В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. «собака» (исп. El perro)— одна из «Мрачных картин» Франсиско Гойи, написанная в 1819—1823 гг. Картина Франсиско Гойи Собаки на привязи: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Писатель Ричард Коттрелл отметил сходство изображения неба с другой картиной Гойи из тех же «Мрачных картин», Собака. 3 Работа также имеет сходство с картинами Атропа и Фестиваль в Сан-Исидров использовании эллиптического визуального приёма искажения зрительной перспективы.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Жить ей осталось недолго. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Каждый безумствует по-своему.
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Эти люди двигаются вмести с лошадьми и повозками, являясь предположительно беженцами, 3 спасающимися от последствий войны с наполеоновской Францией, жертв которой Гойя изобразил ранее в серии «Бедствия войны». Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Очевидно, нелегкая судьба Антонии волновала Гойю. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. В 1750 году семья Гойя переехала в Сарагосу. Гойя был напуган.
«Тонущая собака» стала источником вдохновения для многих художников. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Здесь он и умер, слепой, оглохший, забытый всеми. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
«Освобождение апостола Петра из темницы» относится к числу наиболее интересных поздних работ Мурильо в Эрмитаже. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством.
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Картины Гойя рисовал для себя.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, которыйможно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Отец его был мастером – позолотчиком, в семье было трое детей и все мальчики. После смерти Гойи так стали называть и его собственный дом. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.
У Гойи не было любимого жанра. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Несмотря на известную идеализацию образов (красивые, но ничуть не отражающие драматизма момента лица, почти балетная поза ангела), композиция четкая, сразу раскрывающая смысл сцены виртуозно обыграны Мурильо светотеневые эффекты. Картины с описанием будут представлены ниже. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. На нем зритель видит парящих в небе мужчину и женщину, застывших с маской страха на лицах. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Вынужденная расстаться с мужем, больная туберкулезом, она умерла в возрасте 36 лет. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Единственными людьми, разделявшими одиночество 72-летнего художника, стали грубоватая экономка Леокадия и ее дочь (которая, по некоторым сведениям, была дочерью самого Гойи). В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
У Гойи начинается депрессия. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Композиция «Собаки» перекликается с «Монахом у моря» Каспара Давида Фридриха, написанным примерно на десять лет раньше.
Эти детали как бы дополняют образ, усиливая впечатление утонченности и изящества. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В 1819 г. Гойя купил поместье — «двадцать два акра посевной земли с домом за Сеговийским мостом, на той стороне, где некогда стояла обитель святого «ангела-хранителя».
Они познакомились летом 1805 года на свадьбе сына Гойи и, по-видимому, сразу стали любовниками. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Также «романтизм» определяется отрицанием нормативности в создании произведения. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В борьбе двух источников света (фонарь над головами уснувших стражников и сияние исходящее от фигуры ангела) побеждает «божественный» свет.
После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Женщина смотрит в противоположную сторону. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Произведение исполнено художником, стремившимся запечатлеть прежде всего обаяние и красоту молодой женщины, раскрыть ее духовный мир. Это 14 картин.
Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Портрет исполнен незадолго до кончины артистки.
19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. «Прогулка инквизиции» считается незавершенной фреской в силу нарушенной композиции, смещенной вправо. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Сначала в Париже, а за тем в Бордо (на юго-западе страны) художник вёл тихую, незаметную жизнь. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
«Тонущая собака» стала источником вдохновения для многих художников. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Это очень известные картины живописца. В 1823— 1824 гг.
Он писал пейзажи и натюрморты. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Под ними видны французские войска и повозки. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Франсиско был самым младшим братом. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Следует сказать, что у Гойи все замечательные по концепции произведения. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Благодаря простоте и лаконичности композиции (фон темный нейтральный, отсутствуют не только аксессуары, но даже жест), главное внимание зрителя сосредоточивается на лице и глазах.
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Паломничество к св. Так, влияние Гойи заметно в картинах Пьера Боннара «Красная клетчатая скатерть» (1910) и Антонио Саура «Воображаемый портрет Гойи» (1966). Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых Махах – портретах Каэтаны Альба.
Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Целый ряд листов посвящен современным нравам. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Так он вызвал ненависть Жозефа. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Поздний период творчества Гойи связан с работой над монументальным циклом росписей в так называемом «Доме Глухого», который он приобрёл в 1819 г. ив котором жил до 1823 г. Эти росписи долго оставались тайной мастера и так и не были закончены. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Две фигуры, одна мужская и одна женская, парят над широким ландшафтом. В них он нанес удар академической школе.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.
Искусствоведы теряются в догадках, называя «Асмодею» труднообъяснимым произведением. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Художник широко использует контрасты света и тени. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Под ее одеждой скрыт нож. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Справа от двери на длинном застенке Гойя нанес загадочные фрески «Асмодея» и «Прогулка инквизиции». Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
Так, влияние Гойи заметно в картинах Пьера Боннара «Красная клетчатая скатерть» (1910)4 и Антонио Саура «Воображаемый портрет Гойи» (1966)5. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
В центре он поставил королеву с детьми. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Но в картине очень много воздуха и света.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Паломничество к св.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Его хитростью завлекли во Францию. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Штрихи его иглы острые, царапающие. Тем было освещено великое множество. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Так, Гойя уехал доживать век в Бордо, а «Маха» спустя полвека стала достоянием общественности в музее. 30 мая разрешение было получено и уже в июне Гойя уехал – правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья. В 13 лет, Франсиско Гойя поступил к местному художнику в ученики.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Ей никогда не выбраться. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании.
Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Женщина одета в белое и укрыта в красно-розовую накидку. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. И тогда Гойя предложил дописать его. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.