Поскольку значение народных праздников и обрядов заключается и в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний. В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. Ответы учеников: На прошлом уроке мы рисовали пасхальный натюрморт. Практическая работа (15-20 мин. ) 4.
На этой части иногда (если предмет глянцевый, например, ваза) возникает блик – яркое, блестящее пятнышко отражения. Лишь в 1730-1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Например, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. 4.
Потом окунали в краску, а восковой узор оставался нетронутым. Вся работа в целом построена на контрасте теплохолодности. (рис. ). Бывает еще тень падающая: это тень, отбрасываемая самим предметом.
Используйте их как меру помощи (рис. ). Учащиеся выполняют работу красками. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Организационный момент.
Врубеля, отличающиеся неповторимой самобытностью. 4. Ларионова, К. А. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. Определение лучшей работы.
5, 6, 7, 8) Выполнение работы в цвете учащиеся начинают с легкой прокладки основных частей композиции (стол, скатерть, кулич и т. д. ). Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете. Теплова. Рисунок учителя.
(илл. Еще одна основная тема натюрморта – это вещи, сделанные руками человека. Здравствуйте, ребята. Также можно дописать поздравительную фразу и подарить получившийся рисунок близким.
Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Так, И. Н.
Постепенно цветной тон усиливается и так до полного цветового звучания. Для раскрытия данной темы был изучен материал про славянские православные праздники. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Здесь представлена работа, выполненная акварелью (рис. 1). 3.
По программе В. С. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать над тематическим натюрмортом. А теперь, ребята, обратите своё внимание на доску. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Пасхальный натюрморт (1920). (рис.
4. ) Ну, а сейчас, ребята, вы можете приступать к работе. Яйца писали цветными красками, а также проволочными крючками, обмакивая в воск. Вы наверно уже догадались, что мы будем сегодня рисовать. Ученики – Понадобятся знания правил композиции. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Урок 2. А давайте вспомним с прошлого урока, что такое натюрморт. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Сделать зарисовки в блокнотах карандашом и несколько вариантов красками.
Пасхальный натюрморт (1920). При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Ответы учеников. 4. Просмотр готовых работ. Богомолов. Наиболее темную часть светотени называют тенью, а переход от света к тени – полутенью. Репродукции, работы детей. План урока1. На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, приступили к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему).
Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево. – Верно, ребята, молодцы, что все подготовились и выполнили задание. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). Кто помнит что мы рисовали на прошлом уроке. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
Маковский Александр Владимирович. В 6 классе по программе предусмотрено 4 часа на рисование натюрмортов. С. Н. Напомните мне его, пожалуйста. Мы различаем на нем свет, полутень и тень. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования).
Кто может ответить, чем мы с вами занимались на прошлом уроке. Золотая осень длится недолго, но восхищает своей красотой. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Итог урока, экспресс-выставка (5мин. ) 5. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. 3. Какие знания нам понадобятся для составления натюрморта.
Если еврейская пасха связана с воспоминаниями об исходе сынов израилевских из Египта, то христианская Пасха является, прежде всего, памятью об искупительной жертве Иисуса Христа и его Воскресении. Известны имена художников, работавших в данном жанре: Г. Н. Сообщение задания на дом, просмотр работ – 5 мин. Ход урокаэтапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТермины1 (До начала урока необходимо подготовить доску: записать дату, тему, термины, Подготовить наглядный материал). А теперь, покажите мне, пожалуйста, на примере этих работ центр композиции.
Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). (рис 4. ) Ученики – Выходят к доске. (3 мин. ). Ход урокаэтапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТерминыI. Грабаря, В. Э.
Большой интерес представляют также графические натюрморты М. А. 2. При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. Веранда – одна из таких. Эскизы, сначала выполнялись на небольших форматах, в карандаше (рис), лучшие были выполнены в цвете. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее).
Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте. Ученики слушают. 3. Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу. Тема урока. Обсуждение.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Борисова-Мусатова, М. Ф.
Учитель. -Мы с вами видим натюрморты с атрибутами Пасхи. После этого высказывают пожелание художнику. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I. Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Не бойтесь экспериментировать с цветом, придумывать самые неожиданные вещи.
– Молодцы ребята вы все очень старались и вот таким образом работы получились. Объяснение нового материала. На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е.
На Пасху, как правило, устраивали семейное застолье, без гостей. Все ли вы сегодня подготовились к уроку. -Мы с вами видим натюрморты с атрибутами Пасхи.
Для каждой постановки характерна своя собственная цветовая и тональная организация. Выставление оценок. Принесли краски и все необходимые для работы материалы.
3. Это отражение, которое делает светлее тень на предмете, называют рефлексом. (В классе проводится мини-выставка. 2) Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
Начальный этап, урок 1. Теплов и Т. Ульянов. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений символичность (каждая обрядовая песня что-то символизирует). Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность».
Слово пасха – древнееврейское и в переводе на русский язык означает переход, прохождение. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы. Ваша работа должна быть творческой и оригинальной. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Перед началом работы в цвете, решите для себя с какой стороны на ваш натюрморт падает свет.
Ученики – Композиционный центр, это главное изображение в центре, главный смысловой и идейный центр работы. Композиционный центр смещен влево от геометрического центра. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь. (Внимание детей акцентируется на плакате рис. На этой части иногда (если предмет глянцевый, например, ваза) возникает блик – яркое, блестящее пятнышко отражения. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца).
Объяснение домашнего задания. Учитель. познакомить учащихся с особенностями праздника Пасха. Оборудование к урокуДля учителяДля ученикаРепродукции: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю.
Учебный натюрморт. Ответы учеников. Акварель31. Они характеризуют человека по деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, представляя труд и творчество человека. На IX Передвижной выставке 1881-1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е.
Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. За теневой частью предмета часто можно видеть отражение света от других предметов (например, от поверхности стола, на котором расположен предмет). Сверху глазури дорисовываем посыпку в виде кружочков и палочек. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные – высветляют (особенно в пейзаже).
Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М. Продолжать развивать внимание, зрительную память, образное мышление. Именно это восхищение отразил художник в произведении.
Повторение законов линейной и воздушной перспективы. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, -- Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Спасибо. Учитель внимательно следит за дискуссией, направляя ход мысли учеников. Картина Осень. 7- 10 мин.
Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. – Абсолютно верно. В составлении своей композиции используйте зарисовки, которые вы выполнили дома. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. И рассказывают о равновесии в композиции.
Оборудование к урокуДля учителяДля ученикаРепродукции: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость) имеет большое значение в композиции натюрморта. Натюрморт, представленный в Кабинете в Островках, хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой.
Обратите внимание на наглядное пособие (показ на плакате основных понятий, сопровождаемый рассказом учителя) (рис. Репродукции. План урока1. Ученики – На них изображены пасхальные натюрморты. Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие.
На полотне -- бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. В отличие от голландских натюрмортов, где вещи, поглощенные световой средой изображены в единстве с ней, в картинах русских мастеров предметы, выписанные очень тщательно, даже мелочно, живут как бы сами по себе, вне зависимости от окружающего пространства. Художники показывали различные помещения дворянского дома: гостиные, спальни, кабинеты, кухни, классные комнаты, людские и т. п.
Корнилова. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Рисунок учителя. Тень на предмете с неосвещенной его стороны называется собственной.
И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера -- тома Современника, беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова -- приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека. Одним из важных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Этим достигается, удивительная объемность форм. Колорит полотна выдержан в насыщенных оттенках с преобладанием алого, голубого, золотистого.
Изложение нового материала – 10-15 мин. Ученики – Мы будем рисовать натюрморт. Поищите его на палитре. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. 1, 2, 3, 4) Учитель. Индивидуальная работа детей под руководством учителя.
Учитель. Но есть здесь и исключения. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ.
Например, в картине И. Н. Народ считал Пасху праздником возрождения жизни. Учитель. Учитель.
Любой предмет освещен неоднородно. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Ответы учеников. 2Учитель. Так в русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
3) На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Кузина Изобразительное искусство натюрморты ставят детям начиная с 5 класса. 2 Методические таблицы. Многие произведения анонимны. В иконах, фресках, миниатюрах XVII века ощущается более значительный интерес художников к предметам.
Мы сегодня с вами прекрасно поработали. Глядя на полотна, понимаешь, насколько интересен окружающий мир художнику, любовно изобразившему каждый предмет, каждую самую мелкую вещицу. В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. 5-7 мин. Учитель. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. За теневой частью предмета часто можно видеть отражение света от других предметов (например, от поверхности стола, на котором расположен предмет).
Основную группу предметов (самовар с чайником, поднос с куличами, стакан, крашенные яйца) мы расположили на втором пространственном плане, где находится сюжетно-композиционный центр. Эта веранда изображена в самый красивый момент осени. Тема урока. Работа рассчитана на ваше воображение и фантазию. Все это освещалось в храме в Страстную субботу. Кого сегодня нет на уроке.
Немало из них пейзажей и интерьеров, живописца можно назвать певцом усадебных мотивов. Практическая работа учащихся – 15-20 мин. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр -- интерьер. Слово пасха – древнееврейское и в переводе на русский язык означает переход, прохождение. Светом называют наиболее освещенную часть предмета.
В работе важно, чтобы все изображение должно быть ни большим, ни маленьким. Теплов, Т. Ульянов, П. Г. Организационная часть – 3-5 мин. Затем подавали остальную праздничную еду. Эта традиция сохраняется и сей день.
Учитель- Верно. В живописной работе так же, как и в линейном рисунке должна чувствоваться форма предмета. Деревянные расписные яйца именовались яйчатами. Например, в картине И. Н.
Пасхальное застолье отличалось красотой оформления. На полотне – бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. III.
Ответы учеников: На прошлом уроке мы знакомились с натюрмортом, как жанром живописи изучали известных мастеров этого жанра. Мы различаем на нем свет, полутень и тень. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества.
С. Н. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Нужно иметь е виду, что на светлом предмете тень бывает светлее, на темном – темнее. Натюрморт написан со стороны света и все предметы кажутся залитыми светом.
15 мин. Ребята работают, учитель оказывает индивидуальную помощь. Бывает еще тень падающая: это тень, отбрасываемая самим предметом. На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов – крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде.
Учитель. - Верно, пасхальный натюрморт. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Сбоку рисуем веточку распустившейся вишни. 2 Методические таблицы. Ученики слушают. Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу. Это отражение, которое делает светлее тень на предмете, называют рефлексом.
Ее мы подчеркиваем с помощью светотени, которая помогает передать объем предмета. Светлое Воскресенье Христово или Пасха, считается главным праздником христианской церкви. Учащиеся выполняют работу красками.
Контур рушника на иконе создает диагонали объединяющие икону со столом. Подписью к нему могло бы быть множество строчек из Пушкина. Вот таким образом невозможно переоценить работу учителя изобразительного искусства и значение темы праздников в воспитательном процессе и становлении личности.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Тень на предмете с неосвещенной его стороны называется собственной. Учитель – Правильно. Мне было очень приятно работать с вами. В православных семьях, на красный уголок у иконы вешали красную лампадку (в честь праздника) и поджигали ее от огня принесенного накануне из церкви. Первые натюрморты носили символический характер. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т. п.
С помощью световых бликов передавался блеск стекла, мета Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Так в русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Давайте посмотрим, ваши наброски. Вопросы: – Как художники передают в своих натюрмортах красоту праздника Пасхи. Наиболее темную часть светотени называют тенью, а переход от света к тени – полутенью.
Работа начиналась с поиска схемы композиции – с форэскизов. У золоченого кресла -- шпага в роскошных ножнах. Пасхальный натюрморт (1920).
Левитана, И. Э. (7- 10 мин). Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Используйте их как меру помощи.
Было сделано несколько разных эскизов на тему Пасха 6070см в технике масленой живописи, так и вариантов небольших постановок из подобных предметов, меняя освещение и колорит. 2. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Скажите, пожалуйста, в чем особенность этих красок и почему они так называются. Очень хорош Натюрморт с попугаем (1737) Г. Н.
Композиция должна быть уравновешенной. Первые натюрморты носили символический характер. Ученики – (показывают. ) Ответы учеников. Композиция, линейная перспектива, воздушная перспективаУчитель. Нужно иметь е виду, что на светлом предмете тень бывает светлее, на темном – темнее.
Учитель – Верно. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Светом называют наиболее освещенную часть предмета. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
Специально к этому уроку я давала вам задание на дом. Не следует на одно и то место накладывать более трех слоёв акварели. Часть своего творчества он посвятил изображению красивых, оригинально обставленных залов и заоконных пейзажей, открытых террас и открывающихся с них видов. – Итак, заканчиваем работу.
Учитель. Передний план выступает как подход к основному содержанию композиции. (3-5 мин. ) 2.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Можно назвать, например, полотна Кабинет в Островках и Отражение в зеркале Г. В. Во время практической работы учитель делает замечания, подсказывает и направляет ученика. Усложняются постановки- усложняются задачи: рисование с натуры анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени беседа Натюрморт в живописи 1-й урок – карандаш, линейное изображение, конструкция определение цветовых сочетаний (первая пропись) 2-й урок – подбор цветов, близких натуре использование палитры, живопись по мокрому, по сухому. Обратите особое внимание на стенд, который учит поэтапному ведению работы.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, – Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877-1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Ученики – Нам необходимо было дома порисовать с натуры цветы, вазы, овощи, фрукты, посуду. Продолжать развивать внимание, зрительную память, образное мышление. После этого каждый получал по кусочку кулича и по ложке пасхи. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника).
4. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Скажите, пожалуйста.
9. ) Любой предмет освещен неоднородно. Ребята, а теперь обратим внимание на доску, здесь представлены репродукции картин художников: Маковский А. В. Пасхальный стол (1915), Жуковский С. Ю. Пасхальный натюрморт (1917), Лазарева М. С. Пасхальный натюрморт (2009), Пластов А. С. Сначала ставится натюрморт из 2-3 геометрических тел (куб, призма и др. ), дается определение понятия натюрморт (занятие на 2 часа) Следующий этап – Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей. (2 часа) Ребята знакомятся с понятиями светотени, цвет, конструкция предметов, материальность в рисунке. Ребята, не спешите брать и наносить на бумагу чистый открытый цвет. Коровина.
В процессе работы у вас возникли какие-либо сложности. Но мы с вами будем продолжать работу дальше. Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции. Светлое Воскресенье Христово или Пасха, считается главным праздником христианской церкви.
Учитель – Совершенно верно, молодцы. Дети заканчивают построение композиции в карандаше. V.