И все же, несмотря на так называемое самоуничтожение футуризма в своем первозданном виде, некоторые идейные установки его манифестов намного пережили саму эпоху «смелости, отваги и бунта» в футуристической живописи. Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства. В России футуризм был воспринят главным образом поэтами, в живописи проявился как кубофутуризм (Д. Технический манифест 1910 У. Боччони Технический манифест футуристической скульптуры 1912 и Живопись и скульптура футуризма: пластический динамизм 1914.
Государственный литературный музейВ России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии. Манифесты: Ф. Т. Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) Футуризм 1909 Живопись футуристов.
Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи. и проч.
Главные принципы их художественного кредо — движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultan (фр. ) — одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все — энергетическая прозрачность бытия. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение — т. наз. Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Руссоло.
В результате на картинах возникают как бы «смазанные» кадры с изображением собаки, лошадей с бесчисленным количеством ног, многокрылой ласточки или автомобиля, велосипеда со множеством колес. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. Футуристы хотели быть во всем новаторами, вот таким образом общались между собой только новыми словами иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т. е.
Но на самом деле оказалось что это немного не так. Бунт, 1911) и т. п. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века. Футуризм (от лат. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Ф. Т. Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968).
«Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Чуть позже вышел сборник Садок судей.
Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. Чувствуем себя построенными из стали. Давид Бурлюк. Весь этот образ как будто витает, плавает. Композиция напоминает случайный фотографический кадр. История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах.
Попробуем вглядеться в это произведение. Балла, Джакомо (1871-1958)Итальянский художник, представитель футуризма. Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка. Балла – представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Лучизм не стал отдельным направлением, но явился значимым и очень интересным экспериментом в русской живописи (рис. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886 – 1958), также близкие по стилю Сезанну.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Его невозможно связать стой или иной группировкой, сопределённым кругом художников или писателей. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов.
У. Боччони и Л. Руссоло обычно применяли гамму красок, построенную на острых и резких контрастах цвета. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет.
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен на русский и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное.
— Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. В композиции «Старая Руза» (1913) он пытался подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины – дома, землю, небо – предельно близкими друг к другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи. Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. С. 14). 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. 1913. (Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). футуризм фактически распался. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом.
Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). Мы тоже машины. Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне».
Усмей, осмей, смешики, смешики. Малевич идет к черно – белой формуле «Черного квадрата» иным, более рациональным путем, через выявление первоформы, которой стал черный квадрат и первопространства – белый фон. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1.
Иногда эти два начала, совмещенные в одной работе, вступают в противоречие. 11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Наталья Гончарова. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства).
К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». — Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). Ввиду того, что исторический взгляд историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915).
Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»). Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи.
Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики.
Выше, гордых голов гряда. Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д.
В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков.
В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2. Балла, К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму.
В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. Родина футуризма — Италия. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы».
Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. манифесты и многочисленные, часто скандальные общественные выступления). Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Нас ли сжалит пули оса.
Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. Боччони, пришедший к убеждению, что в одной скульптуре необходимо использовать как можно больше различных материалов для усиления пластических эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрических лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов современных артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстрактная скульптура. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы. Давайте рассмотрим одну из работ. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта.
Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма. с парохода современности». По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом.
Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. Ларионов, Н. С. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»). Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914.
Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. Обе– ГРМ). Северини – главными представителями футуризма в живописи.
движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Так строятся картины «Мюнхен. 1910. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Милан, Галерея современного искусства. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
ГРАДОЖЕНЩИНА Нет не извозчик не трамвай Авто рычащий диким вепрем Под зеленью бульварных вай Громополете улиц терпим СЕДАМА мчит окорока Заградноблестким ресторанам Вези не час вези века Царица трепетных дурманов Электрзеркалоресторан Продажночеляди улыбкожабы Бабукцион различных стран Ширафы бегемоты крабы И еженочь сюда столам Мы сливки общества упорно Стремятся толпы мужедам Под танец похоти валторны Вознесся столп официант Белафрикон своей манишки Утонченапетитатлант Тошноты мутной и отрыжки При входе взгляд и возглас липкий Не постетитель общезал Корсетебутшампаноскрипки Я сердце музы заказал Нет мне не общий Тенибак И не селедку череп пуля О отрицательной сюжет Самоубийцохоля Москва. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового.
Например, у позднего Дж. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. и проч. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было).
Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств – футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» – изобретением зауми. Главные принципы их художественного кредо – движение, энергия, сила, скорость, симультанность (simultanй (фр. ) – одновременный), континуитет всех фактов и событий, проникновение всего во все и сквозь все – энергетическая прозрачность бытия. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». Футуристы. Картина Дж. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма.
Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Умберто Боччони Непрерывность форм в пространстве, 1913. Футуризм (от лат. Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913.
Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Между тем книга весьма любопытна. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. (Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Так, в одной из «Цветочниц» 1903 года стоящая строго в центре, достаточно плотно и декоративно написанная фигура девушки дана на фоне, наполненном мелькающим движением импрессионистически трактованной толпы в колышущихся пятнах солнца и легкой тени.
В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. Реализовать их они пытались достаточно простыми (или даже примитивными) приемами. приложение), «Пейзаж с башней» (1908) (см. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». «Звон», 1915г. ) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. С. 63). Ввиду того, что исторический взгляд историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие – превыше рефлексии и форму – превыше содержания.
Северини. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. К. Кара в своем манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912), доводя до логического предела принцип синестезии, утверждал, что ощущения всех этих невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных ансамблей красок и форм. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914).
Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»). Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей.
Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает.
В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. Руссоло. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. Объединение московских художников имело дерзкое название «Бубновый валет». В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 г. (сборники: «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Взял» и др.
В России возникло футуристическое движение кубофутуризма, да и лучизм Гончаровой и Ларионова основывался на развитии футуристической доктрины об энергетических полях и «силовых линиях». Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. Русские художникифутуристы наиболее ярко проявили себя в области оформительского искусства. По признанию самого художника, существенный отпечаток на его творчестве наложила импрессионистская выставка в Москве и особенно картина Моне «Стог сена». приложение).
Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский».
«Все стало ненадежным, зыбким, расплывчатым. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Особое воздействие на умы футуристов оказали некоторые идеи Ницше интуитивизм Бергсона, бунтарские лозунги анархистов. Маринетти. Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. 1917–1918.
Оба цвета паритетны, но их простое на первый взгляд взаимодействие достигается не просто. аэроживопись). Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот). Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Слово Италия должно господствовать над словом свобода. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти.
Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса.
приложение) и крупным планом дает голову. «Девушка сцветком». Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре — например у Боччони). Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса.
Начался последний, самый спорный период в его творчестве. Последние два коммента были стерты (не знаю кем) и там был текст, который вы прочитали. Маринетти. Таковы его вариационные мотивы весеннего цветущего сада: «Цветущие яблони», «Весна», «Весна – цветущий сад». По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. Для живописи характерны энергичные композиции, где все фигуры раздроблены на фрагменты, пересекаются острыми углами, преобладают скошенные конусы и др. В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей».
Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Моя революция. В литературной России существовало несколько футуристических группировок, наиболее плодотворной из них и близкой к собственно футуризму была «Гилея», в которую входили А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский и др.
К началу 20-х гг. Один из художественных приемов футуризма – принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова). «Офутуризме». Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками. Использованы и типографские линейки.
Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Будетляне — так называли себя русские футуристы. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Фигуры безликих солдат – винтики военной машины.
Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. деталей так ложатся на душу, что могут надолго оставить след в моей памяти. В 1913 году появляются идеи «заумного языка».
Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством.
Футуризм в России. В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Так именовали себя литераторы и художники, которые в первые десятилетия ХХ века заявили о разрыве с творческими устремлениями и традициями минувших времен. С. 558).
На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его. Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. и поясняет: – это ядра. художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев.
Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений.
Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Всего доброго. Футуристы были революционерами в искусстве. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул».
Отсюда и неумеренность восторгов по поводу невиданно бурного развития техники, обилия машин и лихорадочного ускорения ритма жизни больших городов, особенно на фоне застойного существования аграрной провинции. Если сравнить ранний «Городской пейзаж» (1902 – 1903) (см. Во всем облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие.
Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»). Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. Футуризм (лат. future – будущее) – авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко.
Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Деревенская церковь» (1908) (см.
ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как «Крестьянки в церкви» (1912), «Крестьянка с ведрами» (1912). В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов». Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской.
Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Это придает всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение художественного пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. На этой картине у велосипедиста несколько раз дублируются ноги и педали, что указывает на высокую скорость движения объекта. В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни.
В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский.
В 1921 году художник покидает Россию и переезжает сначала в Берлин, а потом в Веймар. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал.
Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. В «Косаре» кубизированная объемная фигура дана на плоском локальном фоне со знаковым орнаментом рисунка, условно изображающем цветы или деревья.
Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис.
Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм.
Холст, масло. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок.
Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. После круг наследовалей стал стремительно рости.
Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). Урсулы» (см. ООМИИ) идругих. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи». Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Наиболее полно он был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Редко мне нравятся картины этого типа. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922).
Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Был узаконен коллаж как прием. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Однако и сегодня многие исследователи критикуют абстракционистов за неоднозначностью выбранных ими художественных средств выражения, которая заставляет разных людей различно (а иногда и диаметрально противоположно) воспринимать их картины.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Это будет само динамическое ощущение». Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога.
1. Стихотворение отпечатано черной краской. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). В период революционных переворотов они ощущали себя соучастниками этих событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и призванным».
Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. Ненависть к существовавшему до них языку. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения.
Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. «Ага. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова.
Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Гончарова, К. Малевич. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ).
Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич.
Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Балла, Дж.
Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи.
«Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. 3. Бронза. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.
Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. 2. 4). Будетлянство Хлебникова. Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений.
В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. 2. 11). вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис. В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага).
Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Малевича). Безусловно, самым известным произведением Малевича является «Черный квадрат». Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным».
Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. В опубликованном в 1913 г. манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет вперед предвосхищая конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма».
Боччони, 1912). Волевая сосредоточенность, крепость и устойчивость образа выражены в мощной лапидарной красочной гамме, не боящейся контрастов и резких цветовых сопоставлений, таких как введение в живопись лица чистых красочных пигментов – синих бровей, красных, зеленых и оранжевых рефлексов, не нарушающих, тем не менее, убедительности живописных отношений, – качество врожденного колориста. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него.
2. 7, 2. 8, 2. 9). Боччони, Умберто (1882-1916)Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма. Учился в Риме в мастерской Д. Балла.
Военный врач, доцент Военномедицинской академии, действительный статский советник — он на досуге занимался рисованием и приложил немало сил для распространения футуризма в России. Бейте в площади бунтов топот. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. В данном случае – увы. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам».
(В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»). Пришел в Смольный.
Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. Простота, доведенная почти до гротеска, – главный художественный прием и в другой работе – «Портрет Г. Б. Якулова» (1910г. ). Здоровое естественное бытие человека, лишенного рефлексии, активная цветопись роднят эту работу с портретами и автопортретами мастеров «Бубнового валета» – художников, соединявших уроки новой французской живописи с буйной московской красочностью и фольклорными истоками.
Он постиг опыт импрессионизма, модерна, сеннанизма и через экспрессионизм и фовизм выходит к неопримитиву. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Эта атмосфера «площадного живописного действия» вызывалась общим интересом художников к народному искусству – изображения с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек.
Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. 1998.
Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. принцип симультанности (одновременности). Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910).
Но, обо всем по порядку. И я написал сам этот текст. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914).
Смейево, смейево. Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал). В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти.
Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Джакомо Балла Динамизм собаки на поводке, 1912. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались.
Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. приложение) (1908), «Озеро Риг. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции.
В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его).
В результате возникают «смазанные» кадры с изображением лошади или собаки с двадцатью ногами, автомобиля или велосипеда с множеством колес и т. п. Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием.
Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Кандинского, супрематизма К. С. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Двор замка» (1908) (см. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время.
Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. Как бы парит и сама фигура авиатора. В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956) влияние Сезанна сочетались с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.
В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. Им удается изображать невероятно яркие образы. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций.
Веймаровский стиль мастера сочетает в себе геометризм и свободноузорочье на ровном, однородном фоне, не допускающем цветовых переходов иллюзии пространственного движения. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях – «война – единственная гигиена мира». С 1924 года заметно усилились нападки на них как на иностранцев.
Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. 2. Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику.
Фигура женщины срезана и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. «Бубновый валет» – это название выставки, состоявшейся в Москве – апреле 1910 году. Приземистые фигуры таят возможность пробуждения огромных потаенных сил. В «Портрете И. Клюона» художник как бы увеличивает фрагмент из работ крестьянского цикла («Косарь») (см.
Швабинг с церковью св. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Отсюда введение звука в название картин типа «Скорость автомобиля свет шум», «Форма кричит: Бива Италия. » (Балла) и т. п. — Пафос разрушения и взрыва.
«Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). с парохода современности». Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов.
Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его. Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Статические формы кубизма футуристы наполнили энергией силовых полей и динамикой движения. 1913 год.
Культ города с его динамикой и безликостью. Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т. К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов. Эго-футуризм Северянина.
Свои поэмы футуристы посвящают поездам, автомобилям, вокзалам, электричеству. Даниил Хармс был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск.
В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг.
Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Металлический объем лица расчленяется, разрезается. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Статья Дж. Квадрат первоформ вписан в квадрат первопространства. Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов.
Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Упоенные новейшими достижениями техники, они призывали «вырезать раковую опухоль» традиционной культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе.
Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Он был написан для молодых итальянских художников. Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Nadiushka, я прошу прощения за мой поступок: я пошутил. Человечество само стало «Солнцем». Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм.
Все новое, все научно-технические и социалистические идеи их восхищали и находили отклик в творчестве. О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
Футуристы, устремляясь в свое призрачное механическое будущее и пытаясь предвосхитить события, на деле свернули на дорогу абстрагирования действительности и перенесли его в свои произведения. В музыке искать гармонию шумов. приложение) с «Мурнау. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. «Принимать или не принимать. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
1922. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти.
Велосипедист. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Имажинизм Есенина и Мариенгофа. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях — «война — единственная гигиена мира». Бунт, 1911) и т. п.
Пой. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика). О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916).
Более могущественный флот и более могущественная армия, народ, гордящийся тем, что он – итальянский народ, – для войны, единственной гигиены мира и для величия Италии. ». не случилось. Буду рад, если вы меня поняли. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей.
Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В.
приложение), можно увидеть, как эволюционирует манера художника. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. В 30-е гг.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Абсолютно иные задачи решал в своих произведениях Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943). Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913.
«Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич. Семья Кандинских испытала на себе политические изменения в Германии. Ранний Дж.
Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Дж. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум».
О, засмейтесь, смехачи. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце».
Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение. В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Одной из главных целей русского футуризма явилась попытка изменения поведения и мироощущения человека. Маринетти. Цвет должен быть переливчатым искрящимся, а тени светящимися, мерцающими.
Наиболее известные представители этого стиля Дж. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона.
Изображение становилось безличным, то есть безоценочным. Футуризм (от лат. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. В картине Дж. Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира в его лице явно преувеличены «экзотические» черты.
Для этого художник должен быть «вихрем сенсаций», живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). С помощью специальных научных исследований Кандинский стремится выяснить, как посредством геометрических форм и чистых цветов можно выразить и простые впечатления (например «плотный цвет») и сложные понятия (к примеру, определив серый цвет как символ мещанства). Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов.
В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Энергетические поля или состояния души изображаются футуристами с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластических объемов в скульптуре – например у Боччони). В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них за исключением, пожалуй, только В. Кандинского в его «драматический» период. Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер.
Лекция// Искусствознание. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения всех и всяческих жанров (вплоть до синтезирования многих искусств — футуристическая опера «Победа над солнцем», 1913 г., музыка М. Матюшина, текст Крученых, декорации Малевича), введения новых принципов стихосложения, основанных на композиционных «сдвигах» и смысловых парадоксах, разработки тонического стиха, визуальной (графической) поэзии использования архаической, фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным «словотворчеством и словоновшеством» — изобретением зауми. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944). В результате выяснилось, что кубизм развивал форму без содержания, тогда как футуризм – содержание без формы, которое на самом деле было не особенно содержательным.
Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего».
теоретиком футуризма. Нам известны такие популярные художникифутуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М. Ф.
Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра.
У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»). В картине не было предмета, однако картина эта волнует и покоряет».
Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. И, наконец, «ничевоков». Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии.
1. Футуристов предреволюционной России отличало обостренное ощущение грядущего «мирового переворота», неизбежности «крушения старья» и возникновения «нового человечества». О, засмейтесь, смехачи. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. «Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются.
Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего). Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов. Это был очень удачный рекламный ход. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим.
Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, очаровали футуристов и они стремятся передать (во всяком случае постоянно декларируют это) их в своих работах. и проч. требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей.
«Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты.
В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент.
Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Эти первоформ не сразу заполняют пространство его картин. 4. Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Особое воздействие на умы футуристов оказали некоторые идеи Ницше интуитивизм Бергсона, бунтарские лозунги анархистов. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Это отклик на открытие радиоактивного излучения. Сюжетность у футуристов с годами усложнялась и роль ее, в отличие от большинства модернистских течений, постоянно возрастала.
Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера. Мы тоже механизированы». Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного».
В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. В «Жнице» сделан дальнейший шаг в стремлении связать фигуру и пространство, в «Уборке ржи» фигуры и пейзаж, лица и снопы, живые и неживые тела трактованы одинаково, а в «Лесорубе» все поле холста заполнено аналитическими элементами, первоформами цилиндрических и конических объемов. Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Начался футуризм с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф. Т. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым.
В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.
Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов.