Паоло Учелло (итал. 14 Речь идет о наиболее характерных для творчества Паоло Учелло четырех «Битвах», находящихся теперь в Париже, Флоренции, Лондоне и Оксфорде. Для многих работ Учелло характерна сказочность изысканная декоративность, красочность и фантастичность ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св.
«битва при Сан-Романо» (итал. Battaglia di San Romano)— серия из трёх картин итальянского художника Раннего Возрождения Паоло Учелло1. Серия картин ценна тем, что демонстрирует экспериментальную работу живописца надперспективой, что выделяет Паоло Учелло среди мастеров-современников. 21 Дочь Паоло Учелло Антония (1456—1491) умерла монахиней-кармелиткой и была занесена в реестр умерших во Флоренции, как «художница».
Произведение является центральной частью триптиха написанного Паоло Учелло около 1438. Паоло Учелло (итал. Paolo Uccello настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Первой датированной 1436 годом художественной работой Учелло считают фреску – конный монумент кондотьера Джона Хоквуда, англичанину на итальянском службе. Образцом для Учелло послужили, возможно, несохранившиеся фрески Пизанелло в зале Большого совета Палаццо дожей изображавшие битву римских войск с армией Барбароссы у ворот св.
Похоронен Паоло Учелло не в Санта Мариа Новелла, а в Санто Спирито. Творчество Паоло Учелло – это переход от к готики к ренессансу: живописец активно использует революционное открытие законов перспективы, но в его работах все ещё встречается сказочность и изысканная декоративность готики.
Рисунки в Уффици. Напротив того искусство флорентийцев отличается строгой цельностью, строгой простотой. Это остается неразрешимой загадкой но, во всяком случае, в момент, когда они появляются перед нами, Мазаччио уже сошел со сцены, а они оказываются шествующими по тому же, как он, пути. С болыпой достоверностью приписываются: четвертая «Ночная битва» (в Ашмолеанском музее в Оксфорде), два «Св.
Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. Когда же как-то Донато встретил его идущего в полном одиночестве и спросил: «Что это за работа, что ты ее так закрываешь. », — Паоло ответил: «Сам увидишь, вот и все». Кроме того, Учелло здесь старается передать глубину посредством довольно наивных приемов: всевозможного оружия, разложенного по земле (имеющей вид абсолютно гладкой плоскости), а также в ракурсных поворотах убитых.
Иеронима Апулийского лицевую сторону алтаря св. Он исполнил также в церкви Санта Мариа Маджоре, в капелле возле боковых дверей, ведущих к Сан Джованни, там, гдё образ и пределла Мазаччо, фреску Благовещения (4), где написал изображение некоего здания, достойное всяческого внимания и для тех времен новое и трудное ибо оно было первым, показанным художникам в прекрасной манере. В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены. Кто знает, быть может, оба эти художника повлияли на своего юного собрата. Но откуда здесь эти северные, романтические мотивы. Оно датируется примерно 1460 годом.
Очень хороша также и фигура св. 1397 – 1475), флорентийский художник эпохи раннего Возрождения его настоящее имя Паоло ди Доно (Paolo di Dono), родился во Флоренции. Во многих домах Флоренции имеется большое количество маленьких перспективных картин, выполненных его же рукой на филенках кроватей (13) и в частности в Гвальфонде, в саду, принадлежавшем Бартолини, на террасе его рукой выполнены на дереве четыре военные сцены с лошадьми и людьми в великолепнейших доспехах того времени и в числе людей там изображены Паоло Орсино, Оттобуоно из Пармы, Лука из Канале и Карло Малатеста, властитель Римини, все главные капитаны того времени (14). И потому скульптор Донателло, закадычный его друг, говаривал ему частенько, когда Паоло показывал ему обручи (мадзокки) с остриями и в клетку изображенные перспективно с разных точек зрения, шары с семьюдесятью двумя алмазными гранями и с жезлами, обвитыми стружками, на каждой грани и другие причуды, в которых он проводил и на которые тратил время: «Эх, Паоло из-за зтой твоей перспективы ты верное меняешь на неверное эти штуки надобны только тем, кто занимается интарсиями, — это они заполняют фризы жгутами, круглыми и гранеными витками и тому подобными вещами». В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан-Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены. Левая часть триптиха (Лондон, Национальная галерея) изображает похожий на великолепный парад выезд флорентийского главнокомандующего Никколо Толентино верхом на белом коне, правая (Париж, Лувр) — таинственную, немного призрачную картину ночного выезда его союзника Микелетто да Котоньола верхом на вставшим на дыбы черном коне.
В этом же доме находятся также весьма естественно изображенные пастухи и ландшафт, который в свое время почитался прекраснейшей вещью, на других же холстах он написал гарцующих всадников в вооружении того времени изобразив многих из них с натуры. XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета.
Тем же целям служит перспектива и в других работах Уччелло. Это серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Его отличительный знак — изображенный на знамени узел царя Соломона. В центральной части триптиха (Флоренция, Галерея Уффици) на фоне пейзажа с пустынными, лишенными растительности холмами и темного, ночного неба вздымаются и перекрещиваются пики, встают на дыбы и яростно лягаются лошади странной розово-коричневой и серо-голубой масти, лежат тела поверженных животных и людей.
а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Большинство их находится ныне в галерее Уффици во Флоренции. Вместе с Уччелло там работал художник Мазолино, а также будущий скульптор Донателло.
Создание купола было завершено к 1431 году. Кастаньо решается здесь устранить почву под ногами фигур. Эти фрески, написанные в технике «терра верде» («зеленой земли»), обогащенной Уччелло введением кирпично-красных тонов, не имеют равных в Италии этого времени по размаху и монументальности. Антоний, аббат, в прямоугольной нише изображенной в перспективе между святыми Козьмой и Дамианом (2).
Однако все же в Баталиях позади сражающихся развертываются по холмам пашни и поля и лишь традиционное темное (пострадавшее от времени. ) небо мешает иллюзии пейзажной стороны. Три картины с эпизодами Битвы при Сан Романо, заказанные Козимо Медичи (ок.
Это произведение почиталось раньше, да и теперь остается великолепнейшим образцом живописи такого рода и если бы Паоло не изобразил лошадь поднимающей обе ноги с одной стороны, чего, естественно, лошадь не делает ибо иначе она упала бы (быть может, он сделал это потому, что у него не было опыта в верховой езде и он не знал лошадей так, как знал других животных), то творение это было бы совершенным во всех отношениях ибо перспектива этой огромнейшей лошади превосходна на цоколе же стоят следующие слова: Pauli Uccelli opus (10). Под этой историей он написал также опьянение Ноя и издевательство Хама, его сына, в котором он изобразил своего друга Делло (8), флорентинского живописца и скульптора, а также Сима и Иафета, других его сыновей, прикрывающих его наготу. Вместе с Мазаччио они являются антиподами братьям ван Эйк, Витцу, северным миниатюристам. Паоло ответил: «Вы довели меня до того, что я не только от вас бегаю, но и не могу ни работать, ни проходить там, где есть плотники, а всему причиной неумеренность вашего аббата, который своими пирогами и супами, всегда начиненными сыром, столько напихал в меня творогу, что я боюсь, что превращусь в сыр и меня пустят в оборот вместо замазки и если бы так продолжалось и дальше, вероятно, я был бы уже не Паоло, а сыром». В позднем творчестве Уччелло парадоксальным образом обнаруживаются черты поздней готики. УЧЧЕЛЛО, ПАОЛО (Uccello, Paolo) (ок.
Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения. Учился в мастерской Гиберти (вероятно, с 1407 по 1414 г. ) В 1415 г. был принят в цех врачей и аптекарей, а в 1424 г. — братство Св. Луки. Или еще это следы пребывания Учелло в Венеции1, где уже красовались тогда (сгоревшие впоследствии) фрески Джентиле, которые должны были служить школой и откровением для целого ряда поколений.
Современник Мазаччо, работы которого оказали на него большое влияние. Особенно его увлекали принципы перспективного построения пространства на плоскости в полуразрушенной фреске Рождество (Флоренция, Галерея Уффици) он даже попытался передать эффект бинокулярного зрения, построив перспективу с двумя точками схода. После этого он написал в церкви Кармине в капелле св.
За Паоло Учелло остаются, во всяком случае, кроме Гоквуда, несколько батальных картин 1430-х годов (иллюстрирующих разные эпизоды одной битвы и находящихся ныне в Уффици, в Лувре и в Лондонской национальной галерее) и фрески в Зеленом дворике монастыря при церкви Санта Мария Новелла. Однако все же в Баталиях позади сражающихся развертываются по холмам пашни и поля и лишь традиционное темное (пострадавшее от времени. ) небо мешает иллюзии пейзажной стороны. Здесь, в базилике Св. 1 После того, как Учелло был помощником Гиберти в изготовлении райских ворот флорентийской Крещальни (вспомним тут же обилие пейзажных и перспективных мотивов в этой знаменитой скульптуре), он отправился Венецию, где работал над мозаиками фасада Сан Марко (приблизительно в 1425-1432 годах).
В настоящее время они находятся в Уффици, Лувре и Национальной галерее в Лондоне. Ни один из подготовительных картонов Уччелло не сохранился. Дело в том, что оба художника были лучшими перспективистами своего времени. Кастаньо также искал счастья в Венеции (будучи во Флоренции в 1430 году, он горько жаловался на нужду).
XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. Однако настоящего признания предстояло ждать еще несколько лет. Не в меньшей степени увлекали его возможности цвета, законы дополнительных тонов.
Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии – первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло. Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). Его интересовало абсолютно другое. Гиберти создает большую мастерскую, в которой работают, в основном молодые мастера. Охота как таковая (и тем более – ночная охота) никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины.
Он оставил после себя дочь, которая умела рисовать (21) и жену, которая часто рассказывала, что Паоло по целым ночам просиживал в своей мастерской в поисках законов перспективы и что, когда она звала его спать, он отвечал ей: «О, какая приятная вещь эта перспектива. » И поистине, если она была приятна ему самому, то благодаря трудам его она не была ни менее ценной и ни менее полезной для тех, кто подвизался в ней после него. Там же в перспективе он изобразил большой саркофаг, в котором будто бы находится тело и на который он и поставил изображение покойного в капитанских доспехах верхом на коне (9). Франциска, а именно как он приемлет стигматы, как он поддерживает церковь, неся ее на плечах и как лобызается со святым Домиником (3).
УЧЧЕЛЛО, ПАОЛО (Uccello, Paolo) (ок.
Первыми живописными работами Паоло были фрески в больнице Лельмо, а именно св. Он написал также во дворе Сан Миньято под Флоренцией зеленой землей и отчасти красками жития святых отцов (5), где он не очень следил за единством колорита, которое необходимо соблюдать в одноцветных историях, так как он фоны написал голубым, города красным цветом, а здания по-разному, как бог на душу положит и в этом сплоховал ибо предметы изображаемые каменными, не могут и не должны быть разноцветными. Троица представлена в виде Бога-Отца, держащего крест с Распятием. Точку зрения Вазари разделяли многие историки искусства последующих поколений.
Донато, внимательно разглядев работу, сказал: «Эх, Паоло, теперь как раз время было бы ее закрыть, а ты ее раскрываешь». Почва усеяна довольно схематическим узором травы и цветов, контрастирующим с совершенным реализмом остального. Требуется доказать принадлежность Паоло Учелло и небольшого тондо Поклонение волхвов в Берлине, приписывавшегося прежде Пизано. Жил во Флоренции. Они подготовили полноразмерные картоны, послужившие образцами для мастеров-стекольщиков. Ствол его опален молнией, листву рвет бешеный вихрь и пучки ее летят к первому плану.
Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо – Никколо да Толентино. Фомы на Меркато Веккио этого самого святого, прикасающегося к ране Христа (19), он вложил в эту работу все присущее ему усердие, говоря, что хочет показать в ней все, что может и что знает и велел выстроить забор из досок, чтобы никто не мог видеть его работу, пока он ее не кончит. Эта работа имеет головокружительный успех. Примером может служить его рисунок Перспектива чаши. так, как если бы мы видели крест парящим над нами. Достоверных работ мало: фрески в Кьостро Верде («Зеленом дворе») церкви Санта Мариа Новелла (перед поездкой в Венецию или после нее) конная фигура Джованни Акуто (1436) — фреска во Флорентинском соборе четыре головы пророков (1443) — там же «Рождество» и «Воскресение» (витражи, выполнены тогда же по картону Паоло Учелло) три «Битвы при Сан Романо» (1456—1457, теперь в Лувре, Уффици и в лондонской Национальной галерее) пределла алтарного образа («Чудо с причастием») в галерее Урбино (1468). Сам луч молнии окрашен в розовый тон (уже одно это указывает, насколько внимательно Учелло наблюдал явления природы), толпящиеся громады туч – в синий, ковчег слева – в коричнево-желтый с бурыми тенями.
Кроме того, Учелло здесь старается передать глубину посредством довольно наивных приемов: всевозможного оружия, разложенного по земле (имеющей вид абсолютно гладкой плоскости), а также в ракурсных поворотах убитых. Поражает еще в Баталиях отсутствие определенного освещения – черта, вызванная, быть может, желанием придать картинам характер барельефов. Умер Уччелло во Флоренции в 1475. В самой его известной композиции на эту тему, написанной в 1550-е годы и ныне хранящейся в лондонской Национальной галерее, дракон, в глаз которого уже вонзилось копье Георгия — чудище со страшной зубастой пастью, львиными лапами, крыльями, напоминающими крылья бабочки и хвостом похожим на змею юная принцесса, уже накинувшая на шею чудовища поводок, хрупка и бесплотна, а юный Георгий на вздыбленном коне прекрасен, как сказочный рыцарь. С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. В этом же году он работает над фресками в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции.
История этой работы (как, впрочем и многих других работ Паоло Уччелло) весьма загадочна. За Паоло Учелло остаются, во всяком случае, кроме Гоквуда, несколько батальных картин 1430-х годов (иллюстрирующих разные эпизоды одной битвы и находящихся ныне в Уффици, в Лувре и в Лондонской национальной галерее) и фрески в Зеленом дворике монастыря при церкви Санта Мария Новелла.
Их возможности он эффективно использовал в росписях так называемого Кьостро Верде (Зеленого двора) монастыря Санта Мария Новелла во Флоренции (Сотворение Адама, Сотворение Евы и Грехопадение, ок. Он сразу лишался мелких деталей и робости. 1397-1475), флорентийский художник эпохи раннего Возрождения его настоящее имя Паоло ди Доно (Paolo di Dono), родился во Флоренции. Третий пример перспективных увлечений Кастаньо – это недавно открытая (и снова заставленная посредственной картиной) фреска в церкви Аннунциаты изображающая Троицу и трех святых. Он пожелал изобразить эффект сверкнувшей среди ужаса всемирного потопа молнии.
Схематически изображенная красавица принцесса в знак победы над дьявольским воплощением похоти надевает на шею героя свой пояс, олицетворяющий ее невинность. Луки. В настоящее время они находятся в Уффици, Лувре и Национальной галерее в Лондоне. Однако можно ли к двум последним мастерам прилагать слово последователь.
К тому же стремился и Уччелло, с головой ушедший в науку о перспективе. Посреди тесного пролива между двумя изображениями ковчега (эта несообразность явилась следствием стремления поместить два эпизода истории Ноя в одно отделение, под один свод) мы видим почти затопленный розоватый островок, на котором растет одинокое дерево.
Уступка условности сделана лишь в самих статуях, которые поставлены не посреди крышек саркофагов, а на ближайших к зрителям гранях их (сделано это для того, чтобы ноги лошадей были видны полностью, до копыт). стр. ).
Дело в том, что оба художника были лучшими перспективистами своего времени. Сын цирюльника и хирурга Доно ди Паоло. Их и сейчас считают гризайли мастера. Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения.
так, как если бы мы видели крест парящим над нами. И тот написал там при входе в дом Витали зеленой землей несколько гигантов, которые, как я прочел в латинском письме, написанном Джироламо Кампаньолой мессеру Леонико Томео, философу (16), настолько, мол, хороши, что Андреа Мантенья ставил их весьма высоко. И перспектива служила ему вовсе не для написания правдоподобной сцены. Уроки старого Учелло согласились в новую эпоху.
Он расписал опять-таки зеленой землей лоджию, выходящую на запад и расположенную над садом монастыря дельи Анджели (12), а именно под каждой аркой он изобразил по одной истории из деяний св. В то время она была абсолютно новым, еще плохо изученным оружием в руках живописцев.
Сам луч молнии окрашен в розовый тон (уже одно это указывает, насколько внимательно Учелло наблюдал явления природы), толпящиеся громады туч – в синий, ковчег слева – в коричнево-желтый с бурыми тенями. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Луки. Барабан, венчающий купол флорентийского кафедрального собора, состоит из восьми больших круглых окон. Кастаньо, впрочем, не решился провести с абсолютной последовательностью разрешение задачи, подобно тому, как это сделал в таком же случае (в фигуре лежащего Христа в Брере) Мантенья, бывший лет на сорок моложе его. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. Ему казалось (и, как показала история дальнейшего развития искусства, абсолютно правильно казалось), что перспектива способна дать художнику поистине безграничные возможности. В 1425 году Уччелло переезжает в Венецию, где будет работать на протяжении пяти лет.
Последнее, однако изображено не стоящим, а в плафонном ракурсе, т. е. Последнее, однако изображено не стоящим, а в плафонном ракурсе, т. е. Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени. Сказочное начало присутствует и в Охоте (1460, Оксфорд, Музей Ашмолеан), с ее радостной суматохой скачущих во весь опор, бегущих, упоенно кричащих загонщиков в таинственном темном лесу.
Однако в странных, но и поразительно сильных фресках Киостро Верде Учелло взялся за такую задачу, которой не преодолеть было живописи и сто лет спустя. Затем ему было заказано несколько историй для монастырского двора в Санта Мариа Новелла (7), первые из которых находятся при выходе из церкви во двор, а именно сотворение животных, где он изобразил бесчисленное множество их — водяных, наземных и пернатых. А так как он хамелеонов никогда не видел, то изобразил верблюда, который разевает пасть и заглатывает воздух, наполняя им себе живот, с простодушием поистине безграничным ибо из-за созвучия слова «верблюд» (Camaleonte – хамелеон и Camello – верблюд) он перепутал животное, похожее на ящерицу, с нескладной и огромной скотиной. Сюжет картины необычен и непривычен.
Талант живописца проявился у Паоло еще в детстве. Если исключить Мазолино, бывшего несколько старше своего товарища и стоявшего, в сущности, ближе к Джентиле, нежели к Мазаччио, если оставить еще в стороне фра Беато, деятельность которого протекала в уединении, то ближайшим последователем великого тонера является монах того самого монастыря, в церкви которого Мазаччио расписывал капеллу Бранкаччи – фра Филиппо Липпи, а также два грандиозных флорентийских живописца – Паоло Учелло и Андреа дель Кастаньо.
Их интересует только главное. Мастер не создает в картинах единого пространства. Они, как и те рисунки, что лежали в сундуках самого мастера, бесследно исчезли. Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда.
В настоящее время фрески, о которых идет речь, повреждены настолько сильно, что слова Вазари трудно отнести к ним, однако сходное использование цвета мы встречаем, например, в Битве при Сан-Романо, где земля написана неожиданным бледно-розовым цветом (или, быть может, поле брани порозовело от крови. ). Свою критику Вазари основывал на всем понятном представлении о назначении живописи – максимально приближать написанное на доске, холсте или стене собора к тому, что написала природа вокруг нас. Вот почему у Кастаньо мы можем отметить и полное отсутствие пейзажа. Художник написал их в 1456—60 гг.
Художник должен отражать реальность – эти слова звучали и пятьсот и шестьсот лет спустя. С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. Хотя Паоло и был чудаком, он уважал доблесть художников своего времени и, дабы оставить о них память потомкам изобразил собственноручно на одной доске пять знаменитых людей и держал ее дома на память о них (18) первым был Джотто, художник, как светоч и начало искусства, вторым, для архитектуры, Филиппо ди сер Брунеллеско, Донателло для скульптуры, он сам для перспективы и животных и для математики Джованни Манетти, его друг, с которым он много беседовал и рассуждал о творениях Эвклида. Ведь в монументального произведения свои законы построения.
Их искусство носит "рассеянный" характер. Это уже разгар сражения – на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин. Рассказывают, что когда ему поручено было написать над воротами св. Эти фрески удовольствием рассматривал молодой и пылкий Микеланджело.
Вот почему, когда им достаются экспрессивные задачи, у них появляется трагедия, нечто могучее и мировое (завершающееся в "Страшном суде" Микель Анджело). Его первым крупным произведением был выполненный в технике фрески конный портрет английского кондотьера сэра Джона Хоквуда (Джованни Акуто), написанный в 1436 в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
В доме Перуцци Паоло расписал свод фреской с треугольниками изображенными в перспективе, по углам же в квадратах изобразил четыре стихии с соответствующим для каждой животным: для земли крота, для воды рыбу, для огня саламандру и для воздуха хамелеона, который им питается и принимает от него любой цвет (17). Но, к сожалению, обе эти картины, как и Святой Георгий (борющийся среди романтических скал с драконом) в собрании графа Ланскоронского в Вене, остаются загадками.
В 1425—1430 гг. 1430 Построение ковчега, Благодарственная жертва Ноя, вторая половина 1440-х). Несмотря на принятую более ранними художниками систему росписи этих стен дворика – в монохромной гамме, основанной на серо-зеленом тоне (отсюда и прозвище), – систему, которой в общих чертах подчинился и Учелло, мастер здесь не мог утерпеть, чтобы не ввести и другие краски в палитру. В 1415 году Уччелло вступает в ряды Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев.
До нас дошло лишь считанное число работ художника в этом жанре. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг.
Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции Битва при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. И так дожив до глубокой старости и испытав напоследок мало радости, он скончался на восемьдесят третьем году жизни, в 1432 году и был погребен в Санта Мариа Новелла (20). птица). Отсутствие синей краски на небе не смущает, забывается, так захватывает сюжет.
по заказу Козимо Медичи. Кастаньо, впрочем, не решился провести с абсолютной последовательностью разрешение задачи, подобно тому, как это сделал в таком же случае (в фигуре лежащего Христа в Брере) Мантенья, бывший лет на сорок моложе его. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. На заднем плане высятся серые отроги гор с виднеющимися там и сям фигурками воинов.
В ряде монументальных фигур мастера, снятых со стен виллы Пандольфини в Леньайе (ныне же выставленных в музее Кастаньо или Санта Аполлония во Флоренции) иллюзионизм достигает той смелости, которую мы увидим потом у Мантеньи. Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). В то же время и в той же церкви над главными дверями он написал фреской и в цвете сферу часов с четырьмя головами по углам (11).
Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне. В доме Медичи он написал темперой на холсте несколько историй с животными (6), которых он всегда очень любил и прилагал величайшие старания к тому, чтобы хорошо их изображать мало того, он всегда держал у себя дома написанные им изображения птиц, кошек, собак, а также всякого рода странных животных, каких он только мог зарисовать, будучи слишком бедным, чтобы содержать живых, а так как больше всего он любил птиц, его и прозвали Паоло Учелло (т. е. Три картины с эпизодами Битвы при Сан Романо, заказанные Козимо Медичи (ок. В позднем творчестве Уччелло парадоксальным образом обнаруживаются черты поздней готики.
Совершенство, с каким нарисованы здесь в разнообразных поворотах лошади, напоминает совершенство писанного бронзового коня под Гоквудом и то же абсолютное знание одушевленной природы сказывается в походке, беге и в прыжках прекрасных, тонконогих борзых собак, сопутствующих компании жестикулирующих и кричащих охотников. Перед нами одна из первых батальных картин в истории европейской живописи. Основное внимание художник уделяет ракурсу. Он пожелал изобразить эффект сверкнувшей среди ужаса всемирного потопа молнии. Несмотря на принятую более ранними художниками систему росписи этих стен дворика – в монохромной гамме, основанной на серо-зеленом тоне (отсюда и прозвище), – систему, которой в общих чертах подчинился и Учелло, мастер здесь не мог утерпеть, чтобы не ввести и другие краски в палитру.
Третий пример перспективных увлечений Кастаньо – это недавно открытая (и снова заставленная посредственной картиной) фреска в церкви Аннунциаты изображающая Троицу и трех святых. Ведь оба были уроженцами Флоренции. И, кроме того, вокруг Ноя изображено бесчисленное множество разных прекраснейших животных. Святой Георгий изображен закованным в доспехи рыцарем на вздыбленном белом коне. Совершенство, с каким нарисованы здесь в разнообразных поворотах лошади, напоминает совершенство писанного бронзового коня под Гоквудом и то же абсолютное знание одушевленной природы сказывается в походке, беге и в прыжках прекрасных, тонконогих борзых собак, сопутствующих компании жестикулирующих и кричащих охотников.
Троица представлена в виде Бога-Отца, держащего крест с Распятием. Обычно историки искусства считают эти два направления антагонистическими, называя одно из них устаревшим (применительно к XV столетию), а другое – прогрессивным. Весь строгий убор ее – шашки на полу, кессоны в потолке, розетки и панели по стенам – изображены с навязчивой отчетливостью для того, чтобы достичь полного впечатления глубины (мы бы сказали "стереоскопичности"). Георгия с драконом» (в собраниях Жакмар Андре в Париже и Ланцкоронского в Вене) и открытые под забелкой фрагменты фресок в Сан Миньято аль Монте во Флоренции. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Всего было принято три картона Уччелло. Ствол его опален молнией, листву рвет бешеный вихрь и пучки ее летят к первому плану.
Однако можно ли к двум последним мастерам прилагать слово "последователь". В январе 1431 года Уччелло возвращается во Флоренцию. 1 В первом издании «Жизнеописаний» биография Паоло Учелло начиналась следующим образом: «Редко бывает, чтобы подлинный талант не обнаруживал в своих вымыслах необычных странностей или причуд и редко бывает, чтобы природа, создав человека с душой, обуреваемой рассудком, не даровала ему и неукротимый нрав в качестве противовеса.
Удачными были фрески в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, выполненные в 1430-е годы. Посреди тесного пролива между двумя изображениями ковчега (эта несообразность явилась следствием стремления поместить два эпизода истории Ноя в одно отделение, под один свод) мы видим почти затопленный розоватый островок, на котором растет одинокое дерево. В 1436 году Паоло получает от Совета заказ по строительству церкви Санта Мария дель Фьоре. А розово – терракотовое фон воспринимается вполне допустимой условностью.
Его первым крупным произведением был выполненный в технике фрески конный портрет английского кондотьера сэра Джона Хоквуда (Джованни Акуто), написанный в 1436 в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Когда Донато работал в Падуе, он вызвал туда Паоло. Вот два подлинных флорентийца.
К тому же он сокращал и фигуры при помощи перспективных линий и бесспорно великолепнейшим образом изобразил в этой фреске обручи (мадзокки), а также многое другое. С 1424 года Уччелло вступает в новую организацию — Цех художников Святого Луки. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи. Козьмы и Дамиана. Что сталось с рисунками, набивавшими сундуки мастера, мы не знаем.
О возможности "трагического" пейзажа стали догадываться лишь сто лет спустя.