Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
"Октябрь. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Поездка в Вену и Италию с И. С. С 1900-х гг.
Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Трубниковой (1865-1927). Это случилось в 1871 году. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Наезжал в Абрамцево.
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Круг друзей Серова сложился помимо Академии.
1890 год — с конца предыдущего года давал уроки рисованию Володе фон Мекк (1877—1932) — сыну В. К. фон Мекк в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини в феврале родилась дочь Ольга с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)», затем в мастерской появился М. Врубель с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком) осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Целью Серова при поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель. Не окончив курса, Серов покинул Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Становится преподавателем МУЖВЗ. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. БиографияРусский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем.
Его влечет свободная творческая работа. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Родился сын Георгий. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Радость беспричинная. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, вдумчивую манеру письма и здоровый перфекционизм и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр.
Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины.
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. А где можно было брать основной материал. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребенок в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело.
в зеркале у края холста). Репиным. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником.
Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Таманьо» (1891), «Н.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция – все было у Серова и было в превосходной степени». На рубеже 19 – 20 вв. Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
Домотканово, 1904). В начале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
Вот таким образом итальянский певец Анджело Мазини, дававший гастроли в лучших столичных заведениях всего мира изображен в стиле Веласкеса. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Серову в «выборе» повезло. Избран действительным членом венского Сецессиона. 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где была написана «Девушка, освещённая солнцем» и ряд пейзажей в августе — в Абрамцеве, в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой о венчании в январе следующего года в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора Бларамберга и начал писать портрет отца выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей в самом конце года в Санкт-Петербург приехала его невеста, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих родителей. ». Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками».
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Левитана 1893 года.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце имя которого – Валентин Серов.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе.
Рождение сына Михаила. 1897. «Все, чего я добивался, – говорит Серов о своих работах этих лет, – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Знакомство с К. А.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Живет с матерью в Мюнхене.
В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В. Д. С 1890-х гг. Да ещё и с издевательствами. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Валентин Серов родился в артистической семье.
Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Коровиным. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Это была великолепная школа для юного Серова. Дервиза Домотканово. Римского-Корсакова (1898). Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Продолжение занятий с Репиным. 1880. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Коровина. 1892. Домотканово, 1888, ГТГ). Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. И, рассказав Грабарю про этот запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо писать без фокусов – так прост как это только возможно. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Выходит из ТПХВ. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
и Ю. С. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал».
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Петр I Портрет Г. Л. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. "Девочка с персиками". 1888. Вскоре Серов покидает академию. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Поездка в Германию. 1903.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Начало систематических занятий с И. Е. Гиршман. 1908. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Радость, как жизненная ценность. Таковы «А. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Этим подчеркнута значительность личности Петра. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Мамонтовой. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году».
Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Написанная им осенью того же года этюдного характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. упал и умер от приступа стенокардии. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1314. В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург).
Серов часто обращался к различным графическим методам – акварели, пастели, литографии и так далее. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова.
за этюд с натуры». С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для «Девушки, освещенной солнцем».
Поездка с женой в Италию. 1905. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В доме Серовых всегда было шумно и весело. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ).
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Официальное оформление выхода из Академии художеств. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Акимовой (1908).
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Домотканово», 1888 «Октябрь.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. («Н. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Лескова (1894), композитора Н. А.
Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Был написан портрет императора Николая II.
Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Произошло это спустя пять лет после поступления. Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Русский музей). Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Семья была большой и дружной. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию.
Серов зачастую писал сложнейшие полотна, даже не сделав предварительно карандашный набросок, сразу начиная работать при помощи акварельных красок. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Бакстом в Грецию и на Крит.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер портреты стали поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в городе Санкт-Петербург, в семье композиторов. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Знакомство с семьей Мамонтовых. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И.
18 февраля вместе с В. Д. Среди них были и приближенные императора. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Смерть художника потрясла его современников. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. за этюд с натуры».
В нначале 90-х Серов был связан с творческим объединением «Мир искусства». Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. В их доме часто собирались «петербургские знаменитости». Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал: Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Н. Ермолова», 1905 «Ф. В 1900-е гг. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Стиль: реализм, неоклассицизм. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень.
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Рождение сына Александра. 1894. Знакомство с А. Н.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Детство Серова прошло в артистической среде.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине. Нет, Савва Иванович был себе на уме. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). училищеще живописи, ваяния и зодчества.
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Возвращение в Москву.
Мамонтова, И. Е. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. и жанром («Заросший пруд. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. В 1885 году Серов уходит из Академии. Коровина (1891), И. Е.
Морозовой и С. М. Трубниковой. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Мая. 1876.
Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Избран членом ТПХВ. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у автора «Бурлаков». Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
На это Серов предложил императрице самой взять в руки кисти и мольберт и изобразить царя так, как она считает нужным. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Я только высмотрел, подметил.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
С начала 1900-х гг. В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Упорно добиваясь «свежести живописи при полной законченности», Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Орловой.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины. Однако когда царю объяснили о объяснили, кем является данный человек, то он сменил гнев на милость и уделил разговору с мастером несколько минут своего времени. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Наезжал в Абрамцево.
Вскоре после этого B. C. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович) (1888, ГТГ). Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен.
Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Получает звание академика живописи. 1899.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. После усмирения, 1905 год.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Был написан портрет императора Николая II. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Мать будущего художника также была известной личностью.
Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Левитана. Смерть отца. 1872. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг.
В феврале родилась дочь Ольга. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов.
В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Переезд с матерью в Киев. 1878. Домотканово, 1888, ГТГ).
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. А. Коровин» (1891), «Ф. Серова решено было отдать в обучение к Репину. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Отец – Александр Николаевич Серов – знаменитый в то время композитор и музыкальный критик, страстный почитатель и пропагандист Вагнера. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Возвращение в Россию. Он слышал выстрелы, видел убитых. Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910).
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. От нее веет здоровьем, безмятежностью. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Встречается с Л. Н. Портрет O. K. Турчанинова (1907), М. Н.
Жил в Петербурге и Москве. Лесков (1894, ГТГ). Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ).
Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Мамонтова Веруша. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. 1885 год — весной кратковременно был в Москве в мае — в Мюнхене, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в конце августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде в сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу году вернулся в Москву.
В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Работа над полотном шла три месяца. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Женитьба на О. Ф. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях).
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. В 1890-х – начале 1900-х гг. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Ее организовали разночинцы. Поездка в Мюнхен и Голландию. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве.
Репина, Т. А. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Мазини» (1890), «К. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Становится членом "Мира искусства". Поездка в Париж. Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Остроуховым, М. С. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком.
Я только высмотрел, подметил. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ).
Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Переезд с матерью в Париж.
В «Похищении Европы» (1910г. ) античный миф о похищении Европы – дочери финикийского царя – богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Рождение сына Антона. 1902. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Жил в Петербурге и Москве. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Мамонтовыми. Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна – пианисткой. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Поездка с Л. С. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга.
1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр Валентинович Серов (1892—1959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Вопрос нерешаемый. Он отдыхает душой от «российских кошмаров» в работе над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о светлом будущем человечества. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. Домотканово". 1896. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Домотканово, 1888 Зимой, 1898 В деревне. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Поездка в Рим и Париж. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Большего контраста невозможно придумать. Портрет И. И. заменялся кодексом. Поездка в Париж. 1907.
Дервизом. 1885. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Иначе. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Совсем портретчиком становлюсь. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Он слышал выстрелы, видел убитых. Совсем портретчиком становлюсь. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Репина (1892), И. И. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а домМамонтова, где над эскизами декораций трудилисьКоровиниВрубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Обучение в гимназии К. И. В 1903 был избран действительным членом Академии художеств. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва М. Ермоловой, 1905 Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея).
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Рождение дочери Натальи. 1909. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Рождение сына Георгия. 1895. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.
Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники). Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Бенуа.
Левитана (1893), писателя Н. С. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна – того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» – Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию». Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911). Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.