Периода Хэйан Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Мастер стиля японской живописи ямато-э. ) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств. Поэтому современная японская живопись может отличаться только по технике исполнения либо материалам, которые используются в процессе. ) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств.
С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. В полном объеме рассвет японской живописи приходится на раннее средневековье, когда наладились контакты с материком. Японская живопись — популярный традиционный вид японского искусства, который подразделяется на множество жанров и стилей.
Периода Хэйан Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. Затем появляется школа исконно японской живописи — ямато-э: для неё характерны ширмы, сдвижные экраны, длинные живописные свитки «эмакимоно», а также картины на отдельных листах примерно альбомного формата. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XVII-XIX веках ведущее направление развития японской живописи было определено расцветом специфической городской культуры.
После наступления военного времени японская живопись некоторое время оставалась в стороне от событий. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. В сериале, посвященном истории Японии, нередко обращаются к национальной японской живописи:многие события иллюстрируются через укиё-э.
Естественно, с собой они привозят новые стили японской живописи, которые очень похожи на европейские. Фильм отрисован в акварельной стилистике, с постоянным цитированием традиционной японской пейзажной живописи.
Вместе с тем по кругу избранных тем и главным образом их декоративному решению школа Сидзё-Маруйама была близка школе Кано. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Расширился старый текстильный центр Нисидзии, близ Киото.
Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. Мастер гравюр укиё-э. Наиболее значительное место среди этих художников занимают Судзуки Кэндзи (серия гравюр «Мир — миру», «На земле военных баз», «Мать» и др. ), Макото Уэно («Жажда», «Гончар», «Жилище под мостом», «Обед угольщика», 1957, серия «Нагасаки»), Хирохару Нии, Нобуя Иино, Дзиро Такидайро, Тадасиге Оно (р. Отличается не столько качественно, сколько самим подходом идеей, философией. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono).
О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. «неясная манера») в котором отсутствуют контурная линия и изображение имеет размытые очертания. Особенно высоко ценились фарфоровые изделия района Арита и Сэто.
То и другое создавалось по одним и тем же принципам. га с ее чужеродной художественной системой даже и неплохо освоенной, не могла стать «знаменем» национального художественного самовыражения, в то время как представители Нихонга имели возможность осмыслить характер и наиболее значимые тенденции отечественного искусства на широком историческом фоне, преломляя их через призму нового мышления, новых запросов общества и собственного художественного видения. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko).
Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788 и др. ), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала сивара (альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов сивара», 1804). Почти всю плоскость листа заполняет силуэт исполинской горы. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Однако здесь нет оттенка иронии.
Ее использовали монахи для самосовершенствования во время изучения Дзен. 1913), Суэо Касаги (р. Творческое наследие Хокусаи чрезвычайно велико. Временами живопись становится монохромной и говорит скупым языком графики. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»).
Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Япония удивительная восточная страна, расположенная на островах. К середине 19 века в стране накопилось много проблем, в том числе и в сфере культуры, связанных прежде всего со стагнацией в политике и общественно-экономических отношениях. Там были погребены устои духовной жизни довоенной Японии. На выставках наряду с произведениями, написанными в традиционной манере черной тушью («Фудзи в облаках» Ири Маруки, «Лунный свет» Рэнсэки Окада, р. 1904) или с подчеркнуто декоративным применением цвета и позолоты («Последние лучи» Кэндзи Каваи), как правило, бывает представлено немало пейзажей исполненных в смешанной или в европейской манере.
Повседневная жизнь людей рассматривается теперь Хокусаи в общей картине мироздания., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Однако в действительности у этих направлений было больше различий, чем единства. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. В листе «Тамагава» за береговой полосой, за океанской далью, на горизонте вырастает бесстрастно величавая Фудзи. В искусстве Японии Эпохи Эдо при всем многообразии художественных школ ясно выступают две основные тенденции. Затем работал у художника Сюнсё, под влиянием которого были исполнены его ранние гравюры с изображением актеров (1779). Подчеркнутая плоскостность локального цвета, свойственная картинам этих художников («Ирисы» Хэйхатиро Фукуда, «Цветущее дерево сливы» Сэйсон Маэда), сближает их с произведениями декоративно-прикладного искусства.
В «Прачках» Моронобу (лист из книги «Сто изображений женщин этого бренного мира»), стирающих и вешающих белье, в стремительных движениях актеров Киёнобу или в стоящих в изысканных позах красавицах Кайгэцудо выражено лишь то существенное, что характеризует данный момент движения, как бы выхваченного из среды последовательных изменений и запечатленного во всей его характерности. 1903) или «Пятнистой собаке» Эйко Икэда (р. Под влиянием националистических кругов стали возникать различные группировки вроде «Организации служения гравюры родине» или «Организации мастеров гравюры, участвующих в войне». Одним из важных проявлений этого процесса стало строительство замков и дворцов. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага.
второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Основным оружием самурая, помимо лука со стрелами, был меч. Укиё-э (яп.
Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. Цукиока ситоси (1839—1892) — японский художник. Известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве. Этот мастер соединил черты школ Кано, Тоса, Маруяма и китайской живописи периода Мин (1365-1644) и Цин (1644-1912).
Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Недаром возникли грандиозные по смелости и новизне проекты застройки Токийского залива (один проект предложен К. Танге, другой — молодым архитектором К. Кикутаке). Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. 1901), кажется каким-то вневременным и умозрительным.
Такой силой было третье сословие. Это позволяло им быть более гибкими и более свободными в творческих исканиях. В последующие годы японское влияние в архитектуре и прикладном искусстве стало сказываться почти во всех странах. кайга.
Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). 1912), «Земля, ставшая полигоном» Гэндзиро Мита (р. Однако обе эти тенденции не развивались в своем чистом идейно-программном плане. Он выступил в роли главного теоретика и создателя концепции новой живописи.
Отсюда возникло и наименование периода – Камакура., упр. Другим предметом, который широко распространен в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены цифрами и деталями. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. В 1895 году Окакура Тэнсин со своими учениками и единомышленниками организовал Независимый Токийский институт искусств (Нихон бидзюцуин), выставки которого получили название «Интэн».
Так называемая «живопись ученых» существовала в эпоху Сун в Китае. На этом строится выразительность каждого предмета. И Хокусай и его последователи стремились очистить японскую живопись от китайского влияния.
Следует отметить, что в Японии понятие Нихонга обозначает всю национальную живопись со времени ее появления в эпоху Хэйан (794-1185), оставляя в стороне Кара-э («китайскую живопись») и иностранную живопись, в том числе и произведения японских художников, выполненные в западной манере. Тогда многие художники жанра укиё-э изображали китайско-японскую и русско-японскую войны. Аналогичные тенденции характерны для творчества большинства японских архитекторов в 50-х гг. В связи с этим начался новый виток развития искусства живописи.
Это объединение до начала 20 века пользовалось поддержкой императорского двора. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Художники «нихонга» пишут тушью и водяными красками на шелковых и бумажных свитках или на ширмах, как это имело место в старой японской живописи.
Последним значительным представителем японской гравюры первой половины 19 в. был пейзажист Андо Хиросиге (1797—1858). В конце 18 и начале 19 в. Утамаро занимает ведущее положение среди художников Укиё-э. 1908), «Рабочие» Масака Фудзита. Весь лист заполняют женская и мужская фигуры, стоящие спиной друг к другу. Искусство изготовления красок, туши и бумаги пришло в Японию с материка., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. В это время им были созданы многочисленные серии гравюр.
Господствовавшее в прежнюю эпоху религиозное сознание постепенно уступает место светскому. В конце 18 — первой половине 19 в. в творчестве художников, продолжавших работать над старыми сюжетами и темами, Тоёкуни (1769—1825), Кунисада (1776—1864), Куниёси (1797—1861), появляются черты эклектизма, внешней декоративности и вместе с тем усиливается интерес к описанию мелких бытовых деталей. В гравюре этого периода, связанной главным образом со зрелым творчеством художника Нисикава Сукэнобу (1674—1754), работавшего в Осака и Киото и Масанобу, все определеннее намечается стремление к более сложной и углубленной художественной характеристике окружающей действительности.
Значительная их часть стала на путь освоения европейского искусства. Они возродили социальную направленность и гражданственность в графике 50-х гг.
Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. p. 104). Эта особенность станет одной из отличительных черт Нихонга. Почти все эти художники интерпретировали стиль национальной школы Ямато-э (Ямато – одно из древних названий страны), отдавая предпочтение ярким цветовым сочетаниям, выразительности линий и форм. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых.
Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. В Токио становление новой живописи происходило иным образом. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. P. 92). Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате.
Впервые появилось в литературе как обозначение художественного направления в 1682 г. ) (то есть мир земной или повседневный). 1901), Таканари Нагано (р.
Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э. Вокруг Харунобу сгруппировалось весьма значительное число учеников и последователей. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. 1915), Сигеру Узуки (р. Часто они служат сложным фоном для изображенных в ином ракурсе реальных объемных фигур («Силуэт красавицы», ок.
Росла и укреплялась новая культура, чуждая старым принципам средневековой идеологии. Собственно, она и становится основным объектом внимания. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Новый смысл приобретает окружающая человека природа. Между этими стилями существует множество значительных отличий, вызванных разницей эстетических предпочтений полов. Позднее Охара создал несколько гравюр изображающих военные действия (жанр «сэнсо-э») на тему русско-японской войны. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств.
В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными. Самые знаменитые из них—«Парча Востока» и «Двенадцать месяцев Юга», состоявшая из двенадцати диптихов. 1883), Котаро Такамура (1883—1956), Цурузо Исии (р.
кайга. Мастер гравюр укиё-э. в творчестве Тории Киёнага (1752—1815) находят свое полное развитие и выражение, знаменуя собой новый этап в эволюции художественного мировоззрения эпохи. Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги.
Гохуа (кит. С самого начала Нихонга складывалась как сложное, многомерное явление с разными приоритетами формами. Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Это время в японской историографии обозначается как эпоха Момояма, переходный этап от зрелого средневековья к его поздней, завершающей стадии – периоду Эдо (Токугава).
Их появлению способствовало обращение к памятникам 8 века. В этом конкретизировавшемся, материальном мире она занимает одно из главных мест.
Они сознательно оставались на позициях национальных художественных традиций, но их мировоззренческие границы были уже гораздо шире, чем у предшественников. Примером может служить не очень известная школа Хара в Киото, основанная Хара Дзайтю (1750-1837).
Его учителями были и художники школы Кано и многие художники Укиё-э. Все шло к объединению Востока и Запада. До нас дошли имена известных резчиков нэцке, таких, как Мива I, Томогада, Ико и другие.
Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. Установление сёгуната явилось утверждением нового социального уклада: господства феодального сословия буси (самураев). Резиденция сёгунов находилась в Камакура, объявленной новой столицей. Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Мироощущение Утамаро еще не знало диссонансов. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). В своих гравюрах Хиросиге подчеркивает контраст четких изображений и чуть намеченных приглушенным цветным пятном силуэтов линия Хиросиге приобретает особую остроту в сопоставлении с мягкостью цвета, его цветовая гамма скупа, но изысканна. После кончины Сэйки кояма (1793-1865) видного мастера школы Сидзё, фактического лидера этого временного выставочного объединения, оно прекратило свое существование.
Тайкан и Сюнсо, разрабывая жанр пейзажа, создали новый технический прием – моротай (букв. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. Соответственно изменились и предметы, наиболее важные для их жизни. Дзёунся просуществовала около 20 лет и затем была реорганизована в Косо Кёкай (Ассоциацию живописи) которая стала чисто профессиональным объединением художников Нихонга.
Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Это скорее противостоящее человеку начало, а не подчиняющая и подавляющая его сила. Постоянная нехватка земли для строительства и лимит высоты (из-за особых сейсмических условий) делают все более острой проблему реконструкции городов и массового жилищного строительства в Японии. Сведений о его жизни сохранилось чрезвычайно мало.
Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Transcending the Past. Искусственному сдерживанию общего развития способствовала самоизоляция Японии (с 1635 года) практически от всех внешних контактов. Меньше красочности, картины не столь насыщены, господствует минимализм.
К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. В истории японского искусства творчество Хокусаи явилось и новым открытием природы. Тосюсай Сяраку (яп. То:сю:сай Сяраку. Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года.
Тосюсай Сяраку (яп. «Художники направления «ёга» применяют технику масляной живописи, пользуются европейскими приемами перспективы, объемно-пластического воспроизведения объектов и т. п. Такое весьма условное разделение живописцев устойчиво держится в Японии до настоящего времени. Нарочитая деформация, повышенная экспрессия, страшные кошмары сюрреализма стали характерны особенно в первое послевоенное десятилетие не только для направления «ёгa», но и для «нихонга». Пейзажи художников школы Кано, даже таких крупных, как Тайкан каяма (1868—1958), кажутся архаичными и по самому ощущению натуры и по способу ее воплощения. Хидео Косака (р. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального.
Она состояла из портретов актёров во весь рост. кайга. В этом разрешается постепенно нарастающее драматическое звучание темы Фудзи. Творчеством Харунобу открывается зрелый период истории японской гравюры.
Образы Сяраку — это неведомая творчеству Утамаро грань внутреннего мира человека. Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше. В творчестве Моронобу широко разрабатывается бытовой жанр — уличные сцены, народные увеселения, сцены домашнего быта и впервые в альбоме «Сцены сивара» появляется как самостоятельная тема изображение куртизанок, тема, ставшая популярной в гравюре 18 в. Тори Киёнобу и Тори Киёмасу одними из первых стали работать в области театральной афиши, положив начало особому жанру — изображениям театральных сцен и актеров, — занявшему важное место в истории японской гравюры. Сяраку был актером театра Но. 1912) «Атомная бомба» или «Ужасы Хиросимы» (1947—1955), ставшая выдающимся явлением современного искусства. Его значение как наставника молодых живописцев было чрезвычайно важным.
Например. Преобладающее положение среди старых живописных школ принадлежало школе Кано.
трад. Под воздействием идей Фенеллозы Коно Байрэй в содружестве с единомышленниками организовал в 1886 году «Общество изучения живописи для начинающих художников» (моложе 30-ти лет). Носителями этих тенденций были школа Сидзё-Маруйама и школа Нанга.
Некоторые панно (например, «Огонь», «Женщины и дети») написаны на нейтральном фоне — прием, характерный для старой японской живописи. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. 1918), «Семья» носкэ Кикути (р. До 1868 г. власть в стране принадлежала сильнейшему феодальному дому Токугава.
Работы художника хорошо продавались за рубежом, особенно в США. Для характеристики своих персонажей Утамаро не вводит никаких изобразительных деталей.
Очертания Фудзи то ясно выступают, занимая большую часть горизонта, как в листе «Порыв ветра», где внезапно налетевший вихрь застиг идущих по дороге крестьян, то ее вершина неожиданно оказывается видна через огромный круг лишенной дна бадьи, над которой трудится бочар (лист «Бочар»), то виднеется в треугольнике бревенчатой подпоры, на которой громоздится колоссальный деревянный брус, распиливаемый пильщиками (лист «Пильщики») или выглядывает из-за леса вертикально поставленных досок дровяного склада (лист «Дровяной склад»). Условность застывшей маски актера превратилась в выразительное, гротескное, но вместе с тем полное движения и реальной человеческой страсти лицо, лицо искаженное гримасой гнева или злобно-мстительное, алчное или бездушно жестокое («Актер Итикава Эбизо в роли Такэмура Саданосин»). В этот период расстановка общественных и социальных сил в стране очень изменилась. Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены.
Интерьеры дворцов также были олицетворением власти и богатства владельца. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский художник и график Хисикава Моронобу Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото. Позднее открыли отдельную школу Нихонги. Они создали Кангакай (Общество поощрения живописи), ставшее одним из наиболее авторитетных и влиятельных среди множества художественных объединений активно возникавших в период Мэйдзи.
трад. С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). По существу, передовые по своим взглядам японские художники традиционного и европейского направлений (многие из них объединились в группе «Дзэнэй бидзюцукай») стремятся к одной цели — выразить в своем искусстве сложные и разнообразные переживания современного человека, раскрыть его идеалы и мироощущения.
Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. Ко второму поколению группы Тэнсина принадлежит Ясуда Юкихико (1884-1978)., кобаяси Кокэй (1883-1957), Маэда Сэйсон (1885-1936) и др. Мастер гравюр укиё-э. Простой, обыденный сюжет оказывается для художника полным значительности и красоты. Для таких свитков особенно характерны благопожелательные сюжеты и природные мотивы.
Каждый пытается организовать для себя кусочек дикой природы. Следует отметить также связь нэцке с образами народного театра. Школа Тоса в эти годы стала называться «возрожденное Ямато-э».
В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). В сопоставлении печально опущенной головы женщины и энергичного движения данной вполуоборот головы мужчины художник передает момент душевного несогласия, возникший конфликт. Некоторые художники школы Нанга, как, например, Ватанабэ Кадзан (1793—1841), работавший в Эдо, в своем стремлении реформировать традиционную живопись пытался идти дальше своих современников используя новые живописные приемы, заимствованные из европейского искусства. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. На восстановление нарских храмов собирались огромные средства по всей стране.
Порт Нагасаки (Единственный порт, куда после 1637 г. было разрешено заходить иностранным (голландским и китайским) судам. ) стал источником распространения европейских знаний идей мировой науки. Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Расцвет творчества Хокусаи относится к 1820-м — началу 1830-х гг. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве. Основателем киотской школы Сидзё-Маруйама был Маруйама Окно (1733— 1795) важной особенностью этой школы было обращение к зарисовкам с натуры использование светотени и линейной перспективы изучаемой японскими художниками того времени на примерах голландской гравюры. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо.
Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Но никогда уже Хокусаи не поднимался до таких величественных образов природы, как в гравюрах «Волна» и «Фудзи в ясную погоду» из серий «36 видов Фудзи». Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. 1916), «Первомайская демонстрация» Макото Сакураи (р. То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций.
Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. К шедеврам живописного портрета относится приписываемый художнику Фудзивара Таканобу портрет военачальника Минамото ритомо изображенного в парадной одежде. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.
Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок. Гохуа (кит.
Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Среди них выделяются имена таких художников, как асунобу (1613—1685) и Цунэнобу (1639—1712).
2-я) стал образцом для большинства художников школы Кано 17—18 вв. Возникают учения, доказывающие несостоятельность феодальной системы, враждебность ее обществу, гибельность для будущего страны (Андо Сёэки, 1700—1763)., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Природа включается в сферу человеческой деятельности, это сопутствующий ей фон. том II, кн. Только в середине 18 в. в Японии появляется цветная ксилография.
В Японии буржуазная революция 1868 г. положила конец сегунской династии Токугава (1614—1868). Прямоугольная бутыль известного художника-керамиста Сёдзи Хамада (р. Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Однако школа Нанга как направление в искусстве не было новым.
Тщательно разработанными указами была регламентирована жизнь всего населения. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. В традиционной живописи размежевание художников стало наиболее резким. Она зарождалась почти параллельно в двух основных культурных центрах: древнем Киото и неофициальной столице — Эдо (с 1865 года Токио). Утверждение эстетической ценности повседневной действительности было выражено и в самом названии, которое приняло новое художественное направление — Укиё-э (Слово «Укиё-э» было заимствовано из буддийской терминологии, где оно употреблялось для определения мирской жизни человека. Недаром существует целый ряд группировок (сейчас их более 80), объединяющих художников разных стилистических направлений, но стоящих на сходных идейных позициях.
Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Японская живопись (яп. (Nihonga. Эти черты в 1780-х гг. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
Никогда прежде японская настенная живопись не знала такого размаха. Долгое время Япония считалась закрытой страной, контакты были только с Китаем и Кореей. Процесс формирования живописного направления проходил необычайно интенсивно и плодотворно.
Реалистическая острота его рисунка, раскрывающего самые характерные свойства натуры, выразительность и красота линии ставят его в один ряд с крупнейшими рисовальщиками мирового искусства. Их позы спокойны и устойчивы их движения медлительны и размеренны. С целью сохранения и возрождения старых живописных школ эпохи Эдо в 1879 году при участии правительства было организовано Рютикай («Общество Драконового пруда») в 1887 году преобразованное в Японскую ассоциацию искусства. Там Охара познакомился с Судзуки Касоном (яп. )русск., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо.
Однако сегодня в Японии законом является копирование старых стилей – кисть движется привычным образом и только по правилам. творчество Утамаро достигает своей полной зрелости.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Однако в этом заключались свои сложности и противоречия. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. 1771). том II, кн.
(«Яма Уба с сыном на коленях», «Яма Уба и Кинтоку с игрушечным коньком», «Яма Уба и Кинтаро»). Наибольшее впечатление от соединения принципов восточной и западной живописи производит, пожалуй, панно «Ветер», где фигуры обезумевших от страха людей написаны среди стволов бамбука, гибких и красивых, как бы олицетворяющих Восток с его многовековой мудростью, оказавшейся бессильной перед ужасами современной войны. После второй мировой войны в Японии наблюдается большое оживление художественной жизни. художником, работавшим в Эдо, Окумура Масанобу (1686—1764).
Если в конце 19 в. среди художников «западного стиля» обычным было академическое направление в живописи, а в первые десятилетия 20 в. наибольшее распространение получили импрессионистические тенденции, то уже в конце 30-х и в 40-х гг. История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов.
все большее влияние получают фовизм, кубизм и сюрреализм. (1860—1919), который и дал ему псевдоним Косон.
Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. Академическое направление национальной живописи с его мифологическими и декоративными композициями, подобными «Иллюстрациям к Исэмоногатари» Сёри Араи (р. Существовали и более обширные домашние коллекции, вот таким образом и создавалось так много подобных произведений, отражающих и широко распространенную в японском обществе благопожелательную символику и традиционную связь с природой.
Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки.
Хокусаи родился в Эдо в семье ремесленника. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Так работал знаменитый Кесай Каванабэ (1831-1889), принадлежавший к школе Кано, но вносивший в свои работы помимо характерной для него яркой экспрессии стилистические черты других школ, в частности Укиё и довольно смело обращавшийся к европейским приемам. В искусстве Японии этого периода возникают многочисленные школы и группировки. Лучшие гравюры с изображением матери и ребенка были исполнены им в конце 1790-х гг.
Скоро в моду вошла фотография — новый вид изображения событий. 1902) и Тосико Маруки (р. Для представителей западной художественной школы японский стиль укие-э стал не просто одним из экзотических стилей живописи, а настоящим источником вдохновения и заимствования определенных деталей.
Утверждение новых общественных идеалов требовало и соответствующих архитектурных форм. во всем мире наметился повышенный интерес к японской культуре. «Яма Уба с сыном на коленях»—одна из наиболее значительных гравюр этой серии. Важнейшее значение для Кангакай и будущей Нихонги имело привлечение в него Окакура Тэнсина (1862-1913) известного также как Окакура Какудзе, видного художественного критика, писателя, активного сторонника сохранения корневых основ традиционной культуры. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы.
Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков. В это время школу Тоса возглавила группа художников, таких, как Танака Тотсугэн (1768—1823), Укита Иккэи (1795—1859), Ватанабэ Кийоси (1778—1861) и другие, стремившихся возродить в живописи Тоса традиции 10—12 вв., то есть традиции Ямато-э. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». 1909) («Река в Хиросиме», 1957, сио Мураками («И сегодня не кончили», 1958). Новые правители страны хотели предстать хранителями традиций монументального зодчества прошлого как выражения силы государства.
Японская живопись (яп. Впервые цветная печать в два цвета, розовый и зеленый, была введена в 1740-х гг. Предметы, созданные людьми, — это как бы продолжение их самих. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Ничто не оказалось вечным — рушилась освященная веками феодальная система. Мир Сяраку — это мир страстей сильных, но темных. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г.
С именем Кацукава Сюнэй (1762—1819) связывают появление в это время погрудных изображений на нейтральном фоне, то есть формы — в силу концентрации внимания зрителя только на изображенных лицах, — как бы потенциально заключавшей в себе идею индивидуализации художественного образа идею портретности. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Круг знаний и представлений японцев в это время чрезвычайно расширился. Эти серии, создававшиеся почти в одно и то же время, поражают разнообразием аспектов, глубиной и богатством художественного видения Хокусаи — от широкого философского осмысления картины мира в серии «36 видов горы Фудзи» (1823—1829), показа эпического величия природы в серии «Мосты» (1823—1829), любования ее стихийной мощью в «Водопадах» (1827—1830) и, наконец, до тонкого лирического переживания природы в серии «Поэты Китая и Японии» (1830).
1892). Тем не менее, после первоначального всплеска интереса к западному художественного стилю, маятник качнулся в противоположную сторону, произошло возрождение традиционного японского стиля. Широкое развитие в 17—18 вв. Новейшую историю Японии принято начинать с революции Мэйдзи (1868 г. ), которая послужила началом крушения феодализма и развития капиталистических отношений в Японии. Оно пришло из Китая, но японцы решили назвать его по-своему.
Абстрактные формы все чаще появляются в произведениях художников традиционной живописи «нихонга», что практически стирает всякие грани между этим направлением и «европейской» живописью («ёгa»). Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. ВXIX веке началось разделение японской живописи на традиционный и европейский стили, которые бурно конкурировали между собой. Наиболее ценными считаются картины первого периода, на которых он гиперболически и оригинально выразил характерные черты исполнителей главных ролей.
Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры. Интерес к «живописи ученых» возник параллельно с санкционированным правительством распространением в Японии неоконфуцианства и был во многом столь же искусствен. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Характерна в этом отношении грустная и многозначительная картина Синьити Сато «Манекен и человек». Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Новый, последний и высший, этап в развитии реалистических тенденций демократического искусства эпохи Эдо был связан с творчеством художника Кацусика Хокусаи (1760—1849). Новый смысл приобретает и человеческая деятельность в ее повседневно-будничном проявлении.
вступает в период расцвета. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Изменились функции всех видов искусства, появились новые жанры творчества. Этому искусству свойственна острая социальная тематика, непосредственное отражение классовой борьбы трудящихся — независимо от того, работает ли художник в национальной или европейской манере: «Шахтеры Миикэ» Тосицугу сида (р.
Наряду с портретной живописью самое яркое явление камакурского периода – повествовательные свитки эмакимоно, сюжеты которых связаны с героическими эпопеями – гунки. В преувеличенной характерности их движений и жестов проступает постоянное, напряженное усилие каждого из них, вливающееся в их общий труд, утверждающий их перед лицом большого мира. В это же время он создает и первые свои самостоятельные произведения: «53 станции Токайдо» (1804), виды дороги, соединяющей Токио и Киото и в 1814 г. выпускает первую книгу задуманного им как пособие для художников многотомного труда «Манга». В это же время широкое распространение получает фарфор. Это привело к серьезным изменениям и во внутренних делах стран, таким как ликвидация сёгуната (военного режима) и восстановление императорского правления. Так, например, художник Кацукава Сюнтё (работал в период 1772—1800 гг. ) в своей известной гравюре «Борец Оногава и Охиса в чайном доме» (ок. 1794).
Пятнадцать томов «Maнгa», создававшиеся на протяжении многих лет, содержат пейзажи, жанровые сцены, этюды различных движений людей и животных, переданных иногда при помощи одной линии изображения цветов и птиц. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы.
1913). складывалось в сложных и своеобразных исторических условиях. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. Его творческая биография весьма разнообразна. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). P. 78). Его любимым мотивом становится также женщина, смотрящаяся в зеркало.
Тринадцати лет он поступил в мастерскую к граверу Накаяма Тэцусону. Так, в 1865 году завершился затянувшийся средневековый период Эдо (с 1603 года) и начался период Мэйдзи (по имени императора), первый этап новой истории стран, который ознаменовался колоссальными переменами в жизни всего общества, связанными с освоением достижений западного мира. Этим практически и ограничивается значение данного направления. Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии. Укиё-э (яп. Борьба различных классовых сил стимулировала и развитие общественной мысли. Природа обыкновенно привлекает Хиросиге в своих частных, конкретных проявлениях.
Город становится все более притягивающим центром для самых различных слоев населения. Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Эллен Конант исследовательница японской живописи, писала о том, что Маруяма Окё (1733-1795) основатель школы Маруяма, привлек много одаренных учеников и последователей и создал очень перспективное направление, которое стало доминирующим в художественном мире Киото вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868). В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи.
Среди мастеров фарфора широкой популярностью пользовался мастер Какиэмон (середина 17 в. ), введший яркие тона в росписи «цветов и птиц». Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. Он активно работал до 1935 года. Тем не менее национальная традиция ощущается в удивительной тонкости чувства природы. Во многом, считающаяся вторичной, культура страны восходящего солнца, действительно, в самом начале была «детищем» китайской. Решительный шаг по пути усложнения характеристики человека, персонификации его образа в искусстве был сделан в творчестве Китагава Утамаро (1753— 1806) и его современника Тосюсай Сяраку (ум.
Традиционными материалами старой японской скульптуры были дерево и лак. 1885) и Хэйхатиро Фукуда (р. Утамаро вводит изображение прозрачных тканей, создающих дополнительную игру оттенков («Девушка, рассматривающая прозрачную ткань», 1790, «Занятие шитьем», «Женщина, читающая письмо при свете лампы», «Женщины под москитной сеткой или ночные гости»). Напряженная, полная новизны жизнь столицы привлекала художников, поэтов, актеров из всех провинций Японии.
2-я), во многом связавшая колористические достижения старой живописи с цветной гравюрой. То:сю:сай Сяраку. Пейзаж безлюден — его масштаб слишком грандиозен. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства.
С начала 50-х гг. Она состояла из портретов актёров во весь рост. Особенность развития японской живописи нового времени заключается в одновременном существовании двух направлений— традиционного («нихонга») и европейского («ёга»). Как и многие другие японцы он интересовался новыми вещами привнесёнными из остального мира, однако, со временем, его всё больше стала волновать потеря многих аспектов традиционной японской культуры, среди которых традиционная гравюра по дереву.
В это время он создает свои прославленные серии: «Большие головы», «Выбор песен», «Испытания верной любви», «Знаменитые красавицы шести лучших домов», «Десять красавиц», «Цветные изображения Северных провинций» и др. Бадья, которую мастерит бочар, огромна так, что он не только спокойно в ней умещается, но оказывается во много раз меньше ее брус, который распиливают пильщики, непомерно велик, его диагональ доминирует над всем пейзажем, в том числе и над Фудзи доски дровяного склада почти касаются неба, рыбачья лодка в гравюре «Тамагава» необычайно велика.
Особое место в творчестве Утамаро занимает тема материнства. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Так, нормы классической живописной школы Ямато-э присущи произведениям художников Кокей Кобаяси (1883—1956), Канзан Симомура (1873—1930), Юкихико Ясуда (р.
То:сю:сай Сяраку. Все это вносило в гравюры Утамаро остроту сопоставлений и контрастов. Художник учился живописи в технической школе префектуры Исикава с 1889 по 1898 год.
до н. э. – 300г. Позднее, художники, работающие в стиле бунджинга, видоизменили как техники, так и сюжеты этого жанра, создав смесь японского и китайского стилей. Наиболее известными сериями Хиросиге, вышедшими в последующие годы, были «8 видов Оми» (1835), «69 видов станций Кисокайдо», «Виды 69 провинций», «100 видов Эдо» (ок. Главными темами гравюр Киёнага были празднества и изображение различного рода развлечений, популярных среди горожан: посещение чайного дома («Чайный дом у бухты Синагава» из серии «Двенадцать месяцев Юга») или сочинение стихов («Ночь девятого месяца» из этой же серии), праздничные шествия и увеселительные прогулки (триптих «Цветение слив в Асикаяма близ Эдо», триптих «Причалившая увеселительная лодка»).
Первые 28 гравюр Сяраку нарисовал в июне 1794 года, на которых изобразил карикатурные бюсты актеров театра кабуки. Пространство развертывается художником не вглубь, а вверх. Директором ее стал Тэнсин. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами.
Также Цукиока ситоси считается одним из главных инноваторов. Вместе с тем художественный язык гравюры обусловливался всем предшествующим искусством. Произведение прикладного искусства, обладающее такой «пространственной активностью», способно выполнять задачу цветовой и пластической организации интерьера.
Тосюсай Сяраку Тосюсай Сяраку (яп. Истоки творчества Хокусаи почти целиком находятся в искусстве Укиё-э.
1887) и другие. Это и определяет стиль и технику данного искусства. Для выставочных произведений характерно использование укрупненных форматов – больших свитков, ширм, экранов. В многочисленных зданиях 50-х гг.
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни). Его листы целиком заполняют фигуры людей. В серии «36 видов Фудзи» это стремление находит свое наиболее законченное выражение в силе утверждения ценности человеческого труда.
Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Однако довольно быстро связь прервалась, страны развивались параллельно (не без взаимного влияния, конечно же). Кроме того, тот крайний национализм в искусстве, который имел официальную поддержку при фашистском режиме, получал наиболее полное выражение в академически-холодных формах живописи «нихонга». Но вместе с тем при всей своей колоссальности величие Фудзи не подавляет.
Впервые новые пути развития гравюры наметились во второй половине 17 в. — первых десятилетиях 18 в. в творчестве таких художников, как Хисикава Моронобу (1618— 1694), Тори Киёнобу (1664—1729), Тори Киёмасу (1694—1716), Кайгэцудо (начало 18 в. ) и некоторых других, работавших в Эдо. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. кайга. Эта точка зрения была справедлива только отчасти. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Особенно отчетливо это стремление выступает в произведениях Масанобу. Японская живопись (яп. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). Уже из первых его учеников вышли такие крупные мастера Нихонга как Тайкан кояма (1868-1958), Сюнсо Хисида (1874-1911) и Кандзан Симамура (1878-1930).
Его колорит усложняется, все большее значение приобретают переходные тона. И наконец, в гравюре «Фудзи в ясную погоду» тема Фудзи раскрывается во всей полноте своего всепоглощающего, мощного звучания. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. Огромную опасность для основ феодального государства представляли многочисленные крестьянские восстания, объединявшиеся порой с бунтами городской бедноты.
О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. В это же время появляются различные антирелигиозные учения, направленные против синтоизма, буддизма и конфуцианства (Ямагато Банто, 1761—1801). Из этих серий сохранились лишь отдельные листы. Но уже в 1867 году появилась одна из первых художественных организаций – Дзёунся («Объединение, подобное облаку»), в которую вошли представители всех живописных течений Киото, а также известные коллекционеры, антиквары, знатоки искусства, ученые.
Одним из первых крупных архитектурных ансамблей, созданных в послевоенной Японии, был Парк Мира в Хиросиме (1951—1952) архитектора Кендзо Танге (р. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Их герои – простолюдины, представители низших социальных слоев общества.
Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.
Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Ibid. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле.
1792) отходит от обычных для Киёнага образов и композиций. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Гравюру применяли для иллюстрирования популярных книг и альбомов, для печатания театральных афиш с изображением актеров, реклам, плакатов и т. п. Первая книга с гравюрами-иллюстрациями появилась в начале 17 в. Однако они еще мало чем отличались от примитивной средневековой гравюры (Гравюра известна в Японии с 8 в. ). Таким образом, распад начался внутри самого феодального класса.
Нельзя не отметить обусловленность уникального стиля Японии особенностями менталитета ее жителей. После этого Охара работал исключительно в жанре катё-га — изображения птиц и цветов. Идеи Тэнсина получили реальное претворение в творчестве выпускников Нихон бидзюцуин. Западные стиль живописи официально продвигался правительством.
Еще более сильна эта тенденция в современной японской графике. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). При всей увлеченности Хиросиге реальным, конкретным мотивом природы его листы всегда подчинены декоративному замыслу.
В здании муниципалитета в Нагасаки (середина 1950-х гг., архитекторы Комийя, Окуяма и другие) открытая лестница непосредственно связывает интерьеры с окружающим пространством. Большая заслуга его как одного из реформаторов в том, что он сумел на собственном примере показать возможность гармоничного соединения западного натурализма и традиционной декоративности. Очень сложной была процедура закалки клинка, его шлифовки и заточки., упр.
Харунобу привлекала множественность бытовых ситуаций, а не многообразие жизненных типов, передача определенного душевного состояния, а не психологическая характеристика. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян.
Ее идеалы, так же как и идеалы ее покровителей, были обращены в прошлое. Японская гравюра в 1780-1790 гг. 1905) засыпан белой морской галькой наподобие традиционных а сухих садов». В 1899 году Косон переехал в Токио, где начал заниматься жанром укиё-э.
При них были созданы большие скульптурные мастерские, которые возглавили прославленные скульпторы того времени Кокэй, Ункэй и Кайкэй. Хиросиге был учеником гравера Утагава Тоёхиро (1763—1828). Прежде всего она сказалась в силе его реалистической трактовки натуры. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).
Роспись в стиле ямато-э украшала раскладные ширмы и скользящие двери, как правило основным сюжетом ямато-э выступал Киото и сцены из жизни города. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Однако Харунобу еще не углубляется в сложный лабиринт человеческих переживаний. Однако это не всегда приводило к большим достижениям. 1895), «Буддийскому святому» Коси Ханэиси (р.
Ее величие сродни холодной огромности океана. Европейская наука стала привлекать все большее число японских ученых.
Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Важнейшие декоративные элементы как бы вынесены из интерьера и играют такую же роль, как сад в традиционной архитектуре (у здания префектуры Кагава в Такамацу Танге расположил бассейн с декоративными камнями, а во внутреннем дворе — небольшой «сад мхов», 1958). Тяга к достоверности и натурности свойственна многим работам Ункэя. К середине 1790-х гг.
С расцветом творчества Утамаро совпала блестящая, но кратковременная деятельность Сяраку. Большого мастерства добились японцы в создании укиё-э, так называемой, гравюры по дереву. Неисчерпаемы его приемы в передаче экспрессии лица. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней.
Однако даже творчество такого художника, как Томиоко Тэссаи (1836—1924), продолжавшего работать в традициях монохромного пейзажа, несет в себе элементы искусства нового времени. К концу 20-х гг. Большинство скульпторов начала века получило образование в Европе, Как они сами, так и их ученики в Японии находились под большим влиянием Родена: Коун Такамура (1852—1934), Фумио Асакура (р. В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни.
Бытовой жанр, портрет, а затем пейзаж стали основными темами гравюры. Фудзи врезается в голубую бесконечность неба, пересекая белые полосы облаков. В этот период Япония вплотную подошла к событиям, ставшим важнейшим рубежом в ее истории. Характерная гротескность персонажей нэцке во многом напоминает рисунки Хокусаи в альбомах «Манга». Их керамические изделия отличаются ясностью форм и выразительностью орнамента.
Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Интересно отметить, что в тех гравюрах, где Утамаро обращается к изображению людей в пейзаже (у него были уже и чисто пейзажные листы), люди и природа выступают в них как два самостоятельных начала (триптих «Прогулка по берегу моря»). Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты.
получает керамика, представленная именами таких выдающихся мастеров, как Нинзэй (1598—1666) и Кэнзан (1663—1743). В своей знаменитой книге «Идеалы Востока» (1904) он писал «Свобода является величайшей привилегией художника, но это всегда свобода в смысле постоянного самосовершенствования» (Kawakita Michiaki, Ibid. Он отказывается от изображения интерьеров и пейзажей. Вскоре после 1790 г. художественная деятельность Киёнага прекратилась. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. И изначально техника не имела какой-либо эстетической стороны.
Она состояла из портретов актёров во весь рост. 1801). С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala).
Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге.
Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. Объективно соответствуя назревшим потребностям и изменившийся реальности, подобные процессы, тем не менее, происходили достаточно плавно и органично. Только после этого можно уловить подлинный смысл вещей.
Однако, несмотря на все стремления художников школы Нанга преодолеть безжизненность канона их искусство было внутренне столь же скованно, как и у поздних мастеров школы Кано. В японской архитектуре 17 в. был временем завершения ее классической истории. В Киото процесс начался несколько раньше. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки.
В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи)., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Ibid. p. 18).
Одна из них обращена к старым традициям средневекового искусства и преимущественно связана с идеологией господствующего класса, другая — стремится к новой художественной оценке действительности, к созданию новых форм в искусстве и отражает мировоззрение демократических слоев японского общества. Однако это движение в японской графике просуществовало недолго. Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись. Быт камакурских воинов существенно отличался от быта хэйанской аристократии.
Обращение Окно к более реалистическому изображению было, собственно, развитием тенденции, заключенной в самой живописи школы Кано и отмеченной еще в работах художников начала 16 в., однако столь определенно проявившейся лишь в условиях все усиливающегося влияния нового, демократического мировоззрения. На основе принципов декоративной живописи художника конца 17—начала 18 в. Огата Корин (школа Римпа) сформировалось творчество таких современных мастеров, как Сейсон Маэда (р., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Традиционная живопись Китая, как портретная, так и пейзажная или жанровая, разительно отличается от западной.
Настоящим произведением искусства являются императорские дворцы с садами и павильонами. Он жил и работал в Эдо. 1905) и другие. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Художники «нихонга», как правило, продолжали сложившиеся в старой Японии главные школы живописи, такие, как Ямато-э» Кано, Римпа, Нанга и др. 1857) и некоторые другие.
Самый выдающийся памятник – иллюстрации к Повести о войне годов Хэйдзи. Это в свою очередь толкает многих художников к отказу от национальных форм живописи. Многие японские художники, как, например известный художник Курода Кийотэри (1866—1924), уезжают учиться в Европу. Утамаро стремится к передаче различных сторон изображенных предметов.
С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). В течение долгого времени, примерно с 1797 по 1810 г., Хокусаи работает как мастер суримоно (особый, требующий сложной техники вид гравюр использовавшихся в качестве поздравительных карточек).
Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Среди многочисленных работ Хокусаи последних двух десятилетий его жизни наиболее значительной была серия пейзажей «100 видов Фудзи». В творчестве Сяраку этот жанр получил абсолютно новое осмысление. Тема человеческого коллектива в творчестве Хокусаи проходит свою эволюцию от изображения суетной толпы (лист «Мост в Эдо» из книги Дотю Гвафу 1818 г. ) до широкого охвата жизни народа, осмысленной трудом, в гравюрах «36 видов Фудзи». Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами.
Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Первым крупным художником цветной гравюры был Сузуки Харунобу (1725— 1770). Эта традиция, несомненно началось в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня. Например, монохромный пейзаж с одним ярким цветовым пятном – красным заходящим солнцем.
Киёнага пошел по пути активного утверждения образа человека в окружающей его среде. Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения. Вот таким образом первым шагом должно быть изучение основного устройства формы. Мастера Нихонга, в свою очередь не отказывались от заимствования из европейской живописи, а некоторые из них даже побывали в Европе. Сведений о жизни Харунобу и его ранней художественной деятельности сохранилось мало.
С именами художников Икэно Тайга (1723—1776) и оса Бусон (1716—1783) связано начало самостоятельного существования школы Нанга. Некоторые современные мастера продолжают работать в этих материалах.
Наибольший интерес среди них представляет Исода Корюсай, работавший в период с 1764 по 1780 г. Самая известная его серия «Образцы новых одежд», посвященная изображению куртизанок, была исполнена в 1775 г. Хотя в целом Корюсай находился под сильным влиянием Харунобу, некоторые особенности его гравюр — большая интенсивность цвета, увеличившийся в сравнении с Харунобу размер фигур и их большая материальность интерес к повествованию, к рассказу — говорят о стремлении придать идеальному миру Харунобу большую достоверность и жизненную убедительность (такова его гравюра «Кормление карпов», ок. Японская живопись суми-э или суйбокуга, в переводе означает «рисование тушью». Вскоре работы Охары Косона перестали продаваться и единственным заработком стало преподавание в школе изящных искусств в Токио.
В других картинах с помощью намеченных элементов пейзажа создается ощущение реальной пространственности места действия: в панно «Юноши и девушки» написана как фон панорама разрушенного города, а на переднем плане — огромное обуглившееся дерево. Вот таким образом и развитие их проходило по своему особому пути. н. э. ). Крестьяне массами оставляли деревни и направлялись в город в поисках работы., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.
При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. В поисках новых средств выражения он обратился к цвету. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Классическая японская живопись периода Токугава в своей основе содержит заимствование китайских приёмов, затем следование японским традициям и, наконец, европейским.
Инициатором учреждения Кангакай был, как ни странно, американский преподаватель философии Эрнест Фенеллоза (1853-195). Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи.
Продолжая пейзажный жанр, открытый в гравюре Хокусаи, Хиросиге, однако, разрабатывает его по-своему. Однако основные достижения Харунобу лежат в области многоцветной гравюры. Тэнсин считал, что подлинное развитие национальной живописи на новом историческом витке должно происходить посередине между позициями консервативных традиционалистов и приверженцев европейского искусства и назвал эту концепцию «третьим поясом»., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
– Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. Одной из самых значительных работ Хокусаи, в которой наиболее полно раскрылось своеобразие его творчества как художника-мыслителя, является серия «36 видов Фудзи». Теперь все внимание обращалось на оружие и доспехи.
В «Манга» мы находим рисунки звериных масок с характерным выражением человеческих лиц и изображения различных человеческих физиономий, молодых и старых, улыбающихся, плачущих, смеющихся, с выражением удовольствия, любопытства и т. п. В «Манга» не только сказался широкий круг наблюдений Хокусаи, но и в полной мере выявился его блестящий талант рисовальщика. В это время им были созданы лучшие его пейзажные серии. Начальный этап развития Нихонга связан с эпохой Мэйдзи. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма. Художественная манера Сяраку отличается резкой индивидуальностью. Вместе с тем уже в известных ранних его работах, в иллюстрациях к «Книге насекомых» (1788), содержащей изображения цветов, птиц и насекомых, в «Книге раковин» исполненной в это же время, проявилась большая самостоятельность его творческой манеры.
В буддийской живописи также появляются новые формы. Развитие японского искусства 17—18 вв. (библиотека колледжа Цуда, типография в Нумацу, общественный зал в Мацуяма, здание муниципалитета в Токио, муниципалитета в Кураёси и др. ) Танге не воспроизводит традицию, но берет ее общие принципы в организации пространства и использовании материалов.
Transcending the Past. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. 1912) построил почтовое ведомство в Киото непосредственно около старинного сада, создав единый ансамбль (1954). Первой работой, принесшей Хиросиге известность, была серия гравюр «53 станции Токайдо», напечатанная в 1834 г., то есть вскоре после выхода прославленных серий Хокусаи.
И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). Участие в Ниттен фактически стало предпосылкой к принятию в Японскую Академию искусств, что, в свою очередь, являлось предпосылкой к получению Ордена Культуры. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. Строгий, тяготеющий к монохромной живописи стиль Кано Танио (см.