Произведения, воспроизведенные в данном комплекте, дают наглядное представление о том, как богато и полно творчество Ивана Ивановича Шишкина отражено в собрании Государственной Третьяковской галереи.
На косогоре (1880). Русское богатство. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
Художник стремится не только к фиксации причудливых очертаний облаков, не только к передаче их как бы зримой сущности, но и пытается раскрыть состояние природы. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Созданный художником образ величавой, полной торжественного покоя русской природы возвышен и вместе с тем в основе своей конкретен. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Колорит здесь играет решающую роль. Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Вот таким образом-то картина Утро в сосновом лесу у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Однако той тонкости пленэрной живописной системы, которая наблюдается у подлинных колористов и пленэристов – Поленова, Левитана и Серова, Шишкин не достигает. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Сиверская» (середина 80-х годов) и «Заросший пруд на опушке леса. Благодаря этому мы никогда не найдем у Шишкина встречающегося у многих художников-пейзажистов академического толка однообразия, своего рода штампа в изображении зелени, листвы и особенно деревьев. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма.
Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Сложную и многообразную жизнь леса раскрывает Шишкин в исполненной широкой кистью картине Бурелом, созданной в 1888 году после поездки в вологодские леса. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Большую часть картины занимают серые облака. Переплетение в ранних записях Шишкина отвлеченно-романтических воззрений с зачатками уже новых, прогрессивных взглядов на искусство отражало общую реальную картину в сложную для русского пейзажа пору рубежа сороковых – пятидесятых годов XIX века. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.
Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Шишкин же был пока что на пути к этому. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре).
Пейзаж отличает эпическая величавость, вместе с тем в нем ощущаются и мягкие, задушевные ноты. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Справа темнеет непроходимая чаща леса. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
В 1891 году Шишкин исполнил две картины. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Взору открываются огромные массивы лесов. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Один из самых совершенных – Берег моря. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Шишкина. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. В том же году появляется его знаменитая «Рожь» (1878). Они давали богатый натурный материал. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Домотканово (1888). Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
Васильева. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.
Среди исполненных здесь произведений сохраняет ощущение живой прелести непосредственно почерпнутого в природе мотива этюд На песчаном грунте. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». И. Н. Крамской, в мастерской которого за неимением места Шишкин трудился над пейзажем, сообщал Ф. А. Васильеву: Шишкин, оставаясь все-таки самим собою, до сих пор еще не сделал ничего равного настоящему. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Последнее особенн: хорошо чувствуется в картине «В лесу графини Мордвиновой.
Он суров, величествен, но доступен. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Среди долины ровныя. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Это было выступление против мёртвого академизма. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно.
Приближается страшная гроза. Много работал Шишкин и за границей. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).
Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. В еще большей мере это видно в незавершенном этюде «Дубы.
Пейзаж носит пространственный характер. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.
Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
И Шишкин не останавливался на достигнутом. Впереди художника ждали новые достижения.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Удивительный старик этот Шишкин. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Зритель, стоящий как бы на краю дороги, написанной с поразительным чувством реальности, не ощущает себя оторванным от расстилающегося перед ним огромного пространства. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток.
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894).
В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Его восхищение природой с годами не притупляется. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. В 1884 году он создал величественный пейзаж-панораму «Лесные дали», в котором.
Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Эти места, относившиеся прежде к Вятской губернии, в древности были перекрестком исторических движений этносов, цивилизаций, языков и религий. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
Прахов писал: «Настоящая краса всероссийского пейзажа исполинские, почти девственные леса, позднее завоевывают себе почетное место в русском искусстве, благодаря классической деятельности И. И. Работа с натуры — основа творческого метода И. И. Шишкина. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Богато нюансирован цвет. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Он носит романтический характер.
1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Повествовательный характер пейзажей дюссельдорфцев, композиционная построенность, при этом своеобразная интерьерная замкнутость в решении пространства, романтическая живость мотивов, точность деталей импонировали Шишкину, отвечали его собственным поискам, что отчасти позднее сыграло роль в выборе им места своего заграничного пребывания. Природа и человек в них начали жить все более слитно и нераздельно. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Его репутация была безупречной. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Искусствовед А. В. Вряд ли Шишкин мог видеть эту картину, полученную Эрмитажем из коллекции Саксен-Альтенбургских только в 1923 году, но он мог знать другие, близкие ей работы, которые остались нам неизвестными. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Здесь исчезла всякая таинственность. Одно из них – Сосна. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Часто в поздние годы он применяет цветную бумагу, на поверхности которой меловые штрихи и пятна как бы излучают свет. Жатва – одно из доказательств, что корни и истоки творчества Шишкина, впитавшего многие традиции русской пейзажной живописи первой половины XIX века, надо искать прежде всего в школе Венецианова.
Картины «Прогулка в лесу» и «Полдень.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Петергоф» (1891), в которой изображение старика-лесничего почти сливается с окружающей его чащей стройных сосен. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. На всем словно лежит серый налет. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
не форсируя конкретных примет природы, заговорил поистине высоким слогом. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Васильева. Каждая линия, каждый росчерк карандаша бережно и точно выявляют натуру и в то же время рисунок исполнен с такой свободой и легкостью, которые сродни творческому вдохновению. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Художник приходит к новому пониманию законченного рисунка, в котором он сохраняет легкую, динамичную манеру, применяющуюся им в набросках.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева).
Рожь. Но детали не нарушают целостности общего впечатления.
Весной 1862 года вместе с В. И. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Вид на острове Валааме (1860). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н.
Думается, что можно. Сейчас эти мечты стали явью. Отец не стал настаивать и Ваничка был водворен в верхнем этаже родительского дома».
Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
В обеих работах, несомненно, присутствует лирическое и даже сказочное начало, отдаленно роднящее их с произведениями В. М. Васнецова.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. В картине «Рубка леса» (1867) Шишкин воспроизводит, а точнее перечисляет, все то, что попадает в поле его зрения, не забывая и пересчитать годичные кольца на торце спиленного дерева. «Полевые цветы у воды». За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Тончайшие оттенки цвета, различающие деревья одной породы, – важная примета произведений художника. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Чувствуется глубина оврага, глушь. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Наследие Шишкина не ограничивается живописными произведениями. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Относящиеся к 60-м годам слова художника: «Главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии», свидетельствуют об этом. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Мери-Хови.
Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Воробьева. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Это одно из самых совершенных произведений художника. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Однако, если Шишкин увлечен и захвачен равноценными для него в конечном счете деталями, любовно им воспроизводимыми из суммы которых как бы складывается общее впечатление, то Каменев подчиняет их целому. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В окрестностях Москвы (1866 и 1869).
В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Сохраняя всю естественность найденного в натуре мотива, художник добивается впечатления гармонической цельности.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Картина Хвойный лес. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.
Первая — «Дождь в дубовом лесу». Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Он кропотливо изучает натуру.
«90-е годы Шишкин встретил полный сил. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Работа над картиной происходила в 1889 году.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мир «Лесных далей» — не интимный мир. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Копии с него были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища.
Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
В картине 1867 года В церковной ограде. В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
В то же время его внимание привлекали произведения близких ему русских художников, вступивших на путь правдивого отображения национального облика своей страны: В. И. Штернберга, этюды которого, по указанию его друга А. Н. Мокрицкого, Шишкин впервые копировал еще в 1853 году, а также совсем молодых живописцев А. И. Соловова и Н. Н. Рыбинского – авторов конкретно-видовых пейзажей. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.
Ее Шишкин старался писать по возможности быстро, без переделок, но в случае их необходимости давал хорошо высыхать краскам. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Сиверская (1883. ).
Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. А их было немало. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Вечер» (1887) использованном затем при создании картины «Дубовая роща» (Киевский государственный музей русского искусства). Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания. Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.
Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Этюд Полдень.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Изображена Кама близ Елабуги. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.
Недаром его называли швейцарским Поттером. В окрестностях Москвы. Пытаясь представить себя неким романтическим мечтателем, молодой художник в то же время поглощен окружающей его жизнью. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.
Шишкин теперь обретает полную свободу от каких-либо влияний, становится самостоятельным и оригинальным. В самой богато нюансированной звучной цветовой гамме ощущаются воздух, окутывающий лесную поляну, теплота яркого летнего дня. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. 60. ). Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Высокое небо со светящимися по контуру кучевыми облаками – не просто фон, а важный компонент пейзажного образа, который имеет выраженный национальный характер. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Все сковано морозом и погружено в тень. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Природа насыщена сырым воздухом. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
И еще новое – приближенность изображения к зрителю. «Изображение природы в связи с жизнью и трудом народа» получило в ней свое конкретное воплощение так, в ниве золотистых хлебов художник видит дело рук человека, однако содержание картины «Рожь» много шире — это образ самой России. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Ему не свойственна та обобщенно-декоративная манера, которая присуща многим рисункам Калама с их заглаженными штрихами. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Лучшей вещи он не писал1.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Петербургская жизнь с ее мишурой, – писал Шишкин родителям в 1860 году, – и прежде на меня не производила ровно никакого действия. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Все полно жизни. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина.
Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Последнюю свою работу он так и не закончил. Все они были написаны под Петербургом. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. 1. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче.
Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь.
В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). «Сосновый бор. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Немалую роль в творческой биографии Шишкина ранних лет сыграл его наставник в училище А. Н. Мокрицкий, в прошлом серьезно увлекавшийся пейзажем и сам учившийся у Венецианова. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий.
Сосновый бор». Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Если в ранних этюдах и картинах он скорее рисовал кистью, отмечая приметы пейзажа и не всегда умея подчинить частное общему, то с конца 70-х годов он полностью овладел тональной живописной системой. Первое место занимает Шишкина Рожь1. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Яркую оценку Шишкину как рисовальщику дал в своей книге «Далекое-близкое» И. Е.
В природе нет для него крупного или мелкого. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Чувствуются глубина оврага, глушь. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.
По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Эти труды стали началом аналитической, своего рода лабораторной работы, не прекращавшейся в сущности на протяжении всей его жизни.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор.
Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Вспоминает А. Т. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Все вокруг погружено в зимний сон. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Однако сформировавшаяся в тридцатых – сороковых годах законченная система академической школы также оказывала воздействие на его художественное развитие. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом.
Лес выглядит небольшим и просторным. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Перейдя в 1856 году в петербургскую Академию художеств, он соприкоснулся с господствовавшей в ней практикой «сочинения» внешне эффектных пейзажей. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. В окрестностях Москвы».
Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели такую популярность, а сведения о его жизни и деятельности освещены, казалось бы, так полно, что, возвращаясь к этим вопросам, невольно опасаешься повторить истины, ставшие почти хрестоматийными.
В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Работы начала 90-х годов отмечены усилением внутренней сложности и поэтического начала. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Мастер смело экспериментировал.
Последняя работа автора является наиболее известной. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Если на рубеже пятидесятых – шестидесятых годов в творческом плане, особенно в создании картин, над Шишкиным довлела академическая доктрина, то по своим идейным убеждениям он предстает уже как человек новой формации.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Основу живописи у него составляет чрезвычайно богатый оттенками и в то же время сплавленный цвет, отчего все детали воспринимаются в единстве, а подвижный, динамичный мазок способствует ощущению живой трепетности окружающего мира. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. И здесь, как в Дубовой роще, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, падают на ярко освещенную поляну. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. По обочинам ее цветы – сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Иным произведением является вторая картина. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Божия Благодать.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. И все-таки И. И. Шишкин — прежде всего мастер большой эпической пейзажной картины. Сиверская» (1883). К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Глубоко верные по сути своей определения Крамского были сделаны в ранний период творчества Шишкина. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
В первой из них Шишкин «рассказывает» о березовой роще, в которую отправилось на прогулку барское семейство и ни одна подробность: ни валун на переднем плане, ни замшелые корни старого дерева, ни ствол сломанной березы с ободранной корой — ничто не ускользнуло от его пытливого взгляда, однако до художественно-образного обобщения здесь еще очень далеко. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.
С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Для обогащения живописной фактуры Шишкин использует в ту пору и такой своеобразный прием, как процарапывание живописного слоя до грунта. он помогает человеку настроиться на торжественный лад, подняться до его величия.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Лесная глушь (1872). Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Каждое дерево обладает своим «характером». «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Автор словно утверждает значительность темы.
Когда рецензенты передвижных художественных выставок писали, что, подходя к пейзажам Шишкина, словно чувствуешь запах сосны и хочется глубоко вздохнуть, как в лесу, это отнюдь не являлось свидетельством натуралистического подхода художника к окружающему, а было тем свежим ощущением жизни, чувством непосредственной близости к природе, благодаря которым возникает определенное поэтическое состояние души. Окрестности Москвы. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством, по крайней мере со стороны рисунка.
В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть.
Важную роль в постижении им поэзии природы играли этюды «Береза и рябинки» (1878). В Петербурге, куда Шишкин вернулся в июне 1865 года, он вскоре тесно сблизился с членами Артели художников, ставшей своеобразным центром демократического искусства столицы, притягивавшей к себе талантливую молодежь. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Но облачное небо уже начинает светлеть. Эту картину приобрёл П. Третьяков. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм».
Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Показанные в феврале-марте 1865 года на постоянной выставке в Дюссельдорфе, рисунки вызвали многочисленные восторженные отклики. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Они свидетельствовали о разнообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только остававшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Оно была представлена в 1878 году на Шестой передвижной выставке. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Он был прекрасным мастером рисунка и офорта. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Иное дело «Полдень. Художник их штудировал прямо в лесу.
Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Окрестности Москвы.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. Шишкину, как и другим шестидесятникам, содержательность замысла представлялась одним из основных критериев ценности произведения, что подтверждает и его пенсионерский отчет 1864 года в Академию художеств. В свою очередь, И. Ф. Василевский отмечал: Другой шишкинский пейзаж – меньших размеров, но принадлежащий к числу лучших экспонатов выставки.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет.
— Ср. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Спустя семь лет после того оказавшись за границей, он мечтает вернуться сюда для натурной работы. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года.
Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Однако академический условно-романтический пейзаж его не удовлетворял. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Ученик и друг Саврасова, близкий ему по духу, по восприятию природы, он предстает как художник лирического склада.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Как вспоминает А. Т. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. В окрестностях Москвы» (1869) говорят о другой, лирической стороне таланта художника.
К ним относятся Уголок заросшего сада.
Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо.
Репин: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
В. В. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Воздух словно напоен теплом. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. На протяжении девяностых годов Шишкин не оставлял работы над крупными пейзажными картинами. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Густые кроны бросают на них тень. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Глядя на этот рисунок, лишний раз убеждаешься в умении Шишкина найти гармонию, ритм там, где, на первый взгляд, все случайно и беспорядочно и достичь исключительной завершенности в трактовке форм – в данном случае лежащего в лесной глуши дерева, сухого пня на переднем плане, старых елей в глубине и всевозможных трав, густо устилающих землю. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Процесс отбора идет даже на этой стадии.
Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Медведей написал Савицкий в самой картине. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест.
Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Эта картина – очень светлая и яркая. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Валаам (1858, 59. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Отец не стал настаивать. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. То, что «другое» нужно, но не только «дальше», а и теперь, Шишкин сам хорошо понимал.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Особой непринужденностью подкупают его этюды «Папоротники в лесу.