Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. О своём детстве он вспоминал так:«Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
В июне 1873 года его переводят в Лондонский филиал Goupil Cie. После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность ван Гога постоянно росла среди коллег искусствоведов, дилеров и коллекционеров13. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Вот «Berceuse» – рыбацкая нянька, которую, по рыбацким поверьям, часто видишь в ночи перед лодкой, в час непогоды, – она веселит тогда сказками.
За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. «Виновница» – 20-летняя Маргарита Гаше. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Здесь он посещает выставки в Салоне и Лувре. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
Он осознавал «ненормальность» своего образа жизни и долгое время надеялся обрести семью, как и все прочие люди. Поздние картины Ван Гога – арена столкновения именно этих двух красок. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»18. В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. На этом заканчивается его формальное образование. Я утрирую светлый тон его волос до степени оранжевого цвета.
Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Впоследствии она так и не вышла замуж. Винсент ван Гог родился в 11 часов утра 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Руководство церкви шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтеров и немедленно освобождает Винсента от миссионерской деятельности за то, что он «подрывает достоинство духовенства».
Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Вот портрет почтальона из Арля. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне.
Он почти не играл с другими детьми. Однако, по версии американцев, в Ван Гога стреляли двое местных подростков. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начинает разбираться в живописи и ценить ее., а дом должен был быть снаружи покрашен желтым, побелен изнутри белым, везде солнечно.
Если эта картина действительно предвещает самоубийство Винсента, то художник выстрелил в себя совсем не под влиянием неожиданно обострившейся болезни. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Но затем надежда его покинула и это, возможно, стало началом его болезни. В желтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало.
Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён вПариж. 6 июля, за три недели до смерти, Винсент съездил в Париж, чтобы увидеться с братом. Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия.
Но лишь однажды увидев Красные виноградники, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. По мнению Найфеха и Смита, художник в действительности просто не хотел сдавать мальчика, которого бы посадили. Но в этом была и его сила. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине вДордрехте. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы напленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи29 июля1890 года).
Тот жаловался на свою работу, нездоровье жены и сына и постоянные финансовые трудности. Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, нежели его техника, является колорит. Кризис мог быть связан с Тео. Очень скоро они расстались. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы.
Сам Ван Гог никак не объяснил мотивы своей попытки самоубийства. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу вгаагскийфилиал крупной художественно-торговой фирмыGoupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»).
Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Но друзья Маргариты утверждали, что она была влюблена в художника. Он не только любил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка.
Биографы Ван Гога опровергли версию о самоубийстве художникаГолландский художник Винсент Ван Гог мог умереть в результате несчастного случая, а не самоубийства, как считалось ранее. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Возможно, он считал, что мешает Тео и Ио так же, как ему самому мешают работать птицы. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решает стать священником. В 1888 ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры.
Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья – всего того, что в его разумении включалось в понятие жизнь. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми.
Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных вАрле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем вСен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и вОвер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Доминанта импрессионистической системы – цвет.
Его наброски пером – какие-то пульсограммы мира, графические символы мировой жизни. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) иВил (Виллемина Якоба, 16 марта1862). Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств вБрюсселе (1880—1881) иАнтверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Он выявляет характерное в человеке не только утрировкой рисунка, но и символикой красок. Впрочем, возможно и другое. А. С. Пушкина, Москва).
Дела у него идут все хуже и в мае 1875 он опять переводится в Париж. По данным биографов, художник и подростки общались, периодически они угощали Ван Гога выпивкой, но при этом биографы указывают на то, что молодые люди дразнили живописца, пытаясь вывести из себя. («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его братТеодорус Ван Гог (Тео).
Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль.
На этом заканчивается его формальное образование. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте.
Винсенту хорошо даются языки—французский, английский, немецкий. Здесь он посещал выставки вСалонеиЛувре. Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы. В Гааге художник попытался создать семью. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову.
Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. Его Рыбацкая нянька вся написана звучными лубочно-цветистыми колерами. А. С. Пушкина, Москва).
Там же он получал уроки рисования. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). А. С. Пушкина, Москва).
Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Под серно-желтым солнцем. На Рождество Винсент едет домой и родители уговаривают его не возвращаться в Англию. Но что в таком случае послужило причиной того срыва.
Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблялабсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.
Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку».
По Оверсюру ходили слухи об очередной любовной неудаче Винсента. Ах, мой милый, многие увидят в этом преувеличении карикатуру, но что мне до этого. В конце марта 1876 года его увольняют из фирмы Goupil Cie.
Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. После выхода из клиники «Сен-Поль» Ван Гог попытался вновь приспособиться к жизни в обществе, но прожил всего 70 дней.
В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)14. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. В результате в конце марта 1876г. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами.
Вероятно, когда произошел несчастный случай, подростки были пьяны. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в Гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого является его дядя Винсент («дядя Цент»). В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам).
Что же было на самом деле остается неизвестным. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва. В результате его попросили уехать. Она была свидетельством трагической смерти художника.
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Очень многие придерживаются именно этой теории. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях11. вся земля желтая.
Я не знаю ни одного из графиков современности, который обладал бы такой уверенностью линии, такой силой внушения, таким лаконизмом рисунка. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Он почти не играл с другими детьми. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Ходили даже слухи о том, что после смерти Винсента Маргарита впала в глубокую депрессию.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом.
Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством.
Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Но из всех красок-слов его больше всего чаровали две: желтая и синяя.
НаРождествоВинсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию.
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Там он получает необходимое обучение в качестве дилера. Там же он получал уроки рисования.
Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен. Каждая линия и мазок – выразители его личности. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881).
Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников15. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Они – как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния.
Что же было на самом деле, остается неизвестным. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). При этом он сказал однажды: «У меня нет желания быть мучеником. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». Кроме того, сомнение вызывает и то, что художник с раной в груди смог в одиночку пройти до гостиницы больше мили. Семья Ван Гог стремится не предавать огласке многие семейные тайны. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую и целые дни проводил на природе изображая пейзажи.