Натюрморт на синем столе» 1947 г. Холст, масло.
Справа в глубине изображена таверна. Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Теперь обратим внимание на задний план.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь. Различная дичь, которая лежит на столе и подвешена над прилавком.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Натюрморт оживлен движением человеческих фигур. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Здесь же лимоны, дыни, ананасы, абрикосы. Примеры натюрмортных работ сохранили римские фрески в Помпеях. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
В разделе также размещены и произведения коллекционного и музейного значения, сопровождающиеся соответствующими документами.
Искусно сплетенные корзины со всем этим добром, сияют на солнце золотистой соломкой. Они свешиваются и падают.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Присутствует хозяйка лавки, покупатели, обезьянка и собаки, большие и маленькие. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Отказ от них – один из способов спасти душу. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Здесь также можно найти и натюрморты русских авторов интерес представляют картины «классиков» советского искусства (Н. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
У каждого своя роль в этих натюрмортах. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Известный фламандский художник Франс Снайдерс изображал изобилие природных даров и стал известен своими натюрмортами с серией «Лавка с фруктами».