Японская живопись считается самым древним видом живописи страны, который характеризуется множеством форм и решений. Практически во всех произведениях древней живописи Японии одно из главных мест занимает природа, которая с точки зрения религии является воплощением божественного начала. Не менее древним искусством Японии является и традиционная школа живописи, которую довольно сложно перепутать с какой ни будь другой. Японская живопись является древнейшим видом искусства.
Японская живопись – один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров, стилей и форм: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. Японская живопись является древнейшим видом искусства.
Главная черта в архитектуры Японии – это наличие ровных геометрических фигур. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. Это умение эстетически красивого письма иероглифов. Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода.
16—17 вв. Средняя часть пейзажа окутана туманом, а на заднем плане нарисованы горы, находящиеся в отдалении. Мастер гравюр укиё-э. Творческая судьба Хокусая необычна. Тосюсай Сяраку (яп. Первые такие картинки появились еще в начале века это были недорогие живописные работы., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо.
В период Мейджи, в Японии произошли огромные политические и социальные изменения в рамках кампании по вестернизации и модернизации, начатой новым правительством. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. Итак, мы познакомились с основными направлениями в истории японского искусства. Крупнейшим мастером декоративной живописи был знаменитый Кано Эйтоку (1543-1590), живший во второй половине XVI в. Эйтоку был первым японским живописцем использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. Токийский национальный музей (адрес: 13-9 Ueno Park, Taito-ku, Tokyo, 110—871) дает возможность ознакомиться с богатейшей коллекцией экспонатов, позволяющих проследить взаимосвязь между различными гранями японской культуры и их развитие на протяжении многих веков. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай. С распространением в Японии буддизма в VI-VII вв. Неукротимая энергия, сила духа и динамика жизни ощущаются в борьбе людей со стихией (гравюра «Волна»), в вечно меняющемся, многоликом облике мощного Фудзи.
Большого мастерства добились японцы в создании укиё-э, так называемой, гравюры по дереву. Адаптировав влияние китайской живописи, Сэссю создал свой стиль живописи тушью, темой картин были реально существующие японские пейзажи, такие как «Вид Ама-но хасидатэ». Кроме того Сэссю оставил после себя множество учеников, среди которых Сюгэцу из провинции Сацума, Соэн (монах-художник из монастыря Энкакудзи в Камакура), каждый из которых вернулся на свою родину и работал там. Подобные статуи, легкие для переноски, были крайне удобны при богослужениях. Наконец и наскальные пещерные изображения (примитивные рисунки людей и животных) почти определенно связаны с континентом — с сибирскими писаницами. Художников этого направления – их иногда называют «японскими импрессионистами» – вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга.
В своих пейзажах Сэссю (Приложение 3), пользуясь одними лишь тончайшими оттенками черной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и ее бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). В период Хэйан (794-1185) в буддийской живописи получили широкое распространение иконы-мандалы, представляющие собой символические схемы мироздания. Утверждение новых общественных идеалов требовало и соответствующих архитектурных форм.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. В центре внимания художников укие-э, как правило, были прекрасные дамы, гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования природой, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга)., а также знаменитые виды природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами паломничества. создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века – начала периода Мэйдзи. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Пожалуй, самым известным является театр Кабуки, сформировавшийся в 17 веке.
е. камни, на которых изображен лосось) и рисунки на стенах пещер. Если до 14 века главной темой живописи были портреты тиндзо, портреты патриархов, «цветы и птицы», то в 15 веке и в Японии стали рисовать классические китайские пейзажи сансуй в полном смысле этого слова. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Все шло к объединению Востока и Запада. В первой половине XVII века появляется укиё-э (картины повседневного мира) – гравюры на дереве (ксилография) изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. внизу картины стоит красная подпись «Сикан», видимо, это имя художника, однако о его биографии ничего не известно.
Художественная культура Древней Японии изучается до сих пор. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). Искусство изготовления красок, туши и бумаги пришло в Японию с материка. Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены.
Во многом еще для нас загадочный Дзёмон, весь в космогонических завитках и спиралях своих орнаментов, ощетинившийся «звериным стилем» кацудзака, глядящий на нас гипнотическими глазами «таинственных пришельцев» догу, нелогичный, «нездешний», родился из столкновения различных евразийских, полинезийских, центральноамериканских и иных неведомых влияний, выплеснул на берега Японии все, что накипело в его еще темной, предрассветной душе и, выговорившись до конца исчез, растворился, успокоился в глубинах эстетической памяти народа, как исчезают и успокаиваются отработанные цунами, мечущиеся в океанских просторах между Америкой и Азией. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э).
Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э. Сосуды этого типачаще всего находят вблизи культовых центров. О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Альбомный лист и иллюстрации на свитках (эмаки) как основные форматы живописи появились практически одновременно с ямато-э.
И искать это надо, я считаю, в весьма существенной стороне философии Лао-цзы, даосизме, которым является проповедуемый им принцип пассивности: «Тот, кто не борется, - говорится о мудром человеке в «Каноне о пути и добродетели», – непобедим в Поднебесной. Мастерство художника в передаче движения, жеста не может не вызвать восхищения.
Тосюсай Сяраку (яп. Вам нравится сценическое искусство. Наиболее выдающиеся художники этого направления Икэ-но Тайга (1723-1776), Урагами Тёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835) и др. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая. Плавность и округлость линий встретить в каком – либо сооружении практически невозможно. В Х--XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались в китайском стиле.
Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. Это время в японской историографии обозначается как эпоха Момояма, переходный этап от зрелого средневековья к его поздней, завершающей стадии – периоду Эдо (Токугава).
Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Тяга к достоверности и натурности свойственна многим работам Ункэя.
Главной темой картинок были дешевые проститутки и известные куртизанки. Они должны быть оформлены точно в таком же стиле, как и сам дом. Основным ее мотивом, как и раньше, была природа, но теперь это были главным образом композиции с изображением деревьев, цветов, животных и птиц.
То: сю: сай Сяраку. Эти стили продолжали существовать и в период Камакура (Kamakura, 1180-1333). В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Мастер исполнил более тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировал около пятисот книг.
Иногда их было больше тридцати. Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга – буквально «просвещенная живопись». Рисунки на этих свитках проникнуты своеобразным юмором.
Так как большинство картин периода Нара религиозны, художники были в основном анонимны. Ики подразумевает изысканность, с которой человек одевается и общается. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в высоту) мастер трудился иногда целые годы. В сериях его гравюр на темы из жизни женщин – «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви», «Прекраснейшие женщины современности» и др. Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. Отлично выписана черная лошадиная голова на переднем плане.
Термин укие-э заимствован из буддийской философии и означает «мир скорби», то есть мир преходящих иллюзий, в котором уделом человека являются скорбь, страдания, болезни и смерть. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Своим садам японцы отводят особое внимание.
Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). В середине XVIII века творил первый знаток многоцветной гравюры Судзуки Харунобу.
Кстати именно это качество разнит их с тяготеющим к элитарности «свободным стихом», появившимся в начале 20-го века в Японии под влиянием поэзии Европы. В связи с этим начался новый виток развития искусства живописи. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Сначала гравюра была однотонной и ее раскрашивал от руки сам художник или покупатель.
Он был доминирующим в эпоху складывания государства Ямато, сохранил свои позиции в период первого проникновения буддизма и наконец практически слился с ним (VIII в. )., упр. Главные мотивы его творчества -- лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви. И это далеко не полный перечень материалов используемых для этой цели. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Укие-э и означает «картинки плывущего мира».
Резиденция сёгунов находилась в Камакура, объявленной новой столицей. Из 64 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция.
Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Сёгунский дом Асикага поддерживал учение Дзэн, в это время достигла расцвета «литература пяти монастырей» и из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага, вышло множество монахов-художников, начиная с Дзёсэцу, Сюбуна, Сэссю и других. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Наиболее ценными считаются картины первого периода, на которых он гиперболически и оригинально выразил характерные черты исполнителей главных ролей. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления.
Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618—1694). Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. Но вспомним еще раз о возможных связях искусства Дзёмона с искусством народов Тихого океана и Центральной Америки, о вхождении древней Японии в зону влияния своеобразной «тихоокеанской» культуры. Творчество Хокусай, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, – вершина в художественной культуре средневековой Японии, ее замечательный итог (Приложение 13).
В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. В XIV веке, в эпоху Средневековья продолжавшегося три с половиной столетия развивается стиль суми-э (монохромная акварель). Изменились функции всех видов искусства, появились новые жанры творчества. Долгое время Япония считалась закрытой страной, контакты были только с Китаем и Кореей. Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи».
Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658—1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Она состояла из портретов актёров во весь рост. То и другое создавалось по одним и тем же принципам.
Обычаи этого искусства насчитывают пять базовых театральных жанров: кёгэн, но, бугаку, кабуки и бунраку. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. Затем, уходя своими корнями в воинственную эпоху Ямато, вызревая постепенно, выступают на рубеже XII—XIII веков как сложившаяся идейно-художественная система этика и эстетика бусидо: культура под знаком меча. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей. В Токио спектакль можно увидеть по адресу Kabuki-za, 4-12-5 Ginza, Chou-ku. И в этом аспекте можно сказать, что Сэссю оказал огромное влияние на японскую живопись.
«Бог ветра», Огата Корин. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский художник и график Хисикава Моронобу Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В качестве материалов употребляются бронза, лак, дерево и глина. Она состояла из портретов актёров во весь рост.
Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Ширма — вещь имеющая точное функциональное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых.
В развитии декоративной живописи важную роль сыграла так называемая школа Сотацу – Корин. Зарождается скульптурный портрет. Их небольшой формат лучше всего подошел для повествовательного жанра. Распространились также портреты военачальников и монахов. Причем, причмокивать во время трапезы не считается дурным тоном.
Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи).
Нельзя не упомянуть о японском дизайне. н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. В возрасте 70 лет Хокусай создает свою самую знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи», за нею последовали серии «Мосты», «Большие цветы», «Путешествия по водопадам страны», альбом «100 видов Фудзи». Самым известным мастером гравюры конца XVIII – первой половины XIX вв. Выразительны лица захлебнувшегося в крике, атакующего всадника с огромным луком в руках и мечом на поясе и бегущего справа от него пехотинца. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Вопреки распространенным суждениям, мы увидели, как органично связано развитие художественной культуры Японии с развитием культуры Евразии, но в то же время узнали, какими самобытными и неожиданными становились в руках японских мастеров заимствованные с континента — из Индии, Китая, Сибири — формы и сюжеты.
Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Появились произведения иллюстрировавшие легенды, полные драматических эпизодов и активных действий людей.
Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. более чувственных образов многоликих и многоруких божеств.
Главным для них было – передать настроение героя. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Ее наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420-1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. Гохуа (кит.
На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму. Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве (Приложение 12).
Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. То:сю:сай Сяраку. Чаще всего, это треугольники и прямоугольники. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты. Одновременно это — картина, произведение искусства, определяющее эмоциональный тонус жилища, предмет эстетического созерцания.
Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве -- укиё-э. На восстановление нарских храмов собирались огромные средства по всей стране. Настоящим произведением искусства являются императорские дворцы с садами и павильонами. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.
Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. На линейной оси истории часто встречаются подобные нелинейные, вихревые образования. Вместе стем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать.
В период Муромати (1392—1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Подобные районы существовали и в Осаке и в Эдо. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Она состояла из портретов актёров во весь рост.
Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты. Все названные фигурки найдены на севере острова Хонсю. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.
В глубине веков сформировались традиции японской литературы. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). В буддийской живописи также появляются новые формы. Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618--1694).
Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. Основным оружием самурая, помимо лука со стрелами, был меч. В большом количестве появляются глиняные статуэтки изображающие людей в богато декорированной одежде, с огромными глазами типа «снежных очков». Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э.
Одним из важных проявлений этого процесса стало строительство замков и дворцов. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Представителями этого жанра были высокообразованные художники основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения).
В первую очередь, это оформление бытовой техники и других промышленных товаров. Художник Утамаро (1753-1806 гг. ) является, возможно, уникальным в истории живописи примером профессионала, полностью посвятившего своё созидание изображению дам в разнообразных позах и туалетах, в различных жизненных обстоятельствах. Вырабатывается более конкретное и индивидуализированное понимание пластического образа. Культура Японии чрезвычайно богата и многообразна.
О древней японская живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств.
трад. Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Чайная церемония (тядо), философские «сады камней», краткие и емкие трехстишия-размышления (хокку) — все культивируется под знаком самоуглубления и прозрения, под знаком зеркала. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве.
Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»), позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века.
Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. Традиционная драматургия Страны восходящего солнца делится на дзёрури (театр кукол), драматургию театра Но (кёгэн и ёкёку), театр Кабуки и сингэки.
«Волны в заливе Мацусима») (Приложение 5, 6). А. С. Пушкина.
., упр. Гохуа (кит. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно.
С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Например.
Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Это эмакимоно написано тушью. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Мастер гравюр укиё-э.
Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Впрочем, противоречие ли это. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Мастер гравюр укиё-э.
Искусство составлять букеты— икебана— уже давно и прочно вошло в арсенал всех профессиональных флористов мира, а создание (именно создание иначе не скажешь) бонсай, то есть выращивание карликовых деревьев и объединение их в композиции, приобретает всё большую популярность среди жителей современных тесных мегаполисов. Так, с Х века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакимоно (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.
Театральное мастерство Кабуки в себя впитало элементы дзёрури и Но. Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников, как Икэ-но Тайга и са Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и Кацусика Хокусай. Термин суй означает изысканность в манерах поведения. Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). н. э. ). Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные картинки» их писали художники-матиэси, объединенные в большие артели. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Конструкции предельно выявлены, подчеркивая функциональную логику сооружения. Отсюда возникло и наименование периода – Камакура.
Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой храма архитектуры. Никогда прежде японская настенная живопись не знала такого размаха. кайга. Относительно «солнечных часов» — каменных кругов с менгирами археологи склоняются к мысли, что это необычного типа могильники, каких много в Сибири и в Монголии.
Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. «Водяная мельница в Ондене») (Приложение 11). Последняя серия картин включала 12 рисунков, написанных в феврале 1795 года, на которых были изображены борцы сумо и актёры.
Сервировка стола происходит не в произвольном порядке, а по специальной схеме. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Господствовавшее в прежнюю эпоху религиозное сознание постепенно уступает место светскому. Тосюсай Сяраку (яп.
Искусство эпохи Эдо (1615--1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан -- третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки» или Эдо-э, эдоские картинки. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации. Ясный день (Красная Фудзи)». Японская живопись (яп. Самым известным мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIX вв. Подтверждением этого вывода можно считать и тот факт, что кацудзака сопровождается «производством» глиняных фигурок, очень напоминающих деревянные фигурки и маски тихоокеанских культур.
Встречались сосуды, ручки которых вздымались, как языки пламени. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, а человек тем более».
Керамика кацудзака сплошь «населена» змеями, лягушками, прочей живностью ритуально-тотемного характера. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Развил направление он уже на родине.
Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен. Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров японского классического театра Кабуки в различных ролях и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее. То:сю:сай Сяраку. Более условны, почти как маски театра Но, напряженные лица самураев на заднем плане., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Поиски острой характерности проявляются в миниатюрной рельефной сцене «Нирвана Будды», включенной в пьедестал пагоды храма Хорюдзи, где изображено оплакивание Будды монахами. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»). Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. В начале этого периода на сосуды наносился вертикальный узор (на сырую глину накладывали отдельные растительные волокна).
Наиболее выдающийся из них загородный ансамбль Кацура близ Киото. Широко распространено в Японии и прикладное искусство. Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро.
Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»). Творческая судьба Хокусая необычна. Большая коллекция произведений искусства периода Нара находится в хранилище Шосойн (Shosoin), которым раньше владел Тодай-жи (Todai-ji), теперь же оно контролируется Агентством императорского двора (Imperial Household Agency).
Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352-1430), Дзёсэцу (первая половина XV в. ), Тэнсёо Сюубун (ум. Мастер черпает из прошлого принципы изображения природы. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храме Уджи (Uji) в Киото.
Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты: изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай, батальные сцены, сцены кровопролития изображенные очень натуралистично, пожары и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т. д. Широкое распространение получили и пародии на изысканный стиль ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах знатных дам Хэйанской эпохи дзэнский святой Дарума – в одеянии куртизанки а божества изображались предающимися различным удовольствиям. Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. Золотой фон подчеркивает яркость красок, делает их более звучными (Приложение 4).
– 300г. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами.
То:сю:сай Сяраку. Синтоистские храмы украшались декоративными элементами, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями. Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи в городе Нара, построенный принцем Сётоку в 607 г. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей.
Согласно учению Лао-цзы, подлинный покой воцаряется с прекращением борьбы и установлением жизни в соответствии с субстанцией мира «дао». Ярким свидетельством появления светских мотивов в живописи стало состоящее из четырех свитков известное эмакимоно «Тёдзю гига» — сцены из жизни животных, в том числе животных, подражающих людям. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Также в это время более престижной считалась живопись тушью и хотя в это время было создано много расписных ширм в традициях Ямато-э, они стали предметом исследований только во второй половине 20-го века. Гротескные маски сопровождали пышные ритуальные храмовые мистерии и танцы. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены.
Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Нара (645-794) – это росписи храма Хорюдзи. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрел собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Да, воинам во всем мире — не в одной стране Восходящего Солнца — приходилось не только любоваться цветущей сакурой или хризантемой в монастырском саду, но и выполнять «черную работу» Истории — воевать, борясь за объединение страны, защищая ее от врагов. – как правило, нет повествования, действия. Спустя столетие в начале 15 века будет создан целый ряд произведений в жанре «сигадзику» (свитки со стихами и живописью). Она состояла из портретов актёров во весь рост.
В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Целые серии — «36 видов Фудзи», «100 видов Фудзи»—посвящены различному осмыслению этого мотива. В свое время, в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомились с феноменом японского искусства. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато).
Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760—1849). В самом «непочтительном» стиле Бодхидхарма часто изображается с большой долей юмора, что порицалось традиционными буддийскими школами. Творческая активность приходится на 1793— 1794 годы. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней.
Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. «36 видов Фудзи», представляющие священную гору японцев в разные времена года и суток, при разном освещении из различных мест страны — издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились по существу первым в японском искусстве образом родины, одновременно конкретным и обобщенно-символическим. н. э. ).
Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. С постоянным развитием буддизма в Японии в направлении нового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены.
Интерьеры дворцов также были олицетворением власти и богатства владельца. Художник Утамаро (1753—1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению женщин — в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах.
Творчество Хокусай основывается на многовековой живописной культуре Японии. Момояма., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). При раскопках находят много фигурок типа «космонавт»: например, «треугольная» женщина с круглой головой или, наоборот, женщина то ли с треугольной головой, то ли в треугольном шлеме. Древнейшие памятники японского искусства относятся к эпохе Дзёмон.
Камакурская литература включала значительные элементы народного творчества, что проявилось в создании военных эпопей – гунки иллюстрации к которым и стали темами живописных свитков-эмаки. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Мотив «снежных очков» настолько проникает в скульптурную традицию, что даже фигурки обезьян изображались с такими же глазами. Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца.
Период Мэйдзи Со второй половины XIX века было отмечено разделение искусства на конкурирующие европейский и традиционный стили. Самый выдающийся памятник – иллюстрации к Повести о войне годов Хэйдзи. Считается, что таким образом вкус блюда лучше раскрывается. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.
В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. В конце XII века наступил закат культуры Хэйанской эпохи. Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты («Женщина перед зеркалом») (Приложение 8, 9). Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре.
Театральное искусство Японии многогранно и многолико. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года. Каждый пытается организовать для себя кусочек дикой природы. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь. Не случайно ее так и назвали -- укиё-э (слово укиё означает в переводе темное, мирское, обиходное)., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо.
Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как «Зимний пейзаж» Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX—XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников «Мира искусства» и другие, уже современные нам школы. Как повествует «Кодзики», древнейший памятник японского языка и литературы, богиня солнца Аматэрасу дала своему внуку принцу Ниниги, обожествленному предку японцев, священное зеркало Ята и сказала: «Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня». Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото.
Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе «земное, мирское, обиходное»). То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Япония удивительная восточная страна, расположенная на островах. Эпоху Муромати можно назвать периодом расцвета японской живописи тушью. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных своих произведений – серию «Тридцать шесть видов Фудзи» («Большая волна в Канагава».
По ним нельзя ходить в обуви, они считаются не только украшением интерьера, но и настоящим святотатством. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами.
Была разработана система жестов и движений, которые приобрели особую выразительность и динамику. В противном случае, это считается дурным тоном и полной безвкусицей.
Даже каждый прибор имеет свое место. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента.
Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Кто делает все это., пиньинь: gu hu, палл. До X в. в японской живописи доминировало китайское направление буддийского содержания.
., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Японская гравюра в 1780-1790 гг. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу.
Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). С постоянным развитием буддизма в Японии в направлении нового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Они больше ценились в Японии, чем в Китае. Своеобразные японские традиции формировались под влиянием исторически важных событий. Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали. В 30км от Токио, в пригороде Омии раскинулся парк бонсай.
Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э). Так, с именем Хисикава Моронобу (1618-1694 гг. ) связана начальная фаза развития сюжетной гравюры.
Со второй половины XIX века было отмечено разделение искусства на конкурирующие европейский и традиционный стили. О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года.
Вот таким образом и развитие их проходило по своему особому пути. кайга. Японская живопись (яп.
Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko). Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Кстати, драматургия Японии зародилась на подмостках Но.
Приходится согласиться с мнением японского историка-искусствоведа Эгами Намио, который писал: «Чем глубже мы заглядываем в историю, тем теснее оказываются связи Японии с азиатским материком. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. Введение новых буддийских сект и усложнение обрядов, а также тенденции рафинированности быта хэйанской аристократии вызвали появление в 9—10 вв.
Все эти пять традиций имеются в наличии и сегодня. Одним из образцов исторической живописи эпохи Камакура является знаменитый свиток XIII века «Хэйдзи-моногатари», на котором запечатлено восстание, поднятое в 1159 г. главой крупного самурайского клана Еситомо Минамото. кайга. Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. Философия дзэн-буддизма оказала значительное влияние на живопись, в результате чего популярность приобрело пейзажное искусство. Но и они поданы в броске, в движении.
Вообще искусство эпохи Эдо (1615—1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Эти ранние века проходят как бы под знаком яшмы. При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава.
Особенную элегантность получила монохромная техника. н. э. ). Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки.
второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Художник необыкновенно тонко передал единство жеста и настроения, выражения лица.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Японская живопись (яп.
начало процветать изображение религиозных образов на стенах храмов, возведенных представителями правящих классов. В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. А ведь это лишь один из фрагментов свитка. Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы -- самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658--1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Многие туристы берут напрокат наушники (500 JPY аренда и 1000 JPY депозит), в которых идет трансляция подробных пояснений к пьесе (на английском языке). Середине периода Дзёмон был присущ диагональный узор, а в позднем периоде преобладал геометрический узор. Люди периода Дзёмон уже умели изготавливать серьги из раковин, камня, глины и зубов диких животных, а также браслеты и ожерелья из раковин и камней, гребни из костей, лак уруси, грубую одежду из шкур и примитивной ткани. К этому периоду относятся и глиняные статуэтки догу имевшие ритуальный характер. Мастер гравюр укиё-э.
Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Стиль отоко-и, наоборот, обычно использовался для изображения исторических событий, чаще всего битв., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо.
Все статуи раскрашивались. С их творчеством и их школой связан последний высокий расцвет японской буддийской скульптуры. Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности.
Излюбленными материалами этого времени стали дерево и лак. Театр Кабуки появился в 17-м веке и достиг апогея к концу 18-го. Многие утверждают, что художественная культура Китая и Японии завораживает. Однако преобладающим жанром на протяжении XIV-XV вв. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г.
Укиё-э (яп. Зачастую автор был неизвестен, а композиция непритязательна. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. Тосюсай Сяраку Тосюсай Сяраку (яп.
В буддийской живописи также появляются новые формы. до н. э. – 300г. Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760-1849).
Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные «Хэйдзи-монбгатари», являются не только выдающимися памятниками искусства, но и историческими свидетельствами. Быт камакурских воинов существенно отличался от быта хэйанской аристократии. Гохуа (буквально, «живопись страны» или как Термин сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи.
кайга. Утверждаемый даосизмом принцип «у вэй», то есть «недеяние», принцип бездеятельного отношения человека к окружающему миру, невмешательство людей в существующую реальность – одно из основных канонических положений даосизма: «Предпочитать недеяние и осуществлять учение безмолвно» – таков тезис Лао-цзы. Его коллекция карликовых деревьев уникальна. О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно (свитков) указанного времени можно судить по фрагменту из «Хэйдзи-моногатари» с изображением одного из эпизодов войны — «Битвы у Рокухара».
Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храме Уджи (Uji) в Киото. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства.
Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. От эпохи Дзёмон остались также некоторые образцы «каменного творчества»: знаменитые «солнечные часы», «лососевые камни» (т. Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. Здесь можно увидеть изделия из бумаги, стекла или металла. Соответственно изменились и предметы, наиболее важные для их жизни. Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу.
Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Выдающимся по экспрессивности и технике исполнения является относящееся к XIII веку эмакимоно «Ямай-но соси» изображающее людей, пораженных различными болезнями.
Представлены работы из стекла, бумаги, металла, пластика, керамики, бамбука. А также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г.
Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. В Токио существует целый музей, посвященный этому ремеслу. По высыхании основа вынималась и оставалась тонкая лаковая форма. Их появлению способствовало обращение к памятникам 8 века. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов.
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. вступает в период расцвета. В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу («Чтение») и Китагава Утамаро (1753-1806). был гениальный художник Кацусика Хокусай.
С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise). Началось изготовление керамики. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Самые известные работы в стиле эмаки можно увидеть в японском эпосе «Повести о Гендзи», который датируется 1130 годом, хотя написан мог быть и раньше.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. Одной из его лучших работ является гравюра «Гейша Осама», которая хранится в Москве, в Музее живописи им А. С. Пушкина.
Их герои – простолюдины, представители низших социальных слоев общества. Такие стихотворные жанры, как хокку, танка, хайку подарила миру именно Япония.
Декоративный элемент этих глиняных сосудов знаменует собой рождение японского искусства. После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Это касается японских садов. Теперь все внимание обращалось на оружие и доспехи. Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты.
Кроме камэгаока. Японцы разделяют их на мужские и женские и для них это очень важно. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото.
«Лососевые камни» также похожи на те, что находили в районе Байкала, в Сибири. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси). Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto).
Укиё-э (яп. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). В эпоху императора Мейджи (1868-1912) и его прозападной политики стиль укие-э, всегда тесно связанный с народной национальной культурой, существенно замедлил свое развитие и практически пришел в упадок. Очень сложной была процедура закалки клинка, его шлифовки и заточки.
Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Прием пищи для японцев считается не процессом жизнедеятельности, а настоящим культом. Творческое воображение художников заработало вовсю. В «Каноне о пути и добродетели» содержится следующее разъяснение по этому поводу: «Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продолжается весь день. В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма.
Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. трад. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными.
Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Своеобразным предвосхищением общеевразийского «звериного стиля» была керамика кацудзака (эпоха Среднего Дзёмона). Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. В Японии также существует искусство каллиграфии. Двумя основными эстетическими принципами городской культуры периода Эдо были «ики» и «суй». Укиё-э (яп.
По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией. Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. На одном из немногих сохранившихся его произведений – «Кипарис» – изображен мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы.
Небо и земля. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. В подобных свитках открываются существенные различия между китайским и японским вкусом., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо.
Удивительно ранней считается и японская литература. Настроение японской живописи круто меняется. Затем нити стали сплетать, нанося узор горизонтальными полосами в виде «ёлочки». до н. э. Культура кацудзака имеет много общего с культурой туземцев Меланезии (через течение Куросиво) и потому можно с полным основанием рассматривать ее как одну ветвь того, что называется «культурой Куросиво». Одна из лучших его работ — «Гейша Осама» находится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. Последняя серия картин включала 12 рисунков, написанных в феврале 1795 года, на которых были изображены борцы сумо и актёры.
Установление сёгуната явилось утверждением нового социального уклада: господства феодального сословия буси (самураев). "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. Гравюра из серии «Прекраснейшие женщины современности») (Приложение 10).
Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге.