Стиль вортицизм представляет собой смешение многих направлений модернистских течений в мире этого времени: футуризма, кубизма импрессионизма, урбанистических тенденций с негативным оттенком.
Название «вортицизм» для обозначения группы, данное ей Паундом, стало фигурировать после выхода в июне 1914 первого номера «Журнала великого английского вортекса» — «Бласт» («Взрыв»). Было ли это граничит с качеством самих произведений. Преклонение перед механическим движением, практикуемое итальянскими футуристами, вортицисты отклоняли как сентиментальный романтизм.
Цель вортицизма – выражение в звуке, слове, образе, цвете энергии индустриальной эпохи. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь – vortizto). Быстро утратил иллюзии по поводу «целительных» свойств войны и Льюис. На одной из них (5 мая 1914 в Галерее Доре на Бонд-стрит) он и другие антифутуристы (Т. Вортицизм это авангардное крыло в искусстве и литературе английского модернизма. Годье-Бржезка сравнивал свои абстрактные работы с поэзией Паунда.
2-й (и последний) номер журнала вышел в июле 1915. N. Y. ).
Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Стремление к "чистой форме" ощутимо в стихотворении Э. Паунда "Шахматная игра" ("Бласт". Для передачи «сущности» объекта, сцены, эмоции нужно, как считал Льюис, найти их «логику и математику» и передать их в «линиях и формах картины», в словесных «уравнениях» или «формулах» эмоций (правда, он был вынужден признать, что даже в самом абстрактном искусстве присутствует неизбежный изобразительный элемент). В., по его убеждению, отличался от имажизма большей энергетикой образов, а именно энергия – главное в искусстве: "Образ – это не понятие, представление (. ), это (. ) вортекс – водоворот, через который пропускаются идеи и в котором они вращаются".
Годье-Бржезка сравнивал свои абстрактные работы с поэзией Паунда. В "Бласте" напечатаны произведения примыкавших к В. Р. Уэст (рассказ в 1) и называвшего себя "дедушкой вортицистов" Форда Мэдокса Форда (вполне традиционный фрагмент романа "Хороший солдат" под назв. Название как зигзаг молнии пересекало его эпатажную красную обложку. 2) и в дальнейшем в его "Песнях" ("Cantos", 1917-1968), хотя, как иронически заметил У. Льюис, его пламенная пропаганда нового искусства не сопровождалась адекватными ей художественными экспериментами. Название пересекало его эпатажную красную обложку как зигзаг молнии.
Бомберг, Льюис. Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Вернувшись с войны, Льюис отошел от абстракционизма, стал более традиционным (об этом свидетельствовала его первая самостоятельная выставка «Пушки», галерея Гупил, февраль 1919), занялся критикой искусства. Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Однако война положила конец вортицизму как группе и направлению. В следующих залах галереи представлены живописные и графические работы входивших в группу «вортицистов» женщин: Джессики Дисмор, Хелены Сондерс и Доротеи Шекспир, жены Эзры Паунда.
Лишь в начале 1950-х годов английский художественный критик Херберт Рид в своем фундаментальном труде «Современное британское искусство» впервые отдал должное радикализму в искусстве Британии. В июле 1915 вышел второй (и последний) номер журнала. Вортицизма стремился преодолеть барьер между изобразительными и словесными искусствами. В результате возник интерес и к нему и к авангардным кругам. N. Y. ).
Каждый из них дал определение «вортексу» на страницах «Бласта». N. Y. ). Это вытесанная в камне великолепная «Иератическая голова Эзры Паунда» (1915) работа Анри Годье-Бжески.
Неуживчивый и раздражительный Льюис был представлен как лидер движения (как, впрочем и в книге Рида). Годье-Бржезку прозвали «первобытным Мессией». Вортицизм (от ит. No 2), а в дальнейшем в его «Песнях» (1917-68), хотя, как иронически заметил Льюис, его пламенная пропаганда нового искусства не сопровождалась адекватными ей художественными экспериментами. Вернувшись с войны, Льюис отошел от абстракционизма, стал более традиционным (об этом свидетельствовала его первая самостоятельная выставка "Пушки", Галерея Гупил, февраль 1919), занялся критикой искусства, однако продолжал мечтать об обществе, которое поддержало бы возрождение культуры "вортицистского" образца. Одна из основных мишеней вортицизма — викторианство, его мораль идеология, эстетика инерционное господство которых делало Англию «Сибирью сознания» (определение Льюиса). "Печальнейшая история" – в 1, поэзия – в 2).
Действительно ли вортицизм (от vortex – вихрь), это малоизвестное британское авангардное течение, просуществовавшее совсем недолго во втором десятилетии ХХ века, заслужил масштабную выставку «Вортицисты: Манифест современного мира», проводившуюся в лондонской галерее Тейт Бритэйн с 14 июня по 4 сентября 2011 года. Истинный неоклассицист, ориентированный на выявление прочных опор жизни, Льюис определял идею «вортекса» как неподвижный центр в сердцевине суетной жизни, «великую неподвижную точку, где концентрируется вся энергия. Другая мишень — импрессионизм (французский и английский) как искусство мимесиса.
Художники, работающие в данном направлении, в первую очередь стремились показать «натуральность» изображаемого объекта, создать эффект его присутствия. Льюис называл Паунда «Троцким от литературы», «революционным простофилей», Элиота—«псевдоистом». В отличие от футуризма В. не отвергал прошлого, он основывался на синтезе культур и времён, уделяя особое внимание примитивному и восточному, в частности китайскому искусству.
В 1919 он опубликовал памфлет "Замысел калифа: Архитекторы. Действительно, резкие, сталкивающиеся формы его «Толпы», написанной годом позже, производят впечатление сошествия в некий механистический, урбанизированный ад. Художники направления объединились с членами Кемден-Таунской группа (Лондон). водоворот воронки») работы теоретика итальянского футуризма, художника Умберто Боччини (1882-1916), заявившего, что акт художественного творчества совершается лишь в состоянии эмоционального водоворота, вихря. Вортицизм как художественное течение угасло ко времени окончания Первоймировойвойны. Деятельность группы прекратилась с началом 1-й мировой войны.
Инициаторы и теоретики В. – писатель и художник Уиндем Льюис (его считают основоположником абстракционизма в Великобритании) и американский поэт Эзра Паунд, давший название В. Иногда идеологом В. именуют Т. Э. Хьюма: с "вортицистами" его объединяет признание необходимости отказаться от наивной романтической веры в природу и создавать абстрактные геометрические формы, выражающие обнажённую суть явлений. И хотя многие из его картин не уцелели – в том числе масштабное девятифутовое полотно «Карнавал» и проект оформления лондонского богемного клуба-кабаре «Подвал Золотого Тельца», завсегдатаями которого были радикальные художники и интеллектуалы, – выставка хоть и намеком, но все же позволяет составить о них впечатление через многочисленные эскизы и графические наброски.
Кроме того издаваемый «вортицистами» журнал BLAST. Первый шаг к организационному оформлению вортицизма — уход Льюиса и группы художников (Ф. Этчеллс, К. Хэмилтон, Ч. Невинсон, Э. Уодсворт) из «рукодельных» (по определению Льюиса) «Мастерских Омега» Фрая, продолжавших традицию У. Морриса. Такое видение человечества если не апокалиптично, то по крайней мере депрессивно и весьма далеко отстоит от идей футуризма с его воспеванием машин. Напоследок он написал Фраю закольцованное письмо с многочисленными подписями без начала и конца, обвиняя того в непорядочном поведении (автор представленного на выставке письма до такой степени пылал негодованием – вполне законным, – что трудно не рассмеяться). Паунд просил молодого скульптора изобразить его «мужественным» и двадцатидвухлетний Годье-Бжеска истолковал его пожелание несколько буквально.
В "Бласте" (1915. Where is Your Vortex. Активность итальянских футуристов в Лондоне в 1912-1913 (выставки, выступления Маринетти, в частности в "Клубе поэтов" Т. Э. Хьюма) побудила Льюиса и Паунда к изданию журнала, чтобы, собрав вокруг себя единомышленников – литераторов и художников, выразить в нём свой взгляд на современное искусство. К созданному ими в 1913 Авангардистскому центру искусств (Rebel Art Centre) присоединился Паунд, отошедший от имажизма, после того, как его возглавила поэтесса Эми Лоуэлл. В марте 1915 состоялась выставка вортицистов в галерее Доре.
Вортицизм как художественное течение угасло ко времени окончания Первой мировой войны. В манифесте вортицистов говорилось, что современного художника вдохновляют «разные виды машин, механизмов, фабрик, новые и просторные здания, мосты» (Wyndham Lewis on Art Ed. И там, в этом центре, находится вортицист". ВОРТИЦИЗМ (VORTICISM) – название группы художников и литераторов, представлявших авангардистское течение английского модернизма.
Поначалу его путали с футуризмом. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь – vortizto). И там, в этом центре, находится вортицист» (Hunt V. I have this to say. " (прежде опубликованный им в виде статей в журн. Обнажение такого конечного, предельного, неподвижного центра жизненных потоков и перекрестка художественных периодов, «точки максимальной энергии» и есть акт творения (Blast). Название его вортицистской пьесы «Враг звезд» (Бласт.
В дальнейшем «уроки» вортицизма, эстетическая память о нем присутствует в творчестве Льюиса, Паунда, Элиота. Вортицизм началось с первого выпуска журнала Blast, который содержит среди других материалов двух агрессивных манифесты (из двух) Льюис взрывных работ то, что, по его мнению, effeteness британского искусства и культуры и провозгласив эстетической Vorticist: новый Vortex погружается в сердце настоящего «мы производим новой жизни абстракции». Печатный орган – журнал «Взрыв» («Blast», 1914-1915 вышло 2 номера).
На смену мотивам реализма пришло нечто необычное в изобразительном искусстве. В поэзии и прозе стиль вортицизм основан на обрывистых, резких ритмах и параллельных конструкциях, соответствовавших, как считали вортицисты, машинному веку. Первая мировая война принесла Вортицизм к концу, хотя в 1920 году Льюис сделал краткое попытка возродить его с группой X. В широком толковании термин «веризм» означает расположение творческого мышления к наиболее полному и реальному отражению действительности, улавливая подлинность каждой минуты. Принципы этого жанра были сформированы в основном под влиянием французского натурализма. Прежде всего, следует сказать, что многие произведения группы «вортицистов» не пережили Первую мировую войну и, следовательно, ключевых работ, по которым можно серьезно судить об этом течении, сохранилось крайне мало.
Энергия, порождаемая рычагами, рукоятками, моторами, предполагала новый язык, новые формы. Подтвердила это и выставка «Вортицисты: Манифест современного мира».
После того как один из «блумсберийцев», художественный критик Роджер Фрай, утаил от них заказ для проводимой газетой DailyMail выставки «Идеальный дом», Льюис воспользовался этим предлогом, чтобы порвать с его группой, с которой у него было мало общего. " ("The Caliphs Design: Architects. По их мнению, в духе современности чувствовался особый ритм, рождённый ураганом перемен. «Эпилептическая риторика» — так назвал Льюис лекции Ф. Т. Маринетти в Лондоне. Вортицисты полагали, что война завершит то, что они начали, — сметет «остатки» викторианской культуры.
см. Мир Льюиса предстает суровым, грубым, закрытым и бесчеловечным. W. Michel. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь – vortizto).
В. стремился преодолеть барьер между изобразительным и словесным искусствами. Печатным органом этого художественного направления, просуществовавшего 2 года, был выпускавшийся Льюисом журнал «Blast», выходивший дважды, в июле 1914 и в июле 1915 года. Сыграл важную роль в процессе развития абстрактного искусства в Англии. На одной из них (5 мая 1914 в галерее Доре на Бонд Стрит) он вместе с другими антифутуристами (Хьюмом, A. ГодьеБржезка, Э. Уодсвортом) устроил Маринетти обструкцию. Р. 33) из Франции с фронта, написанные перед его гибелью. («Шквал»), замеченный в авангардных кругах благодаря своему экспериментальному дизайну и загадочным текстам, приближающимся, скорее, к конкретной поэзии, перестал выходить после двух номеров из-за отсутствия денег.
водоворот воронки") работы теоретика итальянского футуризма художника Умберто Боччини (1882-1916), убеждённого в том, что акт художественного творчества совершается в состоянии эмоционального водоворота, вихря (в Лондоне экспонировалась его художественная серия "Состояния сознания"). Большое влияние на формирование вортицизма оказал итальянский футуризм. Серия черно-белых литографий (1913) – иллюстрации к «Тимону Афинскому» Шекспира – показывает, насколько динамичным, радикальным и мощным было творчество Льюиса в этот период и насколько оно отличалось от элегантного лиризма, яркого колорита, пастельных тонов и органических форм в живописи и графике «блумсберийской» группы. Футуризм принципиально не годился «умеренным авангардистам» — вортицистам, сочетавшим свой авангардизм с неоклассицизмом, то есть не желавшим отказываться от «традиции» искавшим стабильность в «водовороте» перемен. Итальянский футурист Умберто Боччони сказал: «любое творчество рождается из вихря чувств», что и дало название этому направлению. В. был задуман его создателями как альтернатива европейскому авангардизму.
В 1914 на фронте оказался Годье-Бржезка, в 1915 — Льюис. Но прежде будущие «вортицисты» работали бок о бок с художниками этой группы в мастерской «Омега», где разрабатывали дизайн мебели для состоятельных клиентов. Вортицисты не отрицали того, что индустриальные пейзажи ужасны, но были убеждены, что «вортекс» способен поглотить это уродство, взорвать, преобразить его в прекрасные изобразительные формы. В качестве источников понятия "вор-текс" (вихрь, водоворот) называют досокра-товское учение о четырёх элементах, возникших в процессе водоворотного движения стихотворение У. Блейка "Милтон" ("Всё втянуто в свой водоворот") книгу физика Аллена Апворда "Новое слово" (1908) о водоворотном, спиралевидном движении планет в космосе раннее стихотворение Э. Паунда "Плотин" (". "Атенеум"), где изложил притчу о "сильном правителе", создающем условия, необходимые для обновления культуры (так Льюис начинает связывать идею процветания искусства с сильной властью).
Их единственная выставка группы было проведено в Лондоне в следующем году. Паунд был идейным вдохновителем течения. В отличие от футуризма, претендовавшего на «мировое господство», вортицизм ставил перед собой цели национального масштаба. Испытав на себе поначалу влияние футуризма, вортицисты быстро от него отмежевались. Вортицизм.
На поставленный вопрос можно дать несколько ответов. Вортицизм как художественное движение угасло после завершения 1 вселенской борьбы. Течение близко по своему содержанию к футуризму и это неслучайно. «Эта война—великое лекарство»—трагически ироничные слова Годье-Бржезки в его послании в «Бласт» (No 2. Инициаторы и теоретики вортицизма — писатель и художник Уиндем Льюис (1882-1957), считающийся основоположником абстракционизма в Великобритании и американский поэт Паунд, сыгравший важнейшую роль в истории английского авангардизма начала 20 века.
Угловатость и динамика, несмотря на схожесть с футуризмом, определяют вортицизм. Такое отношение к нему действительно во многом превалировало на протяжении всего ХХ века, в том числе среди самих британцев и, несомненно, влияло на многих интеллектуалов, готовых искать передовое искусство и передовые идеи не у себя на родине, а на континенте. Как это объяснить.
Печатным органом данной художественной направленности, которая продолжалась около 2 лет, был издававшийся Льюисом журнал «Blast», выходивший два раза, в июле 1914 и в июле 1915 года. В 1910 году в Лондон приезжает Ф. Т. Маринетти и выступает с лекциями о футуризме в женском Лицеум-клубе (Lyceum Club for Women), а в 1912 году лондонская галерея Саквилл становится вторым местом, где расположилась большая футуристическая передвижная выставка. Эти же идеи прослеживались и в музыке и в литературе. Вортицизм (живопись, скульптура), как и футуризм – динамичный стиль, полный движения, резких, угловатых линий. Изначально, в 1913 году, группа задумывалась как «Кубистический арт-центр» (сменив вскоре свое название на «Мятежный арт-центр») и противопоставляла себя другому лондонскому объединению авангардистов – группе «Блумсбери». Хотя Шекспир была талантливым колористом – в ее «Композиции с синим и черным» (1914 – 1915) проявляется искусный баланс цвета и формы, – в целом эти работы нельзя счесть особо выдающимися (тем более, что речь идет о небольших работах на бумаге).
Ядро группы вортицизм — Льюис, Паунд и французский скульптор Анри ГодьеБржезка, с 1910 живший в Англии (в 1914 погиб на фронте). Стремление к «чистой форме» ощутимо в стихотворении Паунда «Шахматная игра» («Бласт». "Вортицисты", объединенные эстетико-философской общностью, тем не менее всегда оставались союзом независимых индивидуалистов, склонных иронично-сатирически оценивать друг друга: Паунд характеризовал В. в целом как "вырви-глаз" (имея в виду прежде всего живопись). Vorticist картина сочетает в себе кубизма фрагментации реальности с резкими границами изображения от машины и городской среды, создание высокоэффективных выражения чувства Вортицисты динамизм современного мира.
Объединенные эстетико-философской общностью, вортицисты тем не менее всегда оставались союзом независимых индивидуалистов, склонных иронико-сатирически оценивать друг друга: Паунд характеризовал вортицизм в целом как «вырвиглаз». В поэзии и прозе стиль В. основан на обрывистых, резких ритмах и параллельных конструкциях, соответствовавших как считали "вортицисты", машинному веку. Э. Хьюм, А. Годье-Бржезка, Э. Уодсворт) устроили Маринетти обструкцию.
Основной отличительной чертой течения можно считать процесс движения. Его «Буровая машина» (1913 – 1915) придает экспозиции эффектное начало (хотя на самом деле это реконструкция, поскольку оригинал не сохранился). ВОРТИЦИЗМ (английский – vorticism, от латинского vortex – вихрь, водоворот), направление в английской литературе и искусстве, близкое авангардизму. Мотивы «вортекса» Льюис использовал в своих работах уже в 1912, в частности в выставленных на Второй пост-импрессионистской выставке в Лондоне (организованной Р. Фраем) иллюстрациях к трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский» (1608), где геометрические изображенные фрагментарно, как будто после взрыва, фигуры закованных в латы людей увлечены, движением в центр «вортекса» — водоворота, а также в картине «Творение» изображающей предельно стилизованные фигуры мужчины и женщины, охваченные вихрево-водоворотным танцем. Паунд в своей рубрике «Вортекс» писал о единстве эстетики авангардизма, будь то литература, живопись, скульптура, музыка: главное — существование некой изначальной энергии и формы, воплощаемой затем в звуке, слове, образе, цвете. Попытка Льюиса и Уодсворта в 1919 возродить вортицизм как «Группу X» оказалась тщетной, она распалась после первой же выставки. Из художественных произведений удалось собрать лишь те, которые были показаны на двух выставках, проведенных «вортицистами» в краткий период их деятельности: первая состоялась в лондонской галерее Доре (1915), вторая в нью-йоркском Пенгвин-клубе (1917).
Название группы вошло в обиход в июне 1914 после выхода 1-го номера "Журнала Великого Английского Вортекса" – "Бласт" ("Blast: The Review of the Great English Vortex"). Свои работы представители вортицизма рассматривали как свой спор с современной индустриальной цивилизацией, в которой человек чувствует себя пленённым огромными городами и массовыми продукционными производствами. Визуально идея «вортекса» воплощена в работах Льюиса, выставленных в 1912 году на Второй постимпрессионистской выставке в Лондоне (в том числе в иллюстрациях к трагедии У. Шекспира «Тимон Афинский», где фрагментарно изображены фигуры закованных в латы людей, движущихся в центр по вихревым спиралевидным линиям). Учитывая, что в дальнейшем члены этой группы характеризовались в политическом плане как активные крайне правые (собственно, протофашисты) интересно – и даже любопытно – отметить ту решительную поддержку, которую они оказывали своим участницам-женщинам. Следует также напомнить, что один из самых талантливых представителей этого течения, рано проявивший себя французский скульптор Анри Годье-Бжеска, погиб на фронте буквально за несколько дней до открытия первой выставки. Среди источников английского понятия называют досократовское учение о четырех элементах, возникших в процесс водоворотного движения книгу У. Блейка «Милтон» («Все втянуто в свой водоворот») книгу физика Аллена Апворда «Новое слово» (1908) — о водоворотном, спиралевидном движении планет в космосе раннее стихотворение Эзры Паунда (1885-1972) «Плотин» («. "Вортици-сты" действительно пережили увлечение футуризмом, но быстро от него отмежевались.
Паунд был сознательным вдохновителем движения. Где ваш вор-текс. Активность итальянских футуристов в Лондоне в 1912-13 (выставки, выступления их лидера Маринетти) побудила Льюиса и Паунда начать издание журнала, чтобы выразить в нем свой взгляд на современное искусство, продемонстрировать, что это такое на практике и собрать вокруг себя единомышленников — литераторов и художников-авангардистов.
.