В 1992 г. состоялась первая персональная выставка Юрия Дырина в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. Если вы не хотите, чтобы информация о физическом или юридическом лице именуемым Дырин Юрий Петрович и предположительно являющимся учредителем ООО "СЫРОДЕЛ", была доступной другим пользователям, пожалуйста, заполните заявку на удаление данных. В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. В самые последние годы творческие работы Юрия Дырина поражают всё большей сложностью композиций и раскрепощенностью в применении художественных приемов. Принцип множества ликов в одном образе стал появляться в иконографии Юрия Дырина.
Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. По этим словам Павла Флоренского можно считать Юрия Дырина действительно гением в своём необычном творчестве. Юрий Дырин непостижим и непостоянен, но в его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира.
Живопись Юрия Дырина подчеркивает понимание живописно-пластических мотивов. Основной категорией выразительности у Юрия Дырина остаётся фактура, только в последние годы всё мощнее становится цветопластика картин. Юрий Александрович Дырин – член Союза художников России, живописец, педагог, яркий представитель этнофутуристического направления в искусстве Мордовии. Используя нарочно преувеличенные народные мотивы с некоторой долей примитивного, Юрий Дырин раскрывает первоначальную близость искусства национальному, самобытному мироощущению. Юрий Дырин – уникальный творческий человек.
Художники Дырин Юрий, Миргород Игорь, Недбайло Николай. Картины Юрия Дырина – сказочные и волшебные – завораживают, заставляют любоваться собой древние народные орнаменты.
Но вопросы знакомы всем. Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов. Небесный пастырь летит под парусами, поддуваемыми солнечным лёгким ветром. В таких пространствах, как на полотнах «Лесная тропинка» и «Утренняя звезда», вся среда застывает в покорении мистическим текстурам, вот таким образом такие полотна склоняют зрителя к медитации – неторопливому долговременному созерцанию. Взяв это яйцо и положив его подмышку, человек может выносить Куйгорожа.
Построить подобный мир можно только человеку, находящемуся в состоянии единения с миром, счастливой гармонии со своим внутренним «Я». Волшебный эффект всегда производят картины зимних снов живописца. Очень часто героями работ становятся кузнецы, плотники, рыболовы, охотники, пильщики.
Он проявляет неискушенное желание жизни. Неизвестен облик этого персонажа, на кого он похож и способен ли разговаривать. Правда, ответы эти преподносятся иносказательно, метафорически («Цветы зимних снов», 1997 г., «Снежный лев», 1996 г. ). Мистика язычества с глубокими корнями в сознание этнических народов, архаический дух – можно назвать это увлечение тайнописью.
Эти доверчивые герои будто отражают аллегории человеческих чувств: удивлённое восхищение, оторопь, смятение. С. Д. Стихийная вольность креативного духа и мечта о вечной гармонии в мире провозглашается в картине Юрия Александровича «Небесный пастырь». В дом приносит деньги и сокровища. ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным. Различные роли жизни в гармонии – одноухий тигр-примиритель и благородный снежный лев, лесной мудрый кот и робкая лань – вовлекают зрителей в мир вымышленной реальности.
Переживание чуда отправляет зрителя в сказочный волшебный сон.
А вот полотно «Земля, небо, животные, омытые дождем» – наоборот безгранично энергичное произведение по своему существу и художественной пластике. Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. По сюжету картины, автор в виде небесного пастуха, увлеченного в небесную лазурь пробуждённым порывом ветра, уносится на романтической колеснице, запряженной коровами, которые еще пару мгновений назад паслись на земле. Уходит от хозяев к другим. К примеру, при просмотре таких картин как «Пришелец», «Атлантида» кажется, что образ завершается уже у вас на глазах, гипнотизируя сознание. Благодаря таланту живописца в картинах олицетворяется драгоценная обитель духа, наполненное восторгом моление об окружающей человека красоте. Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах.
Картина «Сотворение мира» (Новая планета) привлекает ритуальной интонацией образов. Много можно сказать о таланте создавать сны наяву Юрия Дырина. И можно с уверенностью сказать, что это творчество не для всех. Тут видна первозданная сила жизни, развитие духа творения. Сделать этого он не может и, сгорая со стыда. Любой образ живописца – заглядывание в тайну, провоцирующее на появление еще одной тайны. Молодого юношу стала привлекать охота на диких животных.
Раскрывшийся перед внутренними очами его мир наполнен божественной мудростью. Сверхчувственные образы картин имеют силу скрытого свидетельства о живущих в вечности неуловимых божественных энергиях, о настоящей красоте. Эрьзи. Проследить такие элементы можно в картинах «Утренняя звезда», «Мартовский месяц», «Вечерняя прогулка». Одни только краски, создающие удивительный колорит, уже знакомят с тайной.
Индивидуальность художников в своем видении прекрасного не только не мешает совместной работе, но и делает сотворчество членов союза особенным и интересным. Сущность данного фигурального образа – горячее стремление к воле и гармонии. Дар и энергичность Юрия Дырина позволяют ему безустанно работать и принимать участие не только в проектах группы «АРТома», но и в многочисленных индивидуальных выставках, а также республиканских, международных, всероссийских художественных показах работ. Несговорчивый упрямый конь («Набой лишме») Василия Ширманкина, коза, запряженная в сани («Истяяк эрси» – «И такое бывает») Романа Рябова – поражают своей реалистичностью и выразительностью. Это, по существу, программное творение живописца.
Вместе они работают над возрождением и сохранением этнических традиций эрзянской культуры. В них – страстный, самоотверженный призыв-просьба сберечь ценности духовные, не глядя на техногенное засилье современности (картины «Ковчег», 2002 г., «Охота на мамонта», 1999 г. ). Красочно-фактурные работы художник не ограничивает сжатым цветовым диапазоном. Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур.
Ф. В. Сычкова, учеба в котором было благополучно завершена в 1990 году. Художник подарил нам мир детства, волшебства, как красивую мечту и заветную тайну. Каждый знак имеет своё лирическое звучание и силу заклинания.
А вместе с собой уносит все деньги и все имущество. Куйгорож (или Куйгараш) в мифологии мокшанской и чувашской народностей – фантастическое существо, приносящее в дом сокровища. И всегда. Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах. Требуют от него сделать черные онучи белыми. К духовному принадлежат чувства автора, а физический находится под ним. Сила языческой выдумки и экстатичность ролей пленяет зрителя в полотнах Юрия Дырина.
А если охватить взглядом картину полностью, т. е. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. В июне 2010 года город Сестрорецк, что недалеко от Санкт-Петербурга, приглашал взглянуть на необычайные произведения резчиков, членов Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь». За обилием украшений и орнаментов Дырин в своих холстах скрывает посвящение для избранных. В произведениях живописца ярко прочитывается авторское «я», в них – вселенское чувство сопричастности явлениям мироздания и существующей земной действительности.
В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками. Охватить сферу глубоких смыслов – вот концепция собранных на выставке работ художника.
К примеру, в картине «Всадник», созданной под влиянием эмоций шикарного художественного стиля модерн, непостоянство цветового пульса вызывает удивительную судорожную красоту полотна. Одна из них – «Зимний сон» – экспонируется в Мордовском музее изобразительных искусств им. Поиски себя все-таки окончились поступлением в Саранское художественное училище им. Четкие фактуры удивительным образом сплавлены со знаковыми орнаментами в цикле «Архаический символизм».
Просто, в переломные периоды они становятся более актуальными: Кто мы есть. Здесь царит библейское пространство.
Скульптурные композиции современных Эрьмезей представляют юмористические сцены из жизни жителей села («Кильдизе» – «Запрягла» Юрия Титойкина) их занятия, ремёсла. Художник отыскивает знаки, отвечающие собственному характеру и художественной мысли. В художественной выставке «Моя Россия», через все произведения которой проходит лейтмотив любви, принял участие и известный художник-этнофутурист Республики Мордовия Юрий Александрович Дырин.
Ведь его работа и есть творение в великом, сакральном смысле этого слова. Известно лишь, что, прося у своего хозяина работы, он четко выполняет все порученное. Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака.
На его полотнах как будто сгустилась вечность, пробужденная памятью и чувством. Художественное творческое объединение «АРТома» (в переводе с мордовского – «красить») – союз трех саранских художников, работающих в направлении этнофутуризма. Начиная творить во время крушения одних идеалов и образования на их месте пустых «дыр», так как новые идеалы еще не родились, во времена, когда непреходящие ценности подменялись сиюминутными, художник старается уйти от этого несовершенства и создать свой собственный мир мечты и сказки, где нет вопросов, остающихся без ответа, даже если эти вопросы мучительны. В фантазии автора по ощущениям из детства возникает картина счастливого мира.