Сюбун считается основателем стиля суми-э, монохромной живописи тушью. Из 64 картин 4 картины были посвящены теме сумо, а остальные — кабуки. Гравюра 1850-1860 гг. Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. Изобразительным искусством начал заниматься после того, как увидел работы Хокусая. Хиросиге был учеником гравера Утагава Тоёхиро (1763-1828). Эпоха Эдо (1603–1868) характеризуется определяющей ролью интенсивно развивающихся городов, ставших центрами расцвета торговли, ремесел и искусств.
Позднее стала популярной пейзажная гравюра. Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений». Спустя столетие в начале 15 века будет создан целый ряд произведений в жанре «сигадзику» (свитки со стихами и живописью). То:сю:сай Сяраку. В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир.
Золотым веком укиё-э считается конец XVIII — начало XIX веков. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Первым и наиболее популярным стал жанр бидзинга («картины красавиц»). В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации.
Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг (Tang). Он активно работал до 1935 года. Но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен и его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви». Гравюры в стиле укиё-э – основной вид ксилографии в Японии. Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. Гравюру создавали художник, резчик и печатник.
Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Его известные циклы: «100 видов Эдо», «36 видов горы Фудзи», «53 станции Токайдо», «69 станций Кимокайдо», «100 известных видов Эдо». В Японии, которая отказывалась от своего прошлого он, практически в одиночку, сумел поднять искусство Укиё-э на новый уровень. Художники и-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены.
Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono).
Именно ему принадлежит заслуга развития метода цветной гравюры. Некоторые из них стали на путь освоения европейского искусства, другие японские художники (например, Курода Кийотэри (1866-1924), уехали учиться в Европу. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато).
Творчество Хокусаи получило мировое признание, его известность в других странах не сравнима с популярностью большинства азиатских художников, его работа «Большая волна в Канагаве» стала чем-то вроде визитной карточки японского изобразительного искусства на мировой художественной арене. Женские портреты выделены в отдельный жанр онна-э.
Этот стиль был изобретён городским населением, которое выбрало в качестве предмета изображения исключительно сцены из жизни купцов и ремесленников. (1860—1919), который и дал ему псевдоним Косон. Укиё-э («картинки плывущего мира») — один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX века пришёл в упадок. В это время им были созданы лучшие его пейзажные серии. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой.
Живопись укиё явилась непосредственным предшественником гравюры укиё. Вторая серия из 38 картин была написана в августе-сентябре. Примеры этого жанра включают в себя работы школы Нагасаки, а также работы школы Маруяма-Шиджо (Maruyama-Shijo), объединившей китайские и европейские влияния с традиционными японскими элементами. Третья важная тенденция периода Эдо – подъем жанра Бунджинга (Bunjinga иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga, Южная школа живописи).
н. э. ). Возникшая в XVIIвеке в среде набиравшего силу «третьего сословия» – горожан, ремесленников, торговцев – ксилография отражала их взгляды на искусство.
Используется также название шуймохуа (), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (), то есть «масляной живописи». Резчик изготовлял нужное число (до нескольких десятков) печатных форм, которые сочетались с заданным фоном или окраской. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называтьсяукие-э.
В 1899 году Косон переехал в Токио, где начал заниматься жанром укиё-э. Практиковались и многие старые школы, особенно периода Токугава. до н. э. – 300г. Сьюбокуга (Suibokuga), строгий одноцветный стиль живописи использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг (Sung) и Юань (Yuan) в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин "чинзо" (chinso) монахов Дзен.
И в этом аспекте можно сказать, что Сэссю оказал огромное влияние на японскую живопись. Из серии в жанре катё-га в 25 гравюр наиболее известен лист «Воробьи над покрытой снегом камелией».
О жизни Тосюсая Сяраку почти ничего не известно. "Осада дворца Санджо" (Siege of the Sanj Palace) – еще один знаменитый пример этого стиля. Художник Сотатсу (Statsu) развивал декоративный стиль живописи, воссоздавая сюжеты классической литературы используя блестяще раскрашенных персонажей и картины природы, противопоставленные фону из позолоты.
В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu). Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Центром этого жанра стал портовый город Нагасаки (Nagasaki), который, после введения сёгунатом Токугавы политики изоляции, стал единственным японским портом, получившим разрешение вести торговлю с иностранными государствами Нагасаки стал единственным путем проникновения китайских и европейских влияний на искусство в Японию. Считается, что "новый стиль" живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи того периода. К концу XIV века одноцветные изображения пейзажей (сансьюга, sansuiga) получили одобрение правящей семьи Ашикага (Ashikaga) и стали предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно отходя от китайских корней и приобретая японские особенности. Наиболее известные художники периода Муромачи – священники-художники Шубун (Shubun) и Сесшу (Sesshu). Тосюсай Сяраку (яп. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин (Byodo-in), храмеУджи (Uji) вКиото.
Цветная гравюра на дереве (1823-1831) из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»Одной из самых значительных работ Хокусая, в которой наиболее полно раскрылось своеобразие его творчества как художника-мыслителя, является серия «36 видов Фудзи». Художник учился живописи в технической школе префектуры Исикава с 1889 по 1898 год. Украшали этот «земной рай» беззаботные красавицы, законодательницы мод известность некоторых из них соперничала со славой знаменитых актеров театра Кабуки. «Манга» является выражением взглядов Хокусая на творчество, его философии, раскрывает секреты мастера она ценна не только как веха в жизни Хокусая, но и как важный источник информации о культуре и искусстве Японии эпохи позднего феодализма. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су (Sui) или позднего периода Шестнадцати королевств. Живопись в Японии всегда наглядно отражала основные тенденции культурной и общественной жизни страны. Кацусика Хокусай.
Этот термин достаточно сложен и многозначен. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Основоположником укиё-э считается японский художник и график Хисикава Моронобу Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. кайга.
В пропаганду правительства было вовлечено множество художников и критическими обзорами их работ дело не ограничивалось. После войны, в 1947 году была создана спонсируемая правительством Японская академия искусств (Japan Art Academy, Nihon Geijutsuin), включающая отделы как по нихонге, так и по йоге. Корин известен своим особым мастерством в изображении природы и работе с абстрактными цветными композициями. Японская живопись (яп. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Интерес к женским персонажам не случаен.
Появление гравюры на дереве было граничит с демократизацией культуры, поскольку гравюре свойственна тиражность, дешевизна и доступность. Наибольшую известность ему принёс жанр бидзинга, хотя начинал он с якуся-э. Спустя век, художник Корин (Korin) переработал стиль Сотатсу и создал великолепные картины в своем собственном стиле. Другой важный жанр, появившийся в период Азучи-Момояма, но достигший пика своего развития в начале периода Эдо – Намбан (Namban), который изображал экзотичных иностранцев и использовал экзотичный иностранный стиль изобразительного искусства. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай.
«Манга» (яп. начинается самостоятельная жизнь художника, довольно тяжёлая в материальном плане, но насыщенная искусством – он изучает разные школы живописи: школы Кано (пейзажи изображения птиц и животных, бытовые сценки они украшали рисунком двери раздвижных ширм) школа Сотацу (изображение повседневной жизни японцев и японские пейзажи на раздвижных дверях). Творческая судьба Хокусая необычна. Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.
Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы. Картина "Ловля сома на тыквенную семечку" (Catching a Catfish with a Gourd), написанная священником-художником Джосетсу (Josetsu), которая находится в храме Тайзо-ин (Taizo-in) в районе Миошин-Джи (Myoshin-ji) в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. Финансирование правительством выставок прекратилось, но появились частные выставки, такие как Ниттен (Nitten), которые были даже обширнее.
Все "учения" живописи Нью-Йорка и Парижа были приняты с широко раскрытыми объятиями. Работы Эйтоку отличаются элегантностью и уникальны по мастерству исполнения. Этот курс продолжили Леонард Фоуджита (Leonard Foujita) и Общество Ника, добавив элементы сюрреализма. Настроение японской живописи круто меняется.
Последняя серия картин включала 12 рисунков, написанных в феврале 1795 года, на которых были изображены борцы сумо и актёры. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. Японская живопись (яп. Расцвет специфической городской культуры и сопутствующих видов искусства определил основное направление развития японского искусства в XVII--XIX веках. Япония вошла в мировую систему капиталистических стран. Утагава Хиросигэ (, 1797—1858).
Эти огромные ширмы и настенные рисунки должны были украшать дома и дворцы военной знати. Сюжеты ранних работ основывались на реальных событиях, происходящих на улицах. В искусстве Японии этого периода возникают многочисленные школы и группировки. Позже их на своё усмотрение раскрашивал художник. кайга, «картина, рисунок»)— один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей.
После абстракционизма 1960-х, 1970-е застали возвращение к реализму под влиянием таких течений, как "оп" и "поп", которые воплотились в 1980-х в великолепных работах Шиохары Ушио (Shinohara Ushio). Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788 и др. ), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала сивара (альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов сивара», 1804). Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. Известно, что он создал от 20 до 25 тысяч сюжетов, в которые вошли 35-40 тысяч листов. Затем изготовлялись черно-белые оттиски, на них художник наносил необходимые цвета. По возвращении домой он создал цикл из 53 работ. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э).
Басё узнаваем, как и на изображенных тушью иллюстрациях к его дневнику «По тропинкам севера»: круглая лысая голова, большой нос, сосредоточенный грустный взгляд. Сохраняется даже портретное сходство. К ним относится и Сообшество Карандаша (Fusain Society, Fyuzankai), которое тяготело к постимпрессионизму, особенно фовизму.
Одной из важных групп художников была школа Тоса (Tosa), которая использовала традиции ямато-и и была известна, в основном, благодаря работам небольших масштабов и иллюстрациям к литературной классике в книгах или эмаки (emaki). В XVIIвеке формируется особое направление в искусстве, получившее название укиё-э. картины (образы) изменчивого мира) – направление в изобразительном искусстве Японии.
Вероятно, жил между 1763 и 1820 годами. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Работы художника хорошо продавались за рубежом, особенно в США. С именами Судзуки Харунобу и Утамаро Китагава связана также японская эротическая живопись. Некотопые художники уже преодолели это расстояние, подобно знаменитому живописцу Шиноде Токо (Shinoda Toko). В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни).
выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками.
Тогда многие художники жанра укиё-э изображали китайско-японскую и русско-японскую войны. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. Один из важнейших представителей раннего периода укиё-э. Уделял особое внимание актёрам кабуки и самому театру – это около 60 от всех произведений.
Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле или стиле ямато-э (живопись Ямато). Известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве. Этот период ознаменовался разделением изобразительного искусстваЯпонии на конкурирующие западные и традиционные стили. Западный стиль живописи (Йога, Yga) официально поддерживался правительством: подающих надежды молодых художников посылали учиться за границу иностранные художники нанимались, чтобы проводить занятия в японских школах. Однако после начальной популярности западного стиля, маятник качнулся в другую сторону и, ведомое критиком Окурой Какузо (Okakura Kakuzo) и преподавателем Эрнестом Феноллоса (Ernest Fenollosa), возродилось признание традиционных японских стилей. Она пролегала вдоль восточного берега Хонсю.
Предполагают, что они были созданы художником в четыре периода. – Хсен-цу (Hsien-tzu) в момент, когда он достиг просветления. В связи с этим профессия художника стала очень распространенной, причем уже в VII веке среди мастеров, занятых созданием картин, развивалась даже специализация: одни делали общий набросок рисунка, другие раскрашивали его, третьи обводили контуры. В творчестве Хокусая, помимо пейзажей, присутствуют также гравюры с изображениями мифических животных, например японского дракона.
Их издавали частным образом и для этого применяли особые краски и особую технику печати. При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као (Kao) легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит.
Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби»., годы жизни неизвестны) — японский художник-портретист периода Эдо. Первые годы у молодого художника дела идут неважно. Позднее, с периода Хэйан (794–1185), на гравюрах появились божества и исконно японского синтоистского пантеона, а также священные животные (черепаха, журавль, карп). Мастер гравюр укиё-э. В 1800 г., в возрасте 41 года, художник стал называть себя Гакэдзин Хокусай («Безумный живописью Хокусай»). Картину мира художник осмысляет через сознание значительности, особой ценности каждодневной жизни людей их труда и забот. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску продольного распила (для этого использовалась древесина вишни иногда груши или самшита), вырезал первую печатную форму. Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны.
Гохуа (кит. Сёгунский дом Асикага поддерживал учение Дзэн, в это время достигла расцвета «литература пяти монастырей» и из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага, вышло множество монахов-художников, начиная с Дзёсэцу, Сюбуна, Сэссю и других.
Период Мэйдзи Со второй половины XIX века было отмечено разделение искусства на конкурирующие европейский и традиционный стили. Именно на парных ширмах написаны Красные и белые цветы сливы -- самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658--1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. На художественную ценность укиё-э обратили внимание достаточно поздно, долгое время в Японии этот жанр почитался как «низкий». С постоянным развитием буддизма в Япониив направлениинового течения "Девственная земля" (Pure Land) в секте Джодо (Jodo) в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу (raigozu), который изображает Будду Амиду (Buddha Amida), встречающего души верующих в своем Западном Раю (Western Paradise).
Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. Например. Укиё-э (яп. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (otoko-e, мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). Японский исследователь Такаси Исикава, говоря о ма, отметил: «Художник через пустое пространство может выразить такие явления природы, как туман, дымка, облака, вода или дать намек на бесконечность мира».
Не менее интересно выглядят и другие работы мастера, такие как «Птицы и деревья четырех времен года», «Китайские львы», «Отшельники и фея» и многие другие. Слово э в термине укиё-э означает «картина». Живописный стиль династии Тан приобрел особую популярность в середине периода Нара. Часто одни и те же художники работали и в той и в другой технике. «Мангу» Хокусая нередко называют «энциклопедией японского народа». Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины. Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода.
Творческая активность приходится на 1793—1794 годы. «Пустота» такого рода рождает образы и идеи, которые иным образом появиться не могут. Там Охара познакомился с Судзуки Касоном (яп. )русск. Вскоре японские пейзажи стали одной из предпочтительных тем для изображения.
Ширма — вещь имеющая точное функциональное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта. Работы Камиля Писарро (Camille Pissarro), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Пьера Августа Ренуара (Pierre Auguste Renoir) повлияли на живопись в начале периода Тайшо. В период Тайшо европейские стили доминировали над традиционными.
Также Цукиока ситоси считается одним из главных инноваторов. Западные стиль живописи официально продвигался правительством. Перспективные молодые художники были посланы за границу для учебы, а иностранные художники приезжали в Японию, для разработки школьной программы по искусству. К пейзажам и воинам он обращался редко.
Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» — самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи. Ясный день». второе поколение художников Никонга образовало Академию японского изобразительного искусства (Japan Fine Arts Academy, Nihon Bijutsuin), чтобы составить конкуренцию финансируемому правительством Бантен и хотя они продолжали использовать традиции ямато-и использование западных способов изображения перспективы и западных представлений о пространстве и освещении постепенно уменьшало разницу между нихонгой и йогой.
«Цветение сливы красным и белым» – одна из самых известных работ Огата Корина, также известны его картины «Хризантемы», «Волны Мацусимы» и ряд других. Родился в семье красильщика шёлка. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве -- укиё-э. Эти события положили начало новому этапу в истории японского искусства, т. к. Раздвижная восьмипанельная ширма «Кипарис», расписанная Эйтоку Кано, – это настоящий шедевр и яркий пример размаха и мощи стиля Монояма. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии. Тохаку является основателем японской художественной школы Хасэгава.
В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни. Также известны работы в жанре бидзинга и портреты борцов сумо. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и (Yamato-e), в котором изображаются местности вокруг Киото. Возможно, следуя этой традиции, Кадзан Ватанабэ (1793–1841) на своем свитке «Весенний пейзаж» (шелк, тушь, подрисовка) изобразил поэта Басё, создателя трехстиший хокку (хайку). Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая.
В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Для продолжения работы в этом направлении, в 1931 году была сформирована Независимая ассоциация искусств (Independent Art Association, Dokuritsu Bijutsu Kyokai). Во время Второй мировой войны контроль и цензура со стороны правительства означали, что допускались только патриотические сюжеты.
Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи (Daigo-ji), храме на севере Киото (Kyoto). Эти серии поражают глубиной и богатством художественного видения Хокусаи – от широкого философского осмысления картины мира в серии «36 видов горы Фудзи» (1823-1829), показа эпического величия природы в серии «Мосты» (1823-1829), любования ее стихийной мощью в «Водопадах» (1827-1830) до тонкого лирического переживания природы в серии «Поэты Китая и Японии» (1830). внизу картины стоит красная подпись «Сикан», видимо, это имя художника, однако о его биографии ничего не известно.
А. Хиросиге. Работал под псевдонимом Андо Хиросигэ () и известен тонкой передачей природных мотивов и природных явлений. трад. Шубун, монах монастыря Шококу-джи (Shokoku-ji) в Киото, написал картину "Чтение в бамбуковой роще" (Reading in a Bamboo Grove), реалистичный пейзаж с глубоким удалением в пространстве.
В Японии было достаточно хорошо развито искусство настенной живописи, в 6 веке особенно популярны были изображения на тему философии буддизма. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей. Родился в семье ремесленника, начал рисовать в возрасте 6 лет. Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров.
Цукиока ситоси (1839—1892) — японский художник. Искусство эпохи Эдо (1615--1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан -- третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. В это время молодой мастер уже настолько развил свой талант, что ему стало тесно в рамках одной школы и после смерти учителя Хокусай покидает студию и изучает направления других школ: Кано, Сотацу (иначе — Коэцу), Римпа, Тоса. Первой работой, принесшей Хиросиге известность, была серия гравюр «53 станции Токайдо», напечатанная в 1834 г. Продолжая пейзажный жанр Хокусая, Хиросиге разрабатывает его по-своему. Токайдо была одной из пяти дорог, соединявших Эдо с другими частями Японии. Именно в Эдо (Токио), новой столице страны, началось становление нового направления в изобразительном искусстве – жанровой живописи, получившей название укиё-э («картины повседневной жизни»).
Например, декоративный натурализм школы римпа (rimpa), для которого характерны великолепные чистые цвета и подтеки краски, был отражен в работах многих художников после войны и в картинах Хикосаки Наоёши (Hikosaka Naoyoshi) в 1980-х. Затем осторожно вырезаются незакрашенные участки. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Она состояла из портретов актёров во весь рост. Реализм школы Маруямы Окио (Maruyama kyo) и каллиграфический и спонтанный Японский стиль также практиковались в восьмидесятых.
Не случайно ее так и назвали -- укиё-э (слово укиё означает в переводе темное, мирское, обиходное). В 1920 году художник представил свою первую гравюру известному японскому издателю Ватанабэ Шоцабуро (1885-1962), которй годами поддерживал деятелей «Новой гравюры» (Сын-Ханга). То же назначение сохранялось у них и в последующем периоде Эдо (Edo), когда сёгунат Токугава (Tokugawa) продолжил продвигать работы школы Кано как официально санкционированный вид изобразительного искусства для сёгуна, феодалов (daimyo) и императорского двора. Однако, в период Азучи-Момояма существовали и развивались художники и течения в живописи, не относящиеся к школе Кано они перенимали китайские тематикии применяли их с использованием японских традиций. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу. Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали.
Резчик изготавливал необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Ма может содержаться в спектакле театра Но или Кабуки, в архаических танцах и песнях – пауза во время действия встихотворении – тогда это цезура вживописи или гравюре – это незаполненные «пустые» части поверхности бумаги или шелка. Европейский стиль искусства активноподдерживалось властями, отвергая старые традиции. Кацусика Хокусай «Южный ветер. С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон (Shingon) и и Тендай (Tendai) в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу (Mandala). Поддерживаемый Окакурой и Феноллосой, стиль Нинонга (Nihonga) развивался под влиянием европейских движения периода до Рафаэля и европейского романтизма. Художники, работающие в стиле Йога, образовали Мейджи Биджусукаи (Meiji Bijutsukai, Общество изобразительного искусства Мейджи), чтобы проводить свои собственные выставки и вновь пробудить интерес к западной живописи. Гравюры третьего периода художник создал в конце 1794 года.
Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле или стиле кара-э. Последний произвёл революцию в укиё-э, впервые применив технику цветной печати. Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. До XIXвека японцы практически не знали печатного станка. В отличие от обычных гравюр суримоно не продавали в книжных лавках.
Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан — третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Он оставил после себя 142 картины, которые были выданы при содействии Цутаи Дзюдзабуро.
н. э. ). С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле. Японская гравюра в 1780-1790 гг. Работал под псевдонимом Андо Хиросигэ. Рано потерял отца и мать. Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э.
Авторству Сюбуна приписывались многие пейзажи, однако наиболее известной его работой традиционно считается «Читая в бамбуковой роще». Шедевры японской живописи этого периода оказали большое влияние на европейскую живопись. Немалая подготовка предшествует изготовлению гравюр. Японские художники в отличие от западных не создают иллюзию сплошной поверхности картины, а оставляют большие пространства незаполненными, называя этот прием ма – «промежуток», «пауза». В 1914 году Никакаи (Nikakai, Общество Второго Дивизиона) создали выставку в оппозицию финансируемой правительством выставке Бантен. На традиционную японскую живопись периода Тайшо лишь слегка повлияли соперничающие европейские движения, такие как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм. Занимателен тот факт, что к концу периода Тайшо начал возрождаться стиль Нихонга (Nihonga), перенявший некоторые черты постимпрессионизма. Процесс создания гравюры выглядел следующим образом.
Кано Эйтоку (Kano Eitoku) разработал способ изображения грандиозных пейзажей на скользящих дверях, огораживающих комнаты.
Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari) исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba) и религиозные записи. И вот, на этом этапе изготовлена печатная форма. Работая в книжной лавке, обучился грамоте. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках.
Этот жанр сохранял свою популярность вплоть до появления первых работ в стиле ямато-э. Утагава Куниёси (, 1798 — 1861). В буддийской живописи также появляются новые формы. Работал под множеством псевдонимов (не менее 30).
Во время данного периода в Японии грянуликолоссальные политические перемены. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге. Укиё-э (яп. Автор не менее чем 5400 гравюр. Сборник представлял собой дневник, куда мастер заносил всё виденное им в жизни в форме рисунков (не текстом). Картина Хасэгавы Тохаку «Сосны» получила мировую известность, также известны его работы «Клен», «Сосны и цветущие растения» и другие. Они больше ценились в Японии, чем в Китае.
Эпоху Муромати можно назвать периодом расцвета японской живописи тушью. Дед мастера, Кано Мотонобу, был придворным художником сегунов Асикага. На Моне и русского художника Билибина оказали большое влияние «53 станции дороги Токайдо», написанные после путешествия по восточно-приморской дороге, а также «100 видов Эдо».
Особенной известностью пользуются его работы, объединённые в сборнике «36 видов Фудзи»: в его картинах Фудзи впервые появляется как символ Японии. Если до 14 века главной темой живописи были портреты тиндзо, портреты патриархов, «цветы и птицы», то в 15 веке и в Японии стали рисовать классические китайские пейзажи сансуй в полном смысле этого слова. Не существовало даже четкого деления на мастеров живописи и гравюры.
Главными японскими живописцами этого периода были Ясуи Сотару (Yasui Sotaro) и Умехара Рязабуру (Umehara Ryuzaburo), которые привнесли в традиционные японские стили понятия чистой и абстрактной живописи, таким образом сделав японскую живопись более содержательной. В этот период в Японию после долгого пребывания в Европе вернулись многие художники (включая Аришиму Икуму (Arishima Ikuma), принеся с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма. Среди многих работ художника выделяются серии «Состязания модных красавиц из весёлых кварталов» изображающая Минами, один из «весёлых кварталов» на юге Эдо, «12 портретов южных красавиц», «10 видов чайных лавок». АвтопортретИзвестный японский художник укиё-э иллюстратор, гравёр. На фресках Хорюдзи изображены сцены из жизни Будды и других богов. Позднее Охара создал несколько гравюр изображающих военные действия (жанр «сэнсо-э») на тему русско-японской войны., картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии.
Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. Суримоно – это и искусство и игра и способ развлечений, часть быта горожан. Направление формирования этого вида живописи во многом определялось вкусами горожан. Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма известна уже с периода Нара (710–794).
Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Первоначально этот буддистский термин употреблялся в значении «бренный мир, юдоль печали». Важную роль в жизни городов играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости.
Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом. Хокусаи – величайший мастер жанра укие-э (японской ксилографии). Развил направление он уже на родине. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи – фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей.
Школа Кано (Kano) получила покровительство Оды Нобунаги (Oda Nobunaga), Тойотоми Хидеёши (Toyotomi Hideyoshi), Токугавы Иеясу (Tokugawa Ieyasu) и их последователей, её размер и престиж сильно выросли. Первую картину «Гора Фудзи в снегу», которая сейчас хранится в музее Сантори в Токио, он написал в десять лет.
Термин Гохуа (буквально, «живопись страны» или как сокращение от Чжунго хуа (), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (), то есть — западной («заморской») живописи. буквально «рисунки Хокусая») – одна из главнейших работ в творческом наследии художника, созданная им в зените славы. Пейзажи произвели сильное впечатление на художника и он сделал множество эскизов.
Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618--1694). История японской живописи прошла в своём развитии несколько этапов. Красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали индивидуальные черты, поскольку художникам важно было передать в создаваемом образе идеализированное представление о прекрасной женщине, отстраненное от обыденности реальной жизни (рис. 72).
Родился Киёнага в семье торговца книгами Сиракоя Исибэй. Живопись в традиционном стиле (нихонга) продолжала оставаться модной, обновляя техники изображения, при этом сохраняя свойственные им особенности. вступает в период расцвета.
После этого Охара работал исключительно в жанре катё-га — изображения птиц и цветов. Все шло к объединению Востока и Запада. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. Не случайно ее так и назвали — «укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское, обиходное»).
Особенную элегантность получила монохромная техника. Одна из значительных школ, появившихся в начале периода Эдо – школа Римпа (Rimpa), которая использовала классические сюжеты, но представляли их в смелом и ярком формате. Адаптировав влияние китайской живописи, Сэссю создал свой стиль живописи тушью, темой картин были реально существующие японские пейзажи, такие как «Вид Ама-но хасидатэ». Кроме того Сэссю оставил после себя множество учеников, среди которых Сюгэцу из провинции Сацума, Соэн (монах-художник из монастыря Энкакудзи в Камакура), каждый из которых вернулся на свою родину и работал там. Один из самых известных и популярных – Такаши Муроками (Takashi Murakami), вместе со своими коллегами по студии Каикаи Кики (Kaikai Kiki). Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения.
Художественная техника, сформировавшаяся под влиянием династии Тан, впоследствии легла в основу живописного жанра кара-э. Со временем ямато-э перебрался и на горизонтальные свитки эмакимоно. Тории Киёнобу (, 1664—1729). Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства., «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей., упр.
Скоро в моду вошла фотография — новый вид изображения событий. Примером такого сочетания является живопись на ширмах.