Хотя Валентин Александрович Серов, работавший в жанрах пейзажа, портрета и исторической композиции, написал немного натюрмортов (по большей части учебных штудий), предмет в его творчестве всегда играл важную роль и нередко занимал такое же равноправное положение, как и другие элементы композиции.
В то же время «разноцветность» Матисса, невероятное, с точки зрения Серова, «варварское» сочетание активного оранжевого с насыщенным синим цветом, чуть позже пронзительно зазвучавшее в его «Похищении Европы» (1910, Музей искусства авангарда), на первых порах возмущали русского живописца. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Был написан портрет императора Николая II. Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства.
Видимо, столько времени уходило на то, чтобы изучить модель. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Материал из которого изготовлены вещи, будь то бронза подсвечника, стекло графина или матовый отблеск свечи, ощутимо дрожит от колоссального внутреннего напряжения. 1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Домотканово» (1895, ГТГ), «Баба в телеге» (1896, ГРМ), «Стог сена» (1901, СГХМ), оживляя пейзаж будничными сценками из крестьянской жизни. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов.
Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К. Е. Маковского «В мастерской художника» (1881). В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Художник, биография которого полна встреч и общения с великими предшественниками, очень быстро развивался как мастер станковой живописи. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В. С. Его способности к рисованию проявились очень рано. Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка».
К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников.
Ермоловой. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Также и о картине мастера «Петр I» (1907, ГТГ) Добужинский с восхищением писал, что это «одно из самых проникновенных "видений" прошлого» 40. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп. Яремич, А. Н. В тенистом усадебном парке с восемью прудами и тихими липовыми аллеями Серов создал свои первые пленэрные полотна, в том числе «Заросший пруд» (1888, ГТГ), близкий по настроению к живописи французских художников-барбизонцев. Об этом же писал близкий друг художника В. Д.
Орловой» (1911, ГРМ) со знаменитым «Портретом Иннокентия Х» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) Веласкеса, называя оба полотна «чудом живописи» 33. Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. Толстого и работы И. Т. Серова критик воспринимал «более нервным и с несравненно более тонким чувством красок, нежели Цорн» 23, к тому же, по его мнению, русский художник больше заботился о содержательной части, выявлении внутренней, сокровенной стороны предмета, всегда оставаясь преданным строгому рисунку, форме и крепкой композиции.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». Браза, Ф. А.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. От его глаза не скрылись внутренний мир стареющей актрисы Гликерии Федотовой и громадный трагедийный талант М. Н.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Все эти тенденции заметны на картине Коровина «За чайным столом» (1888). По словам Серова, живопись великого испанца «оттесняла» даже весь современный Париж.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. В 1910 году он скончался от воспаления легких. Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой. 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Чистяков считал, что объемные формы не следует создавать в пространстве тушевкой и контурами их следует строить линиями. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Дальнейшие поступки Серова: письменный протест царской фамилии, выход из состава членов Академии художеств и отказ от общения с близкими друзьями, в которых он увидел «тень соглашательства» 15, вскрыли в нем такую принципиальность, которой не обладала даже его мать16.
Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. «Если подметит, бывало, яркую отрицательную черточку, – вспоминал Грабарь, – или чванство или глупость или гениальничанье или просто смешную манеру стоять, сидеть – непременно внесет ее в свою характеристику» 45.
В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы.
Сарджентом. Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Подсвечник, графин, стакан». Серов был страстным любителем животных.
«Каждый портрет для меня целая болезнь» 43, – признавался художник. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Во всяком случае, так считали С. В. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры».
Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Так, парадный портрет З. Н. Лансере.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Какой глубины и разнообразия коричневого цвета Серов добивается в «Портрете А. Мазини» (1890) или «Портрете Ф. Таманьо» (1891, оба – ГТГ), как по-рембрандтовски благородно эта гамма зазвучала в «ускользающем облике» 34 М. К. Графиня шутила, что за это время она «то полнела, то худела», а Серов все продолжал искать нужную форму. Стасова (1908, ГРМ)28. Фигура приобрела неестественность и угловатость. Исполнение «Портрета графини О. К. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины).
Здесь же, в Домотканове, в 1890-х годах он открыл для себя поэзию деревенского пейзажа. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». 1898 год— на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения. Морозова» (1910, ГТГ) он изобразил коллекционера на фоне принадлежавшего ему матиссовского натюрморта «Фрукты и бронза» (1910, ГМИИ) исполненного, по мнению А. В.
Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт. Бенуа, И. Э. Сколь сложна в его картинах нюансировка белого, наполненного различными цветными рефлексами, а порой внутренним свечением, как на сугробах снега в раннем пейзаже «Зима в Абрамцеве» (1886) или в белой кофточке О. Ф. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника. Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри». Это памятник Ермоловой. » 49.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Трубниковой, невесты Серова, в картине «У окна» (1886), в воротничке В. О. Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах. В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Грабарь утверждал, что Серову ничего не стоило ответить отказом на просьбу написать портрет и откровенно заявить: «Не пишу, так как вы мне не нравитесь» 29.
Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился).
Эти пять лет решительно и определенно ответили за нас: "Нет, не ошибались"». В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным. Это сокрушительный триумф яростной объективности. Во время голода 1891 года по примеру Л. Н.
Был написан портрет императора Николая II. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года.
В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. Барятинского Кабардинского полка» (1900, частное собрание, Великобритания) между Серовым и императрицей Александрой Федоровной произошел конфликт, отраженный в мемуарной литературе. На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. Грабарь утверждал, что художник «страшно не любил проявление пошлости, был к этому безжалостен и даже жесток, причем, когда говорил, он не лукавил и не произносил комплиментов» 30.
Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). Юсуповой (1903, местонахождение неизвестно) или глухоту А. В. В феврале родилась дочь Ольга. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Бенуа находил в прекрасном графическом портрете своей супруги А. К. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», значительно отличается от тонких, порой гротескных стилизаций А. Н. Полуобгорелый абажур выхватывают из темноты смятые подушки и простыни, стеклянный графин, стакан с водой, пузырьки с лекарствами и рецепты врача. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в картине К. Маковского «Алексеич».
За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. Серову, в частности, было интересно пластическими средствами передать приятный смех З. Н. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Чоколова» (1887), «Портрет П. И.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу. В 1903 году художник уехал в Европу. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Картина написана на террасе загородного дома. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
Да ещё и с издевательствами. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. «Великим молчальником» назвал своего друга Ф. И. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. На полотне изображено дружеское общество на даче В. Д.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится. Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ). Серовой, в лексике родственников – «материнскую горячку» 10, у художника постепенно сформировались замкнутость и непримиримость характера.
Ошибались ли позднее, в дни посмертной выставки. В прессе возникала дискуссия и по другому поводу. Серовский натюрморт «Яблоки на листьях» (1879, Музей-заповедник «Абрамцево») поражает лаконичностью композиции, а «Портрет С. М. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Их, к примеру, А. Н. Но, так или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке. С подобной же целью он тщательно подбирал цвет и фасон одежды, тщательно продумывал позу. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова.
А. Н. Радищева, Саратов). Однако в эти же время в творчестве В. А. Серова и К. А. В картинах чудесная живопись, обилие света и воздуха и в то же время изумительная крепость формы и мастерство рисунка. Здесь Серов, как и в последующих своих произведениях, продолжал путь своего учителя Репина.
Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры. Поленова.
Мамонтов, С. П. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Художник поэтизирует простые мотивы, сельскую природу, русскую крестьянскую лошадку, телегу, деревушку изгородь с вороной, луга, полоску леса и другие скромные и часто повторяющиеся мотивы. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. В зарубежной и русской прессе того времени художника часто сравнивали с Каролюс-Дюраном, Ф. фон Ленбахом и особенно с Дж. С. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Главным достоинством таких работ считалось максимальное сходство изображения с предметом.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Если сравнить эту работу с произведением, написанным на ту же тему Репиным, можно увидеть, что натюрморт Серова отличается большей этюдностью, чем полотно его учителя. Именно такие работы Грабарь объединил под названием «крестьянский Серов». На картине фигура человека изображена уже на заднем плане, за натюрмортом.
Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. С 1806 года он работал в Эрмитаже. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов».
И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. Левитана (1860-1900). Стасова» (1908, ГРМ) критик С. К.
Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Содержательность и сила их были зато предельными» 11.
Ее организовали разночинцы. Морозова» (1902, ГТГ), сначала появившийся на выставке «Мир искусства», а в 1906 году показанный в Париже на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», также вызвал оживленную полемику. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. При этом нельзя упрекать художника в том, что человек его интересует не больше красивого, живописного предмета. Бытует мнение, что Мамонтов был эдаким добряком-чудаком, который бездумно бросал деньги в искусство, поддерживал таланты и т. п. Однако и это мнение в скором времени стали активно опровергать.
В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения. Серов подбирает для персиков собственный желтый цвет и противопоставляет его с белизной скатерти, с зеленью кленовой листвы и желтизной света, льющегося из окна в сад. Щербатов: «. Радость, как жизненная ценность.
Этот натюрморт очень содержателен. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). В сложных композициях они заняли свое место наряду с другими героями произведения. В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Всякие отступления от реализма в творчестве Серова являются случайными, эпизодическими моментами. В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей. Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. 1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Однако уже изначально у Серова возникает индивидуальный подход к натуре. Касьянова (1907, томский областной художественный музей), обозначить в поясном портрете высокий рост Д. В. Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска. Ван Зандт» (1886, СОХМ), «Портрет С. П. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. в зеркале у края холста). потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Но главное место в его творчестве этого времени занимали сцены с изображением жизни и быта провинциальных городов и деревень.
Юсуповой создавался на протяжении нескольких лет. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой». На этот раз живописная экспрессивность полотна заставила вспомнить не только Цорна, но и Эдварда Мунка – его «Портрет немца» (1903), кстати, написанный лишь год спустя. С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Олив (1895, ГРМ), как помогает она всякий раз передавать то жизненную силу, то трепетность образов. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Это видно из всей практики работы над историческими сюжетами и, как уже было сказано, над иллюстрациями к басням Крылова. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П. Чистякову: «преподавание вообще я не люблю— учеников и бездарных и талантливых всех не люблю— серьезно.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Через шесть лет он поступил в Академию художеств. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. С 1984 года Валентин Александрович Серов состоял в товариществе передвижных художественных выставок, как активный член организации.
Хруцкого. На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. В этом, по мнению критика, одна из причин того, что в его творчестве сразу наметилась тенденция к красоте, «гармоничности целого», решению чисто живописных задач.
Импрессионисты старались связать натюрморт с окружающей средой и сюжетно и живописно. Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников 15-16 веков в эпоху Возрождения. 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником».
К тому же со стороны заказчиков Серов не выносил никаких замечаний. Все изображенное написано с учетом окружающей световоздушной среды. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина.
Родился сын Георгий. В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок их гармонию с простой деревенской кринкой. Серов внимательно изучал зверей их повадки.
Когда в 1897 году на скандинавской выставке в Петербурге, организованной С. П. Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). Симонович-Ефимова.
Орловой» потребовало ста сеансов, даже император Николай II выдержал 16 сеансов во время написания портрета «в тужурке». В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Очередной серовский шедевр, «Портрет М. А. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Он дает правдивый образ великого преобразователя.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Гиршмана (1911, все – ГТГ). Он был слишком правдив». Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова» – писал М. В.
В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва). Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием. Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы. Так, Бенуа не без основания сравнивал стильный «Портрет княгини О. К.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин Девочка с персиками, где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. Его возникновение граничит с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале 17 столетия вступили на путь буржуазного развития. Но особенно подчеркивалось увлечение художника Веласкесом. Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Родился сын Георгий.
За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей. В нем «был виден артист высшего порядка, с внешностью гения вроде Листа, Гете, Вагнера или Бетховена» 2, отметил молодой Илья Репин сразу после первой встречи с А. Н. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. В возникшем чуть позже интересе Серова к светскому портрету стали усматривать влияние мастеров европейского салона.
Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Остались многочисленные свидетельства очевидцев о том, как работал мастер над портретами.
Бенуа, М. В. Ошибались ли мы тогда, пять лет назад. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Кустодиева, в той или иной степени посвятивших себя этой области. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е.
В этих работах Серов и Коровин открывают новый этап в развитии русского натюрморта. Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. за этюд с натуры».
Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). Поленова «Больная» (1886). Еще более резко по этому поводу высказывался князь С. А. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах.
Безусловно, для них автор «Девочки с персиками» (1887, ГТГ) и «Девушки, освещенной солнцем» (1888, ГРМ) всегда оставался кумиром, даже когда он вместе с петербургской группой художников в 1910 году вышел из состава СРХ. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова. За границу Репин отправился в 1873 году. Вот таким образом многие современники усматривали в серовских полотнах признаки карикатурности.
И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. Еще подростком начинающий художник мог с детской прямолинейностью заявить: «. если. В натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Серовым.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. С 1889 года художник проживал в Москве. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Постепенно он извлекал тему, которую затем обратно проецировал на модель, при этом «главные качества модели в портретах как бы оттачивались, намеренно подчеркивались, становились обнаженными, гиперболизовались» 44. «Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство, – но все же радости не дает, – и странно, все другое зато делается чем-то скучным – тут можно попризадуматься» 25, – писал Серов жене из Парижа, находясь под впечатлением от увиденных там на Осеннем салоне произведений фовистов.
В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Эмоциональное единство картины прежде всего достигается живописным решением полотна. Малявина, Б. М.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В «Портрете И. А. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва).
Это случилось в 1871 году. На замечание государыни, увидевшей «недочеты» в изображении лица супруга и попросившей их исправить, художник буквально «взорвался» и, передавая ей палитру и краски, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество. ». Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Много ли общего у Серова с художниками «Мир искусства», с которыми он находился в более тесном и плодотворном общении. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в 17 веке. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Бенуа (1908, ГРМ) по поводу «Портрета Д. В. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Что могло объединить Серова с живописцами Союза русских художников, творческие поиски которых были сосредоточены на разработке импрессионистической линии в живописи. Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин».
1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. Это было тяжелое время в истории России. Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него— с семьей В. П. Обнинского. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника.
В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Все, кто хорошо знал Серова, запомнили его демонстративный флегматичный, «унылый» вид и редкостное «малословие» в соседстве с иронией. В Париже он занимался в частной студии Р. Менара.
Уже тогда можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Эта композиция исполнена невыразимой прелести и свежести, которой зритель просто не может не поддаться. В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва).
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. В это же время Кустодиев стал академиком живописи в Петербурге, а в 1912 году вошел в совет Академии художеств. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). Шаляпин. Искусство натюрморта, сложившееся в 17 веке, определило основные качества этого жанра. Симонович. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Новые веяния заметны в известной картине В. Д. Все предметы в композиции почти одинаковы по размерам, но все же художник выделяет главные: чувствуется, что яблоки, яркие и свежие, важнее для него, чем листья и потому написаны тщательнее. Натюрморт – отностельно молодой жанр. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. Драгомировой. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Ведь в основу эстетической программы объединения был положен серовский девиз «писать отрадное» 41. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. В качестве ответной реакции на чрезмерную социальную активность В. С. Серов воспринимает Петра как человека, полного энергии,, строителя, государственного деятеля.
И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. «. Бларамберга» (1888, оба – ГТГ) и многих других.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа. В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884). Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам. После этого случая Серов во дворце Романовых отказался работать. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
«Будто он перенес тяжелую болезнь или утрату близких» 14, – отмечала его двоюродная сестра Н. Я. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург). А у меня дух настроен высоко и я говорю тебе истинную правду – даже смерти не боюсь» 7. Радость беспричинная. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции.
С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». Однако сам художник после успеха этих первых картин больше к теме «отрадного» не возвращался. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф. П. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14.
Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5. Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Толстого, с «высокой точностью» 27. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками».
Иначе. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. 1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи» 18. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей. Драгомировой» (1889, ГМИИ РТ) – не только безусловным сходством, но и особой лирической интонацией. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге.
Важное место здесь принадлежит картинам И. И. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения. Морозова» видели даже элементы социальной сатиры. Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. Среди друзей художника даже оспаривалось влияние на него Репина, с девятилетнего возраста взявшего мальчика к себе на обучение.
В частности, Яремич считал, что движения серовской кисти лишь формально напоминали цорновскую и он лишь короткое время находился под обаянием этого мастера. Затем Кустодиев отправился в Испанию. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде.
Я. Симанович). Ф. О. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике. Художник пытается передать ощущение летнего дня, прелесть дружеской беседы. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Для второй половины XIX века подлинными выразителями передового русского искусства были передвижники — ни одно последующее художественное течение не смогло занять подобного положения. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев. Известно, что для большинства мастеров Союза предпочтительным стал пейзажный жанр.
В феврале родилась дочь Ольга. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Репина. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Для этого «мертвую натуру» выносят в пленэр, связывают с пейзажем или соединяют с интерьером комнаты.
Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве. На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли в композиции полотна. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер.
Вот почему часто заказчики были недовольны портретами Серова, которые сами по себе были великолепны и необыкновенно правдивы» 31. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Добужинского, Е. Е. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта. Чаще всего это случалось, когда он навещал своих родственников фон Дервизов в Домотканове Тверской губернии.
Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой». В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Нестеров своим родным32.
Тем и хорош жанр натюрморта. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень». Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина.
Серов, напротив, считал себя по преимуществу портретистом. Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург). Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие.
Это требование распространялось даже на членов царской фамилии. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. Большего контраста невозможно придумать. Маковский писал, что лишь «грань отделяет "сходство" от карикатурной утрировки» 46, а в экспрессивном «Портрете М. А.