В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи». Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). В художественном музее им. Пушкина идет восстановление работы Тициана «Се, Человек», которое считалось утраченным.
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра.
Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей. Был живописцем венецианской школы позднего Ренессанса. Родился в Венеции и прозвище Тинторетто (маленький красильщик) получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Часть из них в 1995 году выставлялась в Пушкинском. Им создано много картин на библейские сюжеты.
Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной.
Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Холст, масло.
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Вдали открывается мирный пейзаж, символизируя гармонию природы. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения.
После окончания реставрации картину скорее всего, поместят в Галерею старых мастеров. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника.
Практически в это же время начались приключения картины. Это означало дополнительные 25 дукатов. Как и во «Ведении во храм», картина полна монументального размаха и великолепия: композиция строится на укрупнённых, динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнён. 242х361 см.
Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Картина «Пьета» считается последним произведением художника. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Точная дата его рождения неизвестна. Радоваться пришлось недолго. (Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию).
Старуха должна охранять пленницу от посторонних глаз и держать дверь на замке, но хитрый Зевс проникает в темницу в виде золотого дождя, минуя все преграды. Если согласиться с ними, то непонятно, каким образом мог недавно спустившийся с гор юноша расписывать фресками Немецкое подворье на равных с самим Джорджоне. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим.
Тициан «Любовь земная и Любовь небесная». Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Смелая композиция картины помогла искусно изобразить земные и божественные детали. Её левая нога покоится на голове Олоферна.
Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет.
Скупость. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Она прожила еще пять лет и родила дочь.
Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Войско без руководителя не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Узнав, что картина в розыске, Лопайне решил, что его провоцируют – и обратился в милицию.
Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Предполагают, что в образе Никодима Тициан изобразил себя. Такое мастерство доступно лишь зрелому художнику. в тициановском творчестве. Джорджоне «Юдифь» (около 1504). В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510)Ещё один представитель венецианской школы живописи один из величайших мастеров Высокого Возрождения. Его полное имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по названию небольшого городка недалеко от Венеции. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х). На картине «Пьета» изображена Дева Мария, поддерживающая тело Христа с помощью коленопреклонённого Никодима. Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения.
Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. О сюжете у искусствоведов нет единого мнения.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Его даже называют тициановским – в честь мастера.
Несмотря на то, что он умер совсем молодым, многие известные венецианские художники считаются его учениками, в том числе и Тициан. Одной из самых известных картин Джорджоне считается «Юдифь». Он принёс «Бичевание Христа» Пизано. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Эти фигуры образуют идеальный треугольник.
1570). Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». В нем многое раздражало, но привлекали оптимизм, жизнелюбие и постоянная готовность к любым активным действиям, в его голове роились тысячи идей, которые тут же выкладывались собеседнику или выплескивались на бумагу в письмах, стихах и прозе. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. Дочь звали Лавиния Вечеллио.
На сегодняшний день авторство Тициана бесспорно доказано. Однако мстительная его супруга не успокоилась, пока не добилась того, чтобы ковш Большой Медведицы никогда не знал покоя и не отражался в морских водах на закате. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Она была закончена Джакомо Пальма-младшим.
отмщение всей земле». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести.
Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения.
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. После расчистки полотна, на нем проступили изображения домов и много других деталей. Умел найти правильное композиционное решение, позу, выражение лица, движение, жест. «Отличительное свойство поздних работ Тициана— их тончайший красочный хроматизм. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св.
Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей. Тициана также продублировали, но он был законсервирован и оставлен на долгое время. В этом городе художник проводит почти два года.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). – мастер позднего Возрожде-ния. Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую. 1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини.
Краски чисты и наполнены цветом. «Се человек» писался в смешанной манере с темперной подмалёвкой – для произведения исполненного в такой технике, лежание в ржавом бидоне было губительным. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом.
В 1927 году картина с несколькими другими ценностями был украдена. И сказал им Пилат: «Се, Человек. »), достаточно запутана. Сегодня посетителям доступно всего 140. Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. К счастью, Чечилия все-таки выздоровела. И не поспоришь. Полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполнял его повеление «свершить.
За 33 400 долларов вскоре ушёл в США и спасённый Яковлевым Рембрандт. К последним шедеврам художника относятся картины «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Музей истории искусств, ВенаЭта картина считается шедевром Тициана. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения.
Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Мало того, в образе Пилата он запечатлел черты итальянского гуманиста Пьетро Аретино, а в облике одного из фарисеев — венецианского дожа.
Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было.
Изначально, на нем было изображение лишь одной женской фигуры и пейзажа. Сын, Доменико Робусти (1562-1637), также был художником искусным портретистом. Крылатый амур играет с водой.
В 1620 году купленна герцогом Бекингемским. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года.
Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают и лошадиной мочой) и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. В 1574 г. картину там видел французский король Генрих III.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Якопо Пальма Старший (ок. Охотник попытался убежать от разгневанной богини.
Вор спешил и холсты были вырезаны кое-как, часть картины была оставлена в раме. 365х568 см. Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Друзья Тициана – поэты, музыканты и художники никогда не упоминали ее в своей переписке.
А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти). Современные исследователи принимают только первое утверждение Ридольфи, так как сходство Аретино с Пилатом несомненно.
Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546). Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Сюжетом полотна является евангельский момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Сюжет На ступенях лестницы и на площади, передПилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пыткамиХриста, шумит пёстрая и наряднаятолпалюдей: воины и изысканные юноши, всадники и стражники салебардами.
Был щедрым и нестяжательным, мог работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски. Но иногда работы его отличались поспешностью, что можно объяснить огромным количеством заказов. Тинторетто преимущественно известен исторической живописью, а также портретами из которых многие удивляют композицией фигур, выразительностью, силой красок. Свой художественный талант Тинторетто передал и детям: его дочь, Мариетта Робусти (1560-1590), успешно занималась портретной живописью. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю.
144х68 см. Собаки настигают его, но он не может произнести ни слова и те набрасываются, не узнавая в облике оленя своего прежнего хозяина.
После того, как картину расчистили, на ней проявились новые детали. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. С последним утверждением всё интереснее.
Уже его «Даная» (ок. Венецианская красавица всегда полновата (по современным меркам – неприлично толста, хотя до рубенсовских толстушек и не дотягивает). Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В 1931 были найдены холсты, вышедшие из-под кисти Тициана и Рембрандта, они долго пролежали в земле. Продать преступник так ничего и не смог. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей.
В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. В 1574 году её там видел французский король Генрих III. Она была из простых – дочь брадобрея.
Манера письма художника обретает исключительную свободу. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать. Звучало невнятно – но письмо надо было «отработать». Тициан «Автопортрет» (около 1567)Тициан Вечеллио – итальянский художник эпохи Возрождения. По свидетельству Ф. Сансовино, в 1580 году она находилась там же.
Холст (переведена с доски), масло. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511 – 1574) в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в главе, посвящённой Тициану Вечеллио (1488 – 1576), пишет, что это полотно было создано в 1546 г. в римском Бельведере по заказу кардинала Фарнезе и герцога Октавиано для подарка папе ПавлуIII. Характеры переданы с шекспировской силой. И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции.
Было проведено укрепление участков с кракелюром и загрунтованы швы в тех местах, где Тицианом производились надставки холста и полотно натягивалось на больший подрамник. Ее смерть в 1530 году стала большой потерей для Тициана – он вспоминал супругу до конца жизни. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Рано обнаружил способность к живописи.
Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения. По словам Марковой, один из западных искусствоведов в 1970-х годах перепутал провенанс, вследствие чего была указана иная работа Тициана в качестве той, что занимала место в собрании Барбариго. Больше Тициан его никогда не видел. Тинторетто «Тайная вечеря» (1592-1594).
Разразился шумный скандал. Они полны жизненной силы, яркости чувств и спокойной радости.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520). Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи.
Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. В образах, посвященных, казалось бы, утверждению чувственных радостей жизни, явно слышится новая трагическая нота.
Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Таково и большинство дам на полотнах Тициана. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. На ступенях лестницы и на площади, перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит пёстрая и нарядная толпа людей: воины и изысканные юноши, всадники как в рыцарском облачении, так и в восточном стиле и стражники с алебардами. Стояли ведь времена, когда СССР вовсю продавал за рубеж шедевры живописи (нужны были деньги на индустриализацию).
Известные картины того времени: «Цыганская мадонна» (около 1511), «Любовь земная и Любовь небесная» (1514), «Женщина с зеркалом» (около 1514). В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств.
Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. Кстати, это единственная картина художника, находящаяся в России. Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). За свой проступок Каллисто была изгнана. По свидетельству Франческо Сансовино, сына знаменитого скульптора, «в 1580 году она находилась там же».
Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. Там говорилось, что «кроме отечественной стороны Италия представляет собой исключительный рынок художественных произведений, откуда, несмотря на правительственные запрещения ищущие там янки и англичане вывозят много мировых шедевров».
Композиционно они похожи. Однако до скончания дней его главным заказчиком останется испанский король Филипп II, который в отличие от отца Карла V, думавшего о спасении души, предпочитал мифологические сюжеты. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе.
Полотно работы Тициана Венера Пардо (1552 год) вернулось в Лувр по окончании затянувшихся реставрационных работ, которые начались еще в 2002 г. Работа долго служила украшением охотничьего дворца, принадлежавшего одним из испанских королей — Пардо, недалеко от Мадрида. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Настоящее его имя – Якопо Робусти. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда.
Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Показал письмо от того, кто продал ему «Бичевание». А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия. От Яковлева потребовали мало-мальски привести её «в товарный вид». Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно.
Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно. Точная дата его рождения неизвестна. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. В МУР пришёл гражданин Италии Феликс Лопайне, находившийся в Москве в командировке. Есть здесь и произведения, входящие в «особый фонд» — попавшие в запасники музея после окончания войны.
Реализм. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Этот все тот же венецианский тип красоты, который мы видим на его других полотнах. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь.
Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался.
Тициан «Се человек» (1543). Через некоторое время художник снова женился. Работал в основном в Венеции: писал здесь надпрестольные образа, выполнял многочисленные портретные заказы, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов по обычаю того времени.
Холст, масло, 118х279 см. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны.
Слева от них стоит Мария Магдалина. 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. По сообщению Вазари, картина написана для фламандского купца Джованни дАнна (ван Хаанена) имевшего в Венеции дом на Большом канале в приходе Сан Бенедетто.
Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
По третьей, «Се человек» написан по заказу фламандского купца Джованни дАнна (ван Хаанена), жившего в те времена в Венеции. Был учеником Джованни Беллини. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Холст, масло.
Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Первыми работами Тициана, выполненными совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты. Стиль Тициана того времени очень похож на стиль Джорджоне, он даже дописывал за него картины, которые остались незавершёнными (Джорджоне умер молодым от свирепствовавшей в то время в Венеции чумы). Кисти Тициана принадлежит много женских портретов и изображений мадонн. Именно интерес к раскрытию характеров через их сопоставление, к отражению сложной противоречивости взаимосвязей между людьми побудил Тициана – по существу, впервые – обратиться к жанру группового портрета, получившего широкое развитие в искусстве XVII века. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу.
.