Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали.
Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Особое почитание Параскевы доходило до того, что в XVIв. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед. Формовка).
Глубокой, многовековой стариной (языческой. ) веет от этих изображений святых Русской Православной Церкви. Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.
Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф – высокий рельеф, барельеф – низкий рельеф, контррельеф – врезной рельеф. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества.
Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно. Ганс Кобенцелъ, автор «Письма о России XVI века», опубликованного в 1842г. Дж. Словом, наступает эпоха Возрождения. Это вовсе не означает, что портрет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей.
ив середине XVIв. Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы «резья резанные», народом не принимаемы до тех пор, пока митрополит Макарий не узаконил их своим авторитетом. - мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). В нём изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности. Работой в дереве увлекаются многие мастера.
Первые опыты обновления скульптуры через возвращение её к принципам античного искусства сделаны были в начале XIX столетия шведом И. Т. Зёргелем и итальянцем Антонио Канова. К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. Классический спор историков, было ли Раннее Средневековье эпилогом античности или прологом новых времен (хотя любая эпоха в той или иной степени является переходной) продолжается. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. К чему охотники трубящие.
В начале XVIв. Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм. Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером.
В отличие от «школы Ады» здесь доминируют повествовательные многофигурные композиции. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Декоративная – используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия).
из церкви Пятницы в Рыбной слободе города Галича нынешней Костромской области. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме. отходит к Москве. Сегодня алмазы обычно носят женщины.
ювелирные приемы и цветовые сочетания камней использованы в окладе иконы «Богоматерь Одигитрия», которая, судя по помещенным на ней изображениям святых, являлась семейной иконой Ивана Грозного и, как предполагает автор книги «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII–XVIII веков», после смерти его жены Анастасии была перенесена в Архангельский собор. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Но массовое направление было базовым. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск.
То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др. изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Перенеситесь мысленно в XV–XVIвв. распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
Рассказ о древнерусской художественной культуре был бы не полным, если бы мы не рассказали об искусстве, занимавшем особое место в культурной и религиозной жизни Древней Руси, – мелкой пластике, т. е. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики. В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике).
Весила одежда царя 200 фунтов и «ее хвост и полы несли 7 бояр». Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). К лику святых, как известно, был причислен и победитель немцев и шведов Александр Невский. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Отдают дань этим описаниям и мемуаристы и романисты.
Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. Большого мастерства достигли русские художники XVв. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности.
Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»).
Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекций оставил отец Павел Флоренский. Рельеф бывает выступающим и тогда он различается на низкий (барельеф), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т. д. и высокий (горельеф) используемый, в основном, в станковой и монументальной скульптуре. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах.
В начале XVIв. Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. Были у мастеров и излюбленные сочетания камней.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая. Это облицовка четырех сторон главного алтаря, украшенная многочисленными (более 40) рельефами из золота и позолоченного серебра. стрельцов, купцов, ремесленников и т. д. сохранили свидетельство высокой ценности, придаваемой в Древней Руси самоцветам: их подробнейшим образом вносили во все описания вещей, хранящихся в царской казне.
Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Станковая скульптура -- род скульптуры самостоятельного значения. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Центрами резьбы по дереву оставались монастыри. Предполагают даже, что было это изображение родовой реликвией рода князя Шемяки.
Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Таково знаменитое исполненное неким Вольвиниусом и датированное 835 г., «Палиото» базилики Сайт Амброджо в Милане. Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Судите сами. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи.
Она родилась ещё на заре человечества, её находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожжённой глины, резьба по дереву, кости, обработанные камни. Во многих местах проводились они по пятницам. Но иносказание может быть и льстящим человеку и несущим иронию и даже, карикатурным. Бюстом (фр. оправа драгоценных камней, созданная русскими мастерами, уже столь сложна, красива изящна, что имеет самостоятельную ценность и вместе с камнем представляет собой подлинное произведение искусства. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире.
В XV–XVIвв. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Развиваются ремесла, торговля. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие).
Однако в целом произведения годуновского времени сохраняют все традиции XVIв. Однако образцы скульптуры XV–XVIвв. Здесь, глядишь, у четвероногого – хвост змеи, там, у рыбы – голова четвероногого. Русь освободилась от ненавистного татаро-монгольского ига.
И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Остальные же камни, украшавшие одеяния русских государей, привозились иноземными купцами. Скульптуры святителей XVIв. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка— искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья глиптика— искусство резьбы на драгоценных камнях к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). У рельефа есть «младшие братья». Однако образцы скульптуры XV–XVIвв. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов.
Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Немного иной характер носит скульптура Древней Греции и Древнего Рима, обращенная больше к народу, но сохраняющая связь с мифологией. Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилищах под полом жилищ иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).
Нужно отметить, что само появление в русском искусстве скульптурного портрета имеет свою историю. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами. (Художественная обработка металла) Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу -- чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. По мнению специалистов, своеобразная пластика многих таких портретов XVIв. Многочисленные изделия подобного типа – рельефные пластинки, служившие главным образом для украшения окладов книг, пиксиды (цилиндрические сосуды для хранения реликвий, благовоний и т. д. ), литургические гребни и прочее, – распадаются в стилистическом отношении на несколько групп, указывая на существование ряда школ.
в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских». А ту же иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного. Мелкая пластика включает в себя столь разнообразный круг произведений, что они могут быть изготовлены ручным или художественно-промышленным способом из самых различных материалов – фарфора, фаянса, стекла, кости, камня, пластмассы, металла и др.
Известно, например, что в конце XVв. В основе портрета лежат метафора иносказание.
Веком XV на Руси датируются и лучшие произведения резьбы по дереву на которое оказало большое влияние искусство иконописи прославленных московских мастеров, таких как Андрей Рублев, Даниил Черный и другие, увы, неизвестные нам. Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекции оставил отец Павел Флоренский. Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).
Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.
Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. Она сделалась велеречивой, придуманной. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен.
Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла. Вот одна из них.
Изображения рыб, змей известны на гравированных пластинках со стоянок Западной и Восточной Европы. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Глиптикой (греч.
Они изготавливаются в большом количестве и рассчитаны на широкое распространение. Со второй половины XIXв. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии). Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье.
То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). Она сделалась велеречивой, придуманной.
Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В иных произведениях каролингского времени отчетливо видно влияние Византии, в других присутствует характерный «варварский» плетеный орнамент. Не отставал в этом от деда и Иван Грозный: в 1567г. в «Журнале Министерства народного просвещения», с удивлением отмечал: «В московском дворце государя так много серебра и золота, что почти невозможно сосчитать всех сосудов». Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. для Благовещенского собора в Московском Кремле.
Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Это раньше всего проявилось в детской игрушке.
Странная взаимосвязь. Отходный материал должен быть сведен до минимума. Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г.
Скульптура — более широкое понятие. «Кто яхонт червчатый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит». Врезанный же или вдавленный рельеф, применяемый большей частью на печатях и различных формах (матрицах) для оттискивания барельефных изображений, называется контррельефом. Имели своих мастеров-серебряников даже обедневшие удельные князья, как, например, Иван Юрьевич Патрикеев, завещавший, в частности: «А людей своих дарю жене своей Овдотье: да Куземку Булгакова сына Плотникова, серебряного мастера». Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей).
Его герои связаны со своим временем, со своей эпохой. Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой. XIXв. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность.
Однако на стоянках павловскойкультуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н. э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Жанровые композиции в малой скульптуре. Веры в Конке (конец X в. ). Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Недаром одним из первых исследователей мелкой пластики XV–XVIвв.
Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Это очень удобный материал для создания округлых форм. Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при «священных собеседованиях». Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола. Одна из таких тем – борьба русского народа за независимость.
Лучшие мастера-ювелиры, съехавшиеся со всех концов Руси, трудились в кремлевских мастерских над украшением роскошных окладов, посуды, царских регалий, достигнув необыкновенного разнообразия в приемах художественного оформления предметов и обогащения созданных ими чудесных изделий красочным сиянием драгоценных камней». «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки. Отличительные черты этих произведений— довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни.
Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. В течение XVIв.
вискусстве чеканки по серебру.
Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. Интересно, правда. Основанная этим художником берлинская школа произвела многих более или менее искусных мастеров, каковы:. Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми.
Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою, художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни.
В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. А вот тоже камень, для государей российских небесполезный: гиацинт. Особыми магическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин. Да нет.
Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Мастера-серебряники были у великого князя и митрополита, при московских монастырях.
В древности он считался символом величия Руси и ее непобедимости. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды. Произведение это, покоряющее изяществом исполнения, было фамильной реликвией радонежских князей – потомков серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Значительно большей оригинальностью отличается «группа Лиутара» (или Лиутгарда). Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие.
Только так можно достичь высокого результата. Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Главою классической школы явился в 1839г. Так же пейзаж и натюрморт существуют самостоятельно, как предмет искусства, пластическим языком открывающее эмоциональное воздействие природы и окружающей среды. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото» использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого.
трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. Однако есть существенное отличие.
Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв. Период XV–XVIвв. Однако, в целом «каролингское возрождение» было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперед, завершившейся тем, что пришлось сдвинуться с пути или остановиться. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу.
Дерево очень хороший и податливый материал для творчества, что дает скульпторам абсолютную свободу исполнения. Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами иногда со сложными прическами или головными уборами.
Тоскана остается по-прежнему главным очагом артистической деятельности и её художники создают произведения, приводящие в восторг не только их современников, но и отдаленное потомство. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов.
Также ценится резьба по кости. Бернард Клервосский не преувеличивал. Центрами резьбы по дереву оставались монастыри. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм.
Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Борьбу против еретиков возглавил страстный полемист Иосиф Волоцкий.
Об его манерном стиле свидетельствуют бронзовая статуя императрицы Анны и монумент Петру Великому, стоящий перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге. Ученик Бартолини, Дж. Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие).
В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). В мелкой пластике XV–XVIвв.
Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Большое значение придаётся активному силуэту и обобщённой трактовке объёмов.
Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж). Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала -- причудливость, прихотливость его абриса, зовущие до фантазировать созданное природой. Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп.
изображает на одной створке Снятие с креста, на другой – Уверения апостола Фомы. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак».
И в этом основные причины тяготения к уникальной малой пластике. вСтоглаве были оговорены поверия, связанные с ее культом: «в пяток (то есть в пятницу) ручного дела не делати и женам не прясти и платье не мыти и пламени не разжигати». Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола.
Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево.
Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. Как правило их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. Одно из них, отмеченное 1412г. И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Хотя предметы и были примитивными, в них прослеживается стремление передать объем, красоту, живость поз.
Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). Взаимоотношений масс и фактур. Находящиеся рядом люди с осуждением смотрят на неверного Фому. Современная анималистическая мелкая пластика — это мир самых разных «характеров», «темпераментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения.
На их земле был основан Троице-Сергиев монастырь. За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. Монументально-декоративная скульптура -- своеобразный подвид. Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне).
Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.
Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм -- самый популярный вид скульптуры. По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв. Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж.
Вообще, следует сказать, таких мастерских по Москве было несколько. Так изумруд почитался как камень мудрости, сапфиру приписывались свойства «измены открывать, страхи отгонять», а «кто в перстне его при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. К чему чудовищные кентавры. Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами).
Московский князь Иван III жестоко расправился с еретиками. В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. ворот. animal — животное).
Прадье и Ж. Давид Анжерский. И покровительствовала этим ярмаркам и вообще торговле, особенно активизировавшейся между русскими княжествами, когда стали они составными частями единого Русского государства, – Параскева Пятница.
Вспомните, как часто болели русские цари их родичи. и ювелирная пластика. Эти находки датируются примерно тем же временем.
Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Монументальные скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний, вот таким образом выполняется она из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь). В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. Характерные для XVIв. О том, сколь уважаем был даже в царских покоях, не говоря о боярских, русский самоцвет, заморский камень и жемчуг интересно рассказано в книге И. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII веке» (М., 1872).
Бюстом (фр. На высоком уровне стояла в VIII-X вв. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161-180, Рим), Микеланджело Давид (1501-1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766-1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935-1937, Москва). Одно из них, отмеченное 1412г. - монумент очень близок памятнику. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью.
И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества.
Наиболее древним изображение этой святой специалисты считают Параскеву XVв. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Однако, средневековые «возрождения» хотя и оглядываются на античность, но, тем не менее, делают в то же время попытку продвинуться вперед. Но при всем этом обычаи и образ жизни Карла ничем не были похожи на церемонные обычаи византийских императоров: он был постоянно в походах, никогда не расставался с мечом, сам разбирал тяжбы, носил простонародную одежду франков, «чужеземные же одеяния, хотя бы и самые красивые, отвергал». икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников.
К мелкой пластике от-носят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. При всем том среди её представителей было немало художников, которые сделали бы честь любой стране. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450-410 до н. э. ), дворцовый ансамбль Версаля. Началась она во времена Ивана Грозного. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). Странная взаимосвязь.
Работой в дереве увлекаются многие мастера. В станковой скульптуре часто используются метафоры и символы. отходит к Москве. Таковы главные черты художественного наследия этой эпохи. buste, от ит. Сегодня используется как часть архитектурного декора.
до 90-х гг., оставив монастырю великолепные произведения искусства, созданные руками его и учеников. Часто при создании рельефов используется цвет.
Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Издавна и на протяжении многих веков на Руси резали иконки, кресты, панагии по дереву. К чему тут грязные обезьяны.
Хорошую икону заказать изографу было не по карману ремесленнику, среднему купцу или удачливому стрельцу. Полихромия). Устанавливаются монументы на больших открытых пространствах.
Иное время иные песни. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна и кинетическая скульптура. К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. дон. э. ).
Недаром скульптурное изображение Георгия Победоносца, высеченное из камня известным мастером Василием Дмитриевичем Ермолиным в 1464г., являвшееся гербом Московского государства, было помещено над воротами Спасской башни Кремля со стороны Красной площади. Есть еще одно отличие памятника от монумента: его расположение всегда продиктовано архитектурной средой города. Прекрасно поддающееся тонировке бронза может в полной мере раскрыть замысел скульптора.
Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни. Античное и варварское влияние на западное искусство. икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников.
На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. В борьбе с лихорадками Сисинию помогают силы небесные в виде ангелов и архангелов, с ними борются Иоанн Предтеча и Богоматерь, Никола и Илья Пророк, целитель Козьма, семь спящих отроков эфесских, почитавшиеся в народе как целители животворящим сном. В нач. Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск.
Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. В книге И. Забелина приводятся признания епископа Еланссонского Арсения, присутствовавшего в 1589г. канглийской королеве Елизавете были направлены специальные уполномоченные по закупке самоцветов. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения.
При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Таким образом из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти.
В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа. По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому.
Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). Это больше всего походит на круглую скульптуру. распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца. ивложенных ею в Архангельский собор Московского Кремля после смерти царя Федора Ивановича.
Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках. На многих изделиях XV–XVIвв. Среди них наиболее знаменитая – мастерская Троице-Сергиева монастыря, где работал инок Амвросий. Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло. врусской деревянной пластике такие герои.
Культ Николы был на Руси XV–XVIвв. И это писал посол германского государя, также бедностью не отличавшегося. По рассказам упоминавшегося германского посла Кобенцеля, во время приема Иван Грозный и его сын сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, а на шапках сияли «как огонь горящие рубины, величиной с куриное яйцо». Общий подъем искусства во времена Каролингов не захватывает монументальную скульптуру. Развивается он и на Москве и в новгородской и в владимиро-суздальской школах.
Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Бернард Клервосский в XII веке с изумлением восклицал: «.
Многие письменные источники XV–XVIвв. Здесь «была выработана особая манера работы, когда контуры фигур давались не резким оброном фона, а плавным круглящимся рельефом с тонкой проработкой детали», – отмечает Т. В. Николаева. Были, разумеется и оригинальные произведения. мемуарист, автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия», впервые опубликованного в 1884г. Это— Ф. Рюд, Дж.
Однако если камни были заморские, мастера уже тогда бывали русские. К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы, эти образы безобразного. Конечно теперь довольно трудно представить себе мастера, способного позволить себе потратить месяцы или даже годы на завершение всего одной работы, но в настоящее время появляется большое количество новых материалов, позволяющих ускорить процесс создания миниатюрной скульптуры от эскиза до готового изделия (например полимерная глина используемая для прототипирования моделей). К чему полулюди.
В старину верили, что бирюза и коралл, привозимые «заморскими гостями», положенные на руку смертельно больного, тускнеют. Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Это может быть круглая скульптура или рельеф. Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г. На венцах и коронах ангелов в окладе к знаменитой рублевской иконе «Троица», вложенном Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь, камни велики по размерам и столь густо поставлены, что доминируют над чеканным узором.
А уже упоминавшийся автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия» с восторгом вспоминал свои впечатления от выхода царя Федора Ивановича, чья одежда была украшена «разными драгоценными камнями и великим множеством дорогих восточных жемчугов». А для конца века – характерны большая пышность, художественная «роскошность».
Мастер изображает гневного Христа, отталкивающего от себя сомневающегося апостола. Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Кроме туземных художников, в число представителей итальянского ваяния надо включить многих иностранцев, подобно вышеупомянутому англичанину Гибсону, живших и работавших в Риме таковы, между прочим, голландец М. Кессель («Св. Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок.
Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). buste, от ит.
Знаменита фигура Св. Станковая скульптура — род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного.
К чему пятнистые тигры. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). Свои школы резьбы по дереву складывались в Суздали, Москве, Новгороде.
Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Возрождаться означало двигаться вперед, а не возвращаться.
Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Родин у рельефа несколько: Древний Египет, Ассирия. И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Но по древнерусским преданиям, «Бечета есть камень (мелкие сорта гиацинта), сердце обвеселит и кручину и неподобные мысли отгоняет, разум и честь умножает». Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.
И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Но массовое направление было базовым. По жанрам скульптура разделяется на портретную, жанровую (воспроизведение различных бытовых сцен), анималистическую (изображение животных) историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены).
Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. Это не изображения канонических святых, обычно принятые церковью, а очень характерные портреты реально живших людей. (и эти предметы – тому подтверждение) все более усиливается связь между камнем и его обрамлением, общей художественной отделкой произведения искусства, что говорит о росте собственно мастерства русских ювелиров. Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности. Работой в дереве увлекаются многие мастера.
Эрмитаже). Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее). Что такое скульптура с точки зрения художника. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф). Были, разумеется и оригинальные произведения. Имя Параскева – греческое, означающее в переводе – «приготовление к субботе».
исторического источника. Он, по словам Ивана Грозного, «врачует сердце, мозг, силу и память человека» – эти слова русского царя донес до нас из XVIв. Иван III, например, не только поддерживал на Руси такую торговлю, но и держал в Крыму постоянных агентов, достававших для русского двора «лалы, да яхонты добрые, да зерна великие жемчужные».
А туже иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Большинство камней были привозные. Внешнее сходство при этом не важно.
В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Пластические решения, когда внимание, с одной стороны, свободно обтекает внешние контуры работы, с другой — цепляется за ловушки пустот и просветов между объемами, порождает сложную «игру» притягивая и гипнотизируя зрителя.
Он поощрял и художников, желая восстановить оборванные связи с эллинистической культурой. Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). Повсюду гремят, веселятся, поражают обилием товаров ярмарки. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкойпластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия). Как бы там ни было, «каролингское возрождение» если и создало что-то действительно выдающееся в искусстве, то это – шедевры миниатюры.
Развитие подхватили Древняя Греция и Древний Рим. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. Классическим образцом подобного типа резьбы является икона-складень середины XVIв. Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль).
Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». Мужские изображения немногочисленны. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв.
Это одна гипотеза. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств). Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале.
Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками) прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр. Общественный или личный интерьер, административные учреждения, гостиницы, клубы и частные особняки обретают индивидуальность путем украшения эксклюзивной декоративной скульптурой. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. В последнюю пору самостоятельного существования греческого народа, с эпохи Александра Великого и до покорения Греции римлянами, наметился упадок творчества скульпторов. считалось, однако, что камень этот весьма полезен мужчинам ибо укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие (это, конечно, с позиции средневекового мужчины больше пристало соблюдать женщинам), но не только, он же, алмаз заморский, спасает в битве: если воин носит его на своем оружии на левой стороне, то не будет убит.
Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». стрельцов, купцов, ремесленников и т. д. Глиптикой (греч. Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился.
Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями. знакомят нас с новым этапом в развитии прикладного искусства. К чему дикие львы. В них вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям, свобода линии и яркость цвета.
Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями. В мелкой пластике часто употребляют такой термин как «глиптика» (греч. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. К направлению этого художника примкнул целый ряд других тосканских ваятелей, его непосредственных учеников или подражателей из которых особенно знамениты: Джотто, Андреа Пизано и Орканья. Да нет. При этом женский образ может быть представлен как в абстрактном, символическом виде, например из кованой полосы или угольника, так и в реалистическом виде с разнообразным художественным обрамлением.
Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»).
(Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоевших портретов-голов.
Вот, например, шедевр, созданный резчиками по дереву Перемышль-ского удельного княжества, – Николай Можайский из г. Перемышля Калужской области. Судите сами. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. busto — торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Культ Николы был на Руси XV–XVIвв.
Георгий, поражающий дракона, как бы охранял въезд в Кремль. Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. animal – животное). Рельефные изображения не могут выглядеть объёмно. История появления пластики относится к первобытной эпохе, о чем свидетельствуют многочисленные находки времен палеолита и представляют они собой доисторические статуэтки, которые изображались в виде животных, женщин (палеолитических Венер) и тотемных фигур (настенных изображений). Стремление русских мастеров XVIв.
В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. Что такое скульптура. Разнообразие произведений мелкой пластики велико. В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пустоту, бессодержательность.
Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры имевших культовое, мемориальное назначение. К чему воины, в поединке разящие. Фоном рельефа могут служить выступающие изображения (пейзажи, архитектура).
Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Большого мастерства достигли русские художники XVв. И ждет своего исследователя. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. умершие от холеры братья Андрей и Симеон Радонежские. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места.
Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей. Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта.
Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед.
И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Все это крайне затрудняет их атрибутирование. Это — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи.
В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Бельгийское ваяние составляет не более как отпрыск французского— факт, легко объясняемый тем обстоятельством, что большинство скульпторов Бельгии получало или довершало своё художественное образование в Париже. По свидетельству Эйнгардта, своих наставников в науке Карл Великий высоко чтил и «осыпал их почестями».
Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями. Произведения мелкой пластики редко упоминаются в письменных источниках, вещи часто переходят из поколения в поколение, меняют владельцев, как правило, безымянных. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого.
Мастера рельефа часто используют средства и возможности сопутствующих искусств (живопись и графика). Это каждый раз зависит от ее назначения. вискусстве чеканки по серебру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Учеными были изучены найденные скульптурные изображения животных, женщин – прародительниц рода, которые были созданы во времена палеолита. впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке – на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии).
Резные камни служили амулетами, печатями и украшениями. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. История и виды скульптуры тесно переплетаются.
Монументальная скульптура всегда имела культовое, мемориальное назначение. Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г. Главным образом это были иллюстрированные рукописи. Это может быть круглая скульптура или рельеф.
Название ей дано по имени мастера, украсившего рукопись, на окладе которой имеются две резные пластинки, принадлежащие, несомненно, к шедеврам этой школы (на одной из них пророк Натан упрекает Давида, взявшего Вирсавию в жены). Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного.
музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Был наиболее распространён в искусстве Древнего Востока. Ландшафтный дизайн.
И если доведется вам увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, в краеведческих и художественных музеях Вологды и Ростова Великого, Рязани и Новгорода, Вятки и Архангельска такие замечательные творения скульпторов XV–XVIвв., как резной рельеф с изображением Михаила Архангела, Георгия Победоносца, «Чудо Георгия о змие», «Троицу», самостоятельные скульптурные композиции и детали памятных крестов из церквей того времени, наслаждаясь замечательным мастерством русских резчиков по дереву, задумайтесь и над тем, для чего, во имя чего создавались полтысячелетия назад эти работы. Однако у каждого из них есть своя специфика. Барельеф -- разновидность выпуклого рельефа. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты).
для мелкой пластики уникален. в дар Соединенным Штатам Америки. В XV–XVIвв.
Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Наряду с рельефами мастера IX и X вв. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Ведь далеко не случайно появляются в XV – начале XVIв. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта.