Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов (719января1865, Санкт-Петербург— 22ноября 5декабря1911, Москва)— русский живописец и график, мастер портрета. Бесспорно, Серов — гениальный живописец и талантливый психолог.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Витте (1904), Ф. И.
Рождение сына Александра. 1894. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей).
Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Поездка в Германию. 1903. Переезд с матерью в Киев. 1878. Вскоре после этого B. C. Становится преподавателем МУЖВЗ. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Н. Ермолова», 1905 «Ф. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная и всегда была окружена мужчинами. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В 1890-х – начале 1900-х гг.
Дервиза Домотканово. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Женитьба на О. Ф. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Я только высмотрел, подметил. Морозовой и С. М. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). и жанром («Заросший пруд. Поездка в Вену и Италию с И. С.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ).
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Возвращение в Россию. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Рождение сына Георгия. 1895.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). («Н. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).
Получает звание академика живописи. 1899. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. С 1900-х гг. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Поездка с Л. С.
Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Мая. 1876. Смерть отца. 1872. Серов, член объединения Мир искусства с момента его возникновения, в своём творчестве всё более сближается со стилистикой модерна. Лесков (1894, ГТГ). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Коровиным. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. 18 февраля вместе с В. Д.
Домотканово, 1888, ГТГ). Валентин Серов родился в артистической семье. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Обучение в гимназии К. И.
Мамонтовой. Это случилось в 1871 году. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Знакомство с К. А. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Репина, Т. А. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Её родители Бергман Семён Яковлевич и Гудзон Августина Карловна в Москве держали небольшую лавку колониальных товаров. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем. Серов часто обращался к различным графическим методам – акварели, пастели, литографии и так далее. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Рождение сына Антона. 1902. В феврале родилась дочь Ольга.
Вопрос нерешаемый. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Родился сын Георгий.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В доме Серовых всегда было шумно и весело. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Домотканово», 1888 «Октябрь.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. После кончины отца, когда Валентину исполнилось всего 6 лет, его мать очень хотела продолжить свое обучение.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Его великолепные по исполнению и поразительные по степени проникновения в человеческий характер портреты стали поистине золотой страницей в истории отечественного изобразительного искусства.
Левитана. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Крылова и др. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Поездка в Мюнхен и Голландию. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. 1905.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Рождение сына Михаила. 1897. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Коровина. 1892. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Избран действительным членом венского Сецессиона. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Избран членом ТПХВ.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Гиршман. 1908. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
С начала 1900-х гг. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Лескова (1894), композитора Н. А. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Поездка с женой в Италию. 1905.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Живет с матерью в Мюнхене. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
Совсем портретчиком становлюсь. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Домотканово". 1896. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Он слышал выстрелы, видел убитых. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Произошло это спустя пять лет после поступления. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник).
Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Коровина (1891), И. Е. Трубниковой. Поездка в Рим и Париж.
Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Левитана (1893), писателя Н. С. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой и императрица пожелала его удалить. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Нет, Савва Иванович был себе на уме.
Римского-Корсакова (1898). Так началась целая серия портретов императорской семьи. Знакомство с А. Н. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения.
Серова. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Бенуа. Становится членом "Мира искусства". Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
В 1900-е гг. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Был написан портрет императора Николая II.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. за этюд с натуры».
Репиным. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Остроуховым, М. С. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Обычно Серов подолгу трудился над портретами иназначал натурщикам множество сеансов, однако сцарем художнику удалось встретиться лишь единожды. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
Поездка в Париж. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Репина (1892), И. И.
Портрет O. K. Стиль: реализм, неоклассицизм. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Иначе. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют.
Знакомство с семьей Мамонтовых. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова.
Дервизом. 1885. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды.
Орловой. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Возвращение в Москву. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Принимал участие в организации сатирического журн. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Таманьо» (1891), «Н. Работа над полотном шла три месяца. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Мать будущего художника также была известной личностью. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Трубниковой (1865-1927). Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Мазини» (1890), «К. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Да ещё и с издевательствами. Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств.
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. В 1895 – 1897 преподавала Моск.
Таковы «А. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. заменялся кодексом. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Радость, как жизненная ценность. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. А где можно было брать основной материал. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Случилось так, что своими работами Валентин Серов показал иные, отличные от идей передвижничества, ценности. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А.
Турчанинова (1907), М. Н. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Репина в Париже и в Москве. Поездка в Берлин и Париж. 1910. "Девочка с персиками". 1888.
К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Большего контраста невозможно придумать. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея).
Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. в зеркале у края холста).
Начало систематических занятий с И. Е. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Акимовой (1908). Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. и Ю. С. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Рождение дочери Натальи. 1909. Поездка в Париж. 1907.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Ее организовали разночинцы. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти.
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Петр I Портрет Г. Л. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. А. Коровин» (1891), «Ф. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Учился главным образом у П. П.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников. "Октябрь.
Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Вскоре Серов покидает академию. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. На рубеже веков Валентин Александрович стал лучшим русским мастером светского и придворного портрета.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Выходит из ТПХВ.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Рано проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И. Е. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Радость беспричинная. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве.
Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Портрет И. И. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Переезд с матерью в Париж. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Мамонтовыми. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Бакстом в Грецию и на Крит. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Мамонтова, И. Е. Встречается с Л. Н. Среди них были и приближенные императора.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.