В своих произведениях он предвосхитил многие искания русской реалистической живописи следующих десятилетий. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. Биографии, картины известных русских и зарубежных классиков живописи.
Так же у нас есть сочинения по картинам и статьи о русской живописи. Одна из самых известных картин, которые охватывает русская живопись и, пожалуй, самая растиражированная работа великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, которая во времена СССР даже попала на обертку конфет. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу именно эта работа стала апогеем творчества художника, которым может гордиться русская живопись. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет. Картины в русской живописи тонко передают культуру народного быта и состояние русской души, настроение которых так точно выражали в своих, ставшими известными, картинах русские художники XIX – XX веков.
Друзья, конечноже, невозможно вместить всю историю русской живописи врамки одной статьи. Время поставило "Девочку с персиками" в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи. Еще одна прекрасная картина, которой славится русская живопись, написана Ильей Репиным. Но спросом пользуются работы иноземных художников – русские живописцы значительно отстают в мастерстве.
Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова. Русская живопись прошла все этапы самостоятельного становления. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории – это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.
Полотна русских живописцев, которые являются наиболее популярными: Александр Иванов – яркий представитель живописного библейского направления, в красках рассказывающим нам о эпизодах жизни Иисуса Христа. Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Категория Великие русские художники содержит биографии, полные галереи и собрания картин русских живописцев. Занесколько веков русская культура подарила нам множество гениальных живописцев.
Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее. Константин Юон российский, а позже советский художник, оказавший значительное влияние на русскую живопись во второй половине XX века.
Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников.
Она решительно отрицала и эпигонские пейзажи «под Левитана» и салонное искусство, сплошь и рядом смыкавшееся с низкопробными мещанскими вкусами. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Особую роль деятели объединения «Мир искусства» сыграли в развитии искусства книжной иллюстрации, а также театрально-декорационного творчества. На первом месте в художественной жизни оказалась живопись. Это направление развивалось во Франции с семнадцатого по девятнадцатый век.
Это полотно П. А. Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2. В. А. Серов (1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Крупнейшим мастером исторической картины был А. А.
В 1872 году Моне написал свою картину «Впечатление. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века. Более того, в XVIII веке и даже позднее на Севере, в Приуралье, в заволжских скитах старообрядцев или в прославленном селе Палех создавались примечательные образцы «строгого письма». Так случилось с академизмом.
Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. В 1863 году выпускники Академии художеств – претенденты на большую золотую медаль отказались писать выпускные картины на обязательные темы и демонстративно вышли из состава Академии, образовав Артель свободных художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским (так называемый «бунт четырнадцати»). Они проникали друг в друга, тесно переплетались и следовали какое-то время вместе.
Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика ("Отказ от исповеди", "Не ждали", "Арест пропагандиста"). Малевич) импровизационный стиль и абстракционизм (В. Его творчество опиралось на народное искусство. Врубель не считал эту картину окончательным воплощением замысла, своего «монументального» Демона он собирался писать позднее.
Его картины – не иллюстрации к русской истории. Иван Никитин— основатель новой русской живописи. Причем вначале он имел героический характер, а позже трансформировался в романтизм трагический. С конца 20-х годов в России утверждается принцип социалистического реализма.
Художник создает свой тип женского портрета. Заметив склонность способного юноши к искусству, Петр I определил его сначала в учение к иностранному художнику (вероятно, к Таннауеру), а в 1716 году послал вместе с его братом Романом, тоже художником, в Италию. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. В одном из лучших своих произведений, портрете поэта В. И. Как только ни называли В. Стасова его враги и противники – «громобоем», «иерихонской трубой».
Передвижники совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. «Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма» (атаман Краснощеков).
Правда в некоторых городах, например, в росписях Ростова этого периода все еще преобладают плавные, гибкие линии, свободно очерчивающие силуэты фигур. Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина. Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). В данном случае показательно творчество Трухменского. Репина «Бурлаки на Волге».
Позиции реализма в Европе были укреплены Густавом Курбе. На халат одета награда. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Тощая лошадёнка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра. Художники этого направления в ярких красках изображали все человеческие эмоции и чувства. Но именно это и позволяло им шокировать публику своим видением мира. Но подлинным призванием И. К.
Во многом уступая этим мастерам по степени близости к европейским образцам, художники середины XVIII века интересны сохранением традиционных представлений о красоте, соединяемых теперь, как и в архитектуре, с грамотностью Нового времени». Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. Признаки важных и существенных перемен обозначаются в искусстве XVI века. Эта картина выдвинула автора в первые ряды лучших русских художников. Павел Михайлович поставил перед собой цель создать национальный музей искусств, где наиболее полно будут представлены лучшие русские художники XVIII- XIX веков (а впоследствии и древние иконописцы), в первую очередь современные ему художники-реалисты.
Это была не просто частная коллекция, каких насчитывалось в те времена немало. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью». Ряд репинских полотен написан на исторические темы (Иван Грозный и его сын Иван, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану и др. ).
Его полотна 1890-х годов – «По этапам», «Поденщицы на чугунолитейном заводе» и особенно «Прачки» – стали вехами демократического реализма тех переломных лет. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.
Это время политической и идеологической реакции. Взгляд служанки снисходительный. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи.
Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. В то же время в «Троице» нет ни малейшей нарочитости: композиция иконы, позы и жесты ангелов свободны и естественны. Портрет петровского времени). Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: Вечер на Волге, Вечер.
Но развитие, пусть медленно идёт. Остроумомой-Лебедевой, И. Глазунова, К. Васильева, А. Шилова, А. Исачева – убедительное тому доказательство. Начался новый период в российской истории, культуре, живописи. "Передвижники" совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Орест Кипренский причислен к лучшим русским портретистам. В этих краях он создал свои полотна: После дождя, Хмурый день, Над вечным покоем.
Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). Последнее из известных нам произведений Феофана – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполненный им уже в преклонном возрасте совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца (датируется 1405-м годом).
Он ёжится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Репин создал целую галерею портретов.
Хотя импрессионизм и считается начальным этапом современного искусства, предпосылки этого направления зародились еще в девятнадцатом столетии. Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). В ту пору – в 60-70-е гг. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. Не святые угодники, не ангелы и не мученики, а конкретные, живые люди во плоти и крови с их индивидуальной характерностью, мыслями, чувствами и устремлениями – вот герои нового искусства.
Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Румянцевой (1764) и особенно в «Портрете А. М.
«Сложившаяся в течение веков изобразительная система претерпевает изменения: произведения искусства теряют внутреннюю цельность, в них все более проявляются черты эклектики». Был он мирянином и, возможно, знатного происхождения. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. этого периода, способствовало появлению нового взгляда на мир. Картина "Свежий кавалер" была написана в 1846 году. Не случайно в его сторону направлены крест в руках Иоанна и копьё римского всадника.
Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. На своих полотнах художники изображали праздники или вечеринки. Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Своей целью художники-передвижники видели в пропаганде русского искусства в народе.
Новым вкусам и потребностям отвечали уже не древние храмы, суровые и аскетичные в своей величественной, монументальной простоте, а нарядные, порой затейливо изукрашенные здания с узорами разноцветной кладки, усложненными карнизами, наличниками и орнаментами. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Демократические круги восприняли ее как большую победу передового искусства, зато ректор Петербургской Академии художеств Ф. Бруни отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства». К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Важным явлением русской живописи второй половины XIX века стала картина И. Е.
Творчество пейзажистов С. В. Герасимова, В. Н. В 1970-1980-е гг.
Здесь проявился существенный сдвиг в художественном сознании, завоевание качества, принципиально нового для русской живописи»3. Репин создал целую галерею портретов. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Идейность становится главной определяющей силой в художественном творчестве. Их создавали художники имеющие в отношении живописи другую точку зрения. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Постепенно растет новое поколение русских художников-пенсионеров, которые в основном работают в Петербурге— связующем звене между Россией и Западом.
Салахов, С. Попков). А потому они старались находить компромиссные темы интересные для всех слоев населения. Основой его работ служили легенды и предания. Направления в живописи не просто менялись со временем в порядке очереди.
Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий. В частности, речь идет о законченности композиции и согласованных формах. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма.
Одним из зачинателей и пионеров исторической живописи был Антон Павлович Лосенко. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа. В начале XX в. он получил заказ на картину Торжественное заседание Государственного совета.
Русский постмодернизм 90-х ХХ века – пример творчества группы СВОИ (Гипер-Пуппер- Кузнецов В., Вещев П., Дудник Д., Котлин М., Макса-Максютина, Менус А., Носова С., Подобед А., Ткачев М. ). Росписи насыщены занимательными подробностями. Написанный им в 1784 году «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» принадлежит к числу его самых совершенных созданий. Среди них портрет-тезис— наиболее архаический.
Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. Достаточно вспомнить ослепительно свежий искрящийся снег в картине "Боярыня Морозова". В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого).
Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. Стасов посвятил себя защите и пропаганде школы русского реалистического искусства. Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII века стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773-1776 годах. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты.
Разрешенная, но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом.
В 1893 году появляется картина Сергея Алексеевича Коровина «На миру», занявшая видное место в русской бытовой живописи. Все образы его картин были жизненно убедительными. Одним из ярких представителей этой жанровой живописи был Мясоедов, а его наилучшая картина, отражающая всю действительность того времени, называлась «Земство обедает». Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина.
Одно за другим возникали новые общества, объединения, направления («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. ). Корина, А. Н. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» – это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями.
Из послания художника и писателя Епифания, написанным им около 1415 года игумену Спас-Афанасьева монастыря Кириллу Тверскому, в «Москве Феофан расписал три церкви, среди которых Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна». Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), любимый ученик Боровиковского.
Согласно теории и канонам этого направления единственно «высоким штилем» в живописи считался исторический жанр, включавший помимо собственно исторической тематики сюжеты из античной и библейской мифологии, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, аллегории, религиозные и батальные композиции. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие).
Громадные (в два человеческих роста) фигуры Петра и Павла на иконах Успенского собора во Владимире, раскрывающие глубоко сокрытый внутренний мир их мыслей и чувств. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. В 1910-е гг.
Разгром восстания декабристов, с казнью пятерых и ссылкой на каторгу более ста двадцати, обозначил начало конца дворянского периода русской истории и русского искусства, что произошло на гребне высших достижений русской культуры, в ее золотой век, когда впервые дала о себе знать феодальная, феодально-церковная реакция исходящая от царской власти идеология которой обрела формулу «самодержавие, православие, народность», по сути, в ней была воссоздана идеология средневековой Руси, с отрицанием ренессансных явлений русской жизни с начала преобразований Петра I. В девятнадцатом веке Франция оставалась ведущей страной, сделавшей значительный вклад в развитие европейской культуры. Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме). Обратим внимание и на то, что Иисус идёт не к праведным (группе Иоанна), а к фарисеям, сопровождаемым римскими всадниками. Но место художника в русской живописи, его значение, определили прежде всего исторические картины – «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899), «Степан Разин» (1906). Иван Никитич Никитин был сыном священника, певчим в патриаршем хоре, потом учителем рисования и «цифири», то есть арифметики, в артиллерийской школе. Также следует отметить «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Дионисий – последний из трех великих художников Древней Руси.
краеведческий музей, город Истра). Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. По обе стороны от него примостились на санях дети. По своим композиционным и колористическим решениям эти пейзажи еще во многом условны: каноны декоративной живописи академического толка («кулисы», четкое деление на планы и т. п. ) еще довлеют над художником, но сквозь них все увереннее пробивается его живое поэтическое чувство, быть может, не до конца осознанное и осуществленное стремление к созданию образов реального и национального пейзажа. XIX в. – идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая.
В результате такой балансировки возникло абсолютно новое направление – импрессионизм. Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Передвижники были едины в своем неприятии "академизма" его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. В ней было много света и воздуха. Сегодня термин «современное искусство» применим ко всему, что создавалось творческими личностями, начиная с тысяча девятьсот семидесятого года.
Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Колорит покоряет своей эмоциональной выразительностью, правдой сокрытого в нем чувства. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Живопись претерпевает огромные изменения, складывается станковая картина с её смысловыми и композиционными особенностями.
Образуется объединение художников под названием «Мир искусства», которое пропагандирует чистоту художественных произведений, то есть отделение их от обыденной жизни. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. С кем только её ни соотносили.
Это событие стало важнейшей вехой в истории русского искусства. В ней было много света и воздуха.
Это единственная сохранившаяся работа мастера. Таким образом импрессионизм можно назвать «внутренним» романтизмом. В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди.
До XV века существует единственная школа живописи – корсунская (греческая). А. И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Бакшеева, А. А. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось».
Произведения Перова очень популярны, особенно такие его картины 1870-х годов, как «Рыболов», «Охотники на привале», «Птицелов» и другие, привлекающие к себе жизненным правдоподобием, мягким юмором, содержательным и живописным единством человека и природы. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Сложной и неоднозначной была и культура этой эпохи. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
И снова апостол Петр в «Страшном суде», радостно взволнованный, окрыленный, ласково призывающий следующих за ним праведников. Возник он как следствие классического искусства.
В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Можно говорить и о «портрете-апофеозе». Для полотен К. П. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти.
Вот таким образом искусствоведы этот период делят на две части – первую и вторую четверти столетия. И. Е. Репин (1844-1930) был очень разносторонним художником. В этом же ключе написан и ряд других портретов художника. Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова.
Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
Восход солнца». Воин, одетый в красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ изображен утонченным и изящным рыцарем. Строки старинных летописей и документов помогают нам воссоздать биографию мастера. Он мечтает о другой жизни. Обстановка в комнате героя небогатая и объясняет реакцию героя на столь невысокую награду.
В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Его картина "Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
Именно это произведение и дало название всему направлению. Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. Крупнейшим мастером исторической картины был А. А. Иванов (1806-1858). В живописи широкое распространение получают темы и образы легендарно-исторического характера, призванные утвердить и освятить историческим преданием «божественную» власть царя.
Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин. И. Е. Репин (1844-1930) был очень разносторонним художником.
Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. Иной мир иные идеи, чувства, мысли иное отношение к жизни и искусству.
Ростопчина» (1809), карандашные портреты участников Отечественной войны 1812 года и «Музыкант» (1809), романтический «В. А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Направления в живописи 19 века – это классицизм, романтизм, реализм, академизм и декаданс. Новые направления в живописи развивались в рамках двух этапов.
Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Иконостас Благовещенского собора. Двадцать лет работал он над картиной «Явление Христа народу», но так и не окончил ее.
«Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). В санях — грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный верёвками. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй.
Д. Г. Левицкий становится самым модным портретистом времён Екатерины II. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Человек в росписях XVII века— обычно деятелен, мечется, жестикулирует, работает никакой погруженности в себя, неподвижной созерцательности. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. Теперь оно проявлялось в негодующих чувствах творца, вкладываемых им в свое произведение.
Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Появляются и такие иконы, как «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани в 1552 году и соединяющая, по существу, богословскую символику, политическую аллегорию и собственно исторический жанр. Федотова передает зрителю эпизод из жизни чиновника. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц.
Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. В картине «Крестьянский обед» (1774) художник изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Вишняков пишет портреты-картины с торжественной постановкой фигур интерьерным или пейзажным фоном, который при этом остается условной средой, хоть и окрашенной особым настроением.
Скорее всего, ему больше некому показать свою награду. Для полотен К. П. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме.
Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей.
Их композиции иногда усложненно повествовательные, чаще скупые и лаконичные, как бы разреженные, всегда соразмерны и цельны, что является признаком истинно художественных произведений. В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие.
(таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Достаточно вспомнить ослепительно свежий искрящийся снег в картине Боярыня Морозова. Поскольку именно он поставил в центр искусства индивидуальную личность. В начале XVII века господствуют два художественных направления— архаизирующий «годуновский стиль» и изощренная, миниатюристская строгановская школа.
На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса. Его самая известная картина «Свобода на баррикадах» была написана по реальным событиям. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России.
Собрание увлекательнейших новелл, то возвышенных, то лирических, обстоятельных и объективных, содержательных и глубоких. Осваивая традиции изображения архитектурных и собственно природных мотивов, сложившиеся еще в гравюре Петровской эпохи, а также декоративной и театрально- декорационной живописи первой половины и середины XVIII века, пейзаж быстро набирал силу и значение самоценного живописного жанра. Завершил цикл «Демон поверженный», не оставлявший ни малейшей надежды на перемены к лучшему, ставший зримым воплощением трагедии самого художника.
В начале сентября "Девочка с персиками" была закончена. В то же время другие художники искали те же ответы в прошлом. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В. Г. Перов (1834-1882). Целый ряд его полотен был посвящен революционной тематике. Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода.
Наталья Сергеевна Гончарова – правнучатая племянница жены Пушкина, русская художница-авангардистка, внесшая значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Смерть переселенца». В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. Многие традиции художников обязаны своим появлением именно классицизму.
Широкой известностью пользовалась картина Последний день Помпеи (1830-1833). В. И. Суриков (1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье.
Один из величайших исторических памятников Древней Руси – киевский храм св. Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. Среди них «Архангел Михаил» со склоненной в раздумье головой, сосредоточенный, просветленный «Апостол Павел» из звенигородского чина, «Христос» из того же чина, в лиричном и проникновенном образе которого художник воплотил сокровенную мечту о доброте и справедливости.
Строгий надзор церковных властей, разрешающих лишь копировать греческие образцы и пресекающих любые попытки отступления от канона, надолго тормозит развитие живописного искусства. Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. В основу своего произведения художник положил действительное событие – гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 году н. э. Огромное полотно (длиной 631 см и высотою 456 см) и сейчас производит сильное впечатление. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план.
Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты. И все же в истории русской живописи он остался прежде всего автором «Последнего дня Помпеи» (1833). Золотой плес, Вечерний звон, Тихая обитель. Неподдельным волнением и скорбью утраты проникнут и другой портрет Никитина – «Петр I на смертном одре» (1725).
Софии. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). В «Троице» Рублев отказался от традиционных изображений праведного Авраама, его жены Сарры, хлопочущих о трапезе для нежданных гостей, слуги, закалывающего тельца и других атрибутов древней библейской легенды. Но импрессионисты тоже хотели признания. Своеобразие художника проявилось в «Атамане Ф. Краснощекове» (1761), напоминающем лучшие образцы украинского портрета, с которыми художник познакомился в 1752-1755 годах во время работы над росписями киевского Андреевского собора, а также в портретах четы Бутурлиных (1763), М. А.
Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Особой симпатией "передвижников" пользовалось крестьянство. Конечно, современный академизм больше не занимает ту (ведущую) роль, которая была отведена ему во времена зарождения этого стиля.
Еще более академический романтизм проявился в творчестве Федора Антоновича Бруни (1799-1875). Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). А вот портрет, натюрморт, а также пейзаж считались незначительными и даже бытовыми. Его лучшими работами являются портрет Тордвальсена, картины «Сибилла Тибуртинская», «Девочка с плодами» и др. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России.
Авдулина» (1822) составили замечательные страницы портретного искусства, русской художественной культуры. Зарождаются новые взаимоотношения между заказчиком и художником, причем осведомленность последнего о том, как должно выглядеть современное произведение, часто делает его роль определяющей. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью». Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см.
Немного есть в русской живописи произведений, способных соперничать в популярности с лучшими полотнами Шишкина, такими, как «Рожь», «Сосновый бор», «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Среди долины ровныя», «Корабельная роща» и другие. 1809) и «Е. В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. Для них более важно действие, сюжет. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. В начале сентября Девочка с персиками была закончена.
На первый взгляд она кажется достаточно традиционной. К нему тянутся все незримые нити, связывающие разрозненные группы людей. Его полотно «Владимир и Рогнеда» изображает новгородского князя Владимира перед неутешно горюющей полоцкой княжной Рогнедой, которую он, убив ее отца и братьев, насильно взял в жены. В. А. Серов (1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. В 1892 году П. М.
Особенно яркой страницей в культуре России считается первая половина девятнадцатого века. Для украшения новых храмов стенными росписями и иконами требовались искусные изографы. Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. Древнерусскому искусству XVII века свойство «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов.
Самой известной из неформальных групп стала «Двадцатка» (В. Его «Адам Швальбе» (1804) и знаменитый «Е. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Загруженный заказами на батальные сцены, плафоны и декоративные панно для дворцов царей и знати художник так и не имел возможности полностью проявить свое дарование, о характере которого говорят такие произведения, как «Аллегория Живописи» (1725), положившая начало популярному тогда жанру и особенно прекрасный «Автопортрет с женой» (1729), подкупающий лиризмом и душевной нравственной чистотой образов художника и его хрупкой женственной супруги. Оно послужило причиной демократического подъема и крестьянской реформы.
Еще одним известным художником этого периода был Васнецов. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Это явление имеет аналоги в Украине, Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока. Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью.
В начале XII века Киевская Русь, бывшая одним из самых могущественных и культурных государств средневековой Европы, переживает упадок, а сам Киев, «град всея Руси», становится яблоком раздора между многочисленными потомками Ярослава Мудрого. Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. А во второй половине столетия те же течения переместились из Франции в Россию.
Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Дмитриева-Мамонова (1787). Но молодежь искала иных путей. Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл.
Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. В 1757 году подписан указ о создании «Академии трех знатнейших художеств», то есть живописи, скульптуры и архитектуры, а уже в следующем году Академия открывает свои двери для первых учеников. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832-1898).
Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4. Как и в других, подлинно великих и прекрасных произведениях искусства, в «Троице» Рублева невозможно без ущерба для целого изолировать ни один элемент художественной формы, здесь все взаимообусловлено.
Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. В созданной Левицким обширной галерее портретов мы видим величественную Екатерину II (1783), представленную мудрой и просвещенной законодательницей, французского философа-энциклопедиста Дени Дидро (1773), строителя здания Академии художеств зодчего А. Кокоринова (1769-1770), богатого купца-откупщика Н. Сеземова (1770), публициста, просветителя и издателя И. Новикова, грациозную аристократку Урсулу Мнишек (1782), обаятельную дочь художника Агашу в русском народном костюме (1785). Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской».
Лица матери мы не видим, но как красноречивы её склонённая голова и опущенные плечи. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Он стал родоначальником русского бытового жанра.
Работа растянулась на месяц. Второе событие – создание в 1870 году "Товарищества передвижных выставок", душою которого стал тот же И. Крамской. Еще один яркий представитель русской портретной живописи – Владимир Лукич Боровиковский.
Третьяков передал свою галерею в дар Москве. А. К. Саврасов (1830-1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В девяностых годах концепция творческой жизни снова меняется. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Во многих росписях, в том числе и церковных, религиозная тема отходит на второй план, что особенно становится заметно во второй половине столетия.
Портрет петровского времени). Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Параллельно жанровой живописи развивается еще одно мощнейшее направление письма – пейзаж. П. М. Третьяков (1832-1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком.
Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. Арсеньевой, энергии, строгости и значительности в Скобеевой, деятельной доброты в А. Е. Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев.
Одно из наиболее сильных произведений Крамского – картина Христос в пустыне. Вся культура России вздохнула по-новому с появлением романтизма. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Искусство Андрея Рублёва — гениального художника.
Каждая картина должна была раскрыть внутренний мир художника. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты.
Пластова, творчество П. Д. Это и понятно, ведь именно здесь, по замыслу автора, находится центр всей композиции. В крайнем случае, он мог ее передать посредством исторического маскарада.
Наиболее удачны его работы, где главную роль играет человеческое лицо, в особенности иконы типа «Спас Нерукотворный». Зато портретисты – Перов, Маковский, Серов – с особенной энергичностью стремятся раскрыть в своих полотнах внутреннее Я «предмета изображения». Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)- основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. Этот стиль искусства пропитан упадком жизненных сил. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. В этом и была особенность и сила искусства великого живописца. Его картина Грачи прилетели (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.
Художник Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки впрочем и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Родился Дионисий, по всей вероятности, около 1440 года. Папильотки героя и щипцы для завивки волос, которые лежат здесь же, на столе, говорят о желании героя быть модным и ухоженным. За билетами в выставочный зал люди отстаивали огромные очереди, словно за дефицитным товаром. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека.
Сколько юного задора и веселья в прелестной В. И. Работа растянулась на месяц. Оно характеризовалось гармонией и стремлением к идеалу. Человеческие фигуры начинают изображать согласно верным принципам анатомии абсолютно новая задача— изображение обнажённого тела.
«Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4. В. И. Суриков (1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Среди них покоряющий обаятельным лукавством, цельностью крепкой и здоровой натуры крестьянин Мина Моисеев, загадочная «Неизвестная» и доныне вызывающая разноречивые толкования и суждения, «лесной богатырь» Иван Шишкин известный в свое время публицист А. Суворин, умный, хитрый и двуличный, Лев Толстой в годы работы над «Войной и миром», раскрывающийся в неисчерпаемом богатстве творческих сил и поэт Н. Некрасов в период «Последних песен».
Эпоха Романтизма зародилась в Германии. Он никогда не изображал на своих работах современную жизнь.
Он появился в конце девятнадцатого века как форма сопротивления общественной морали. Давыдов» (1809), «Мальчик Челищев» (ок. Постепенно культурной столицей Руси становится Владимир. Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей.
«Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество».
Вслед за «Миром искусства» начали формироваться и другие объединения. Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. Например, Обри Бердслей или Михаил Врубель. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры.
«Его портреты обнаруживают глубину проникновения в характер— черту, которая станет доступной школе в целом лишь во второй половине столетия. Часто обращались и к древнерусской истории. В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана Академия Художеств с 5-ю отделениями: живописи, скульптуры и ваяния, гравирования, медальерного искусства (изготовления монет и медалей), архитектуры. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика (Отказ от исповеди, Не ждали, Арест пропагандиста). Еще один яркий художник первой половины XIX века – Александр Андреевич Иванов. Это все тот же классицизм, но уже более проработанный и систематизированный. Романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине XIX века.
Но представленные на полотне люди скорее охвачены страхом, нежели исполнены глубокого смирения велениям Неба. На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Тургенева, Достоевского). «Крупный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать великолепное владение техникой светотеневой моделировки, прекрасное знание анатомии (Ушаков намеревался издать анатомический атлас для художников), умение максимально близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, пушистую сень ресниц, матовый блеск белков глаз, красноватую сетку прожилок».
О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Постепенно растет новое поколение русских художников-пенсионеров, которые в основном работают в Петербурге— связующем звене между Россией и Западом. Смена» (1895) — первую в русской живописи «хоровую» картину о рабочем классе.
Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). Новая эпоха выдвинула новые идеи, новых героев иных художников. Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3.
Основной фигурой романтизма считался Эжен Делакруа. XIX в. – идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего. С этого года художественные течения практически не поддаются классификации. Расписать ее поручили Феофану Греку. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897).
В понятие авангард условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). В 1760-1770-х годах в России утверждается господствующий тогда в Европе стиль классицизм. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики.
Очень выразителен сам Матвеев – молодой исполненный энергии, с живым и острым взглядом. Здесь он не имел непосредственных предшественников, разве что Н. Ярошенко с его «Кочегаром». Последняя треть девятнадцатого века балансировала на грани реализма и декаданса. А. А.
В середине века – яростный взрыв народной войны Степана Разина, потрясшей устои боярско-самодержавной России «Соляной», «Медный» и прочие бунты, реформы патриарха Никона, пытавшегося упрочить авторитет и власть царя и церкви (церковный раскол) исступленные проклятия никонианцам протопопа Аввакума и фанатичной боярыни Феодосии Морозовой. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4.
Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Жуковский» (1816) и изысканно утонченная, мечтательная «Е.
Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Первый – это модернизм, второй – постмодернизм. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи.
Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2.
Период декаданса характеризуется изображением безнадежности и разочарования. «На Малой Грузинке» выставляли свои работы О. Кандауров, Д. Плавинский, О. Рабин, В. Немухин и другие. А пришедшие им на смену семидесятники были разочарованы бедствиями крестьян, последовавшими за проведенной реформой и их кисти направились уже против наступающего нового будущего. Вместе с этим отсутствуют внутренние переживания, психологическая характеристика образов, хотя большое внимание уделяется внешнему облику персонажей. Под столом валяются рыбьи кости.
Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Среди них есть прекрасные портреты и пейзажи итальянские этюды, акварели и такое значительное жанровое полотно, как «Взятие снежного городка» (1891). И, конечно, прославленная «Троица». Семидесятый год двадцатого века считается переломным во всем искусстве. представлена работами мастеров сурового стиля (Т.
Это время расцвета творчества И. Репина. С 1960-х гг. «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов». Это веяние затронуло и Академию художеств. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов.
«Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Кроме того, он был прекрасным колористом. «Фряжское письмо» во второй половине XVII века завоевывает все больше и больше сторонников, главным образом в среде придворной знати, таких, например, как князь Василий Голицын, бояре Артамон Матвеев и Богдан Хитрово, а также мастеров царской Оружейной палаты. Их глава Симон Ушаков сочинил в 1667 году «Слово к люботщателям иконного писания», в котором изложил свои взгляды на задачи живописи, по существу ведущие к разрыву с иконописной традицией предыдущей эпохи.
Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Не менее интересны фрески, покрывающие внутренние стены башен собора св. В то же время живопись в современном искусстве перестала занимать ведущее место. Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её.
Его наследие огромно. «Жертвоприношение Авраама», «Каин», «Авель» (все 1768) – картины на сюжеты из библейских легенд, прекрасные портреты драматурга А. Сумарокова, великих русских актеров Федора Волкова (1763) и Ивана Дмитриевского, картина «Владимир и Рогнеда» (1770) – главное в творческом наследии этого незаурядного мастера. Ряд репинских полотен написан на исторические темы ("Иван Грозный и его сын Иван", "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" и др. ). «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Появился особенный интерес к внутреннему миру человека.
Именно в них проявляется его способность создавать одухотворенные и поэтические образы. Через свои полотна Васнецов пытался донести мысль о великой мощи русского народа и его богатырском величии. Вся сила этого художника заключалась в объективности его произведений. В ту пору – в 60-70-е гг.
Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью». Однако ни один художник первой половины XIX века не мог соперничать со славой Карла Павловича Брюллова. Иван Константинович писал не с натуры, а по памяти и воображению постоянные и долголетние наблюдения, абсолютное знание моря и прекрасная зрительная память имели решающее значение.
В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Вишняков занимает особое место в этой среде.
Глобальное влияние на эти события оказало поражение царской России в Крымской войне. Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682). Свидетельство этому – портрет Петра I исполненный в 1721 году. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
Важным явлением стало широкое распространение в конце XVI – первой половине XVII века «строгановских писем». Рядом с А. Антроповым следует назвать имя выдающегося живописца И. Аргунова.
Источником возникновения импрессионизма стал романтизм. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3. Совмещать жанры было запрещено. Это его и погубило. В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»).
«Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. К «Явлению Христа народу» Иванов пришел автором ряда картин исполненных в соответствии с требованиями академического классицизма: «Приам испрашивающий у Ахилла тело Гектора», «Иосиф, толкующий сны в темнице», «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», «Явление Христа Марии Магдалине». Особенно динамично и впечатляюще последнее произведение художника – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), трактующее тему победы чувства долга воина и гражданина над чувствами мужа и отца. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Нельзя рассматривать основные направления живописи 19 века, не упомянув о романтизме.
«Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа». Уже не просто князь, а государь всея Руси определяет общенациональную политику и значение Москвы. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись. В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности.
Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин, Ф. Рубо. Вишняков занимает особое место в этой среде.
Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Если в парадных портретах исполненных, так сказать, по долгу службы индивидуальность в какой-то мере нивелируется требованиями заказчиков и общепринятыми нормами, то в изображениях близких художника, таких, к примеру, как портреты Хрипуновых (1757), девочки калмычки (1767) и других, более непосредственно выступает живой интерес Аргунова к человеческой личности как таковой, вне зависимости от ее сословной принадлежности и общественного положения. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Теперь мосты, возведенные между живописью и обществом, призывают нещадно разрушить. Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Принимали в неё лиц всех сословий и даже женщин (с согласия отца или мужа) – такова была потребность в отечественных талантах.
В то же время он направляет движение вглубь, где изображена фигура идущего Христа. Заштатный городок Плес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. И она успешно реализовывалась посредством обращения мастеров кисти – и не только – к современным проблемам человечества и внутреннему миру самого художника.
Они соединяют нарочито выпуклые, реалистически объемные лица и по-иконописному плоскостные узорчатые одеяния. По-своему выражены эти тенденции и в творчестве Абрама Ефимовича Архипова. По архитектуре и эмоциональному, образному звучанию близка к церкви Федора Стратилата и «уличанская» церковь Спаса Преображения, построенная в 1374 году жителями Ильиной улицы. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832-1898). Иван Никитин— основатель новой русской живописи.
Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. Таковы «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» (1812) и «Подвиг молодого киевлянина» (1810) А. Иванова, «Марфа Посадница» (1808) Д. Иванова, «Подвиг купца Иголкина» (1839) В. Шебуева, «Расстрел поджигателей Москвы в 1812 году» (1813). Немало было среди их участников и недоучек, канувших в забвение. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную.
Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации. Светское, мирское начало, заметно усилившееся в творчестве художников середины и второй половины XVII века, конечно, подрывало в какой-то мере религиозно-философскую систему древнерусской живописи, однако, новое пока еще как бы приставлялось к старому, не разрушая до основания его освященных веками и традицией границ и догматов. И бывало зачастую так, что одно направление возникало из другого. Октябрь семнадцатого года возвестил наступление новой эры в истории человечества. В середине девятнадцатого века основные направления в живописи – классицизм и реализм.
Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. В самом начале столетия основным направлением в русской живописи оставался классицизм. Самым важным было не то, что нужно изобразить, а то, как это сделать. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.
Появляются новые средства передачи объёма, художники используют светотень вместо условно символического контура. Даже кошка на стуле худая и неухоженная. Печально смотрит девочка.
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова И. И. Левитана (1860-1900). Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. В начале 90-х гг. Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х. Едва ли не лучший среди них «Портрет М. Лопухиной» (1797), обаятельной девушки, погруженной в несколько меланхолическое раздумье, с мягким и плавным ритмом силуэтов, тонкими и изысканными сочетаниями голубых, белых, нежно-зеленых и сиреневых тонов.
Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. Весь импрессионизм был построен на восприятии. Постепенно она проникала в Англию, Францию, Россию и другие страны. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты.
Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов. Возглавлял ее Симон Ушаков (1626-1686), талантливый, незаурядный художник, создавший целую школу учеников и последователей и определивший своим творчеством характер искусства той эпохи. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В. Г. Перов (1834-1882). Они облачены в праздничные разноцветные одежды. Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах русской культуры.
Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Одни построены на резком контрасте света и тени. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Но уже к тридцатым годам его значение было утрачено.
Появились первые журналы, в которых рассказывалось о живописи современников, а также первые попытки устроить выставки работ художников. Палитра Д. Левицкого полнозвучна и широка по диапазону. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. наступает возрождение русского авангарда.
Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3. Его гордость и надменность притягивает взгляд. Но основным течением в русской живописи этого периода все же оставался реализм. В семидесятых годах направление живописи несколько меняется.
«Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. Изменения также затронули и иконопись. В 1900-е годы стали устраиваться «народные выставки», которые демонстрировались в небольших городах, а некоторые даже в селах и деревнях. В процесс они самостоятельно и будто заново открывают для русского искусства портретную живопись. Вскоре он продолжил начатый цикл картиной «Демон летящий», проникнутой предчувствием гибели и обречённости мира. Напротив — мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке.
Примечательно творчество художника Михаила Шибанова. Такова же и другая, еще более совершенная и художественно зрелая картина Шибанова – «Празднество свадебного договора» (1777). Одним из лучших художников этого направления считался Сомов. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве» (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Устремленность художника к новым рубежам психологического портрета выступает и в изображениях Ивана и Анастасии Голицыных (1728), глубоких и многогранных по своим убеждающим жизненным характеристикам.
Айвазовского было изображение морской стихии. Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Среди классицистических полотен на религиозные и мифологические темы, скомпонованных и выписанных по всем правилам и законам «высокого штиля», все чаще появляются картины из русской истории, вдохновленные идеями патриотизма и гражданственности.
С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц.
Произведения классицизма призывают к гармонии и созвучию. Помимо портретов Петра обращает на себя внимание превосходный портрет сподвижника царя, канцлера Г. Головкина (1716), отличающийся той же трезвой и непредвзятой правдивостью психологического рисунка образа, простотой и сдержанностью выразительных средств. В конце XIX – начале XX века в русском обществе обостряются социальные противоречия. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное.
Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи». Одни построены на резком контрасте света и тени. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро».
Кисти Сурикова принадлежит немало произведений. В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле.
Это были даже не образа, а сияющие драгоценности в ювелирной оправе. Однако значение Перова в развитии реалистической живописи определяется прежде всего картинами 60-х годов – «Проповедь на селе» (1861), «Сельский крестный ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868). О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Измайловой» (1759). Многое изменилось в крестьянской России. Но поэтическое начало не покинуло этого течения.
Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур. На одном из стульев кошка рвет обивку. В своих иконах он разрушает плоскость, делает глубину перспективы ощутимой, слишком выявляет телесную объемность в фигурах, аксессуары слишком «реалистичными». А. И. Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности.
Майкова (конец 1760-х), Рокотов создает многогранный образ поэта, автора «ироикомической» поэмы «Елисей или Раздраженный Вакх», русского вольтерианца и дворянского вольнодумца, сибарита и жизнелюба. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы.