Ранние голландские натюрморты обрели свое лицо в Харлеме, где писали главным образом «завтраки» – небольшое число обыденных вещей, собранных на краю стола. Снять жанровый натюрморт со светом от окна на тему завтрак. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.
Он также выстраивал свои натюрморты вокруг центральной оси, а затем перешёл к более свободной композиции и изображению уже завершившихся завтраков36. Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела. Тематика натюрмортов обширна: это уже упомянутые цветочные натюрморты изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческой деятельности, музыкальные инструменты и др.
н. завтраки) отличаются скромным набором предметов, простотой композиции. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах.
Но, несмотря на многочисленные достоинства французских натюрмортов им, в отличие от произведений голландцев, свойственны умозрительность и отвлеченность от реальной действительности. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
Интересно композиционное решение этой картины. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы31. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время. Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т. п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники. Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т. п. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
На смятой скатерти – оловянная тарелка, четкая по форме, твердая по фактуре. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. Один из первых мастеров голландского натюрморта.
Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда создавали скромные завтраки с простым набором незамысловатых предметов. Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию.
К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. Это почти библейская и мифологическая живопись.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). «Завтрак» П. Класа (1646) изображает небольшое число предметов, связанных с повседневным бытом частного человека. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Да, нам всё хорошо видно, как будто мы стоим прямо у стола. Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. Обычные детали таких композиций – окорок, молочник со сливками, булочка на блестящем металлическом блюде, полуочищенный лимон с закручивающейся кожурой. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
В Мидделбурге, где жили эти мастера, работал и Иоганнес Гударт, прославившийся не только как натюрмортист, но и как известный энтомолог. Его натюрморты, обычно выдержанные в коричневатых, зелёных, серебристо-белых и золотистых тонах, отличаются тщательным воссозданием фактуры вещей, богатством красочных оттенков, мягкой светотеневой игрой (Натюрморт с селёдкой, 1636, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Завтрак, 1644, ГЭ). Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Работал в Харлеме. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах.
Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота.
Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Большой стол, накрытый льняной скатертью, занимает почти всю картину. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству изяществу и роскоши75. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк.
Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы – о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. Предметы имеют строго определенное место и значение. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер.
В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов». Французскому натюрморту свойственны такие качества, как декоративность изящество, легкость красок.
На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта – «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
1530 — ок. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Мало того, он считается одним из основателей знаменитой харлемской школы натюрморта. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
Его композиция очень проста и лаконична. На передке повозки — три яблока. Тем не менее многие русские художники, не писавшие натюрмортов, восхищались ими, глядя на полотна западных мастеров. Голландские художники существенно расширили круг затрагиваемых искусством тем непосредственное обращение к окружающей действительности стало главным фактором воздействия нового жанра на зрителя112. Подобные произведения выполняли и фламандские художники, в частности Д. Тенирс и А. Броуве, но картины голландцев более спокойны и созерцательны.
В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть». Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Именно он и показан на полотне.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Vanitas – это натюрморт, который наполовину смешан с символизмом и аллегорией. На столе лежит все купленное ею.
Не случайно позднее в голландском языке утвердился термин «stilleven» – неподвижная жизнь – для обозначения этого жанра живописи. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи.
Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом.
В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». Здесь царят ассоциации и философские рассуждения. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе.
В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Клас умел показать как сходство, так и различие вещей. Декоративные и яркие полотна с их эмалевой живописной поверхностью вызывали восторг публики. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Теперь обратим внимание на задний план.
Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции.
Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету. Скатерть сдвинута так, что видно деревянный стол. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус.
Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок».
Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Художник видит в неодушевленных предметах скрытую жизнь. Световые блики играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Питер Клас знаменит своими натюрмортами. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели.
Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Его натюрморты делятся на два вида: обычные (завтраки, банкеты, обеденные столы) и Ванитас (Vanitas).
На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Все предметы расставлены и разложены очень тщательно, сразу видно, что это не случайно. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Художник реалистично изображает этот предмет. Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Утонченностью и интимностью своих композиций Клас, как и Хеда создал новую концепцию натюрморта. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения.
Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Но есть здесь и исключения.
Система символов, сложившаяся в средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Справа в глубине изображена таверна. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира. Но порядок слегка нарушен: откатилась виноградина, косо поставлена восточная тарелка, расколот орех, недопито вино. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии.
Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. – Разнообразие текстур и фактур.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином.
Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи этого жанра в странах Европы. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Ненавязчиво выделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т. п. ) раскрывают органическую связь вещей с жизнью человека.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Это самое яркое пятно на картине.
Значительную роль играл Лейденский университет. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры.
Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства.
Клас Питер (Claesz), голландский художник. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта.
Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Вещи степенно, «по росту» расставлены на столе.
Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. О личности этого мастера ничего не известно.
Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Цель таких композиций — напомнить зрителю о бренности земного бытия, заставить задуматься о своем месте в жизни. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек.
Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Многие произведения анонимны. В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой».
А. С. Пушкина. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Таково полотно "Трубки и жаровня". Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас.
За частным в картинах Класа ощущаются законы мира, где «всё подобно и родственно всему». Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Произведений Блума сохранилось немного. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений.
За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. С 1617 года работал в Харлеме.
1493 — ок. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Большие книги лежат на столе и на полу. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Скатерть не закрывает весь стол полностью.
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
Как у артистов на сцене, здесь у каждого предмета своя роль и своё место. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Композиция обычно выстраивается вокруг единого центра, которым служит сосуд с вином либо самый яркий предмет сервировки— омар. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие.
Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Произведения Класа с изображением накрытых столов (т.
Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Современники рассказывали, что Петр остался очень доволен выполненным по его заказу портретом. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении.
Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Учился у Флориса ван Дейка. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт).
Стены жилища украшены пейзажами. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Он – основа для натюрморта, как земля для пейзажа.
Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен.
Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Отказ от них – один из способов спасти душу. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.
Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. «Завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.