Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). Художники писали композиции с букетами цветов, фруктами и овощами, мясными и овощными лавками, кухнями, битой дичью, морскими дарами. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Был поднят огромный материал по орнитологии – книги, альбомы с гравюрами помогли в изучении птичьей темы в искусстве прошлого. В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой. Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью). Канольдт в Германии, Дж. Несмотря на неутешительные знаки времени – стреляные гильзы в нижнем левом углу и битую дичь – символ народа, сверху стоит на сундуке открытая пороховница, а рядом – часы.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. ЕВРОПЕЙСКИЙ НАТЮРМОРТ в 17 веке имел эпоху расцвета в Европе. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Купить их могли любители цветочной живописи. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Термин «застывшая жизнь» (голл. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. В XVI веке Бартоломеус Брейн Старший, Дирк Баутс, Питер Артсен, Иоахим Бейкелар, Бартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину3. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Среди художников 19 века, специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене67.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. В 17 в. развивается также немецкий (Г. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. и представители кубизма – Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. С начала 20 столетия натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Художник любит реалистическую живопись, в основном это пейзажи и пленэрный натюрморт. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Бейерен), цветы и фрукты или так называемый старинный цветочный натюрморт (Я. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
К тому времени тональное направление уже разрабатывали голландские художники-пейзажисты: их работы отличались тонкими градациями и переходами тона, а предметы словно растворялись в серо-коричневой дымке30. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht). Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека.
Во Франции мастера фовизма – А. Матисс и др. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. После учился в Ворошиловградском государственном художественном училище (1983 – 1987гг. ).
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Искусно художник использует свои способности для написания интерьера — красная, белая ткани отлично гармонируют друг с другом, привлекают внимание на все те необъятные яства, которые разложены на столе. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. vanitas). stilleven, нем.
П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Влечение к рисованию и творчеству появилось очень рано.
Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. К любому натюрморту с битой дичью можно подойти как к напоминанию об удачной охоте и украшению интерьера. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Снейдерс, Я. Фейт). Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Рекко, Дж. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
С конца 17 века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Эти натюрморты отличаются лаконизмом и простотой все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Произведений Блума сохранилось немного. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). С 2000 года занимается исключительно живописью. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ). Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ).
Все предметы, окружающие битую дичь и охотника, – это охотничий арсенал и те богатства, за которые велась борьба. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Ему всегда было интересно что-то мастерить изображать, познавать новый материал. Занимался гимнастикой и посещал детскую художественную школу. stilleben, англ. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Сезанн, В. ван Гог). Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.
Божен) натюрморт. Д. де Хем), битая дичь или антикварный натюрморт с битой дичью (Я. Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен.
Новый подъём натюрморта был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма (П. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Затем два года прохождения воинской службы в пограничных войсках. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Флегель, К. Паудис) и французский (Л. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.