Кроме того импрессионизм в искусстве совершил переворот в технике живописи– в 1869 г. в Бужевале К. Моне и О. Ренуар спонтанно открывают принцип разделения цветов в атмосфере, который станет основой грядущей революции в способе живописи. Несмотря на то что Ж. Сера является представителем завершающего этапа импрессионизма и его техника во многом отлична от основоположников, он точно так же создает с помощью мазков иллюзорное представление предметной формы, рассмотреть и увидеть которое можно лишь на расстоянии. Кроме того импрессионизм в искусстве совершил переворот в технике живописи – в 1869 г. в Бужевале К. Моне и О. Ренуар спонтанно открывают принцип разделения цветов в атмосфере, который станет основой грядущей революции в способе живописи.
Хотя Дега поступил в Школу изящных искусств (это произошло в год открытия Всемирной выставки), он, по существу, не работал там, предпочитая частную мастерскую Луи Ламотта, одного из самых способных учеников Энгра. Именно вот таким образом импрессионизм не начинается с 1874 года.
Идиотами, хвалившими Моне, были не кто иные, как Буден и Йонкинд. Связи эти он прослеживает очень внимательно и точно. Он ясно осознает и кладет в основу своего повествования главный стержень, драматическую ось, всей истории художественной культуры прошлого столетия, особенно отчетливо выступающую в первой половине и, главным образом, в середине века во Франции.
Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были совсем иными. Мане только что снял мастерскую в квартале Батиньоль, вдали от тех мест, где Курбе встречался со своими друзьями. Ревалду действительно удается воссоздать атмосферу эпохи. Страстный почитатель Делакруа, друг одинокого Константина Гиса, суровый, но справедливый критик Энгра (чьи недостатки не мешали ему замечать его достоинства), один из немногих, признавших в Домье не просто обычного карикатуриста, Бодлер обладал большей восприимчивостью к зрительным впечатлениям, чем любой другой литератор. Сторонникам направления (не всем, конечно) понравилось новое название, как отвечающее творческому методу, которому они следовали: передача впечатления, фиксирование ускользающих моментов текущей жизни. Труднее всего делать выводы, когда факты противоречат друг другу. Там было представлено 30 художников, всего— 165 работ.
Юность Моне, как он сам отмечал это впоследствии, по существу, была юностью бродяги. Тот же прием использован и в изображении деревянного стола.
Меня мучил профессор.
Выставка Курбе произвела на него большое впечатление.
Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Она так и называется — «Впечатлениие.
Легкомысленные мальчишки, сущие мазилы, зубоскалы, болтуны и озорники остроумцы и жертвы насмешек, забияки, ленивые и прилежные ученики, хорошие и плохие, аккуратные и неряшливые (последних гораздо больше)— все более или менее воодушевленные esprit de corps и, в целом, весело и дружно работающие вместе. Тяга к природе, ко всему естественному, стремление противопоставить академическому направлению чувства простые и непритязательные, отчетливо осознавались еще накануне французской революции. В 1857 году он, наконец, был избран членом Института. Мане и Дега не знали материальных забот и Дега даже чаще других принимали в Салон.
Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Учитесь рисовать — это то, чего вам всем сегодня не хватает. Теперь каждому художнику ясна его огромная ответственность перед своим народом.
Подобное искусство мне не по вкусу, оно внушает отвращение.
Вскоре после этого Шанфлери порвал с Курбе. Он сообщил все требуемые сведения о себе и об Испанском гитаристе.
Но Моне был не единственным учеником, чьей работой был недоволен Глейр. Немыслима дружба между обоими, немыслим союз. Вот немногие из тех, поистине трагических фактов, которые приводит в этой связи Ревалд.
Он получил возможность развить эти качества, когда в начале 1860 года на Итальянском бульваре открылась большая выставка современной живописи, устроенная с помощью частных коллекционеров, без вмешательства Академии.
Буден четырнадцать лет тому назад (в 1844 году, когда ему было двадцать лет) открыл окантовоч ную лавку, где он впоследствии встретил Моне. Направление, созданное их общими усилиями, перестало существовать. После этого Кутюр стал еще более ядовитым и злым, но перестал трогать Милле. И снова Моне мог работать на берегу один или в компании Будена.
Их выставки, которые пользовались большим успехом у публики, Академия искусств пыталась запретить. Это справедливо и в отношении следующего десятилетия. Между Йонкиндом, Моне и Буденом вскоре возникли теплые, дружеские отношения.
Острый взгляд этого замечательного наблюдателя и рисовальщика, направленный на изучение облика человека, вскрывает в человеке многое. Тернеровская техника разделения цвета могла оказать на французских мастеров лишь косвенное воздействие, так как у Тернера она служила совсем иным целям.
Родители Писсарро примирились с этим. Но тут Ревалд опять-таки не делает никаких выводов и тем более не дает оценок.
Они создавали свои пейзажи прямо с натуры, выбирая открытые, красивые места. Хотя Дега не принимал большого участия в художественной жизни Парижа, она была ему так противна, что в одной из своих итальянских записных книжек он отмечает: Мне кажется, если человек хочет сегодня серьезно заниматься искусством и занять в нем свое оригинальное место или, по крайней мере, сохранить нетронутой свою индивидуальность, ему необходимо уединение. Именно этот пафос был утерян искусством импрессионизма, даже когда создатели его (как тот же Писсарро) были верны демократическим идеям. Но Моне был тверд.
Импрессионизм (impressionnisme) – стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Чтобы добиться непринужденности в передаче мимолетного движения, художник разлагает его на составные части, включающие моменты предшествующие и последующие. Но можно ли хоть что-нибудь о всех этих трагедиях прочесть в искусстве импрессионистов. Я, видите ли, не нахожусь на его уровне, так что теперь я храню глубочайшее молчание. В конечном счете человек этот понравился мне.
Моне также посетил Можино и тот принял его очень любезно. Там он выставил пятьдесят работ и в их числе полотна, отвергнутые жюри. Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX – XX столетия, она одарила нас такими великими мастерами как Клод Моне («Завтрак на траве», «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинов», «Стога сена», «Руанский собор»), Эдгар Дега («Четырнадцатилетняя танцовщица», «Ночное кафе», «Абсент»), Эдуард Мане («Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»), Огюст Ренуар («Женщина, поправляющая шляпу», «Девушка в шляпе с красными маками», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Бал в саду Мулен де ла Галет», «Купальщицы», «Чета Сислей», «Завтрак гребцов», «Ложа», «Первый выезд»), Альфред Сислей («Канал в море»), Камиль Писсаро («Вспаханная земля», «Оперный проезд»), Поль Сезанн («Натюрморт с персиками и грушами»), Анри Тулуз-Лотрек и многие другие. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно. Читая книгу Ревалда, как бы погружаешься в бурный поток событий, знакомишься со сложными взаимоотношениями молодых мастеров, с их взглядами на жизнь и искусство, с особенностями их личных биографий, даже с их наружностью.
Холст Моне— «Впечатление. Пусть у нас не будет ни учителей, ни учеников. Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки группы молодых художников «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер. Критики применяли это понятие для обозначения творчества представителей стиля.
Полотно уподоблялось переливающейся драгоценными цветами мозаике. Не вздумайте стать новым Делакруа. Я всегда лучше работал один и согласно своим личным впечатлениям. Если на выставке импрессионистов 1880 года отсутствовали такие коренные имена, как Моне, Ренуар и Сислей, то причиной этого были, в основном, внешние обстоятельства (споры о том, как скорей завоевать признание, неполадки в области личных отношений, в чем немалую роль играла нетерпимость Дега).
Таким образом, дорога импрессионизму была официально открыта. К наиболее известным художникам-импрессионистам относят Эдуарда Мане («Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей»), Клода Моне («Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», ««Бульвар Капуцинок», серия работ «Водяные лилии», «Впечатление. Изначально данный стиль подвергся сильной критике. И это в первую очередь свидетельствует о кризисе и сужении традиции французского реализма.
Но что касается Мане — радостного, солнечного (веселый боец, не испытывающий ненависти ни к кому, — называл его Ренуар), жаждавшего общественного признания, — то вся жизнь его была омрачена непрерывными преследованиями и непониманием. Мане, со своим удивительным даром обобщения, с лаконизмом, чувством монументального масштаба, намечал более широкий путь, чем тот, по которому пошли импрессионисты. И со всей ясностью раскрывается парадоксальная судьба этих художников, чьи произведения были так высоко оценены следующими поколениями, чье творчество стоит в центре внимания европейского искусствоведения XX столетия и которые прожили лучшие годы своей жизни в глубокой нищете (если у них не было, кроме занятия живописью, других средств к существованию), непризнанные, осмеянные, безвестные, в лучшем случае окруженные успехом скандала.
Импрессионисты достигли небывалой звучности колорита, невиданного богатства оттенков. Не удовлетворяясь копированием, обе сестры заявили Гишару, что отказываются от его метода работы по памяти и вместо этого хотят писать на пленере.
Но, как говорил Делакруа, в работах их не было ни крупицы правды, правды идущей от души.
Я хочу видеть тебя в мастерской под руководством известного художника. Среди импрессионистов практически не было скульпторов, редкое исключение составил Эдгар Дега (1834-1917 гг. ), который писал картины и творил скульптуры. Милостью переменчивой судьбы две картины, представленные Мане, были приняты, хотя повесили их очень плохо.
Эта группа включала Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо. Но это не так. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку. Чтобы подчиниться, ученику следовало быть святым, а это невозможно. Импрессионистов более интересовал не предмет, а его взаимодействие с окружающей средой – светом и воздухом.
Но, быть может, еще явственней реалистическая устремленность импрессионистов проявилась в обращении к новым темам, в том завоевании современности, которое граничит с их творчеством. Термин «импрессионизм» изначально имел пренебрежительный оттенок. В мастерской, где он по временам работал, он подружился с другими молодыми художниками. Не получил ничего и Курбе.
Но, в сущности и Дега только смотрит. Художники устроили подписку, чтобы помочь ему. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Новаторство Мане заключалось в том, что он сумел по-новому, непредвзято взглянуть на окружающую его действительность и расширить круг явлений, к которым обращалось изобразительное искусство.
Академия, которую Моне упоминает в своем письме, была не настоящей академией, а заведением, открытым бывшим натурщиком, где художники могли за небольшую плату писать живую натуру, без каких-либо экзаменов и занятий и куда многие пейзажисты приходили изучать анатомию человеческого тела.
Бесспорные завоевания импрессионизма были осуществлены ценой огромных потерь. Там он работал конторщиком в лавке отца, посвящая все свободное время рисованию. Изменилась и техника – французские художники, не смешивая краски на палитре, стали пользоваться раздельными мазками ярких красок, главным образом основных цветов – красной, синей, желтой. Но Курбе говорил: Я хочу изобразить идеи, нравы, облик своей эпохи. Импрессионисты сделали очень определенный выбор: они выбрали только облик.
Цвет и исполнение придают работе очарование. — предостерег он меня. Импрессионистическая картина поражает верностью цвета и всегда радует глаз.
Здесь нет ничего от «ускользающего мгновения» импрессионистов, это типичный постимпрессионизм.
Яркие индивидуальности, они не объединились при жизни в какую-либо художественную группу, но, хоть и с разных сторон, двигались в одном направлении – к познанию истинной сущности вещей. В предпоследней главе Ревалд пишет, что восьмая выставка импрессионистов оказалась и последней: Организовать новую выставку художники даже не пытались. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ.
Показал мне ваш маленький морской пейзаж. Хочется отметить, что Ревалд подходит к описываемым явлениям дифференцированно и тонко. Трудно сейчас спорить с тем, что облик Франции того времени донесен до нас именно в произведениях этих живописцев. Он не сопереживает, не негодует, не судит. Они давали ему возможность изучить и показать движение во всем его многообразии. Зрительное восприятие, оптическое впечатление было обязательной, деспотической, но при том единственной связью между художником и миром действительности.
Среди всевозможных повторений и подражаний его полотно прозвучало в Салоне как нечто новое и блистательное. Художники покидали общую почву и продолжали поиски в различных направлениях. Их феноменальная сконцентрированность на чисто зрительном восприятии, явившаяся источником обогащения искусства и новыми мотивами и новой формой их интерпретации, в то же время парадоксальным образом страшно сузила область живописи. Во-первых, в каждом предмете Сезанн пробовал выявить его геометрическую основу. Четверо художников в 90-х годах 19 века создают новое направление в искусстве на основе импрессионизма и называют себя постимпрессионистами (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек). Скажем заранее: нередко такие ударения расставлены у Ревалда верно и метко.
Но к середине 80-х годов всякому единству приходит конец.
Впервые термин импрессионизм использовал критик Луи Леруа, который написал пренебрежительный отзыв в журнале «Le Charivari» о выставке художников. Это относится прежде всего к Мане. Моне позднее сообщал, что влияние на него Тернера было очень ограничено. Даже не выставляясь вместе, все члены группы работали в то время в общем русле.
Эти два человека представляли замечательное зрелище Эти люди — вот современные герои. Здесь ценится не внешняя реалистичность или натуральность, а именно реалистичность выраженных ощущений, внутренне состояние картины, её атмосфера, глубина.
Он просто отметил, что картина хорошо написана и чуть ли не забыл упомянуть имя Писсарро. Он абсолютно ничего не знает о всех поэтах последнего времени.
Напротив, он дал великолепной традиции новую жизнь. Восходящее солнце» и была показана в 1874на первой выставке импрессионизма. — в конечном счете можно отнести ко всему течению импрессионизма. Несомненно, картина Писсарро, отправленная в Салон текущего года, была снова пейзажем. Он останавливается перед картинами Коро, к которому сразу почувствовал большую симпатию.
Несогласия становятся острей и принципиальней в начале 80-х годов. Его родина — Франция. В пестром нагромождении отдельных эпизодов порой теряется основной стержень повествования.
Курбе близко подошел к импрессионистам в своем желании писать современную жизнь. Они даже привели к господину Мане одного поэта и нескольких критиков.
Совсем иное настроение чувствуется в картине «Спальня художника в Арле». Их наиболее известные произведения: Поля Гогена («Озорная шутка», «La Оrana Maria», «Борьба Иакова с ангелом», «Желтый Христос»), Поля Сезанна («Пьеро и Арлекин», «Большие купальщицы», «Дама в голубом»), Винсента Ван Гога (Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы»), Анри де Тулуз-Лотрека («Прачка», «Туалет», «Обучение танцу в Мулен-Руж»). Приобретя этим путем некоторую известность, Моне вскоре стал важной персоной в городе.
Поощрялось рисование исторических персонажей или событий, религиозных сюжетов. Стиль, вот в чем заключается все. Когда он хочет сказать об импрессионизме как о новом этапе развития искусства, он касается главным образом особенностей новой техники.
Громадная галерея Лувра всегда была переполнена копиистами.
Сезанн жертвует традиционным изобразительным языком ради наиболее достоверного изображения предметов. Большая тема не стала пафосом его искусства. Лишь наиболее проницательные умы того времени сумели по достоинству оценить дарование Мане.
По натуре он был недисциплинирован и школа всегда казалась ему тюрьмой. Он совсем не считается с моими замечаниями.
Эти же цвета создают эффект последовательного контраста. В XIX веке индустриальное развитие сократило расстояния и уплотнило время. Но большей частью Ревалд уклоняется от точной оценки описываемых явлений, от обобщающих и подытоживающих характеристик.
Многие другие, подобно им, отправлялись в Париж, полные надежд и ожиданий.
Импрессионизму присущ демократизм. Одним приходилось подолгу учиться в Школе, прежде чем вырваться на свободу, другим удавалось не поступать в нее, а кое-кто учился лишь короткое время, как это сделал сам Писсарро. И это не способствует ясности изложения.
Возможно, он это сделал для того, чтобы пленить Писсарро менее смелым подходом к природе. Чистые краски наносились на холст мелкими раздельными мазками: разноцветные «точки» лежали рядом, смешиваясь в красочное зрелище не на палитре и не на полотне, а в глазу зрителя. По абсолютно очевидным причинам, Мане не назвал себя в каталоге учеником Кутюра.
Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Особенно отличны от других были позиции Мане и Дега (тоже, кстати, не совпадавшие друг с другом), что давало и дает повод многим исследователям выводить этих художников за пределы импрессионизма. Он отказался от произвольных мазков и заменил их тщательно выверенными точками. Важным принципом импрессионизма был уход от типичности.
Он делает очень красивые вещи. Обе излюбленные темы Эдгара Дега это – театр и скачки. Писсарро продолжал работать в предместьях Парижа и заглядывать в Академию Сюиса.
В то же самое время в столицу Франции прибыл еще один молодой человек. Была ещё одна статья (автор Эмиль Кардон) и ещё одно название— «Выставка мятежников», совершенно неодобрительное и осуждающее. Моне считал его погибшим для искусства, но с помощью некоторых друзей художников (Бракмона, Бонвена, Диаза, Коро и вместе с ними Кальса) к нему возвратилась вера в себя и желание работать. (В одной из своих статей Дюранти почти открыто выступал за сожжение музея. ) Чем больше претендовала Академия на олицетворение священных традиций, тем больше сомнений вызывали эти традиции в кабачках.
Он восхищен большими полотнами с животными Тройона, но считает, что тени на них слишком темны. Только в творчестве Дега сквозят ноты сарказма и иронии. Этим путем он знакомит читателя с подлинными документами, которые можно получить только в результате длительных розысков.
Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Исчезли четкие контуры предметов, контрасты и светотень были забыты. де Монтифо). Первая попытка рассмотреть эволюцию творчества импрессионистов в целом была сделана Виленским, чья блестяще задуманная книга страдает, однако, многочисленными неточностями, так же как изобилием не всегда достаточно связанных друг с другом деталей.
В начале 1862 года Клод Моне серьезно заболел в Алжире и был отослан домой на поправку. Делайте копии в Лувре. И в этих вопросах они были очень принципиальны. Если ты снова станешь независимым, я без всяких разговоров прекращу высылать тебе деньги Это условие не слишком устраивало Моне, но он почувствовал, что отцу возражать не следует.
Всем известны последовательно социалистические принципы Писсарро, левые взгляды Моне. Такая техника создавала удивительно живую, трепетно свежую живопись.
Однако все явления искусства по-прежнему продолжали интересовать его. Непринужденное веселье народного гулянья в Мулен де ла Галетт, живая прелесть женщин Парижа — служанок, продавщиц, артисток и дам полусвета, которые смотрят на нас с полотен Мане и Ренуара, усталые фигуры прачек, полумрак маленьких кафе с силуэтами одиноких посетителей на картинах Дега, блеск театральных подмостков, где, залитые светом ламп, ритмично движутся тщедушные балерины или беспорядочное скопление людей и экипажей на зеленой траве скакового поля — все это жизнь прошлого столетия в ее живой неповторимости, это тот запрещенный для художников (как говорил Дюранти) XIX век, который в таком многообразии аспектов, в такой характерности впервые был воплощен в живописи импрессионистов. Импрессионизм – это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Но большинство из них держалось очень ярко выраженных демократических убеждений. Вместо этого появилось виденье будничности и современности.
Его последняя картина Бар в Фоли-Бержер (1881-1882 гг. ) свидетельствует о том, что художник стоял на пороге нового значительного этапа своего творчества. Но односторонность импрессионистов носит особенно явный, резко выраженный характер. Ни наблюдение жизни, ни понимание природы не руководили работой этих художников.
Объединившись почти случайно, они сообща разделили свою участь, так же как приняли название импрессионисты, — название, придуманное в насмешку одним журналистом-сатириком.
Настало лето, я был сравнительно свободен, — и не мог больше найти достаточно веских извинений устав сопротивляться, я наконец сдался и Буден с неисчерпаемой добротой взялся за мое обучение. Каждый внес двадцать франков на оплату помещения и модели. Среди них были Жером и Кабанель, получившие оба красную ленточку Почетного легиона Мейссонье, претенциозные маленькие жанровые сценки которого были награждены большой почетной медалью Леман, ученик Энгра и Кутюр — оба преподаватели Школы изящных искусств — были награждены первыми медалями (Кутюр, ожидавший более высокой награды, отказался от своей медали) Бугро в тот момент должен был довольствоваться второй медалью. Но, — признавался сам Моне, — призывы Будена не имели эффекта. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в Импрессионизме самостоятельным объектом изображения). Художники широко применяли дополнительные тона (красные и зелёные, жёлтые и фиолетовые), контраст которых повышал интенсивность звучания цвета, особенно ярко это отразилось в постимпрессионизме.
Вначале я не мог до конца осознать это. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Там он вставлял в рамы и даже продавал работы многочисленных художников, которые проводили лето у моря. Над Милле Кутюр тоже всячески потешался, высмеивая его картины и рисуя карикатуры на его сюжеты, пока один из любимых учеников Кутюра, американец Уильям Моррис Гент, не оставил его и не перешел к этому живописцу крестьян.
Ревалд рассказывает о том, как в 1869 году эти два художника написали по пейзажу изображающему озеро с плавающими утками, пользуясь настолько идентичной техникой, что позднее они сами не могли различить своих произведений.
И нужно подчеркнуть, что Ревалд, решая эти вопросы, стоит на верном пути. Интерес к человеку и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления искусства. Столкнувшись с этими различными проблемами, Писсарро избегал высказываться за или против Энгра, Делакруа или Курбе. Профессор проявил непонятное и полное отсутствие интереса к моим природным способностям.
Несмотря на дружеские отношения, Мане не одобрял сюжеты, которые выбирал Дега. А дружба неоценима, так как смелости и силы воли не всегда бывает достаточно для прокладывания новых путей.
Он не видит, что кровавое подавление Парижской коммуны, о котором он говорит как о некоем рядовом событии, остановило на довольно длительный период развитие революционного народно-демократического движения, питавшего лучшие достижения французского искусства XIX века. Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название— «Выставка мятежников», совершенно неодобрительное и осуждающее. И только позднее, когда в искусстве импрессионистов начал ослабевать объективный элемент исчезла эта общность, распалось содружество и импрессионизм, как уже говорилось, перестал существовать как единое, определенное течение. Пейзажи изменились и представали перед человеком в новом, непривычном для него виде. Он был просто вне себя из-за красноватого тона моей картины.
Образец был превосходный, я последовал его примеру. Мы не хотим вырывать отдельные цитаты и отметим только самое основное. И широкая публика безмолвно одобрила решение жюри, отказавшись посещать выставку Курбе. Период этот очень недолог.
Его девизом было Идеал и Безликость. По сути, все они могут быть квалифицированы как постимпрессионизм. Иллюстрируя этот процесс распада и расхождений, Ревалд приводит очень много интересных эпизодов.
На картинах импрессионистов небо может быть зеленым, а трава голубой. Непрестанно я видел что-то новое в минуты досуга я пытался воспроизвести все, что видел. Импрессионисты начали с того, что отвергли четкие линии и начали накладывать на них мазки краской. Энгр был очень доволен.
Мелкота редко приближалась к нему, все эти гоняющиеся за образами шлифовальщики фраз, странствующие рыцари пера и кисти искатели неведомого, торговцы химерами, строители вавилонских башен, которые были обычно более продуктивны в спорах, чем в работе. Писсарро прибыл с Антильских островов, Буден и Моне из Гавра, Сезанн и Золя из Экса. Вот таким образом, отвергая социальные и моральные устои буржуазного мира, того самого мира, к изображению которого они так смело обратились, они находили красоту и эстетическую ценность, трактуя этот мир не как социальное, а как чисто физическое, оптическое явление. В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега.
Картина вызвала негодование критики и публики и художнику запретили ее выставлять. Импрессионисты придавали большое значение цвету и свету за счет рисунка и объема. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей.
Если он и раздражался, то лишь при виде этюдов, в которых ученики усердствовали в цвете за счет рисунка. Такие художники, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность погоды при помощи различных промежуточных тонов, ярких или наоборот тусклых мазков, которые были похожи на абстрактные вещи. А те, кто не проживал в Париже из газетных статей и карикатур черпали сведения о том, какие горячие споры идут между энгристами и приверженцами Делакруа. Я почти ничего не делаю, так как у меня мало красок, — пишет Ренуар в 1872 году. Как вспоминает Моне, Писсарро тогда спокойно работал в стиле Коро.
В картине «Поле маков» (1873) тот же Клод Моне показал красные маки на фоне ярко-зеленой травы. Наиболее ярким выражением идей Сёра можно назвать картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
Название «импрессионизм» — достаточно бессодержательное, в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения». Заключается она не в занимательном повествовании и не в глубоком философствовании.
К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. Вообще Ревалд все время подчеркивает резкую разницу характеров, темпераментов, убеждений всех художников, составлявших ядро группы, в потенции постоянно грозившую взорвать ее единство.
Художественная революция Сезанна, как мы видим, затронула отнюдь не композиционное решение, отвечающее классическим принципам. И подлинное название ее было не Баррикада, а Свобода, ведущая народ. Материал, на котором построено данное исследование, может быть грубо разделен на следующие элементы: произведения художников, наряду с ними — письма и высказывания самих художников, многочисленные свидетельства современников, которые дают важные сведения об этих художниках их работе их окружении и прочем и, наконец, современная критика.
До сих пор можно услышать довольно распространенное мнение об импрессионизме как о художественном течении, развивавшемся и процветавшем в конце XIX века, а то и в начале XX столетия, в связи с чем как классические образцы этого искусства рассматриваются в первую очередь поздние произведения Клода Моне 90-х годов. Юный Оскар Моне (ему тогда было семнадцать лет) не мог найти лучшего учителя, так как Буден не был ни доктринером, ни теоретиком. Ревалд, описывая встречи и беседы друзей, подчеркивает, что Моне и Писсарро, происходившие (так же, как и Ренуар) из трудовых слоев общества, всегда были заняты социальными проблемами. Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Добиньи получил третью медаль, Йонкинд и Милле не получили ничего. Дега ясно видит оборотную сторону этих внешне праздничных явлений. Обрести живой открытый цвет, освободиться от условного картинного колорита, завоевать солнце, запечатлеть во всей нетронутой свежести первичное зрительное впечатление — все эти задачи мучили и Делакруа и барбизонцев даже такой консервативный художник, как Кутюр, с грустью замечал, как тускнеют и меркнут краски, когда их смешивают на палитре.
Когда я выздоровею, я напишу картину на этот сюжет. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Стоит только прочесть, как учитель Моне Глейр, питомец энгровской школы, упрекал своего ученика за то, что он слишком точно передает характер модели: Перед вами коренастый человек, вы и рисуете его коренастым Все это очень уродливо. Всем тем, кто любыми доступными способами нападал на Делакруа и теперь обвинял его в неудаче, Бодлер ответил, что никогда еще художник не демонстрировал необыкновенный цвет так роскошно и искусно, никогда еще рисунок не был столь сознательно эпичен.
В связи ли с этим событием или нет, но факт тот, что в марте 1862 года была официально назначена специальная комиссия для того, чтобы внести улучшения в работу Школы, Академии в Риме и изменить царящие в Салоне правила. Случилось так, что в это время Йонкинд тоже писал в Гавре. Но тогда для этого необходима была не только симпатия. Впоследствии Ренуар утверждал, что Глейр никак не помогал своим ученикам, но, прибавлял он, у него, по крайней мере, было то достоинство, что он их оставлял в покое. Мне удалось, благодаря собственным настояниям, попасть в африканский полк.
Послушайтесь меня — и вы увидите, что я прав. Беспокойная и несчастливая жизнь не лишила его ни свежести видения, ни верной интуиции. Их обучают прекрасному, как учат алгебре, — с презрением говорил Делакруа.
Молодые художники (Клод Моне, Альфред Сислей, Пьер-Огюст Ренуар, Фредерик Базиль) объединились и стали рисовать вместе, а также искать возможности для совместного представления своих работ. Начал с Амана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. Снова и снова грязное и бессмысленное дуракавалянье, снова непристойности.
Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression – впечатление. Именно по этой причине данный труд посвящен всем тем, кто так или иначе был связан с импрессионизмом и участвовал в его формировании. Ревалд в отдельных положениях касается и этой стороны вопроса. Приводимые Ревалдом данные в большинстве своем хорошо известны, но точно документированные, подтвержденные с большим чутьем отобранными цитатами из самых разнообразных источников, они приобретают особую фактическую ощутимость и убедительность. Для того, чтобы быть художником.
Основоположниками стиля были его наиболее яркие представители – Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Клод Моне. Только Писсарро повезло в жюри. Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. В начале 70-х годов во Франции начала работать группа молодых художников.
Впервые понятие появилось в журнале «Le Charivari» — в фельетоне о «Салоне отверженных» «Выставка импрессионистов». В апреле 1862 года мастерская была распущена, но даже ее недолговечного существования было достаточно, чтобы еще раз показать, что Школа изящных искусств постепенно теряла свою власть над учениками.
Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Пейзаж был принят.
Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом. И снова это суждение неверно и пристрастно. Вот таким образом многие художники во всем мире работают в этом направлении.
Они расширили пространство процесса рисования – вышли из тесной студии обратно в мир. Пока я еще смог побывать в Салоне только один раз.
Она называлась Академией Сюиса, по имени ее владельца.
Эти две вещи являются для меня опорными точками искусства. Родители мои одобрили это.
Тройоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. Его терзания как художника связаны были с обстоятельствами иного порядка. Если «Ночное кафе» исполнено тревоги и агрессивности, то это полотно пронизано чувством спокойствия и умиротворенности.
И наивно добавляет: Вот прекрасное место, которое вы можете занять. Однако этот смелый жест не имел большого успеха. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах.
Такому эффекту способствовала детально разработанная колористическая система. В этой забаве он вскоре достиг совершенства. Если Мане и Дега по своему происхождению были тесно связаны с зажиточными кругами буржуазии и не занимали столь левых позиций, то, во всяком случае, они ненавидели правительство Наполеона (причем Мане был ярый республиканец) и, как говорила мать Берты Моризо, во время войны 1870 года готовы были пасть мертвыми за спасение страны.
Ему нравятся пейзажи Руссо, но он ругает картину Можино (ученика Кутюра и друга Мане), которого Буден посоветовал ему навестить. Восходящее солнце»), Альфреда Сислея («Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной»), Пьера Огюста Ренуара («Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно»), Камиля Писарро («Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе», «Въезд в деревню Вуазен»), Эдгара Дега («Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем», «Любители абсента»), Жорж Сера («Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы») и других. Йонкинд, которому было сорок лет, произвел на Моне глубокое впечатление. Для художника-импрессиониста по большей части важно не «что», а «как» он изображает. Так, многие исследователи склонны подчеркивать в искусстве импрессионистов прежде всего субъективный момент, основываясь на том, что они писали исходя из своего впечатления.
Импрессионизм – это приятное впечатление, радость от жизни, красота каждого мгновения, наслаждение, чистота искренность. И все же, хотя и с большими трудностями, можно было осуществить в 1882 году седьмую, предпоследнюю, выставку — наиболее целостную и однородную из всех, организованных импрессионистами, которую Писсарро, всегда очень болезненно переживавший споры среди своих друзей, мог с удовлетворением назвать ансамблем художников, защищающих единые цели в искусстве. В качестве основы для термина он взял картину Клода Моне «Впечатление.
К произведениям в данном направлении относят скульптуры знаменитого французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и Джульетта», «Вечная весна») итальянского художника и скульптора Медардо Россо (фигуры из глины и гипса залитые для достижения уникального светового эффекта воском: «Привратница и Сводня», «Золотой век», «Материнство»), русского гениального самородка Павла Трубецкого (бронзовый бюст Льва Толстого, памятник Александру III в Петербурге). Ревалд полностью учитывает все эти разногласия и все-таки не считает их решающими. Энгр и Делакруа стали боевыми знаменами искусства.
Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. Несмотря на враждебность, с которой их встретили импрессионисты не собирались отступать. Вот таким образом большинство преподавателей открывало частные классы, где ученики, независимо от того, учились ли они в Школе или нет, могли работать исключительно под их руководством.
Он, как вспоминает Фантен, был поражен картиной Уистлера. Его ранние портреты, например портреты братьев, все еще говорят о зависимости художника от более или менее статичных классических поз, но вскоре он начинает вводить в свои картины позы, которые едва ли бы одобрил Энгр.
Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. В результате мелкие мазки красной и синей краски зритель видел как фиолетовые.
Благодаря эмоциональности и легкости восприятия картины в этом стиле пользуются большой популярностью и даже коммерческим успехом.
Хотя автор смог собрать некоторый материал для данной книги во Франции (потомки Писсарро, Золя, Сезанна и Берты Моризо оказали в этом большую помощь), он, конечно, должен был главным образом опираться на уже имеющиеся публикации. Художники нового поколения понимали значение этой тематической новизны. Мир Сезанна отличается внешней незыблемостью и постоянством. За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения.
К середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма. Восходящее солнце». Я вытащил несчастливый номер.
Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно.
Однако они отказались слепо руководствоваться методами прославленных мастеров и современных псевдомастеров. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Шумная атмосфера этих кафе, где в течение нескольких минут создавались и разрушались идолы, где ни один высокий титул не был достаточно уважаем, чтобы избежать оскорблений, где логика зачастую подменялась страстностью, понимание — энтузиазмом, резко контрастировала с атмосферой, царившей в официальных художественных кругах.
Холст Моне— «Впечатление. Он писал людей различных общественных слоев Франции: модисток, прачек и гладильщиц за работой, балерин в минуты отдыха, на репетициях или во время выступлений на сцене, бытовые сценки – в кафе, на улице, на скачках (одна из его знаменитых скульптур – Четырнадцатилетняя танцовщица). Но эти произведения не стали шедеврами Мане. Он абсолютно не понимал меня.
Есть несколько красивых Коро Я побывал у некоторых художников. Вот таким образом Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке. Моделями же служили то лошадь, то бык, которых, привязав цепью к стене, стерег крестьянин. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон – единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Художники устали от требований объективности и типизации.
Восходящее солнце». Открытый воздух добавлял в их работы свежесть и простор, богатую палитру природных красок вместе с блеском дождевых капель, помогал растворять объекты в естественной среде обитания, чувствовать движение воздуха и вибрацию цвета. Если Мане в портретах, запечатлевая облик своих современников, фиксируя в быстрой и энергичной манере (как он сам определял) безупречную элегантность Пруста, задумчивый жест Малларме, встревоженные черты Джорджа Мура, мечтательные глаза Берты Моризо и ее растрепанные локоны, в какой-то мере раскрывал характер этих людей, то это результат не психологического проникновения, но удивительной зрительной восприимчивости художника.
Разве не очевидны точки соприкосновения, несмотря на все различие характера дарований, в искусстве Мане и Ренуара (вопреки тому, что Мане мог и не сразу признать талант автора Мулен де ла Галетт), так же, как очевидна близость между полотнами столь разных художников, как Писсарро и Сезанн в период их совместной работы в Понтуазе в начале 70-х годов и, наконец, схожесть произведений Ренуара и Моне времени Аржантёя и Буживаля. В одном случае из шумной толпы бара он выхватывает энергичную фигуру рабочего в синей блузе, в другом (Бар в Фоли-Бержер)— полный обаяния образ молодой продавщицы. Правда, все эти художники не были революционерами, как не были революционерами, за исключением Курбе их предшественники реалисты (хотя блюстители порядка часто обвиняли в революционности и тех и других исходя из новизны их творческих исканий).
Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден ит. д. ) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Те, кто являлись учениками Школы, посещали одновременно обязательные занятия и там, периодически сдавая экзамены. Все это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура.
Двадцатидевятилетний Мане благодаря успеху своих первых работ в Салоне проснулся на следующее утро с репутацией, обеспечивавшей ему завидное место среди обещающих молодых людей нового направления. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Слава пришла к Моне и Ренуару, когда им было уже за пятьдесят лет. Восходящее солнце».
Вы талантливы, — это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Делакруа и Руссо были его излюбленными объектами для оскорблений и унижений. Тем показательней, что современное буржуазное искусствоведение поднимает на щит именно эти, свидетельствующие об его ограниченности стороны импрессионизма, говоря об освобожденной от литературности красоте чистой живописи импрессионизма, сбросившей, как лишний балласт, груз идей, морали и чувств.
Коллега этот сумел убедить родителей Ренуара, что сыну их предназначено нечто большее, чем расписывать чашки и блюдца цветами или копиями с Буше. Однажды, — писал Мане, — я взобрался на локомотив, около механика и истопника.
Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. С того времени Мартине всегда имел на руках какие-нибудь работы Мане. В пятнадцать лет он был известен всему Гавру как карикатурист.
На этот раз и Курбе и Мане — оба устроили отдельные персональные выставки. Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален. Глейр всегда боялся, что этот чертов цвет может целиком поглотить их внимание. Но на этот раз он дает подробный отчет о Салоне, который успел посетить несколько раз.
Художники не ограничились этим первым визитом. Он неустанно провозглашал превосходство линии над цветом. Хотя Мане иногда и колебался, он все-таки не выставлялся вместе со своими друзьями (что, кстати, не мешало критикам именно его делать ответственным за ужасы импрессионизма). Но их искусство пошло иным путем.
Именно потому импрессионизм является художественным течением (в сущности, последним в XIX веке), которое, при всем остром своеобразии творческих индивидуальностей, отмечено очень определенными едиными чертами и признаками. Энгр, безусловно, мог бы бороться против таких заблуждений в понимании сюжета, но Энгр был не только бесплоден как педагог, он не был и вождем. Этот новый стиль повлиял на многих художников того времени. К импрессионизму также относят таких выдающихся художников, как Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Гоген.
Я провел в Алжире два поистине чарующих года. Суть понятия сама по себе не имеет конкретного смысла или содержания.
Техника импрессионистов отличается короткими мазками. Он не хотел так решительно рвать с традиционными путями искусства. Он располагает объекты так, чтобы подчеркнуть иллюзию трехмерности изображает предметы одновременно с двух точек зрения (в так называемой двойной перспективе).
То ли он видел искренность моих серьезных намерений учиться, то ли видел во мне скромного, доброжелательного человека, но он явно старался вселить в меня свою собственную манеру видения и сделать из меня своего последователя — либо внушить мне отвращение к самому искусству Он мне предписывал заключать в жесткий контур форму, которая мне казалась полной трепета жизни под предлогом упрощения (а зачем. ) он заставлял меня пренебрегать светом, не обращать внимания на сущность явлений Такое обучение не соответствовало моей натуре. Для того, чтобы быть защитником этой идеи. Импрессионизм (от французского «impression» – впечатление) представляет собой направление в искусстве (литературе, живописи, архитектуре), появилось оно в конце ХIХ начале ХХ века во Франции и быстро получило широкое распространение и в других станах мира. Наоборот, эти годы были временем постепенной деградации и сужения этого течения.
Сам Энгр жаловался на такое положение вещей и откровенно признавал, что Салон извращает и подавляет в художнике чувство великого и прекрасного. Это и были будущие «импрессионисты». В то время как их солдаты сражались бок о бок на Крымском полуострове, королева Виктория и французский император вместе посетили эту огромную выставку и Наполеон заявил, что Всемирная выставка поможет создать прочные звенья, чтобы сделать Европу одной большой семьей. Этот неожиданный ответ был дан учеником от всего сердца. Художники, как мы уже говорили, сознательно как бы исключали большие социальные идеи и эмоции из своего творчества как нечто лежащее вне искусства живописи.
Эдгар де Га никогда не забывал этих слов. Но эти времена прошли. Рисовать натуру такой, как она есть, было бы, на его взгляд, рабским копированием. Можно привести и другие примеры. Он согласился.
А в чем заключается преподавание в Школе изящных искусств.
Подобное искусство мне не по вкусу, оно внушает отвращение.
Писсарро, единственный художник из импрессионистов, не склонных к отвлеченным рассуждениям, которые им часто приписывались задним числом, пережил краткий период увлечения пуантеллизмом (от французского point – точка). Дело было не в отрицании сюжетной живописи (к чему часто сводится критика импрессионизма).
Речь идет о Поле Сезанне, Винсенте Ван Гоге, Поле Гогене и Жорже Сёра. Натура, друг мой, хороша как один из элементов этюда, но она не представляет интереса.
Когда в 1859 году он писал семью сестры своего отца баронессы Беллели во Флоренции, он изобразил дядю почти что со спины, а центральную фигуру — свою маленькую кузину — показал сидящей на стуле одна нога у нее подогнута и почти что скрыта широкой юбкой. Этой картиной Сёра удалось создать атмосферу остановившегося времени. К великому удивлению посетителей, он заявил, что является учеником господина Тома Кутюра.
К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы.
Эта композиция отличается причудливым сочетанием французской и полинезийской традиций. И все же триумф его омрачала тень. Начиная с середины 1880-х годов новое поколение художников – импрессионистов, связанных с данным направлением искусства, ставит все новые и новые эксперименты в своей живописи, в результате которых растет число направлений (разновидностей) импрессионизма, художественных групп и мест проведения выставок их работ. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь— это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Говорили, что это награждение не обошлось без участия Делакруа.
Разве Теофиль Готье, один из наиболее влиятельных критиков того времени, не упрекнул однажды художника за то, что тот написал пастуха и свиней, тогда как он мог бы придать большее значение своей композиции, написав вместо этого Блудного сына, пасущего свиней. (Писсарро имел полную возможность представиться ему, так как отец Шассерио был французским консулом в Сен-Тома и вел дела с его собственным отцом. ) Вместо этого Писсарро обратился к Коро, чья нежная гармония и поэтическое чувство казались наиболее близкими его собственным стремлениям. Основой стала работа Клод Моне «Впечатление.
Вас ожидают все. Наоборот, Энгр и его сторонники приложили все усилия, чтобы лишить Делакруа возможности оказывать какое бы то ни было влияние. Показательно, что всем им была глубоко чужда индивидуалистическая изоляция.
Как обучают рисованию сообразно классическому методу. Творя его, художник работает упорно и истово, размышляя с кистью в руках. Вскоре к ним присоединились Камиль Писсарро и Поль Сезанн.
Ученик видел только выражение чувства, чувства, которое доминировало над формами. Там скучноватыми лекциями и маловдохновляющими уроками учеников готовили взбираться по лестнице совершенствования, ведущей от почетных упоминаний к медалям, от Римской премии к покупке картин государством и в конце концов от государственных комиссий к избранию в Академию изящных искусств.
Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века. Но импрессионисты отказались не только от сюжета. Всех художников он обозвал импрессионистами, что можно примерно перевести, как впечатленцы. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. До этого и портреты и пейзажи обычно рисовались внутри помещений, а импрессионисты открыли, что они могут поймать мгновенный эффект от света, если будут снова рисовать на пленере (an plein air – на открытом воздухе). В то же время природа пронизана у него концентрированной энергией.
Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики. Сезанн, подобно Мане, копировал Данте и Вергилия Делакруа.
Вот таким образом они спросили Курбе, возьмется ли он учить их. Нельзя упускать из виду (и Ревалд касается этого в последней главе), что существовала определенная преемственность между искусством Дега и Тулуз-Лотрека, придававшим иронии Дега более определенную, разоблачающую направленность. Постепенно термин прижился в среде живописцев и приобрел другой оттенок. Присутствующий на выставке критик Луи Леруа довольно иронично отозвался о выставленных работах, особенно отметив работу К. Моне (1872 г. ) Впечатление. Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее.
Вскоре там с ним познакомился Моне и, возможно, Писсарро был одним из двух друзей, с которыми он отправился в апреле 1860 года писать пейзажи в Шампиньи-на-Марне, около Парижа. Замечательная манифестация новой школы состоялась. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Начиная с двух своих программных произведений – Завтрака на траве и Олимпии (обе 1863 г. ), – Эдуард Мане подвергается остракизму.
Среди друзей Бонвена был Курбе. Он умер в расцвете сил испытывая унизительную зависть к прославленным светским художникам, чья бездарность ему была очевидна. В Школе изящных искусств, — писал он, — я прилагал большие усилия, чтобы овладеть формой. Первое время картины действительно подвергались критике, однако вскоре в салон стало приходить всё больше и больше поклонников нового направления в искусстве, а сам жанр из отверженного превратился в признанный.
Друг Курбе Шанфлери только что опубликовал небольшой роман Друзья природы и он, несомненно, являлся объектом многих дискуссий, при которых присутствовал Моне. Запомните, молодой человек: когда рисуете фигуру, всегда нужно думать об античности. Он штудирует его и как художник, с карандашом в руке, за кулисами и на ипподроме и как ученый изучая по книгам его биологические механизмы у людей и животных и интересуясь опытами художественной фотографии Надара (хотя Дега сам был умелым фотографом).
Импрессионисты же решили взять эти методы изображения в качестве основы для своих произведений. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», — Уистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден ит. д. Действительно, Моне сделал успехи за время своего пребывания в Париже.
Распадается творческое содружество даже таких близких художников, как Моне и Ренуар. Позднее палитра Эдуарда Мане становится заметно светлее. Картины Мане, Моне, Писсарро, Ренуара, Дега отвергались теми же официальными жюри, что и картины реалистов, над ними смеялась та же светская чернь, которая издевалась раньше над Похоронами в Орнане и Купальщицами Курбе.
Вот таким образом самые живые краски природы, роскошные садовые цветы оказываются здесь абсолютно уместными (Женщина, поправляющая шляпу, Девушка в шляпе с красными маками).
Он был сыном Луи Августа Сезанна, богатого банкира в Эксе. Картина является своего рода аллегорией и олицетворяет страх художника за непорочность и простоту жизненного уклада острова. Пять лет разрывался он между повседневной работой и своим призванием. Это явление принадлежит уже давнему прошлому. Из Гавра он уехал с легким сердцем.
Искусство историка должно заключаться в умении извлечь из документов все то, что в них содержится (не прибавляя того, чего в них нет). И действительно, очень немногие обладали этой смелостью. В тот самый момент, — говорит Ревалд, — когда он (Моне. — А. И. ) считал, что достиг вершин импрессионизма, он в сущности изменил его истинному духу и утратил свежесть и силу первоначального впечатления.
Необычайное зрелище — бык в парижской мастерской — стало предметом разговоров в городе и вскоре толпы мальчишек осаждали мастерскую, в то время как Курбе переходил от мольберта к мольберту (среди его учеников был и Фантен), рассуждая об искусстве в целом и о своих методах в частности. Моне снова восторгается картинами Добиньи и считает полотна Коро настоящим чудом. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами.
Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света — это ужасно, — пишет Клод Моне в 1869 году. Конечно, процесс художественного развития шел неравномерно. Моне тоже признается, что все больше страдает от неудовлетворенности и уже недалеко то время, когда он обратится к своим знаменитым сериям 90-х годов (Стога Тополя, Соборы), в которых многие справедливо усматривали доведение до абсурда принципов импрессионизма.
Получив разрешение отца оставить юриспруденцию и посвятить себя искусству (он подписывал свои картины: де Га, пока в 1870 году не изменил подпись на Дега), он близко сошелся с одним из учеников Делакруа — Эваристом де Валерн, который был на четырнадцать лет старше его. Расцвет пейзажа был подготовлен всем развитием французской культуры и искусства. Именно это, в сущности основное, различие заботливо уточняет Писсарро, который говорит, что у Тернера тени являются преднамеренным эффектом и прием разделения цвета не служит для него средством достижения правдивости. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределенное время. Это серьезный, неопровержимый довод.
Импрессионистов вначале называли «японцами» за схожие приемы обобщения силуэта, локального цветового пятна и уплощение изобразительного пространства. Это очаровательный молодой человек. Теперь, важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он.