Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства. Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. Об его манерном стиле свидетельствуют бронзовая статуя императрицы Анны и монумент Петру Великому, стоящий перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге.
Формовка). Применение садовой скульптуры в современном частном саду должно быть взвешенным. Современные материалы для садовой скульптуры отличаются низкой стоимостью и доступностью.
Это очень удобный материал для создания округлых форм. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики.
Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. Она сделалась велеречивой, придуманной.
При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. История и виды скульптуры тесно переплетаются.
Если в дизайнерском решении в качестве образца для подражания использовались парковые комплексы монарших особ, то, конечно, стоит обратиться к такому благородному материалу, как мрамор (или его заменителю – граниту). Главное — не забывать о чувстве меры. Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам.
Будет жаль, если тщательно подобранные украшения потеряются в общей массе. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Драгоценность и редкость этого материала требует к себе экономичного обращения, что усложняет задачу мастеров. Такие фигурки стали использоваться для декорирования интерьера и массового потребления. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места.
По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Она может быть художественным символом целой страны исторической эпохи.
Такие изделия могут разнообразить ландшафтный дизайн сада, могут украсить детскую зону, но не должны бросаться в глаза. И многим, наверное, знаком фонтан «Самсон» в Петродворце под Ленинградом — могучий герой разрывает пасть льва и оттуда бьет сильная и высокая струя воды. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.
Обычно изображался момент кульминации, когда одно движение как бы закончено и начинается другое — как в статуе Дискобола (скульптор Мирон, V в. до н. э. ), который отвел правую руку с диском назад и вверх до крайнего положения и как бы винтообразно, пружинно закрутил свое тело. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX – начале XX вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимают важное место. Одной из самых известных миниатюрных скульптур, долгое время занесенных даже в книгу рекордов Гиннеса, является Jrnpojke или Железный Мальчик, который «живет» в Стокгольме.
Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Вот таким образом скульптура в России, выказав до самого последнего времени мало самостоятельности, отражала в себе те движения, какие совершались в этой отрасли искусства на Западе: в конце XVIII века она носила отпечаток французский, а затем итальянский— более или менее заметные черты стиля Кановы, Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и других. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому.
Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). К скульптуре малых форм относятся: жанровые статуэтки настольные портретные изображения игрушки произведения медальерного искусства и глиптики (искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости, стеклу, применяемое для изготовления печатей и украшений). Что такое скульптура с точки зрения художника. Каждая деталь небольшого пространства должна быть уместной и соответствовать его масштабу. К гипсовым гномикам и забавным животным дизайнеры относятся по-разному. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой.
Например, очень часто скульптура служит украшением фонтанов. Могло быть и обратное явление. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Ломоносова (бывший императорский фарфоровый завод), фарфоровые и фаянсовые заводы в Дулёво, Вербилках, Конаково. Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству.
Мур, Великобритания). В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти.
Сам размер этой скульптуры предполагает, что ее будет видно не отовсюду. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. Конечно, не все гладко и легко на жизненном пути богородцев. Художники создают не только фигуры животных, но и скульптуры философской направленности. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Что такое скульптура. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого.
Были, разумеется и оригинальные произведения. Она открывается взгляду лишь при максимальном приближении. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп.
Для малой пластики характерно некое обобщение и психологизм образов, некая интимность. Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него.
Главою классической школы явился в 1839г. Экспериментализм модернистских живописных течений XX века проник и в скульптуру особенно сильно было влияние кубизма (П. К. Аникушину Ленинская премия присуждена в 1958 г. за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде). Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектонической организации объема, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфические в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры.
Такой рельеф называется "койланоглиф". Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). ворот.
Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»).
Металл. Существует и более веселая история-легенда появления Железного Мальчика. Главное — не забывать о чувстве меры.
Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». Отходный материал должен быть сведен до минимума.
Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается.
В технике кованой меди создают птиц и животных. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). Размеры Мальчика в разных источниках варьируются от 12 до 20 см.
Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится ее главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). В произведении много подкупающей чистоты чувства. Не торопитесь. Были, разумеется и оригинальные произведения.
В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка. (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты).
Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. (скульптор В. И. Мухина), которая венчала павильон СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г. Провести четкую грань между декоративной и монументальной скульптурой не всегда бывает просто.
Французская школа прежде других сбросила с себя иго совершенного классицизма и смело пошла по дороге реализма. Сохранившиеся деревянные женские фигуры игрушки – кони, возки, птицы – первой половины XIX века свидетельствуют о большой культуре мастеров, с достаточным пластическим совершенством передающих в статичных формах типические, характерные особенности изображаемого. Пластические качества скульптуры, красота движений, плавность, гармония частей и целого стали для этой скульптуры основным критерием художественного качества.
Достаточно вспомнить фильм «Амели», в котором такой садовый гном «путешествовал» по всему миру на фотоснимках героини. Но массовое направление было базовым.
Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает ее духовную насыщенность. Мы угадываем и представляем себе предшествующее и последующее движение. Что же обозначает само слово "скульптура.
Также ценится резьба по кости. К таким произведениям относится скульптурная группа «Рабочий и колхозница». Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики.
Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия скульптура малых форм. Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка— искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья глиптика— искусство резьбы на драгоценных камнях к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
На самом деле и эти скульптуры начинают уже становиться классикой. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Во второй половине XVIII века просыпается понимание общественной важности и достоинства искусства оно ведёт, с одной стороны, к непосредственному, не отуманенному предвзятыми принципами подражанию природе, а с другой— к внимательному изучению того, в чём и как подобный взгляд на природу выражался в художественных созданиях цветущих времён Греции.
Этот стиль известный под названием барокко, держался и в XVIII столетии, в течение которого являлись иногда произведения, не лишенные величественности и свидетельствующие о богатой фантазии их исполнителей, но чаще такие, которые любопытны лишь вследствие своей вычурности. Вот таким образом и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм. Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства. Рельеф бывает выступающим и тогда он различается на низкий (барельеф), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т. д. и высокий (горельеф) используемый, в основном, в станковой и монументальной скульптуре. Объединить произведение искусства и сад непросто, это тоже искусство. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск.
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытнообщинного строя, ярчайшие памятники этого этапа – золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности. В России известностью пользуются деревянная резная игрушка села Богородское Московской области (Богородская резьба), глиняная расписная игрушка села Дымково Нижегородской области (Дымковская игрушка) и другие. Таково, например, основание во Франции фонтенеблосской скульптурной школы, представители которой, Жан Гужон, Жермен Пилон и прочие, оставили по себе потомству весьма талантливые произведения.
В Италии стремления пластики вообще не подвергались значительному уклонению от идеалов Кановы. Ведь эти люди — духовное и нравственное богатство нации, выразители того лучшего, что внес данный народ в сокровищницу мировой культуры и науки. Художники создают не только фигуры животных, но и скульптуры философской направленности.
Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. В начале 1923 года, когда возник вопрос об организации артельного производства, десятки трудовых рук голосовали за.
«Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки.
Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Прадье и Ж. Давид Анжерский. Работу для него выполнял один из местных мастеров.
Это раньше всего проявилось в детской игрушке. Наибольшее развитие в советском искусстве получила монументальная скульптура. Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения).
Ученик Бартолини, Дж. Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. в дар Соединенным Штатам Америки. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера).
Скульптура из кости стала прототипом скульптуре из пластика, лаконичность и аккуратность с которой создаётся такая фигурка может по-настоящему удивить некой наивностью и скромностью цветового решения. Избыток скульптур может испортить впечатление от сада.
Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. Это каждый раз зависит от ее назначения. Чаще всего из кости создавались фигурки животных или же ловкий смелый охотник. ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник. Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма).
Словом, наступает эпоха Возрождения. Это были скульптуры богов, мифологических существ и героев.
Крупные предметы сами бросятся в глаза. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Кстати, «Памятник одиночеству» — еще одно название этого миниатюрного творения.
Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Рассказывают, будто один из шведских королей хотел установить символ города, который мог бы затмить брюссельского «Писающего мальчика» или «Русалочку», один из символов Дании. Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером.
Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). И не всегда это трудности роста, – иногда и трудности отставания. Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Речь идет прежде всего о гипсе и пластике.
В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне).
В статуе Дорифора (скульптор Поликлет, V в. до н. э. ) изображающей идущего воина, передано спокойное и как бы безостановочно продолжающееся движение вперед и мы легко представляем себе, каково было положение тела воина до изображенного скульптором его очередного шага и каково оно будет в следующий момент. Однако надо помнить, что располагать такую скульптуру лучше на открытых местах: так как этот материал имеет обычно темный цвет изделия из него будут прекрасно смотреться на фоне голубого неба или на фоне белой штукатуреной стены дома. Скульптурное искусство – это наука со многими неизвестными, но главным условием успешности является цельность силуэта и четкие контуры изображения.
Наиболее известны такие ансамбли, как Мамаев курган в Волгограде (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), Саласпилс под Ригой (скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, архитекторы Г. Асарис, О. Н. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис), Хатынь под Минском (скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкевич, Л. М. Левин), монумент «Героическим защитникам Ленинграда» (скульптор М. К. Аникушин, архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский), авторы которых были удостоены Ленинской премии (М. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Полихромия). К этому времени Богородская промартель сделалась уже артелью-миллионером. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Только так можно достичь высокого результата.
(скульптор Хендрик де Кейсер). Пикассо), приведшее к включению в произведения скульптуры самых различных нетрадиционных материалов.
В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Один из ведущих талантливых мастеров богородской промартели, М. А. Пронин (умерший в 1947 году), этот социальный заказ выполнял на основе переосмысливания традиционных мотивов народной резьбы.
Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине.
Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). Контейнеры и вазоны ставят вдоль лестниц, около дверей, в конце аллеи, по периметру террасы их часто размещают на постаментах. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Но массовое направление было базовым. Появление скульптуры должно быть идейно мотивировано.
Населить такое место можно самыми разными сказочными существами и животными – детям будет весело видеть в цветочных зарослях маленького гнома или найти рядом со скамейкой семейство разнокалиберных грибов. Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др. ) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщенности и грубоватости форм.
Вспомним, например, группы в мемориале, посвященном обороне и подвигу Ленинграда в годы блокады (скульптор М. К. Аникушин). Иссеченная межами изрытая оврагами земля тощала с каждым годом. Простые украшения часто производят лучшее впечатление. Дж.
Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Применение садовой скульптуры в современном частном саду должно быть взвешенным. Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла.
XIXв. В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). Врезанный же или вдавленный рельеф, применяемый большей частью на печатях и различных формах (матрицах) для оттискивания барельефных изображений, называется контррельефом. Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона.
Эрмитаже).
Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Эти скульптуры охватывают множество областей человеческой жизни и его деятельности. Однако, тут главное – чувство меры.
Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы изобилия и т. п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.
Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Стоящий в рост на тачанке, как бы призывающий к бою, легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев изображенный с большим реалистическим сходством пулеметчик у верного максима красноармеец, правящий лошадьми, – эти три персонажа скомпонованы в законченное, единое целое. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).
Народу, призванному к выработке основ государственной жизни и к господству над ойкуменой, было вначале не до искусства и эстетических наслаждений вот таким образом он на первых порах довольствовался тем, что получил по части художеств от этрусков и что производили выученные ими туземные мастера. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Есть у скульптуры и другое, более поэтичное название — Мальчик, смотрящий на Луну. Хотя предметы и были примитивными, в них прослеживается стремление передать объем, красоту, живость поз. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей.
Правда, в некоторых местах, в особенности в бывших новгородских областях, пользовались уважением резные и раскрашенные изображения святых, но они были чужды всякого художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада. Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. А сергиевские скупщики все крепче жали кустарей. Это— Ф. Рюд, Дж.
Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие.
Из чего только ни делают садовую скульптуру. На тот же путь, как и эти скульпторы, вскоре выступили многие другие, большею частью их прямые подражатели. Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. дон. э. ). Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло.
В нач. Скульптура не только должна доставлять удовольствие сама по себе как произведение искусства, важнее правильно вписать ее в сад, усилив эстетическое впечатление от растительной композиции. Крупные предметы сами бросятся в глаза. Земство напитывало богородскую артель (созданную незадолго до войны 1914 года и быстро распавшуюся.
Скульптуры помогают в расстановке акцентов. Миниатюрные варианты скульптуры нужно очень грамотно вписывать в композицию. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (Возрождение). Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. В технике кованой меди создают птиц и животных.
Сейчас мы воспринимаем это как необычное, красивое и оригинальное решение фонтана. Эта способность была сформирована ещё во времена палеолита. Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях).
В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп. Как на лучшие из подобных произведений можно указать на статуи Венеры Медицейской, Венеры Капитолийской, Ватиканской Ариадны, Аполлона Бельведерского и других.
Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека). Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). В XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие).
То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). В этих фигурах мы видим статику и обобщенность формы. Каждая деталь небольшого пространства должна быть уместной и соответствовать его масштабу.
Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). – Н. С. ) вкусы. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. В XV-XVI вв.
Мастерски выполненные фигурки ещё в 2000 в. до н. э. находились в гробницах Египта.
музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Очень эффектно будут смотреться абстрактные металлические композиции. Садовая скульптура должна логично выглядеть рядом с деревьями и кустарниками, дорожками и площадками, садовыми строениями и водными элементами. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством.
Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. А под видом опеки покровители крестьянского искусства беззастенчиво диктовали порабощенным кустарям свои (скажем: обывательские, сугубо мещанские. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения.
Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Особенно они будут кстати в детских уголках сада. Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств).
Деревянная скульптура приятна человеку. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). В зарослях травы или у темной глади водоема металлический декор просто будет теряться. Попробуем разобраться в этом. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Ж. Давид дАнже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).
Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Со второй половины XIXв.
Малую скульптуру можно выполнить и из металла, если использование этого материала не противоречит общей концепции благоустройства. Сейчас фонари стали едва ли не самым узнаваемым атрибутом японского сада, для не посвященных в тайны этого сада, в обычном российском «неяпонском» саду они являются просто декоративным элементом, придающим индивидуальность его уголкам. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). У каждого из них даже свои излюбленные темы, сюжеты, образы. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера.
Каменные фонари, пожалуй, самый популярный элемент российского сада в японском стиле. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Таким образом из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура.
Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне). Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. Особенно хороши те, что взяты с берега моря, отполированы соленой водой и высушены ветрами, наверно, потому так хороши коряги в садах на берегу Финского залива и в Прибалтике, но можно найти что-то подходящее и в подмосковном лесу. С помощью старинных традиций и различной техники создавалась скульптура из кости. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности.
Аксессуары должны привлекать внимание к наиболее выигрышным уголкам сада. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места.
птица-тройка и кто тебя выдумал.