Над созданием комнат в стиле ампир трудились и выдающиеся живописцы того времени и архитекторы. Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Основоположником стиля ампир считают живописца Луи Давида, а выразителями этого стиля – архитекторов Шарля Персье (1764 – 1838 гг. ) и Пьера Фонтена (1762 – 1853 гг. ).
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». В это время весьма модными становятся т. н. Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики.
Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью – проектами оформления интерьеров и мебели. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Растрелли был построен Зимний дворец в стиле барокко. Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Авторами были Персье и Фонтен. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
В конце века по краям площади стали строить дома и только в 1829 году Росси ее преобразил. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный характер. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями.
складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. В 1806 – 1836 гг.
Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Росси). В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. Это уже была декларация эклектики.
Перед ним раскинулся огромный пустырь. Такое сиденье делается трапециевидной формы. empire – империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ампир, подобно другим королевским стилям, служит, прежде всего, целям репрезентации – в этом его своеобразная театральность, характерная для дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV. Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя». Потолки выглядят как произведения искусства.
Император желал больше пышности и великолепия. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Среди этих картин — «Суд инквизиции».
В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Женское тело было хорошо видно. Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Он много работает над интерьерами создаваемых им и реконструируемых зданий, проектируя, в том числе мебель, светильники, обивочные и драпировочные ткани, декоративные хрустальные вазы и т. д. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Например, мастер создал типичную парадную обстановку залов Мира и Войны и Греческого зала в Павловском дворце. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис.
Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр.
empire – империя и лат. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Давиду. В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г.
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Объем зала разделен колоннами на три части. -Л.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное Торвальдсену искусство. Формы ее выходят более мягкими и пропадает эффект «монументальности». Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов.
Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. Декольте тоже были максимально открытыми. Подъём в архитектуре и русском искусстве в целом был вызван универсальностью, целостностью и упорядоченностью новой художественной системы, её внутренней логикой и завершенностью. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836).
В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В стремлении победившей буржуазии, отринувшей королевские стили, во всем подражать быту и нравам древних римлян было, конечно, много театрального, показного. Например, сооружаются и соответствующим образом декорируются триумфальные арки, мемориальные обелиски и императорские колонны. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано.
Захаров, М. Ф. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен.
Шею и руки оставляли открытыми. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Художественная резьба по камням впечатляет. В Англии в период 1812 – 1830 гг. Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».
Ампир как художественный стиль был естественным продолжением классицизма XVIII века. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй – статуя античного героя Ясона.
В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Поверхности спинок и локотников диванов фанеровались красным деревом, а резные украшения выполнялись в форме музыкальных инструментов, лебедей, военных трофеев, орлов, львов и др. Огюст Монферран). Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Кваренги, Тома де Томон, К. И. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н.
Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. В 1806-1836 годах еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Ампир (от франц. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Такая мебель, конечно, была очень далека от античной.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Мода на все французское появилась еще при императоре Павле.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Это уже была декларация эклектики.
Их спинки имеют простую, слегка изогнутую и откинутую назад прямоугольную форму или делаются в форме лиры. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Скульптор А. -Д. В технологии использовалась надглазрурная роспись, золочение, элементы скульптурной моделировки. Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, вот таким образом ему присущи показная парадность и величие.
Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. За ней расположилась вторая арка, расположенная под некоторым углом к первой.
Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. В 1802-1813 гг. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. Канделябры и часы выполняются в виде колонн, урн и памятников.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Ш. Персье и П. Ф. Л. диванная комната.
Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы.
Деноном. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Предметы из серебра этого периода нередко копировали форму и рисунки мраморных изделий и керамики древней Греции, Египта и Римской империи. Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808 г. ).
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Композиции зданий строго симметричны, торжественны. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни.
Это уже была декларация эклектики. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров. Возможная альтернатива – стиль античность в интерьере, который так же несет дух Древнего Рима.
Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Казаков, Дж. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени.
Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». Стиль Росси легко узнаваем. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
imperium – власть). Томира и его мастерской. Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Эти отношения были прерваны войной. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. Свои ансамбли он задумывал как огромные театральные декорации, внутри которых должно разворачиваться какое-то действо.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Принципы архитектурных классических форм и пропорций ярко воплощаются в подсвечниках и канделябрах: популярные модели дорической ионической и коринфской колонн, гладкие, рельефные, прямоугольные, многогранные, прямоугольные, напоминающие египетские обелиски. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. После пожара, случившегося в Павловском дворце в 1803 г., ему было поручено восстановление его парадных апартаментов, а несколько позднеё – интерьеров и меблировки жилых помещений дворца. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Для обивки использовали шелк или бархат. Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Искавший вдохновения в античности классицизм был далек от археологической скрупулезности.
Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.
этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. меблируются авторской мебелью. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла.
Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Воронихин, А. Д. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками.
Классицизм, как тонко было замечено искал простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, был мягок и светел, ампир, напротив, – мужественен, строг и холоден, торжественен и величав. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Шальгрена.
Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории или годом коронации Наполеона (1804 г. ), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815 г. ). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный искусственно насаждаемый императорской властью стиль. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. В дворянских домах появляется т. н.
Всего в серии 82 листа. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Широкому распространению нового стиля способствовало издание ими в 1801 г. альбома с проектами мебели и интерьеров, который был переиздан в 1812 г. Эти архитекторы создали интерьеры и мебель для дворца мадам Рекамье, а Наполеон поручил им отделку своего загородного дворца в Мальмезоне. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Стоун).
В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). П. Стасов), Михайловский дворец (К. Вот таким образом такая большая роль в ампире отводилась скульптуре в виде, например, резных лап на окончаниях ножек стульев и кресел, опор локотников в виде лир, опорных частей столов в виде герм и упоминавшихся выше грифонов и т. п.
Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. А. Д. Захаров Горный институт, арх.
боковой рамой и вкладным сиденьем. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Давиду.
Каррузель в Париже, 1806, арх. Его оформление, разработанное в 1880-е годы архитектором А. П. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др.
Задуманное как гимн славных заслуг Наполеона, сооружение прославляет победы полководца и его армии. Женские платья шьются как длинные рубашки почти без рукавов, с высокой талией, перехваченной лентой, бесчисленными складками, подражают одеждам античных статуй. Это уже была декларация эклектики. В франц. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности.
Ампир в пору своего расцвета характеризуется прямым заимствованием некоторых архитектурных типов и форм предметного мира древности. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх.
Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Его стихия – это большие открытые пространства и их архитектурная организация.
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Поповым, навевает воспоминания об усадебных интерьерах второй половины XVIII—первой половины XIX века, времени стилевого господства классицизма и ампира. или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
Слава превратила его в первого живописца Империи. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре.
Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Он был мягче и пластичнее. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Ж. -Ф. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения.
Император Франции предпочитал королевский размах именно Наполеон дал новый виток развитию классицизма, породив стиль ампир, утверждавший императорское величие. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784 г. ), «Брут» (1789 г. ) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов.
В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Лишь в предметах обстановки и в модах ампир выразил себя так же четко, как в архитектуре. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». Московский ампир отличается большей камерностью создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). Но очень скоро они были перемешаны с элементами египетского искусства.
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). В качестве обивки подбирали ситец.
Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. Шею и руки оставляли открытыми. Пика. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
Шальгрена. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи).
Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Росси, В. П. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона.
В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». Верхняя часть бюро имеет емкость с рядом выдвижных ящиков и верхнюю полку, стоящую на колонках. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Именно на эти её качества опирался ампир.
Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Настолько был силен гипноз французской моды. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Настолько был силен гипноз французской моды. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом.
Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). После смерти Карла III и восшествия на престол в 1789 г. Карла IV Гойя стал придворным художником, успешным, заваленным заказами. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Авторами были Персье и Фонтен.
Авторами были Персье и Фонтен. Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи».
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». стиль цопф. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Эти отношения были прерваны войной. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. Стасов, О. И. преддиванные столики на одной центральной широкой опоре и несколько кресел в форме корытца, расставленные вокруг столика.
Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.
Но сам император желал больше пышности и великолепия. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Бюро богато декорировано золочёной бронзой. и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях.
А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Мебель, которая изготавливалась из местных пород и вот таким образом была недорогой, часто окрашивалась в белый цвет, а резьба золотилась, окрашивалась в темные цвета или чернилась. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.
Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. и военной кампании 1813–14гг. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима — высшая стадия искусства греческих Афин. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье».
Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр.
То же в прическах, с собранными на затылок волосами, завязанными лентой в большой узел. В провинции допускалось использование ясеня, ореха или липы.
Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Скульптор А. -Д. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера.
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. в петербургских мастерских И. Баумана, который начал свою деятельность еще в конце XVIII в. Там же делались и гарнитуры, окрашенные в белый цвет с золочёной резьбой. Ампир в архитектуре – это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика – лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей.
Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного.
Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом.
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях. Томира и его мастерской. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Скульптор А. -Д.
Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Авторами были Персье и Фонтен. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Давиду.
Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Гурьева.
На бывшем пустыре поднялся величественный желто-белый дворец с портиком посередине, двумя ризалитами по бокам и выступающими вперед крыльями флигелей. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Шальгрена. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). – 1849 гг. ).
Бове. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы.
Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара.
Но сам император желал больше пышности и великолепия. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Задние ножки искривлены. В его основу легло Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte, появившееся в 1802 благодаря участнику похода, писателю и художнику В-Д Денону.
Она характерна округлыми формами, мотивами лебедей, звериных лап и крылатых сфинксов в виде ножек и ручек, военной арматуры и разных символов античного времени (факел, стрела) в виде украшений. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля. Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18).
Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Высокая мебель избегается.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1761 году с одной стороны площади Ф. -Б.
Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».
Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Ампир рождает новые типы мебели. «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает.
Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. В эту эпоху стало модным украшать будуары, парадные залы, столовые и специальные помещения для коллекций скульптуры мраморными бюстами владельцев домов и т. н. Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». В своей мебели А. Н.
Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. Важным предметом обстановки становится клавир.
XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей.
Повсеместно комнаты стали украшаться тяжелыми драпировками, золотой и бронзовой инкрустацией мебели: ножки и подлокотники кресел выполняются в виде львиных лап, преобладают огромные кровати с балдахином, ножки столов напоминают резные колонны. В он учился в Академии художеств в Копенгагене. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. также арматура трофеи фасции). Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными.
Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I – построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). В разной степени ампир отразился на искусстве всей Европы. Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году.
Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4.
В 1809-1813 гг. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Давиду. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей.
Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. За основу этого стиля были взяты формы мебели античной эпохи. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников.
Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. В 1806-1836 гг. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое – не только в античность, но и в Древний Египет.
аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Но его специфика – темы для сюжетов.
Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
Стулья делаются проще, чем кресла.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. породы.
массивны, прямоугольны, замкнуты. Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ.
В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. Основными источниками творческого вдохновения для ампира являлось искусство Древней Греции периода архаики и Древнего Рима периода поздней империи, а также искусство и культура Древнего Египта, Этрурии и других древних цивилизаций.
Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Эти отношения были прерваны войной. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Такая мебель, а также мебель для сидения, расставлялась в помещении как можно симметричнее, образуя строгие композиции и согласуясь с рисунком декора и членениями стен. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Нижний край часто отделывали блестками.
Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
оссианизм). Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Позже одинаковые трехэтажные дома по обеим сторонам улицы, выполненные по проекту Росси, были перестроены, что изменило общее ощущение единства ансамбля. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии.
Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах.