
Скрытый музыкальный ритм чувствуется в том, как чередует Кандинский разные по настроению изображения: элегическое (Рейн) и шумное (Вечер), два тихих (Розы и Горное озеро) и одно громкое (Зрители) и т. д. Кандинский вспоминал в своей книге «Ступени» : «Я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем. Эксперименты с цветом привлекали Кандинского с самого детства. В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин.
Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. В одноименной галерее проводились «штурмовские вечера». Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Кульбина «О духовном в искусстве». Наиболее новаторскими выглядели абстрактные полотна Кандинского и работы «русских мюнхенцев», тяготевших к экспрессионизму.
Его сборник Созвучия (1913) включал тринадцать поэм, многие из которых посвящены краскам желтой, белой, голубой. После состоявшейся в Стокгольме в марте 1916 года персональной выставки Мюнтер ее произведения были объединены с картинами Кандинского и показаны в мае того же года в Норвегии. Организатором выставки был Г. Вальден, прогрессивный журналист и издатель авангардного журнала «Штурм». «С самого начала, – писал художник, – уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». На второй, графической имеющей специальное название «Черное-белое», было представлено около 300 работ крупнейших европейских мастеров, среди которых: А. Дерен, П. Пикассо, Э. Нольде, М. Пехштейн, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич, Г. Мюнтер, В. Кандинский, Ф. Марк, А. Макке и др.
Кандинский испытал также большок влияние символизма. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок.
Вальденовский художественный салон организовал 170 выставок в Берлине (всего их было более 250). Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве. Все первое десятилетие сознательного творчества Кандинского (вплоть до конца 1900-х гг. ) дает наглядное свидетельство этого срастания.
В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918). Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности. Вот таким образом двенадцать гравюр изданных в 1904 году, могут иметь название Стихи без слов.
Оскар Кокошка и экспрессионисты». Милашевского, была энергичной, предприимчивой женщиной, которая «первая сообразила, что Россия "созрела", доросла до того, что продажа картин, устройство жизни художника – это "дело"», «эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников. А 16 (4) декабря мы можем выпить в его честь по случаю 150-летия художника, чьи картины уже давно продают за миллионы. Черный цвет страниц не только создает драматическое настроение, он исполняет свою «музыкальную» партию в ансамбле всего альбома. Большие синие лошади. Несмотря на ярко выраженный интуитивизм художника, его теория не отделима от практики.
Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. Добычиной в Петрограде. Даже короткие подписи под рисунками — единственные слова в альбоме — участвуют в этом ритме.
Например, возникающая темнота на сцене (в параллель черному цвету на холсте или графическом листе) нередко сопровождалась тишиной, молчанием (в музыкальном смысле — незвучанием, паузой). Многие газеты поместили отзывы на своих страницах. Так, по крайней мере, виделось самому Кандинскому, о чем он рассказывал в своих книгах Взгляд назад (1913, в русском переводе Текст художника) и О духовном в искусстве. ему – 36, ей – 25. прошли под знаком увлечения русской стариной в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок.
На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». В рецензии на выставку в журнале «Аполлон» Н. Пунин писал: «. В 1914 году состоялась выставка Я. Ф. Ционглинского, в 1915 – Н. С. После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Кандинский создает большое число натурных этюдов.
Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич. Художник делал попытки следовать ретроспективным тенденциям «Мира искусства» и писал картины на старинные сюжеты («Дамы в кринолинах», 1909). Я поставил себе целью моей жизни написать Композицию. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции».
Идея «Синего всадника» идея нового искусства, не знающего границ, была воспринята Вальденом и блестяще им реализована. Появление абстракции было предопределено – идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В годы нацизма работы Кандинского были отнесены к категории «извращённого искусства» и нигде не выставлялись.
Первая датируется 1910 годом, последняя – 1939-м. Созданию этого впечатления помогает и фигура трубящего всадника в левой части листа.
В расписке Родченко эта картина не значится. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Кандинский часто брался за перо (ему принадлежит свыше шестидесяти выступлений в прессе), чтобы пояснить свои замыслы. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. Почти в то же самое время появились статьи «Содержание и форма» (в каталоге 2-й интернациональной выставки салона В. А.
Иногда обе линии — натурная и символико-романтическая — соединяются: в картине «Синий всадник» (1903) романтический герой на белом коне стремительно пересекает пространство осеннего пейзажа, напоминающего зеленью травы, голубизной неба и горящими осенними красками деревьев пейзажные полотна мастеров Союза русских художников, работавших в то самое время в России. Безусловно, Кандинский вырос в интеллигентной семье, которая не отрицала важность искусства в жизни человека, вот таким образом еще юношей Василий получил базовые знания в мире музыки и живописи. Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. А главное, война разрушила провозглашенную художниками «Синего всадника» идею создания единого общеевропейского пространства для нового искусства, не имеющего временных и государственных границ. В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве.
А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Билибиным и отображал сцены из жизни Древней Руси («Русская крсавица». Именно открытием выставки «Синего всадника» начала свою деятельность весной 1912 года известная берлинская галерея «Der Sturm», где в течение последующих двух лет демонстрировалось творчество современных художников. Здесь Кандинский и Мюнтер представили свои лучшие работы. В некоторых работах он следовал за И. Я. Музыка становится подспудным, видимым, но не явным (фигура трубящего всадника — на втором плане) соучастником создания альбома.
Отражением новых идей стала книга Точка и линия на плоскости изданная в 1926 году. В издании планировалось параллельное сосуществование «высокого» и «примитивного» : «Мы поставим египтянина рядом с детским рисунком, китайца – с Руссо, народную графику – рядом с Пикассо и мн.
В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Осенью 1913 года в Бюро на выставке графического искусства были представлены шесть гравюр на дереве Кандинского и на «Постоянной выставке современного искусства» – семь его произведений, а в 1915 были показаны три рисунка. Ведь прежде всего усилиями Кандинского были созданы Новое мюнхенское художественное объединение (1909), а затем и «Синий всадник» (1911). Судьба картины «Желтый утес» (1909 холст, масло 130 х 120) неизвестна.
Середина и вторая половина 1900-х гг. В 1914 г. с началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве.
В дневнике художника указывается, что картина «Желтый утес» пропала перед выставкой в Гельсингфорсе 10. Кандинский воспринимает от них технические новшества, понимание выразительных возможностей линии, цветового пятна и других живописных средств, орнаментального строя картинной поверхности, ее декоративной целостности. С 1900 г. Кандинский много путешествовал.
В 1921 художник-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. На страницах журнала печатались полемические статьи, критические обзоры выставок, фрагменты книг, например, в апреле 1912 года на его страницах появился отрывок из трактата Кандинского «О духовном в искусстве». Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг. Эти идеи восходили к романтическим представлениям начала XIX века. Участвовал в Первой выставке русского искусства в германии.
Они творили. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ». и не теряла головы перед авторитетами и не слишком верила дружеским статьям» 6.
Кандинский вместе со своими сподвижниками создает Новую ассоциацию художников и, что более важно – объединение Синий всадник (в 1911 году, совместно с Францем Марком). В этом положении заключалось принципиальное отличие концепции беспредметного искусства Кандинского от «геометрической» тенденции, распространенной в России. Столь же органично этот символизм Кандинского получал воплощение в формах стиля модерн.
1895 решил посвятить себя искусству. Можно было бы сказать, что Кандинский законно поделен между двумя «художественными державами». Основные положения своей теории Кандинский формулирует в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 —1912 годах.
Все стало неверным, шатким и мягким». Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). «Так и не довелось мне пожить в квартире с мастерской, которую я строил специально для себя. », – сообщал он в одном из своих писем 4. Уроки в мастерской Штука должны были восполнить этот пробел. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю.
Уже в 1901 году он со своими сподвижниками создает группу Фаланга. «Композиция VIII» заметно отличается от предыдущих работ художника со схожими названиями, ведь в ней он впервые обратился к чётким геометрическим формам. В первой половине и середине 1900-х годов Кандинский неоднократно оглядывается на художников «Мира искусства», с которыми он постоянно поддерживал контакт и будучи в Мюнхене сотрудничал как корреспондент журнала. Кстати именно при описании этой картины Кандинский сравнивал цвета со звуками.
Открытие России» 2. Добычиной произведения Кандинского обозначены номерами: «живопись: 79-93 акварели: 94-102». Он возглавил созданное им и его друзьями общество «Фаланга», президентом которого был избран и даже организовал художественную школу при этом объединении, которое просуществовало до 1904 года. Выдержки из книги в 1911 г. на Всероссийском съезде художников зачитал Н. И.
В его пейзажах реальную действительность заменяет игра линий и цветовых акцентов. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Блистательные гимны цвета посвятил Кандинский Москве в своих автобиографических записках. Первая выставка в «Штурме» проходила с 12 марта по начало апреля 1912 года под названием «Синий всадник.
Седьмая композиция – логичное продолжение шестой. Свою теорию Кандинский сформулировал и изложил в научной форме в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 — 1912 гг. Во время пребывания в Швеции Кандинский создал несколько акварелей на сказочные сюжеты и опубликовал новую теоретическую работу «О художнике» изданную в виде брошюры на шведском языке. Во время приездов в Москву в 1904-1906 г. он вместе с М. Ф.
Но труд Кандинского – это не учебник. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Вот таким образом, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания». Выставляйте, пожалуйста их осторожно, они вложены с рисуночной стороны, как и композиции» 11.
«Композицию VI» художник изначально хотел назвать «Потоп» и, возможно, в некоторых формах действительно угадываются очертания обломков корабля и тонущих предметов. Догадина) и второй эскиз к «Картине с белой каймой» (1913, ГЭ), которые экспонировались на выставке в Стокгольме в 1916 году и на совместной выставке Кандинского и Мюнтер в Осло в апреле 1916. Если приглядеться получше, то можно заметить в ней визуальную имитацию момента зарождения слова, «вернее, то состояние предзвука, которое предшествует поэтическому творчеству». Русский вариант модерна воспринимается Кандинским в его ретроспективном обличии.
Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. До 1896 года Кандинский изучал римское и русское право, уделял внимание рабочему вопросу. Она вела замкнутый образ жизни и перестала писать. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера.
«И вот сразу я увидел в первый раз картину. композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер («В черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Тринадцать квадратов», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). Однако немецкие впечатления не заслоняли собой русские истоки. Выставка в Петрограде открылась 27 ноября (10 декабря) 1916 года и продолжалась до 31 декабря (14 января 1917).
Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. В нем содержалась неожиданная просьба предоставить ему право открыть галерею «Штурм» показом данной выставки. Но все же французским художником Кандинского не назовешь. Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи.
В мае 1920 года Кандинский выступает инициатором создания Инхука (Института художественной культуры), составляет программу науки, которая бы исследовала аналитические и синтетические элементы искусств, то есть цвет, плоскость, объем, пространство, время, движение, слово и их воздействие на психику. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это – стог сена.
Под руководством редакции альманаха «Синий всадник» в Мюнхене были организованы две выставки интернационального искусства: первая в декабре 1911 – январе 1912 и вторая в феврале-апреле 1912. Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Выставка в Стокгольме имела широкий резонанс. Одного из основоположников русского абстракционизма. Последняя «прописка» художника была вынужденной: он покинул Германию, когда к власти пришел Гитлер. Концерт».
Этот ретроспективизм как бы переносится и на западные «рыцарские» сюжеты. Сама идея создания цикла «стихов без слов» связана с концепцией синестезии, в соответствии с которой поэзия должна была содержать музыкальное или живописное начало, музыка — изобразительное, живопись — поэтическое или музыкальное. И вдруг увидел перед собой неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Выставки путешествовали по городам Германии и Европы.
Это наступление падает на время около 1910 года. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея). 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917 «Дамы в кринолинах», ок. В то время, когда первая выставка «Синего всадника» весной 1912 года отправлялась из Кельна в Бремен, Хаген и Франкфурт, Кандинский и Марк еще до прибытия ее в конечный пункт получили письмо от Вальдена.
Но, зная интерес Кандинского к народному искусству, нельзя исключить и этот источник. Созданию этого впечатления помогает и фигура трубящего всадника в левой части листа. Их изобразительное поле также наполовину заполнено черным.
Если в апреле в письме к Мюнтер он писал, что «выставка в Стокгольме была вполне успешной» и что продажи картин продолжались даже после ее закрытия, то в ноябре он по-другому, более пессимистично, отмечал, что из-за войны с Германией многие его картины не были выставлены в Стокгольме и вот таким образом было мало продаж 3. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. Сам Кандинский писал:. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Последние годы первого десятилетия XX века и стали временем его преодоления.
Этот прием часто использует и Кандинский. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). Именно создатель «Der Sturm» в 1911 году ввел термин «экспрессионизм» и дал его теоретическое обоснование.
Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать – он уже все описал, читайте. Раннее творчество художника достаточно полно изучено. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование. С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII».
Серия «По следам великих» представляет Вам картину Василия Кандинского. За этими сюжетами стоит творчество Сомова и Борисова-Мусатова. В дальнейшем произведения Кандинского с выставки в Осло были представлены в Салоне Стриндберга в Гельсинфорсе (Хельсинки) и в Художественном бюро Н. Е. Гауша и А. А. Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы и скорая война). Он знал и ценил таких художников, как Грюневальд, Эль Греко, Делакруа, Уистлер в русской традиции любил Поленова (его копировал), Репина и Левитана, вовсе не считая их враждебными своему творческому методу.
Главная идея «синтетической» книги, как называли ее авторы, заключалась в сопоставлении разных эпох и жанров искусства, не рассматривавшихся ранее как единое художественное наследие. Посетил Северную Африку, Италию, Францию. 1903 г. «Влюбленная пара», 1907 «Пестрая жизнь», 1907 г. ). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена.
Кандинский в тот же день написал картину, передав этот голос в краске. Кандинский написал картину «Незнакомому голосу», впервые поговорив со своей будущей женойПоследние годы Кандинский жил во Франции, приняв гражданство. Как считали окружающие и как думал он сам, ему не давался рисунок.
Достаточно полистать популярные тогда литературно-художественные журналы издававшиеся не только в Мюнхене (Kunst fur alle, Dekorative Kunst), но и в Берлине (PAN), в Вене (Ver Sacrum), Лондоне (The Jellow Book) и, наконец, в Петербурге (Мир искусства), чтобы убедиться, что Кандинский был в это время одним из многих, кто чувствовал и выражал этот специфический стиль конца века. Добычина, по словам художника В. А.
Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В основе этого имелась своя философия – победа над злом в мире. Можно также предположить, что вышеназванные тринадцать картин и, по всей видимости, две картины, не отмеченные в дневнике художника («Купола» и второй эскиз к «Картине с белой каймой») были на выставке в Художественном бюро Добычиной зимой 1916-1917 годов после их экспонирования в Стокгольме, Осло и Хельсинки. Один из самых заметных и значительных циклов — «Стихи без слов» (1903—1904), отпечатанные в России и опирающиеся на образцы символистской культуры. Пока его работа протекает в областях чистого (поскольку вообще в мире есть что-нибудь чистое) спиритуализма, он дает известное ощущение, но как только он начинает говорить «языком» вещей, становится плохим мастером (рисовальщиком), просто пошлым и самым обычным художником, каких так много на последних выставках Мир искусства. » 9.
Интересно заметить, что в дальнейших сценических экспериментах Кандинского можно найти подобное сопоставление черного с беззвучием. П. М. Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников.
В каталоге петроградской выставки Художественного бюро Н. Е. Тем временем в России – своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества.
Франц Марк. Он – учитель, она – его ученица, «мое славное золотое сердечко», «детка». Для Кандинского эта концепция была «питательной». Свое искусство художник считал продолжением традиции мирового искусства.
Положением главного центра – «где-то» – определяется внутреннее звучание всей картины. В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Эти полотна — конечно, лишь вершина творческого айсберга мастера. Они обсуждали ее состав и содержание каталога, а также возможность продажи его книги «О духовном в искусстве» на английском языке. Мюнстеру эту картину, оставшуюся у нее после выставки.
Концерт», 1911 «Импровизация 7», 1910 «Композиция IV», 1911). Но прежде чем непосредственно обратиться к этой проблематике, необходимо отметить одно важное обстоятельство. Первый альбом ксилографий Кандинского «Стихи без слов» (1903) уже в самом названии содержал некую интригу со звучанием/незвучанием, тем самым подчеркивая синтетическую и отчасти символическую идею сборника. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. Автор статьи в «Svenska Dagbladet» Агуст Брюнис определил Кандинского как «незаурядного неуправляемого природного гения, не дикаря, но высокообразованного человека с широким кругом интересов и богатым опытом», а в «Dagens Nyheter» появилась статья Селима (псевдоним Эрнста Клейна), озаглавленная «Кандинский – композитор цветовых симфоний.
Его членами стали немецкие и русские художники. Не тут ли появился его византивизм, отмечаемый в последствии многими критиками. Опыт «Фаланги» не пропал даром.
Так, полотно «ГЕОРГИЙ» (1911) написано по мотивам Георгия Победоносца, а легенда об огненном восхождении Ильи-пророка получила отражение в картине «ВСЕ СВЯТЫЕ I» (1911). В апреле 1916 года на выставке современной русской живописи экспонировались работы Кандинского «Картина с белыми линиями» и «Пейзаж» (обе – 1913) и в это же время он вел переговоры с Добычиной об устройстве персональной выставки в Петрограде. Андреевской и полотно «Москва I (Красная площадь)» (1916) стало своеобразным памятником их встрече.
Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. рисование и живопись вырывали меня из условий действительности.
Затем привлекали Сезанн, Матисс, Пикассо. После начала Мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. Его рассуждения о вибрациях, космических законах, всепроникающих лучах опираются на эзотерические учения мистиков рубежа XIX-XX веков, романтическую традицию и тексты французских и русских символистов. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало. В своих воспоминаниях он поэтически описывает «самый чудесный час» московского дня: «Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало.
Родченко и Ц. А. Нет, не это красное единство — лучший московский час. В 1910-е Кандинский на основе своей теории создал серию беспредметных картин («Черные линии», 1913 «Белый овал», 1919 г. «В сером», 1919 г. ). Если такие листы, как Ночь, Прощание или Старый городок, повторяют созданные ранее (см.
Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде. Не были отмечены только две картины: «Купола» (1909, Астраханская Государственная картинная галерея им. Философия его, конечно, наивна, наивна так, как только может быть у поэта. «Самое слово композиция вызывало во мне внутреннюю вибрацию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917 «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея и др. ), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва.
Круг художников «Синего всадника» сформировался в 1911 году в Мюнхене и наряду с основанной в Дрездене в 1905 группой «Мост» образовал ядро нового направления в искусстве – немецкого экспрессионизма. «Композицию VII» многие специалисты считают пиком творчества Кандинского. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Пейзажный мотив часто служит лишь предлогом для создания красочных композиций. Маневича, в 1918 – посмертная Н. И.
Он делает доклады, печатает в журнале Искусство (1923, 1) статью К реформе художественной школы, присланную уже из Германии. Россия была его первым домом, Германия – вторым. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей. В декабре 1915 года на Рождество Кандинский приехал в Стокгольм. Издебского) и «К вопросу о форме» в альманахе «Синий всадник». Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).
Кандинский писал пейзажи с натуры («Улица, освещенная солнцем», Одесский художественный музей «Красная церковь» «Река летом» «Река осенью», все – в ГРМ), однако в этих работах он значительно большее внимание уделял цвету, чем форме. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». Гончарова, М. Ф. К счастью, ученичество было недолгим. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам.
В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Большую роль в это время играет «натурная» тенденция, которая развивается на протяжении всего десятилетия, постепенно приближаясь к символической.
В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. В Мурнау он пишет пейзажи, яркие по световой силе, которая, правда, его не удовлетворяла. Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. В 1901 он создал в Мюнхене группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое художественное общество – Мюнхен», в 1911 был инициатором возникновения объединения «Синий всадник».
К его русской крови были примешаны немецкая (бабушка-по материнской линии) и монгольская. Здесь он увлекся немецким искусством иконы на стекле и написал картину на стекле «ВСЕ СВЯТЫЕ II». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м).
В «Фаланге» выставлялись финский художник Галлен-Каллела, француз Тулуз-Лотрек, художники Дармштадтской колонии и многие другие мастера модерна, внесшие свой вклад в развитие этого стиля. Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно. В это же время художник работал над теорией беспредметного искусства.
Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу. Это он о «Композиции VI». Частично она была обнародована в докладе Н. И. др», – писал Кандинский Ф. Марку в июне 1911 года 1. Гончаровой, 1916 – А. Ф.
В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку» Так мастеру пришла идея создания нового направления в искусстве – абстракционизма.
Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Часто художник обращается к темпере, которая заменяет масло. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно.
В 1933 году Кандинский переезжает во Францию. Он открывал для себя непрерывность движения интенсивность красочного звучания, построенную не на локальном пятне, а на соотношении цветовых качеств, активность самовыражения, основанную не на романтическом порыве, а на «вчувствовании» в предмет. В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Однако занятия у Ашбе и Штука не приносили желанной радости.
Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. Кандинский поздно начал профессионально заниматься искусством. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.
Кульбина и многие другие. Лишь годы спустя Габриэле вновь взялась за кисть. Кандинский писал Мюнтер: «Будь со мной я умоляю тебя, преклоняюсь перед тобой и целую твои туфли», а через 12 лет попросил вернуть его вещи и картиныНовой избранницей Кандинского стала Нина Андреевская. «С внешней стороны черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит вот таким образом и сильнее и точнее». Благодаря Вальдену, его журналу и организуемым им художественным выставкам обрели известность такие европейские мастера современного искусства, как Оскар Кокошка, Пауль Клее, Франц Марк, Август Макке, Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Марк Шагал и десятки других. – Я нарисую это за 10 минут. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана.
«Синий всадник» представлял собой свободное объединение художников, в котором взаимодействовали творческие личности из разных стран: А. Макке, Г. Мюнтер, А. ле Фоконье, Г. Кампендонк, А. Кубин, А. Блох, Р. Делоне, В. и Д. Бурлюки, Ф. Гартман, А. Шёнберг и другие. Кульбин, с которым они состояли в переписке и обсуждали вопросы возможного сотрудничества. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени.
Ей – 17, ему – 50. Этот всадник, как бы находящийся «на чужой территории», свидетельствует о том разрыве между разными творческими концепциями, который Кандинскому предстояло преодолеть. В декабре 1915 года в Бюро проходила знаменитая «Последняя футуристическая выставка 0, 10», на которой были впервые показаны 39 супрематических холстов Малевича и среди них «Черный квадрат». Но просуществовало объединение недолго. В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей иногда с романтически-символической загруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903). В 1931 году Кандинский создает проект оформления музыкального салона, предложенного зодчим Мисом ван дер Роэ.
Москвичка покорила его сначала своим голосом – они познакомились по телефону. Без сомнения, велика роль мюнхенской интеллектуальной и художественной среды. В конце сентября она написала ему о своих впечатлениях от выставки у Стриндберга: «. О своей особой технике Кандинский писал: «Как-то мне довелось услышать, что один известный художник (не помню, кто именно) выразился так: Когда пишешь, то на один взгляд на холст должно приходиться полвзгляда на палитру и десять взглядов на натуру. В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). И он достиг этой цели благодаря тому культурному наследию, которое он оставил будущим поколениям.
И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Кульбина на Всероссийском съезде художников в конце 1911 года. В выставке объединения в 1912 года приняли участиеН. С. Двумя годами позже, в июле 1919, Кандинский обращался в письме к Добычиной с просьбой выдать А. М.
Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Творчество парижского периода, получившее наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи («Разные части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия и др. ). Сверкающие, как молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме — низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Как писал в своих письмах научному руководителю сам Кандинский, этот переворот в мире физики вызвал у него странные чувства:«Рухнули толстые своды.
выставка мне очень понравилась, вещи, за исключением двух, мне почти неизвестны.
Василий Кандинский оказал большое влияние на развитие абстракционизма в искусстве. Здесь был заключен важнейший узел всей творческой и теоретической проблематики Кандинского именно здесь располагался важнейший рубеж, который ему необходимо было преодолеть. Само происхождение мастера давало ему повод для различных национальных ориентаций. Однако в своем дневнике Кандинский краткой записью – «Добычина 17» – указал, какие из его картин участвовали на этой выставке. собр., Лондон все —1905 год). Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны).
Жизнь в искусстве продолжалась долго — около пятидесяти лет. Полотно «Негнущееся и согнутое» при запрошенных 18 млн ушло за 23, 3 млн на аукционе Christies. Судя по их переписке, подготовка к выставке велась очень активно. Едва ли не ведущая роль в создании особого, драматического настроения принадлежит фону. Кандинский тогда жил и работал в Мурнау, небольшом местечке близ Мюнхена.
Он разработал систему образов, которые вызывают цвета и опубликовал ее в виде таблиц в работе «О духовном в искусстве». Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. Правда, этими формами не исчерпывается живописное творчество мастера в 1900-х годах. Экспозиция продемонстрировала современное искусство как единое и многосоставное общеевропейское движение, без национальных разделений. Кандинский считается «отцом абстракции». Не только лубок, но и русская икона оказала влияние на творчество художника.