Тициан был величайшем портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражания и восхищения. Считалось, что быть запечатлённым кистью Тициана-значило обрести бессмертие. Это и «Портрет молодого человека с перчатками» и «Портрет Изабеллы Португальской» и другие не менее великолепные работы Тициана. Естественно, что в этих работах Тициану пришлось заниматься портретными изображениями. Им создано около сотни портретов: прекрасные женщины, гордые и пытливые мужчины, дожи, инквизиторы, герцоги, императоры, короли. Их королей было много, а Тициан был один.
В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. Кроме автопортретов Тициана, существует его портрет, написанный Паоло Веронезе. У Шекспира в пьесах представлено множество действующих лиц, а Тициан написал огромную портретную галерею. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме.
Пожалуй, для автора этой книги одним из самых приятных дел весной двухтысячного года, на рубеже двух тысячелетий, было сесть за освещенный солнцем письменный стол перед окном, обращенным в зелень сада и к цветущему клену и начать писать книгу о портретах Тициана. Он знал Тициана, был у него в гостях в Венеции, сопровождал его в Риме и судил о его портретах не понаслышке, многие работы видел сам или слышал свидетельства современников о его искусстве. Об этом портрете мало что доподлинно известно и только в XIX веке его идентифицировали как произведение Тициана.
Даже специально интересующее нас портретное искусство Тициана было глубоко исследовано в труде И. А. Смирновой. У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно. Он сделал этот портрет затейливо, с юмором и блистательно, по-карнавальному, поместив Тициана в качестве музыканта в центре огромной картины Брак в Кане, находящейся нынев Лувре. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).
Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. Тинторетто и Веронезе, не имея способности соперничать с самой природой, уступали дарованию Тициана, особенно в портретах. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок.
Под его взглядом женщина становилась прекрасной. Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания. Тициан по-особенному и, может быть, даже дерзко представил на своих портретах католических сановников не только как священнослужителей в пышных и блестящих облачениях, но и как людей, переполненных бурными чувствами и страстями, захваченных мирскими заботами и делами. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу.
Эту тему часто рассматривали как символ достоинства. То, что эта интерпретация предмета может быть правильной, также подтверждено фактом, что есть запись 1533 года о картине Юдифь Тициана в коллекции Альфонсо I дЭста. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале.
Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города». Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной. Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. Художник прибегает к использованию синего ультрамарина и насыщенной сверкающей алой киновари.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты». Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко».
Франциска. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин). Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Работая дальше над мифологическими poesie, Тициана создает две картины, между которыми устанавливается прямое родство.
В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Она – сама красота.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Необычно исполнение картины. Первая версия, привезенная к нам из Национального музея Каподимонте в Неаполе, была закончена Тицианом в 1546 году.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением». К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. Это означало дополнительные 25 дукатов.
Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Долгая творческая жизнь Джованни Беллини дает возможность многое понять и почувствовать в живописи самого Тициана. После Джорджоне художник Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта.
Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари. Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона.
Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции. Точность передачи внешнего облика канцлера Ролена и каноника Ван дер Пале соответствуют точности портретных характеристик членов семейства Пезаро. Изможденное лицо, обтянутые сухой кожей скулы, впалые глазницы, тонкий рельеф носа, почти скрытая пышной мантией тонкая согбенная фигура, худые изящные руки, подчеркивающие болезненность и утонченность облика, представляют нам абсолютно другой, в отличие от Гритти, облик венецианского дожа и зрители верят правде высокого реализма Тициана. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Рядом с ней находится в рубище св. Тициан часто делал то же самое.
В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Вряд ли есть необходимость перечислять все известные портреты – их очень много и заказы на них были постоянным источником дохода художника.
Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин». Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина».
Этот залв венском музее имеет три двери. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид).
В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца. Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью». Сам Тициан не писал о своей жизни – о своей юности, учебе, художественных склонностях и увлечениях.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. Много и охотно художник писал женские портреты. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага.
Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась.
А поскольку творческий путь его был чрезвычайно долог и живописные приемы на протяжении времени менялись, то и составить цельное, в полном объеме, представление о нем очень трудно. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд. Здесь только хочется вспомнить, как прославлены в мировой истории оказались жители древнегреческого острова Книд, которые даже в обмен на обещание лидийского царя Никомеда простить им все долги не согласились отдать ему скульптуру Афродиты, созданную в IV веке до н. э. Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия.
Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. Петра. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Тициан занимался только живописью. Созданные им образы обладают мощными силами. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана.
К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Колорит – контрастный. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
И, наконец, автопортреты Тициана. Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Он чувствует себя независимым. Больше Тициан его никогда не видел. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше.
Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии. Там, в базилике, вознесшей свои своды на опорах двенадцати массивных колонн, понимаешь, почему Тициан на своей картине Мадонна Пезаро написал две громадные колонны, уходящие прямо в небеса, в облака, где ангелы поддерживают крест.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. Тициан добивался разнообразных заказов и в его мастерской исполнялись картины на самые различные темы и сюжеты. Этот конный памятник, возможно, повлиял на решение Тициана представить Карла V после значительной победы в таком величественном, триумфальном виде. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна.
После этого Даная родила сына Персея. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти). Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Он был командующим венецианскими вооруженными силами и император Карл V публично отметил его военные достижения. Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. Тициан задолго до этой драмы почувствовал и передал своей живописью всю психологическую глубину и сложность отношений между этими людьми.
Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет.
Он представлен на портрете поколенно, стоящим слегка подбоченясь и гладящим пышную белую шерсть сидящей на столике собаки. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина. Приятно, но не натурально. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна. Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного. Голая с красной одеждой женщина.
По своему величию и трагическому пафосу эта последняя работа великого мастера может найти параллели только в поздних скульптурных группах Микеланджело.
Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Скупость. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. Именно это и повлияло на создание автопортретов с кистью у Веласкеса и Гойи и цепочку подобных автопортретов у многих последующих художников.
За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). Художник одет в простую и дорогую одежду. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Лазарев в статье Поздний Тициан утверждал: «Тициановские портреты отличаются изумительной естественностью и правдивостью. Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте.
Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана. Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Разразился шумный скандал.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины.
Беллини жил долго, плодотворно трудился до глубокой старости, а после его смерти именно Тициан получил заветную для многих венецианских художников должность на Немецком подворье, которую можно назвать должностью придворного художника Венецианской республики. Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. Его отец, Якопо Беллини, был художником. За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Эта картина – типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Эти детали, так похоже написанные Тицианом на разных картинах, говорят об устойчивости определенных черт женского идеала красоты у художника. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Голова занимает центр верхней части портрета, властное, грозное выражение лица с крепко сжатым ртом подчеркивает решительный и энергичный характер дожа. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом.
Кто изображен на картине – загадка. Позади ангела возвышаются мощные античные колонны.
Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено.
И к тому же один из самых больших его портретов. Радоваться пришлось недолго. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Тициан написал целую серию работ на эту тему.
Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника. Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Однако многие из них до нас не дошли. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Все те же страсти, та же жажда власти, денег, высокого общественного положения и вместе с этим поиски красоты и гармонии как во внешнем, так и во внутреннем мире людей. Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года».
Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. Взгляд художника, а вместе с ним и зрителя, обегает портрет от центра композиции – лица молодого человека – к другим существенным деталям портрета – рукам, написанным тщательно и с большим мастерством.
Тициан поистине мыслил краской. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне.
Именно к той поре, когда Тициан и Джорджоне вместе учились и работали, а также к годам, следующим за преждевременной смертью Джорджоне, относятся работы Концерт и Сельский концерт, где музыка словно пронизывает композицию картин. Эта работа новатора.
Отношение тела к белью очень верно взято. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны.
Над темным морем он несет её на Крит. Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Тициан был скуп на слова. Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы. Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. За свой проступок Каллисто была изгнана. Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея).
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Так называли современники Тициана. Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.
Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий». В итоге красочный слой оказался слишком тонким, что так несвойственно размашистой манере наложения Тицианом краски на поверхность доски или холста, что привело к скорому осыпанию. Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Неудивительно, что монахи, заказчики картины, с большой осторожностью согласились принять работу. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он явился величайшим мастером реалистической живописи. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Едва только зашло солнце, как по воде заскользили бесчисленные гондолы, наполненные прекрасными женщинами. Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой.
Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Короли, королевы изобретатели, ученые, художники – все это красиво и широко разместилось на фантастическом портике.
У них родился сын Персей. Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины.
Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Папа Павел III любил Оттавио, но тот в трудной политической ситуации собрал войско и выступил против него.
Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок.
Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом.
Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Перед ним я невольно остановился как вкопанный, восхищенно обегая глазами тонкий слой красок, поразительно передающих смуглый цвет лица, белокурые темные волосы и удивительный взгляд синих глаз – спокойный, пристальный, живой, как будто мой собеседник стоит передо мной, слушает меня и не сводит с моего лица своего внимательного взгляда. Фигура Гритти, представленная почти анфас, поражает своими размерами, занимая основное пространство холста.
Совсем по-иному отнесся к Тициану Павел Муратов, в эти же годы, когда появился путеводитель по Эрмитажу Бенуа, выпустивший в свет трехтомную книгу Образы Италии. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». Одной рукой прекрасная женщина поддерживает ниспадающую одежду и эта рука с длинными тонкими пальцами тщательно выписана художником. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст.
Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Праксителем. Реализм. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел.
Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде». Композиционно они похожи.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. В молодости Тициан не писал автопортретов. Почему художники пишут портреты. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Золотые тончайшие пряди волос нежно и легко рассыпались по обнаженной шее и открытому плечу, создавая необычайное ощущение тишины и спокойствия. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена.
На одной плоскости картины совмещены три разных состояния жизненных сил личности, углубленные символическим изображением животных художник представил многоплановую, наполненную философским содержанием и неясную с первого взгляда, скрытую различными масками формулу жизни человека. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Вот ведь совсем новый Исторический музей. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Рисунок и колорит были настолько превосходны, что когда она предстала перед зрителями, то друзья Джорджоне решили единодушно, что это его работа и тут же принялись поздравлять художника, заверяя его, что это лучшее из созданных им творений». Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
время оказалось бессильным перед великим шедевром художника. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Папы Павла III и Якопо Страды Тициана, воочию убедиться, чем между собой отличались эти художники.
Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо.
Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана. Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера.
В 1545 году художник написал портрет друга, не погрешив против того, что он видел: огромный, с большой бородой и плешивой головой, с массивной золотой цепью на груди, Пьетро Аретино предстает перед нами не только как умный человек, но и как решительный полемист, памфлетист и пасквилянт, за деньги и подарки способный и унизить и возвысить адресатов своих писем и статей, любивший хороший стол, дорогую выпивку, красивых женщин. Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Это отразится в его автопортретах. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Тициан любил писать детей и подростков. Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение.
Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней».
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения. Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
В 1577 году, уже после смерти Тициана, во Дворце дожей случился большой пожар и многие произведения искусства, в том числе портреты Тициана, погибли. Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа». На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Но когда приезжаешь в Венецию и посещаешь ее достопримечательности, начиная со знаменитого Дворца дожей, то видишь в первую очередь работы Тинторетто и Веронезе, а Тициан представлен значительно скромнее. Его точно очерченная фигура в черном одеянии большим темным пятном выделяется на желто-золотистом фоне стены за его спиной. Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано.
Вот почему рядом с обнаженной Дианой дана в качестве ее двойника фигура чернокожей девушки в облачении. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год.