Ван Гог страдал тяжелым психическим расстройством, что не могло не сказываться на его живописи. Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма. Ван ГОГ Винсент (Van Gogh) (30 марта 1853, Гроот-Зюндерт, Северный Брабант – 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.
Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.
Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа.
Сам художник являлся почитателем японского искусства, особенно – жанра гравюры Укиё-э. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». Париж.
Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Судьба обездоленных глубоко поразила его. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников15. Дед художника был известным переплетчиком старинных документов и манускриптов, выполнял заказы для нескольких европейских дворов.
Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Юг захватывает его. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». С диагнозом Эпилепсия височных долей он лежал в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. Особенно сильное впечатление производят три: «Поклонник Будды» (1888. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Он считал, что это полотно – его надежда не сойти с ума.
«Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Влажные после дождя цветущие поля и огороды пересечены мокрой дорогой. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Париж. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену.
Творческий путь Винсента Ван Гога условно делится искусствоведами на три периода: голландский (1881-1886 гг. ), парижский (1886-1888 гг. ) и поздний, продолжавшийся примерно с 1888 г. до момента смерти художника в 1890 году. 25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Один из гостей заведения стоит в дверях – по мнению Бакстера, это Иуда. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Тема с раненымухом дважды фигурирует в автопортретах этого живописца.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. «Звездная ночь» (1889). Здесь ему предстояло написать свои самые гениальные творения.
В 1880-х гг. Все это не было простой благотворительностью. До сих пор ведутся споры, по каким причинам и кто отрезал ухо Ван Гогу. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Картина «Красные виноградники в Арле» написана в конце 1888 года в Арле, когда Ван Гог работал, не щадя своих сил. Семь лет Ван Гог был успешным торговцем искусством и часто посещал Гаагский музей. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Короткая жизнь этого художника была подобна яркой вспышке молнии. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний.
Снова влюбляется. В 1886 году Ван Гог приезжает в Париж. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле.
Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми.
Объясняется же все просто. В 1888 году он едет в Арль. Вглядитесь в живопись красных виноградников.
Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Покоренный импрессионизмом, он с новой страстью отдается искусству. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда.
Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках». В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881). Художник смело г решился изобразить самый диск заходящего солнца. Когда он вернулся в Париж его уволили. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность.
Постижению природы сопутствовали упорные поиски новых живописных приемов. У данного полотна есть своя история. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас.
Эта картина была написана Ван Гогом в качестве подарка на день рождение племянника. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. На полотне художника изображено поле, его часть, усыпанная цветами. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию.
Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. «Ирисы» (1889). Но он создавал на их основе новые оригинальные произведения. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ.
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия, – 29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский художник. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле».
Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». «Пшеничное поле с кипарисами» — это одна из трех известных картин Ван Гога, которые схожи между собой композицией. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы. Контраст цветовой, тематический, композиционный.
Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией.
Люди пытаются сохранить не только мощи святых, но и частичку Винсента Ван Гога. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи.
Переезд Ван Гога в 1888 в Арль открывает период его зрелости. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Лувр).
Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым.
Очень скоро они расстались. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Напряженную динамику и эмоциональность пейзажа усиливает неровная, подобная морской пене, красочная поверхность картины, составленная из мазков белого и желтого. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет (Спальня ван Гога в Арле, 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам).
Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. По-вангоговски напряжены силуэты человеческих фигур их сутулящиеся спины, неуклюжие ноги. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. Впрочем, у этого символизма такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного. Однако у Христин оказался тяжёлый характер и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Пейзаж написан в светлых тонах.
Вероятно, это произошло после ссоры с его лучшим другом, также художником, Полем Гогеном. Пушкина. Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Среди наиболее узнаваемых работ Ван Гога, это полотно является самой известной. В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы за 53, 9 миллиона долларов США. Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе.
Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Последними словами Винсента Ван Гога были: La tristesse durera toujours, что в переводе означает – Печаль будет длиться вечно. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. В Париже художник работает как одержимый, впрочем, как и всегда.
Его кузина Кея Вос стала вдовой. Интересно, что одно из кафе Хорватии скопировало дизайн из картины художника.
Видно, как художник горячо сопереживает своим персонажам. Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. В этот период написан и пейзаж «Море в Сен-Мари», в нем ощущается простор и бескрайность моря, стремительный бег парусников. Это известное полотно Ван Гога является первой версией последующих трех аналогичных картин, которые ссылаются на нее и названы гораздо проще – «Спальня».
В 1880-х гг. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. На знаменитом полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, — полагает исследователь Джаред Бакстер. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
Ван Гог прожил жизнь, полную трагических событий и переживаний: сын голландского деревенского пастора, он в молодые годы стал служащим в художественной фирме Гупиль. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. На этом заканчивается его формальное образование. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Он же оплачивал лечение Винсента.
Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Хотя грани их творчества все же различаются. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента.
А. С. Пушкина, Москва). Трагической историей стала потеря уха. При изучении работы Ван Гога исследователю изначально показалось странным расположение фигур посетителей в кафе. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи».
Ван Гог, чье творчество сейчас искусствоведы называют характерным примером постимпрессионистической живописи, в свое время не получил систематического академического образования и вообще творить начал довольно поздно. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). А. С. Пушкина, Москва).
Интересно, что «фирменные» штрихи, точки и волнообразные линии в его поздних работах (1887-1890 годов) не только идеально соответствуют экспрессивной живописной манере художника, но и более чем выразительно смотрелись бы в технике гравюры и литографии. В течении всей жизни им было написано более 30. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Рядом с красным, синим и зеленым излюбленным Ван Гога был желтый – цвет спелого хлебного поля, подсолнухов, жгучего южного солнца. Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля».
Творчество двух последних лет жизни Ван Гога отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890). Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Он изображает вид из окна санатория художника, который находится в Сен-Реми де Прованс во Франции. Вот тогда Ван Гог и начал рисовать.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. Вот такая короткая творческая жизнь, длиной всего в 9 лет, была суждена этому человеку. «Ночная терраса кафе» (1888).
Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Они считали его ненормальным лунатиком.
«Автопортрет с перевязанным ухом» (1889). В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям (Крестьянка, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло Едоки картофеля, 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). В Гааге художник попытался создать семью. Сам художник любил кипарисы и пшеничные поля и проводил много времени, наслаждаясь их красотой.
И кто это сделал. Критики считают, что эта картина правдоподобно описывает черты лица художника, так как писал он ее сидя напротив зеркала. На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. В результате в конце марта 1876г. И все кончается ссорой, которая приводит Винсента к нервному срыву.
Прекрасная природа этих мест завораживает художника. «Пейзаж в Овере после дождя» относится к числу тех произведений, в которых художник выразил себя наиболее полно. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Они есть линия, составляющаяся в рисунок.
Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама.
Это полотно является один из самых известных автопортретов художника. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Она была написана Ван Гогом за год до своей смерти и сам художник определил ее как «громоотвод для моей болезни». Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть.
В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру.
Одна из центральных работ Ван Гога первой половины арльского периода — «Долина Кро» — полнее всего выразила идею гармоничного и величественного мира. В 1888 он перебрался в Арль. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение.
Амстердам. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Долина Ла-Кро, Рыбачьи лодки в Сент-Мари, оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. На этот раз в свою кузину. Что же было на самом деле, остается неизвестным.
Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов.
Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира.
Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он ходил в самой простой одежде, скудно питался и жил в самых бедных лачугах. Стоят белые домики под красными крышами, вдали мчится поезд, оставляя полосу дыма. За два года пребывания в Париже.
В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»18. Музей Ван Гога), где художник всякий раз предстает перед зрителем без всякого ореола исключительности он беспощаден к себе, но в созданном им «маленьком человеке» есть высокая духовная наполненность, горит внутренний огонь. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль».
Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. В 1872 году он начинает вести активную переписку со своим младшим братом Тео. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после).
В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. «Я не удивлюсь, – писал он, – если импрессионисты скоро начнут критиковать мою манеру. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В 30-летнем возрасте Ван Гог начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам).
Ван Гог обладал очень отзывчивой, доброй и сострадательной душой. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом— много картин этого периода посвящено крестьянам их повседневному труду и быту. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью».
Но не таков был Винсент Ван Гог, картины у него хорошо получалось писать, но не продавать. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. Благодаря узнаваемости этой картины, которая стала широко известна во всем мире, терраса, которая находится в северо-восточном углу площади, привлекает все больше туристов каждый день. Ван Гог же всецело посвятил себя живописи.
«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Он начался с «Портрета папаши Танги» (1887. Новый этап творчества художника так называемый «арльскии» стал временем величайшего расцвета Ван Гога. Линия высокого горизонта подобна пружине круто изгибаясь, уходит дорога. Кембридж. По завещанию Сайто ее должны были сжечь вместе с ним после его смерти, но кредиторы разорившегося к тому времени японца не дали этого сделать.
При этом он был выходцем из весьма состоятельной семьи и если бы захотел, мог бы продолжать семейное дело (торговля живописью и предметами искусства). Ван Гог состоял в переписке со своим братом Тео и другом Полем Гогеном. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор.
Таково происхождение и «Прогулки заключенных», композиция которой заимствована из гравюры Густава Доре, входящей в его серию «Лондон». Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. Он часто отправлял им эскизы своих будущих полотен, как сделал это и с картиной «Спальня в Арле».
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. Серое небо замыкает горизонт картины. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок (Мост через Сену, 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам Портрет папаши Танги, 1887, Музей Родена, Париж).
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. В 1886 году Ван Гог навсегда покидает родную Голландию и приезжает в Париж, где пробует учиться живописи, посещает выставки модных живописцев, знакомится с творчеством импрессионистов. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога.
Винсент Ван Гог прославился написанными автопортретами. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись. Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. После окончания школы молодой Винсент работал в художественной компании «Гупиль и Ко», совладельцем которой был его дядя, занимался продажей картин. В 1886 он приехал в Париж. На этом полотне Ван Гог изобразил террасу кафе на площади Форум в Арле, Франция.
Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Этот шедевр был написан Ван Гогом по памяти. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. Линии изгибаются, создавая нервный напряженный ритм.
В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге.
Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Среди них есть и многочисленные зарисовки пером и карандашом, которыми художник часто иллюстрировал свои письма к брату Тео и самостоятельные работы (относящиеся больше к раннему периоду творчества) и подготовительные эскизы к картинам, нередко полностью тождественные по композиции его живописным полотнам. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте.
Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды.
Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Гогену случайно удалось остановить Винсента. Картина считается одной из самых последних полотен великого художника. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль.
Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Планируете поездку на отдых. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником.
Это произведение стало первым, на котором художник изобразил звездное небо. Ван Гог очень привязался к ребенку и однажды написал в письме своей невестке Джо: «Он всегда с огромной заинтересованностью смотрит на полотна дяди Винсента». О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава.
Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера.
Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. «Спальня в Арле» (1888).
Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. С этого момента начался второй этап творчества художника.
Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Полотна, написанные в эти временные отрезки, весьма сильно разнятся между собой и сюжетами и манерой письма. Одним из самых ярких художников XIX века имя которого известно всем поклонникам живописи, является Винсент Виллем Ван Гог (30. 03. 1853 – 29. 07. 1890). Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов.
«Ночная терраса кафе» остается одной из наиболее анализируемых и обсуждаемых картин Ван Гога. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Жесты рук, зябко сунутых в карманы, подчеркнуты нарочито угловатой судорожной линией. Особое место в творчестве художника занимали автопортреты.
Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Радостные краски передают то чувство, с которым художник любовался натурой. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые.
Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене, в его доме он жил, когда учился в этом городе. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами.
Исследователи делят их на три группы: первый цикл (1886) из шести работ, когда художник только начинает пристально вглядываться в собственный лик второй — достаточно большой, «парижский» (1887—88), заканчивающийся «Автопортретом перед мольбертом» (1888. И этим артдилером был его брат. Для создания инсталляции, Лиуве Ван Гог, праправнук Тео Ван Гога, брата художника, пожертвовал свой генетический материал: новая «раковина» была выращена из фрагмента его хрящевой ткани и, как утверждают авторы, в точности повторяет форму уха Винсента, восстановленную с помощью компьютерного моделирования. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.
В наступающем вечере нет ни радости, ни успокоения. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Картины, созданные весной и в начале лета 1888, полны южного солнца: «Подъемный мост около Арля», «Грушевое деревце», «Деревья в цвету». Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Но судьба распорядилась иначе.
Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Но одновременно у зрителя возникает и ощущение тревоги, его вызывает беспокойно-динамичная структура картины. Наиболее драматичен арльскии цикл автопортретов (их семь и к ним можно добавить еще три работы, сделанные в клинике для душевнобольных). Враждебны даже самые камни, по которым ступают заключенные, колючими неправильными очертаниями и своим расположением они словно загоняют людей вглубь двора.
Именно это произведение занимает почетное место в Музее искусств «Метрополитен», который находится в Нью-Йорке. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. И этот выбор тоже не случаен. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния (У врат вечности, 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов (Дорога с кипарисами и звёздами, 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости (Пейзаж в Овере после дождя, 1890).
Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель.
Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Эта работа – еще одно доказательство культа знаменитого художника в современном обществе. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре.
Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. «Цветущие ветки миндаля» (1890). В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)14. В результате его попросили уехать. Творчество Винсента отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально.
Другие утверждают, что ухо было отрезано в алкогольном и наркотическом опьянении.
Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. С этой болезнью он угодил в клинику для душевнобольных в Арле. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Он пишет пейзажи, портреты, натюрморты.
Легенды о Ван Гоге – его безумие. Ван Гог освоил достижения французской живописи последнего двадцатилетия. Сын пастора. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах.
На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника. На сегодняшний день полотно занимает 15 место в списке самых дорогостоящих произведений. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России.
Но характеры двух творцов слишком непохожи. Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Он ему покровительствовал. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Упомянутая выше картина является первой из трех и была завершена в июле 1889 года.
Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Музей Родена). Низкие, косые лучи его сделали мокрую дорогу подобной расплавленному потоку цвета и света.
Все заповеди Нового Завета он понимал буквально. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. А. С. Пушкина, Москва). Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе.
Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Художник Димут Штребе представил «живой предмет искусства».
Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. «Пшеничное поле с кипарисами» (1889). К середине XX века Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории1617.
Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. В начале 1890 года у Тео, брата Ван Гога, родился сын, которого назвали в честь художника – также Винсентом. После неприятного инцидента с Гогеном им был написан еще один автопортрет.
Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Под живым впечатлением увиденного, но не на плейере, возникли пылающие краски «Красных виноградников». Музей Фогг), «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» (1888) и «Автопортрет» (1889. Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года.
Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Там же он получал уроки рисования. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. К тому же он был очень религиозен, некоторое время даже служил христианским проповедником.
«Прогулка заключенных» связана с особой гранью творчества Ван Гога: временами он копировал заинтересовавшие его картины и гравюры. Он почти не играл с другими детьми. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник.
Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh) оставил после себя большое количество рисунков, набросков и детально проработанных графических произведений. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством.