Затем появляется школа исконно японской живописи — ямато-э: для неё характерны ширмы, сдвижные экраны, длинные живописные свитки «эмакимоно», а также картины на отдельных листах примерно альбомного формата. В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля. После наступления военного времени японская живопись некоторое время оставалась в стороне от событий. Особую известность приобрели его картины, относящиеся к эпохе Эдо, объединенные в серии «Японские водопады», «Японские мосты», «36 видов на гору Фудзи» и другие, давно ставшие классическими произведениями японской живописи (рис. 74, 75, 76).
В полном объеме рассвет японской живописи приходится на раннее средневековье, когда наладились контакты с материком. Поэтому современная японская живопись может отличаться только по технике исполнения либо материалам, которые используются в процессе. Периода Хэйан Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида.
Мастер стиля японской живописи ямато-э. Японская живопись – один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров, стилей и форм: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. Японская живопись и графика очень разнообразна как по содержанию, так и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. С началом периода Мэйдзи, после 1868 года, японская живопись суми-э никуда не исчезла, а наоборот, получила новое развитие.
В XVII-XIX веках ведущее направление развития японской живописи было определено расцветом специфической городской культуры. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Живопись в Японии имеет в своей истории развития несколько этапов. Японская живопись является древнейшим видом искусства.
Следующий период развития японской живописи называется Хэйан. В течение XVII – XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё – э, школы Маруяма – Сидзё, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато – э, т. е. старого японского стиля. Периода Хэйан Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. ) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств.
Собрание музея дает достаточно полное представление об основных направлениях и тенденциях японской живописи XVII—XIX веков на примере интересных, высокохудожественных образцов. Естественно, с собой они привозят новые стили японской живописи, которые очень похожи на европейские. Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.
Японская живопись является древнейшим видом искусства. Японская живопись — популярный традиционный вид японского искусства, который подразделяется на множество жанров и стилей. В течение XVII--XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля.
С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. К важнейшим школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа, специализировавшиеся в стиле ямато-э. Во второй половине 15 века в художественном мире появляется Сэссю 1420 — 1502/1506), который не только является одним из наиболее известных мастеров живописи тушью, но и одним из наиболее известных художников Японии.
Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых. Это и определяет стиль и технику данного искусства.
Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Вкусам широких масс городского населения, во многом определившим японскую культуру XVII—XIX веков, больше всего импонировало направление Укиё-э (картины повседневной жизни).
Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. «Бог ветра», Огата Корин.
Вообще искусство эпохи Эдо (1615 – 1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан – третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Последняя серия картин включала 12 рисунков, написанных в феврале 1795 года, на которых были изображены борцы сумо и актёры. Японская живопись суми-э или суйбокуга, в переводе означает «рисование тушью». Темой укиё-э стали также исторические сюжеты: изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай, батальные сцены, сцены кровопролития изображенные очень натуралистично, пожары и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т. д. Широкое распространение получили и пародии на изысканный стиль ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах знатных дам Хэйанской эпохи дзэнский святой Дарума – в одеянии куртизанки а божества изображались предающимися различным удовольствиям. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (17СО-1849). В XVIII веке появилось новое живописное течение — Бундзинга (живопись ученых, литераторов) или Нанга (Южная школа), для которого техника монохромной туши стала основной.
Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). Если до 14 века главной темой живописи были портреты тиндзо, портреты патриархов, «цветы и птицы», то в 15 веке и в Японии стали рисовать классические китайские пейзажи сансуй в полном смысле этого слова. «Водяная мельница в Ондене») (Приложение 11). Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. Ма может содержаться в спектакле театра Но или Кабуки, в архаических танцах и песнях – пауза во время действия встихотворении – тогда это цезура вживописи или гравюре – это незаполненные «пустые» части поверхности бумаги или шелка.
По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией. Возникшая в XVIIвеке в среде набиравшего силу «третьего сословия» – горожан, ремесленников, торговцев – ксилография отражала их взгляды на искусство. Он весел и беззаботен оттого, что постиг истинную ценность жизни. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге.
Резчик изготавливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Басё узнаваем, как и на изображенных тушью иллюстрациях к его дневнику «По тропинкам севера»: круглая лысая голова, большой нос, сосредоточенный грустный взгляд. кайга. Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись.
Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Ики подразумевает изысканность, с которой человек одевается и общается. Обычай бродить по Японии в бедной одежде монаха и соломенных сандалиях характерен для поэтов той эпохи. например в трактовке скал с деревьями на первом плане.
В период Муромати (1392 – 1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Творческая судьба Хокусая необычна. Из-под одежды виднеются неномерно крупные ноги и руки с цепкими, когтистыми пальцами. Отлично выписана черная лошадиная голова на переднем плане. Но с течением времени в ней появляются контурные линии.
Самым известным мастером гравюры конца XVIII – первой половины XIX вв. Западные стиль живописи официально продвигался правительством.
А ведь это лишь один из фрагментов свитка. В буддийской живописи также появляются новые формы. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве – укиё-э. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. А. С. Пушкина.
Оригинал при этом уничтожался, вот таким образом до нас дошло так мало авторских рисунков, по-видимому, предварительные эскизы. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. Более условны, почти как маски театра Но, напряженные лица самураев на заднем плане.
В связи с этим тематика дзэнской живописи ограничивалась пейзажами, портретами дзэнских патриархов и изображениями животных и птиц. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Одна из лучших его работ – Гейша Осама находится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. Особенную элегантность получила монохромная техника. Природа всегда имела важное значение в японской культуре.
В 1889 году переехад в Токио для учебы в школе Кано у художника Юки Масааки. Творчество Хокусай, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, – вершина в художественной культуре средневековой Японии, ее замечательный итог (Приложение 13)., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Эта традиция, несомненно началось в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня.
Представителями этого жанра были высокообразованные художники основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Адаптировав влияние китайской живописи, Сэссю создал свой стиль живописи тушью, темой картин были реально существующие японские пейзажи, такие как «Вид Ама-но хасидатэ». Кроме того Сэссю оставил после себя множество учеников, среди которых Сюгэцу из провинции Сацума, Соэн (монах-художник из монастыря Энкакудзи в Камакура), каждый из которых вернулся на свою родину и работал там. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»)., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Укиё-э (яп. Сначала гравюра была однотонной и ее раскрашивал от руки сам художник или покупатель.
С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Картины рисуются и рисовались монохромными с использованием туши (мумии) которая делалась из древесного угля и сажи, разбавленных водой к необходимых пропорциях. Позднее, с периода Хэйан (794–1185), на гравюрах появились божества и исконно японского синтоистского пантеона, а также священные животные (черепаха, журавль, карп). Но и они поданы в броске, в движении. Отличается не столько качественно, сколько самим подходом идеей, философией. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в высоту) мастер трудился иногда целые годы.
вступает в период расцвета. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Первые 28 гравюр Сяраку нарисовал в июне 1794 года, на которых изобразил карикатурные бюсты актеров театра кабуки. А ведь это лишь один из фрагментов свитка.
ВXIX веке началось разделение японской живописи на традиционный и европейский стили, которые бурно конкурировали между собой. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись.
Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Так, в «Записках у изголовья» писательницы X века Сэй Сёнагои под заголовком «То, что радует сердце» написано: «Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов» 5. Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может бьть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Тогда и кисть становится живой.
Живопись в Японии всегда наглядно отражала основные тенденции культурной и общественной жизни страны. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Творческая судьба Хокусая необычна. Художников этого направления – их иногда называют «японскими импрессионистами» – вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга.
До X в. в японской живописи доминировало китайское направление буддийского содержания. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара – э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара – э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато – э (живопись Ямато). Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский художник и график Хисикава Моронобу Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти.
Примером, показывающим характер школы Тоса этого периода, является свиток Фудзивара Мицудзанэ «На прогулке», где автор изобразил даму хэйапского времени (IX—XII веков) с двумя служанками, слушающую на лоне природы сверчков в клетках. Двумя основными эстетическими принципами городской культуры периода Эдо были «ики» и «суй»., упр. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве -- укиё-э.
Отлично выписана черная лошадиная голова на переднем плане. Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли.
//Праздный старик в лодке отправляется в поисках сливы. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Важную роль в жизни городов играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости. Он был ведущим мастером Нанга в Эдо (древнее название Токио) и у него учились многие известные художники этого направления, в частности, Таномура Тикудэн (1777—1835) и Ватанабэ Кадзан (1793—1841). На одном из немногих сохранившихся его произведений – «Кипарис» – изображен мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы. Композиция ифигуры складываются изотдельных мазков. Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки» или Эдо-э, эдоские картинки.
Развил направление он уже на родине. создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. В данном случае мы видим явно взрослого человека, однако, с детской прической. «Монах Ханышань со свитком» пока предположительно считается работой художника Кано Танъю (1602—1674). Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.
Философы утверждали, что «пустота содержит все», то есть она является квинтэссенцией всего сущего. Однако преобладающим жанром на протяжении XIV-XV вв. Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников, как Икэ-но Тайга и са Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и Кацусика Хокусай. Гохуа (кит.
внизу картины стоит красная подпись «Сикан», видимо, это имя художника, однако о его биографии ничего не известно. Однако довольно быстро связь прервалась, страны развивались параллельно (не без взаимного влияния, конечно же). Красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали индивидуальные черты, поскольку художникам важно было передать в создаваемом образе идеализированное представление о прекрасной женщине, отстраненное от обыденности реальной жизни (рис. 72). путешествовал за границей, проводя выставки в Индии, США и Европе. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения.
Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян.
Эпоха Эдо (1603–1868) характеризуется определяющей ролью интенсивно развивающихся городов, ставших центрами расцвета торговли, ремесел и искусств. В течение полутора веков японские художники осваивали китайскую художественную систему, сделав одноцветную живопись достоянием национального искусства. С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций.
Укиё – э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Для рисования необходимы чёрная тушь икисти для каллиграфии, рисовая бумага инемного воды., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Взадачу художника невходит фотографически точное воспроизведение действительности. Термин укие-э заимствован из буддийской философии и означает «мир скорби», то есть мир преходящих иллюзий, в котором уделом человека являются скорбь, страдания, болезни и смерть.
Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк. Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок. Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. Оно пришло из Китая, но японцы решили назвать его по-своему.
Ошибется тот, кто подумает, что монах читает или рассматривает свиток. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов исторических лиц, персонажей народных поверий. В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) – гравюры на дереве (ксилография) изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Первые такие картинки появились еще в начале века это были недорогие живописные работы. пейзаж в целом обладает художественной индивидуальностью.
Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь. Укие-э и означает «картинки плывущего мира». Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения.
Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси).
Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Меньше красочности, картины не столь насыщены, господствует минимализм. Их небольшой формат лучше всего подошел для повествовательного жанра. Японский исследователь Такаси Исикава, говоря о ма, отметил: «Художник через пустое пространство может выразить такие явления природы, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира».
Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. кайга.
Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). А также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
Современники высоко ценили и творчество Тани Бунтё (1763—1840). Укиё-э (яп. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Но с течением времени в ней появляются контурные линии.
Например. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу.
Мастер гравюр укиё-э. Название «суми-э» создано изсочетания двух японских слов: «суми» (тушь) и«э» (живопись). Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko).
Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) – это росписи храма Хорюдзи. Гравюра из серии «Прекраснейшие женщины современности») (Приложение 10). Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий».
В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир. Несмотря на ряд китаизированных черт в работе Тохаку. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. Сохраняется даже портретное сходство.
В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. В самом «непочтительном» стиле Бодхидхарма часто изображается с большой долей юмора, что порицалось традиционными буддийскими школами., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. В подобных свитках открываются существенные различия между китайским и японским вкусом.
В центре внимания художников укие-э, как правило, были прекрасные дамы, гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования природой, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга)., а также знаменитые виды природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами паломничества. Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены. Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи.
Мастер, снизанный с декоративной живописной школой Кано, возникшей в конце XV века, создал также много произведений и стиле монохромной живописи периода Муро-мати (1333—1573). Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь. Однако основа японского суми-э осталась неизменной.
Высочайшего уровня достигла также гравюра на дереве, ставшая в XVIII--XIX веках главных видом японского искусства. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. Образцом послужила опять-таки китайская «живопись ученых» Вэньжэнбхуа. Японская живопись (яп.
Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как Зимний пейзаж Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX – XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников Мира искусства и другие, уже современные нам школы. Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Эта традиция издавна существовала в японской живописи. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления.
Термин суй означает изысканность в манерах поведения. Работы в стиле укие-э стали популярны по всей стране, к началу 18 века стиль укие-э чаще всего был представлен в виде ксиллографии.
Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве – укиё – э. В свое время, в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомились с феноменом японского искусства. где обитает человек. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618--1694).
Каждый мазок кисти должен пульсировать в такт живому существу. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле.
В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель). Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей души». создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. Но они работали и в сугубо традиционной манере. То:сю:сай Сяраку. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу.
Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма известна уже с периода Нара (710–794). Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны.
Наиболее ценными считаются картины первого периода, на которых он гиперболически и оригинально выразил характерные черты исполнителей главных ролей. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Тосюсай Сяраку Тосюсай Сяраку (яп. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Смысл сумиэ — заставить дух изображаемого предмета двигаться по бумаге. Гравюру создавали художник, резчик и печатник. Иногда их было больше тридцати. В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года.
Не случайно ее так и назвали -- укиё-э (слово укиё означает в переводе темное, мирское, обиходное). Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. И в этом аспекте можно сказать, что Сэссю оказал огромное влияние на японскую живопись.
В буддийской живописи также появляются новые формы. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). В отличие от обычных гравюр суримоно не продавали в книжных лавках. Некоторые художники, работающие в этом стиле, все еще рисовали на шелке или бумаге используя традиционные цвета и чернила, другие использовали новые материалы, например, акрил. Процесс создания гравюры выглядел следующим образом.
Более условны, почти как маски театра Но, напряженные лица самураев на заднем плане. Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг. Они больше ценились в Японии, чем в Китае. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей.
Возможно, следуя этой традиции, Кадзан Ватанабэ (1793–1841) на своем свитке «Весенний пейзаж» (шелк, тушь, подрисовка) изобразил поэта Басё, создателя трехстиший хокку (хайку). Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи).
Ясный день (Красная Фудзи)». О древней японская живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Последняя серия картин включала 12 рисунков, написанных в феврале 1795 года, на которых были изображены борцы сумо и актёры. трад. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).
На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Не случайно ее так и назвали – укиё – э (слово укиё означает в переводе земное, мирское, обиходное). Именно в Эдо (Токио), новой столице страны, началось становление нового направления в изобразительном искусстве – жанровой живописи, получившей название укиё-э («картины повседневной жизни»). Живопись укиё явилась непосредственным предшественником гравюры укиё.
Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»), позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Его работы, в отличие от многих других бывают и полихромными. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Творчество Хокусай основывается на многовековой живописной культуре Японии.
"Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. В Японию монохромная живопись попала в XIV веке из Китая через монастыри буддийской секты дзэн (японское название китайское название чань — созерцание, самоуглубление) и стала определяться терминами «суйбоку-га» (картина, выполненная водой и тушью) и «сумиэ» (картина, выполненная тушью). Одним из основателей школы Нанга является Икэно Тайга (1723—1776), талантливый художник, работавший в Киото, в лучших произведениях которого идеи «живописи литераторов» обрели зрелое, законченное выражение. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей.
Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску продольного распила (для этого использовалась древесина вишни иногда груши или самшита), вырезал первую печатную форму. Художник Утамаро (1753 – 1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. Ярким свидетельством появления светских мотивов в живописи стало состоящее из четырех свитков известное эмакимоно Тёдзю гига – сцены из жизни животных, в том числе животных, подражающих людям.
В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в. ), Тэнсёо Сюубун (ум. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры.
«Пустота» такого рода рождает образы и идеи, которые иным образом появиться не могут. Их издавали частным образом и для этого применяли особые краски и особую технику печати. Мастер гравюр укиё-э. Гохуа (кит. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Изображен легендарный китайский монах Ханынань (Кадзан — яп. ).
Но и они поданы в броске, в движении. В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу («Чтение») и Китагава Утамаро (1753-1806). Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные Хэйдзи-моногатари, являются не только выдающимися памятниками искусства, но и историческими свидетельствами. Японская живопись (яп.
Она состояла из портретов актёров во весь рост. Когда рисунок приклеивался из него вырезались части, которые не были закрашены, таким образом получалась печатная форма. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных своих произведений – серию «Тридцать шесть видов Фудзи» («Большая волна в Канагава». Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
Творческая активность приходится на 1793—1794 годы., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12). Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. В туманной дымке теряется мир.
н. э. ). Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. трад.
Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы -- самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658--1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. //Чужд суеты расспросов, близок к истине — дао, //Его беспокоит. сейчас цветение сливы — и только. » (Перевод С. Н. Соколова).
Это эмакимоно написано тушью. Стиль известного художника Минтё, писавшего свитки на буддийские темы, представляет собой нечто среднее между традиционной буддийской живописью и монохромной живописью. Не существовало даже четкого деления на мастеров живописи и гравюры. Очень точно о монохромной живописи сказал известный японский философ Судзуки Дайсэцу (1870—1966): «Художник не стремится к реализму.
В сериях его гравюр на темы из жизни женщин – «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви», «Прекраснейшие женщины современности» и др. Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные картинки» их писали художники-матиэси, объединенные в большие артели. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки.
Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). То:сю:сай Сяраку.
Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. На свитке Тикудэна «Весенний пейзаж» написано следующее четверостишие: «С весенним теплом в горах облака собираются кучно.
Рисунки на этих свитках проникнуты своеобразным юмором. В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее.
О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно (свитков) указанного времени можно судить по фрагменту из "Хэйдзи-моногатари" с изображением одного из эпизодов войны – "Битвы у Рокухара". до н. э. – 300г.
Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. До XIXвека японцы практически не знали печатного станка. Этому же кругу школы принадлежит и работ Кано Доуна (1625 – 1694), приемного сына и ученика Кано Танъю, – «Монах и гуси».
Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Художник увидел жизнь как единый процесс во всем многообразии ее проявлений, начиная от простых чувств человека, его повседневной деятельности и кончая окружающей природой с ее стихиями и красотой («Южный ветер. Зачастую автор был неизвестен, а композиция непритязательна. Японские художники в отличие от западных не создают иллюзию сплошной поверхности картины, а оставляют большие пространства незаполненными, называя этот прием ма – «промежуток», «пауза».
Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили. А. С. Пушкина.
Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760-1849).
В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Японская гравюра в 1780-1790 гг. И Хокусай и его последователи стремились очистить японскую живопись от китайского влияния. Разрисованные им большие зонты, раздвижные ширмы, настенная и потолочная живопись украшали принадлежавший Нобунаге замок Адзути и дворцы Хидэёси в Киото и Осаке. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит.
В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. И именно в этом ключе живопись дополняет дзэнская медитация. Его не волнует ничто внешнее, даже собственный облик. При рассмотривании пейсаж словно вовлекает в себя зрителя интригует своей загадочностью. Одновременно это -- картина, произведение искусства, определяющее эмоциональный тонус жилища, предмет эстетического созерцания. Интерес к женским персонажам не случаен. Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты («Женщина перед зеркалом») (Приложение 8, 9).
Тосюсай Сяраку (яп. И изначально техника не имела какой-либо эстетической стороны. Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии. С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга – буквально «просвещенная живопись».
Во многом, считающаяся вторичной, культура страны восходящего солнца, действительно, в самом начале была «детищем» китайской. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Роспись в стиле ямато-э украшала раскладные ширмы и скользящие двери, как правило основным сюжетом ямато-э выступал Киото и сцены из жизни города.
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Часто одни и те же художники работали и в той и в другой технике. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами.
Крупнейшим мастером декоративной живописи был знаменитый Кано Эйтоку (1543-1590), живший во второй половине XVI в. Эйтоку был первым японским живописцем использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. Японская живопись (яп. Искусство эпохи Эдо (1615--1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан -- третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Вместе с тем, сохранив свое функциональное назначение, нэцкэ превратились в силу непреходящих эстетических потребностей народа в разновидность тонкой миниатюрной скульптуры.
Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. «Волны в заливе Мацусима») (Приложение 5, 6). Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618-1694).
Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. В этом плане любопытен западный взгляд на такое состояние.
Спустя столетие в начале 15 века будет создан целый ряд произведений в жанре «сигадзику» (свитки со стихами и живописью). В XVIIвеке формируется особое направление в искусстве, получившее название укиё-э. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. В живописи появился отдельный стиль укие-э, в фокус его сюжетов попадали злачные места и театр кабуки. Слово э в термине укиё-э означает «картина».
Эти художники считали, что в их работах не было "ничего японского" и причисляли себя к интернациональной школе. кайга. Она считалась выражением высших начал мироздания. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакимоно (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Одно из самых популярных изображений – портреты Бодхидхармы, монаха, пришедшего в V веке из Индии и основавшего китайскую секту чань он стал легендарным основателем плеяды патриархов дзэн.
Направление формирования этого вида живописи во многом определялось вкусами горожан. Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений». Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция.
Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Первым и наиболее популярным стал жанр бидзинга («картины красавиц»). Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Главной темой картинок были дешевые проститутки и известные куртизанки.
В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма.
Примером такого сочетания является живопись на ширмах., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.
Например, монохромный пейзаж с одним ярким цветовым пятном – красным заходящим солнцем. История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов. Это был особый мир, где не существовало обыденных житейских проблем и социального неравенства. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki).
Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно (свитков) указанного времени можно судить по фрагменту из Хэйдзи – моногатари с изображением одного из эпизодов войны – Битвы у Рокухара. Поскольку к Истине, согласно дзэн, невозможно приблизиться, пользуясь рационально-логическим способом мышления, применялись различные пути перестройки ого и в том числе метод эпатажа. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Не случайно ее так и назвали – "укиё-э" (слово "укиё" означает в переводе темное, мирское, обиходное). Украшали этот «земной рай» беззаботные красавицы, законодательницы мод известность некоторых из них соперничала со славой знаменитых актеров театра Кабуки.
С 1903 – 05 гг. Художники школ Тоса (возникшей в XIV веке) и особенно Кано создавали эффектные изысканные произведения, неукоснительно следуя сложившимся канонам этих направлений. Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков.
Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как "Зимний пейзаж" Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX-XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников "Мира искусства" и другие, уже современные нам школы. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби». Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г.
К середине периода Хэйан, китайский стиль живописи кара-и потерял связь с ямато-и, который изначально использовался для росписи скользящих дверей и складных ширм. Его «Бамбук» представляет великолепный образец монохромной живописи и является своеобразной «визитной карточкой» мастера Нанга. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Она состояла из портретов актёров во весь рост. Набросок сумиэ беден, беден по форме, беден по содержанию, беден по исполнению, беден по материалу и все же мы, восточные люди, чувствуем в нем присутствие некоего движущегося духа, который каким-то таинственным образом парит вокруг штрихов, точек и разного рода теней, вибрируя, сообщает им ритм живого дыхания» 3.
Хисида Сюнсо родился в 1874 году в префектуре Нагано. Распространились также портреты военачальников и монахов. Это, впрочем, но мешало адептам этой секты пользоваться письменными материалами. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай. Итак, мы познакомились с основными направлениями в истории японского искусства.
Все шло к объединению Востока и Запада. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Таковы «Бог грома Райдэп», блестяще передающий экспрессивность тушевой техники и «Осень» Кадзана, отличающаяся тонкой красотой живописного строя и поэтичностью.
Ее использовали монахи для самосовершенствования во время изучения Дзен. Этот термин достаточно сложен и многозначен. Сам Ханынань написал поэму дзэп-ского характера. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu).
Печатник после обсуждения с художником цветовой гаммы покрывал формы краской и, прикладывая их к слегка влажной рисовой бумаге, создавал гравюру. Работа художника Хасэгава Тохаку (1539—1610) «Падение инея» представляет собой яркий образец суйбокуга. Сёгунский дом Асикага поддерживал учение Дзэн, в это время достигла расцвета «литература пяти монастырей» и из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага, вышло множество монахов-художников, начиная с Дзёсэцу, Сюбуна, Сэссю и других. Если человек не обладает ясностью мысли, он станет рабом внешних обстоятельств.
Главным для них было – передать настроение героя. Творческое воображение художников заработало вовсю. Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы – самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658 – 1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.
Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. Наиболее выдающиеся художники этого направления Икэ-но Тайга (1723-1776), Урагами Тёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835) и др. Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в высоту) мастер трудился иногда целые годы. Это древнее традиционное искусство близко ксовременной акварельной живописи. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно.
Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. – как правило, нет повествования, действия. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Мастерство художника в передаче движения, жеста не может не вызвать восхищения. Настроение японской живописи круто меняется.
Именно на парных ширмах написаны "Красные и белые цветы сливы" – самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан – третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Золотой фон подчеркивает яркость красок, делает их более звучными (Приложение 4). Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. что особенно ярко проявилось в японской поэзии. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618 – 1694).
Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Кстати полихромность – изобретение эпохи Мэйдзи в японском искусстве в целом и японской живописи в частности. Творческое воображение художников заработало вовсю. Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной.
Эпоху Муромати можно назвать периодом расцвета японской живописи тушью. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры.
Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760 – 1849). И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono).
Соответственно в японской живописи, как и в китайской издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века – начала периода Мэйдзи. В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу – Корин. Традиционная живопись Китая, как портретная, так и пейзажная или жанровая, разительно отличается от западной.
Творческая судьба Хокусая необычна., упр.