Сталина написал Александр Михайлович Герасимов (1881 – 1963) – советский живописец, первый президент АХ СССР, народный художник СССР (1943), член ВКП (б) с 1950 года. Между тем высказывания Сталина о живописи есть. Из живописных полотен, посвященных товарищу Сталину, многие вошли в издания по истории партии, как верно отображающие образ вождя.
Скорее всего, срисовал с фотографии — и даже можно предположить, какой именно. На приеме делегатов советской Грузии товарищ Сталин жмет руку маленькой отличнице учебы. Образ главного персонажа решен в манере соцреализма, то есть внешний вид соответствует не реалиям оригинала, а подан в предназначенном для идеологии виде: например испещренное рябыми оспинами лицо оригинала, уродующее его (в свое время у него даже была политическая клчка Рябой), выглядит на полотне чистым и привлекательным. На другом пририсовывает герою трусы чисто советской модели и пишет: Голой жопой не сиди на камнях. Исаак Израилевич использует эту уникальную возможность на все 100, он без устали пишет одну за другой картины с Ильчом: «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1924), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929).
Возвышаясь над суетой, он важно прогуливается по мостовой мимо огромной очереди за хлебом, баррикад и прочих жизненных неурядиц. Получилось вполне логично — одному из авторов Ленинианы орден Ленина. Такие вот бывали исключения в СССР.
Достаточно взглянуть на красноречивый снимок М. А. Этот портрет довольно резко контрастирует с парадными изображениями вождя военных и послевоенных лет, где Сталин обретает фирменный светлый китель с погонами (и нередко звездой героя), фуражку и восторженный взгляд, устремленный в светлое будущее. А ведь автором этой работы был не кто-нибудь, а сам Исаак Бродский, которого называли не иначе как художником 1 Советского Союза и даже «главным вельможей советского искусства». Весьма занятной личностью был и Владимир Володарский (урожденный Моисей Гольдштейн) имя которого носила ленинградская типография на Фонтанке. Из ранних графических работ, посвященных Сталину известен рисунок Дени 1930 г. — товарищ Сталин с трубкой.
Действительно, за неполных 11 лет — с 1928-го по 1939 годы — Исаак Израилевич создал не один десяток знаменитых портретов Сталина (помоложе и постарше, на трибуне и в колонном зале, в профиль и в фас). Заметим лишь, что при любом дворе во все времена были свои придворные художники. У Бродского Сталин более приземлен, спокоен, даже холоден. Но, как ни странно именно об этом, по сути, «каноническом» изображении Иосифа Виссарионовича, которое до середины 50-х годов печатали на советских плакатах многотысячными тиражами, почти ничего не известно.
«Бродский был салонным художником, его мастерская представляла собой модный салон. И произошло это как-то незаметно, само собой. Но наиболее знаковым становится полотно «Ленин в Смольном» 1930 года. Он не любил галстуки.
Впрочем, кабинеты советских чиновников самых разных рангов этим портретом тоже декорировали — правда, уже в виде небольших плакатов, аналогичных тому, что представлен в коллекции «Маленьких историй». Солидный паек, прекрасная двухъярусная квартира в центре Ленинграда в бывших апартаментах Вильегорских, где в пушкинское время был знаменитый литературно-музыкальный салон, огромная мастерская, личная дружба с сильными мира сего (например, с Кировым и Горьким), должность руководителя Академии художеств, сотни учеников, выставки и заказы, заказы, заказы Позиция Бродского чрезвычайно проста: «Делай, что велит начальство и наслаждайся теми благами, которые оно предлагает взамен». Потому, наверное, в нем и проглядывают такие непривычные для «позднего» Сталина черты «обычного» человека. Поскольку партийные вожди отказывались позировать их секретари получали от издательств просьбы выслать соответствующие фотоснимки и организовать просмотр документальных фильмов (кинохроники) с участием Сталина13 наконец издательства выплачивали художникам гонорары и отчисления.
Следует заметить, что главным цензором своих портретов «отец народов»был сам. Помню, как он однажды указал одному из студентов на ошибку в пропорции. И это в смутные предреволюционные годы. Однако верить «на слово» надписи на плакате, уверяющей, что оригиналом этой репродукции является картина заслуженного деятеля искусств СССР И. И. Это даже дало повод некоторым исследователям засомневаться в сексуальной ориентации генсека. Причем с этим снимком связана трагическая история.
Бумага глянцевая. Оригиналы этих рисунков сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Штабы, органы снабжения и весь тыл радикальнейшим образом очищаются от контрреволюционных и враждебных элементов.
В 1920-30 годы здесь печаталась «Красная газета», журналы «Красная панорама», «Резец», «Бегемот», заводские многотиражки. Здесь будущий генсек еще сравнительно молод, до культа личности пока довольно далеко. Володарского по заказу Издательства Ленинградского областного Союза советских художников (ЛОССХ).
С марта 1989 года и до сего дня эта организация называется «Санкт-Петербургский Союз художников» (СПбСХ). Вместе с Троцким и Бухариным издавал во время I Мировой войны газету «Новый Мир». По силе таланта и степени влияния Бродского часто сравнивают с профессором Преображенским из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Володарский был террорист.
Бродский очень быстро стал любимым учеником Ильи Ефимовича, самые теплые отношения между ними не прерывались до конца жизни знаменитого живописца. По-настоящему успешные картины, как, например, некоторые полотна Александра Герасимова или Исаака Бродского, можно было увидеть по всему СССР. И если кому-то из отечественных критиков хочется пожурить Бродского-живописца словами Бродского-поэта «пускай Художник, паразит, другой пейзаж изобразит», то позволим себе еще раз напомнить, что творчество Исаака Израилевича не исчерпывается портретами вождей. Однако в полной версии этот снимок просуществовал недолго.
В плакатах последующих лет Дени несколько раз возвращается к портрету товарища Сталина. Но революция решительно поменяла соотношение сил в художественном мире России. А вот в 1920 году Ленин с Крупской поехали открывать электростанцию в Кашине и сфотографировались с группой кулаков (на заднем плане) и детей (на переднем). Сделали фотографии, напечатали альбомы, довольные депутаты увезли альбомы по домам. Имя владельца, который предоставил рисунки для выставки, не разглашается. Что же касается жарких дискуссий о том, могут ли портреты Сталина или Ленина, созданные Исааком Бродским или любым другим художником, считаться «подлинным искусством», тоне следует забывать, чтосоцреалистические полотна создавались вовсе не с тем, чтобы их рассматривали в музейном контексте или сравнивали с произведениями традиционной живописи. Неимоверная воля отпечаталась на этом лице и столь же безграничная самоуверенность.
Яр-Кравченкопоставил себе целью дать изображение товарища Сталина в моменты, наиболее запечатлевшиеся в памяти трудящихся, как торжественные и значительные. Родился он в 1891 году, активную политическую деятельность начал с 16-ти лет в организациях БУНДа (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), затем примкнул к меньшевистскому крылу РСДРП. Бродского.
Он дает его в шинели, с рукой, заложенной за борт, в фуражке, с внимательно устремленными вдаль глазами (плакат 1931 г. — «Шесть условий победы»), он рисует Сталина уверенным и радостным на фоне индустриального пейзажа (плакат 1930 г. — «Пятилетка в четыре года»). Мать сделала ему высокие вставки наподобие мундира, френча», — вспоминал Федор Аллилуев, которого от репрессий «благодарного» Кобы позже спасла только душевная болезнь. Существовали и такие предприятия, как Изокомбинат, которые занимались массовым тиражированием не только репродукций с картин (в том числе канонических портретов Сталина), гравюр и плакатов, но и бюстов со статуями.
На репродукции Иванова пишет: Один задумчивый дурак хуже 10 врагов. Еще: Просто боится солнца. Хорошо известный цикл работ грузинских художников, выполненных по инициативе товарища Берия — «К истории большевистских организаций в Грузии» дает образ товарища Сталина в органической связи с зарождением и ростом большевизма в Грузии.
Эпическим спокойствием проникнут пейзаж Георгадзе «Дом в Гори, где родился товарищ Сталин». (Новый Оскал, 1919 г. )». Заметим также, что Ленинградский областной Союз советских художников недолго носил это название. Известно, что после февраля 1917 года будущий «отец всех народов» приехал из туруханской ссылки в Петроград, где поселился в квартире Аллилуевых — в комнате, где незадолго до этого скрывались Ленин с Зиновьевым. Естественно, Репин оказал на молодого художника огромное влияние.
Иди в комсомол и на рабфак. Причем сделал это абсолютно осознанно: если его коллеги стремились к новаторству, экспериментировали в фовизме, кубизме, лучизме и прочих «измах», то Бродский, впитавший репинские реалистические традиции, не рвется к славе и признанию. Бродского, нам не придется. Обратим внимание, что балансовая стоимость всех книг этой солидной библиотеки, хранившей редкие и дорогие издания по искусству, примерно равнялась цене одной пишущей машинки марки «Ремингтон», которая числилась за секретариатом издательства (16, 6 тысяч рублей).
Основную часть этих денег составили выплаты за «изопродукцию» – типографские и литографские портреты вождей, писателей и картины современных советских художников. Зная, в каком бедственном положении пребывает Кустодиев, Бродский заказал ему целую серию изображений «русских типов». Следовательно, плакат мог быть выпущен в период с 1932 по 1939 годы. Как и другой диктатор того времени Сталин по-своему любил живопись.
Портреты Бродского тщательны по рисунку. Его убийство стало предлогом для репрессий по всей России. Нагрузка большая. В картине много патетики и движения.
Полотно просто и не имело других задач. Салоном для его богатейшей экспозиции служила собственная квартира художника. Есть все основания предполагать, что главным «поставщиком» ученических работ для досуга Иосифа Виссарионовича был Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Лучшим пейзажем, в котором выразилось и особое пристрастие художника к красоте северной русской природы и его стремление к большому стилю, стала картина «Зимний пейзаж» (1918—1920).
В России же с фотографий убрали всех, кроме самых главных. В качестве серьезного источника заказов уже называлось издательство ИЗОГИЗ. Жизнь этого революционера была очень коротка, но насыщена. В 1955 году типографию объединили с «Лениздатом».
«Прежде всего, Исаак Израилевич указывал на ошибки рисунка.
В нем было что-то от Марата. Нижняя треть полотна занята знаменитым френчем английского фасона с отложным воротником. На другом рисунке Иванова: Таких бездельников полно и у нас. В Российской империи и вовсе была специальная должность — гофмалер или «придворный первый живописного дела мастер», в обязанность которого входило изображение носителей царской фамилии.
Среди графических работ — портретов товарища Сталина последнего времени — видное место заняли две сюиты рисунков: художника Яр-Кравченко (альбом «Сталин» — изд. Из последних больших жанровых портретных композиций выделяется картина Шегаля «Вождь, учитель, друг (товарищ Сталин на сезде колхозников)». Так, достоверно известно, что Ленинградский областной Союз советских художников (ЛОССХ), заказавший печать представленного артефакта, был образован 2 августа 1932 года. Тогда же было избрано его первое правление во главе с автором картины «Купание красного коня» Кузьмой Петровым-Водкиным. Этот костюм и вошел в историю как полувоенный френч Сталина (подробнее о манере Сталина одеваться и стричься читайте в истории «Весомый знак»). Государство заказывает — художник выполняет заказ.
Рисунки, очевидно, с натуры, причем обнаженка. Предположительный год издания — 1936. Этого скрывать мы не будем. Сталину в руки попал каталог или альбом или подборка репродукций рисунков Ильи Репина, Александра Иванова (того самого, автора Явления Христа народу), Василия Сурикова, Андрея Рябушкина и других мастеров русской живописи. Изогиза) и Васильева «Ленин», где вместе с Лениным художник изображает гениального продолжателя его дела, товарища Сталина.
В мае 1917 года вернулся в Петроград, где был избран членом президиума Петроградского Совета, позже назначен главным агитатором Петроградского комитета РКП (б). Через 19 лет со снимка были стерты ВСЕ взрослые и часть детей. Ясно одно: всё, что он делает, глубокомысленно и важно для государства. «Он был беспощаден. Он жаждет обеспеченной жизни, а потому работает почти исключительно на продажу.
Фило-сос. Нельзя было сделать ни шага, чтобы не встретить его справа, слева или впереди. Другими словами, за счет каждых пяти художников содержалась одна штатная единица. Что же касается тиражирования «расстрелов» (речь идет о картине «Расстрел 26 бакинских комиссаров», оригинал которой был создан в 1925 году), то, позволим себе напомнить, что и Рубенс штамповал свои мифологические сюжеты, да и у многих других великих живописцев творчество было поставлено «на поток».
Мы же попытаемся рассказать о самых ярких эпизодах его жизни. Именно Сталину приписывается главенствующая роль в победе. Где рисунки оказались после смерти Иосифа, неизвестно.
Веселова в ленинградской типографии им. Цена 50 копеек. Он стал первым в СССР художником, которому был вручен орден Ленина. Мицкевича «Студенты Академии художеств работают над портретом Сталина для украшения города к 1 мая 1934 года». Это был поистине уникальный мастер и человек.
Советский и партийный аппарат улучшается и подтягивается. Но это поистине каноническое изображение сильного руководителя еще молодого, но уже великого государства. Но у Кобы на тот момент была только одна ситцевая рубашка и потрепанный пиджак. И. Сталин. Понятно, почему».
Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен уголовном процессом. Причем удается это Бродскому весьма скоро. Картина «Ленин и манифестация», написанная еще в 1919 году, положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю мирового пролетариата.
Лицо выполнено легкой светотенью, живописна смелая штриховка куртки и фона. Обратите внимание: на портрете-двойнике лицо у вождя гладкое, чистое, без уродующих оспин, морщины лишь под глазами, кожа молодая, буквально струится здоровым внутренним светом. На них нет штампов, что они хранились в каком-нибудь архиве или библиотеке.
Единственным заказчиком стало государство. В портретах-автолитографиях глаз художника более зорок к отдельным деталям лица, к чуть заметной улыбке, к характеру губ, к расположению волос. Вокруг товарища Сталина обединяется группа старых большевиков и революционных рабочих и вместо беспомощного штаба вырастает на юге, у ворот контрреволюционного Дона, красная большевистская крепость».
Синим и красным карандашами Сталин делает на них надписи и дорисовки. Таким мы видим товарища Сталина на картинах Штенберг, Кроткова, Джапаридзе, Волгина и Вепхвадзе, Гзелишвили, Кутателадзе, Тоидзе. И. Сталин».
Став во главе Академии художеств именно Бродский по поручению руководства страны определит советским художникам новую цель — реалистически изображать успехи СССР в построении коммунистического будущего. Снимок также выдает весьма внушительные габариты картины — более двух метров в высоту.
Причем мандат для присутствия на конгрессе с надписью «этически и политически вполне надежен» Бродскому выписал лично нарком просвещения Луначарский. Однако все почести и заслуги не спасли Бродского от пристального внимания со стороны «органов». Причем каждый из них был точно датирован. Похоронен Володарский на Марсовом поле.
Но портреты Бродского аллергии у Сталина, видимо, не вызывали. Комментировал вождь и собственные, неудачные, по его мнению изображения. — На даче еще при жизни Сталина был беспорядок, чего там только не творилось. У Бродского и на этот раз все получилось.
Эта машинка была самой дорогой инвентарной единицей Союза. И все же хоть и немного, но идля души тоже. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Он трус. Так на Западе сохранились нетронутые свидетельства этого дня. Ориентировочно дело было в конце 40-х — начале 50-х.
В 1943 году организация была переименована в «Ленинградский Союз советских художников» (ЛССХ)затем, после вхождения в 1959 году в состав Союза художников РСФСР, она стала называться «Ленинградское отделение Союза художников РСФСР», а с 1968 по 1989 год — «Ленинградская Организация Союза художников РСФСР». В советской России таким гофмалером был Исаак Бродский (позже эту эстафету у него примет Александр Герасимов). В дальнейшем все советские художники будут изображать генсека исключительно в военной форме — грубой шинели, френче или в парадном мундире. Частные заказы почти прекратились. Впрочем, Бродский далеко не сразу выдал общественности этот «забронзовевший» образ вождя. О великом революционере-борце рассказывают нам картины грузинских художников.
Кстати, это вариация его любимой фразы. Картина «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»— совершенно конъюнктурное произведение, причем это и не скрывалось с самого начала замысла. Он обладал своей абсолютно особой системой проверки рисунка.
И не имеет значения, что именно он делает. Не удивительно, что любимчик Репина скоро стал изгоем в некоторых художественных кругах. Переезд совпал с его звездным часом — председательством на полулегальном VI съезде РСДРП.
В конце концов, к 2008 году производственные мощности типографии отошли новому «Ленинградскому издательству». Вряд ли Бродский писал свой знаменитый портрет «вживую». Таковы «Портрет жены» (1910), «Сказка» (1911), «Автопортрет с дочерью» (1911), «Италия» (1911), «Портрет Талалаевой» (1913). Очень многие пеняли Бродскому на то, что он утратил «тонкую талию и бледный цвет лица», а попросту «забронзовел» в унисон с теми, чьи портреты рисовал.
Они его не касаются. На такие «фокусы» с фотографиями советских вождей одним из первых обратил внимание английский фотограф Дэвид Кинг в книге «Пропавшие комиссары«. А вскоре отпадет необходимость и в почившем Кирове. Считается, что соратники позировали перед фотокамерой после разгрома на очередном съезде так называемой «ленинградской оппозиции». Довоенный советский цветной плакат с репродукцией портрета И. В.
В ленинградской художественной среде 1920-х так называли художников, живущих по принципу: «Чего изволите. » Это, разумеется, в корне противоречило традициям русского искусства, сформированным романтиками, для которых эстетические и этические убеждения были незыблемы и святы. Самый высокий оклад был у председателя правления – 700 рублей плюс хлебная надбавка в 20.
В начале нынешнего века предпринимались попытки создания на базе «Лениздата» коммерческого издательства «Ленинград». Везде мы видим горящие, страстные глаза, полные убеждающей воли и энергии. К сожалению, нам не удалось выяснить, когда именно было снято это редчайшее видео (полагаем, что на рубеже 30-х годов, поскольку на более поздних картинах Бродского шевелюра Сталина подернута благородной сединой уже гораздо сильнее). Когда натурщик принял опять свою прежнюю позу, Исаак Израилевич сказал студенту: «А вы проверьте по пустотам, посмотрите, какую форму приобретают пустые места между частями тела натурщика». А их репродукции легли ли на стол Сталина. В качестве авторского гонорара художникам и искусствоведам было выдано 154 тысячи рублей.
В течение самого короткого времени создаются дивизии, бригады и полки. «И. Лишь на известном портрете, принадлежащем кисти Бродского, глаза раскрыты так, как надлежит быть: непроглядная тьма, свирепая и гpoзная, смотрит оттуда. Эта историческая фотография — вовсе неслучайный снимок, а постановочный кадр из архивной видеохроники, отдельные эпизоды которой были использованы в документальном фильме«Парадный портрет власти». В результате тысячи работ «осели» в его квартире-мастерской-салоне. Выдайте парню трусы. Мастера даже хотели судить за скупку антиквариата (говорят, что он увел у одногоиз высокопоставленных партийцев ценную картину).
«И. Эту особенность выражения лица Сталина заметил и бывший узник ГУЛАГа писатель Даниил Андреев в своем сочинении «Роза мира»: «Тридцать лет повсеместно маячил перед нами портрет этого существа. Бродский, будучи гениальным художником (необходимость писать портреты советских вождей ничуть не умаляет уникальный живописный талант этого ученика Ильи Репина), детально прорабатывает буквально каждую черту на лице своего непростого героя — замечает глубокие морщины под глазами и на переносице, волевую линию рта, передает хитрый прищур, делает акцент на редких седых прядях еще довольно моложавого вождя, не скрывает бугристость его большого восточного носа, поворачивает его голову чуть вправо, подчеркивает идеальную выбритость, аккуратную стрижку и умело концентрирует внимание зрителя на почти дьявольском блеске черных глаз. Он смотрит не на весь советский народ сразу, а заглядывает в душу каждого гражданина Страны Советов в отдельности — кажется, что от этого прямого, ледяного взгляда ничего не утаить.
«Мы купили ему новый костюм. Сразу понятно, что полотно создавалось отнюдь не для скромного кабинетного прозябания, а для парадного украшения какого-нибудь помпезного колонного зала. По 600 рублей получали ответсек правления и главный бухгалтер. Таким «человечным» Сталин в исполнении Бродского уже не будет никогда.
Имя Бродского скоро становится нарицательным. На выставке будет представлено 19 репродукций с подлинными подписями Сталина. Столько же платили секретарям творческих секций Союза и слесарю-водопроводчику. Плакат тиражом 50 тысяч экземпляров был отпечатан под редакцией Г. Н. Исаак Израилевич был крайне увлеченным коллекционером.
Бродскому это удается», — рассказывает искусствовед Аркадий Ипполитов. Его назвали Иосифом». » В 1918 году типография переехала в здание МВД на Фонтанке и получила имя Володарского. Раритет в удовлетворительном состоянии, немного надорван верхний край. Что взамен. Живописные шедевры тогда стоили копейки или вовсе отдавались бесплатно.
Сердобольные Аллилуевы решили, что «чудесный грузин» не может руководить съездом в таком жалком виде. Весьма показателен в этом смысле портрет Сталина, написанный Исааком Израилевичем почти на 10 лет раньше — в 1928 году. А под мышкой у Бродского только что купленная работа самого Кустодиева. Генсек подчеркнул свою подпись, поставил на ухе жирный крест и ниже еще раз написал: «Ухо кричит, вопиет против анатомии. После трагической гибели «лучшего друга» Сталина от снимка отрежут Николая Шверника (он, к счастью, благополучно переживет и годы репрессий и культ личности Сталина, да и самого вождя) — отныне будущий генсек предпочитает публиковаться в печати вдвоем с покойным соратником, героически погибшим от пули врагов советской власти.
Стоя на санях, призывающим к победам жестом руки, товарищ Сталин обращается к конникам. Однако в среде историков есть мнение, что Моисей Маркович был убит за то, что пустил часть порученных ему партией ценностей «налево», а большевики просто списали эту расправу на эсеров. Завещание быстро вступило в силу: в августе 1939 года в возрасте 54 лет Бродский умер от лейкемии, оставив последующим поколениям советских людей свою квартиру-музей, в которой хранится более 200 живописных и графических работ самого живописца, а также собранная им богатейшая коллекция живописных и графических работ русских художников XVIII-XX веков (более 500 произведений).
Зато абсолютно очевидно, что историческая хроника была сделана прямо в ленинградской художественной мастерской Исаака Израилевича, а, следовательно, работа над портретом не была выездной (что случалось довольно часто). Организация долгое время оставалась второй в Санкт-Петербурге по мощности после «Печатного Двора».