Манера письма художника обретает исключительную свободу. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. (Фрески испортились во влажном климате Венеции, в музей перенесли жалкие остатки).
Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева или же искусная куртизанка.
Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Картина названа так, будто изображает древнеримскую богиню природы Флору. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Если он родился около 1478 г., то они не очень отличались по возрасту. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Помпония оказался гулякой, тратил большие деньги и долго надоедал отцу и всей семье. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). А вот на итальянской картине вместо нее написан просто милый Амур, бог любви. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Желая избежать такой неприятности, царь заточил дочь в подземный медный дом – настоящий бункер, куда никто не мог проникнуть. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. И на заднем фоне картин на этот сюжет нет-нет да напишут родную Венецию.
Это заказчик картины Джованни Рам, который и оплатил Тициану ее создание. Завершил. В своей работе Изабелла дЭст Тициан объединяет категорию анонимной красоты с темой портрета. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. И сделал ее молодкой.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534—1538, Галерея Академии, Венеция «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Темперамент и мощные чувства не покидали художника до последних лет жизни.
Кто изображен на картине – загадка. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики.
Блеск ее рыжеватых золотых волос, мягкий оттенок ее кожи и неприкрытость видимой груди, которая умело подчеркнута ее рукой и розовой парчой, показывают способности Тициана, как тонкого колориста и его верное чувство для выражения чувственности. В 17-м веке Флора прибыла в Нидерланды и вдохновила Рембрандта рисовать свою жену Саскию в том же самом облике, хотя и менее скудно одетой. Лицо этой женщины можно увидеть на множестве полотен Тициана. Годы работы бок о бок с Джорджоне (1508 – 1510), обоим за 30. Тициан много делал, чтобы обуздать неудачного сына, находил ему должности, давал деньги. Немаловажно, что дружил он с главным «пиарщиком» той эпохи – Пьетро Аретино, поэтом, одним из первых журналистов в мире и изобретателем жанра «пасквиль», который своими газетами и письмами прославил Тициана на всю Европу. Это не только потому, что он писал изумительно красивые и гармоничные картины.
Он и сделал-женщину мечту, женщину идеал, женщину фантом, который никогда сам не видел. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Фреска вообще, как техника живописи, не прижилась во влажном климате Венеции. Причиной этого была во многом слава его портретов.
На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Иероним», около 1552, Лувр, Париж «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград «Св. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Конец 1530-х—1540-е гг. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. После этого Даная родила сына Персея.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Год рождения Джорджоне тоже неизвестен. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Совсем нельзя доверять портрета Изабеллы Португальской.
Художник работал для лучших заказчиков – римских пап и королей. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна.
Он любил пиры, вино и женщин – и несмотря на это, дожил до преклонных 85 – 88 лет (точный год рождения неизвестен). Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Хорацио находил с отцом общий язык, сам был художником и помогал отцу в работе. Тициан написал целую серию работ на эту тему.
Полотно долго хранилось у его потомков, пока не попало в музей. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Интересно, чем.
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. И к тому же один из самых больших его портретов. Семья имела троих детей, сыновей Помпония и Хорацио, дочь Лавинию.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Скорее, они работали вместе, но Тициан был помощником и второй скрипкой в их дуэте. Но тот сердился и отвечал: Тициан – завершил. Поверхность картин как тонула в мареве почти хаотических мазков, рождая некое новое художественную действительность, беспокойную, тревожную, философские углубленную.
Портрет короля Франции Франциска I он рисовал по медали, которые привезли Тициану. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В конце жизни Тициан был одиноким.
Наверное, картина была написана после какой-то крупной ссоры. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. А иногда и в сопровождении жены и десятка ребятишек. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.
Рам был более деликатен и проник на тициановское полотно в одиночестве. Она умерла, а художнику заказали портрет.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Тициану не хватало. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Тициан быстро стал знаменитым.
Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Конец 1510-х—1530-е гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Впоследствии здесь царил масляный живопись.
Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж).
Но и потому, что символизировал факт: если у тебя есть деньги (золото), ты проберешься куда угодно и получишь любую красавицу. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). С 1530-х гг. К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж). Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515—16, Галерея Боргезе, Рим «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). Он умер при жизни отца (утверждали, что от чумы). Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Эта живопись – одина из первых картин из серии портретов идеальной женской красоты, которую нарисовал тот Тициан. Красотой картины или причастностью к такому важному новозаветному событию.
В могилу унесли его не излишества, а эпидемия чумы, а то бы он прожил еще дольше. А вот композиция немного отличается от типичных венецианских «Благовещений». Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Слаб зрение, он больше болел и его картины потеряли четкие контуры и локальные краски. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Безотносительно ограничений такого сходства Тициану удается обеспечить ее твёрдой индивидуальностью, которая показывает ее всесторонние способности и властный способ общения. Изабелла прокомментировала, что портрет Тициана был так приятен, что я сомневаюсь, что в возрасте, который представлен на картине, я, обладала всей красотой, которую он показывает. В мастерской Беллини, вероятно, познакомился и с художником Джорджоне.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Вот таким образом и король только в профиль, так как не позировал мастеру. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Отличительное свойство поздних работ Т. — их тончайший красочный хроматизм. Этот момент и изображен на картине. Утешением была дочь Лавиния.
Отношения с Хорацио были более спокойными. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Конечно, слишком талантливый и благородный Джорджоне рано познал успех и признание. Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Среди лучших портретов Т. — «Ипполито Медичи» (1532—33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545—46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др. Сюжет из древнегреческой мифологии, как это у них часто там бывало, – эротический. Не только потому, что изображал роскошную обнаженную женщину.
Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46) и Аугсбурге (1548 и 1550—51). Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Она вышла замуж и старый Тициан увидел внучку. Это полотно – из венецианской церкви Сан-Сальвадор.
Своя «Даная» Тициана есть и у нас, в Эрмитаже, а в Москву привезут картину из неаполитанского музея Каподимонте. Заказчики воспринимали эти произведения по незавершенные и упрекали старому мастеру. Это – то, почему эта картина часто копировалось.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Не похоже и на то, что Тициан был учеником Джорджоне. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Это, вроде и подтверждают работы обоих над фресками в Фондако деи Тедески (Немецком дворе), ведь торговая империя Венеция уважала связь с Германией.
Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Ленинград «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Лавиния умерла при родах. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Но авантюрный мастер делал и сомнительные вещи.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Приехал в Венецию в юношеские годы. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен «Оплакивание Христа», 1573—76, Галерея Академии, Венеция и др. ).
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.