«женщина перед зеркалом» (итал. Donna con uno specchio)— картина Тициана, написанная около 1515 года.
И вновь хозяин картины разорен и вновь полотно выставлено на аукционе. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Женщина в мехах прихорашивается перед зеркалом. Но я о другом.
На полотне изображена молодая богиня любви. Старуха всё ещё выбирает между любовью и замужеством, но, всматриваясь в зеркало понимает, что всё уже прошло.
В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Это – то, почему эта картина часто копировалось. И только в 1906 году картина перестала убивать: «Венеру с зеркалом» приобрели для Лондонской галереи, но демонстрировали картину недолго.
К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. Иначе говоря, сладко ничего не делать. Вскоре после этого он попал в страшную автомобильную аварию. Да и сам художник явно немало попотел над роскошными тканями, кружевами и украшениями бездействующей дамы.
Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Но не последний. Художник же на все расспросы отвечал таинственной улыбкой.
Однако черты его напоминают о том, что она была когда-то очень хороша.
Деву Марию Брейгель писал со своей кузины. О том, кто именно позировал художнику для этой картины, ничего не известно. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал. У итальянцев манера написания Венер более раскованная – они все позируют обнаженными в позах, обращенных к зрителю. Ее выражение имеет мало общего с тщеславием, общим блеском на изображениях женщин перед зеркалом и показывает незатронутое и рассветающее восхищение в ее собственных достоинствах, которые зритель, как и ее поклонник, вероятно, разделит.
Картина «подожгла» несколько домов и музеев. Место действия – старый королевский дворец Алькасар. Банкиры – чувствительный народ.
На самом деле никаких исторических подтверждений этой легенды не существует. Нестерпимые мигрени вскоре довели его до самоубийства. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. Читатели начали присылать в газету истории об аналогичных случаях. Та самая, на которой висели «Лилии».
И зритель, как бы «входя» в картину, видит Веласкеса, пишущего портрет королевской четы. На ней красивое платье и шёлковая шаль. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Картину же увезли из страны, но и там новых владельцев преследовали несчастья. На картине изображена, всего скорее испанка. Они полны страха перед вечностью.
Вскоре тот разорился. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане.
Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Отражение лица в зеркале толкуется как вызов времени. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Зато известно, что в домах, украшенных репродукциями этой картины, часто случаются пожары. Вскоре после этого, в 1958 году, в музее случился пожар. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. Один из служащих музея, в котором хранится «Крик», однажды уронил картину.
На полотне Бернардо Строцци «Старая кокетка» изображена дама, прожившая долгую жизнь. В трехметровом холсте Диего Веласкеса «Менины» (1656), превосходном групповом портрете, своеобразной жанровой сцене из жизни королевского двора: фигуры изображены почти в натуральную величину, зеркало играет чрезвычайно важную роль.
Необычна композиция картины. В это время в русском искусстве наблюдается расцвет модерна. Высокомерная публика. «Время – великий пожиратель всего сущего», – писал Леонардо да Винчи. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства.
Восстановленная «Венера», кажется, утратила свой злой нрав после этого происшествия. Художник использовал остроумный прием: в зеркале король и королева отражаются как тени. Борис Михайлович Кустодиев написал свою работу как раз в этом стиле: декоративное изображение различных элементов, обилие орнаментов, классические «ковровые фоны», скульптурная чёткость лиц и фигур, яркие и бросающиеся в глаза расцветки. Старая женщина не желает мириться с беспощадным временем, она бросает ему вызов. Темный силуэт на светлом фоне приковывает взгляд и, приняв во внимание отсекаемое выдвинутым вперед холстом пространство, можно отметить, что зрительный центр приходится вовсе не на инфанту Маргариту, а на эту фигуру в глубине холста. А вот картина если и улыбалась своим владельцам, то разве что зловеще.
Картина вновь не пострадала и ее новым владельцем стал французский коллекционер Отто Шмидц. Таким образом, главенство инфанты в картине становится по сути фиктивным. Судя по всему, это помогло. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии.
На следующую ночь все повторилось, только теперь дети стояли за дверью. Несчастья не обошли стороной и самого Крамского: спустя год после написания картины художник потерял двоих сыновей. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Стоящая рядом молодая служанка рассматривает дорогие меха.
На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». И ее же обвинили в том, что она «заразила» картину: в доме, в который попадало это полотно, переставали рождаться дети. Это лицо обтянуто обвисшей и морщинистой кожей. В огне погиб один из сотрудников музея. Сами «Лилии» не пострадали.
После этого редакция объявила акцию массового сожжения репродукций – для избавления от проклятья. Суфражистка Мери Ричардсон посчитала, что «проклятое полотно» нельзя демонстрировать в галерее, так как оно унижает достоинство женщин и изрезала картину ножом. Молодая служанка, бросив взгляд на зеркало, понимает, что время неумолимо. Но «Крик» затмил их все. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. На столике – шкатулка с драгоценностями. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. В зеркале отражается прекрасная рыжеватая шатенка с мягкими чертами лица, пухлыми губами и ясными сияющими глазами. Это дама и её отражение в зеркале. Это общее убеждение также отражено в современной историографии.
Её глаза, отраженные в зеркале, выглядят совсем иначе. Картина написана красочно и с преобладанием декоративных эффектов. Вскоре после этого несчастного стали мучить сильные головные боли. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление.
Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. При этом сами репродукции не горят.
Во всяком случае, новостей об огненных слезах плачущего мальчика с тех пор больше не было. Картина «Купчиха с зеркалом» по своему замыслу и настроению несколько схожа с другой картиной Кустодиева «Купчиха за чаем», которая была написана ранее – в 1918 году.
Картина является ностальгией художника по временам спокойствия изобилия и достатка. Увы, натурщица художника в жизни на деву Марию ничем не походила – несчастная женщина была бесплодна, а потому часто подвергалась избиениям со стороны мужа. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Картина сама по себе является загадкой: никто из современников Крамского так и не угадал, кого написал художник – женщина на картине всем казалась смутно знакомой, но никто не мог вспомнить, где же встречал «Неизвестную».
Интересно ещё и то, что реальный мир здесь раздваивается. Другой работник музея уронил картину во время смены экспозиции.
Обе картины «Купчиха за чаем» и «Купчиха с зеркалом» являются приятным воспоминанием самого художника о навсегда ушедшей эпохе, красивой жизни русского народа и, в частности, купеческого сословия. Новый хозяин картины владел богатыми складами в порту и его благосостоянию ничто не угрожало. Горделивая, дородная купчиха с румянцем на щеках представляет на обеих картинах некий символ женской красоты на Руси.
По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Вскоре от него ушла жена и брошенный муж поспешил избавиться от портрета. Диего Веласкес продолжает начатые Тицианом манипуляции с пространством. Героиня не собирается мириться с увяданием, она прихорашивается и пытается выглядеть, как много лет назад. В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось.
.