Со дня открытия выставку Серова украшал портрет Марии Акимовой, нарисованный художником в 1908 году. Портрет Марии Акимовой сегодня покидает выставку работ Валентина Серова в Третьяковской галерее, продленную из-за ажиотажа до 31 января: картина принадлежит Национальной галерее Армении и, согласно Таможенному кодексу, должна быть возвращена не позднее 00:01 29 января. Купить картину или постер "Портрет Марии Акимовой", художника Валентина Серова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». Причем позировал для него рослый датский солдат, одетый в царский мундир. «Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Его друг В. Д. Дервиз хорошо пел романсы Чайковского.
Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом. Повели подать другого орла, да побольше а то хоть и таких парочку. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов. Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования.
Решил принять в нём участие и Серов (это был его первый конкурс). – Мальчиком я пел в церковном хоре, – продолжал Таманьо. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света).
Умна, образованна, артистична, добра. Не отсюда ли его правдивость искренность. Верушка (так все звали общую любимицу Веру) вбежала в комнату, где сидел Серов. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам».
Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова). Портрет своей жены Ольги Серовой. Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны.
Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. – Берегись, чтобы орел не прилетел с посошком. «Что же такое живопись Серова. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Благодаря приёмам, взятым из импрессионизма, В. Серов сумел неподражаемо передать игру солнечного света, его насыщенность и даже то, что трудно собственно нарисовать – воздушность и мимолётность мгновения. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было).
Высока, тонка изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Я его родственник, внучатый племянник. в императора Петра 1-го вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии», – писал о картине Александр Бенуа. Всем показалось, что кинжал проткнул насквозь тело композитора и вышел из спины. – Однажды так увлёкся, что запел и перекричал весь хор. В творчестве Серова преобладает оптимистическое, мажорное отношение к миру. Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза».
Какими же средствами добился такого результата художник. Наблюдая, как артист играет финальную сцену, композитор остановил его и сказал: «Дайте мне, синьор Таманьо, ваш кинжал». Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя. Майоликовая тарелка на стене (разумеется, она не просто так там висит). – И этим всё сказано.
О эта линия руки, складка платья, узор материи. В одну из ассамблей, Балакирев наговорил много лишнего, хотя и справедливого. Что ещё нам может поведать картина., – писал о картине Игорь Грабарь. В одной «Девочке с персиками», которая не только встречает зрителей при входе на выставку, но и стала тизером к ней, деталей и нюансов столько, что внимания на все может и не хватить. Так что этот портрет – можно сказать, открытие. Кроме того, Серова-художника охотно признают своим все направления русской школы живописи. Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие).
Интересно, что в бытность свою профессором, преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Серов так начинал своё учительство: «Объяснять не умею, – вот глядите, как пишу: хотите, пишите так же, а не хотите, как знаете сами»– он очень не любил учить тех, кто сами не догадывались, как им учиться, ведь иного ученичества, кроме как «подсесть и писать так же» Серов не признавал. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Здесь и великосветские особы и представители творческой элиты и деловых кругов, а также родные, друзья и знакомые художника Но кого бы ни изображал Серов – царя, купца или беззаботную девушку, – ему всегда удавалось чутко уловить и отобразить характер и индивидуальность своего персонажа, сделать его живым. Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.
Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы. Он заставлял меня бегать по лестнице вверх-вниз, вверх-вниз – петь при этом. – Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать.
Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике. Они поженились, когда умерла жена помещика. Ольга Федоровна, по отзывам друзей Серова, была немного пугливая, хрупкая, светящаяся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченная. На мой взгляд, – лучшее свидетельство постоянного роста этого художника и лучшая, наиболее «радости» дающая вещь всех выставок этого года» (Миклашевский).
Критик С. С. Голоушев писал: «Возьмите, скажем, портрет княгини Юсуповой. Серов – мастер громадного художественного значения, гордость, слава и надежда русского живописного искусства» (Лазаревский) «Это шедевр кисти Серова. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Творил, ощущая свою силу, умение – так родилось «одно из самых замечательных произведений русской живописи» (Грабарь).
Надо другое платье. Будьте скромны. Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше».
Портреты «Девушка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» – две такие жемчужины, что, если бы назвать только пять совершенных картин во всей новейшей русской живописи, то обе неизбежно пришлось бы включить в этот перечень». Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. – говорил он с несвойственным ему воодушевлением». Давайте теперь вспомним рассказ И. Л. Андронникова «Ошибка Сальвини»: актёр малого театра Остужев свидетельствует, что Таманьо проходил вокальную партию Отелло с самим Верди.
Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им. Потому-то после смерти императора именно датские военные и заказали Серову этот портрет.
Он меня туда отвез. В отличие от своей двоюродной сестры, Прасковья глядит исподлобья. А знаете, синьор Антонио, как меня учил петь маэстро Педротти. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать». Это полотно – особая гордость выставки. – Я говорю: Как же. Меня услышал маэстро Педротти, стал учить музыке и пению.
Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Писал и чувствовал, работа спорится, всё идет, как надо. Увлекался пением Таманьо и Серов.
Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». Но применительно к юбилейной выставке Серова, собравшей около сотни живописных произведений и примерно 150 графических, – на что прежде всего обращать внимание. Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник. Не любящий многословия, сам никогда не просящий разъяснений и доходящий до истины только своей догадкой и молчаливым, упорным «подсаживанием» Серов тщательно отбирал драгоценные штрихи для своего ремесла. Серов. Выставка Серова занимает три этажа. Отговаривался: «Я должен писать Верушку, чтобы что-нибудь вышло».
Когда девятилетнего Серова удивили работы Кеппинга (немецкий художник, график), то он упросил художника взять его с собой на этюды. Вопреки сложившимся в искусстве представлениям, быка он сделал не белоснежным, а рыжим. Его впервые привезли из Дании.
Она подумала-подумала – и согласилась. Художник сам предложил Дягилеву создать занавес к уже идущему спектаклю и за образец взял персидские миниатюры, в том числе из коллекции Петра Ивановича Щукина. – вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю». Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне.
Долго не отходишь от портрета, манит он своей глубиной» (Гуров) «Портрет г-жи Акимовой прямо изумителен по красиво, легко и художественно решённой красочной задаче. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. Чем она может быть мне интересна. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым».
В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. «Был небольшой заказец от А. И. Серову заказал московский издатель И. Н.
Она скоро стал один из его любимцы и произвел его в незаконнорожденный дочерью, Агате. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. «Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен. Итак, моё вступление благополучно и то хорошо». – вспоминал Жилинский. О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет.
Глядя на это произведение, чувствуешь, что. Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году). Marie-Louis OMurphy был моложе один из эти любовницы на Король. Серова решено было отдать в обучение к Репину. Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображён именно художник (хотя известно, что Исаак Ильич также позировал в своей мастерской).
вскричал Балакирев, упав на колена. - Пей, говорят тебе. Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии.
Надя и Маша Симонович увлечённо музицировали в четыре руки и Серов любил их слушать. И кто-нибудь сможет по памяти, не глядя, точно сказать, сколько там персиков. «Может быть, послать на него портрет Верушки. » – спросил он Елизавету Григорьевну. Необычайно музыкальный, он с детства погрузился в мир музыки. В 1897 году в театр пришёл Ф. И. Шаляпин.
При этом шагал огромными шагами и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции. Казалось, как ему нужно учиться, Серов интуитивно понял с самых ранних лет. брак был устроен для ее и она была отослал из суд. Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». Портрет выставили – и Серов получил за него премию.
Но по её смуглому лицу, на котором проступил румянец, по тёмным всклокоченным волосам, заметно, что ещё несколько минут назад девочка резвилась в залитом солнцем саду. В 1910 году им написано полотно Похищение Европы и несколько вариантов Одиссея и Навзикаи. А я и правда не любила богатых платьев. – С этим трудно не согласиться, господа.
«Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр. – вопрошает критик. «Замечательная вещь, это живая действительность» (Поленов) «Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению искренне-наивный, простой, задушевный портрет молодой девицы Мамонтовой» (Стасов) «Портрет этот поражает прежде всего жизненностью и простотой манеры» (Сизов). А в какую среду – музыкальную, артистическую, творческую.
На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). Мать тоже была композитором, виртуозно играла на фортепьяно. Кнебель, который затем воспроизвел ее в книге Картины по русской истории (М., 1908). Мамонтова. – А он был страшный: долговязый.
– сказал с улыбкою Государь. Ай-ай-ай. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное, – говаривал художник. – Артгид). – попал Серов в доме Саввы Ивановича Мамонтова: сам «великолепный Савва» пел и играл на фортепьяно, учились музыке его сыновья, сверстники Серова, владели фортепьяно частые гости Мамонтовых С. П. Спиро, И. С. Остроумов. «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья. Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми.
Верно замечено, что у Серова был избыток сил, свежести, мужественности. Работая над картиной, художник пытался создать образ Петра, существенно отличавшийся от общепринятого в изобразительном искусстве того времени. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
Типичная фраза экскурсоводов перед картиной: «Обратите внимание. » (и далее внимание привлекается к обычно ускользающим от взора деталям). Совесть меня мучает. В конце 1908 года портрет экспонировался на выставке «Союза русских художников». Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. Художник, по-видимому, не желал повторять композицию «Девушки, освещенной солнцем» – отсюда горизонтальный формат, в котором по-иному организуется картинное пространство. «Я доволен, – радуется художник. Отец его – выдающийся русский композитор, автор опер «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года.
Он поразил современников: «Голова написана так, как Серову редко удавалось» (Грабарь) «Снова в портрете индивидуальность самого изображенного лица. Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно. «Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель.
Я подошла погреться к печке. И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. Если вглядеться в глаза девочки, видно, что у неё загадочный взгляд, есть в нём даже что-то цыганское. Однажды дети Мамонтовых играли на дворе.
После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки». Красота молодой женщины поразила его, он полюбил её. Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов. А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов.
Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. «Если вы вглядитесь и вникните в нежную живопись этого лица, вы увидите не только импрессионизм (передача мерцания натуры, подчёркивание цветовых контрастов, примат впечатления), вы найдёте и стилизацию в тонах и линиях, подчёркнутое выявление именно этого характера, как он запечатлевается в душе художника. «Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова. Девочка выглядит очень серьезной и немного испуганной. – Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей».
Это лучшее, что можно выбрать. Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже.
Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ». И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Многих может удивить факт нахождения портрета российского государя на родине Русалочки. Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры.
Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле. закричал шут и опрометью бросился прочь. Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня».
Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка. А лицо царя Серов писал по фотографии.
Вэтом произведении, в отличие от «Девушки, освещенной солнцем», акцентирована сугубо портретная задача – мелкие черты лица, затененного полями шляпы, характерная легкая сутулость, немного застенчивый взгляд иногда свойственный человеку, внезапно заметившему, что его зарисовывают или фотографируют, а он при этом желает казаться естественным. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль.
На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». «Серов был одной из самых цельных особей художника-живописца», – вспоминал Репин, великий художник и первый наставник Валентина Серова. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж. Серов был очень удовлетворен портретом. О, это незабываемо. Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника. «Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году.
и положила руки на теплые изразцы. «Это последнее слово импрессионального искусства. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. А я, между тем, страшно люблю этот портрет.
Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось. Композицию Петр I (1907) В. А. Чистяков, повторяя, что в такой мере, какая был отпущена Богом Серову, всехудожественного постижения в искусстве, он ещё не встречал ни в каком другом человеке. Выбрал он композицию абсолютно случайно.
Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку. Чарам ее никто не мог противиться. Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела.
Целый цикл произведений посвящен представителям царского дома Романовых. Серов реалистически передаёт то, что видит. Но это реализм, далеко ушедший от «реализма» передвижников: у Серова есть и «толкование» натуры и художественный субъективизм.
В бледном личике с чертами грузинского или армянского типа есть что-то, дающее целую повесть о женской жизни» (Голоушев) «За прекрасно написанным лицом, в котором так просто разрешены технические трудности, чувствуется нервная, немного уставшая душа современной женщины. // Движенья быстры. Все, кто был на сцене и в зале, ахнули. Помимо гостевания Александр III стал шефом Королевской лейб-гвардии.