Первый взгляд не так бросается на целующихся, как на их одежду, которая сияет золотом и чудесными узорами. Влюбленная в него Венера пытается удержать возлюбленного подле себя, но тщетно (на бесполезность ее усилий намекает заснувший амур). Что это. Адам выглядит измотанным и печальным из-за этого можно сделать вывод, что картина изображает пару после их греха. Драматизм сюжета сочетается здесь с изысканной красотой и гармонией композиции.
Вот и на полотне он представляется в образе лиса, чьи горящие глаза выдают его торжество. «Адам и Ева» является продолжением «Поцелуя», но содержит в себе больше откровенностей. Кисти мастера из Кадоре принадлежат несколько вариантов воплощения этого сюжета.
Зритель видит лишь лицо и плечи Адама, ноги его прикрыты шкурой леопарда. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). Две обнаженные фигуры здесь подчинены не таким стремительным диагоналям, как у Тициана. И навел Господь Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из ребр его и закрыл то место плотию.
Возросшая на этих трех «столпах» искусства венецианская живописная школа на века вперед определила развитие и итальянского и всего мирового художественного языка. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.
«Снятие с креста» Якопо Робусти исполнено возвышенного драматизма и эмоциональности. Ева же наоборот выглядит очень спокойной и довольной, у её ног растут цветы. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Он как будто говорит: «Ты велик, Тициан, а я сделаю смешнее».
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Потому сатана и стал врагом человека. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17).
Наверное, этот город знает тайну притяжения. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, так как дает знание и взяла плодов его и ела и дала также мужу своему и он ел. Открытый мазок создает тревожную вибрацию живописного пространства.
Сегодня в ГМИИ имени А. С. Композиция полотна «Грехопадение Адама и Евы» Тинторетто как будто зеркально отражает «Венеру и Адониса» Тициана. Колорит основан на ярком контрасте светлых и темных тонов, знаменитом венецианском «кьяроскуро», особенно остро выраженном Тинторетто. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7).
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). Можно вспомнить картину «Поцелуй», одну из самых знаменитых картин этого художника. Сияющие драпировки, золото и дорогие ткани, жемчужное ожерелье (символ Венеции, сокровища, окруженного морем), прихотливая прическа Венеры — все это создает образ роскошной избыточности. Просто шутка. Его стиль необычайно красив. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Тема восходит к «Метаморфозам» Овидия и повествует о прекрасном юноше Адонисе, страстно увлеченном охотой.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). С полотном Тициана «Венера и Адонис» связана интересная работа по его атрибуции специалистами Пушкинского музея. Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, то есть сын красильщика (около 1519, Венеция – 1594, Венеция), своей неистовой молодой энергией постоянно бросал вызов прославленному старцу. Известная под эпитетом «драгоценная живопись», небольшая работа Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью» — вариант решения той же пластической задачи, что и две рассмотренные выше картины. Любовь к Венеции может родиться, но вряд ли может умереть.
Образы святых часто встречаются в творчестве всех троих художников. Пушкина открывается масштабная выставка из музеев Италии и России «Венеция Ренессанса.