В «Новых Афинах» встречались Мане, Ренуар, Дега. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Гоген писал: «Я чувствую себя в Арле абсолютно чужим. Практика использования того же имени не была необычной в то время.
Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. Это не возврат к романтизму или религиозным идеям, нет.
На картине изображен семью крестьян, ужинают картошкой при свете лампы. Повторно художник был госпитализирован 7 февраля и его снова изолировали от окружающих. Существует множество интерпретаций картины «Звездная ночь».
Ночные городские пейзажи очень привлекали Ван Гога. В течение десяти лет они общались только через письма и менялись каждый по-своему. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. В настоящее время Винсент влюбился в свою двоюродную сестру Корнелию Адриану Фос-Стриккер (Кее), сделал ей предложение, но Кее решительно отказалась. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.
Спонтанность «Звездной ночи» на самом деле показная. Иработ. Сегодня на месте больницы находится Центр Ван Гога (Espace Van Gogh), а во дворе можно увидеть сад, полностью воссозданный в том виде, в каком он изображен на картинах художника.
В свою очередь, дед художника, возможно, был назван в честь дяди своего собственного отца, успешного скульптора Винсента Ван Гога (1729-1802). Дюран-Рюэль принял их и разрешил осмотреть непроданные картины. В Овере он энергично принимается за работу. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва.
А Гийомен, очень любивший Винсента, с нетерпением ждал, когда же он закончит. Винсент покупал краски в лавке папаши Танги на улице Клозель. В апреле 1881 ван Гог переехал в имение родителей в Етени.
А Арле Ван Гог написал много полотен – «Желтый дом», «Кресло Гогена», «Терраса кафе ночью», «Красные виноградники в Арле», «Спальня ван Гога в Арле» и др. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Именно тогда он понял, что его призвание – живопись. Но все это случилось после смерти художника. Это нападение тянулся около недели, ван Гог пытался отравиться собственными красками. Эта серия прозвучала как пушечный залп надежды, дотоле сдерживаемой. Когда Винсент показал ему «Едоков картофеля» и некоторые этюды, он был поражён силой этих работ. Известна его серия картин «Башмаки» (1887 год), где в невероятно гармоничном сочетании цветов изображена простая пара рабочих башмаков, которые рассказывают нам целую историю о своем обладателе.
Им удалось установить, что эта работа, действительно, принадлежит кисти великого нидерландского художника, о чем было официально объявлено 9 сентября 2013 года. «Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля. Возможно и автопортреты он считал подготовительными этюдами. Пуля прошла ниже, но рана, полученная художником, оказалась смертельной. Таким же стремлением был одержим Винсент.
Жан Старобински написал превосходную книгу о Жан Жаке Руссо под названием «Прозрачность и препятствие». В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он. Некоторые – настоящие жемчужины творчества мастера («Церковь в Овери», Портрет доктора Гаше т. п. ).
Он рассказывал, что был поражён неистовством Винсента после того, как ученики разошлись: «Я вновь увидел его у Кормона во второй половине дня, когда безлюдная мастерская стала для него чем-то вроде кельи. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео).
Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Он не хотел выдворять нового ученика.
«Однажды», в1997 году, мечта художника чуть было неосуществилась. Но у нас есть основания считать свидетельство Бонгера достоверным. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. Стало ясно, что он уже никогда больше не будет писать как раньше. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Единственный близкий ему человек – брат Тео – умер спустя полгода и был похоронен рядом с братом.
Вместе с небесным сводом детали пейзажа воспевают чудо творения. Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем.
Как и в Нюэнене, он настойчиво изучал соотношения цветов. «Звездная ночь» — попытка передать состояние шока, потрясения, а кипарисы, оливы и горы послужили лишь катализатором. «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог».
Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. ИзображениепубликиFolies-Arlsiennes можно увидеть на картине«Зал для танцев в Арле», которая сегодня входит в собрание парижского музея Орсэ, правда, написана эта работа была до госпитализации, в 1888 году. 16 мая 1890 года он садится в поезд, направляющийся в Париж.
Так они упустили случай стать миллионерами. Вернувшись домой, Ван Гог потерял сознание.
Итоговый результат поражает, в первую очередь, уровнем проделанной работы. Свидетельства Бонгера зачастую не вполне благожелательны. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток.
те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после). Параллельно, он работает над серией «Подсолнухи», о чем подробно рассказывает в письме художникуЭмилю Бернару. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Перед тем, как они приступили к работе на трех организованных в Польше студиях, был снят фильм с настоящими актерами на фоне зеленого экрана.
Умывальник — оранжевый, таз — голубой. Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Возобновив своё дело, он стал поставщиком материалов для нового поколения живописцев.
Больше художники никогда не встречались. 15 сентября 1866 года Винсент поехал в новой средней школы – колледжа Виллема II в Тилбурге, где он, в числе других дисциплин изучал рисование. Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников15.
Позже Винсент написал: "Художник будущего будет колористом. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил.
Что касается парижских буржуа, то они охотно посещали Монмартр, чтобы пообщаться там с богемой – гризетками, сутенёрами, парикмахерами и модистками, натурщицами-итальянками, мужчинами, женщинами, детьми, молодыми рабочими, «весёлыми» девицами. то, как они честно заработали свою еду. Ночью у Винсента начался эпилептический припадок.
Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть. Отель был двухэтажным, с небольшой террасой на крыше и балконом на первом этаже. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.
И так же будет с Винсентом. Это холм Монмажур (Montmajour), где расположено аббатство Святого Петра. Так он и поступает. Кормон тоже это заметил, но промолчал. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра».
Винсент был на пятнадцать лет старше Бернара, но эта их первая встреча предвещала их будущую безоблачную дружбу. Когда же к Тео приходили гости, Винсент с ними ссорился по самым разным поводам. Через два дня он умер и похоронен был там же, в Овере. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». Точнее, всамой комнате самоубийцы.
В Гааге художник попытался создать семью. Через четыре года после Винсента 1 мая 1857 года родился его брат Теодор (Тео).
Ему дали имя в честь дедушки Винсента ван Гога (1789-1874, получил степень по теологии в Лейденском университете в 1811 году) и родившегося за год до его появления на свет старшего брата, который умер в свой первый день жизни. Разумеется, у Винсента были и другие причины писать самого себя. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. Однако в скором времени Винсенту разонравилось жить вCarrel, говорят, его не устраивали еда и вино в ресторане отеля, в письмах он неоднократно называл местную кормежку «ядом», а через некоторое время Ван Гог начал подозревать, что владелец отеля нагло его обсчитывает. К тому же от этого вина человек «скакал как коза». Стараниями брата Тео. А. С. Пушкина, Москва).
Самое известное из них – это кафе Caf la Nuit на площади Форум (Place du Forum), которое легко узнать издалека по ярко-желтому фасаду и толпе туристов. 25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Ветхие стены надо было укрепить, перекрытия лестничных клеток привести к«нормам туризма»: каждый квадратный метр должен выдерживать 500 кг. «С любовью, Винсент» – не первое обращение к биографии Ван Гога в кино.
Это дало ему отличную возможность регулярно совершать долгие пешие прогулки и открыть для себя район Монмартра. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента. Тем не менее он много пишет. «Я мечтаю украсить ателье полдюжиной полотен с подсолнухами, — пишет Ван Гог. Во время ссор он часто угрожал Ван Гогу своим отъездом. К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Она была построенаво времена правления Адриана, а вмещает примерно 24 тысячи зрителей.
Однако не запрещают ему писать картины даже в больнице. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. Сезанн выслушал Винсента до конца, осмотрел его холсты и произнёс со своим средиземно-морским выговором: «Откровенно говоря, это живопись сумасшедшего» (9). Стоит заменить на рисунке штрихи пера мазками кисти и он превратится в картину.
Последний год Ван Гог провёл впсихиатрической лечебнице вПровансе. Рисование на пленере ночью очаровывало Ван Гога.
Всего два года спустя, в 1887 году, он пишет картину «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик». Что за невозможный характер. Картины делаются более яркими, динамичными, насыщенными, экспрессивными.
Когда влюблялся, эти истории рождали бурю негодования у его родных. «Янахожу, что мне удобно рисовать сразу. Гоген не пострадал, но в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Последние два года жизни художника были наполнены метаниями. Он мечтает поехать на юг и основать там общество художников нового типа: "Будущее нового искусства находится на юге. Именно такая ночь и такое таинственное сияние звезд знаменовали Рождество. О своих ранние годы он писал: "Мое детство было мрачным, холодное и бесплодно. Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери.
В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. Винсент оставался одиночкой, слишком робким и тихим, чтобы дерзнуть поднять собственное знамя. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога).
Родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Без достаточного начального капитала затевавшееся предприятие привело бы к разорению. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В «Мирлитоне» Аристид Брюан щедро потчевал клиентов оскорблениями, а те с удовольствием ими лакомились.
И его мучили припадки болезни, становившиеся невыносимыми. А. С. Пушкина, Москва). Винсент прибыл туда 3 мая 1889 года. «Я по-прежнему нуждаюсь в религии.
Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века. «Порой мне кажется, что моя кровь начинает более или менее циркулировать снова, — писал из отеля Carrel Винсент своему брату Тео, — в Париже я не чувствовал себя живым и я не мог выносить этого больше». Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Только после недели страшных галлюцинаций и эпилептического припадка к нему приходит спокойствие. Тулуз-Лотрек рассказал ему о Арль.
Прибыв на место, они остановились в отеле «Форум». Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик». За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено). Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами».
Он безошибочно предвидел, что после импрессионистов первого поколения, мастеров «Большого бульвара» (имелся в виду бульвар Монмартр, где они выставлялись), в будущем появится когорта молодых импрессионистов с «Малого бульвара» (бульвар Клиши), к которым он условно причислял и себя и что следует инвестировать в них, пока ими пренебрегают или невысоко их ценят другие маршаны. Вот таким образом он становился докучливым и портил брату жизнь. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи.
Винсент Ван Гог был впечатлен спектаклем, он отметил красоту и талант актрисы, блиставшей в этот вечер на сцене, а в письме своему брату сообщил: «После увиденного я впервые за долгое время спал без кошмаров». Произошёл переход от мгновения мимолётного к мгновению вечному. Винсент подумал, что художник уехал. «Звездная ночь» (1889 год), одна из самых известных картин Ван Гога позднего периода, несмотря на нереалистичность изображенного звездного неба (по нему словно летит вихрь из звезд), не кажется надуманной или нарочитой.
Женщина потеряла сознание, а ван Гог, шатаясь, вернулся к себе и упал истощен. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Эта картина была впервые выставлена в августе 1885 года в Гааге. Он привёл его в свою галерею. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком – своим племянником. На этот раз в свою кузину.
Осознавая свое состояние, Ван Гог сам соглашается лечь в больницу для душевнобольных. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Однако его творческое наследие поразительно.
Что интересно известная картина, которая сейчас находится в Нью-Йоркском Музее современных искусств – не первая попытка Ван Гога написать небо ночью. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Тео водил его в разные рестораны, кафе, галереи. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео.
Долгими часами он разглядывал произведения неизвестных ему художников, возвращался, чтобы проверить какую-нибудь деталь, всё осмыслить и запомнить, чтобы использовать в дальнейшем. Он хотел найти безопасность и защиту. Конфликты с родными случаются все чаще. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент.
Она стала главным результатом его работы тех лет. После смерти отца не прошло и года. Там, где другие угасали, она переживает кризисы роста, после которых становится сильнее.
Так, он заведомо отвергал всё, что не было «реальным», включая Бодлера, Эдгара По и всех других писателей и художников, дававших волю своей фантазии. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. Небо – аквамариновое, вода – ярко-синяя, земля – розовато-лиловая. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Несмотря на тяжелое состояние он продолжал рисовать. Они хотели увидеть Арль, Сен-Реми, Сен-Мари и Тараскон.
Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Сей проект обозначен главной целью иглавной «амбицией» Института.
Среди других объектов Арля, которые рисовал Ван Гог, Арены Арля (Arnes) – амфитеатр в центре города, расположенный на 1 Rond-Point des Arnes и римский некрополь Алискамп (Alyscamps) на одноименном проспекте. Это уже не легкость импрессионизма, но постимпрессионизм. Он никогда не был богатым, но всё значительное в живописи попадало к нему. Ничего хорошего из этой затеи не вышло. То, что импрессионисты понимали интуитивно, он был намерен делать по науке.
Он часто заходил в его мастерскую, где тот имел обыкновение принимать друзей. Нобетона невидно. Парижская серия превосходна. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом.
А. С. Пушкина в Москве. Манера Винсента не заявила о себе как о новом явлении, каковым в действительности была. Именно в Овер-сюр-Уазе Ван Гог примерно за неделю до собственной смерти написал свое знаменитое «Пшеничное поле с воронами». О Ио, жену Тео, у него сложилось впечатление как о сердечную и интеллигентную женщину. Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»).
Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Отец и дядя отправили его в Париж, где он и провел последние 3 месяца 1874 года. Он единственный Воздух Франции освежает мысли и приносит пользу, большую пользу, самую большую в мире» (1). Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. В конце концов это привело к тому, что 1 апреля 1876 года его решили уволить.
Увы, французская бюрократия отМинистерства Культуры проект сорвала (хотя правительство успело дажеиздать специальное постановление о«не подлежанию обращению взыскания» относительно данной экспозиции «Ван Гог усебя дома»). Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. — Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)14. Винсент Ван Гог приехал вОвер-сюр-Уаз 20 мая 1890 года.
Там он получил одолженный у кого из знакомых револьвер и выстрелил себе в грудь. Именно здесь Ван Гог создаст свои самые известные картины, в том числе, серию «Подсолнухи», «Тараскон Дилижанс», «Звездную ночь над Роной» и, конечно же, серию работ «Спальня в Арле». Во время одной из неконтролируемых вспышек агрессии, он угрожал открытой бритвой приехавшему к нему на пленэры Полю Гогену, а затем отрезал себе кусок мочки уха, послав его в подарок одной из знакомых женщин. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане». Давид Давидович Бурлюк (18821967) – поэт и художник, один из основоположников футуризма.
Фасады домов под звездным небом, темно-голубым или даже фиолетовым рядом зеленое дерево. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»18. Жизнь была слишком сложная, да и заработков у начинающего художника не было.
Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Иногда ему удавалось выменивать свои рисунки на кусок хлеба. Однако к середине февраля 1888 года Ван Гог решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции – в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» – своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Существует множество версий о том, что произошло на самом деле, но картины Ван Гога этого периода во многом говорят сами за себя – эмоциональное состояние человека, который их писал, явно расшатано, что чувствуется и в композиции и в колорите и в напряженных мазках.
Шпиль церкви словно тянется к стихиям, являясь одновременно антенной и маяком, он напоминает Эйфелеву башню (увлечение которой всегда отражалось в ночных пейзажах Ван Гога). Художник смотрит с воображаемой высокой точки вниз на деревню. Его судили, приговорили к тюремному заключению и двухлетнему запрету на въезд в Париж. Винсент не импрессионист, хотя его и относят к этому течению. А «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887), один из натюрмортов тех лет, поражает и условностью и достоверностью в одно и то же время. Гоген, не говоря ни слова, посмотрел Винсенту прямо в глаза и тот отступил.
Его увозят в психиатрическую лечебницу, где врачи устанавливают, что Ван Гог страдает эпилепсией. Автопортреты Ван Гога подтверждают первенство индивида, «меня», перед всем остальным миром в ситуации крайней социальной враждебности, которую суждено было испытать этому художнику. Бывший железнодорожный служащий, он работал краскотёром в заведении Эдуар, а потом решил открыть собственное дело по изготовлению красок в тюбиках. Ошибка умерших цивилизаций была в том, что они верили, будто единица есть группа.
Главный врач лечебницы Теофиль Пейрон поставил своему пациенту диагноз острое маниакальное расстройство. Знаменитая Арена — главная достопримечательность Арля, тоже увековечена Ван Гогом. Например, чтобы изобразить участок травы, одна часть которого освещена, а другая – в тени, он подчёркивал зелёные точки оранжевыми или фиолетовыми, дополнительными к зелёному в определённой тональности, соответствующей повышению и понижению частоты колебаний. Их одиннадцать, по яркости и насыщенности они напоминают Вифлеемскую звезду.
Во время проживания в отеле Carrel Ван Гог создает такие картины, как «Заснеженный пейзаж с Арлем на заднем плане», «Арльcкая старуха» и «Лавка мясника. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши.
Большинство визуальных образов основано именно на позднем творчестве художника, но только им не ограничивается. Небо притягательно своей глубиной и загадочностью, а огромные звезды придают ему сказочный вид. Здесь он подошёл к самой тайне искусства Винсента. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Вид из окна».
8 мая 1889 года Ван Гог добровольно отправился в психиатрическую лечебницу монастыря Сен-Поль-де-Маусоль в Сен-Реми-де-Прованс, где впоследствии и написал свою знаменитую «Звездную ночь». Сегодня в бывшем старом госпитале Арля открыт Центр Ван Гога, здесь хранятся документы, связанные с пребыванием художника в больнице, есть экспозиционные залы, но главная ценность — внутренний дворик с арками, отреставрированный в цветовой палитре картины«Больничный сад в Арле». Всего Гоген провел в Арле два месяца. Земная жизнь Ван Гога закончилась – и начиналась легенда о Ван Гоге, последнем истинно великом художнике на планете Земля. Он писал букеты цветов. Вернувшись в Арлю, он пишет страстно, вдохновенно. Немногим ранее (23 декабря 1888) имел место эпизод сотрезанным ухом, «которое онотнёс вподарок проститутке» «после диспута сГогеном» (Арль, Прованс).
Винсент прилагал немало усилий к тому, чтобы направить всех своих «приятелей» к Тео и тот смог бы стать для них тем, кем был Дюран-Рюэль для Моне, Ренуара и других ранних импрессионистов. Была петиция обывателей Арля, требовавших изолировать«опасного для общественного порядка»и«особенно для женщин идетей»заезжего«гражданина Голландии». Было признание«глубоко нарушенных умственных способностей». В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Месяц и звезды просто удивительны, они запоминаются надолго: окруженные огромными нимбами в виде сфер различных оттенков – золотого, голубого и таинственного белого.
Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Выходящий в российский прокат на этой неделе мультфильм «С любовью, Винсент» (или, если переводить более точно, «Любящий вас Винсент») не просто размышление на тему биографии великого художника, а уникальный на сегодняшний день мультфильм, целиком написанный масляными красками на холсте. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. «Ван Гог неработал тольковмоменты кризисов болезни». Гоген тем временем уехал из Арля, так и не попрощавшись. Но родные не дали согласия на брак. Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега.
Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Мало того, каждый его кадр – определенная картина Ван Гога, более или менее известная. После ежедневной работы он мог покинуть монастырские стены, мог вернуться в свою келью. Сидя перед гипсовым антиком, он с ангельским терпением воспроизводил его красивые формы. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату. Когда эти два этюда побудут перед твоими глазами какое-то время, ты получишь по ним гораздо более полное представление о вещах, которые мы обсуждали с Гогеном и Бернаром и которые нас занимают, чем из моих писем.
Очень скоро они расстались. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. 30 ночи 29 июля 1890 года Винсент ван Гог ушел из жизни. Винсент описал свою задумку и композицию картины в письме к Тео: «Включая небольшой эскиз на холсте – вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью и, разумеется, газовые рожки фонарей. Хочется, чтобы этот опыт не стал единственным и впоследствии для подобного проекта было выбрано творчество как современников Ван Гога, так и других великих художников, работавших до и после него.
В Прованс по приглашению Ван Гога приезжает Поль Гоген, чтобы работать вместе. Однако художники слишком различались по темпераменту, что приводило к бурным ссорам. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Об этом непростом времени напоминают картины «Двор больницы в Арле» и «Портрет Феликса Рея».
Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. Снова влюбляется. Он полюбил свою кузину, рано потерявшую мужа, но вызвал этим лишь недовольство отца. Дядя только погасил пламя лампы и Винсент был вынужден уйти, унижен этой ситуацией.
За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. НоДоминик-Шарль Жанссен продолжает твёрдо верить: «un jour ouun autre» выставка унего в«кафе» такисостоится.
«Закат в Монмажуре» был закончен в июле 1888 года, но по какой-то причине художник не подписал картину, а после смерти Винсента Ван Гога она находилась в коллекции его брата Тео. Была насильственная жёсткая госпитализация. «Между тем, тобыл период наиболее интенсивной работы иглавных шедевров». В этом названии – полное описание нового этапа жизни художника. Винсент принялся за работу.
Словом, братья быстро составили пару, как та пара башмаков на натюрморте Винсента. Свободный от предрассудков и сектантской узости кругозора, Винсент умел входить в любую компанию и рекомендовать Тео работы разных художественных направлений. Бернар, Анкетен, позднее Гоген представляли клуазонизм, затем превратившийся в синтетизм. В 1. То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически.
Художнику удалось реалистично передать сцену быта крестьян. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату. 29 июля 1890 года Винсент Ван Гог умер. с тонкими полосами оранжевого».
Встречи с врачом не лишили ван Гога любознательности и острых оценок. В 1920 году эмигрировал из России, с 1922 года жил в США. Там же он получал уроки рисования. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Для обучения в университете Винсент течение года изучал греческий, латынь и математику (он сам назвал это время "худшим в жизни"), но провалил экзамены и уехал от дяди в июле 1878 года. Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера. Здесь он намеревался создать «Мастерскую Юга» — творческое объединение художников, в рамках которого все непризнанные современниками новаторы могли бы плодотворно трудиться для будущих поколений.
По рассказам сестер, юный Винсент "неуклюже ходил, низко опустив голову. А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. В 1949 году супруги Давид и Мария Бурляки решили отправиться к Лазурному берегу Франции с тем, чтобы побывать в местах, где жил и писал Ван Гог. Ему поставили диагноз «эпилепсия» (сформулировано как "острая мания со слуховыми и зрительными галлюцинациями) и назначили лечение таблетками и «гидротерапией» (периодическим погружением в ванну с водой).
Он строил колористические гаммы, меняя цвет фона и вазы в зависимости от цветов букета. Этот шедевр был очень значим и для самого художника. Пушкинский Музей, где хранится, кроме прочих ита самая «единственная проданная при жизни» работа, согласился предоставить Институту Ван Гога другую изпринадлежащих музею картин Ван Гога, «Пейзаж вОвере после дождя» («Paysage dAuvers aprs lapluie»), дабы«устроить персональную выставку вкафе». С этой точки зрения парижский период его творчества был отмечен появлением в нём одной новой особенности.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Теперь жизнь рядом с этим бесноватым оказалась очень не простой. Он на тысячи ладов повторял цветовые соотношения, проявляя ту методичную одержимость, которую отметил в нём Филипп Даген в своём предисловии к «Полной переписке Ван Гога».
Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Этот поиск составил основу искусства Винсента, который стремился спаять воедино письмо, рисунок и цветовой мазок. Если и вы приехали в город насладиться всем этим, то найти место, где остановиться и переночевать между исследованием окрестностей, можно здесь. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Но я тогда ещё не знал, что сбудутся оба эти мои пророчества» (8). Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего.
". Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. Петиция о его размещении в госпиталь собрала 81 подпись. Такова замечательная керамика золотой поры китайской эпохи Сун. И это вполне вероятно.
Он делал поправки, с яростью начинал заново, потом опять стирал нарисованное и под конец протёр дырку в бумаге» (2). В 1883 году Винсент расстался с Син и уехал из Гааги. Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит. А желал художник сказочности ирреальности и удивительного мира. «Однажды, надеюсь, янайду способ устроить мою собственную выставку вкаком-нибудь кафе», — писал Ван Гог брату Тео 10 июня 1890 изОвер-сюр-Уаз.
Тео во всём любил порядок. Первые девять недель прошли мирно: Гоген учил ван Гога техники письма "по памяти", Винсент изображал их двоих в виде стульев. Их дружба родилась не в тот день, а спустя примерно год.
В отличие от других пациентов, Ван Гог не был приписан к клинике. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). Его родителями были Анна Корнелия Карбентус (дочь переплитача книг) и Теодор ван Гог, пастор Нидерландской реформаторской церкви. Ван Гог прожил трудную и короткую жизнь, всего 37 лет. Повторное исследование «Заката в Монмажуре»провели специалисты Музея Винсента Ван Гога Луи ван Тилборг (Louis van Tilborgh) и Тей Медендорп (Teio Meedendorp).
Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. Вот таким образом я не ожидаю, что всем понравится или все будут восхищаться. Это тоже возможно. Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Сама деревня могла находиться где угодно: это мог быть Сен-Реми или Нюэнен ночью. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».
Именно в это время созданы известные автопортреты, например «Автопортрет с трубкой» и «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». Он спросил у Портье, кто это сделал. Я считаю, что есть. В 1885 году ван Гог заканчивает рисовать «едоков картофеля» (нидерландском De Aardappeleters), которую часто называют его первым шедевром.
Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». В десятках его натюрмортов с букетами цветов нет ничего дилетантского. Винсент провел с Син и ее детьми (последний родился уже при нем) полтора года.
Подсчитали, что в этом городке художник создал бдизько 70 картин. Еще один момент библейской трактовки картины связан с Книгой Бытия, а именно с цитатой из нее: «мне снова снился сон В нем были солнце и луна и одиннадцать звезд и все кланялись мне». Винсент завёл обыкновение встречаться там с друзьями и начал пить абсент, пить много, вероятно, вплоть до сильного опьянения.
Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. Одна из самых известных картин Ван Гога – «Звёздная ночь».
В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Состояние ван Гога стабилизировался и ему разрешили рисовать. В начале мая 1890 Винсент отправился на четыре дня в Париж. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись. Для чего уже ибезопасный «сейф-витрина» выстроены были.
Последними, как им и положено, проявили себя философы, которые в 1636 году санкционировали рождение суверенного индивида декартовым «Я мыслю, следовательно, существую». Он романтик, а мне по вкусы примитивы». Он приглашает Гогена приехать к нему в гости за счет своего брата Тео. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж.
Увидеть одну из лучших моделей Ван Гога – звездную ночь Прованса изображенную на полотне «Звездная ночь над Роной», можно, устроившись после заката на берегу реки. Гаше отправил сообщение брату Винсента и Тео приехал на следующий день. Небесные тела словно излучают космический свет, озаряющий сине-голубое спиралевидное небо.
«Я написал пейзаж с оливами и новый этюд звездного неба, — писал Ван Гог об этой картине брату Тео, — и, хотя я не видел последних полотен Гогена и Бернара, я глубоко убежден, что упомянутые два этюда написаны в том же духе. Он же первым угадал будущих мастеров в Сезанне, Гийомене, Гогене. Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу. Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Когда художнику стало лучше, он снова начал рисовать. Винсент не оставляет предмет за некоей пеленой из сверкающей пыли.
Были бурные истрастные «любовные неурядицы». История импрессионизма – великолепный пример действия этой закономерности. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
20 декабря 1889 года Ван Гог выходит из госпиталя, чтобы на два дня поехать в Арль. Всего художник создаст 7 картин серии, вторая версия «Подсолнухов» была уничтожена во время Второй Мировой войны, а самые известные полотна серии можно увидеть в Новой Пинакотеке Мюнхена, Лондонской Национальной галерее, Музее Ван Гога в Амстердаме, музее Sompo в Токио и в Филадельфийском Музее Искусств. В марте 1868 года ван Гог неожиданно покинул школу и вернулся домой.
— Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем, все были открыты. В «Элизе-Монмартр» Ла Гулю танцевала канкан. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Рей был практикантом в одной из психиатрических клиник и был настолько добр к Ван Гогу, что тот в знак благодарности написал его портрет.
Что же было на самом деле, остается неизвестным. Их приобрёл Тео. В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Отличительная черта нового стиля Ван Гога – яркость желтого и синего цветов их контрастное, но в то же время гармоничное сочетание, воплотилось в полной мере в картине «Ночная терраса кафе» (1888 год).
Трактовок у картины бесчисленное количество, начиная с числа изображенных звезд. Ван Гога мучают кошмары, его состояние все время меняется от эйфории до крайней подавленности. Мы с Винсентом редко приходим к согласию, особенно в том, что касается живописи. В середине июня художник создает один из самых известных своих шедевров – «Звездную ночь». «Мулен Руж» ещё не был открыт В «Каторжной таверне», где посетители считались «осуждёнными», официанты были одеты в костюмы каторжников: зелёный колпак, красные куртка и брюки.
Позднее он научился подбирать эти комбинации в уме, не отходя от мольберта. Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. В желтом цвете здания художник тоже видел определенную магию. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе.
Как и в картине «Терраса кафе ночью», здесь он пытается передать эффекты ночного освещения. Главной его идеей было оптическое смешение цветов. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности.
В дальнейшем он сознательно добивался в рисунке той спонтанности, с какой мы пишем. В большинстве своем картины этого самого раннего периода – пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы. Все эти встречи и беседы происходили в кафе или ресторанах на Монмартре. Потом он сделал предложение женщине легкого поведения, которая была в очередной раз беременна, предложил ей создать семью, был готов заботиться о ее детях, но вместе они продержались всего год.
С устройством помог дядя, который владел компанией, торгующей произведениями искусства. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков. Маршан ответил, что автор живёт в этом же доме несколькими этажами выше. В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями. Картина, по словам Винсента, должна быть местом этого слияния-излияния, пейзаж стать «пейзажем, который я люблю, а я и этот пейзаж составлять одно неразрывное целое». Моне говорил, что желает писать то, что находится между ним и предметом.
В декабре психическое здоровье Винсента сильно пошатнулось. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Он почти не играл с другими детьми. Ее называют обобщенным образом человеческих населенных пунктов.
8 октября Бурлюки выехали на поезде из Канн в Арль. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора. Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием— изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. В результате в конце марта 1876г. Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь.
В результате его попросили уехать. В некоторых из последних работ, написанных в Нюэнене, он стал переносить этот приём на живопись.
В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». Изображать самого себя – раньше это повсеместно сочли бы бесстыдством Столетие спустя примеру художников последовали писатели со своими авантюрными рассказами, где повествование ведётся от первого лица и, конечно, «Опытами» Монтеня – первым литературным автопортретом. Первый автопортрет был написан итальянским живописцем Филиппино Липпи в 1485 году (более ранний «Портрет мужчины в красном тюрбане» кисти Яна ван Эйка только предположительно считается автопортретом). За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. Прежде всего, следует сказать о том, что лежит на поверхности.
На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». За это можно простить даже очень простой сюжет. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. Он даже всё что угодно, только не импрессионист. «Мы можем выражать себя только через свои картины».
Потом он бросал лист и тут же начинал новый. Согласно другим трактовкам, Ван Гог написал свой собственный Гефсиманский сад.
Ван Гог прожил в Сан-Реми один год, живя в одной комнате и оборудовав другую под студию. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. А 23 декабря 1888 года решил покинуть желтый дом и провести ночь в отеле.
Винсент к нему привязался и был в восхищении от его живописи. «Для выделения, окружения ореолом или других приёмов, я думаю, это настоящее открытие» (10), – напишет он позднее из Арля. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
Он был странным, не таким, как другие. Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Ван Гог уехал в Гаагу. Кто я такой. А. С. Пушкина, Москва). В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения».
Сёра и Синьяк разработали дивизионизм или пуантилизм. Был еще один брат по имени Кор и три сестры – Элизабет, Анна и Уилл. Среди них— портреты, автопортреты, пейзажи и натюрморты, с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». Несколько работ художника посвящены сложному периоду его жизни в Арле – пребыванию в больнице на площади доктора Феликса Рея (Place du Docteur Felix-Rey), где он оказался после попытки отрезать себе ухо.
Он пишет брату: «Мой выезд оказался катастрофой». Самый близкий друг Тео, голландец Андрис Бонгер, на сестре которого Йоханне тот позднее женился, сообщал: «Когда братья жили вдвоём на Монмартре, Тео как-то сказал, что у Винсента талант живописца средней руки, не более» (13).
Из натуралистического определения искусства, взятого у Золя («кусок природы, увиденный через призму темперамента»), Винсент создал эстетическую мистику, в светском понимании этого слова – эстетику если не невозможного, то по меньшей мере требующего предельной интенсивности бытия. Здесь художник написал еще одну «Звездную ночь», серию с ирисами, «Цветущие ветки миндаля», «Пьету» и многие другие свои лучшие произведения. Начто ушли тонны бетона. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
Окно — зеленое. Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы. И хотя в брюссельской Академии изящных искусств он долго не проучился, рисовать не бросил. Чтобы положить конец спорам, я говорю ему: «Ты прав, генерал». Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. В Овер-сюр-Уазе Ван Гог много рисует.
Время, проведенное в Париже с февраля 1886-го по февраль 1888 года, оказалось для Винсента периодом технических исканий и сопоставлений с наиболее новаторскими тенденциями в современной живописи. Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной».
В это путешествие, лишенное необходимого комфорта, два уже немолодых человека – Давиду Бурлюку в ту пору было 67 лет пустились ради поиска культурной памяти, в надежде через реальную натуру приблизиться к разгадке искусства Ван Гога. Художественный руководитель проекта Петр Доминиак объехал все музеи, где хранятся картины художника и сфотографировал каждую из них, для того, чтобы художники смогли их воспроизвести. Художник впервые поднялся сюда уже через две недели после приезда в Арль. Если он добьется успеха в своей работе, то станет великим человеком ". «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео.
Вечером 27 июля 1890 года Ван Гог вышел из дома с мольбертом и красками и направился к пшеничного поля. С 24 сентября 2013 года картина «Закат в Монмажуре» выставлена в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами.
Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», – писал Винсент брату Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). На этом заканчивается его формальное образование. Путешествие прошло без проблем, Винсент был тепло принят братьями.
В процессе подготовки, которая заняла шесть лет (четыре года на разработку техники и два на исполнение), было написано более 1000 полотен (12 на секунду), 125 из которых на данный момент экспонируются в музее недалеко от Амстердама. С 1861 года Винсент и его сестра Анна учились дома с гувернанткой к 1 октября 1864 года, когда он поехал в Зевенберген (20 моль от дома), чтобы учиться в начальной школе-интернате Йана Провили. Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой». Винсента положили в городскую больницу, а Гоген уехал, не простившись. А в «Чёрной кошке» они носили зелёный фрак членов Французской академии.
Винсент подружился и с Тулуз-Лотреком. Но это было впереди. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. В подвале «Свиньи» стены были украшены рисунками изображавшими совокупление свиней и кабанов. Эти слова оказались пророческими.
Ван Гог считал, что каждый художник должен приехать в Арль (Arles). До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. Работая над «Звездной ночью» художник писал, что по-прежнему нуждается в религии именно вот таким образом он рисует звезды.
Само здание, построенное всередине XIX века, поменявшее множество владельцев, занесённое всписок Исторических Памятников в1985 году, приобретённое Институтом в1987 г, ныне отреставрировано вточном соответствии среалиями 1890 года. «Даже все краски той эпохи тщательно воспроизведены». На что ушло много лет исследований ианализа. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. Он хотел передать его очертания, фактуру. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Там были работы Моне, Ренуара, Писсарро, Дега. В японской же керамике больше темперамента, нежели тщательности.
В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Одеяло — ало-красное. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил.
Картина «Красные виноградники в Арле» (1888 год) отражает особый колорит природы, который мы, быть может, не видим в реальной жизни, но который, тем не менее, очень точно передает ощущение труда в поле на закате. В спорах он был резок, слишком одержим истиной, своей истиной, чтобы вести себя тактично.
Винсент много читал, учился, работая. Это не исключено. У него была любовница известная под именем С. и ему нравилось принимать у себя гостей. Эта техника могла бы дать какой-нибудь абсурдный результат, но Сёра был настоящим живописцем и его большое полотно «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» стало почитаемой иконой этого направления.
Некоторое время Гоген и Ван Гог плодотворно работали вместе, но все чаще между ними возникали творческие разногласия.
В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Отец называет Винсента, который считает религию "ужасной вещью", бездарностью и выгоняет его из дома. Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ). Но какая это была обуза.
В больницу Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс он прибыл 8 мая. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
Видно толькоивсё то, что мог видеть Ван Гог. «Каждая деталь заботливо изучена, дабы сохранить душу Дома Ван Гога, позволяя вто жевремя принимать публику внаилучших условиях». Двери лиловые. Он ненавидит Энгра, Рафаэля и Дега, которыми я восхищаюсь. Удачно выбранное положение, выбранное им для «Звёздной ночи над Роной», позволило ему захватить момент превращения яркого света фонарей Арля в тусклое мерцание синих вод Роны. Жизнь Винсента Ван Гога связана со многими городами. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку».
Этого достоин каждый из них. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются.
В «Мулен де ла Галетт» подавали белое вино с галетами играли вальс по заказу клиентов. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры.
Это движение, которое вовсе не было единым и цельным, позднее назвали постимпрессионизмом. Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик. То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения. В разное время эту роль играли Кирк Дуглас, Тим Рот и Бенедикт Камбербетч, не так давно Джулиан Шнабель заявил о том, что снимает фильм о жизни Ван Гога в Арле и его дружбе с Полем Гогеном. Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. «Хочу, чтобы это был настоящий дом для художников, — писал о будущей мастерской художник, — но чтобы никаких ценностей в нем не было, абсолютно никаких ценностей — даже наоборот, но чтобы всё от стула до картины имело бы особый характер».
В детстве ван Гог был серьезным, молчаливым и задумчивым. Во время пребывания в монастыре Ван Гог в июне 1889 года пишет картину «Звездная ночь», фантазируя этот сюжет. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Город – синий и фиолетовый. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте.
На затенённой траве – больше фиолетовых точек, на освещённой солнцем – больше оранжевых. Не мог ли Винсент видеть её в одном из парижских музеев. Он уже не говорил о «бедном искусстве для бедных» и, должно быть, понял, что Тео не мог даже показать парижанам его мрачные работы.
На пороге XX столетия, которое, как ему представлялось, будет идиллически благополучным, но оказалось таким жестоким, цикл автопортретов Винсента из которых большинство было написано в Париже, стал одним из свидетельств удивительной силы этой парадоксальной цивилизации, которая подчас обрекает на мученичество тех, кто её же обновляет, спасая от забвения и смерти. «Мне ничего не разрешают, даже курить, что разрешено другим пациентам. Тео будет предоставлять брату денежную помощь на протяжении всей жизни Винсента. Решая покончить с собой, он стреляет в сердце.
Винсент становится все более нелюдимая и ревностным относительно религии. Насыщенный колорит отличает и серию картин, на которых изображены подсолнухи. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса. В конце концов Париж становится ему отвратителен. Именно это заведение мы видим на известной картине «Ночная терраса кафе».
На юг, в Арль Винсент перебрался в 1888 году. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Когда Гоген написал портрет Ван Гога, Винсент объявил, что это его "портрет сумасшедшего".
Будучи в Арле, он создал «Звездную ночь над Роной», но она была совсем не такой, как хотел автор.