Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама».
Ангел играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли. Такова скульптурная группа блистательногоЛоренцо Бернини «Экстаз Святой Терезы» (1645-52) в римской церкви Санта Мария делла Витториа. Монахиня 16 в. Тереза Авильская оставила записки, в которых повествовала, что во сне ей явилсяангел «в плотском образе» и пронзил ее сердце золотой стрелой, от чего она испытала «сладостную муку». Бернини поместил беломраморные фигуры монахини и ангела в глубокую нишу из цветного мрамора. Сверху на них спускается поток острых золотых лучей. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ».
Развевающиеся одежды, трепещущие крылья, пышные волосы, замысловатые позы «взрослых» ангелов, резвость голышей-путти – все это позволяло живописцам искульпторам барокко пластически насытить любое произведение, будь то монументальный алтарь иликартина. В произведениях на евангельские сюжеты изображения ангелов неисчислимы. Однако, его замысел абсолютно оригинален. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь.
И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. По толкованию Лопухина, «встал рано утром» означает, что Авраам не медлит. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.
В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. По дороге перед Валаамом предстал ангел с мечом и преградил ему путь. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Так, на одномиз полотен своего библейского цикла (1960-66) Марк Шагал запечатлел встречу Авраама с тремя ангелами. Среди пылающих песков пустыни сидят за столом небесные гости. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Сын будет сопротивляться и кричать. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная.
«Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Иисус же, как «вочеловечившийся» Бог, сам был посланцем своего Небесного Отца и потому в посредничестве ангелов не нуждался. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким.
Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение.
Т. е. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя.
Достопримечательность церкви в Бирнау – прелестный путти, прозванный лакомкой («Honigschlecker») за то, что он с лукавым видом сосет пальчик (скульптор А. Фойхтмауэр). Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Бог требует не убийства, а возвышения сына. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине.
Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины. Нидерланды (Голландия). Существует много мелких изменений, которые заметны не только в рисунке, но и цвете. Живя среди языческого мира. С выражением детскойнепосредственности и недетской мудрости смотрят они ввысь.
Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь.
через 20 лет после эрмитажной картины. Библейская история такова. Он отвечал: вот я, сын мой. Для того, чтобы представить себе, как обильно украшены изображениями ангелов храмы в стиле бароккои рококо, достаточно посетить одну из славящихся своими интерьерами церквей Германии, например, Азамкирхе в Мюнхене (1733-35) или паломническую церковь в Бирнау на Боденском озере (1747-50). Фигуры ангелов (как правило из белого или раскрашенного алебастра) заполняют алтари, завершенияколонн, кафедры, карнизы, арки ангелы парят в вышине на имитирующем небесный свод потолке. Интерьер Азамкирхе (церкви Св. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Эти совершенные гармоничные создания неизменно вдохновлялиренессансных мастеров. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно.
Он вошел к Агари и она зачала. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра.
Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Вот здесь происходит явно какой-то поворот, появляется несколько новая интерпретация, более психологическая, что ли. Посланный ангел указал Аврааму на агнца, запутавшегося в кустах. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Присмотримся к фигуре Иакова. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается.
Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Здесь чувствуется влияние античной скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями» (ок.
Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Свой вариант прочтения этого сказания предложил Рембрандт. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. А правая – нежная, мягкая изящная. Героев теперь не четверо, а трое.
1645-1652 гг. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть.
Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.
Обворожительны ангелы Сандро Боттичелли – мечтательно-отрешенные, невесомые, гибкие. Чтобы проверить силу духа своего избранника, Господь многократно подвергал его испытаниям. -вопрошает прп. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.
Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков.
Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре и особенно на его руках и простирается на вернувшегося сына. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением».
Холст, масло. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем, сама предложила, чтобы её муж "вошёл" к Агари с намерением усыновить зачатое дитя.
Барокко. Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой.
Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Тем не менее, значительные произведения на ветхозаветные темы создают не только голландцы – Рембрандт и художники его школы, но уроженец католической Фландрии Рубенс, набожные испанцы – Мурильо, Рибера, Веласкес итальянец Караваджо. Ничего вечного не существует, гармонии нет, мир пребывает в постоянном становлении, человек не совершенен, не идеален, но зато как многогранен, как интересен. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь.
«Что ощутили бы вы, выслушав сие. Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс.
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, выброшенных на свалку общества отчуждающую картину этих обездоленныж нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу.
Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. 15: 13). История патриарха Авраама из ветхозаветной книги Бытия (гл.
Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Государственный Русский музей, СанктПетербург Зачисленный воспитанником в Академию Художеств (1758), Лосенко очень скоро сталпомощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Т. е. 175, 5 x 210, 5 см. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году.
Вот таким образом ангелы, которых мы видим в большинстве произведений евангельскойтематики, – это своего рода небесные «статисты», выполняющие очень важную, но все же вспомогательнуюроль. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца.
Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Ефрем Сирин. Это время Контрреформации, когда католическая церковь пыталась восстановить свой пошатнувшийся авторитет в Европе.
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 12-22) пользовалась широкой известностью в голландской живописи XVII века. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Но ангела увиделалишь ослица Валаама, которая, несмотря на то, что хозяин набросился на нее с побоями, свернула сдороги и упорно отказывалась двигаться дальше (отсюда выражение «валаамова ослица», которым, не совсем справедливо, награждают упрямцев).
Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн). Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному».
Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. Для головы Исаака он пользуется той же моделью, что и для «Иоанна Крестителя» (1520-е гг., Флоренция, галерея Питти). Марк Шагал.
Живопись этой картины отличается широкой, обобщенной, эскизной манерой, что особенно бросается в глаза в изображении поднятой руки и лица ангела с едва намеченными чертами. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание.
В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Кто не ужаснулся бы.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом.
божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Ренессанс заложил основу для грядущего торжества живописи: 17 век стал временем расцвета классической картины. И не случайно именно в 17 столетии художники чаще всего обращались к сюжетам Ветхого Завета, среди которых их неизменно привлекали сказания о патриархах.
Фрагмент. Эрота обычно представляли в виде шаловливого, часто обнаженного, младенца. Все должно было пойти прахом. Это маг и прорицатель Валаам история которого изложена в ветхозаветной книге «Числа» (22-24). Ввеликолепном «Рождестве» (ок. 1500) двадцать ангелов со всех сторон обрамляют основную сцену.
Умер Авраам в возрасте 175 лет и был погребён рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела. Слова ангела в развязке истории подтверждают, что благословение Бога, данное при заключении Завета, направлено к жизни, а не к смерти. 15:13). Экстаз Св. Или кто не стал бы прекословить.
Вокруг более спокойных центральных фигур возникает водоворот легкихпорывистых движений. На них устремлены глаза наблюдателей. 1477-1480.
как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. Непомука) – лучшее творение мюнхенских мастеров братьев К. Д. иЭ. Авраам. Но Иаков не отпустил противника, покане получил от него благословения: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль ибо ты боролся с Богоми человеков одолевать будешь» (Быт., 32:28). Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал.
Группа опрокидывается в её вершине. На них падает основной свет. «Аврам послушался слов Сары. Кто не пожелал бы лучше умереть, чем принять слово. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его.
агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Через князя Д. А. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет.
Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец.
Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Вот ударили по струнам лютнисты в композиции Пьеро делла Франческа «Рождество» (1470-е гг. ), нежно касается смычка крылатыйскрипач на фреске Мелоццо да Форли (1481), отрешенно смотрит в небо органист на картине СтефанаЛохнера «Мария в беседке из роз» (1430). Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына».
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. Играют с таким вдохновением, что мы словно слышим музыку.
Алтарь венчает скульптурная группа «Троица», по обе стороны от которой взметнуликрылья ангелы. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. Сикстинская мадонна.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Так в «Вознесении Марии» Эстебана Мурильо (1678) десятки клубящихся в кудрявых облакахпутти придают композиции излишнюю слащавость, а картина Рубенса «Мадонна в цветочном венке» (1620) так и кишит упитанными крылатыми голышами, которые заполняют почти весь холст. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. В Послании ап. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился.
И наконец, самый знаменитый ангельский оркестр мы видимв композиции «Прославление мадонны» Матиса Нитхардта (Маттиаса Грюненвальда). Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Посмотрите: Авраам в центре сидит. И уже здесь, во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени, возникает постоянно растущий вопрос: на что способен человек.
Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Да, он спешил. Авраам и три ангела.
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. Пытаясьпостичь тайну этой гармонии историки искусства не раз анализировали построение и колорит «Троицы» : повторяющийся в композиции мотив круга, чередование изогнутых и прямых линий, едва уловимую асимметрию, тонкие переклички цвета. Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. В самой Библии приводится несколько подобных примеров: моавитский царь Меша иудейские цари Ахаз, Манассия иерихонец Ахиил, а также пытавшийся принести в жертву Ионафана— Саул. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г.
Царь Моава пригласил Валаама, чтобы тот произнес ритуальное проклятье народуИзраиля. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ".
Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:212), который часто использовался художниками как возможность показать столкновение противоречивых страстей. Вьена (1763—1765) стала картина «Жертвоприношение Авраама». Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю. Одна из самых удивительных библейских историй – единоборство Иакова с Богом (или с ангелом. ). Ночью к Иакову явился Некто и боролся с ним до восхода.
Группа опрокидывается в её вершине. Обетование колену Авраама. – Вы сами отцы изнаете привязанность кдетям. Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. На картине Исаак предстает как прообраз добровольной крестной жертвы Спасителя.
Прп. Перед нами трое ангелов, стол с чашей, условный пейзаж. Его жена Сара и он сам были уже преклонного возраста, а детей в их семье так и не появилось.
Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. В другихкомпозициях ангелы подносят Иисусу символические дары, танцуют, музицируют, поют, держа в рукахсвитки с текстом славословия «Слава в вышних Богу». Мелоццо да Форли. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. И шли далее оба вместе. Обе картины созданы в один и тот же год.
Сравним его знаменитое полотно «Жертвоприношение Авраама» с работамиЛивенса и Караваджо, а также с эффектной картиной флорентийца Андреа дель Сарто. А отец при этом несгибаем. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова.
Какое убогое слово – изображает. ) мгновение между убийством и его отменой. Вслед за ним явилось «многочисленное воинствонебесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Пастухи поспешили в Вифлеем, чтобы своими глазами увидеть чудесного младенца (Лука, 2:8-16). Характерно трогательное «Рождество» нидерландского художника Гуго ван дер Гуса (1475).
– «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. Ещё мгновение – и свершится непоправимое. Усмотрит Бог агнца. Для многих отцов лишиться дитя все равно, что проститься со всякою надеждой на будущее.
А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. И вот, пожалуйста, ангел. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам.
Вы уже, наверное, догадались, чтотрогательные голенькие ангелы-младенцы, которых стали называть итальянским словом «путти», появилисьв европейском искусстве под влиянием изображений Эрота. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами.
В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основныепринципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном.
Ренессансные ангелы, так же как и люди той эпохи, – существа активные, творческие. Это – рука матери. Не то сАвраамом.
По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Волшебный рембрандтовский свет падает, как и у Караваджо, на руки и лицаАвраама и ангела. Конечно, здесь господствует любовь. Интересно проследить, как именно изображались ангелы в разные эпохи. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Здесь он все радикально переставил, все поменял.
Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Авраам стоит в центре изображения, слева от него находится сын Исаак на жертвеннике, связанный – это видно хорошо, так как руки у него за спиной, рука Авраама лежит на голове у сына, а справа от Авраама у его ног находится агнец. Это не сражение, а некая исполненная особого значения встреча. Самым популярными симпатичным среди них был Эрот (Купидон, Амур) – крылатый бог любви, сын Афродиты (Венеры) и еенеизменный спутник.
Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). И наконец, Рембрандт.
Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Лоренцо Бернини. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. И, наконец, мы видим поздний офорт Рембрандта, 1655 года, где до конца уже доходит философская мысль Рембрандта в интерпретации этого сюжета, где, с одной стороны, перед нами открывается какая-то новая богословская глубина, а с другой стороны, можно сказать, что эта картина уже не о вере, а о любви.
В рублёвской «Троице» нет отягощенного подробностями рассказа особытии, нет движения, нет действия, минимум деталей. Пальцы расположены близко друг ко другу. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Лосенко точно следует сказанному в Библии: композиция картины исполнена экспрессии. А агнец, который находился справа от Авраама, теперь перенесен тоже по левую сторону для него и в правую часть изображения для нас, смотрящих на это изображение. Рафаэль Санти. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
Что мы видим. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». «Звездный час» наступилдля ангелов в эпоху Возрождения. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых.
Отец обманул его, по сути дела. Там, где художник строго следует эрмитажным деталям (фигура Авраама и Исаака) их трактовка много проще, формы жестки, светотень не имеет богатой нюансировки. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Картина мастерски скомпонована. Идругие отцы теряли детей, но Господь по своей воле отзывал чад их.
Судьба Исаака была вложена вместе сножом вего руки. В мировом искусстве не так много произведений, способных оказать столь сильное воздействие на зрителя. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта.
Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Союз об этом Бог заключил с Авраамом еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания. В искусстве 20 века ангелы, хотя и не часто, но все же появляются на полотнах живописцев. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. 1960-66 гг.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Но вернемся к ветхозаветным патриархам. Разница между ангелом-вестником и ангелом- «статистом» ясно видна в произведениях на тему «Рождество». Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына.
«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял ссобою двоих из отроков своих иИсаака, сына своего наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, окотором сказал ему Бог» (Бытие 22:3). Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. В этой работе молодой художник предстает сложившимся мастером.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Онвооружен луком и стрелами, чтобы пронзать сердца влюбленных. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Терезы.
Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Но кому здесь более удивляться и изумляться. И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака».
«Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака).
Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. На картине «Борьба Иакова с ангелом» (1659) запечатлен как раз тот момент, когда ангел, увидев, что не одолевает Иакова, «коснулся составабедра его» (Быт., 32:25). С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой.
Кассель. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Вместе с Саррой он покинул родную страну.
Трудно сказать, что послужило толчком к этому событию, но вера его была сильна и непоколебима. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Исаак отчаянно кричит. В средневековой живописии скульптуре они почти неотличимы друг от друга.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что это были византийские, константинопольские мастера, которые работали по заказу сицилийских королей, норманнских, а есть ученые, которые считают, что там две группы художников работало – и константинопольские, приглашенные и местные сицилийские, так как на некоторых мозаиках есть надписи на вульгарной латыни, на некоторых – на греческом средневековом языке и по манере своей мозаики собора Монреале, а их там огромное количество, довольно заметно отличаются. Картинная галерея. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Клинок уже занесен над юношей. Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная.
Там он женился на Сарре. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует.
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс.
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне.
В своей картине он изображает (Боже. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Авраам получил повеление принести в жертву своего единственного сына Исаака. Оба смотрят на небо, словно вопрошая, за что им послано такое тяжкое испытание.
Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Самые знаменитые ангелочки – те, которыхнаписал Рафаэль в нижней части картины «Сикстинская мадонна» (1513-14). По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает.