Один из шедевров великого итальянского живописца эпохи Возрождения Тициана можно будет увидеть в Милане с 3 декабря 2010 г. по 6 января 2011 г. Речь идет о знаменитой картине «Женщина перед зеркалом», которую Тициан написал ок. «женщина перед зеркалом» (итал. Donna con uno specchio)— картина Тициана, написанная около 1515 года.
Правда, Веронезе так тонко чувствовал цвет, так восхищался оттенками и сочетаниями цветовых пятен, особенно светло-зеленых и золотистых, оливковых и небесно-голубых, светло-коричневых и бледно-горчичных, нежно-серых и серебристых, что его цветовые гармонии вызывают подлинный восторг. Праксителем. Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. время оказалось бессильным перед великим шедевром художника.
Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина». Высокомерная публика. Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана. Его отец, Якопо Беллини, был художником.
Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции. Его поза, лицо, жест рук передают важный психологический момент торга и возможную оценку потенциальным покупателем художественной и денежной ценности предлагаемой антикваром вещи. Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет.
Дама в белом платье в Дрездене и эти две вещи у меня более всех работ его в памяти остались. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею. Причем Вазари пишет: «Так как произведений Тициана – бесчисленное множество, в особенности портретов, то почти немыслимо упомянуть все. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж.
Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин». В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана».
На свои занятия живописью он смотрел как на прибыльное, а потому заслуживающее уважения дело. Доминика и не пожелал идти следом за св. Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя.
Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным.
Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком.
В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал. Портреты и картины Тициана с образом Венеры желали получить многие заказчики и он писал их практически всю свою долгую жизнь.
После смерти Тициана в 1576 году картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio). А для художника получить заказ на портрет – один из лучших способов заработать деньги и прославиться. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины. Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом.
И не выходя из этих двух залов, вы сможете ясно представить силу, величие и художественное значение этих великих мастеров. Одни только копировали шедевр, другие, столь же знаменитые и прославленные, создавали собственные шедевры, в основе которых было то чарующее впечатление, те композиционные приемы, которые как первооткрыватель предоставил им Тициан. Вот ведь совсем новый Исторический музей.
Не менее чувственна и Даная Тициана. Однако многие из них до нас не дошли. Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Тициан часто делал то же самое.
Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа». Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. Говоря откровенно, смех разбирает, как он просто неуклюже, но как страшно мощно справлялся с портретами своих красно-бархатных дожей, что конца не было моему восторгу Он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только схватывал конструкцию лиц Тициан иногда страшно желтит, зной напускает в картины, как, например, Земная и небесная любовь в Палаццо Боргезе в Риме.
Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Все же нет ничего королевского в этих двух женщинах, в то время как изображение главной героини хорошо подходит для еврейской Юдифи, богатой и привлекательной вдовы, которая, с ее обезглавленным угнетателем Олоферном, теперь держит голову с помощью ее горничной. Мы только обозначили блистательную линию наиболее выдающихся портретов, послуживших образцами для последующих парадных портретов в европейской живописи.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок.
Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью.
И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова. Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы.
Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Она – сама красота. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. Однако не умолчу о том, что, хотя братья отделились от него и стали жить самостоятельно, тем не менее они относились друг к другу и каждый из них к отцу с таким уважением, что постоянно прославляли друг друга, принижая собственные заслуги и скромно стремясь таким образом превзойти друг друга своей добротой и учтивостью не меньше, чем своим превосходством в искусстве». Необычна композиция картины. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.
Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях.
На самом деле картину продали американцу Эндрю Меллону. Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона. Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции.
Этот залв венском музее имеет три двери. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Тициан занимался только живописью.
Читайте статью Тициан и его возлюбленная. Флора1515-20Картина маслом, 80 x 64 смГалерея Уффици, ФлоренцияЭто – одна из самых красивых работ Тициана, которая, в теплой и страстной интенсивности цвета, подводит итог ранннего периода Тициана.
Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. Рафаэль все тщательно выписал, Тициан же сосредоточил усилия на лицах, оставляя детали непрописанными и сохраняющими второстепенное, подчиненное значение.
Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера. Вся картина создана виртуозной кистью, но ослепительная белизна тела богини поражает зрителей тем, что они не видят на холсте белил – все написано удивительными сочетаниями красочных мазков, где для придания формам необходимого объема, а линиям совершенства Тициан употребляет даже темно-синие, синие и зеленые тона. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. Женщина прекрасна красотой своей статной юной фигуры, открытым, добрым лицом и широким жестом рук, поднявших над своей головой большое блюдо, сверх меры заполненное фруктами, так что кисти черного винограда свисают по краям.
Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна.
Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет. С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин). Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя.
Это – то, почему эта картина часто копировалось. Куда и кому — неизвестно. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти).
Тициан любил писать детей и подростков. Великие переживания искусства известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела.
Голая с красной одеждой женщина. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Он явился величайшим мастером реалистической живописи.
На картине изображена, всего скорее испанка. Тициан был скуп на слова. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена.
Таким образом, получилась огромная коллекция, представляющая лучшие достижения портретного искусства не только самого Тициана, но и всей эпохи Возрождения. Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. И, наконец, автопортреты Тициана.
Со временем красочный слой картин Тициана разрушался, а реставрации проводились с разной степенью добросовестности искусства и уважения к подлинной живописи Тициана. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици.
В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Отношение тела к белью очень верно взято. Причем абсолютно независимо от того, кто был им изображен: Папа Павел III, худыми руками словно судорожно удерживающий свою огромную власть или молодой человек, комкающий перчатку в руке или цветущие прекрасные женщины.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. В молодости Тициан не писал автопортретов. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения.
Остановимся на Флоре, хотя это название появилось на гравюре с картины, сделанной через столетие и, возможно, не соответствовало замыслу художника. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой.
Фра Беато поступил в орден св. "Венера перед зеркалом" оказалась в коллекции венецианского патриция Кристофоро Барбариго. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Приятно, но не натурально. Таковы портреты короля французского Франциска I, о котором я уже говорил, Франческо Сфорца, герцога Миланского, маркиза Пескара, Антонио да Лева, Массимилиано Стампа, Джованнибаттиста Кастальдо и бесконечного количества других знатных лиц». В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову.
Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст.
Кажется, Карл раскаялся, что поднял однажды кисть этому нахалу, разрядившемуся в красную мантию, – и вот зазнался. И дело не только в том, что модель написана в полный рост, как писали государей, а изображенный Тицианом герой им не был ине в том, что фигура написана на фоне пейзажа, который похож на сценическую декорацию ине только в том, что персонаж окружают символические образы дракона, Амура и собаки.
За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид).
Лицо урбинского герцога, в отличие от спокойного, даже меланхолического лица Федерико Гонзага, полно напряженного внимания и выглядит сосредоточенным и даже несколько усталым, возможно, после воинских испытаний. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать.
Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного.
Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. Поистине, Тициан создал шедевр портретного искусства, живой и непревзойденный вплоть до сегодняшних дней. Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель.
Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года». Но как удивительно красиво к фону портрета взято отношение цвета просторного темно-синего камзола, отороченного искусным широким золотым шитьем по воротнику и отворотам, по плечам и краям рукавов из-под которых виднеются тщательно прописанные тонкие белые кружева рубашки. Вот таким образом в разные годы авторство пьес, созданных Шекспиром, приписывалось философу Фрэнсису Бэкону, драматургу Кристоферу Марло, графу Оксфордскому, графу Ретлендскому. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари.
В середине 1550-х годов. Ведь когда-то, во времена Николая I, они висели в одном итальянском зале Нового Эрмитажа, напротив друг друга, в одинаковых рамах из которых сохранилась только одна – на картине Кающаяся Мария Магдалина. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе.
Он завещал, чтобы картина никогда не покидала стен его дворца. И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты».
В 1581году он продал её вместе с другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции, от которого её унаследовал его сын, Андреа Барбариго (Andrea Barbarigo). Это подтверждено Герцогом Урбино, которого, в письме он написал 2-го мая 1536, просто описал его как леди в синем платье. В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом.
Или можно представлять портреты Тициана, объединяя их в близкие по сюжету и тематике группы: портреты на религиозных композициях портреты властителей, людей менее знатных, женские портреты на мифологических картинах автопортреты. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд. Сохранилось свидетельство о жизни Тициана в собственном доме на Бири-Гранде на окраине Венеции, на берегу лагуны, откуда в хороший день видны вдалеке заснеженные вершины его родных Альп.
Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо. Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью». Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. В самой полной книге о творчестве Дель Веккио, автора Филипа Райландса есть эта фотография и описание картины, датируемой 1520 годом. Та же модель встречается на других картинах Тициана и Пальма дель Веккио в 1515-20 годах.
Банкиры – чувствительный народ. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа.
Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина.
Иначе говоря, сладко ничего не делать. К счастью, молодая жена выжила. С 1937 года полотно находится в Национальной галерее в Вашингтоне. Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто. Но не последний.
Беллини жил долго, плодотворно трудился до глубокой старости, а после его смерти именно Тициан получил заветную для многих венецианских художников должность на Немецком подворье, которую можно назвать должностью придворного художника Венецианской республики. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Почему художники пишут портреты.
Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Франциском, к сущности которого он был так близок. Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки.
Точность передачи внешнего облика канцлера Ролена и каноника Ван дер Пале соответствуют точности портретных характеристик членов семейства Пезаро. Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы.
В разделе Живопись, Графика на вопрос Кто из известных западных коллекционеров приобрел в начале 1930х годов картину Тициана «Венера с зеркалом». Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города». Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.
Причем Тициан не прорисовывает голову, а пишет, как кажется, без подготовительного рисунка, прямо краской на холсте соблюдая гармоничные соотношения перехода от одного тона в другой так, что лицо и вся голова рельефно и объемно выделяются как основная часть всего портрета. Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано. А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный.
Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.
Лазарев в статье Поздний Тициан утверждал: «Тициановские портреты отличаются изумительной естественностью и правдивостью. История их любви очень трогательна. Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более 60 лет. Естественно, время потрудилось над тем, что состояние полотен изменилось, краски и лаки пожухли, потускнели или в результате перемещения, смены владельцев, плохих условий хранения и реставрации существенно изменили свой первоначальный вид.
Ослепительная вершина европейской живописи середины XVI века определена именами Тициана, Тинторетто и Веронезе. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника. История Женщины перед зеркалом известна. Причиной этого была во многом слава его портретов. Рассматривая творчество Тициана и Тинторетто, отечественные историки искусства иногда несколько прямолинейно сопоставляют экономический и политический закат Венецианской республики с драматическими образами позднего творчества Тициана и Тинторетто.
Чтобы вы не думали, что можете отразиться во всех зеркалах всех картин, посмотрите на досуге картину моралиста Ханта, о которой он однажды сказал: Я был рад возможности поупражняться в работе, которая не преследует ровным счетом никакой назидательной цели. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.
Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел.
Теперешний владелец картины, банкир из Биркенхеда Джордж Рэй уверяет, что от такой красоты его каждый раз бьет, как электрическим током. Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Но я о другом.
Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением». Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Но они положены и слиты с другими, рядом лежащими красками так, что вы не замечаете этих оттенков, а ощущаете полнокровный объем пышной белоснежной фигуры, подобный телам античных мраморных богинь.
Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде». Художник высоко ценил эти свои картины, о чем можно судить по тому, что они до конца его дней не были проданы, а хранились в его доме и служили образцами для многочисленных копий, сделанных как им самим, так и в мастерской, возможно, при его участии. Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны.
Но через 300 лет род Барбариго пресекся, а потомок по боковой линии решил коллекцию продать.