Он с увлечением читает предисловие Мопассана к «Пьеру и Жану», где автор отстаивает «право художника преувеличивать», чтобы выразить себя. Интерес к проблеме колорита, экспрессии мазка определяют поиск новой манеры. Он работает в садах, работает на берегу канала, где снова пишет мост де лАнглуа, мотив, к которому он все время возвращается (Сохранилось пять полотен, два рисунка и одна акварель на эту тему).
Где Гоген. Сады цветут, Винсент чувствует себя в ударе — «надо ковать железо, пока горячо» и к тому же «не вечно же я буду как одержимый писать сады». В пейзаже «Кукурузное поле» предстает характерно арлеанская колористическая комбинация, где вариация синих тонов усиливается целой гаммой желтых, сгущающихся до оранжево-коричневых. Художник работал цветом, бесстрашно утрируя его. Ни мистраль, ни палящая жара не могут оторвать его от мольберта.
Но на беду Винсента, местным жителям не нравятся его картины, они считают, что «это одна только мазня». Уж не напомнил ли ему Тео историю с Син. Зимой 1890 года Ван Гог пишет в Арле картину "Цветущие ветки миндаля".
Это не в счет, – пишет он. 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера в приступе мучившей его душевной болезни и был похоронен в небольшом городке Овере на реке Уазе (провинция Иль-де-Франс), где провел последний период своей недолгой жизни. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Следовательно, куй железо, пока горячо Что до моих пейзажей, то мне все больше кажется, что самые лучшие из них – те, которые я писал особенно быстро». Правда, Винсент снова оказался без гроша.
Сам образ отсылает нас к веткам цветущей японской сакуры. В Париже он написал как копии с гравюр японских художников, так и подражания им. Новая идеология Ван Гога накладывала отпечаток на все его картины, в частности, портреты. Умер он, как было сказано ранее, в бедности, не зная, что в будущем его картины будут стоить по 33 миллиона долларов («Звездная ночь»).
Винсент только этого и ждал. Ван Гог же всецело посвятил себя живописи. Японизм – (от франц. Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта фигуру, стоящую на переднем плане полотна асимметричное построение картины экстремально углублённые вдаль диагонали «зарешеченность» картины при помощи деревьев и пр. Окно – зеленое. Именно в этом успокоительном образе Винсент хочет предстать в- глазах брата и в своих собственных. Возбуждение минувших недель спадает – он вновь ощущает физическую немощь.
Но вот, несмотря на суровую погоду, зацвел миндаль. Прованс казался живописцу «по своей радостной мере красок страной столь же прекрасной, как Япония» и он жалел о том, что не попал туда в молодости. Он уверен в успехе.
Его техника меняется, размеры картин увеличиваются, Винсент старается подчеркнуть главное, сознательно пренебрегая обыденным. Попутно он признается, что сидит без гроша. Если я доживу до преклонных лет, я стану вроде папаши Танги. Ведь если Гоген поселится в Арле, они оба вкусят наконец «чувство семейного очага», которое внесет покой в их души, в душу Винсента, «привычным, успокоительным обликом окружающих предметов».
Сразу же по получении твоего письма мне пришлось израсходовать почти все деньги на краски и холст и мне бы очень хотелось, чтобы ты по возможности прислал мне в ближайшие дни еще немного денег (Как правило, Тео посылал ему 150 франков ежемесячно). Цвет заменяет ему все прочие средства пластического выражения. Нечего удивляться, что простые и наивные сельские жители презирают их и подсмеиваются над ними. Он с нетерпением ждет весны, когда сможет как бы заново родиться к жизни. Художник изобразил добродушного торговца на фоне стены, увешанной японскими гравюрами. И тут же поспешно разъясняет Тео: «Их не было в палитре голландцев Мариса, Мауве и Исраэлса, но зато они были у Делакруа».
Под влиянием тоски и усталости у него вырываются горестные слова: Не подумай, что я вижу будущее в мрачном свете, но я вижу впереди бесконечные трудности и иногда начинаю опасаться, как бы они не одолели меня. Винсент вступил теперь на непроторенные тропы искусства. Начался спор. И тогда злосчастный Фонвьей стал бы для них настоящей сокровищницей. На нем Винсент облачил бывшую возлюбленную в пышный итальянский наряд и окружил рамкой из ярких штрихов, цвета которых перекликаются с узором на юбке героини. Винсента лихорадит, у него плохой аппетит. Во второй половине XIX века в Европе возникла мода на все японское.
Он, как кузнечик, упивается солнцем. Он сомневается, стоит ли ему ехать в Арль. Подождем еще немного, чтобы убедиться окончательно. «Мне кажется, — признается Винсент, — что ночь живее и богаче по цвету, чем день».
В 1872 году он начинает вести активную переписку со своим младшим братом Тео. Они умеют оживить черное платье розовым пятном или сочетать в одежде белое, желтое и розовое, а не то синее с желтым, да так, что с точки зрения художественной лучшего и пожелать нельзя.
В традиции классической голландской тональной пейзажной живописи исполнены немногочисленные марины и пейзажи этого времени с изображением стройных тополей и вётел по краям дорог, морского побережья. Сохранив все лучшее, версия 2. 0 делает акцент на ключевых работах великого голландца. Он с упоением читает «Тартарена из Тараскона» — книга Доде помогает ему понять и полюбить Прованс, хотя упорно не желающий таять снег и холода все еще скрывают от Винсента его подлинное лицо. Как всегда, у него неполадки с желудком и вдобавок разболелись зубы. Его полотна напоминают страницы, наспех выхваченные из интимного дневника.
Винсент пожимает плечами: сами они пишут весьма посредственные вещи и к тому же, на взгляд Винсента, напряженно ищущего глубинную правду жизни и Мак-Найт и Бош ведут себя в Фонвьейе самым нелепым образом. Однако ещё и до ван Гога импрессионисты искали в японской цветной гравюре необходимые средства изображения. Попутно он признается, что «сидит без гроша». В живописи он ищет утешения от житейских неудач и невзгод. Винсент пишет «необозримые, зеленые и желтые поля», колосящиеся нивы, ферму и стога сена Он постоянно вспоминает Сезанна, который сумел «так точно передать суровость природы Прованса».
А. С. Пушкина, Москва) и он до самой смерти оставался полностью на содержании Тео. И вот в один прекрасный день земля расцветает. Начинаешь видеть людей, которые вот прямо сейчас сидят, как попало, за аккуратными рядами столиков.
Страна восходящего солнца при всем своем экзотизме очень быстро стала популярным лейтмотивом в творчестве европейцев. Женщина исчезла. Об этом не может быть и речи.
И вот в один прекрасный день земля расцветает. Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. О пасторской деятельности умершего отца напоминает «Натюрморт с раскрытой Библией» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога). – Иногда я так отчетливо сознаю, чего я хочу.
Чтобы дать выход своей страсти, Винсенту приходится все время покупать холст и краски. Полотно предназначалось в подарок младшему брату Тео в связи с рождением у него сына. Глядя на этот автопортрет (В настоящее время портрет находится в Фогг мьюзеум оф арт в Кембридже (США), Винсент лжет, отчаянно обманывая самого себя. Кроме гравюр он приобретал альбомы, шкатулки и разные безделушки.
Затем в 1851 году Жан-Пьер Фальре опубликовал статью о «циклическом помешательстве» (la folie circulaire), выявив, как тяжелая депрессия сменяется маниакальным возбуждением, что стало первым в истории случаем постановки диагноза «биполярное расстройство». Звездой выразить надежду. Он, «как кузнечик», упивается солнцем. И в этом автопортрете художник предстает отверженным, но не сломленным, каким он и хотел запомнится потомкам.
Выразительная мимика лица, уверенного или полного тревоги, тонкие вариации аксессуаров, цветовые контрасты немногих цветов (синего, желтого, коричневого) в написании фигуры и фонов рождают образ человека сложного эмоционального склада ищущего и находящего в своей душе отклик на волнующие его явления. Тео обещал ему содействие. «Нет более удачного и более быстрого пути к улучшению качества своей работы, чем начать писать фигуры». В своих письмах художник неоднократно обращался к теме работы над «Спальней», которая послужила одним из ярких примеров использования цвета как психологического фактора. Тео уже не раз ссужал Гогена деньгами в обмен на его картины. «Милый брат, ты уже знаешь, что я чувствую себя, как будто я в Японии Я только и делаю, что твержу тебе это, — добавляет он, — а между тем я еще толком не видел здешнего великолепия».
Но он тщетно хитрит. В развернутых плечах и руке, крепко держащей кисть и палитру, чувствуется внутренняя сила.
Он их настолько не скрывал, настолько ясно представлял себе, как обманчиво внешнее сходство и как чужда его натуре провансальская земля, что то и дело вспоминал о Сезанне и его пейзажах (он вдруг начал сожалеть, что видел слишком мало его картин). Любовь, чувства – это теперь никого не волнует. Это отражает духовные искания художника, которые отличали его творчество от искусства жизнерадостных импрессионистов.
Да и для рисунков уйма сюжетов. Созданная специально к Году Ван Гога, обновленная версия выставки «Ван Гог. Зиму 1887 года Винсент проводит по большей части за маниакальным копированием.
Отправляясь в Арль, Винсент писал брату Тео и Полю Гогену (еще одному ценителю «примитивного» искусства), что едет в Японию. Не забыл он и о Гогене. Тело как бы мстит ему за то, что он потребовал от него такого нечеловеческого напряжения.
«Сеятель» – квинтэссенция колористических исканий художника, в которых живописное пространство складывается из цветов, эмоционально эквивалентных чувствам. И, смиряясь с судьбой, Винсент добавляет: Хоть мы с тобой знаем, что жизнь, отданная искусству, не есть подлинная жизнь, она кажется мне настолько полной жизни, что было бы неблагодарностью не довольствоваться ею. В этой картине он отходит от своей обычной техники и наполняет ее необычайной легкостью и невесомостью. Цвет поглощает все внимание Винсента.
Впрочем, Мак-Найт несимпатичен Винсенту, он считает его слишком вульгарным. Увлечение японским искусством. Серии цветной графики Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) были образцом для серийных работ Сезанна и Моне. Я видел здесь женщин, не уступающих по красоте моделям Гойи и Веласкеса. С приходом в жизнь Винсента японской гравюры он начинает обращаться к новым сюжетам. Благодаря тому, что южный город был занесен снегом, Винсент не почувствовал резкой перемены обстановки.
Поначалу художник верил, что сумеет вернуть деньги. Мощная диагональ дерева, осеняющего человека, над головой которого пылает огромное «апокалиптическое» солнце-нимб, обозначает, как в японской гравюре, передний план. Под этим предлогом хозяин и решил содрать с него побольше. Но некоторые все-таки, наверно, могут». «Что тебе сказать, — чтобы охватить все, нужна целая школа художников, которые работали бы сообща, в одном и том же краю, дополняя друг друга, как старые голландские мастера, портретисты, жанристы, пейзажисты, анималисты, мастера натюрморта » Винсент идет от травинки к бескрайнему горизонту, от бесконечно великого к бесконечно малому, выражая, пытаясь выразить мир во всей его космической цельности, открывая в природе головокружительные перспективы. Первые картины, посланные им в Париж, навлекли на него критические нападки.
Но оба художника обходят молчанием картины Винсента. Винсент пишет подряд три холста с подсолнухами. Пользуясь терпением своей модели, он по два, по три, по четыре раза переписывает портрет Он едва не уговорил позировать женщину «Это была великолепная модель, взгляд, как на картинах Делакруа и весь облик оригинально примитивный». Дальнейшая жизнь художника во Франции и его творчество подразделяются на парижский (март 1886 — февраль 1888), арльский (февраль 1888 — май 1889) и овернский (май 1889 — июль 1890) периоды, в каждый из которых Ван Гог создавал яркие, самобытные произведения. Ван Гог копировал несколько ее гравюр изучая их композиционные приемы и структуру. Его вновь охватывает «грустное ощущение, что находишься вне настоящей жизни, то есть что лучше создавать живую плоть, чем творить в цвете и глине иначе говоря, лучше делать детей, чем картины».
Сначала художник чертил на листе бумаги сетку из квадратов и поверх нее перерисовывал изображение с гравюры. Работая как одержимый, он счастлив. Любовь, чувства — это теперь никого не волнует.
Сколько чисто голландской любви к домашнему очагу вложил он в устройство этого жилища. В 1853 году в международной торговле появились японские товары. Бош нравится Винсенту больше у него «лицо как бритва, зеленые глаза и при этом он не лишен благородства». Работая как одержимый, он счастлив. Винсент вновь начал писать красками, но он недоволен результатами своей работы, теперь он и в самом деле почувствовал себя в чужеродной обстановке. Считается, что в этот период палитра ван Гога стала светлой, землистого оттенка краски заменили чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов. Он сделал внушение хозяину, который не имел права задерживать чемодан жильца, но, поскольку Винсент пил хорошее вино, судья увеличил счет до 55 франков.
Я не ведал бы страха, если бы не эти проклятые болезни, – жалуется он. Все подробности своего переселения Винсент пространно излагал в письмах к Тео. Вдохновитель художника – выдающийся мастер цветной ксилографии, крупнейший представитель направления укиё-э, разработавший тип камерного, проникнутого тонким лирическим чувством пейзажа. «Работаешь, сам того не замечая» напряжение Винсента так велико, что он как бы отрешается от самого себя. У Винсента зуб на зуб не попадает от холода, но все-таки он неутомимо бродит по окрестностям, чтобы составить о них хоть некоторое представление.
Чтобы дать выход своей страсти, Винсенту приходится все время покупать холст и краски. Если бы ему удалось сократить расходы. Я качу на всех парах, точно живопишущий паровоз, – рассказывает Винсент. А у Ван Гога левый угол всегда чуть опущен – вроде бы горизонталь, а не совсем.
Между тем Арль все больше нравится Ван Гогу.
А вокруг, куда ни бросишь взгляд, все просится на картину. Рулену Винсент часто изливает душу, вдобавок этот «бородач с широким лицом, очень похожий на Сократа», согласился позировать художнику. Замедлить темп работы.
Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм. Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта фигуру, стоящую на переднем плане полотна асимметричное построение картины экстремально углублённые вдаль диагонали «зарешёченность» картины при помощи деревьев и пр. Все подробности своего переселения Винсент пространно излагал в письмах к Тео.
Сохранилось не так уж много «японских картин» Ван Гога, в их числе «Куртизанка», созданная под вдохновением от литографии знаменитого мастера ксилографии Кацусики Хокусая. Пламень души — сиянием закатного солнца». Главный корпус был спроектирован ведущим голландским архитектором Герритом Ритвельдом — одним из создателей стиля неопластицизм, участником авангардной для 1920-х группы «Стайл». Я работаю как одержимый, – с восторгом сообщает он. Женщина исчезла. Между тем Арль все больше нравится Ван Гогу.
А вокруг, куда ни бросишь взгляд, все просится на картину. Именно в этот трагический момент его жизни было написано полотно «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Лондон, Картинная галерея Института Курто). Руководство этим союзом, по его мнению, должен был взять на себя Поль Гоген и Ван Гог постоянно ждал его приезда в Арль. Пока я писал, траву скосили и вместо задуманной мной картины получился только этюд, но что за мотив, а. Желтое море с грядой лиловых ирисов и в глубине кокетливый городок с хорошенькими женщинами. » И в заключение добавляет: «Променять городок на поляну с желтыми и лиловыми цветами, представляешь себе, это просто как будто воплощение японской мечты».
Ван Гог изобразил цветущий сливовый сад, поставив в центр композиции массивный ствол отдельного дерева. Винсент предлагал договориться по-хорошему. Он не чувствует своего тела, он в таком состоянии, когда физические ощущения просто исчезают. Он настаивает на этом сходстве. Победа почти предрешена, – пишет он.
«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя использовать». Рисунки, сделанные в Провансе, полны экспрессии и эмоционально наполнены. Винсенту ясно, что необходимо обосноваться в Провансе надолго. Все его силы сосредоточены в глазах и в руке, которая водит кистью. Это сооружение стало его последним творением.
Будь у Винсента деньги, он устроил бы в Арле пристанище, «где могли бы подкрепиться на подножном корму бедные изнуренные парижские клячи» иначе говоря его и Тео друзья — художники «Черт побери, — негодует Винсент, — когда мы наконец увидим поколение художников-здоровяков. » Его собственное здоровье по-прежнему оставляет желать лучшего. Серии цветной графики Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) были образцом для серийных работ Сезанна и Моне.
Однако ещё и до ван Гога импрессионисты искали в японской цветной гравюре необходимые средства изображения. Но он тщетно хитрит. «Все сочтут, что я работаю чересчур быстро. Это было тем досадней для Винсента, что он с самого своего приезда в Арль заметил, что, «хотя здешние жители совершеннейшие невежды в смысле живописи вообще, в жизни и в отношении собственной внешности у них гораздо больше художественного вкуса, чем у северян.
За свою недолгую творческую жизнь он создал более 2000 произведений искусства, включая 930 картин, 1100 рисунков и эскизов. Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми. Он все чаще работает на пленэре. Не верь этому. Но Винсент всегда и всюду наталкивался на непонимание. Винсент купил две кровати, два стула и «необходимые мелочи».
Не беда. Гоген не торопится принять его приглашение. По его собственному признанию, замыслы картин так и кишат в его голове. Его отец был пастором, потому сын пошел по его стопам и первое время (1878-1879) работал проповедником в Бельгии, где познал тяготы жизни шахтеров и проникся симпатией к бедным людям с нелегкой судьбой. Во второй половине XIX века в Европе возникла мода на все японское. Художник страстно желал писать человеческую фигуру. Мастер обращается к традиционной для живописного автопортрета композиции, представляя себя – художника перед мольбертом.
Но что делать. Вечерами, когда Винсент вырывается наконец из «горнила созидания», когда он спускается с вершин, на которых познал счастливое могущество творца, земля колеблется у него под ногами. Всю свою коллекцию он оставил в Париже у Тео, утверждая, что теперь смотрит на мир «японскими глазами» и гравюры ему больше не нужны.
Он все чаще работает на пленэре. Поток впечатлений каждую минуту захлестывает Винсента. Винсент родился 30 марта в 1853 году при деревушке Грот-Зюнгерт (Голландия).
Благодаря влиянию импрессионистов живопись Ван Гога приобретает больше ярких красок. В серии натюрмортов «Подсолнухи» (1888—1889, в разных европейских музеях) он обретает символическое звучание. То и дело его тянет схватиться за кисть. Эти едва раскрывшиеся бутоны обрели для него тот же символический смысл, что и ветка цветущей вишни для каждого японца, они означали наступление весны, радостного обновления мира.
Стоит ему отложить кисти и к сердцу подступает горечь. и это привело его в страшнейшее смятение и отчаяние. Люди – это корень всего, – постоянно твердит он.
Так или иначе, Винсент не преминул пожаловаться: «Мастерская слишком на виду, так что вряд ли найдется добрая женская душа, которая ею прельстится, а стало быть, никакое юбочное увлечение не перерастет в более прочную связь». Собираясь рассчитаться по последнему счету, Винсент снова обнаружил, что его надувают. как нельзя одновременно быть полюсом и экватором, – вполне логично рассуждает он. А. С.
Винсент нисколько не преувеличивает. «Это будет симфония синего и желтого». В юности он работал в известной арт-дилерской компании «Гупиль», в которой позже служил до конца жизни его младший брат Теодорус Ван Гог (Тео). Но оба художника обходят молчанием картины Винсента. Его собственное здоровье по-прежнему оставляет желать лучшего.
«Жизнь надо искать в цвете подлинный рисунок есть моделирование цветом», – писал он. Такую же страстную хвалу он воссылает в эти дни и ночному небу. Только успеют ли воспользоваться ею художники, увидят ли они более безмятежную жизнь. Он строит планы размеренной гигиенической жизни: «Умывание холодной водой, простая здоровая пища, теплая одежда, удобная постель и никаких историй». Несколькими месяцами позже Ван Гог напишет автопортрет в образе японского монаха.
Художника пленили яркие, солнечные, сияющие краски юга. Центральную часть в его творчестве на все оставшиеся годы жизни займет природа. Не несет в себе предчувствия близкой трагедии и портрет Доктора Поля Гаше (1890, Париж, Музей Орсэ). Ах, дорогой мой брат.
В мае 1886 года журнал Paris Illustr выпустил номер, посвященный японскому искусству, обложку которого украсила гравюра «Куртизанка». Но что делать. В его коллекции было несколько работ этого художника.
В 17 веке Теофил Боне объединил эти понятия в описании состояния, которое назвал «manico-melancolicus». Но хозяин ничего не желал слушать и отказался выдать Винсенту его чемодан.
Быть вдохновенным художником. Чередование ярких картин, написанных маслом, прежде всего портретов и пейзажей и картин в черно-белом фотореалистичном стиле позволяет переключаться между событиями расследования и прошлым художника. Термины «мания» и «меланхолия» известны с античности, хотя Аристотель не только не признавал меланхолию болезнью, но считал, что она вдохновляет великих художников его эпохи. В одном из своих писем он говорил, что «все его произведения основаны на японском искусстве» и называл импрессионистов «французскими японцами». — пишет он в первых числах сентября. — Иногда я так отчетливо сознаю, чего я хочу. Сохранилось не так уж много «японских картин» Ван Гога, в их числе «Куртизанка», созданная под вдохновением от литографии знаменитого мастера ксилографии Кацусики Хокусая.
Ты прав, каюсь, но, по правде говоря, мое самолюбие тешит мысль, что я произведу на Гогена некоторое впечатление своими картинами и вот таким образом мне хочется до его приезда, пока я один, работать как можно больше. По мнению исследователей, слово «импрессионист» Ван Гог употреблял в значении «непризнанный», «отвергнутый». Только натюрморт с кофейником может выдержать сравнение с ней.
Под этим предлогом хозяин и решил содрать с него побольше. На портрете "Агостина Сегатори в кафе "Тамбурин" можно видеть едва различимые японские гравюры у нее за спиной. Например, его «Куртизанка», скорее всего, является репродукцией одной из гравюр Утагава Йоситора. В 1887 году в кафе "Тамбурин", знаменитом среди парижской богемы, Ван Гог организует выставку гравюр укиё-э.
Обуздать свой творческий порыв. Не этого ждал Винсент от солнца. Меня это захватывает настолько, что я даю себе волю, не думая ни о каких правилах». И впрямь этр было красивое зрелище.
Винсенту ясно, что необходимо обосноваться в Провансе надолго. Его упрекают в том, что он недостаточно соблюдает валеры. Я начал его портрет и сразу же вслед за первым – второй. Гоген не торопится принять его приглашение.
«Меня снедает непрерывная жажда работы», — свидетельствует он. А стало быть, Гоген вот-вот приедет (Гоген – Эмилю Шуффенекеру: Ван Гог (Тео) взял у меня на триста франков керамики. Влияние японской живописи заметно в резких контурах и расположении веток. Безмятежные, залитые солнцем поля Арля стали для живописца символом утраченного рая, который он так стремился обрести.
«Надеюсь, что скоро смогу за него взяться», — пишет он брату. Человеческое лицо, признается он, «по существу, единственный предмет в искусстве, который до глубины души волнует меня и больше всего другого дает мне ощущение бесконечности». А стало быть, Гоген вот-вот приедет. Наследница сделала все возможное, чтобы привлечь внимание публики к работам Ван Гога инициировала ряд выставок и вскоре начала публиковать его письма в журналах, справедливо считая, что они будут лучшим свидетельством о мастере и его искусстве. Художник словно и не позирует, а просто показывает себя таким, каков он есть.
Таинственная культура Востока и раньше притягивала европейцев, но теперь, после реставрации монархии в Стране восходящего солнца и прекращения культурной изоляции, в Старый Свет хлынул поток «восточных диковин». Природа полна в нем просветленного чувства покоя. У художника появляются излюбленные цветовые сочетания. И «уголок сада с плакучей ивой, трава, подстриженные шарами кедровые деревья, заросли олеандров». Но, несмотря ни на что, Винсент тоскует о «настоящей жизни». Экспозиционное крыло, спроектированное Кисё Курокавой, открылось в 1999. Они включены в картину как ключевые кадры или фрагменты, неспешно приходящие в движение.
Собираясь рассчитаться по последнему счету, Винсент снова обнаружил, что его надувают. Он счастлив, он пишет холст за холстом, неустанно возвращаясь к одному и тому же мотиву. «Нельзя одновременно работать над валером и цветом как нельзя одновременно быть полюсом и экватором», — вполне логично рассуждает он.
Мне кажется, – признается Винсент, – что ночь живее и богаче по цвету, чем день. Я только тогда и чувствую, что живу, когда работаю без передышки. Выразить мысль, скрытую под выпуклостью лба, светлым тоном на темном фоне. Не в этом счастье и настоящая жизнь не в этом, но что поделаешь.
Зато он уже не так одинок – в начале марта он обзавелся приятелем. Зато преступление взбудоражило весь город. У Винсента зуб на зуб не попадает от холода, но все-таки он неутомимо бродит по окрестностям, чтобы составить о них хоть некоторое представление.
Винсент доволен. О произошедшей в Арле трагической ссоре и последовавшем за ней разрыве между Ван Гогом и Полем Гогеном повествуют полотна «Кресло Гогена» (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) и «Стул и трубка» (1888—1889, Лондон, Национальная галерея). Хотя грани их творчества все же различаются. Его патетика усиливается, прорывается пронзительными нотами. Не обманчивый внешний облик, а конструкция предмета привлекает его внимание.
«Ведь я, по сути дела, рабочий». Ван Гог – один из самых популярных художников в мире. Ван Гог писал сестре: «Я себе все время представляю, что здесь я в Японии, что мне нужно просто держать глаза хорошо открытыми и что нужно только и писать то, что из находящегося со мной в непосредственной близости производит на меня особое впечатление». Живопись стала его спасением в периоды участившихся приступов болезни. И Гогена он зовет в Арль, страстно жаждет его приезда (в июле Гоген наконец принял его приглашение) не столько из материальных соображений, как он уверяет, сколько потому, что его тяготит одиночество, человеческое одиночество и в более широком смысле – одиночество творческое.
Когда же наконец Винсент сможет вволю заняться портретной живописью. Официальное открытие музея состоялось 2 июня 1973. Сохранилось не так уж много «японских картин» Ван Гога, в их числе «Куртизанка», созданная под вдохновением от литографии знаменитого мастера ксилографии Кацусики Хокусая. Винсент возобновил контракт с хозяином своей мастерской и с 18 сентября решился наконец в ней ночевать время от времени к нему приходит женщина помогать по хозяйству. Солнце приводит его в исступленный восторг, ночь манит, околдовывает. «Я работаю как одержимый», — с восторгом сообщает он.
В письме, которое мы уже цитировали, он заказывает Тео сто восемь тюбиков с красками из них сорок двойных тюбиков тех красок, которые заполнили теперь его холсты: зеленый «Веронезе», желтый хром, красную киноварь, а кроме того, кармин, зеленую киноварь, синюю прусскую, оранжевую изумрудно-зеленую, гераниевую камедь. А. С. Он настаивает на этом сходстве. Но они лишь отчасти имитировали тушь и кисть и больше походили на их ксилографические отпечатки. Красивое, но необычное. «.
Через полгода к нему приезжает погостить Гоген, с которым Ван Гог был хорошим другом. Ему не удается скрыть свой страх. Одной из форм проявления японизма можно считать также появление в творчестве Клода Моне серии картин «Японский мостик» и «Нимфеи», а также цикл картин «Гора Сен-Виктуар», принадлежащей кисти Сезанна. Японское искусство стало катализатором развития новвых художественных стилей и живописных систем.
Его патетика усиливается, прорывается пронзительными нотами. Он предстает в них то уверенным в себе, в элегантной серой фетровой шляпе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога), то в несколько меланхолическом настроении, которое не согласуется с кокетливо сидящей крестьянской соломенной шляпой (1887, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), то изображая себя с палитрой перед мольбертом в момент смятения, беспокойства (1888, Амстердам, Музей Ван Гога). Но здесь Винсент не смог удержаться от небольшой шалости, лингвистической шутки. Но некоторые исследователи склонны усматривать в этой картине не только очевидную, но и скрытую, философскую связь с Японией.
На каждом шагу сюжеты для картин. Художник грядущего, – увлеченно твердит Винсент, – это колорист, какого еще не знал мир. «Художник грядущего, — увлеченно твердит Винсент, — это колорист, какого еще не знал мир». И Гогена он зовет в Арль, страстно жаждет его приезда (в июле Гоген наконец принял его приглашение) не столько из материальных соображений, как он уверяет, сколько потому, что его тяготит одиночество, человеческое одиночество и в более широком смысле — одиночество творческое.
Всё закручено, никакой логики, даже туалет не рядом, а в соседнем подъезде на втором этаже и рядом решетка, чтобы посетители кафе по ошибке не заскочили по нужде к жильцам этого дома. Первые картины, посланные им в Париж, навлекли на него критические нападки. Самыми известными его произведениями считаются «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», «Ночное кафе», знаменитый «Автопортрет», «Подсолнухи» и другие. Между тем, пишет Винсент Эмилю Бернару, «мне по-прежнему и даже все больше и больше кажется, что создать картины, которые помогли бы современной живописи найти себя и достичь высот, подобных светлым вершинам, достигнутым греческими скульпторами, немецкими композиторами и французскими романистами, не под силу отдельной личности, а стало быть, такие картины будут созданы группами людей, объединившихся для воплощения в жизнь общей идеи». К сожалению, Петерсен собирается вскоре уехать из Арля.
Дело идет к лету, майское солнце все окрашивает зеленоватой желтизной. Винсент только этого и ждал. Рулена он пишет в синем мундире с золотыми галунами. То, что он сейчас делает, требует мобилизации самых противоречивых сторон его существа. Когда же наконец Винсент сможет вволю заняться портретной живописью. Эта тоска втайне гложет его. Его действительно обуревает восторг в самом глубоком, сильном и точном смысле этого слова: сверхчеловеческая мощь вдохновения поднимает его над землей.
Тео уже не раз ссужал Гогена деньгами в обмен на его картины. Да и для рисунков уйма сюжетов. Ах, так. В 2015 году отмечалось 125-летие со дня смерти великого художника Винсента Ван Гога.
Нет. Семь лет Ван Гог был успешным торговцем искусством и часто посещал Гаагский музей. Я видел здесь женщин, не уступающих по красоте моделям Гойи и Веласкеса.
Ни мистраль, ни палящая жара не могут оторвать его от мольберта. В парижский период жизни ван Гога страстным его увлечением стало японское искусство. В парижский период Ван Гог написал много автопортретов (более двадцати).
Основываясь на изучении искусства японцев, Ван Гог вывел для себя правило, которое стремился соблюдать в большинстве работ: «Нет синего без желтого или оранжевого значит, если вы пишете синее, давайте рядом и желтое и оранжевое». «Ах, дорогой мой брат. Что же касается чисто материальных соображений, Винсент не без раздражения пишет брату: «На мой взгляд, если я за год сделаю пятьдесят этюдов по сто франков штука, я в каком-то смысле могу считать, что заслужил право есть и пить».
Возможно, постоянное осознание своей финансовой несостоятельности и чувство «должности» явились важными факторами, объясняющими фантастическую работоспособность и продуктивность художника. Он все истратил на живопись. – пишет он в первых числах сентября. Эта тоска втайне гложет его. Столь же эмоциональное воздействие заключено в сочетаниях оттенков красного цвета, возникающих в лучах осеннего солнечного света в полотне «Красные виноградники в Арле» (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Кроме того, на юге Франции Винсент стремился найти покой, «чистоту атмосферы и легкие цветовые эффекты» с восточных гравюр.
Это будет симфония синего и желтого. Не в этом счастье и настоящая жизнь не в этом, но что поделаешь». Изначально гравюры были черно-белыми, но очень скоро японцы освоили технику цветной печати, превратив «низкий» массовый жанр в высокое искусство. К моменту, когда японские гравюры стали проникать на Запад, уже сформировалась полноценная традиция с устоявшимися приемами колористики, композиции и выбора тем.
К тому же Винсент навеки простился с «настоящей жизнью». Увлечение восточным искусством Ван Гог пронес через всю свою жизнь, композиционные и колористические приемы его работ нередко обнаруживают влияние японской эстетики. Анри Перрюшо писал: «Солнце было его пунктом, его идолом, отражения которого он с экстазом искал в золоте лучей, сжигающих землю». Последняя картина убивает все мои остальные работы, считает он.
Тео обещал ему содействие. В каждом своем полотне он передает пламень, который его сжигает, ненасытное влечение к чему-то иному, к вершинам, «к звездам и бесконечности». Он сомневается, стоит ли ему ехать в Арль. Кроме того, он купил комод, а в мастерской и в кухне поставил газовую плиту.
С него потребовали 67 франков 40 сантимов вместо 40 франков. Впервые японские гравюры попались Ван Гогу на глаза в Антверпене. Картинами я хотел бы выразить нечто утешительное, подобное музыке.
Ты спрашиваешь, куда ушли краски. К сожалению, Петерсен собирается вскоре уехать из Арля. В своем творчестве они не только использовали японские мотивы и принципы японской живописи, порой они даже повторяли японские гравюры (Винсент Ван Гог повторил, в свойственном ему стиле, гравюру Хиросиге «Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту» из серии «100 известных фидов Эдо»). Он жаждет этого сходства.
Четыре этажа соединены открытыми лестничными пролетами и площадками, работы художника развешены в открытых галереях, обеспечивающих к ним свободный доступ. Но он идет по ним твердой стопой, с удивительной прозорливостью видя цель, к которой стремится.
Юность Ван Гога прошла в Голландии. Глядя на этот автопортрет, Винсент лжет, отчаянно обманывая самого себя. Но его сущность от них полностью ускользает.
Пейзаж преобразился, стал более суровым. Это славный парень, молодой датский художник Мурье Петерсен. Пушкина), созданное по мотивам гравюры Г. Доре. Чтобы быть достойным жертв, принесенных братом, а может быть из каких-то остатков пуританства Винсент хочет вести образ жизни, как можно менее эксцентричный (в точном смысле этого слова), как можно более упорядоченный и незаметный.
Тело как бы мстит ему за то, что он потребовал от него такого нечеловеческого напряжения. Винсент считал, что Желтый дом должен быть «сверху донизу увешан картинами» и написал для его украшения целый ряд полотен, включая «Подсолнечники», «Спальню», «Сеятеля», «Колыбельную». С последним, кстати, в будущем у него будут непростые отношения, которые можно назвать болезненной дружеской привязанностью, которая одновременно дарит людям позитивные эмоции, но, в то же время и разрушает обоих.
Он окружал пространство такими же яркими рамками, расписывая их иероглифами. На них я учусь, а к этому-то я, в первую очередь и стремлюсь». Он сообщает Эмилю Бернару, что этюды колосьев написал быстро-быстро, торопясь, точно жнец, который под палящим солнцем не произносит ни слова, чтобы, не отвлекаясь, делать свое дело. Что же он пишет.
А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы. Я только тогда и чувствую, что живу, когда работаю без передышки». Работая дома над каким-то этюдом, Винсент отмечает, что ему хотелось «добиться такого цвета, как в витражах» и «четких линий рисунка».
Он почти ничего не ест, зато пьет много кофе и понемногу спиртное. Он пишет аллею платанов у вокзала, виадук железной дороги и подвесной мост через канал, ведущий из Арля в Бук (так называемый мост де лАнглуа, названный так по имени бывшего часового), этот мотив восхищает Винсента, в нем он усматривает голландский и японский характер. Чтобы быть достойным жертв, принесенных братом, а может быть из каких-то остатков пуританства Винсент хочет вести образ жизни, как можно менее эксцентричный (в точном смысле этого слова), как можно более упорядоченный и незаметный. Зато преступление взбудоражило весь город.
Тревожное предчувствие исходит от напряженной красно-желтой и сине-желтой гаммы полотен с видами ночного Арля (Ночное кафе, 1888, Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета Терраса кафе ночью, 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Ради бога, без промедления пришли мне краски. «Это не в счет, — пишет он. — Это еще только подготовка». Говорливая, взволнованная толпа хлынула на бульвары. Винсент доволен.
Во второй половине XIX века в Европе возникла мода на все японское. В сопроводительном письме Ван Гог замечал: «Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды». Цвет заменяет ему все прочие средства пластического выражения. Рулена он пишет в «синем мундире с золотыми галунами». Винсент мечтает изобразить «неописуемо радостный провансальский фруктовый сад». Винсент все время сидит без гроша и Тео приходится туго. Он примечает «на редкость красивые виды», например развалины аббатства Монмажур на вершине «холма, заросшего остролистом, соснами и серыми оливковыми деревьями».
Винсент все время сидит без гроша и Тео приходится туго. С воспаленной головой, ошалев от постоянного умственного возбуждения, потеряв вкус к чему бы то ни было, да и не имея сил ни на что иное, кроме как писать Тео и читать (он глотает одну книгу за другой — за несколько дней он прочел «Мадам Хризантема», «Грозный год», «Величие и падение Цезаря Биротто», после которого ему захотелось перечитать «всего Бальзака»), он идет в привокзальное кафе, чтобы рассеяться, «отвлечься, пропустив стаканчик вина и накурившись всласть». Как, однако, прекрасен желтый свет. » «Природа здесь необыкновенно красива. Но пока дует мистраль, работать невозможно.
– Солнце и свет, который за неимением слов можно назвать только желтым, бледно-зеленовато-желтым, бледно-золотисто-лимонным. Одиноко стоящий стул навевает мысль о щемящем одиночестве художника. «А все-таки я отвоевал 12 франков», — с удовлетворением констатирует Винсент после своего визита «к господину, которого арабский еврей из Тартарена называет мирофой шудья».
В середине августа Винсент сообщил брату, что «пишет с таким пылом, с каким марселец поглощает рыбную похлебку с чесноком». Каждое свое полотно он организует на основе цвета и только его одного. А. С. Но и из кипящего жизнью Парижа Ван Гог сбегает – в тихий провинциальный Арль. Настоящим открытием для Ван Гога стали японские литографии направления укиё-э (дословно – «картины плывущего мира»).
И тут же поспешно разъясняет Тео: Их не было в палитре голландцев Мариса, Мауве и Исраэлса, но зато они были у Делакруа. Не беда. Но, увы, эта одержимость требует денег.
Именно их он использовал в портрете мальчика и многих других членов его семьи. Работы, созданные с февраля по май 1888 года полны света, цвета и движения. Не этого ждал Винсент от солнца. Его палитра упростилась.
Таким образом, Винсент Ван Гог начал профессионально заниматься живописью только с 27 лет. Он пишет аллею платанов у вокзала, виадук железной дороги и подвесной мост через канал, ведущий из Арля в Бук (так называемый мост де лАнглуа, названный так по имени бывшего часового), этот мотив восхищает Винсента, в нем он усматривает голландский и японский характер. Это событие открывает период его творческой зрелости.
Винсент купил две кровати, два стула и необходимые мелочи. В ней нет ни пуантилизма, ни штриховки – ничего, кроме плоских, гармоничных цветов». Все заканчивается в 1890 году, когда Ван Гог заканчивает свою жизнь самоубийством. Отныне он будет ежемесячно выплачивать мне небольшое содержание (8 октября). Со времени приезда Винсент написал всего восемь картин. Если у Делакруа картина строится по законам прямой перспективы и священник, прошедший мимо ограбленного разбойниками, уже почти ушел второй путник (левит) тоже почти скрылся, а добрый самаритянин ближе всех (вся история разворачивается во времени), то у Ван Гога тот же сюжет строится именно в плоскости (как на иконе): все три варианта отношения к страдающему человеку представлены одновременно.
Он их настолько не скрывал, настолько ясно представлял себе, как обманчиво внешнее сходство и как чужда его натуре провансальская земля, что то и дело вспоминал о Сезанне и его пейзажах (он вдруг начал сожалеть, что «видел слишком мало его картин»). Со времени приезда Винсент написал всего восемь картин. Время, проведенное на юге Франции, в Арле, было самым плодотворным в творчестве Ван Гога. Ван Гог копировал несколько ее гравюр изучая их композиционные приемы и структуру. Этот процесс состоял из двух частей. в дальнейшем к нам присоединились художники-импрессионисты». В самом деле, в картинах импрессионистов той поры часто встречаются элементы японской культуры:веера, кимоно, ширмы.
За свою недолгую творческую карьеру (всего 10 лет) Винсент Ван Гог написал около 2200 набросков и полноценных картин, работая в последние годы своей жизни каждый день и не покладая рук. Это уже само по себе дает такой трудный грубый контраст несочетаемых цветов, что его нелегко передать. В Сен-Реми были созданы выдающиеся полотна Ван Гога. Конечно, метания Ван Гога не радовали семью, но его никогда не оставляли без финансовой поддержки.
Он восхищался быстротой, ясностью и четкостью японских художников. Серии цветной графики Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) были образцом для серийных работ Сезанна и Моне. Под влиянием тоски и усталости у него вырываются горестные слова: «Не подумай, что я вижу будущее в мрачном свете, но я вижу впереди бесконечные трудности и иногда начинаю опасаться, как бы они не одолели меня».
Винсент счастлив. – восклицает он. Картина считается одной из самых последних полотен великого художника. Милый брат, ты уже знаешь, что я чувствую себя, как будто я в Японии. охватило всё от живописи до моды. Настоящая метаморфоза происходит с цветовым решением.
Винсент «с огромным волнением» заканчивает приготовления к приезду гостя и с еще большим пылом, чем прежде, окунается в работу. Теперь, когда сошел снег, Арль преобразился и все в нем кажется Винсенту абсолютно чуждым, принадлежащим как бы иному миру: и портик Собора святого Трофима, великолепный, но «жестокий и зловещий, точно лихорадочный кошмар» и зуавы, расквартированные в Арле, в красных, с напуском штанах и дома терпимости и юные арлезианки идущие к первому причастию и священник в стихаре, «похожий на злобного носорога» и любители абсента. Винсента лихорадит, у него плохой аппетит. Само название переводится с японского как «образы изменчивого мира». «Я не ведал бы страха, если бы не эти проклятые болезни», — жалуется он. Его препирательства с хозяином гостиницы продолжаются.
Европа, XIX век: увлечение наукой, фотографией искусство скатывается к иллюзионизму, уже забыто, что картина – это вовсе не как можно более натуральное окно, в которое хочется засунуть голову (как Буратино). Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта фигуру, стоящую на переднем плане полотна асимметричное построение картины экстремально углублённые вдаль диагонали «зарешёченность» картины при помощи деревьев и пр. Но его сущность от них полностью ускользает. Винсент понимает, что в будущем предстоит «еще немало трудностей», но он верит в «конечную победу». Теперь у нас стоит великолепная, жаркая погода, – пишет он в другом письме.
Но причина, очевидно, enfe и в том, что краски папаши Танги, у которого Тео по-прежнему покупал их для брата, были довольно невысокого качества). Как передать все это, оставаясь самим собой. «Ты спрашиваешь, куда ушли краски. Через шесть лет после смерти Ван Гога немецкий психиатр Эмиль Крепелин начал исследовать маниакально-депрессивный психоз, а его статья 1921 года «Маниакально-депрессивное безумие и паранойя» до сих пор является основой психиатрии. Я только и делаю, что твержу тебе это, – добавляет он, – а между тем я еще толком не видел здешнего великолепия.
Опираясь на "Манга" Хокусая и пытаясь воссоздать фактуру японского рисунка, он работал тростниковыми перьями различной толщины. Он интуитивно убегает даже от такой заданности-логики, как то, что линия горизонта в принципе и должна быть горизонтальной (2х24, ну и что. ) Его линия живее: уютная, человеческая (2х24, зачем. ) При этом его личное 2х2 всегда равно какой-то вполне определенной, не случайной величине (свою норму знает): угол горизонта на его картинах всегда опущен слева вниз, ровно на один и тот же градус. Новый облик окружающего мира приводит его в смятение, ускользает от него. Каждое свое полотно он организует на основе цвета и только его одного.
Его работа «Мост под дождем» (по мотивам произведений Андо Хиросигэ из серии «Сто знаменитых видов Эдо»)— пример подобного увлечения. Его техника меняется, размеры картин увеличиваются, Винсент старается «подчеркнуть главное, сознательно пренебрегая обыденным». В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. Август пылает яркими красками. Он хочет видеть себя то художником, то пастором, то элегантным парижанином.
Хрупкое деревянное сооружение, похожее на кузнечика, сверкающая, шелковистая вода канала, тонкие, прорисованные детали фона – все это неуловимо напоминает изысканное искусство японских ксилографов. Он сообщает Эмилю Бернару, что этюды колосьев написал «быстро-быстро, торопясь, точно жнец, который под палящим солнцем не произносит ни слова, чтобы, не отвлекаясь, делать свое дело». На первом плане эти луга перерезаны канавой, заросшей лиловыми ирисами.
По его собственному признанию, замыслы картин «так и кишат» в его голове. Только натюрморт с кофейником «может выдержать сравнение с ней». Голландия и до открытия границ вела торговлю с Японией. Ах, так. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что по одежде Тени устранены, цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах Моя спальня – это нечто вроде натюрморта из парижских романов, тех, что в желтых, розовых и зеленых переплетах, хотя фактура, как мне кажется и мужественнее и проще.
«Хотелось бы мне знать, каких результатов я добьюсь через год, надеюсь, что к тому времени мои болезни оставят меня в покое», — пишет Винсент. Их безошибочно можно узнать среди множества других с первого взгляда. Винсент обратился к мировому судье, который в два-три дня уладил спор.
Я написал портреты со всех членов семьи того почтальона, которого я уже рисовал. Винсент счастлив. Подождем еще немного, чтобы убедиться окончательно». Те, кто не верует в здешнее солнце, просто нечестивцы. Надеюсь, что скоро смогу за него взяться, – пишет он брату.
В период одного из них он поранил себе ухо. По работам Винсента видно, что он все глубже постигает провансальскую природу. «Мне хочется, чтобы у меня был настоящий дом художника, без претензий, напротив, совсем непритязательный, но такой, где во всем, вплоть до последнего стула, будет чувствоваться стиль».
В Париже он написал как копии с гравюр японских художников, так и подражания им. Увлечение восточным искусством Ван Гог пронес через всю свою жизнь, композиционные и колористические приемы его работ нередко обнаруживают влияние японской эстетики. В письме брату мастер описывал «подъемный мост с маленьким желтым экипажем и группой прачек – тот этюд, где земля ярко-оранжевая, трава очень зеленая, а небо и вода голубые». Пламень души – сиянием закатного солнца.
Миндальные и персиковые деревья всегда пленяли Ван Гога своей изысканностью. Ван Гог непрестанно писал солнечные пейзажи Арля. Сам он не надеется стать творцом этого искусства, но, может быть, будущие поколения сумеют его создать. Если бы ему удалось сократить расходы.
Особой пластической силой наделяется желтый цвет, олицетворяющий энергию солнца. «Я извожу несметное количество холста и красок, — смущенно признается он, продолжая их изводить, — но я надеюсь, что эти деньги не пропадут даром». Винсент предлагал договориться по-хорошему. Страстными почитателями и коллекционерами японских гравюр были Дега, Мане, Моне, Бернар, Боннар, а так же Эдмон Гонкур, который писал в своем «Дневнике»: «.
Возбуждение минувших недель спадает — он вновь ощущает физическую немощь. Ориентируясь на вкусы потенциальных покупателей, художники и выбирали свои сюжеты. Дом желтого цвета, «обитель друзей», будет «обителью света». Настоящим открытием для Ван Гога стали японские литографии направления укиё-э (дословно — «картины плывущего мира»).
Столь же естественно в подборе изображенной крестьянской утвари полотно «Натюрморт с пятью бутылками и чашкой» (1884, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Винсент обратился к мировому судье, который в два-три дня уладил спор. Приезд Гогена, о котором он так мечтал, поднимает его дух. Ребячливость, правда. Ему не удается скрыть свой страх. Винсент написал свой дом «под сернисто-желтым солнцем и небом цвета чистого кобальта», еще один гимн, еще одна аллилуйя солнцу, — картина, кстати сказать, примечательная для манеры Винсента.
Теперь он стремился включить свою жизнь в круговорот южной природы Прованса, отныне игравшего роль воображаемой Японии. Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал. Я тот еще кунст-маньяк, вот таким образом на музей Ван-Гога потратила чуть ли не полдня.
Не забыл он и о Гогене. Красивое, но необычное. Что бы он ни увидел, все становится картиной: старая мельница, «пейзаж с фабрикой и огромным солнцем на фоне красного неба над красными крышами природа на нем словно бы разгневалась под порывами бушующего мистраля».
Нет. Горизонт Ван Гога отличается от японского: у них он строго горизонтальный и трезвый. Его палитра упростилась.
Для себя же он поставил цель «распахать почву» и создать условия для Гогена и других художников. Кроме того, Фальре отметил генетическую причину БАР.
Винсент с тревогой подсчитывал свои работы, надеялся, что не тешит себя иллюзиями и в минуты сомнений взволнованно восклицал: «О, если бы эти картины возместили то, что на них израсходовано. » Но теперь Винсент вдруг почувствовал, что все эти надежды — дело слишком далекого будущего и что порой он возлагает на Тео слишком тяжелое бремя. Через японцев: вот лист бумаги, на котором только черточки и линии, но эти линии создают глубину, при этом оставаясь «как бы глубиной».
Посреди вспаханных полей кусты сирени, миндаль, персиковые, грушевые, сливовые и абрикосовые деревья тянут к «ослепительному небу» свои розовые, желтые и белые соцветия. С воспаленной головой, ошалев от постоянного умственного возбуждения, потеряв вкус к чему бы то ни было, да и не имея сил ни на что иное, кроме как писать Тео и читать (он глотает одну книгу за другой – за несколько дней он прочел Мадам Хризантема, Грозный год, Величие и падение Цезаря Биротто, после которого ему захотелось перечитать всего Бальзака), он идет в привокзальное кафе, чтобы рассеяться, отвлечься, пропустив стаканчик вина и накурившись всласть.
Пока Винсент пополнил запасы красок и купил сурового полотна. «Я качу на всех парах, точно живопишущий паровоз», — рассказывает Винсент. Такую же страстную хвалу он воссылает в эти дни и ночному небу. Художник словно и не позирует, а просто показывает себя таким, каков он есть. Ранней весной возникли две первые серии пейзажей – «Цветущие деревья» и «Подъемный мост». А в Париже того времени слова «grue» (журавль) и «grenoille» (лягушка) были сленговыми обозначениями проституток. Цвет теперь безраздельно царит в картинах Ван Гога.
Звездой выразить надежду. Винсент вступил теперь на непроторенные тропы искусства. Художник придавал этой работе особое значение, после «Сеятеля» колорит большинства его картин строился на принципе цветовых «оппозиций», в которые художник вкладывал «первичные» смыслы. Кроме того, он купил комод, а в мастерской и в кухне поставил газовую плиту. Но, несмотря ни на что, Винсент тоскует о настоящей жизни.
На протяжении всей жизни Винсента его преданным другом оставался младший брат Тео искренне восхищавшийся им и веривший в его призвание. Обуздать свой творческий порыв. В Париже он написал как копии с гравюр японских художников, так и подражания им. Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках».
Стоит ему отложить кисти и к сердцу подступает горечь. Из письма Гогену: «Мне было бесконечно приятно писать этот интерьер, выполненный без всяких ухищрений, с простотой а-ля Сёра, плоскими и грубыми пастозными мазками В картине только одна нотка белого – ее создает зеркало в черной раме (Мне просто захотелось ввести четвертую пару дополнительных цветов)». Винсент пишет подряд три холста с подсолнухами. Однако тот, кто стремился «нести свет во тьму» безсолнечной шахтерской жизни, вскоре сам погружается в нее и, не способный своею проповедью бороться с нищетой, переживает новый душевный кризис. Стены – бледно-фиолетовые, пол – из красных плиток. Меня снедает непрерывная жажда работы, – свидетельствует он.
Правда, Винсент снова оказался без гроша. Из письма художника Тео: «. Уж не напомнил ли ему Тео историю с Син. Однако он не может скрыть, что порой его снедает мучительная тревога.
«Я пользуюсь цветом не для того, чтобы точно воспроизводить то, что у меня перед глазами, а более произвольно, чтобы полнее выразить себя». «Во время жатвы, — пишет он, — мой труд был не легче, чем труд самих крестьян. Но хозяин ничего не желал слушать и отказался выдать Винсенту его чемодан.
В одном из писем к Эмилю Бернару художник говорил о своем методе: «Работая всегда непосредственно на месте, я стараюсь найти в рисунке самое существенное потом перехожу к плоскостям, ограниченным контурами я заполняю их цветом, равно упрощенным с таким расчетом, чтобы все, что будет землей, было выдержано в одном и том же фиолетовом тоне все, что будет небом, – в синей тональности чтобы зелень была либо зелено-синяя, либо зелено-желтая, с намеренно подчеркнутым в этом случае преобладанием желтого или голубого». Новый облик окружающего мира приводит его в смятение, ускользает от него. Но вот, несмотря на суровую погоду, зацвел миндаль. Последняя картина «убивает все мои остальные работы», считает он.
Говорливая, взволнованная толпа хлынула на бульвары. И все-таки он «не теряет надежды на успех». Пользуясь терпением своей модели, он по два, по три, по четыре раза переписывает портрет. «Победа почти предрешена», — пишет он. Его полотна напоминают страницы, наспех выхваченные из интимного дневника. На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника.
Август пылает яркими красками. Тогда он купил первые гравюры в свою коллекцию, а затем во французской столице с помощью брата Тео постоянно ее пополнял, регулярно наведываясь в магазинчик «папаши» Жульена Танги – торговца японской графикой.
Глядя на его произведения, я не могу представить, чтобы человек, нервы которого расшатаны потреблением абсента, мог создать такие вещи. Он все истратил на живопись. Когда он находил привлекательный вид для пейзажа или смотрел на баржи, плывущие по Роне, это вызывало у него возглас восхищения, а в письмах к брату он писал: «Сущий Хокусай».
Парижский пейзаж вроде бы тоже линеен, подчинен логике берегов, мостов, черных крыш, черных балконных решеток. Он жаждет этого сходства. Его работа «Мост под дождем» (по мотивам произведений Андо Хиросигэ из серии «Сто знаменитых видов Эдо»)– пример подобного увлечения. Южная мастерская, проникнутая атмосферой дружбы, могла бы стать зародышем живописи будущего, она помогла бы Винсенту сократить размеры долга и вдобавок создала бы для него некое подобие семейного очага, «подлинной жизни».
Молодая пара, а пьют уже вторую бутылку. «И впрямь это было красивое зрелище». Во время жатвы, – пишет он, – мой труд был не легче, чем труд самих крестьян. Винсент пишет необозримые, зеленые и желтые поля, колосящиеся нивы, ферму и стога сена.
Передавая Тео все права на свои картины, он считал, что брат в каком-то смысле становится их соавтором. Его творения традиционно являются самыми дорогими и желанными лотами на любом аукционе.
Ван Гог, отправляясь из Парижа в Прованс, ощущал это «путешествие в Японию», фантастическую «страну искусства» с сияющими небесами. Вдова сохранила коллекцию неделимой, продав лишь несколько работ. Художник вписал в окружающий женщину пейзаж журавлей и лягушек.
Что же он пишет. Примерно в это же время он пишет новый портрет Агостины Сегатори. Винсент бродит по окрестностям Арля, запечатлевая на холсте все, что попадается ему на глаза: сады «с великолепными, крупными и красными провансальскими розами, виноградники и финиковые деревья», цыган с их «красными и зелеными» фургонами, железнодорожные вагоны и заросли чертополоха пишет он и самого себя — сгибаясь под тяжестью подрамников и колышков, Винсент большими торопливыми шагами идет по тарасконской дороге под лучами великолепного августовского солнца. Но, увы, эта одержимость требует денег. У него нет четко очерченных хронологических границ и точных стилистических характеристик. Это «славный парень», молодой датский художник Мурье Петерсен.
Он больше не замечает никаких недугов. Дом желтого цвета, обитель друзей, будет обителью света. Спасибо за статью, Эллина. Таинственная культура Востока и раньше притягивала европейцев, но теперь, после реставрации монархии в Стране восходящего солнца и прекращения культурной изоляции, в Старый Свет хлынул поток «восточных диковин». Теперь его кисть была призвана напомнить миру о забытых обществом «малых сих» — шахтерах, крестьянах, ткачах, рыбаках.
Что ему болезни. Среди них интересен "Портрет папаши Танги", написанный еще в Париже в 1887 году. Как прекрасен желтый цвет. Об этом не может быть и речи.
«В последнее время, — пишет он 29 июля, — у меня появился почти такой же блуждающий взгляд, как у Туго Ван дер Гуса на картине Эмиля Ваутерса » И против собственной воли, уступая мучительной тревоге, как бы между прочим предупреждает брата: «Не к чему хитрить, в один прекрасный день может наступить кризис». «Здесь я буду вести жизнь, все более сходную с образом жизни японских художников, — утверждает он, — буду жить на лоне природы этаким добропорядочным небогатым буржуа Если я доживу до преклонных лет, я стану вроде папаши Танги». Приезд Гогена, о котором он так мечтал, поднимает его дух. Желтый и синий – любимые и глубоко символичные цвета в палитре мастера. Он с нетерпением ждет весны, когда сможет как бы заново родиться к жизни.
Тогда он купил первые гравюры в свою коллекцию, а затем во французской столице с помощью брата Тео постоянно ее пополнял, регулярно наведываясь в магазинчик «папаши» Жульена Танги – торговца японской графикой. Сохранились лишь три подобных копии Винсента (зная о его художественной плодовитости, можно предположить, что он написал не один десяток): «Цветение сливового сада» и «Мост под дождем» по мотивам Утагавы Хиросигэ и «Куртизанка» по мотивам Кэйсая Эйсэна. Он почти ничего не ест, зато пьет много кофе и понемногу спиртное. Почему он не едет. Винсент Ван Гог скончался 29 июля 1890, завещав все имущество брату, который умер меньше чем через полгода после длительной депрессии, по заключению врача, от «перенапряжения и горя».
Для начала стоит осветить некоторые аспекты жизни художника. Он едва не уговорил позировать женщину. Однако он не может скрыть, что порой его снедает мучительная тревога. Он все больше убеждается, заявляет он, «что о Господе Боге нельзя судить по тому, как создан здешний мир, — это черновой набросок, да к тому же неудачный». Свет на этих картинах как будто не реален, потусторонен. Ведь в Провансе цвета импрессионистов обретают плоть, они сами становятся плотью этой огненной страны. Их коллекция включала и произведения из цикла «53 станции Токайдо» мастера Утагавы Хиросигэ, такие элементы стиля которой, как яркие цвета, натуралистичные детали и необычная перспектива, ван Гог использовал в своём творчестве.
В Голландии на тот момент очень немногие изучали восточное искусство, в отличие от Франции, где оно было на пике моды. В живописи он ищет утешения от житейских неудач и невзгод. Поток впечатлений каждую минуту захлестывает Винсента. Судя по письмам, Ван Гог познакомился с восточным искусством еще в 1885–1886 в Антверпене — ведь именно голландцы на протяжении многих лет вели торговлю с Японией. Не обманчивый внешний облик, а конструкция предмета привлекает его внимание. Здесь он познакомился со вторым папашей Танги, сорокасемилетним почтальоном по фамилии Рулен.
А затем Моне перенес все на холст. В связи с памятной датой во всех европейских странах по сей день проходят тематические выставки и мероприятия, объединенные общим названием «Ван Гог: 125 лет вдохновения». Ведь я, по сути дела, рабочий. Темная колористическая гамма полотна «Едоки картофеля» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога) отражает стихию сурового и простого быта крестьян Голландии.
Он остался верным принципу дополнительных цветов, но упростил его в духе японцев. Солнце приводит его в исступленный восторг, ночь манит, околдовывает. Винсент все еще не знает, принял ли Гоген окончательное решение перебраться в Арль. Разве лучшие из этюдов Винсента — разумеется, речь идет только о самых лучших — нельзя будет продать по пятисот франков. Теперь именно Прованс рисовался ему той обетованной землей, «мастерской Юга», где только и можно «отныне организовать ателье будущего».
Но пока дует мистраль, работать невозможно. «Люди — это корень всего», — постоянно твердит он. Дело идет к лету, майское солнце все окрашивает «зеленоватой желтизной». «Ради бога, без промедления пришли мне краски».
Начался спор. Выразить мысль, скрытую под выпуклостью лба, светлым тоном на темном фоне. Тогда он купил первые гравюры в свою коллекцию, а затем во французской столице с помощью брата Тео постоянно ее пополнял, регулярно наведываясь в магазинчик «папаши» Жульена Танги — торговца японской графикой. С него потребовали 67 франков 40 сантимов вместо 40 франков.
Он счастлив, он пишет холст за холстом, неустанно возвращаясь к одному и тому же мотиву. Вначале это была страстьтаких оригиналов, как мой брат и я. Винсент все еще не знает, принял ли Гоген окончательное решение перебраться в Арль.
Но при жизни мастера было продано только одно его полотно — «Красные виноградники в Арле» (ГМИИ им. Он больше не замечает никаких недугов. Нельзя одновременно работать над валёром и цветом.
Наибольший интерес европейцев вызвали произведения в стиле укиё-э, бурно развивавшегося с начала 17 века и достигшего своего пика к 19 веку. Этот период жизни художника оказался очень плодотворным и насыщенным. «Добрейшие потаскушки, — огорченно пишет Винсент, — боятся погубить свою репутацию: а вдруг над их портретом будут смеяться». Жизнь все-таки почти чудо. «Упорядоченный мазок» для него был невозможен, художник свободно менял технику в зависимости от характера и настроения картины.
Все его силы сосредоточены в глазах и в руке, которая водит кистью. Человеческое лицо, признается он, по существу, единственный предмет в искусстве, который до глубины души волнует меня и больше всего другого дает мне ощущение бесконечности. Винсент мечтает изобразить неописуемо радостный провансальский фруктовый сад. Пушкина).
– Это еще только подготовка. Где Гоген. «Сразу же по получении твоего письма мне пришлось израсходовать почти все деньги на краски и холст и мне бы очень хотелось, чтобы ты по возможности прислал мне в ближайшие дни еще немного денег». Пейзаж преобразился, стал более суровым. В письме к брату Ван Гог повторил то же самое, но добавил, что это образ некоего «импрессиониста вообще». А дальше в дело вступали цвета.
«Я уверен, — убежденно твердит он, — в безусловной необходимости нового искусства живописи и рисунка, новой художественной жизни». Для него теплые желтые тона и холодные синие – антагонистичны, как жизнь и смерть. Груда законченных картин растет.
Второй случайный знакомец Винсента — знакомство состоялось у «славных бабенок» из дома терпимости — лейтенант зуавов Милье, которого Винсент часто берет с собой на натуру и шутки ради обучает начаткам рисунка Милье также охотно позирует Ван Гогу. ". Одеяло – ало-красное. Вот тогда Ван Гог и начал рисовать. На каждом шагу сюжеты для картин. Только успеют ли воспользоваться ею художники, увидят ли они более безмятежную жизнь.
По работам Винсента видно, что он все глубже постигает провансальскую природу. В письме к сестре Виллемине Ван Гог так описывал эту работу: «Розовато-сероватое лицо с зелеными глазами, пепельного цвета волосы, морщины на лбу и у рта, замершая, нескладная и очень рыжая борода, довольно взъерошенная и печальная» В отличие от предыдущих, камерных, этот портрет имеет формат и характер картины. Но Винсент всегда и всюду наталкивался на непонимание.
После окончания школы молодой Винсент работал в художественной компании «Гупиль и Ко», совладельцем которой был его дядя, занимался продажей картин. Настоящая метаморфоза происходит с цветовым решением. То и дело его тянет схватиться за кисть. Зато он уже не так одинок — в начале марта он обзавелся приятелем. И само это движение, несомненно, становится полноценным персонажем фильма. Его препирательства с хозяином гостиницы продолжаются. Быть вдохновенным художником.
Как передать все это, оставаясь самим собой. Лейтмотивом арльского периода стали его слова: «Жизнь надо искать в цвете». Замедлить темп работы.
Цвет поглощает все внимание Винсента. Груда законченных картин растет. Как я все время думал, не попал ли я уже в Японию.
м без сомнения произведут неизгладимое впечатление на зрителей. И все-таки он не теряет надежды на успех.
Пока Винсент пополнил запасы красок и купил сурового полотна. Почему он не едет. Винсент писал Тео: «Я работаю как бешеный: сейчас цветут сады и мне хочется написать провансальский сад в чудовищно радостных красках». «На этот раз попросту пишу собственную спальню. Как всегда, у него неполадки с желудком и вдобавок разболелись зубы. Недолгая работа в Брюсселе, Эттене, Гааге, Дренте, Нюэнене, Антверпене (где он посещал классы Академии художеств), путешествие в Гаагу, Лондон, Париж в 1869—1875 годах обогатили его, позволили принять окончательное решение посвятить себя живописи.
Ван Гогу по праву принадлежит исключительное место в искусстве XIX столетия. «В один прекрасный день они заговорят по-другому», — насмешливо замечает Винсент. В один прекрасный день они заговорят по-другому, – насмешливо замечает Винсент.
Что ему болезни. Большие цветовые плоскости в пейзажных видах, трактованных словно с высоты птичьего полета, четкий графизм мазка вызывают ассоциации с японской гравюрой (Мост Ланглуа, 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Он сделал внушение хозяину, который не имел права задерживать чемодан жильца, но, поскольку Винсент пил хорошее вино, судья увеличил счет до 55 франков. Впрочем, Мак-Найт несимпатичен Винсенту, он считает его слишком вульгарным. Одним из самых ярких художников XIX века имя которого известно всем поклонникам живописи, является Винсент Виллем Ван Гог (30. 03. 1853 – 29. 07. 1890).
Нет. И, смиряясь с судьбой, Винсент добавляет: «Хоть мы с тобой знаем, что жизнь, отданная искусству, не есть подлинная жизнь, она кажется мне настолько полной жизни, что было бы неблагодарностью не довольствоваться ею». Даже его мечта о коммуне художников была отчасти продиктована этой фантазией.
Это скорее напоминает наивные картинки в старых-престарых сельских календарях, где мороз, снег, дождь, хорошая погода изображены в совсем примитивной манере» «Я вырос в деревне отголоски былых воспоминаний, стремление к бесконечному, символами которого является сеятель и всходы, по-прежнему чаруют меня».
Его упрекают в том, что он недостаточно соблюдает валёры. К тому же Винсент навеки простился с настоящей жизнью. Таинственная культура Востока и раньше притягивала европейцев, но теперь, после реставрации монархии в Стране восходящего солнца и прекращения культурной изоляции, в Старый Свет хлынул поток «восточных диковин». Но некоторые все-таки, наверно, могут.