Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. За ними чудится призрак пустоты. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. В одной из ее глав в греческом переводе Ветхого Завета рассказывается, как два старейшины увидели благочестивую женщину во время купания и, угрожая обвинением в прелюбодеянии, стали добиваться ее любви.
Население 2, 1 млн. км, население 58, 1 млн человек (2007). В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
К 1630-м гг. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. 1594-1598). 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. Быстрота работы мастера поражала современников.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Вот таким образом мастер всячески старался подчеркнуть телесную красоту любимой, например оттенил ее белую нежную кожу, как часто делал, темной шубкой.
Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. человек (2004). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. галерея Медичи в Лувре). Однако все они поражают нас буйством красок, тончайшими переходами оттенков и чувственной радостью бытия – таковы «Союз Земли и Воды», «Похищение Ганимеда», «Туалет Венеры». Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Им тесно в пределах двухмерного пространства. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года, в Зигене, в Германии, в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Многие жители покидали разоренную войной страну.
1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Соответствует вавилонскому Таммузу. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр).
Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»).
Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Соперничество кончилось трагедией. 1594-1598). Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. С другой же, Италия была тесно связана в сознании Рубенса с античной мифологией и произведениями древнеримских поэтов, философов и историков.
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
1620, Эрмитаж). Оттиски также называют гравюрами. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок.
После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. («Камеристка», около 1625). В 1620-е гг.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ).
Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). С наслаждением писал местные пейзажи. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. В 1620-е гг. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. В ней художник достиг виртуозной манеры письма как в исключительном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков.
Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. КОНТИНЕНТЫ.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
Это одна из поздних работ Рубенса. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). и художником королей. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Антверпенский период. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии и, в том числе, таких мастеров живописи, как А. Ван-Дейк, Ф. Снейдерс и Я. Йорданс.
Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Возникли в 15-16 веках. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Рубенс и себя не раз писал в ней.
1750). Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Потеряв жену в 1626 году, Питер Рубенс увлекся дипломатическим поприщем и побывал в Италии и Испании, где открыл для себя Тициана. Он всегда доброжелательно высказывал им свое мнение, а иногда даже брал на себя труд подправить их картины. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). «Я решил снова жениться, – писал Рубенс другу, – так как не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке.
В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена. Рубенс вывел фламандскую художественную культуру на новые пути, став творцом актуального и живого, тесно связанного с современностью искусства. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.
К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Он также работал в портретном жанре, вдохновленный портретными традициями Нидерландов. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно.
Но Рубенс никогда не был педантом. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле – в области политики. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. 1630-1640, Музей истории искусств, Вена).
Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Темы картин Питера Рубенса разнообразны – это и античная мифология и библейские сюжеты. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. Художник скончался в 1640 году.
В них начисто отсутствует мистика. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.
Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). с мантуанскими друзьями», ок. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.
с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В 1620-е гг. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Однако в 1939 году власти города Антверпена приступили к реставрации всего здания и теперь туристы могут видеть его элегантный дом таким, каким он был при жизни Рубенса. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
его творчества. человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Его талант был сразу же замечен.
Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Луки — объединение антверпенских живописцев, получив, таким образом, право работать самостоятельно. Однако, заказов в Антверпене было мало. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598.
1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. А ведь оно только одно из многих. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Коллекционирование монет началось с 14 века. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. Площадь 301 тысяч кв. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Нумизматика как наука возникла в 18 веке. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью.
Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Казалось, ему было подвластно все. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. искусства). Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.
1606, музейВальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Художник любил работать с размахом, о чем говорят уже его первые монументальные композиции «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста».
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Усилия не пропорциональны цели. В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Он продолжает библейскую и античную тему («Вирсавия», «Три грации», «Вакх»), пишет множество патетических композиций для триумфальных арок и апофеозов, батальные сцены.
Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок.
Вследствие болезни он был практически парализован. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Характерные для барокко приподнятость, патетикаПатетический — страстный, взволнованный исполненный пафоса., бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
1638), одной из трех граций (ок. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Парис решил похитить Елену. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя).
Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Один из самых известных и любимых художников в Мире Питер Пауль Рубенс родился в июне 1577. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявилось в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ).
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч. СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ).
Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью.