Но все это я привел как бы в форме вступления, пред демонстрацией своих первых работ выполненных в технике «синтетического кубизма».
Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Трудно согласиться с теми, кто считает важнейшим завоеванием кубизма безграничную свободу.
Как и гносеология, Рене Декарта, концепция художественного творчества кубизма фундирует отказ от эмпиризма и сенсуализма, приведший в своей далёкой перспективе к конституированию в европейской культуре парадигмы «постмодернистской чувствительности». Использование печатных знаков непосредственно в картинах является большим нововведением. Объект изображался одновременно со многих точек зрения. Он мог бы стать создателем большого стиля, если бы не война, которой можно объяснить, по крайней мере частично, плачевный возврат назад в работах последних лет, на протяжении которых он впал в неоклассицизм, оставивший надежды на его подлинные возможности. По свидетельству Г. Стайн (портрет которой осенью 1906 г. заканчивал Пикассо) именно в период работы над Авиньонскими девицами художник благодаря Матиссу познакомился с африканской скульптурой. Синтетический этап продолжался с 1912 по 1914 гг.
В то же время новое поколение художников (Хайден, Вальмье, Мария Бланшар) воспримет язык кубистов, но никто не вернется к довоенной поре. Однако многие мастера, желая освободиться от старых противоречий, принимали кубистическую эстетику не полностью. Исчезают образы предметов. С 1914 г. у Пикассо появляется все больше реалистических работ. Последняя, синтетическая стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы – объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки.
Аполлинер «Художники-кубисты», 1913). Хотя действительно можно найти некоторое сходство между негритянской маской и, например, этюдом к «Авиньонским девицам», тем не менее это влияние было не столь значимым, как влияние Сезанна. Одно из течений модернизма кубизм, сформировалось в первом десятилетии XX века.
Позже художники стали изображать даже музыкальные инструменты. Этот переход не был неожиданным. Кубизм не имеет ничего общего с безграничной свободой, со свободой от каких бы то ни было правил и ограничений. Изобразительному искусству учился сначала у отца, потом в мастерской художника декоратора.
Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. «Но кто знает, — прибавил он, — ведь с тем же успехом могло случиться, что я так или иначе оставил бы эту работу в ее нынешнем виде». С конца 1909 года Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма». Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг. ), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. В послевоенной Европе нарастает стремление опереться на что-то вечное, незыблемое.
Эта картина – стратегия будущего развития кубизма в творчестве Пикассо. Кубизм отвергал традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Это натюрморты: компотница с бананами и яблоками, арлекины.
Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Линии становятся более ломанными, формы являющегося мира – менее артикулированными. Его друг Альбер Глез подошел к кубизму через менее строгую и более фигуративную сезанновскую форму («Дерево», 1910, Париж, частное собрание «Охота», 1911, Париж, собрание Лабушера «Портрет Жака Нейраля», 191 1, Ла Флеш, собрание Уо), но вскоре перешел к аналитической манере, аналогичной той, которую он сам определил как «анализ образа-сюжета и зрелища-сюжета» («Купальщицы», 1912, Париж, Гор. Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. В основе его специфических средств не лежит обязательное подражание природе. Ведь и в данном случае, вопреки усиливавшейся тенденции писать картины скорее духовным взором, нежели прямо с натуры, Пикассо требовал, чтобы модель долго ему позировала. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета. Непосредственным толчком в становлении изобразительного метода кубизма послужила выставка картин Сезанна в «Осеннем салоне» в 1904 г. в Париже.
Изображение будто разбито на множество частей, но это не мешает зрителю рассмотреть в нем основные черты портрета. считали высшим воплощением красоты не человеческое тело, а машины и самолеты. Аналитический кубизм развили художники из художественного объединение «Золотое сечение»: Альбер Глез, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон, Жан Метценже и Жак Вийон. Художники-кубисты вдохновлялись известным постулатом Сезанна «трактовать формы природы как формы цилиндра, сферы, конуса». К высшим достижениям французского прикладного искусства принадлежат его витражи, ювелирные украшения. Работа«Авиньонские девицы»является отправной точкой кубизма.
Вот таким образом такое большое значение обретает одержимость художников-кубистов поисками форм. музей современного искусства, Центр Помпиду «Курильщики», 1911, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма «Женщина в голубом», 1912, Базель, Художественный музей), которые заключаются в противопоставлении широких плоскостей, как правило лишенных реалистического значения и динамичных объемов, наполненных персонажами или объектами. Они апеллировали к письму Сезанна Эмилю Бернару от 15 апреля 1904, в котором тот писал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса. » – но упустили из виду, что автор этого письма добавлял ниже, что необходимо «дать почувствовать воздух», воздух, который абсолютно отсутствует в произведениях Пикассо и Брака. Художники кубизма намерено ограничивали использование цветовой палитры.
После изучения абстрактных тел и объемов («Процессия в Севилье», 1912, Нью-Йорк, частное собрание «Танцы с источником», 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), Пикабиа перешел в 1913 к искусству чистой инвенции, руководимой лишь его собственным воображением («Удни», Париж, Нац. Название кубизму было дано современными критиками на основании характерной особенности картин этого направления — преобладанию в них прямых линий, граней и кубоподобных форм. Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. Однако в дальнейшем кубисты отказались от использования аппликаций, так как пришли к выводу, что создание полноценных комбинаций возможно без использования бумаги. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). В работах не было эмоциональной насыщенности.
Жорж Брак (1992-1963) родился в Аржантее 13 мая 1882 года.
Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18гг. Веяние чего-то неординарного и интересного. Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы. Идеи это тоже объекты, но интрасубъективные.
В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. Мог ли кто-нибудь знать тогда ту роль, которую суждено будет сыграть в истории живописи картине изображавшей пять обнаженных женщин и известной под названием «Авиньонские девицы» (НьюЙорк, Музей современного искусства). Мало кто, даже среди художников, понял смысл этих новых поисков. Существовали правила, в рамках которых все творили.
Эти высказывания движут ими – «поместите природу в цилиндр, сферу, конус, все поставьте в перспективу. »- и их работы обладают четкой структурой, без случайности. Реверди в то время был одним из немногих, кто понимал историческое значение кубизма. А когда-то это стало революцией в искусстве. Этот «новый способ видения мира» получил имя «кубизм» и стал настоящим прорывом в искусстве. Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов.
Именно вот таким образом он написал слова, которые сделали своим девизом молодые художники-кубисты: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса». В последнем известном как "синтетический" Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг. ), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. Гигантские сдвиги в области науки и техники, выход масс на авансцену истории обусловили глубокие перемены в области искусства, вплоть до создания новых форм (полиграфия, звукозапись, фотография, кино, дизайн). В нескольких произведениях он сводит объекты до их постоянных атрибутов, чтобы придать им более разнородный и пластически чистый, чем у Пикассо, образ («Кларнет», 1913, Нью-Йорк, частное собрание «Ария Баха», 1913-1914, Париж, частное собрание).
А из него, в свою очередь и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Перед нами эпоха аналитического кубизма». Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Это принцип мозаики или витража. Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора.
Его фигуры похожи на скульптуры. Человеческие тела массивные и угловатые. Cпособности и фантазия человека порой поражают. Отработка новых изобразительных средств, стремление ктипизации, повышенной экспрессии, созданию универсальных символов, сжатых пластических формул направлены, с одной стороны, на отображениевнутреннего мира человека, его состояния (психического, эмоционального), сдругой на усиление выразительности информативности телесной структурывещей, обновление видения предметного мира вплоть до задачи созданиясамостоятельного живописного факта, конструированияновой реальности. Некий универсум в миниатюре.
Кубизм Дюшана был очень оригинальным. распространяется на все области художественного творчества.
Пикассо написал портрет известного арт-дилера Амбруаза Воллара. Сезанн первый почувствовал, что этот путь ведет в тупик беспредметности и субъективизма. Зародился и развивался во Франции. Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель «Обнаженная на фоне пейзажа» (1933).
На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. Представители: Жорж Брак, Хуан Грис, Джино Северини, Пабло Пикассо, Юрий Анненков. В свою очередь творчество художников-кубистов оказало бесспорное воздействие на ближайшее поэтическое окружение. И у Пикассо его «автобиография быстро превращается в утверждение витальности». Способности и фантазии человека иногда просто поражают.
В 1904 г. Пикассо обосновывается в Париже. По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Излагая мнение о картинах Брака, он назвал их «кубическими причудами». Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. Это важнейшая характеристика нового искусства XX века. Созданный этими знаками сюжет, как правило, лишь обозначается художником, а весь образ произведения уже воссоздается воображением зрителя.
Эти коллажи сознавали новые пространственные отношения, позволяющие игрой величин приблизить или отодвинуть некоторые планы. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих». подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в 1910-1912 гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани. Изобразительное искусство отошло от «копирования натуры»: акцент делался на создание формы, отражающей духовную сторону природы, невидимую, а, следовательно и неизобразимую.
В 1907 г. происходит перелом в творчестве Пикассо. Художники-кубисты, теоретики этого направления Альбер Глез и Жан Метценже писали в книге «О кубизме» (1946): «Каждая из частей, на которые членится поверхность холста, обладает независимым характером формы, но все ритмически сопряжены. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. В 1913 и даже в начале 1914 он интересуется также пространственными возможностями коллажа («Почта», 1913, Филадельфия, Музей искусства «Пармские фиалки», 1914, Лондон, собрание Эдварда Халтона), но сохраняет еще некоторый дух аналитического кубизма. Линии и формы заменяли чувства. Кубизм был реакцией на художественные произведения XIX-го века и особенно натурализм (литературно-художественное движение, которое заинтересовано в социальных и политических проблем своего времени). Ранний период его творчества совпадает с периодом аналитического кубизма.
Поздние картины Ж. Брака становятся лаконичными. Когда мальчику было восемь лет, его семья переехала в Гавр. Пикассо в своих «Натюрмортах» (Филадельфия, Музей искусства) и «Пейзажах улицы де Буа» (бывшее собрание Гертруды Стайн), а Брак в своих «Видах Эстака» (Нью-Йорк, Музей современного искусства Берн, собрание X. Рупфа), – в 1908 они оба искали прочную форму предметов, опуская случайные детали и подчеркивая основные элементы: цилиндры, конусы. Формированию кубизма как определенного течения в искусстве способствовала и первая выставка фовистов в 1905 г. В 1907 г. молодой Пикассо написал свою знаменитую картину, одно из программных произведений кубизма «Авиньонские девицы», вызвавшую громкий скандал Критики назвали ее «вывеской для борделя». Формы, переданные на картинах – осязаемые, незамысловатые, простые. Она является результатом связи несоединимого: высокого и низкого. Холст, масло.
Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи. Внешний мир является лишь толчком для выражения индивидуальности творца. Натюрморт и портреты отображают суть, эмоции, но не истинное, реалистичное изображение. Термин «кубизм» появился в 1908 году, благодаря критику Луи Вокселю.
В истории кубизма принято выделять три периода: сезанновский (до 1909 г. ), аналитический (1909–1912 гг. ), синтетический (1913–1914 гг. ). 243, 9 х 233, 7 см. Проблема взаимоотношений между кубизмом и нефигуративным искусством или абстракцией (используя более распространенный термин), со стороны кажется относительно простой. музей современного искусства, Центр Помпиду Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) у него появилась концепция живописи использующей только цветовые контрасты, в которых цвет является одновременно «формой и темой», то есть в которой тема произведения не имеет большого значения («Команда Кардиффа», 1912-1913, Париж, Музей современного искусства города Парижа «В честь Блерио», 1914, Париж, Нац. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой индивидуальной манере.
В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира. Пикассо воспринимал форму как лишенную всякого значения, за исключения значения биологического. Исключается помещение рядом частей, одинаковых по форме, протяженности, светлоте. К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (19491956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица лейтмотив всего позднего творчества художника.
Французский критик Л. Восель впервые употребил термин кубист в 1908 году как насмешливое название художников изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно прямому (буквальному)воспроизведению. Они считали, что это позволяет им создать пространство.
Овалы Пикассо и Брака дают зрителю ощущение, что в картине бесконечно «что-то происходит». Баха", 1912 г. ). На этой основе они разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, что дало им возможность представить изображаемый объект в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм (куб, конус, цилиндр). Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. К какому направлению причисляют кубизм в живописи.
Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет). Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Такая система изображения отразилась и на трактовке пространства. Для синтетического кубизма характерно акцентирование живописной поверхности: цвет, фактура, линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.
Очевидно, что пример живописцев сказался на современных им поэтических произведениях от Алкоголей до Корнет а де и Уснувшей гитары, пишет Пьер Жозе. Идеи для кубистов, отмечал Гассет, это «субъективные реальности, содержащие виртуальные объекты, целый мир, таинственно выплывающий из недр психики и отличный от зримого».
Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Его основоположниками и круп-нейшими представителями были Пабло Пикассо и Жорж Брак, а в России — Казимир Малевич.
Не будет преувеличением сказать, что после войны, хотя и появлялись отдельные кубистические произведения, кубизм как исторический феномен практически закончился. Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. музей).
Другими словами, он придает образу более верный и полный характер, но утрачивает свою однородность. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. Для него существовали «неизменные пластические величины» («Parions peinture», Париж, 1913), которые доказывали, что всякое открытие, всякий новый прием должен быть в конце концов подчинен правилам классической композиции эта концепция принципиально не отличалась от теорий академической школы.
cubismе, от cube– куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907г. Вопреки не прекращавшемуся сопротивлению широкой публики новое течение к 19121914 гг. Канвейлера и не принимали участия в Салонах, привлекавших толпы зрителей. Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах Хуана Гриса с 1911 года. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы».
Под влиянием Сезанна Леже отдал предпочтение форме, а точнее – объемам («Швея», Париж, частное собрание «Обнаженные в лесу», 1909-1910, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), о которых он сам говорил, что они «были лишь битвой объемов», В этом определении не было ни капли преувеличения, поскольку он наделял свои произведения яростным, динамическим характером. отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Буквально следующие по важности революционеры от живописи – это кубисты. В это время Пикассо создает костюмы к новаторским постановкам дягилевской балетной труппы, в том числе к балету «Парад» на музыку Сати. Начиная с Сезанна художники изображают идеи.
Сквозь него можно видеть другой предмет. Несмотря на то, что мир увидел картину «Авиньонские девицы» лишь 30 лет спустя после написания именно это полотно ознаменовало разрыв с прошлым и прорыв в неведомое. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты. Русский философ Н. А. Бердяев назвал кубизм «самой полной и радикальной революцией со времен Ренессанса». Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон.
«Хорошо изобразив объем, как мне того хочется, – объяснял он, – я начинаю размещать цвета». В развитии кубизма выделяют три периода: сезановский, аналитический, синтетический. 1. Странное, ни на что не похожее произведение шокировало близких друзей художника – первых зрителей «Авиньонских девиц». Порой предметы, линии, формы, вступающие в игру друг с другом, трудно различимы. В 1900 г. он приезжает в Париж и в кругу своих коллег часто не без гордости заявляет, что является «самоучкой без академического образования». Он обращается к кубизму.
Подобным образом кубисты использовали и аппликацию («papiers coUes»). 1920-х гг. П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907).
Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.
Музей современного искусства, Нью-ЙоркВ 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отставать от нее. Здесь уже заложены основы концепции кубизма. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше.
В 1911 он целиком посвящает себя живописи он начал с проблемы эффектов освещения предметов или тел, а в 1912 пришел к такой системе, в которой косые и параллельные лучи света создавали мощные и облагороженные формы («В честь Пикассо», Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Натюрморт с гитарой», Нью-Йорк, Музей современного искусства «Натюрморт», Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Основные теоретические идеи кубизма были изложены самими участниками движения (А.
Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов. Известную фразу Брака: «Для меня кубизм или скорее – мой кубизм – это способ, цель которого состоит в том, чтобы поставить живопись на службу моему дарованию» (Bulletin de la vie artistique, no. Так в «Натюрморте с соломенным стулом» Пикассо применяет технику коллажа с помощью кусочков ткани, страниц газет, Брак в форме «папье-колле» использует бумагу, наклеенную на холст. У символистов эксперименты в этой области в первую очередь относились к линии и цвету, но такой аналитический подход, однажды примененный, неизбежно привел и к анализу формы. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта.
«Девочка на шаре» – наиболее символичная картина «голубого периода» и одна из его наиболее привлекательных картин. Во время Первой мировой войны Брак был призван на фронт, получил ранение, перенес тяжелую операцию. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом).
Отталкиваясь от открытий аналитического кубизма (многочисленные точки зрения и разделение формы и цвета), он с 1911 особенно интересуется проблемой прозрачности и ее пластическими возможностями («Портрет игрока в шахматы», 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Термин «кубизм» впервые применил критик Л. Восель в 1908г., описывая картины Жоржа Брака, в которых дом был изображен в виде куба, а дерево– в виде цилиндра.
Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально. Пикассо впервые посетил Париж в 1900 г. В 1900-1904 гг. «Авиньонские девицы» (1907) один из самых известных, но не самых лучших его холстов. После выздоровления он вновь возвращается к творчеству. он живёт попеременно в Париже и Барселоне.
Многие из них, конечно, вскоре вернутся с фронта и продолжат работать до конца войны. П. Пикассо говорил, что может изобразить предмет имеющий округлую форму, как квадрат. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж.
Но еще до него два других художника, близкие кубизму, обратились к абстракции: Франтишек Купка, который с 1912 увлекся созданием пространства посредством планов и красочных гармоний («Вертикальные планы, Аморфа», 1912, Париж, Нац. Кубизм прошел через несколько периодов развития, отражающих разные эстетические концепции: сезанновский (1907–09), аналитический (1910–12) и синтетический (1912–14).
Он является логической отправной точкой в истории кубизма.
Кубизм считается самым мощным движением в искусстве со времени итальянского Возрождения. Близкий к ним по духу Ле Фоконье также интересовался изучением объемов, но особенно освещением, создавая нечто вроде кубистического импрессионизма, сугубо индивидуального («Портрет Поля Кастио», 1910, Ле Сабль-д0лонн, собрание мадам Лобертон «Изобилие», 1910-1911, Гаага, Муниципальный музей «Охотник», 1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо "Три женщины", 1909 г. ). Он работает над натюрмортами и пейзажами используя практически одноцветную гамму.
Так была изобретена техника коллажа. Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов.
Разберём три стиля данного течения. Работы Пикассо эмоциональны, многие из них, несмотря на пессимистическую тональность проникнуты страстной верой в жизнь. Однако с первых шагов кубизм пользовался активной поддержкой французских поэтов. В том же году вышла книга Глеза и Метценже О кубизме, а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу Художники-кубисты.
В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. «Танец с покрывалом», 1907).
Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Центр Помпиду). Мы, писал Реверди, присутствуем при фундаментальной трансформации искусства. музей современного искусства.
Эта независимость планов по отношению к потенциальному объему окончилась, однако, неким герметизмом, который почти не позволяет зрителю реконструировать предмет. («Женщина в кресле», 1927, «Художник и его модель», 1927, «Стоящая купальщица», 1929). Из этих же соображений Пикассо ломает большие объемы, превращая их в серию малых, благодаря чему усиливается интенсивность освещения предметов («Женщина с грушами», Чикаго, собрание Сэмюэля А. Маркса «Сидящая женщина», Париж, Нац. Второй период (1909-1912) отличался более мелкой деталировкой предмета изображения.
Это стремление к динамизму в начале 1911 привело его к изображению на своих полотнах «контрастов форм» («Свадьба», 1910-1911, Париж, Нац. Пикассо, Грис и Делоне продолжат работать в манере, созданной раньше, но около 1917 сам Пикассо покажет пример неверности кубизму (занавес «Парад», Париж, Нац.
Очень оригинальными были вклады Леже и Делоне. «Я понял, что она вообще не собирается возвращаться в мою мастерскую, — сказал мне в этой связи Пикассо, — после чего решил оставить эту картину незавершенной». В таких работах, как «Молодой печальный человек в поезде» (1911, Венеция, собрание Пегги Гуггенхейм) и «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (первый вариант, 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), он вплотную подошел к проблеме передачи движения. Его работы показывают большую пластическую точность.
Так, Ф. Леже, архитектор А. А. Веснин и др. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Сезанн экспериментировал с формами искал новые композиционные решения, он стремился показать разницу между живописью и реальностью. Однако ближе всех среди кубистов к футуристической эстетике подошел Марсель Дюшан. На первой, «сезанновской», стадии, Ж. Брак и П. Пикассо стали буквально воплощать совет П. Сезанна приближать формы предметов к конусу, шару и цилиндру.
«Но несмотря на твои объяснения, скажет он Пикассо, – ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин». Его тексты, в свою очередь, обнаруживают волнующее уважение к традиции. В середине 1912 он открывает, по его собственному выражению, «аналитический» кубизм, в котором, хотя и сохраняется принцип совмещенных точек зрения, появляется и зрительное правдоподобие каждой из них и используются живые цвета, независимые от «локального тона» он вводит фрагменты различных материалов: дерево, мрамор, гобелены, зеркало – иногда имитируя их («Три карты», 1913, Берн, собрание Г. Рупфа «Скрипка и гравюра», 1913, НьюЙорк, Музей современного искусства «Скрипка и гитара», 1913, собрание Ралфа Ф. Колина), а иногда наклеивая («Умывальник», 1912, Париж, собрание Ноай). Пабло Пикассо (1881–1973) изображает обнаженных женщин весьма необычным способом. В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Пикассо говорил, что это было время, когда художники и поэты взаимно влияли друг на друга. В его полотнах появляются приземистые, короткорукие женщины с правильными чертами лиц. В серии работ «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства Миннеаполис, Институт искусств) кубистические линии изгибают столбы и своды, а в серии картин «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей) трансформированы уже все линии и изолированы объемы. Сальмон пишет, что в 1906 г. Пикассо переживает значительный кризис. Вскоре к этому направлению присоединились Ф. Леже, Р. Делоне, Х. Грис, А. Глез скульпторы К. Бранкузи, А. Архипенко, Ж. Липшиц, О. Цадкин и многие др.
Тёплые цвета для выступающих элементов сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины. «Измучить» красоту, чтобы она не была совершенством, за которым можно лишь можно вечно поспевать, так никогда и не достигнув таков был эстетический принцип кубистов. Использование геометрических фигур, представляющих все грани объекта, знаменует собой разрыв с перспективой (глубиной).
Цвет, который был лишь изменяемым атрибутом, не зависит от самого объекта и таким образом освобождается от обязательств «локального тона». Его гравюры исполненные около 1912 (портреты Грабовского, 1911, Газаньона, 1911-1912 «Прекрасная островитянка с Мартиники», 1911-1912), предвещают аналитический период, в который он опирался на приемы Пикассо и Брака («Натюрморт с шашечницей», 1912, Париж, Нац. («Три женщины у фонтана», «Источник»).
Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками. День и ночь он тайно трудится над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. Так, например, стекло в «Натюрморте с бутылкой мараччино» (1914, бывшее собрание Гертруды Стайн) – это не просто собранные из разнородных фрагментов линии контуров, но пластический эквивалент сущности стекла, то есть стекло, освобожденное от всех случайных деталей и приведенное к своей сущности. У Пабло Пикассо уже в его ранних работах округлые тела с непомерно выступающими объемными формами («Две женщины в баре», «Крыши Барселоны», «Пара», «Гладильщица»). Произведения составлялись из разнородных фрагментов, выполненных разнообразными материалами (куски обоев, обрывки газет и части одежды, наклейки и спичечные коробки, всевозможные фактуры и имитации). Сезанновский кубизм.
Кубизм, как течение получивший широкое распространение в первые десятилетия XX века во всем мире, пример альянса «магии и математики». Как и в работах «розового периода», тела написаны плоско, почти без моделировки, но позже, зимой 1906/07, художник придал фигурам объем, не прибегая излишне к традиционной светотени. Аналитический период характеризуется тем что изображаемый предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани. Картина превращается в красочное плоскостное начало (Пикассо «Гитара и скрипки», 1918 Брак «Женщина с гитарой», 1913). В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
и существовавшее до нач. музей современного искусства. После непосредственного влияния аналитического кубизма Пикассо («Обнаженная», Осенний салон 1910) Жан Метсенже с 1911 перешел к кубизму сезанновского толка, в котором преобладал усиленный анализ объемов («Две обнаженных», 1910-1911, частное собрание «Завтрак», 1911, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), а потом анализ самой темы в его работах сочетались различные ракурсы внутри изощренной композиции («Синия птица», 1913, Париж, Гор. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции. Если Ван Гог в своих картинах так или иначе рассказывал о себе самом и по ним мы ожжем последить его «эскалацию безумия», то Пикассо в течении нескольких лет своего творчества «сжигает карьеру традиционного художника, связанного с представлением реальности», «смещая свои произведения от жизни к культуре».
Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. Для них речь шла не о «точке соприкосновения» линейного и цветового изображения, а о новых эффектах светотени на ребрах объемов. Эти картины, вызвавшие скандал (как и работы, показанные этими же художниками, за исключением Делоне, в Осеннем салоне того же года), были плодом опытов, самых разных и далеко не равноценных. Этот период в развитии кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным. 3. Следующий период (1910-1912 гг. ) называют "аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И. С. Пикассо.
И действительно, его произведения, созданные в 1913- 1914 используют все живые сверкающие интенсивным динамизмом цвета («Контрасты форм», 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга Берн, собрание Г. Рупфа «Лампа», 1913, Чикаго, собрание Ли Б. Блока «Лестница», 1913, Цюрих, Кунстхауз «Пейзаж», 1914, Вилльнёв дАск, Музей современного искусства «Женщина в красном и зеленом», 1914, Париж, Нац. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо – в 1910 однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон. Он отказался от всякого исторического во имя «неисторического» «жизненного порыва».
Концепция кубизма выстраивалась на художественных попытках отыскать пространственные формы и модели предметов и явлений, выражающих все многообразие жизни и сложность человеческих чувств и эмоций. Великим соблазном для деятелей искусства стала наука, как область, не затронутая кризисом. Парад Жана Кокто (1917) в исполнении дягилевского балета с музыкой Эрика Сати и декорациями Пикассо вошел в историю как триумф нового искусства. Хуан Грис сначала работал в иллюстрированных газетах.
В центре внимания художника-кубиста не приметы внешности, а конструкция, архитектоника предмета, не фактура, а структура. Моравия считает, что одноцветие это самый решительный шаг Пикассо к «манере», к «экспериментальному безразличию по отношению к богатству и сложности аутентичного видения мира». Пикассо начал писать ее в 1906, по окончании своего «розового периода». Художник воплощал свои знания о действительности всеми доступными способами. Для конструирования объекта используются фактура поверхности, линии и узоры.
Со второй половины 1912 (серия «Окна», Париж, Нац. Это отношение между воздушным типом витальности акробатки и полностью земной витальностью атлета. Не подчиняясь диктату натуры, тем более увиденной с одной точки зрения, художник волен насытить полотно напряженнейшей игрой форм, рельефов и линий, красок, теней и светов в их соприкосновениях, контрастах, схождениях и расхождениях».
Жорж Брак (1882-1963) – французский художник, скульптор, гравер, один из основоположников кубизма. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж. Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам». Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность.
Появление кубизма было естественной реакцией на натурализм импрессионизма и закономерным этапом развития аналитических тенденций постимпрессионизма. Кубизм вился одной из разновидностей абстракционизма. Страстное желание проникнуть во внутреннюю природу трехмерного объекта, постичь сущность того пространства, которое он занимает сам по себе, а также того пространства, в чьих пределах он располагается, вызвало к жизни пристальный анализ, благодаря чему знакомые поверхностные контуры предмета все одновременно лишились своей привычной непрозрачности. Иногда достаточно даже одного аспекта, например, для веера в «Независимом» (1911, Филадельфия, собрание Харри Клиффорда). Зачастую применяется техника аппликации и коллажа.
Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. Картина Авиньонские девицы не является в собственном смысле кубистской картиной, пишет крупнейший английский исследователь Джон Голдинг. Марсель Дюшан, открыл ему кубизм. В 1913 под влиянием Делоне он обратился к манере, опирающейся на конструктивную выразительность цвета в этой манере исполнены его лучшие произведения («Завоевание воздуха», 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства многочисленные «Натюрморты», 1913- 1914, «14 июля», 1914, Париж, Нац.
Актуальность темы. У Пикассо обнаруживаются элементы неоклассицизма. Для первого периода (до 1909 г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Одного названия журнала было достаточно, чтобы изобразить сам журнал.
Мысли Реверди о назначении поэзии перекликаются с определением нового искусства, целей, поставленных художниками-кубистами. музей современного искусства, Центр Помпиду «Эдтаонисл», Чикаго, Художественный институт «Catch as catch can», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Его картина «Авиньонские девицы» (1907) и последовавшие за ней произведения утвердили кубизм как новую пластическую систему.
Поэт и окружающий его мир предстают здесь в самых разнообразных и неожиданных ракурсах. музей современного искусства, Центр Помпиду «Пейзаж Мёлана», 1911-1912, Нью-Йорк, собрание Ралфа Колина), перенял у кубистов некоторые приемы, в частности «переходы» или наложение планов («Натюрморте ангелами», 1912, Париж, Гор. В последний, «синтетический» период предпочтение отдается декоративному началу. Данное направление стремилось к обогащению мира созданными объектами эстетики. Но лишь изучение действия света на форму повернуло его в сторону кубизма. музей современного искусства «Портрет Алисы», 1912, Швеция, частное собрание), сохраняя при этом традиционную перспективу и фигуративность.
Таким же был и кубизм Лафресне, который испытав сильное влияние Сезанна («Кирасир», 1910, Париж, Нац. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Но не все было гладко. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм— сфер, конусов, цилиндров. музей современного искусства «Человек на балконе», 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга «Молотьба хлеба», 1912, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма «Портрет Фигьера», Лион, Музей изящных искусств «Женщины за шитьем», 1913, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер).
музей современного искусства, Центр Помпиду Гренобль, Музей изящных искусств) или исчезает совсем («Диск», 1912, Мэдисон, Коннектикут, собрание Тремейна «Круглые формы», 1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства Амстердам, Гор. Работы кубистов были впервые выставлены на выставке в 1908 году в Салоне Независимых. Ж. Брак родился в Аржантее.
Двумя главными представителями кубизмаявляются: Пабло Пикассо иЖоржБрак. Роль планов, созданных расщеплением объемов, окончательно освободила их от перспективы. Ощущается разрыв с традициями, но нет внутренней цельности. Центр Помпиду). Ряд работ посвящен теме «художник и его модель». изящных искусств «Механическая мастерская», 1914, Нью-Йорк, собрание Э. Стайн). Пабло Пикассо написал эту картину через два года после своего первого коллажа «Натюрморт с плетеным стулом». Именно после выставки Пикассо в галерее Канвейлер, Воксель Луи (1870–1945), художественный критик, описывая одну из картин художника использовал слово «куб» в статье в 14 ноября 1908 года.
Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии. Основным для него было не лишение картины всякой визуальной отсылки к натуре, но принятие «антидескриптивной» техники. (фр. В 1918 г. Пикассо вступает в брак с русской балериной Ольгой Хохловой, у них рождается сын. музей современного искусства. Прослеживается следы влияний: ассирийских рельефов, африканских масок. Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий.
Представители кубизма порвали с оптическим реализмом, отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности. Другой отличительной чертой кубизма стало создание нового понятия красоты. Речь идет о «погружении» мира в единственную тональность, о появлении между глазом художника и миром иллюзорных очков.
Они постепенно перешли от пейзажей до натюрмортов. Пикассо и Брак выставляли свои работы в еще мало известной в те годы гал. Этот период содержит в своих работах гораздо более геометрических фигур. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному). Именно эта картина и положила начало кубизму. Свои истоки он брал в живописи П. Сезанна и африканской скульптуре («lart negre»), под влиянием которой появились знаменитые «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), ознаменовавшие рождение кубизма.
Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. Вот таким образом общий текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, печатных изображений и имитаций). А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.
Традиционные художественные средства, которые использовал автор, служили решению современных задач. Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип. Эти атрибуты определяют существование объекта, без них он не будет таким, какой он есть. Он создал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой. Последний был менее ориги- нальным, более «ортодоксальным», чем Грис, представителем этого направления.
Лишь Грис останется совершенно верен кубизму и приведет его к завершению. Наперекор этой относительной враждебности, которая породила многочисленные полемики, лишь немногие кубисты остались равнодушными к поискам футуристов, а некоторые даже подверглись их влиянию, в частности Лафресне (второй вариант «Артиллерии», 1912, Чикаго, собрание Сэмюэля А. Маркса) и Жак Вийон («Солдаты на марше», 1913, Париж, Нац. музей современного искусства «Танцовщица в кафе», 1912, Нью-Йорк, собрание Сиднея Джаниса «Купальщицы», 1913, Филадельфия, Музей искусства). Образы выстраивались из отдельных, вырванных из естественного контекста элементов реальности. Одновременно с Браком к кубизму приходит П. Пикассо.
Цвет далек от возможного «богатства», он принесен в жертву объемам. Кубизм реалистичен в некотором смысле это искусство классическое. Возникли формы, отсутствующие в природе и присущие только искусству. Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг. ), французский художник испанец по происхождению.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Эволюция Брака была, с этой точки зрения, более медленной, чем Пикассо. Эта тождественность, это постоянство были очень важны, поскольку кубисты хотели изображать не любой объект, но объект-тип, признаки которого могли бы находиться в каждой из его разновидностей.
Не менее восхитительные, пластически строгие коллажи Гриса исполненные в 1914 («Натюрморт с розами», бывшее собрание Гертруды Стайн «Завтрак», Нью-Йорк, Музей современного искусства «Стол», Филадельфия, Музей искусства), показывают редкую гармонию и поэтичность. Таким образом, в основу концепции кубизма легла языческая культура, которая в свое время вызвала к жизни искусство античности, а позднее дала новые ростки в эпоху Возрождения.
В то же время в других работах он уничтожал замкнутую форму объекта и в чистых эвклидовых плоскостях располагал разрозненные его детали (нос, брови, усы), назначение которых в том, чтобы быть символическим кодом идей. Надо вырваться вперед и измотать ее, заставить подурнеть. Дробя цельную форму на грани, художник стремился проникнуть в структуру вещи, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы».
В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. В 1912-1914 г. г. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). Вскоре к фигуративным формам вернутся Метсенже, Эрбен и Лафресне, а Джино Северини, самый кубистический среди футуристов, публично отречется от кубизма издав книгу «От кубизма до классицизма» («Du Cubisme au classicisme», J. Povolozky, Paris, 1921), полную яростной критики современных живописных методов.
Следующая стадия развития кубизма – аналитическая (1910-1912). франц. Цветовая палитра сводилась к черному и белому. Отвечая на этот вызов, культура порождает соответствующие ему новые формы, которые с точки зрения традиции непривычны и воспринимаются как «кризисные», вот таким образом реакцией культуры на многочисленные исторические события стало появление большого количества новых способов отражения мира.
Для произведений кубистов характерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимого мира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д. ), преобладание прямых линий, острых граней. После импрессионистов были и другие революционеры, сильно повлиявшие на развитие живописи. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть «негритянским» периодом в его творчестве). Одним из источников в формировании кубизма стало первобытное и африканское искусство. Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует».
А средством, которым пользовался Пикассо, чтобы растворить свое собственное видение мира и превратить его в «чистый витализм», было возвращение формы. Коллаж композиция исходные материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (газетный текст, фотографии, наклейки, куски обоев и т. п. ) Таким образом, в одном пространстве соединены предметы различной степени реальности. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации фактуры).
1920-1930-е года характерны переходом к сюрреалистическим композициям. Именно картины Пикассо 1910-х годов и подготовительные наброски позволяют видеть, как и из чего складываются основные параметры нового направления, как и под воздействием чего именно совершался перелом и на этом примере (который не случайно оказался столь заразительным) понять перемены, происходившие в это время во французском искусстве. Он стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и все темы своего творчества.
В ней, вероятно, воплотился интерес художника к примитивной иберийской и негритянской скульптуре. На следующей стадии, названной «аналитической» (1909-1912), форма, предметы распадаются на множество граней и сходятся под углами плоскости используется ограниченный набор красок. В своей работе о Пикассо выдающийся итальянский писатель А. Моравия объяснил суть западноевропейского искусства XX века: творцы нового искусства, в отличие от своих предшественников, таких, как Ван Гог, не хотели ничего сказать нам о самих себе. Уверенные, что они являются единственными современными художниками, футуристы «с яростью пассеиста» обвинили кубистов в том, что те привели искусство в оцепенение и статику, забывая при этом, что именно им они обязаны многими своими приемами (это позже признал Джино Северини Jacques Maritain, «G. S», Paris, 1960). На холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги – от газет и нот до обоев. Второй вариант «Обнаженной, спускающейся по лестнице» (1912, там же), более абстрактный, чем первый, вызвал большой скандал на знаменитом «Армори Шоу» в 1913. (фр. Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, Две обнаженные женщины (обе картины написаны в 1906 г. ).
В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства. Художник ищет объема. Брак, Леже, Метсенже, Глез, Вийон и Лот были мобилизованы на фронт. Введение в 1909 «переходов», то есть легкого прерывания линий контура, хотя этот прием был уже использован в некоторых произведениях Сезанна, подчеркивает оригинальность Пикассо и Брака. Аналитический кубизм пожертвовал целостностью объекта ради его правдивости.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Тем не менее он не остался глух к поставленной Пикассо задаче и сам искал ее разрешения близким способом вскоре, зимой 1907/08, он создал большую «Обнаженную» (Париж, частное собрание). Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами. Вышедший из кубизма, влияние которого он испытывал с 1911, Пит Мондриан после войны начал доводить «абстракцию до ее крайней цели – до выражения чистой реальности» («Plastic Art and Pure Plastic An», Wintenborn, New York, 1947). Как и Леже, Делоне с начала 1909 также испытывал влияние Сезанна («Автопортрет», Париж, Нац. Глез и Ж. Метценже «О кубизме», 1912) и симпатизировавшими движению критиками (Г. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет).
«Отцами» революционного направления по праву считаются Пабло Пикассо и Жорж Брак. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. «Сезановский» или ещё по другому «негритянский» период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатых Полем Сезаном. По этим же причинам цвет больше не совпадает с формой, он существует отдельно, часто в форме образцов различных материалов, например дерева. 1913 отмечен значительным поворотом в истории кубизма. Творчество П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса, Ф. Леже, Ж. Метценже, А. Глеза и др.
Еще одна картина — «Девушка играющая на мандолине»3, которая была написана чуть ранее, в 1910 году и еще не так далеко зашла по дороге аналитического кубизма, — возможно, также должна считаться в некотором смысле портретом. Они стремились к радикальному обновлению художественного языка. Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т. е.
Синтетический периодосновным своим приемом сделал коллаж. Скульптурные произведения Пикассо также свидетельствуют о мощи его незаурядной фантазии, а как график (рисовальщик, офортист, литограф, линогравёр и дизайнер в дягилевских "Русских сезонах") он считается одним из великих художников 20 века. Яркие цвета используются как можно меньше.
Пикассо опять-таки понял это первым. Объект можно рассматривать с нескольких точек зрения.
Если картина «Портовый бар» (1913, Париж, бывшее собрание художника) исполнена в более независимой манере, то «Музыканты» (1914, Вашингтон, Нац. Этот термин «эллин виталь» – основное понятие «философии жизни», под влиянием которой развивалось все европейское искусство, особенно первой половины XX века. После монохромности аналитической эпохи картина «Бутылка Сюз» (1913, Сент-Луис, Миссури, Вашингтонский университет) со своей красной этикеткой и живыми синими красками кажется настоящим праздником для глаз. Соответственно и планы располагаются в пространстве так, как определяет художник, а само пространство теряет свою однородность.
Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. Пример аналитического кубизма портрет Амбруаза Воллара (1910), лицо которого разделено на грани, цвет почти отсутствует. музей современного искусства, Центр Помпиду «Сидящий мужчина», Париж, частное собрание). Отличительной чертой работ Брака этого периода являлась при этом не только особая декоративная красота, но также большая, чем у других фовистов, конструктивность композиции.
Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в сезанновский период (1907-1909). Композиции гармоничны и очень близки к классицизму. Однако большую роль в развитии кубизма сыграло творчество Поля Сезанна. музей современного искусства, Центр Помпиду многочисленные «Этюды цветов», Париж, собрание Сони Делоне). В то же время зарождается и кубистическая скульптура.
Тоже не сразу. Различия между пространством и формой стираются.
Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира.
Он зародился в начале ХХ века. Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов.
Они стремились раздробить объекты реальности на стереометрические примитивы. По-видимому, не случайно идея универсального языка (эсперанто) является порождением той же эпохи.
В это период преобладает декоративность, картины становятся больше похожи на панно. Центр Помпиду «Эквилибрист», 1913-1914, Коламбас, Гал. Пикассо и его друзья восприняли совет буквально». Одноцветность означает упрощение, стилизацию, унификацию, указывает на чисто формальную идею мира «окрашенную идею». Это явление культурологи назвали «новым эстетическим чувством». Групповая выставка кубистов состоялась в 1911 году.
В сложившейся к концу XIX началу XX в. ситуации ни один из существующих видов художественного творчества (живопись, скульптура, поэзия и т. д. ) не мог сохранить своего значения, оставаясь в рамках прежнего эволюционного процесса, начало которого восходит к эпохе Возрождения.