В 1879 году Sir Lawrence Alma-Tadema был избран действительным членом Королевской Академии Художеств и в 1899 году был посвящен в рыцари Королевы Виктории. Лоуренс Альма Тадема (Sir Lawrence Alma Tadema) родился 8 января 1836 года в северной части Нидерландов, в небольшой деревне Дронрейп.
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. За это время было написано огромное количество полотен. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Он был объявлен " худшим живописцем 19-ого столетия " Джоном Раскином. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Классом, в котором учился Лоуренс, педагогом был известный представитель романтизма – бельгийский художник Хендрик Лейс. Последние два года учёбы начинающий художник, вместе со своим педагогом, расписывал фресками городскую ратушу. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка».
Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник.
Главными героинями полотен живописца были женщины. Его работы являются по-настоящему уникальными. Поклонником голландца стал и американский банкир У. Прескотт-Хант в результате его заказов Гамбар подписал с Альма-Тадемой контракт, по которому художник обязывался создать ещё 49 полотен. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21.
В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. 5. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. Собственно исторические события перестали увлекать Альма-Тадему, он сосредоточился на передаче художественными средствами романтических чувств. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Популярный художник имел собственную мастерскую и множество желающих хотело заполучить его картины. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. Талантливого художника сразу заметили и он стал пользоваться популярностью.
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Альма-Тадема скончался в 1912 году в Висбадене после продолжительной болезни.
Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Спустя три года Альма-Тадема получил гражданство и стал британским поданным. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
В 1896 году он исполнил редкий для него заказной автопортрет для Галереи Уффици, что означало признание со стороны весьма авторитетного институтаКомм. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15.
Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Лоуренс Альма-Тадема, Lawrence Alma-Tadema (1836—1912)Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема родился на севере Голландии в 1836 году. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Критики видели в этом противостояние войны и мира.
Поездка в Италию радикально поменяла тематику работ Альма-Тадемы, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и Древнего Рима. Он изображал их в самых разных жизненных ситуациях. К тому же Альма-Тадему считают одним из основателей стиля прерафаэлитов, приверженцы которого считали идеальным творчество периода раннего Возрождения, до Рафаэля. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61.
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. В 1870 году Лоуренс Альма-Тадема переезжает в Великобританию. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Чудом же не пострадала ни одна из картин, однако пользоваться мастерской было абсолютно невозможно31.
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей).
3). Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43.
Учениками Альма-Тадемы испытывавшими его сильное художественное влияние и перенявшими манеру и технику письма, были в первую очередь жена Лаура и дочь Анна. Павла. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
Лаура Альма-Тадема также стала известной художницей, чья художественная манера очень похожа на манеру мужа, подписывалась она той же фамилией, но не ставила каталожного номера опуса28. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Похоронили Сэра Лоуренса Альма-Тадема в лондонском соборе святого Павла, отдав ему все положенные как рыцарю почести. Похоронен в Соборе св. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться.
У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Через три года Лоуренс стал подданным Британии. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Проживая в Лондоне, мастер исторической живописи продолжал писать в присущем ему стиле.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Там он встречает семнадцатилетнюю Лауру Терезу Эппс, которая становится его второй женой. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Этот портрет в те же годы привлёк внимание О. Уайльда, который даже сообщал своему издателю, что охотно написал бы о жизни Гелиогабала48.
8. Ребенком он перенес чахотку, что помешало ему пойти по стопам отца и получить юридическое образование, но зато у него появилась тяга к созерцании и желание воплотить увиденное на холсте.
Тадема изобразил реальную женщину, причём модель была написана в натуральную величину, а пропорции её тела соответствовали статуе Венеры Эсквилинской, найденной в Риме в 1874 году36. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Однако поскольку тематика работ Альма-Тадемы не слишком соотносилась с модами того времени, то и в прессе положительных оценок было мало. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Безмятежная красота картин художника и достоверность создают у зрителей атмосферу присутствия. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Первый глубокий обзор его творчества сделал Карел Восмаер, редактор журнала De Nederlandsche Spectator, который и сам собирал картины художника. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. На картине он изобразил 2500 человек, остальных не было видно за колоннами и цветочными гирляндами. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12.
Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Альма-Тадема отправил тогда 10 своих полотен на британскую секцию Всемирной выставки в Париже, но получил только серебряную медаль. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Тематика работ того времени, однако, показывала большее внимание римским реалиям, а не помпейским. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). 1. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур. С началом новых движений в искусстве (постимпрессионизма, кубизма, футуризма) работы Алм-Тэдемаа больше не ценились, как искусство. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. 6), что вызвало ряд протестов.
Эйрд— его постоянный заказчик55. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. В том же году он совершил путешествие в Англию и подолгу работал в Британском музее и музее Виктории и Альберта.
Сам Альма-Тадема уже застал импрессионизм и постимпрессионизм, кубизм, фовизм и футуризм искренне принимал новые направления в искусстве и одобрял их, но примирить его методы с авангардом было абсолютно невозможно. Литературный сюжет привлёк его в основном возможностью изобразить готическую архитектуру и исторические костюмы. В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Фрески были посвящены историческому прошлому Фламандии. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Картины живописца правдивы вплоть до малейших деталей и подробностей.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. На картине изображены Флоралии, в центре композиции— молодой человек играющий на флейте Пана. 4 было важным источником для работы художника. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50.
Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. За свою работу Лоуренс получил множество почётных наград, а в 1899-м году почётное звание кавалера ордена «За заслуги». В этом же году, королева Англии вручила художнику знак рыцарского достоинства. В этот период художник активно писал большие многофигурные полотна на известные публике сюжеты, которые приносили наибольшую прибыль и быстро продавались. Обучение продолжается целых шесть лет.