Как профессиональный критик и талантливый искусствовед, он, естественно, понимал, что картины Роберта и Сони Делоне по-настоящему талантливы.
Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. В своей биографии Соня Делоне вместе с мужем занималась развитием орфизма. Потом она меняет фамилию отца – Штерн на фамилию дяди – Терк.
В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне. 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. «"Желтое ню" – это картина с изображением обнаженной, смахивающей на мальчика очень молодой девушки на богатом орнаментами фоне. В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности).
Цвета. Для антрепризы Дягилева она создала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского (Мадрид, Барселона 1918). Позже эта «симультанная книга» с небывалым успехом демонстрировалась на Осеннем салоне в Берлине – там ее увидел немецкий художник Пауль Клее, который был так впечатлен яркими квадратами Сони, что с тех пор они стали лейтмотивом его собственного творчества. В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). Соня была замужем два раза с разницей в 2 года – первый брак был по расчету ее семьи, второй – по любви. Жил Генрих Терк в Санкт-Петербурге, где довольно успешно занимался адвокатской практикой. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ.
Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем выдающийся историк джаза). РоберДелоне, муж молодой дизайнерки в 1923 году писал: «Для Сони платья или пальто являются частью пространства, оформленного и обусловленного в размерах и содержании, создавая организованное целое по законам, ставшим стандартизацией ее искусства». Ведь большинство источников указывают на Градижск-Граджинск-Гражист. Но это уже совсем другая история.
В то время любимой книгой Робера Делоне было исследование Мишеля-Эжена Шеврёля «Принципы гармонии и контраста цветов» (De la loi du contraste simultane des couleurs et de lassortiment des objets colores)– законы дополнения и сочетания цветов, сформулированные французским химиком в 1839 году, так захватили Делоне, что их новый стиль, основанный на изучении и использовании взаимоотношений разнообразных цветовых пятен, они назвали «симультанностью», от французского «simultane» – одновременность. Соня Делоненесомненно стала одной с первых художниц, которая сумела объединить новаторскую живопись с текстилем и стала «лицом моды» той эпохи. Она ткёт ковры иллюстрирует книги. Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. В доме Делоне, которые поддерживали его во время ареста, он искал приюта и покоя – радостные, красочные работы Сони так впечатлили его, что он назвал этот стиль «орфизмом» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых. ) Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской (1913), которая переиздается до сих пор. Терк.
Это было движение, которое старалось гармонизировать смесь цветов. После Первой Мировой войны ее интересы переключились на создание одежды. Её работа была отмечена золотой медалью. Замена Одессы на Градижск с трудом подается объяснению».
На протяжении 1950-х годов Соня Делоне регулярно представляла свои работы. Удивительно нежная дружба между почти восьмидесятилетней художницей и «самым молодым издателем в мире» (свое первое издательство Дамаз основал в 17 лет) скрасила одиночество Сони. Таким образом, установить истину можно было, только найдя подлинные документы в архивах.
После смерти Робера Делоне она работает в Грассе вместе с X. Арпом и Маньелли. В то время начинающая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», – так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал LArt vivant. В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость.
Тогда было сложно девушкам путешествовать самостоятельно далеко от семьи, по Европе. 1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931). Двухметровая книжка-гармошка с поэмой Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», где слились воедино текст и дизайн, вызвала фурор среди французских критиков.
Брак был по расчету. Правда, там она названа не Сарой, а Sophie – опять путаница. Родилась она в Украине, в Полтавской области, в 1885 году. В 1968 году Соня разработала костюмы и декорации для «Danses Concortantes» Стравинского. Людей, повлиявших на ее стиль рисования можно четко проследить по ее картинам: Гоген с Ван Гогом и Макс Бекманн узнаются сразу, потом наступает мягкий переход к собственному стилю.
По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. Именно любовь свела ее с известным французским художником Робертом Делоне: «Он дал мне конструкцию, а я ему — цвет» – так говорила сама дизайнер. С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922). За время пребывания там (1914-1920) супруги подружились с местными художниками.
Эти, подобные до аппликаций, фрагменты тканей, Делоне назвала «симультанными контрастами». Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко).
С тех пор она лишь несколько раз и очень ненадолго, приезжала в Россию. Соня Делоне (SoniaDelaunay) – известный мастер, которая творила в стиле арт-деко и абстракционизма. Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи.
Учебу продолжила в Париже в Академии «Ля Палетт», но неудовлетворенность манерой преподавания, заставили Соню искать что-то иное, близкое и она подолгу проводит в художественных студиях и галереях. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. Одна из лучших биографий Сони Делоне вышла в 1995 году в Нью-Йорке.
Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. Она, безусловно, уже слышала о Гогене и Ван Гоге до приезда во Францию. Надпись гласила: «Ваш нарциссизм на продажу».
(В 1912-1913 гг. Орнамент заднего фона, желтая краска, прорисовка черным линий лица – влияние Гогена здесь бесспорно. Воспитывалась в Петербурге. Примером может быть «портрет молодой финки» из коллекции Центра Помпиду.
В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме. Соня Делоне (урождённая Сара Штерн) прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь. В 1912 г. Г. Аполлинер обозначил созданное супругами Делоне художественное направление термином «орфизм» имея в виду преображение мира новым Орфеем, творцом структур, не заимствованных из действительности. Эти работы настолько поражают других творцов, что ей начинают посвящать стихи. В 1905, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств.
Ранее детство девочка провела в родном Градижске. Картина показывает, что уже в это время Соня Делоне комбинирует всё ею увиденное. В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде.
Находясь под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо и фовистов, Соня искала свой стиль. После 1911 под влиянием кубистов Соня Делоне уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета. Наши украинские авторы Александр Нога и Ирина Кодлубай в своей замечательной монографии «Соня Делоне возвращается в Украину через Львов» приводят документы из архива известного киевского искусствоведа Дмитрия Горбачёва: объявление во французской газете за 1908 год о свадьбе Сони и Вильгельма Уде, где указано, что она родилась в семье Элиаса и Ханны Штерн в Одессе и документ, выданный в том же году в Санкт-Петербурге заместителем нотариуса Питером Финдайзеном, где указано, что Сара Штерн родилась 1 ноября 1885 года в Одессе в семье уволенного в запас Элиаса Штерна и фрау Ханны, урождённой Терк, о чём в книге записей одесского раввината сделана запись под номером 117. Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии.
Во многом именно благодаря этому стиль «ар-деко», синтезирующий модерн и авангард, стал определяющим фактором межвоенной моды. А в 1932 году она пишет статью под названием «Художники и будущее моды», в которой предсказывает победу прет-а-порте. Соня не прекращала свою бурную деятельность даже после смерти мужа в 1941 году. Многим кажется, что это Киршнер. Отныне она скиталась по случайным отелям и домам друзей. Соня создала костюмы для спектакля по пьесе Тцары «Сердце газа» и ее потрясающие в своей необычности ткани с «симультанным» геометрическим узором произвели настоящую революцию.
Её иллюстрации к поэме Блеза Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913 года) становятся настоящим дополнением к произведению и делают её своего рода соавтором. Если последний переживал период относительной строгости цветовой гаммы, Соня оставалась верна чистоте цвета, которой в 1912 заинтересовался и Робер. Через два года Соня или Софи Терк решает переехать в Париж как центр искусств. Постепенно заказов стало так много, что Соня вместе с известным модельером Жаком Хаймом открыла на Елисейских полях «Симультанный бутик», где демонстрировала одежду, ткани, шарфы, сумки и прочие аксессуары, украшенные «симультанным» декором из ярких контрастных пятен или монохромным узором из разных тонов одного цвета. Несмотря на постигшее ее горе, Соня с удвоенной энергией продолжает работать над совместными проектами, стремится увековечить память мужа, опубликовывая его теоретические труды.
Мане пригласил девушку позировать для его новой картины и Моризо не смогла отказать. Соня Делоне (Сара Штерн) родилась в украинском городе Градижск, близ Полтавы в 1885 году, хотя некоторые источники в Интернете пишут, что она родилась в Одессе. Все эти элементы – напоминание о том, что в это время художница живет с коллекционером Вильгельмом Уде, у которого она могла видеть «Цыганок» Матисса и другие работы художников-фовистов. А в её завещании, заверенном нотариусом, местом рождения указана Одесса.
В восемнадцать лет Соня уехала учиться в Академию изящных искусств в городе Карлсруе – художественная школа в Мюнхене была, конечно, более известна, но Терки предпочли именно Карлсруе, так как там жили их родственники, которые в случае чего могли поддержать Соню. Он помог организовать ее самую репрезентативную выставку в Музее современного искусства издал ее воспоминания под названием «Мы идем к Солнцу» и сам написал несколько монографий о ее творчестве.
1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). Холст, масло. В 1915-1916 в Португалии художница создала несколько вариантов композиции «Рынок в Мино» и «Португальский натюрморт», а в 1918 она сотрудничала в Русских балетах Дягилева. Формы, ритмы и все приемы ее, рождены ею самой.
Она попадает к родственникам в Карлсруэ, где поступает в академию художеств. В своих крупных по формату произведениях («Ритмы красок») Делоне пользовалась плоскостями чистого цвета и сочетаниями элементарных геометрических фигур для создания пронизанных светом и оптимистических по звучанию композиций. В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже.
Художница принимает участие во всех крупных выставках абстракционистов, а также в создании группы «Espace» («Пространство»), выступающей за интеграцию изобразительного искусства в архитектуру и урбанизм. Заметив интерес Сони к живописи, в 18-летнем возрасте дядя отправляет ее на обучение в Художественную Академию в Карлсруэ, где она впитывает традиции германской живописной школы. Уже в апреле они стали любовниками и решили пожениться, как только Соня разведется с Уде. В 1960 музей Бьельфельда издал ее знаменитую «симультанную» колоду карт в ц. Со в Керси художница исполнила витражи: а в 1969 вышла в свет ее «Азбука» (над которой Соня Делоне работала с 1947).
Большим успехом пользуются в коммерции ткани, созданные по её эскизам. В Париже она поначалу занималась в академии «Ла Палетт», остаётся недовольна академической манерой преподавания, зато много времени проводит в художественных галереях, студиях, входит в круг радикальной французской молодёжи. Терки согласились. Идеи» (1930).
Но она уезжает из буржуазной среды, которая её подавляет, в Германию. В 18 лет Сара поступила вХудожественную Академию в Карлсруэ. О ее детских годах известно очень мало.
Соня Делоне стала крупнейшим мастером «ар-деко», её находки начинают широко использоваться в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета. Это копия листа из книги записей одесского раввината за 1 ноября 1885 года, части первой «О родившихся». С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922)2.
Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины). Пышная свадьба происходит в Лондоне, но буквально через год Сара оставляет Вильгельма, чтобы связать жизнь с молодым талантливым абстракционистом Робером Делоне, с которым познакомилась в доме мужа.
В 1918 году она встречается с Сергеем Дягилевым, чья труппа в это время была на гастролях в Испании и он заказывает ей и Роберу декорации и костюмы к знаменитому балету «Клеопатра» – оригинальные сгорели во время турне по Латинской Америке. Вскоре, после развода с Уде, она вышла замуж за Робера Делоне (1910). Но она воспринимает Гогена, Ван Гога и Матисса глобально. Ее предвоенное творчество стало новаторским на то время: такие работы как «Уроки света» или «Электрические призмы» отличаются необычной радужностью красок. Первыми шагами Делонев мире моды были платья и жакеты с аппликацией геометрических форм в стиле симультанизма. Другие дяди— выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы— в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул.
В честь нового искусства «симультанизм» было организовано несколько светских раундов и показов мод, дизайном и постановкой которых занималась Соня. В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. Она изображена до бюста, на голубом фоне, контур рисунка широкий. В начале 1910-х посещала салон баронессы Е. Эттинген, где познакомилась с Б. Сандраром, Г. Аполлинером и другими представителями литературно-художественного авангарда. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Тот самый Дягилев, руководитель театральной труппы, стал клиентом семьи Делоне – Соня шила для постановок костюмы, а Роберт – творил над декорациями. Обряд бракосочетания совершил раввин Политковский. Открытый Шеврёлем закон заключается в том, что одни и те же цвета выглядят по-разному в зависимости от своего окружения – соседних цветов.
Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак. Paris, 1913). музее современного искусства, Центре Помпиду. При поддержке банка ВТБ и Благотворительного фонда «САФМАР».
Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939). Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. А дальше авторы пишут: «Большинство официальных биографий и каталогов указывают, что он родилась в украинском городе Градижске (иногда пишут Граджинск) на Днепре на самом деле в своей книге она пишет об этом городе, в котором её папа работал на фабрике. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссбирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913, геометризм этой работы повлиял на поиски Пауля Клее).
В то время как ее муж Робер Делоне создавал знаменитые симультанные картины, Соня Делоне те же идеи воплощала в текстиле и моде. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье. Градоначальницкая, 8). В Испании и Париже Соня Делоне работает в области рекламы, создает модели женской одежды. Подход необычный, если учесть, какое место в её творчестве занимала работа над цветом. Когда на следующий год Лувр в знак благодарности устроил ретроспективную выставку работ Сони и Робера Делоне, она стала первой в истории женщиной, удостоившейся прижизненной выставки в этом крупнейшем музее.
Видимо, эмоции живут в памяти дольше, чем детали. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. 1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. А несколькими месяцами раньше, а именно 16 июня, под номером 244 в книге «О бракосочетаниях» сделана запись о том, что 21 мая 1885 года состоялся брак Эли Штерна, холостяка с дочерью одесского мещанина Товия Терка, девицей Ханою. Цвета.
Развод был оформлен в августе и уже 15 ноября Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. Соня Делоне много экспериментирует. В 1923 вместе с В. С. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществляет постановку пьесы Тристана Тцара «Воздушное сердце». И в возрасте 18 лет она поступает в Академию изящных искусств Карлсруэ.
Именно фамилию дяди она взяла себе позже как псевдоним. Но уже в 1930 годах Соня вновь обратилась к живописи.
Там Шарль заболел тифом и Соне пришлось оставить мужа, чтобы заботиться о сыне. музей современного искусства, Центр Помпиду) и «Электрические призмы» (1914, там же). Интуиция ее не подвела. По его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ.
Автор, Стенли Барон, написал её в сотрудничестве всё с тем же Жаком Дамасом, другом последних лет художницы. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. Когда в России свершилась революция, Делоне были в Барселоне. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. Казалось бы, нет места для сомнений. Стало ясно, что больше материальной поддержки из России они не получат.
Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы». В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. В биографии детству тогда ещё Сары Штерн традиционно посвящено всего несколько страниц. Начальное образование получила в С. -Петербурге.
В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе. Быстро выяснилось, что причиной путаницы являются несколько строк из автобиографии Сони Делоне «Nous irons jusquau soleil» («Мы идём за солнцем»), которая увидела свет за год до её смерти, в 1978 году.
В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона. Градоначальницкая, 8). В то время ей были близки творчество Ван Гога, Гогена, фовистов.
Дядюшка отправляет его на обучение в ателье декоративного искусства в Бельвилье. Откуда же взялся Gradzihsk. Моделями для её рисунков были финские крестьяне. В это время она видит мало разницы между этими разными источниками вдохновения».
В 1939 она участвует в создании Салона «новых реальностей», салона абстрактного искусства, продолжающего традиции группы «Абстракция-Творчество». 25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье. Еще одна ее знаменитая инсталляция – «Сад Нарцисса».
Игра света и тени на лице передана сочетанием ярких красок. Робер Делоне Электрический союз. О своих творческих отношениях с мужем она потом говорила: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет». Фигура не пропорциональная. В разделе Живопись, Графика на вопрос Чья карта. Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции.
Не забывайте, это начало ХХ века. Ее жизнь в целом – своеобразный перфоманс. В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19). В 1910 году Соня разводится с Уде и выходит замуж за Делоне.
У них и правда было много общего – от того, что оба они были воспитаны богатыми родственниками (родители Робера развелись, когда ему было девять лет и мать, которая никогда не уделяла внимания сыну, отдала его на воспитание своей сестре), до их надежд на будущее и вкусов в живописи. Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. С 1906 г. училась живописи в Париже. Робер Делоне умирает в 1941 году от рака.
Она создает органичное целое по законам, ставшим обязательными для ее искусства». Соня родилась в еврейской семье в Одессе. В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии. Рисунки показывают, что художница, ещё очень молодая, уже имеет свою собственную культуру. Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П.
В 1920-е в творчестве Сони Делоне преобладает мода и театральные декорации: художница создает модели шарфов, платьев, пальто, она делает «симультанные» ткани для одежды и отделки мебели и рисует эскизы костюмов для театра («Газовое сердце» Тцара, 1923) и для кино («Головокружение» М. ЛЭрбье, 1926), а в 1925, вместе с Жаком Хеймом, на Выставке декоративного искусства открывает «симультанный бутик». Черты лица очень акцентированы, рисунок граничит с техникой карикатуры. В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Acadmie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века.
Известно, что Делоне считала себя язычницей. Автобиография написана в сотрудничестве с Жаком Дамасом и Патриком Рейно. В 1923 году вместе с В. С. Дамаз же искренне привязавшийся к Соне, заботился о ней и поддерживал ее. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало.
В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. Кроме того, Соня Делоне продолжает работу над «Цветными ритмами» с преобладанием кругообразных мотивов, а также занимается прикладным искусством (мозаики, роспись посуды, эскизы обоев и мебельной обивки). Делоне вернулись в Париж в 1921 году.
Там она поступает на обучение в академию «Ла Палетт», однако академическая манера рисования, которую там преподают, девушку уже давно не привлекает. Старый друг семьи Делоне Дягилев знакомит ее с мадридской модной элитой. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913), которая переиздаётся до сих пор. Их встреча родила один из самых романтичных, крепких и плодотворных творческих союзов. Родители Сары умерли, когда она была еще очень маленькой, вот таким образом на воспитание к себе забрал малышку ее родной дядя Арни Терк.
Девушка решила попробовать себя в живописи и ей это удалось. Работала также в области театральной декорации (в том числе для русской балетной труппы С. П. Дягилева), выполняла литографии. Тогда же появились и первые проекты «симультанных платьев» (иллюстрации к «Прозе Транссибирского экспресса и маленькой Жанны Французской», в соавторстве с Блэзом Сандраром, 1913-1914). В 1966 работу Кусама не приняли к участию в Венецианской биеналле. В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. Изобразительная техника на грани с карикатурой.
В 19 лет он бросает учебу и полностью посвящает себя живописи – тогда Роберт впервые выставляет 6 своих работ в салоне «des Indpendants». Элиасу на тот момент было 27 лет, Хане 22. Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк. На удивление добрыми остались отношения супругов с Вильгельмом на протяжении всей жизни.
Рисунок в чем-то напоминает иконопись – чистотой красок и выбором однотонного фона. Она побывала в крупнейших европейских музеях. В Финляндии Соня Делоне проводила своё детство, на даче дяди по материнской линии.
Анатомический антивоенный взрыв». Престижный журнал «Vogue» посвящает ей статьи. В период с 1925 оп 1929 года такие наряды стали главным символом авангардной моды.
Ее работы оказали неоцененное влияние на развитие стиля и модных вкусов. Думаю, вспоминая в столь преклонном возрасте раннее детство, нетрудно ошибиться.
Тесно общалась с русскими художниками: А. П. Архипенко, В. В. Кандинским, А. В. Лентуловым, И. А. Пуни, Л. Сюрважем, О. Цадкиным, Г. Б. Якуловым и др. Берта родилась в 1841 году во Франции. Фигуративные элементы исчезли в гипнотической многоцветности форм. Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968).
Бланша. Экспозицию открывает серия наиболее ярких её работ.
Ее способности к живописи были замечены школьным учителем рисования и черчения. Первые, написанные им картины были выдержаны в стиле постмодернизма. Она решила, что теперь пора заняться собой и снова начала активно рисовать.
В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем известный историк джаза). В 1910 г. вышла замуж за французского художника Робера Делоне, совместно с которым разрабатывала систему абстрактных композиций, основанных на симультанных контрастах цвета и света (симультанизм). Но, как видно из её дневников, она приезжает только в октябре 1906 года.
Он же помогает открыть магазин одежды и оформления интерьера. Она пишет воспоминания о Роберте и своих друзьях – Г. Аполлинере, П. Пикассо, М. Жакобе, Ф. Леже, Ж. Браке, А. Экстер (близкой подруге), В. Кандинском, Н. Альтмане, А. Архипенко и других. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes».
Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт. В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. Вскоре она открывает магазины в Бильбао и Барселоне. Это картины, написанные в Финляндии. В 1909 году в Париже она познакомилась с художником Робером Делоне и вышла за него замуж. В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства». Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками.
Большое собрание ее произведений находится в парижском Нац. В 1905 году Соня прочла знаменитую в то время книгу Юлиуса Мейера-Грефа «Мане и его круг», где Париж был назван центром истинного искусства и немедленно решила переехать туда. У неё уже был свой собственный стиль, свой собственный подход к живописи. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. Об их союзе известно мало, но практически все биографы сходятся на том, что это был брак по расчету, основанный на интеллектуальном родстве и взаимной выгоде.
В 1937 она работала совместно с мужем над настенной живописью для Парижских выставок. Специально для выставки, в Париже на мосте Александра III был открыт бутик и там Соня демонстрировала работы в своем стиле «симультанизма» – в небольшой витрине были представлены сумки, шарфы и манто.
В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ. Идеи, 1930). Ее творчество было невероятно популярно: ее приглашали оформлять интерьеры и светские рауты, заказывали ей эскизы тканей, которые производились по всему миру и вечерние платья, которые Соня расписывала вручную в своем фирменном «симультанном» стиле. Кроме нарядов для дам, она создавала сюрреалистические так называемые «платья-стихотворения», декорации для балета Сергея Дягилева. Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче». Определяющим моментом для меня стало получение архивных сведений из Одесского и Полтавского областных архивов – в Градижске всего 7 тысяч жителей и своего архива нет.
Соня поступила в Академи де ла Палетт на Монпарнасе и добилась там немалых успехов. И вот, с помощью одного из лучших одесских краеведов Александра Розенбойма в моём распоряжении оказался документ, который поставил, наконец, все точки над «i». Точно так же, как музыка не заимствует свои звуки в природе, но создает собственные гармонии, живопись сождается живописью. Самым важным событием в модной жизни Сони Делоне стала Выставка декоративных искусств в 1925 году.
ДЕЛОНЕ Соня (Delaunay, Sonia урожденная Терк 1885, Украина, – 1979, Париж), французская художница, одна из основоположников абстрактного искусства. Другие дяди— выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—. ), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы— в Крыму Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. В 1938 она провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности).
Художница представила широчайший ассортимент изделий – начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами. Без труда переключается с одного вида деятельности на другой и всё ей удаётся. В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation».
Вместе они создали знаменитые «платья-поэмы» – удивительный пример соединения одежды и поэтической идеи, когда платье было живой иллюстраций стихотворения или было украшено вышитыми поэтическими строчками. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена изданная в 1975 году. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме.
У обоих это был первый брак. Акция вызвала настоящий скандал. Очень часто посетители думают, что это картина немецкой школы экспрессионизма. Великая депрессия, однако, пошатнула положение Делоне: спрос на модную одежду и картины резко упал, «Симультанный бутик» пришлось закрыть. «Мы хотели показать, что Соня Делоне была уже сформировавшимся художником ещё до встречи с Робером Делоне. Её тело желтого цвета, черты лица прорисованы крупными штрихами с яркими красками.
Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. Нельзя её назвать красивым женским силуэтом. Электрический разряд – это то, что произошло между господином в очках и котелке и дамой, присутствие которой обозначено изображением пары ног в центре картины.
В 1925 участвовует в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. «До работы над выставкой мы были уверены, что она попала во Францию в районе 1905 года. В 1920 супруги Делоне возвращаются в Париж. Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibrien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. В его мастерскую Берта приходила с матерью, вязавшей в уголке кошельки.
Завоевания «ар-деко» были закреплены вышедшими в Париже альбомами художницы (Ткани и ковры Сони Делоне, 1928 Композиции. Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Друэ» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Меет» (1949) и других. В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. Она стала кавалером Искусств и Литературы, а в 1975 году была удостоена высшей награды Франции – ордена Почетного Легиона. В 1920 годы супруги Делоне возвращаются в Париж. Именно в это время Соня создает те знаменитые «симультанные» шарфы, которые стают знаменитыми на весь мир.
Проводит персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919), Берлине (1920). Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории. В 1920 году Делоне вернулись в Париж. Будущая французская художница родилась под именем Сары Элиевны (Ильиничны) Штерн 14 ноября 1885 года в маленьком украинском городке Градижске, что в Полтавской губернии. Детским годам там посвящена самая маленькая глава и в ней на 12-й странице Соня единственный раз указывает, что её отец работал на метизной фабрике в Градзихске (Gradzihsk). В преклонном возрасте художница говорила, что успела попробовать все. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд.
Казалось, перед Соней открываются все двери и тут ее жизнь сделала новый поворот. Она разрабатывает рисунки тканей для лионских фабрик, в 1924 открывает вместе Жаком Хеймом ателье мод «Симультанистский бутик», где демонстрирует модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров и даже проекты оформления автомобилей. Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». А Градижск, я думаю – это просто слово «городишко», оставшееся в памяти маленькой девочки.
вместе с мужем она разработала принципы живописного орфизма – разновидности кубизма, которая основана на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях.