Картина Тициана Сельский концерт : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга. Правда, Тициан не ставил перед собой прямой задачи развернутого и непосредственного отображения и критической оценки социальных условий жизни своего времени. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски.
Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная».
В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. Но во фреске «Тайная вечеря» уже больше чувствуется то новое, чем Гирландайо обогатил повествовательный стиль своих предшественников и что делает из него важного предшественника Высокого Ренессанса. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. «Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Что показывают картины: правду или ложь.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят.
Насколько сильно в искусстве Гирландайо отразилось влияние нидерландской живописи, особенно Гуго ван дер Гуса, можно видеть на картине «Поклонение пастухов», написанной после появления «Алтаря Портинари» во Флоренции. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. В 1540—1570-х гг., когда Венеция вступает в период кризиса, Тициан с позиций передовых идей Возрождения отображает с суровым мужеством и искренностью новое общественное положение человека, новые общественные условия развития Италии.
Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. «Святая аллегория). Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв.
В знаменитом «Сельском концерте» Джорджоне, хранящемся в Лувре, звучит поэтическая тема досуга на лоне прекрасной природы. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона. В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.
Скорее всего, — это Муза. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево.
В картине «Венера Урбинская» (ок. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок.
Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».
Удивителен колорит картины, складывающийся из золотис-тых, голубоватых, оливково-зеленых и ярко-красных тонов, а также общая целостность тональных отношений, кажущихся светотеневыми, но на самом деле умело сочиненных художником. Гирландайо не хватает, однако, самых главных свойств нидерландского оригинала — сияющего блеска масляных красок (картина Гирландайо написана темперой), сочного синего тона во всех оттенках, силы света интимности и глубокой искренности переживаний.
Но нидерландские влияния вносят в них новый оттенок. Таким образом, природные качества рассказчика у Гирландайо находят себе новую пищу благодаря соприкосновению с северной живописью. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи.
И в этой фреске архаизмы смешиваются с нидерландскими впечатлениями. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. В 1540—1550-х гг.
Это, во-первых, просторность его пространства и, во-вторых, более спокойный, уравновешенный ритм его композиции. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Четыре больших фресковых цикла составляют главное наследие Гирландайо. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Слава Тициана распространилась далеко за пределы Венеции и число заказов непрестанно возрастало. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. В левой части композиции стоит еще одна обнаженная дева, собирающаяся набрать воды в сосуд.
С 1508 начался «золотой век» Возрождения. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Главные этапы этого нидерландского влияния таковы. В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок.
Однако они, несмотря на совместное творчество, друзьями не стали — слишком разные у них были характеры, взгляды на жизнь и привычки. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. свой «Сельский концерт».
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. «Сельский концерт» (ок. 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии).
Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Прибытие этого замечательного произведения нидерландской живописи во Флоренцию встречается в художественных кругах с чрезвычайным восторгом и центральная часть триптиха-«Поклонение пастухов»-делается для флорентийских художников таким же источником кропотливого изучения, какими в первой половине века были фрески Мазаччо. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина.
Важной стилистической предпосылкой этой «второй готики», как я уже указывал по поводу скульптуры, Является североевропейское влияние, в особенности более тесное соприкосновение с нидерландской живописью. А в картине Гирландайо сразу же бросается в глаза, невзирая на национальные особенности и различия темпераментов, сильная зависимость концепции от «Алтаря Портинари». Для сравнения напомню центральную часть полиптиха Гуго ван дер Гуса. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»). Здесь стиль Гирландайо отличается еще известным архаизмом: мастер избегает большого количества фигур, в конструкции которых чувствуется некоторая сухость, нимб святой Фины по тречентистской традиции написан без ракурса.
Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема», написанной в 1467г. ) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную — ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы.
То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. Рассказывать он умеет блестяще, но глубины чувства его искусство лишено. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано.
Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Но здесь Гирландайо стремится заимствовать у северных живописцев не только их внешние приемы, но самый дух — уютную тесноту помещения, задумчиво-интимную позу Иеронима.
В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море. находятся с ними в различных мирах.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. (Ок. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон).
В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. В 1530—1540 гг.
Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения.
Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Венера Джорджоне – вся тайна и поэзия художника, он вложил все чувства в создание этой картины. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство.
Среди «рассказчиков», продолжающих традиции Филиппо Липпи и Беноццо Гоццоли, на первое место должен быть поставлен Доменико Гирландайо, самый популярный флорентийский мастер фрески в конце XV века. Но прежде чем перейти к их характеристике, осмотримся немного в других направлениях эпохи. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем.
На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа. Доменико Гирландайо (Доменико ди Томмазо Бигорди, прозванный Гирландайо) родился в 1449 году, прошел ювелирную школу и выработал свой стиль под воздействием сначала Алессо Бальдовинетти, а затем нидерландской живописи. В его произведениях 1518—1530 гг. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг.
Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. К архаизмам можно отнести плоский нимб у Христа, мелкий рисунок листвы, обилие птиц. 1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы.
Другой образец — «Тайная вечеря». Можно ли верить фотографиям. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов.
Еще в большей степени эти названия применимы к третьему поколению живописцев кватроченто. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. II если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.
Творчество Тициана до 1540-х гг. Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Цель Тициана — передать определенное душевное состояние.
Тициан. Мир воспринимается в изменчивости и движении. 1554 г., Мадрид, Прадо). Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. С одной из фресок этого цикла изображающей святого Иеронима, мы уже знакомы. Себастьян» (ок. Следует отметить прежде всего существенное отличие от традиционной в итальянской живописи композиции «Поклонение».
Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела. Характеризуя флорентийских скульпторов того же периода, конца XV века, я назвал их стиль «второй готикой» или «готикой в Ренессансе». В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Не только в угоду новой центрической композиции Гирландайо отступает от итальянских традиций, но он буквально повторяет ряд реалистических деталей своего первоисточника — крестьянские типы пастухов их жесты, хомут и седло ослика, даже соломенную крышу хижины, подпираемую античными пилястрами (у ван дер Гуса — колонна).
Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
Предполагают, что картину мог завершить Тициан. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит. Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу.
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Но преобладающую роль, дающую отпечаток всей эпохе, несомненно играют художники, которых можно назвать или «стилизаторами» или «символистами». Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Второй цикл фресок Гирландайо писал для флорентийской церкви Оньисанти.
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Вместе с тем высокие традиции реалистического мастерства, широта гуманистических идеалов полуторавекового развития Возрождения определили эстетическое совершенство этого искусства.
Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем.
Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный. В самой Флоренции скрещивается и борется целый ряд направлений, новых и старых «проблемистов» и «рассказчиков».