Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды – 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) – всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
32 Вначале работы Анкетена находились в сильной зависимости от Делакруа и Микельанджело (Кормону оба они были не по вкусу). Его наброски пером – какие-то пульсограммы мира, графические символы мировой жизни. Одним из направлений модерна, попыткой противостоять «хаосу» разности-лья, эклектики явилось обращение архитекторов к традициям классицизма.
Моне уговорил родителей отправить его на каникулы в Париж. Уверенный в своем призвании, он был убежден, что жертвы его не могут быть напрасны. Его не всегда понимали даже люди, которые восхищались им те же немногие, кто утверждал, что понимает его трудную прозу, просто хвастались.
Среди художников только один Одилон Редон противится мощному натуралистическому потоку и противопоставляет вещи придуманные вещам существующим идеал – реальной правде. Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) искусство которого теснейшим образом граничит с развитием французской живописи. Они уже стремятся изображать самые основные, "главные" элементы окружающего мира. Но их упорное изучение явлений природы, наблюдения над взаимодействием света и окраски предметов, над контрастами дополнительных цветов их опыты использования чистого цвета позволили им сделать столь ценные открытия в этой области, что мимо них в дальнейшем не мог пройти ни один подлинный художник.
цв. Крутые холмы окружали деревню. Гоген и Бернар говорят теперь о том, что надо рисовать, как рисуют дети, – писал брату Винсент Ван Гог. Он воскресил технику маркетри и открыл мебельное производство.
Восход солнца», 1872). (led to another bout - (раз, черёд, круг) of insanity) Художник снова оказался в психиатрической клинике. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов— неоимпрессионистов.
Единственным взглядом мастер охватывает (the master embraces) свой выбранный мотив и динамичными мазками, часто без кисти, просто выдавленными (squeezing) прямо на холст из тюбика, он передаёт (he transfers) не столько то, что он увидел, но больше то, как он чувствует мир. Критика и упреки скорее ожесточали, чем смягчали его. Представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др.
Интервалы формы и цвета контрастируют и сливаются как в музыкальном произведении. Ренуар (1841-1919) в живописной технике своеобразен. Таковы картины «Цирк», «Воскресенье на Гранд-Жатт», «Порт-ан-Бессен», «Натурщица со спины» и др.
Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограниченна. Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Ни те, ни другие (если не считать симпатий некоторых к анархизму) не потрясали социальных основано все они неизменно находились в резкой оппозиции к официальному искусству и разрушали установившиеся художественные авторитеты. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. Точно так же поступаю я и в портрете крестьянина, представляя себе этого человека при полуденном солнце, в разгар жатвы.
Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Произведения Сезанна открывают внутреннюю жизнь художника, наполненную внутренней энергией притяжения и отталкивания. Ренуар пишет детские портреты и выставляет их в Салонах.
Тот же прием использован и в изображении деревянного стола.
Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. Его композиции продуманы, в нем нет элемента случайности («Зонтики Мулен де ла Галетт»).
Ж. Сера и его последователи П. Синьяк, отец и сын Писсар-ро называли себя «научными импрессионистами» в отличие от «романтических импрессионистов», хотя по мнению многих критиков новый метод превращал творчество в скучное педантичное занятие, не меняя при этом конечной цели работы – взаимодействия света и цвета. 17 Как и Визева, он держался изысканно учтиво, хоть и с оттенком иронии. В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Будущий художник объехал всю Европу, ознакомился с коллекциями многих музеев и галерей. (Надо отметить, что Сюзанна Валадон, которая начала в то время рисовать, была почти столь же строга к себе в своем автопортрете. ) Вскоре после ее портрета Лотрек написал портрет Эмиля Бернара, своего честолюбивого и неугомонного соученика по мастерской Кормона.
Изображение замкнутого круга без единой возможности вырваться из него. Он прошел через бесчисленные испытания, но никогда не терял надежды. От раны художник мучался около недели.
Таково было и мое первое впечатление, когда я приехал в Париж. Стриндбергом. По его мнению, синтез формы и цвета, логики и интуиции, расчета и настроения обеспечивали целостное художественное выражение. В их творчестве в первую очередь прослеживают и подчеркивают формирование элементов, которые развивались в дальнейшем, причем именно появление этих элементов обычно и расценивают как признак угасания реализма в искусстве этого времени.
В 1882 г. организована наиболее представительная выставка. На такую тематику его вдохновлялЖан-ФрансуаМилле.
Картина должна лишь прийтись им по вкусу и они купят ее.
– Там я нахожу дикость и первобытность. В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе.
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Не удивительно вот таким образом, что Гюисманс немало способствовал открытию и Моро и Редона.
В мастерских художников царило возбуждение, в редакциях кипели страсти. Салон принимает его картину «Железная дорога», 1873.
То же относится и к японскому искусству. Поздние картины Ван Гога – арена столкновения именно этих двух красок. В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Эдгар Дега (1834-1917) был выходцем из старинной банкирской семьи, получил художественное образование, связанное с академической школой, поклонялся до конца жизни Энгру и Пуссену. вкл. ). Перед смертью Ван Гог сказал: «Да, я заплатил жизнью за свою работу и это стоило половины моего разума. » Александр Бенуа назвал его «мучеником идеи», а Писсарро ещё при жизни Ван Гога сказал, что он либо сойдёт с ума, либо превзойдёт всех нас».
29 G. Кahn. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Один из этих журнальчиков даже опубликовал рецепт изготовления динамита. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Его отец был бакалейщиком.
Душа Ван Гога требовала ярких красок. Возьмите, например, траву в тени. В 1891 г. во второй раз уезжает на Гаити.
(«Едоки картофеля», 1885). Они утверждали, что смешение цветов уничтожает их силу.
Точки чистого цвета смешиваются только в глазах зрителя. До приезда в Понт-Авен Бернар, писавший в Сен-Бриаке (Бретань), познакомился с молодым писателем-символистом Альбером Орье, который был всего тремя годами старше его.
Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)Французский художник-художник, яркий представитель постимпрессионизма. Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял. В последней из них разные люди объединены единством судьбы и духовного подъема.
Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Сезанна и проч. При этом выпущенные серийным методом элементы металлических конструкций вносили в облик здания определенное единообразие, что воспринималось как его «рациональность».
Цвет у него становится главным выразителем эмоций. На ней выставлено, например, 35 работ Моне, 25 – Писсарро, 25 – Ренуара, 27 – Сислея, 9 – Б. Моризо. жеи, соединивших народную архитектуру малоэтажных домов с упрощенной готической формой. Изделия его являлись изысканной растительной стилизацией. Вот таким образом их контраст или гармония способны выразить разнообразные духовные состояния художника.
В 1870-е гг. Конечно, устранить старое легче всего можно было с помощью бомб. Сезанн говорил: «Живопись – не значит рабски копировать действительность.
Наиболее импрессионистичны его картины «Бар в Фоли-Бержер» (1882), «Бал-маскарад в Опере» (1873). Служил он в алжирском полку.
Только что открылись Японский диван и Кабаре убийц, впоследствии переименованное в Проворный кролик, кафе Мирлитон, где колоритный Аристид Брюан потешал клиентов тем, что немилосердно дразнил их там же выставлял свои произведения Анри Тулуз-Лотрек, неизвестный молодой художник и друг Брюана Ша нуар, где посетителей обслуживали официанты, одетые в искусно расшитые золотом зеленые фраки, как у почтенных членов французской Академии. Постимпрессионисты использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. От природы он имел чувство цвета и лепил форму крупным мазком. В небольшой картине, которая изображает девочку, пасущую гусей, он передал элементы природы чуть ли не абстрактным рисунком, оживленным натуралистическими подробностями лишь в фигуре девочки.
В 1885 г. появились еще несколько журналов: La Minerve, Le Passant и La Revue contemporaine, но самым значительным среди них в этом году был La Revue wagnerienne, основанный Эдуардом Дюжарденом, который учился в Парижской консерватории вместе с Дебюсси, а теперь начал пропагандировать Вагнера не только как великого музыканта и поэта, но и как великого мыслителя и, главным образом, как создателя новой формы искусства. Сезанн сознательно искривляет предметы, чтобы показать их с разных точек зрения. Там же состоялись первые персональные выставки Гийомена и Люса. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре». Так я борюсь за жизненность и прогресс искусства.
Слово-понятие «декадент» прозвучало впервые в сонете французского символиста П. Верлена, посвященном упадку (decadence) Римской империи и было подхвачено бельгийцами М. Метерлинком и Э. Верхарном, норвежцами Г. Ибсеном, К. Гамсуном, шведом Ю. А. Во-первых, в каждом предмете Сезанн пробовал выявить его геометрическую основу. Будучи десятью годами моложе Ван Гога, Синьяк начал заниматься живописью очень рано. По Оверсюру ходили слухи об очередной любовной неудаче Винсента. Задний план составляет идиллический пейзаж, который контрастирует с водой, написанной абстрактными цветовыми пятнами чистого цвета, создающими мистическое впечатление.
Гоген приехал на Таити зрелым мастером, но он полностью состоялся как художник только тогда, когда покинул Европу. В качестве научного обоснования этого разложения цветов они использовали «Науку о цвете» Шеврейля, стремились создать собственную научную теорию цвета. Директор парижской фабрики «Гобелен» химик М. Э. Шеврейль (1789-1889) опубликовал в 1839 году свой труд «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов». Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве.
Трудно сказать, действительно ли Танги разбирался в вопросах искусства, но нельзя отрицать тот факт, что художники, которым он покровительствовал и к которым ни один уважаемый торговец картинами не проявлял интереса, были именно теми, кого судьба избрала для великих подвигов. Гоген, в сущности, всегда сознавал, что европейская художественная традиция, основанная на идеалах античности и Возрождения, не исчерпывает всех возможностей художественного развития человечества.
Зафиксировать на полотне одно из таких беглых впечатлений – вот в чем заключалась цель. Почему бы вам не обратиться к моему коллеге по институту господину Энгру. Сюжетом он избрал борьбу Иакова с ангелом, тему символическую и религиозную.
Это был пророческий взгляд художника. Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные точки.
Дюбуа-Пилле был представлен несколькими видами Парижа. Многие другие молодые художники также пытались более глубоко познакомиться со стилем Пюви, копируя его работы.
Братья побывали также у папаши Мартина и папаши Тома, которые, подобно Портье, скромно зарабатывали себе на жизнь, с небольшой прибылью продавая картины импрессионистов и молодых художников, хотя оба постоянно жаловались на отсутствие у публики интереса к этому роду искусства.
Художник повторил композицию Доре, которая называлась «Заключение». Но что делать, раз так получается. Приехав в Париж, он менее чем за год перезнакомился с Лотреком и Анкетеном, Камиллом и Люсьеном Писсарро, Гийоменом и Гогеном, Бернаром, Синьяком, Сёра и многими другими, как, например, Шуффенекер, Виньон и, видимо, также Дега и Моне. Элементы абстрактности, заложенные в искусстве Сезанна, привели его многочисленных последователей «сезаннистов» к живописи отвлеченности.
18 Однако попытка рисовать, как дети, была скорее плодом мудрствования, чем наивности. 7 Менее кровавые столкновения разыгрывались на террасах уличных кафе. Вероятно, когда произошел несчастный случай, подростки были пьяны. В 1886 г. состоялась последняя восьмая по счету выставка, но первая, которая имела успех.
Он располагает объекты так, чтобы подчеркнуть иллюзию трехмерности изображает предметы одновременно с двух точек зрения (в так называемой двойной перспективе). При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты». Такая программа давала им возможность концентрировать свое внимание на наиболее значительных явлениях современного искусства (они также устраивали концерты и лекции), в то же время избавляя их от необходимости допускать на выставки кого попало, как это вынуждены были делать Независимые.
Так г-н Одилон Редон показывает нам, например, глаз, плывущий на конце стебля в бесформенном пейзаже. Ты знаешь, например, что я часто небрежен в одежде. Яркие периоды их творчества прошли за пределами столицы.
Сами члены группы не были едины. Новизна их исканий неизменно сопровождалась острой разноречивостью.
Галле создал технику эмалевой росписи «лунный свет», включая в стеклянную массу золотую и серебряную фольгу. Клод Моне на этой выставке представил картину «Impression.
65 Те, кто подчинились влиянию Сёра, были скорее людьми слабыми, чем недобросовестными. Постимпрессионизм (пост — после импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогдаимпрессионизма и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам.
Винсент родился в 1853 году и был старшим из трёх братьев. Его кипарисы кажутся готическими храмами, рвущимися к небу стрельчатыми видениями. В 1893 в Париже устраивает персональную выставку.
Ахроматизация требовала взаимопроникновения всех цветов и оттенков в их чистом виде.
Вы не подходите друг другу – это абсолютно ясно и нам следует найти выход из создавшегося положения – это тоже ясно. Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами.
Тот жаловался на свою работу, нездоровье жены и сына и постоянные финансовые трудности. Ему свойственен направленный мазок, стиль волнистых полосок («Прогулка заключенных», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Подсолнечники», «Ирисы»).
Слово постимпрессионизм – термин не очень точный, хотя, безусловно, очень удобный. Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Иногда сезаннисты усваивали только формальную сторону творчества Сезанна. Он работает в технике лессировки.
Но друзья Маргариты утверждали, что она была влюблена в художника. Не думаю. 27 начало «Вариаций для оркестра», op.
Задача же неоимпрессионистов – синтезировать пейзаж в определенном аспекте, закрепив при этом ощущение художника. Желтая, мажорная, гамма, от нежно-лимонной до звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, «благовестом христианской любви»: «Сеятель», «Жнец», «Подсолнухи», «Долина Кро», «Красный виноградник».
(of his search for an artistic language of his own) «Вместо того, что бы пытаться воспроизвести (reproduce) точно, что находится перед глазами, я пользовался красками более свободно и это помогает мне выразить себя наиболее верно», — писал Ван Гог. Ответ Сёра не рассеял полностью подозрений Синьяка. (Конечно, она была там неуместна, но ведь приходится брать то, что дают и это все-таки лучше, чем ничего. ) Но так как посетители неспособны были оценить, что плохо, а что хорошо, то они просто решили смирился и продолжали обедать, окруженные этими многокрасочными полотнами, хотя и были смущены непривлекательным видом картин и художников.
Он никогда не позволяет себе произвольных домыслов или пристрастных толкований. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе.
Основатели – Жорж Сера и Поль Синьяк. Выставка завершилась провалом. К последующим годам такой метод неприменим.
Обычные посетители ресторана пришли в ужас от этой импровизированной выставки. Одним из них был молодой воспитанник Школы изящных искусств Аристид Майоль.
9 Но стоило Ван Гогу более внимательно изучить пейзажи Моне, как он начал восхищаться ими.
Но затем надежда его покинула и это, возможно, стало началом его болезни.
Я сделал дюжину пейзажей – два откровенно зеленые, откровенно синие. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт.
Излюбленным местом из работы был «лягушатник» – местечко на Сене близ Парижа («Купание на Сене, 1869 «Обнаженная», 1876 «Качели», 1876 «Завтрак лодочников, 1881 «Бал в Бужевале» «Девушка с веером»). Он изображает будни театра, в основном балета, сцены скачек. Его называют предтечей кубизма. Речь идет о Поле Сезанне, Винсенте Ван Гоге, Поле Гогене и Жорже Сёра. Мане сближается с импрессионистами, пишет на пленере.
Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Фанатично трудился над своими картинами. В том же году Фенеон принял участие в основании небольшого журнала Revue independante, который вскоре стал играть видную роль во французской литературе.
Таким образом, в противоположность большинству портретистов, которые думают, что сходство исчерпывается лицом, краски фона были для Ван Гога не случайным украшением, но таким же фактором выразительности, как и рисунок. Зарождение неоклассицизма как общеевропейского направления архитектуры в рамках модерна граничит с постройкой архитектором Францем Штуком (1863-1928) виллы в Мюнхене.
сближается с Мане. Поль Сезанн (1839—1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в родной Прованс (г. Между прочим, работы Ван Гога не вызывали у Синьяка особого восторга. Только после 30 лет Ван Гог целиком посвящает себя живописи. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись.
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Каждая линия и мазок – выразители его личности. Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент. Одна категория нервов чувствительна к воздействию длинных световых волн (ощущение красного), вторая категория реагирует на волны средней длины (ощущение зеленого), третья возбуждается короткими световыми волнами (ощущение фиолетового).
В Салоне независимых 1887 г., где Сёра показал только пейзажи, рисунки и этюд для Натурщиц (сама большая композиция еще не была готова), Дюбуа-Пилле и Ангран выставили картины, выполненные исключительно мелкими точками. В 1874 г. открылась первая выставка батиньольцев в фотографическом ателье Надара. Гюисманс писал: Если мы оставим в стороне Гойю. Следует выбирать существенную черту и воссоздавать ее или, что еще лучше, создавать ее. Ходили даже слухи о том, что после смерти Винсента Маргарита впала в глубокую депрессию.
сколько рассказать все, что ему удалось узнать за годы терпеливых поисков. В 1860-е гг. Иногда он в композиции прямо следует классическим произведениям.
15 Что же касается Дега, то этот художник был охарактеризован одним американским знатоком как любитель подсматривать за кулисами, в уборных балерин, замечающий только падших, порочных, самых отвратительных и мерзких женщин. Хотя Синьяк и не был приглашен участвовать в бельгийской выставке, он поехал вместе с Сёра, чтобы присутствовать на ее открытии. Каждый отколовшийся чуть ли не автоматически начинал издавать еще один журнальчик. В марте 1886 г. Поль Дюран-Рюэль, в отчаянной попытке завоевать Новый свет для искусства, не находящего поддержки у себя на родине, отбыл в Нью-Йорк, захватив с собой около трехсот картин. Он умер в 1926 г. Эдуард Мане (1832-1883) был сыном богатых родителей, получил академическое художественное образование в мастерской Кутюра.
Его палитра высветляется («Аржантей», 1874 «Берег Сены в Аржантейе», 1874 «Партия в крокет», 1873 «В лодке», 1874 г. ). Ему удается передавать мгновения, выхваченные из потока жизни большого города («Бульвар Капуцинок в Париже»).
и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры.
Пятнадцать его полотен изображали стога сена при разном освещении. Однако в то же время в Париже было шумно и весело.
Отсюда – необходимость схватить пейзаж в один сеанс, отсюда же – стремление заставлять природу притворяться в доказательство того, что этот момент уникален и никогда больше не повторится. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Среди этих законов существовал один, установленный Шеврейлем, согласно которому одновременный контраст цветов заключает в себе все видоизменения, каким подвергаются разного цвета объекты в своем физическом составе и в силе тона их собственных цветов, когда на них смотрят одновременно. те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после). 15 марта 1874 г. открылась первая выставка импрессионистов (всего 160 работ из них 9 – Моне, в том числе и знаменитая, давшая название всему направлению картина). Но было у всех этих художников и весьма серьезное отличие от импрессионистов.
Я люблю Бретань, – писал он вскоре своему другу Шуффенекеру. На этом острове он и умирает. Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной.
Это объясняет необходимость создания неслыханных прежде слов, без которых не выразить всей сложности чувств и физиологических ощущений. В творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов, от которого позднее отказались многие авангардные мастера 20 в. Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни.
Заранее решив свести все формы к их основным очертаниям использовать чистые краски, по возможности избегать теней и даже в значительной мере отказаться от моделировки, Гоген был очень доволен результатами. Introduction. Подлинными учителями для Мане являлись Тициан, Веласкес, Гойя, Хальс, Рубенс. Очень многие придерживаются именно этой теории. В 1860-е гг.
Его талант раскрылся позже. Les Dessins de Seurat. Soleil levant» («Впечатление. Но что в таком случае послужило причиной того срыва. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира.
Ему не приходилось искать пластических эквивалентов для своих эмоций, так как творчество его не сводилось к перенесению идей из одной среды в другую. Сколько, например, было споров о цифрах 3 и 7. Он, конечно, очень непрактичен, но если он только будет совершенствоваться, работы его в один прекрасный день безусловно начнут покупать.
Это годы напряженного, почти нечеловеческого труда. Не дожив до признания в 1883 г. умер Мане. Они – как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Сейчас исследователи говорят о том, что никакого уха себе художник не отрезал (отрезал лишь мочку уха) и никакого самоубийства не совершал. Гоген тогда все еще писал, следуя концепциям импрессионистов, привитым ему Писсарро.
Куда мы идем. », «А, ты ревнуешь. »).
Гоген очень критически относился к последним работам Писсарро и, видимо испытывал удовольствие, разрушая веру Ван Гога в теории Сёра. Два года спустя, после того как Дюран-Рюэль выставил в одном из отелей в Брюсселе некоторые картины импрессионистов, помимо Уистлера, получили приглашения Моне, Ренуар, Редон и Монтичелли, Работы Редона, в то время еще малоизвестные даже во Франции, вызвали больше всего споров, восторгов и возражений.
При этом он сказал однажды: «У меня нет желания быть мучеником. Ревалд убедительно разъясняет, почему он так подробно говорит об этом живописце. Постепенно он отказался от темных и земляных красок, которые употреблял в ранних работах. Впрочем, возможно и другое. Что же касается сюжета, то мы устали от банального, повседневного и принудительно современного мы желаем иметь возможность переносить развитие символа в любую эпоху и даже в область мечты (так как мечта неотличима от жизни). Среди художников следующего поколения такого единства уже не было.
Эти зачастую противоречивые влияния более или менее отчетливо проявляются в картинах Ван Гога, сделанных в Париже, свидетельствующих о больших расхождениях не только в манере исполнения, но и в цвете мелкие точки и мазки чередуются с широкими, решительными, тонкие слои краски – с тяжелыми и густыми, яркие краски – с бледными, одноцветные композиции – с этюдами в дополнительных цветах импрессионистские наброски – с картинами, созданными под влиянием японских гравюр (как, например, портрет женщины, предположительно изображающий Сегатори). Громкими скандалами сопровождалось появление «Завтрака на траве», в котором Мане изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. Нам уже знакома особенность его исследовательского метода.
Ван Гог вскоре украсил свою комнату новыми приобретениями. Иногда Моне менял полотно каждый час, чтобы изобразить изменения пейзажа. На этом холсте доктор Рей выглядел так, как он выглядел через 30 лет после написания портрета.
Он накупил гравюр на все деньги, какие мог истратить и советовал всем знакомым сделать то же самое. Синяя гамма, от голубой до иссиня-черной, казалась ему цветом холодной, бесстрастной вечности, ночного неба, смерти: «Хлеба и кипарисы», «Дорога в Провансе», «Терраса кафе ночью», «Звездная ночь». 6 июля, за три недели до смерти, Винсент съездил в Париж, чтобы увидеться с братом. Эта выставка впервые предоставила возможность и Сёра и Синьяку показать свои произведения.
В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников«Наби» и в конце концов модерн. В этих журналах сотрудничали также многие поэты, художники и писатели, хотя они большей частью ограничивались проблемами искусства и литературы и не писали поджигательных статей. Одновременно с импрессионистами в 80-х гг.
24 Общие политические убеждения и реформаторский пыл объединяли различные группировки символистов, но все они придерживались на редкость разных мнений в оценке художников, как разделявших, так и не разделявших их взгляды. Рубеж XIX-XX вв. Художник писал женщин за туалетом («Урок танцев», 1874 «Поездка скаковых лошадей», 1880 «Танцовщицы на репетиции» «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Прачки» «Абсент»).
Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником. В 1895 г. показывает в Париже 150 картин. Архитектуру этого направления – неоклассицизма – отличали монументальность, помпезность.
А это не могло не повлечь за собой оживленных споров с его новым другом. Он пишет картины «Вид Темзы и парламента в Лондоне» (1871), «Скалы в Бель-Иле».
И ещё здесь есть что-то от самурая. Он потерял глаз, но вынужден был заявлять, что не имеет никаких претензий. 7 Энгр умер двадцать лет тому назад (кстати, он никогда не интересовался ни призматическими красками, ни одновременными контрастами), а сам Шеврейль теперь уже не мог помочь им. Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов).
Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить свое отношение к изображаемому. Однако до сих пор Париж слушал музыку Вагнера лишь в концертах. Среди приглашенных на первую выставку в 1884 г. были Роден, Уистлер и Сарджент.
Распад группы начался еще в 1880 г., когда критик Золя выступил со статьей о не признанности этих художников. «Как много надо работать, – писал Моне, – чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней». Первые признаки ее сказываются главным образом в языке. После бесчисленных и, кстати сказать, довольно мирных битв, где проливались лишь чернила, стало ясно, что искусству необходимо приблизиться к природе.
Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Пытался передать интенсивный цвет, а не серую гармонию. Выразителен колорит Дега как в масляной живописи, так и в пастели. Он хотел «слиться с природой» и в 1891 г. уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен.
(1 мая 1886 г. в Чикаго состоялась массовая забастовка, во время которой анархисты тоже бросили бомбу в ряды полиции. ) Волнения, поднятые анархистами, встревожили средние слои французской буржуазии, которая едва начала приходить в себя после большого экономического кризиса 1882 г. и теперь с надеждой взирала на генерала Буланже, военного министра, стремившегося к власти и поддерживаемого бывшим социалистом Клемансо. Картины импрессионистов вскоре убедили его, что он ошибался. «Он играет на органе как Цезарь Франк», – говорили про него. предисловие к Premiers Poemes, 1897) Кан объясняет, как использовать в стихе динамогенные и тормозящие импульсы, ассонансы, связность и другие элементы ритма и композиции и это несомненно свидетельствует о том, что он находился под влиянием Хроматического круга (1888) своего друга В этой книге Анри анализирует язык и музыку, подобно тому, как он анализировал цвет исходя из своей теории психологии восприятия положенной им в основу всех трех искусств: живописи, поэзии и музыки.
Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Возможно, он считал, что мешает Тео и Ио так же, как ему самому мешают работать птицы. Наиболее известным примером здания, построенного в таком «готическом народном» духе, был «Красный дом» Уильяма Морриса в Беркли Хилл, достижения которого были в дальнейшем подхвачены многими архитекторами. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Произведения Ренуара производят впечатление картин сделанных с необычайной легкостью.
Он был страстным моряком и написал на корме своей первой лодки имена Мане – Золя – Вагнер.
Они были поражены. Не находите ли вы, что это хорошая идея. Кан устанавливает связи между эмоциями, звуком и ритмом точно так же, как это делает Анри. Своеобразным манифестом декадентского мировоззрения «fin de siecle» стал роман французского писателя Шарля Мари Жоржа Гюисмана (1848-1907) «Наоборот», главный герой которого в построенном по собственному проекту замке создает особую художественную атмосферу, мир грёз, где все наоборот по отношению к прозаическому миру действительности. Картины, привезенные Гогеном, в основе своей не отличались от тех, которые он прежде написал в Бретани, если не считать более богатых красок и некоторой упрощенности рисунка. Его целью было выразить себя. В дни, когда такие теоретики анархизма, как Элизе Реклю, возражали против пропаганды действием, Фенеон заявлял, что террор анархистов способствовал пропаганде их взглядов больше, чем все их брошюрки за последние двадцать лет. Не забывайте, что среди абонирующих места уже есть несколько графов и миллионеров.
Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Однако здесь налицо упор на линию и примитивизацию форм, что говорит о выходе за пределы импрессионизма, несмотря на манеру исполнения. Образцом «пластического» модерна является Каса Батло архитектора А. Гауди в Барселоне (см. В детстве его звали Оскаром. Сам Ван Гог никак не объяснил мотивы своей попытки самоубийства.
Импрессионистический метод был доведен до своего логического завершения в творчестве таких художников, как Жорж Сёра (1859-1891) и Поля Синьяка (1863-1935). Доминанта импрессионистической системы – цвет.
На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Вот этот круг нового искусства и является предметом данного исследования, предметом сложным и запутанным. Обращаясь к композиции «Сельского концерта» Джорджоне, он интересуется прежде всего проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы. В 1880—1881 гг.
Комнаты располагались не по анфиладному или коридорному принципу, а по вертикальному. И отклик этот не мог быть мирным, так как общими у них были как раз те черты, которые вызывали конфликты. Цель эта была превзойти импрессионизм и применить к своему искусству результаты научных исследований в области физики но он также без колебаний признавал, что стремится найти и нечто новое – искусство, целиком созданное мною самим. Эдуард Мане отказывается вступить в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и графиков» и участвовать в выставке. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Гоген намеренно переходит к примитивным формам.
Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. И вот собираются комментаторы. Он добавил, что будет ждать его в знаменитом Квадратном салоне.
Друг Фенеона Дюжарден, говоря о последних работах Анкетена, так сформулировал основные принципы символистского искусства: В живописи, так же как в литературе изображение подлинной натуры – пустая фантазия.
Сёра время от времени встречался со своими друзьями в кафе Маренго, где собирались Независимые (их собрания он добросовестно посещал), в Новых Афинах, бывшем месте встреч импрессионистов, показывавшихся там все реже и реже, в Английской таверне, на улице Амстердам, где в 1886 г. собирались сотрудники La Vogue, на регулярных понедельниках в мастерской Синьяка, находившейся неподалеку от мастерской самого Сёра, на авеню Клиши, где Синьяк принимал своих друзей и некоторых писателей, например, Анри де Ренье, Поля Адана и Поля Алексиса или, наконец, в Восточном кафе на улице Клиши, куда он заглядывал на несколько минут безупречно и строго одетый, когда с наступлением сумерек оставлял мастерскую и направлялся обедать к матери. Таким образом Ван Гог был лишён (deprived) возможности работать на пленере и попросил брата Тео прислать ему книги, включая очень известный альбом Гюстава Доре. И именно он стал прямым источником архитектуры Германии 30-40-х годов XX в. и металл стали основой предельно простых архитектурных форм. (Сёра же обычно писал на холстах, предварительно покрытых краской, положенной широкими мазками, что давало возможность располагать точки более свободно без того, чтобы была видна белая основа холста. ) Что же касается Жоржа Леммена, третьего неоимпрессиониста в Группе двадцати, то он был менее склонен к самостоятельным экспериментам и, подобно Максимилиану Люсу, очень свободно пользовался методом Сёра.
По-видимому, он также уничтожил свои пуантилистские этюды. Общее у них было лишь одно воинствующий характер их убеждений. Вот «Berceuse» – рыбацкая нянька, которую, по рыбацким поверьям, часто видишь в ночи перед лодкой, в час непогоды, – она веселит тогда сказками.
Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. С Ван Гогом у Синьяка сложились куда более сердечные отношения. Paris, 1926.
К реалистически монументальной скульптуре относятся его работы «Мыслитель», «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Граждане Кале». В это же время Антуан, пытаясь вдохнуть новую жизнь в театр, собирался показать Ибсена передовым кругам парижской публики. Искусство Гогена связывают с направлениями символизма, примитивизма. В 1878 г. Роден впервые экспонировал в Брюсселе, а затем в париже скульптуру «Бронзовый век».
его творчество граничит с искусством Рафаэля и Джорджоне. В своей теории поэзии (см. Зал был огромный, в нем можно было развесить свыше тысячи полотен.
1902-1904 гг. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен. Работали в направлении пуантилизм и дивизионизм. И кто бы мог подумать, что сбудутся обе части пророчества. Наиболее близок к импрессионистам в некоторых работах Огюст Роден (1840-1917). 49 Однако Тео тут же выражал надежду, что Винсент со временем устроится в другом месте.
«Виновница» – 20-летняя Маргарита Гаше. Малларме навестил его после выхода из больницы. Суждения и приговоры, на которые опиралась новая школа, часто противоречили друг другу.
Сознание своей правоты висело как постоянная угроза над всеми дружескими связями художника он охотно спасался в это прибежище, как только встречал сопротивление. Французский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма.
Если «Ночное кафе» исполнено тревоги и агрессивности, то это полотно пронизано чувством спокойствия и умиротворенности. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). Уже в 16 лет дядя Винсента пригласил его работать в фирме, торгующей произведениями искусства. Тем не менее эта связь между неоимпрессионизмом и символизмом была не слишком явной. Но хроническая болезнь горла помешала Делакруа осуществить эту встречу.
Гоген отходит от принципов европейской живописи более решительно, чем другие художники. Совсем иное настроение чувствуется в картине «Спальня художника в Арле». Истинным вождем постепенно становился Клод Моне. Анри соответственно установил хроматический круг, на котором радостные (динамические) цвета соответствуют радостным (динамическим) направлениям, а тормозящие цвета тормозящим направлениям и где учтены также теория контрастов, длина волн различных цветов и пр.
О мистическом значении чисел я уже не говорю. Эти цвета, обособленные на полотне, воссоединяются на сетчатой оболочке глаза: вот таким образом мы имеем дело не со смесью материальных цветов (пигментов), а со смесью разноцветных лучей света.
Джордж Мур насмехался над его Гранд-Жатт, отказываясь принимать ее всерьез. По сути, все они могут быть квалифицированы как постимпрессионизм. Здесь во всём облике доктора — щеках, бородке, форме лица есть что-то кошачье.
В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. Он бывал в Париже еще двадцатилетним юношей, сначала в 1874 г., а затем пробыл там с 1875 по 1876 г. как служащий галерей Гупиля, совладельцем которых был один из его дядей. То же настроение присутствует и в картине Ночной кабачок в Арле. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли.
Цвет лепит предметы, – говорил Сезанн. Самоубийство Часто думают, что неожиданное самоубийство Ван Гога стало следствием потрясения испытанного им во время конфликта с Гогеном, когда он отрезал себе мочку уха. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные.
Я твердо решил продолжать поступать так же, как поступал до сих пор. Несколько позже по инициативе Фенеона в помещении редакции La Revue independante начали устраиваться небольшие выставки, на которых показывались работы Мане, Писсарро, Моризо, Родена, Рафаэлли, Сёра, Синьяка, Анкетена (друга Дюжардена) и Ван Гога. Поль Сезанн (1839-1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке в 1874 г., затем уехал в Прованс и жил замкнутой, но напряженной творческой жизнью. не наблюдается такого яркого развития импрессионистического направления, как в живописи. Я утрирую светлый тон его волос до степени оранжевого цвета.
Чрезвычайное напряжение (extrem tension) в работе без перерыва привело Ван Гога новому этапу душевной болезни. Поскольку данное исследование предоставляло возможность восстановить истину, а сам Ван Гог был к тому же более или менее тесно связан со всем, что происходило в мире искусства со времени прибытия художника в Париж до его смерти, последовавшей четыре года спустя, я счел целесообразным особенно подробно остановиться на его жизни и творчестве. Кризис мог быть связан с Тео. Сезанн не дематериализует форму, у него нет картин сложного содержания.
Это – особенность его творчества. Индивидуалистическая обособленность всех этих художников несомненна. Их разделяли мелкая зависть, теоретические и практические расхождения. Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов («Таитянские пасторали», «Откуда мы пришли.
Он осознавал «ненормальность» своего образа жизни и долгое время надеялся обрести семью, как и все прочие люди. Он целиком посвятил себя достижению единой цели, к которой приближался с каждой новой работой. Тамбурин на бульваре Клиши посещали многие писатели и художники, заходил туда и Эрнест Хошеде, друг Мане, Ренуара и Моне, пылкий покровитель Независимых, который в промежутках между банкротствами и судебными распродажами его имущества собирал картины импрессионистов. После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм).
Озарения, по свидетельству Фенеона, очаровали одних читателей и напугали других. Однако было бы прискорбно, если бы это воспринималось в дурном смысле. Сезанн о Моне сказал так: «Моне – это только глаз, но Бог мой, какой глаз. ». Тем временем долги эти возрастали с каждым новым прожитым днем. Художественные теории, которые начал теперь разрабатывать сам Гоген, свидетельствуют о более или менее полном усвоении им теорий Бернара и попытках сочетать их с собственными, пока еще неясными устремлениями.
Практически все художники в этом жанре — французы. Он начал заниматься живописью еще в Бельгии, когда был миссионером в «черной стране» бельгийских шахтеров — Боринаже. Он выявляет характерное в человеке не только утрировкой рисунка, но и символикой красок.
Ах, мой милый, многие увидят в этом преувеличении карикатуру, но что мне до этого. Этой картиной Сёра удалось создать атмосферу остановившегося времени. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. Конечно, человек в таком состоянии иногда бывает неприятен окружающим и, сам того не желая, в какой-то степени нарушает определенные формы, устои и социальные условности.
Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника. Портье показывал работы Ван Гога своему другу Гийомену. Техника, разработанная живописцами, стала проявлением научного подхода к живописи. Гогена также привлекали японские гравюры (Дега и импрессионисты, вероятно, пробудили в нем интерес к японскому искусству еще до того, как он познакомился с Ван Гогом).
Скорее всего следует сделать все возможное, чтобы использовать эту одержимость наилучшим образом. Одним из самых выдающихся художников-декораторов модерна был Эмиль Галле (1846-1904).
Что касается жизни Ван Гога. Чувствуется, что эта огромная картина писалась в маленькой комнате, где от нее нельзя было отойти достаточно далеко. Но и сейчас его книга представляет огромный интерес. Не будем предвосхищать текста книги. Он никогда не разлагал, не растворял предметы в цветовоздушной среде. После этого он перепробовал множество профессий, пока наконец не стал художником.
6 Уступая этому нажиму, дирекция театра объявила, что отказывается от своего намерения. Главный труд Гете по цвету был обнародован также в 1810 году, а в 1816 году Шопенгауэр опубликовал свой трактат «О видении и цветах».
Как мы правильно говорим: ищи жизнь в цвете. Один Мореас тщательно избегал принимать чью-либо сторону. С марта 1865 г. начинает выставляться в Салоне. На первый взгляд Париж давал немногим больше, чем Мюнхен или Дюссельдорф. В 1886 г. он приезжает в Париж и через брата Тео, служившего в одной частной картинной галерее, сближается с импрессионистами.
Он не только любил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка. Он мог не отдавать себе отчета в том, насколько они гениальны, его могла привлекать, главным образом их искренность (хотя плохие художники тоже могут быть и часто бывают искренними), он мог не столько понимать их цели, сколько жалеть их за необходимость вести постоянную борьбу, но он каким-то образом интуитивно отзывался на все нешаблонное и смело революционное в искусстве. Три года назад, поверяя Писсарро свои мысли, Гоген уже говорил: Больше чем когда-либо я убежден, что в искусстве не существует преувеличений. Одни из них ее ревниво отстаивали, другие тщетно старались преодолеть. Реальную природу художник превращает в декоративный красочный узор.
Редон, Сёра, Синьяк, равно как Ангран и Кросс, приняли активное участие в прениях. Но из всех красок-слов его больше всего чаровали две: желтая и синяя. Как архитектор Макинтош опирался на традиции строительства сельского шотландского жилища и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков, т. е. был типичным представителем неоромантизма. 2 Одной из основных предпосылок этого одновременного контраста является тот факт, что два смежных цвета взаимно влияют, отбрасывая друг на друга свой собственный дополнительный цвет (светлый становится светлее, темный – темнее). Поль Гоген (1848-1903) поздно, как и Ван Гог, стал заниматься живописью систематически.
Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегают даже к декоративной стилизации. Его Рыбацкая нянька вся написана звучными лубочно-цветистыми колерами. П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар». Точно так же как он умел с одинаковой убежденностью защищать противоположные точки зрения, он умел оправдывать и собственное поведение даже в тех случаях, когда это ему стоило столь желанной дружбы. В его пейзажах почти нет совершенно прямых линий. Я признаю это и признаю, что это ужасно. Эти дощечки, на которых Сёра фиксировал особенности местности и отдельные встречавшиеся ему фигуры, должны были снабжать его необходимой для работы в мастерской информацией.
С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения. Тем не менее его причудливый мир – мир прекрасных юношей, порочно-чистых дев, ручных чудовищ, населенных призраками морей, воздушно-легкой архитектуры и таинственных пейзажей – таил в себе необычайное очарование для того, кто умеет читать произведение искусства (слово читать употреблял сам Моро). В 1886 году он приехал в Париж и застал последнюю выставку имперссионистов.
Всё кажется материально ощутимым и объемным. Но композиция Доре нейтральная. Иногда она по-настоящему пугает нас, но по временам мы на удивленье веселы и буйны.
Вот таким образом Сёра сделал набросок с Пюви, а Гоген скопировал одну из его картин использовав ее как фон для натюрморта. Он даст вам все нужные сведения. Но еще большим фактом выразительности у Ван Гога, нежели его техника, является колорит.
Хотя Малларме, неоспоримый вождь поэтов, не пытался навязывать другим свои художественные вкусы, они должны были казаться им явно консервативными. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями.
Он создал так называемый флориалъный стиль. Впоследствии она так и не вышла замуж.
Подавали обед на черной скатерти.
Краски его, однако, были чистыми, элементы уравновешены и закон контрастов соблюден. А знает Ревалд очень много. К сожалению, при жизни он былмерзавцем и неудачником, но его спасколоссальный талант.
В то время как настоящий том охватывает 1886-1893 гг., в следующем будет говориться о периоде с 1893 по 1906 г. Я буду в Лувре с двенадцати часов, а если хочешь, раньше, – этими словами, написанными в конце февраля 1886 г., Винсент Ван Гог уведомил своего брата Тео, что неожиданно покинул Антверпен и находится в Париже. После выхода из клиники «Сен-Поль» Ван Гог попытался вновь приспособиться к жизни в обществе, но прожил всего 70 дней. Он пользуется упрощенным рисунком, его формы плоскостны, краски яркие и чистые, композиции носят орнаментальный характер («Женщина, держащая плод»). Клод Моне (1840-1926) любил рисовать шаржи друзей и знакомых. «Я останусь псом или попрошайкой, но всё равно я буду художником» — говорил Ван-Гог. Тео Ван Гог сводил брата к нескольким мелким торговцам картинами.
Закрывать глаза на декаданс, до которого мы дошли, было бы верхом бессмыслицы, – утверждал один из символистских журналов. Младшее поколение повсеместно подражало его работам. Наиболее ярким выражением идей Сёра можно назвать картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Одним из этих торговцев был г-н Жорж Тома.
Я не знаю ни одного из графиков современности, который обладал бы такой уверенностью линии, такой силой внушения, таким лаконизмом рисунка. Отсюда и дригие названия этого этапа импрессионизма – дивизионим (division – разделение) или пуантеризм (point – точка). Осенью 1890 г. мастер неожиданно для себя открывает «серийный» способ работы. П. Сезанн называл свое искусство «размышлением с кистью в руках».
Современная жизнь передается художником в богатстве быстро меняющихся ощущений. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят» и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Беседы с этими людьми помогли ему разобраться в собственных мыслях. Данная книга – это всего первый том истории постимпрессионистического искусства.
В Москву портрет попал с надписью «Портрет неизвестного» и так атрибутировался до тех пор, пока коллеги доктора Рея не посетили музей, где и узнали на картине своего знакомого. Он просто был не в силах упустить случай доказать непогрешимость своих теорий. Подлинный рисунок – это моделировка цветом. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. Сам Писсарро был представлен на Международной выставке у Пти несколькими последними пуантилистскими работами, появившимися здесь впервые вместе с полотнами его бывших друзей – Ренуара, Моне и Сислея. Кто мы. 30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты исполняемые по очереди разными певцами. «Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности.
Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». Это значит находить гармонию между многими соотношениями». Остальные члены группы считали даже, что он более точен и научен, чем сам Сёра. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Именно в этот момент сотрудничество художников завершилось. Тем не менее все они, в том числе и Винсент Ван Гог, полагали, что именно Сёра является вожаком художников нового поколения.
Наоборот — старались бежать (flee) из Парижа, от цивилизации. Ван Гог оказал влияние на фовистов и экспрессионистов. Они заходили к Деларбейретту, где дивились сверкающей пастозности Монтичелли (умершего в июне 1886 г. ), встречались с Портье, которому Тео уже давал некоторые полотна, присланные ему Винсентом, в тщетной надежде, что тот сможет продать их. Очень интересны главы о символизме. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. Дюбуа-Пилле, по-видимому, первым начавший систематически применять дивизионизм в портретной живописи (хотя за ним сразу же последовал Тео ван Риссельберг), не ограничился изучением Теории цветов американского физика О. Н. Руда.
после импрессионизма — общее название течений в живописи конца XIX— начала XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Дега не признавал живописи на пленере, не занимался пейзажем.
Картина Люсьена ПиссарроМетодика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка. Странные дни мы переживаем, – писал брату Винсент. Это не идеальный образ красоты, а современный портрет, холодно передающий сходство «без поэтических затей». Создавая свою мебель, Макинтош часто пренебрегал высоко ценимой романтиками «правдой материала». Ван Гог же написал ад на земле из которого нет выхода.
Он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета. Он знал нищету, едкость насмешек, затем приобрел известность, но пережил свою славу и был свидетелем устарелости своих идей, которым остался верен. Помимо этих выставок, привлекавших целые толпы посетителей, состоялось еще несколько персональных и групповых выставок, которые начали устраивать такие торговцы, как Дюран-Рюэль, Пти и Гупиль и которые в те времена были новшеством.
Еще большее негодование вызвала «Олимпия», представленная в Салоне 1865 г. На нее изображена обнаженная женщина на желтоватой шали и голубоватых простынях, которой темная служанка приносит цветы.
Её использовал Д. Д. 78 Они также находили в его работах больше света, чем в работах Сёра.
Бродячая жизнь Верлена, бросавшая его из тюрем в кабаки, в публичные дома и больницы, мешали публике разглядеть в нем поэтический дар. В галерее Тео Винсент Ван Гог мог изучать работы Коро и Домье (спрос на произведения последнего был весьма невелик), а также картины Мане и Ренуара, Моне и Писсарро, Сислея, Гийомена и в особенности Дега. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Несколько позже Верлена пришлось госпитализировать и лечить от алкоголизма.
Но в этом была и его сила. Краски Сезанна светятся всем богатством своих возможностей. Его безграничное восхищение вызывали Коро, Тройон, Добиньи и прежде всего Милле. По существу, картин, свидетельствовавших о наличии таланта и подававших надежды, было много меньше половины. Эта композиция отличается причудливым сочетанием французской и полинезийской традиций.
В 1894 г. Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. Однако, постепенно цельная картина миратеряется («Туман в Лондоне», 1903 «Поле маков»). Это портреты близких людей, друзей, автопортреты, пейзажи («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов»), портреты-типажи («Курильщик»), редкие сюжетные изображения («Игроки в карты»). Однако это не было бегством в мир вымысла и абстракции (хотя сам он применял иногда именно эти определения), но поисками новых путей. Как раз в это время произошел странный, оставшийся неясным инцидент. Неотделима от этих понятий была и особая техника живописи, применяемая Сёра.
Возможно, это нужно было показать с большей отчетливостью. Воспроизведение точной окраски данной поверхности при заданных условиях освещения исключало смешивание красок на палитре.
По существу, Синьяк взял на себя роль теоретика группы. он посещает Брюссельскую Академию художеств. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Я даже верю, что спасение только в крайностях. «Экзотическая» живопись Гогена – «А ты ревнуешь. », «Ее зовут Вайраумати», «Женщина, держащая плод» – отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов.
Выразительность картины передаёт бурный темперамент художника. Несмотря на то что книга рассчитана на широкий круг читателей, Ревалд очень обстоятельно изложил сложную систему живописного дивизионизма. Об импрессионистах Винсент Ван Гог знал лишь то, что сообщал ему в письмах брат, – например, что Моне употребляет светлые краски.
Белая окраска его знаменитой мебели полностью скрывала текстуру дерева, подменяясь декадентской «искусственностью». По существу, для всего мира последним словом французского модернизма являлся один Бастьен-Лепаж (скончавшийся в 1884 г. на тридцать пятом году жизни), ловко сочетавший сюжеты Милле и упрощения Пюви де Шаванна, слегка небрежную импрессионистскую манеру и приглушенный колорит, столь дорогой сердцу официальной школы. Новым потребностям отвечают новые идеи, бесконечно тонкие и разнообразные.
Моне и Ренуар выставлялись в Салонах, Писсаро примкнул к группе неоимпрессионистов.
Но еще большей выразительностью, нежели его техника, являлся колорит. 30 Что касается Гюисманса, то он яростно нападал на фигурные композиции Сёра (пейзажи ему нравились) и говорил: Они слишком техничны, в них слишком много системы здесь недостает искры, недостает жизни. Картина является своего рода аллегорией и олицетворяет страх художника за непорочность и простоту жизненного уклада острова. Винсент Ван Гог решил устроить что-то вроде выставки импрессионистов.
Но он был еще и выдающимся художником, графиком, создавшим оригинальный стиль «изысканного эстетизма», основанный на жестких линиях и строгих прямоугольных формах.
Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. Ван Гог теперь просто жаждал использовать все то новое, чему он научился. До конца жизни подписывает Свои картины, добавляя «ученик Писсарро».
Их произведения остались жить в категории большого времени и большого пространства. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Оно должно было быть также немножко болезненным. Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм.
Вот портрет почтальона из Арля. Счесть себя человеком опасным и ни на что не способным. Я, пожалуй, предпочел бы это живописи декадентов.
У художника обострено чувство, переплетаются противоречивые настроения. Его картины – это не этюды, а законченные произведения. В отличие от импрессионистов они не стремились стать известными. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сера, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Острый духовный кризис, пережитый романтизмом во Франции, Германии и, в меньшей степени, другими европейскими странами, обусловил появление мировоззрения конца века – «fin de siecle», важнейшей установкой которого являлись подчеркнутый индивидуализм, космополитизм изощренность изысканность формы и аристократическое презрение ко всему обыденному.
Однако, по версии американцев, в Ван Гога стреляли двое местных подростков. Он обладал удивительным состраданием к человеку. В пластике второй половины XIXв. Семья Ван Гог стремится не предавать огласке многие семейные тайны. Но каждый искал по-своему.
Особенность живописной манеры «таитянского» Гогена состоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в использовании линейного контура, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежд и на коврах и в пейзажном фоне» Именно декоративный характер живописи Гогена объясняет то влияние, которое этот художник оказал на художников других стран и на возникновение группы наби. С вершин холмов виден был песчаный берег залива, к которому катилась река. Стремление эстетизировать стиль жизни обусловливает и эксперименты героя, одним из которых является траурный обед, данный «по случаю внезапного упадка сил». Ранние его работы имеют определенные черты старой голландской традиции.
Остроконечная бородка способствовала его сходству с дядей Сэмом. Но не потеряв веру в свои способности, он не видел сейчас перед собой ясного пути. был началом преобразований всех сторон жизни – от научного знания до коллективного поведения, от религиозной деятельности до художественного восприятия, от нового сознания до самого жизненного уклада.
Клод Моне прошел все этапы. Ревалд пишет беспристрастно и строго. Вот таким образом они были гонимы официальной критикой и презираемы консервативной буржуазной публикой. Я не хочу обижать никого. О да, помню, я как-то написал брошюрку об этом. Быть может, его приезд в Бретань был нежелателен.
Большей частью их рассматривают прежде всего как предшественников искусства XX века. Они отражают разнообразные влияния, которым он подвергался в Париже. Ах, вы художники. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы подражания природе.
Несколько замечаний хочется сделать в связи с главами, посвященными Гогену. Как отмечает издание, в пользу новой теории говорит тот факт, что принадлежности для рисования, с которыми Ван Гог якобы вышел на прогулку, а также пистолет никогда не были найдены. Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние 5 лет.
Небольшие группы, собиравшиеся вокруг крупных мастеров, были немногочисленны и нестойки. Но живая ткань мелких импрессионистских мазков все еще продолжает господствовать в нем. Здесь нет ничего от «ускользающего мгновения» импрессионистов, это типичный постимпрессионизм.
Они не добились известности при жизни (кроме Сезанна) их судьбы оказались трагичны. В 35 лет он оставляет работу в банке и посвящает себя искусству. Его горные кряжи изгибаются, точно образуясь из первоначального хаоса прямо на глазах. Вопрос этот имел для Ван Гога не только теоретическое, но и чисто практическое значение, поскольку в то время он был увлечен идеей собрать работы кое-кого из своих друзей и показать их на специальной выставке, если только ему удастся найти помещение. Как он сам говорит, он не столько хотел изложить свое мнение о событиях. 25 Он находился также в дружеских отношениях с Уистлером. При наличии подобных качеств эти люди приходили в необузданный восторг если же произведению искусства не удавалось выпустить на волю поток их собственных фантазий, они относились к нему весьма критически, не считаясь с тем, обоснованы их приговоры или нет.
Самым выдающимся представителем модерна в английской архитектуре был Чарльз Макинтош (1868-1928). Хотя Гоген высказывал свои мнения весьма убедительно, доводы его не всегда были здравыми.
Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объемность и материальность, утраченную импрессионистами.
П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. Недаром художник изобразил доктора в японском орнаментальном стиле. Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиямКлода Моне. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Если Англия выступила как зачинатель, то Франция стала распространителем нового стиля, называемого здесь «ар нуво» («новое искусство»). Он был тесно связан с художественными кругами Парижа (о чем очень много говорится в книге Ревалда), но в то же время, еще живя во Франции, самыми разными путями искал соприкосновений с художественными памятниками неевропейских культур.
Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Его стиль называют ковровым. Он отказался от произвольных мазков и заменил их тщательно выверенными точками. Сезанн перешел к модулированию замкнутых цветовых плоскостей. Фенеон разделял эту общую склонность к чудаковатости если он не надевал свой шелковый цилиндр (любимый головной убор Сёра, Синьяка, Анри и Дюжардена), то носил пальто с капюшоном или пелерину, ассоциировавшиеся в глазах французов с англо-американскими туристами.
Фенеон и Люс оказались замешаны в известном судебном процессе тридцати анархистов. Эмоциональные и психологические возможности колорита – предмет постоянных размышлений Ван Гога: Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Вскоре он сумел вместе с Сёра усовершенствовать его систему. Отсюда – страшное одиночество этих художников. Они вызывают симпатию, восхищение, сострадание, а иногда досаду и даже негодование (можно ли простить Гогену его эгоистический протест против посмертной выставки Ван Гога. ).
Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф. Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами.
Эти великие колористы были для него объектами восхищения. По выполнению и замыслу они все еще были близки к картинам импрессионистов. К середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма. Чтобы его друзей не наказали, Ван Гог всё взял на себя, сказал, что совершил самоубийство.
Это – их разобщенность. Это39-ый автопортрет художника. Первобытное искусство и фольклор символичны именно в этом смысле. Знайте, я не сказал ему ничего другого, кроме того, в чем был убежден всегда. Шостакович в опере «Нос», А. Г.
На самом деле художник был великим тружеником. После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы.
«Постимпрессионисты использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Одновременно молодой ученый Шарль Анри завершил свое исследование Научная эстетика, напечатанное, как и статьи Фенеона, в маленьком журнале La Vogue, где Верлен опубликовал Озарения стихотворения в прозе Рембо, когда издатель ошибочно сообщил о том, что Рембо скончался в Абиссинии.
Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Стремясь полностью овладеть теориями, лежащими в основе системы Сёра, Синьяк сам отправился к Шеврейлю. Винсент Ван Гог (1853-1890) развил на основе импрессионизма и неоимпрессионизма линейно-ритмический и ярко-цветовой экспрессионизм. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна». Это обстоятельство позволило ему производить дальнейшие упрощения.
Отметим только некоторые положения.