С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Крамской писал Ф. А. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
Окрестности Москвы. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
1864 В январе уходит из мастерской Коллера. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.
Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Вместе с группой коренных передвижников – учредителей и руководителей Товарищества – Шишкин прошел большой и славный путь. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Природа выражает музыку человеческой души.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Васильев, А. И. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Крамским. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Лучшая работа этих лет – Полдень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
Так в реальной жизни не бывает. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Жил преимущественно в Петербурге. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Примером таких работ является картина Рубка леса. организованы две выставки работ художника. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Лесная глушь (1872). Куинджи и, чуть позднее, И. И. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Все вокруг погружено в зимний сон. Только весной 1862 года он уехал за границу. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Передвижники). В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Это несомненно.
Ему уже сопутствовала известность. После обучения в училище живописи и ваяния (г. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
Группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским покинула Академию художеств, отказавшись писать картины на Большую золотую медаль. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. 19 мая – рождение сына Константина. Его отец был купцом, культурным человеком.
Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Летом живет на станции Козловка-Засека под Тулой с И. П. Крамским и К. А. Савицким. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Особенный, тихий, погожий выдался день. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. Характерна в этом смысле «Рожь». 1873 28 февраля получает звание профессора за картину «Лесная глушь».
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Кроме этого увлекался археологоией историей. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Парит.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения. Венецианова. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Перов Василий Григорьевич (1833 – 1882) – русский художник и график, академик живописи, один из учредителей товарищества передвижников. В таких картинах, как «Полдень. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Исполняет картины «Хвойный лес», «Лесное болото», этюд «Дубовый лесок в серый день». Приближается страшная гроза. Их он стремился передать как можно конкретнее.
В 90-е гг. В окрестностях Москвы» (1869). Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Внушительные дубы достойны восхищения.
Облик этот был многолик. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н.
Пейзажист. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. В окрестностях Москвы» (первая работа художника, приобретенная П. М. Третьяковым).
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Над землёй летают ласточки.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. 7 декабря (как и в марте 1871 г. ) избирается комитетом Общества поощрения художников в качестве одного из экспертов по оценке произведений, присылаемых на конкурс и присуждению им премий. Для него, казалось, не было трудностей. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
При внимательном рассмотрении на картине зритель видит лисицу, охотящуюся за улетающей уткой, чахлые деревья показывают глухость места, передний план затемнён, на заднем плане солнечный просвет, сочетание планов позволяет увидеть пространственную композицию. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Задний фон мрачен. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Васильева. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В мае подготавливает и сам печатает первый альбом офортов (И листов), выпущенный в качестве премии Общества поощрения художников. Будучи глубоким реалистом в картинах о современности, автором произведений, проникнутых страстной жизненной правдой, Перов отдал должное также исторической теме, в частности, событиям Крестьянской войны под предводительством Ем. Пугачева. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Отец не стал настаивать. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Первое место занимает Шишкина Рожь.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В них нет политики и социальной направленности. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Шишкин Иван Иванович (1832-1898), русский художник.
Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Лесной пейзаж кажется необъятным. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Художник одушевляет деревья. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Из лесов Вологодской губернии»). От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки.
Биография художника зашифрована в его творениях. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Много работал Шишкин и за границей. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Савицким (написавшим в картине медведей).
Москва), начинающий художник поступил в Академию художеств в Петербурге. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
Ее иногда называют картиной-завещанием. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков. Занимается офортом.
Его занятия имели самостоятельный характер. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Это очевидно. — Ср.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Крамской) академического направления. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 1860-х гг.
Что впереди. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
1869 28 февраля – рождение дочери Лидии. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее.
В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии.
Лес выглядит небольшим и просторным. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении.
Щедрина и А. А. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Его картина поет. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Левитан и К. А. Быть грозе. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Природа – сама благородство. Чувствуется глубина оврага, глушь. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Посещает Париж (уезжает оттуда 18 мая). Судьба ее в настоящее время неизвестна. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Все сковано морозом и погружено в тень. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. К ним относятся Уголок заросшего сада. Летом работает с натуры в деревне Константиновка.
Прекрасные произведения создали А. К. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. «Утро» полностью лишено всего этого.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Шишкин обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа от некоторой описательности и детализации (Рубка леса, 1867, ГТГ) он переходит к созданию целостных образов природы (Рожь, 1878, Лесные дали, 1884, – оба в ГТГ), раскрывает типически-выразительные и поэтические черты национального ландшафта (Среди долины ровныя. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Посылает в Петербург картину «Стадо в лесу» и этюды и после трехлетнего перерыва снова участвует на выставке Академии художеств. В окрестностях Москвы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. У него умерли сыновья. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Сосны придают картине величественное звучание. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Исполняет картину «Полдень. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Шишкин стремился к другому. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.
Он не останавливался в своем развитии. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
С этими мастерами был и Шишкин. В поездке им была сделана серия выразительных этюдов различных типов повстанцев пугачевского войска. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Левитаном и К. А.
Венецианова и И. К. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. А их было немало. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Каждое из них вызывало интерес зрителей. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Это было выступление против мёртвого академизма.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Саврасов, Ф. А. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Однако трактованы они с большей живописной свободой. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Работает самостоятельно. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. И когда он перед натурой.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой.
Случайность. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы.
Его репутация была безупречной. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Именно они свидетельствовали о непринужденности и проникновенности его творчества, об отзывчивости на впечатления от натуры, о живописной свободе.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна.
После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной живой школой, о которой говорил в свое время Крамской.
Мастер смело экспериментировал. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Густые кроны бросают на них тень. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося леса, которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Коровин.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Природа насыщена сырым воздухом.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В октябре ставит свою подпись под письмом – обращением группы московских художников к членам С. -Петербургской Артели художников по поводу «Проекта устава Товарищества подвижных художественных выставок». В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. В начале лета едет на озеро Четырех кантонов, затем в Дюссельдорф. У работы было очень много положительных отзывов. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Отталкиваясь от традиций позднего русского романтического пейзажа (Вид на острове Валаам, 1858, Киевский музей русского искусства), с 60-х гг. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Вертикали пересекаются косыми линиями. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг.
Но облачное небо уже начинает светлеть. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Участвует на Всемирной выставке в Вене. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. У него были какие-то свои трения с Савицким. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Воробьева.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Богато нюансирован цвет. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Едет ненадолго с Л. Л. Каменевым в Брюссель и Антверпен. Это была ювелирная работа.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Картина Полдень. Ничуть не бывало.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В сентябре возвращается в Дюссельдорф. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Иным произведением является вторая картина. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Мрачное настроение. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Не изменяя делу всей своей жизни.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Каждое дерево обладает своим «характером». Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Здесь его творчество расцвело. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает., 1883, Дубовая роща, 1887, – оба произведения в Киевском музее русского искусства). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но, прежде чем воспользоваться ею, он отправился в Казань и дальше – на Каму.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Так писались и «Сосновый бор. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
В феврале ненадолго едет в Женеву. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Член-учредитель ТПХВ (см.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Медведей написал Савицкий в самой картине. Шишкин сдержан и величественен. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Здесь исчезла всякая таинственность.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Шишкин не облагораживал природу. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Участвует (как и в следующем году) в подготовке литографированного альбома «Художественный автограф» издаваемого С. -Петербургской Артелью художников.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Весной 1862 года вместе с В. И. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах.
Айвазовского, С. Ф. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.