В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Живопись рококо – станковые картины панно росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Он не скрывает театрального приема в композиции. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. Он не скрывает театрального приема в композиции. Продумывая изображение, Б. В.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Рококо – стиль, основанный на детали. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Приложение 3).
Видным художником является Пьетро Лонги. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. А. С. В 1736г.
Приложение 8). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Меняется и формальный строй его работ. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Приложение 5).
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Меняется и формальный строй его работ. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага).
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Нужно заметить, что эта картина, выставленная в Салоне в том же году, приковала к себе всеобщее внимание тем, как был представлен герой: для него гражданский долг оказался превыше всего, в том числе и отцовских чувств. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска).
Оно передано иллюзорно-вещественно. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Приложение 1). Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). В 80-е гг. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Фрагонара). Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Лаконизм, с которым написано полотно, прямо указывает на его тягу к монументальности и говорит о появлении индивидуального стиля. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. В 70-е гг. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. ниже).
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. При этом образ человека в картинах стиля рококо может несколько утрачивать свое самостоятельное значение. Художник представляет нам сцену в парке.
Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
1767). – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. художник лишается и заказчиков и славы. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Приложение 3). В конце 70-х и в 80-е гг. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Дама слева с любопытством взирает на них в телескоп, который дает перевернутое изображение.
Он писал откровенно декоративные вещи, предназначенные для украшения салонов, но и во всех своих лучших произведениях художник не стремился проникнуть в глубину духовного мира модели или передать неповторимое своеобразие ее облика. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Под него надевали камзол. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами».
Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Предвестием этого направления в искусстве но и явлением значительно более глубоким не укладывающимся в рамки какого-то одного направления был художник Жан Антуан Ватто создавший в искусстве свой неповторимый образ. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). 1754, ГТГ). Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. по документу из РГИА). В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Сценка откровенно театральна. 1709). Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Ланкре – своеобразный и тонкий художник.
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Чаще всего художник писал знатных лиц. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Но все это не любовь а игра в любовь театр. Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Картелль (франц. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Отправной точкой его творческого развития могло стать искусство именно Буше – художника динамичного и необыкновенно яркого декоративного дарования. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В садах виллы дЭсте в Тиволи и других итальянских вилл, куда Сен-Нон пригласил молодых художников, Фрагонар впервые создает подлинно оригинальные, отмеченные печатью величия произведения. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Еще В. В. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Кроме фарфора— в моде серебро. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Приложение 8). Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. В конце 70-х гг.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Шарден начал творческий путь с натюрмортов. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Приложение 6).
К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Фирсов, Б. В. Суходольский. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Книги обрамляют композицию, напоминая, что всякая мыслительная деятельность без книг невозможна. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани.
Но в этом бурном веселье желании успеть насладиться всем была и доля бравады тревоги предчувствие краткости мгновения надвигающихся грозных бедствий. Испытал сильное влияние А. Ватто.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Ланкре. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания. На карманах— огромные клапаны. Так родилось название нового стиля. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Большое внимание уделяется шторам.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
(см. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
В 90-е гг. Так изменились критерии физической красоты.
Еще В. В. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Однако метод великого живописца, основанный на проникновенном созерцании натуры и медленном, трудоемком письме, оказался чуждым импульсивной натуре Фрагонара, экспрессивному и импровизаторскому складу его таланта. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. (см.
В 1780-е гг. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. (см. Приложение 7). В 1750-х гг. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В конце 60-х гг.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Модным словом становится пустяк, безделушка. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). И здесь рококо ждало открытие. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия. Приложение 6). Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Приложение 1). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицало всё могучее, крепкое. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев солнечные парковые лужайки и куртины фонтаны и павильоны дам и кавалеров в пышных костюмах ангелочков и амуров играющих пьющих вино из кубков лакомящихся обнимающихся рассыпающих вокруг себя цветы.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Замечательна система световых рефлексов на картине. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Новыми качествами личности объявлялись нежность, кокетливость игривость, лёгкость и непринужденность в общении, остроумие.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Музей изобразительных искусств им. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Его творчество начала 60-х гг. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Картины Фрагонара конца 70-х гг. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен с дамами, кавалерами, комедиантами играющими пути.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». (см. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. На рукавах были широкие обшлага.